Для чего нужны слоганы
Рекламные слоганы: зачем они нужны + примеры лучших
Мы живём в насыщенном информационном поле. Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни настолько, что некоторые рекламные фразы мы используем наравне с поговорками и цитатами из фильмов. Сегодня рекламный слоган — это важная составляющая часть рекламного искусства. Задача слоганов — формирование у потребителей определённого образа продукта или нужного ассоциативного ряда, приводящего к доверию и покупке.
Что такое слоганы и зачем они нужны
Этимология термина «слоган» происходит от английского слова slog, что в переводе означает «сильно ударять». Слоган — это сжатая, легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи, которая должна «ударять» по мозгу потребителей.
Слоган должен быть короткими и легко запоминаться. Подтекст устойчивого рекламного выражения всегда агитационный, подводящий к действиям. Его основная функция — создание у потребителей нужного образа продукта, вызов доверия и побуждение к покупке. Это первый этап жизненного цикла слогана.
Слоган-фраза должна быть ёмкой, и в конечном итоге у потребителей должна сформироваться устойчивая связь между слоганом и брендом. Популярный слоган должен быть настолько ярким, чтобы он смог затмить собой образы конкурентов и вызывать сильный эмоциональный отклик — второй этап жизни слогана.
Если достигнута высшая степень связи между слоганом и брендом, то он вступает во третий этап своего жизненного цикла. Он уже не несёт информационной нагрузки, а становится частью имиджа компании, неотъемлемым элементом её стиля.
Лучшие слоганы узнаваемы с первых звуков, в сознании людей они прочно ассоциируются с торговой маркой. Именно в этом и есть высшее предназначение слогана.
Когда и где появились слоганы
Есть предположение, что первые слоганы появились от необходимости примерно в середине 19-го века. В то время не существовало никаких рекламных площадок, кроме печатных изданий. В связи с тем, что место в газетах было ограничено всего несколькими строками на одно объявление, деловым людям приходилось придумывать короткое, но ёмкое объявление. Креативные бизнесмены понимали, что оно должно было цеплять читателей.
Возможно, именно так появились первые слоганы. Известно, что пионером первого яркого слогана стала нидерландско-британская компания, выпускающая мыло. В каждом объявлении компании Unilever печаталась одна и та же фраза, перевод которой звучал так: «А вы пользовались сегодня мылом «Пирс»?» Кстати, компания работает до сих пор.
Если копнуть вглубь веков и не связывать рекламные объявления и слоганы, то можно понять, что яркие девизы были у многих правителей и книжных героев. Помните мушкетёров: «Один за всех и все за одного»? Эту яркую фразу автор приключенческого романа Дюма позаимствовал со швейцарского герба.
А знаменитая фраза: «Кто не работает, тот не ест» была придумана апостолом Павлом. Александр Невский также не был автором своей эпохальной фразы про меч и гибель от него: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». Идентичное по смыслу выражение написано в Евангелии от Матвея: «Все, взявшие меч, мечом погибнут».
Таким образом, можно сказать, что изначально слоганы имели политический или религиозный подтекст. Их цель была в агитации и объединении людей. А с середины 19-го века слоганы стали частью коммерции и делового мира.
В чём разница между слоганом и лозунгом
Цель создания рекламного лозунга — продвижение конкретного бренда, товара или услуги. Он должен быть простым, но запоминающимся. Его функция — побуждать потребителей обратить на себя внимание.
По срокам действия лозунги бывают больше краткосрочные, чем длительного действия. Однако некоторые, особо удачные, могут жить десятилетиями.
Существенным отличием от лозунга является то, что известный слоган можно смело назвать жизненным девизом компании. С его помощью в одной фразе сформулированы все жизненные принципы и приоритеты фирмы. Озвучивание слогана даёт общее понятие о том, что из себя представляет или желает представлять бренд.
Самые креативные слоганы создают долговременный драматический эффект в памяти аудитории. Таким образом, со временем слоганы становятся частью фирменного стиля компании.
Один слоган может применяться ко всем товарам одного бренда. Сегодня фирменный слоган используется в конце рекламного обращения к потребителям. Например, компания L’Oreal всегда заканчивает свои рекламы словами «Потому что вы этого заслуживаете».
Также узнаваемым стал слоган компании «Яндекс»: «Яндекс. Найдётся всё!» Началом успешной рекламной компании можно считать апрель 2000 года, когда на экраны телевизоров вышел короткий рекламный ролик, в котором молодой человек расклеивал объявления о розыске опасного преступника.
По сюжету за спиной у расклейщика появляется разыскиваемый и спрашивает закурить. Герой ролика отвечает: «Яндекс. Найдётся всё!» В то время рекламное время стоило дорого и постоянно дорожало, поэтому первые ролики были созданы в кратчайшие сроки.
Так родился главный слоган компании. Сегодня, мы знаем, что независимо от направления работы компании, у неё найдётся все.
Разница между понятиями «слоган» и «лозунг» в контексте рекламы на первый взгляд не очевидна. Это связано с тем, что у понятий есть общая цель — продвижение товара и создание ассоциативного ряда между устойчивым выражением и брендом.
Однако лозунг всегда можно отличить по форме подачи информации. Лозунг в русском языке — это призыв к действиям. Самыми яркими примерами могут служить лозунги «Летайте самолётами Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!», «Проголодался? Сникерсни!»
Каким должен быть продающий слоган
Удачный запоминающийся слоган имеет огромную ценность с точки зрения маркетинга. Яркий, оригинальный и вызывающий интерес — вот таким должен быть настоящий продающий слоган.
Существует ряд критериев, которые определяют принципы создания эффективных слоганов:
Яркими примерами, которые полностью соответствуют всем вышеперечисленным принципам, являются девиз «Чистота — чисто «Тайд»!» и слоган «Макдональдса»: «Вот что я люблю!»
Как придумать удачный слоган
За всю историю слоганов в коммерции родилось несколько десятков принципов их формирования:
Ассоциации. Так, например, слово «чистота» из знаменитого слогана «Чистота — чисто «Тайд»!» даёт большой подсознательный ассоциативный ряд.
Слоган «Блог в помощь!» проводит ассоциацию с фразой «Бог в помощь», что может быть на руку его обладателю-блогеру.
Что ещё может стать основой для слогана:
Совет: при создании слоганов не нужно бояться миксовать несколько видов слоганов в одном. Нет единого «правильного» рецепта. Главное в том, чтобы ваш слоган давал представление о вашем бренде, продукте, услуге.
Работают ли онлайн-генераторы слоганов
В интернете можно найти несколько автоматических помощников. С их помощью мы попробуем подобрать слоганы к слову «Апельсин»:
Что такое слоган и как его придумать: 5 шагов
Слоган – короткая эмоциональная и цепкая фраза, укрепляющая имидж и подталкивающая к покупке.
Если я скажу “Сделай паузу. ”, в Вашей голове всплывёт: “Скушай Twix!” А если скажу, что “Вы этого достойны”, большинство женщин (а может и мужчин) сразу вспомнит, о чем речь.
Так работает рекламный слоган. С его помощью можно за несколько секунд рассказать своим клиентам, кто Вы есть, и чем для них полезны. Что такое слоган в общем, я думаю, Вы поняли. А в статье я расскажу, какой он бывает, из чего состоит и самое главное – как Вам его создать.
не путать термины
В процессе формирования бренда владельцы бизнеса часто путают понятия миссии компании, девиза, уникального торгового предложения (УТП) и слогана. Но важно понимать различия между ними, поэтому кратко пробежимся по сути.
Виды слоганов
Единого правильного решения, каким должен быть лучший слоган для любого бизнеса (например, по объему) не существует – все зависит от специфики Вашего бренда и целевой аудитории.
Как правило, слоганы делят на виды: по смыслу и цели; по форме и языковым приемам. Ниже расскажу про виды каждой классификации слоганов и покажу все на примерах известных компаний.
– Классификация по смыслу и цели
Здесь все слоганы делятся на два основных подвида. Рассмотрим каждый подробно.
1. Имиджевые
Отражают миссию, ценности и философию бренда, говорят о компании, а не о покупателях. Их цель – создать образ бренда, завоевать доверие и лояльность клиентов.
Renault “Страсть к жизни”
2. Товарные
Говорят о продукте, выгодах для клиента, результате, который он получит от покупки. Их цель – стимулировать продажи, подчеркнув УТП или вызвав эмоции.
Слоган компании Duracell
– Классификация по форме и языковым приемам
Различают пять подвидов слогана по его форме и использованным приёмам.
1. Утверждение
Такой тип может рассказывать о компании, клиенте или уникальном торговом предложении. Важную роль здесь играет способ построения фразы.
2. Вопрос
Эта форма вызывает потребителей на диалог и устанавливает с ними контакт. Вопрос может быть риторическим или построенным по классической схеме “проблема — решение”.
BMW: “Нужна ли реклама совершенству?”
3. Обращение
Еще один способ разговора с клиентами – обратиться лично к ним, показать, что Вы знаете об их потребностях, желаниях или проблемах.
4. Игра слов (ирония, юмор)
Это мощный инструмент воздействия на потребителей. Заставив человека улыбнуться, Вы располагаете его к бренду. Главное в этом приеме – знать, какой юмор приемлем для Вашей целевой аудитории, и не превращать игру слов в головоломку.
5. Метафора, гипербола, эмоционально окрашенные слова
Эти приемы, как и юмор, действуют на чувства клиентов, чем пользуются известные бренды.
Disneyland “Где сбываются мечты”
Из чего состоит
Современные слоганы для бизнеса содержат один или несколько обязательных элементов.
Помните, что задача слогана – подчеркнуть выгоду, рассказать историю или донести ценности, а какие элементы будут в него входить, и сколько их будет – решать уже Вам.
варианты создания
Если Вы еще не знаете, стоит Вам писать слоган самому или отдать задачу на аутсорс, учтите важный момент: процесс разработки зависит от времени и бюджета. Исходя из этого Вам и нужно выбрать подходящий вариант:
Как раз для тех, кто решил разработать слоган компании сам, я подготовил инструкцию – она ниже. С её помощью Вы за пять шагов накреативите себе крутой.
Как придумать слоган
И первое, что стоит учесть: в процессе разработки важно определить месседж, который Вы хотите донести до аудитории. А для этого нужно начать с подготовительного шага – сбора сведений.
Шаг 1. Соберите информацию
На этом этапе собирается максимум сведений о Вашем продукте, конкурентах, УТП и целевой аудитории. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
И не стоит пренебрегать этим шагом, так как сбор информации очень важен. Даже перед тем, как придумать слоган для Rolls-Royce “На скорости шестьдесят миль в час самый громкий звук в салоне – тиканье часов”, отец рекламы Дэвид Огилви несколько недель изучал характеристики автомобилей.
А в результате продажи Rolls-Royce увеличились на 50%, и сам слоган вошел в историю. Так что, если Вам тоже хочется высокую прибыль, не забывайте о сборе информации.
Шаг 2. Составьте карту ассоциаций
Помните, больше ассоциаций – больше потенциальных идей. Поэтому при разработке рекламного слогана компании готовьтесь выложить все свои идеи.
Для этого возьмите лист бумаги и выпишите несколько десятков слов и фраз, приходящих на ум в связи с Вашим брендом. Причём записывайте даже то, что на первый взгляд не имеет отношения к продукту.
Например, создать рекламу для Лас-Вегаса помогло исследование мнения туристов. По итогу вышло, что главная ассоциация с городом – свобода делать, что хочется, уходить в отрыв. Именно так родилось знаменитое “Все, что происходит в Вегасе, остается в Вегасе”.
Карта ассоциаций МакДональдс
Шаг 3. Генерируйте варианты
Далее начинайте составлять слоганы для рекламы на основе карты ассоциаций. И не пытайтесь сразу сгенерировать идеальный – просто записывайте все удачные фразы, которые приходят в голову. Смело подключайте к работе коллег, экспериментируйте с основным месседжем лозунга и примерами формы.
Совет. Ради интереса загляните в словарь фразеологизмов: вдруг Вы можете наделить какие-то элементы слогана новым смыслом.
Так, во время создания рекламного слогана для бренда California Milk Processor Board решающей стала фраза одной из участниц обсуждения: “Я вспоминаю о молоке, только когда оно заканчивается”. После этого родился слоган “Молоко есть?”.
Шаг 4. Сокращайте
Теперь можно редактировать результат, но не приступайте к этому сразу. Для начала отберите самые удачные фразы, позже посмотрите на них свежим взглядом. К тому же подумайте, как их можно отредактировать: сократить, сделать более емкими и яркими.
Вот как это вышло при создании слогана для МТV. Сначала копирайтер написала фразу “Им мало рок-н-ролла, им подавай их MTV”. Из нее известный рекламист Джордж Лоис сделал “Хочу моё MTV!” и подарил каналу сумасшедшую популярность.
А компания Airbnb использовала в слогане два слова – “Свой повсюду”, и этого хватило, чтобы потенциальные клиенты понимали – они будут чувствовать себя как дома в любой точке мира.
Еще один пример – лозунг-мотиватор Adidas “Невозможное возможно”. Он отсылает к эмоциям, вселяет надежду и обещает, что Вы преодолеете любые преграды и достигнете целей.
Шаг 5. Протестируйте
Когда слоган готов, его можно тестировать перед запуском рекламной кампании. Так Вы узнаете, заставляет ли он покупать. Для этого можете пойти разными путями:
И напоследок Вам совет – сохраните все результаты мозгового штурма. Так как финальные варианты, которые не стали слоганом, можно использовать в качестве постов в соцсетях, заголовков статей в блоге и т.д.
Как говорят мудрецы…
главные фишки рекламных слоганов
Советую запомнить, что краткость, честность, информативность и единство образа отличают любой слоган. И ниже я расскажу Вам об этих крутых фишках на примере известных брендов.
1. Сочетаемость с логотипом
Слоган и логотип – как инь и янь: в идеале они составляют части единого целого и дополняют друг друга. Фактически это двойное воздействие на сознание клиентов.
То есть лого, как дополнительный элемент узнавания, подкрепляет результат работы лозунга и в итоге повышает эффективность рекламной кампании.
Пример: Позитивный лозунг Nike “Просто сделай это” неразрывно связан с изображением фирменной галочки – логотипа бренда. То есть эмблема передает динамику и силу, а слоган дополняет ее, призывая действовать и достигать результатов.
Другой пример – слоган Apple “Думай иначе”. Он с самого начала использовался как текст, сопровождающий логотип. И хотя компания уже давно не использует эту фразу, она прочно закрепилась в умах людей: надкушенное яблоко ассоциируется с особым статусом.
2. Капля юмора
Юмор объединяет, настраивает на одну волну, вызывает доверие и хорошо запоминается. Так что подумайте, уместно ли для Вашего бренда использовать шутки, игру слов или аллитерации, и если да, смело применяйте эту фишку.
Пример: Прикольные яркие слоганы часто становятся вирусными. Именно благодаря этому “ушли в народ” смешные рекламные фразы, например, компании M&Ms.
3. Честность
Естественно, привирать в своем слогане – дело последнее. Ведь если содержание не соответствует действительности, потребители не станут Вам доверять. Поэтому все факты в рекламной фразе должны быть объективными.
Пример: Даже если Вы используете красивые, но пустые элементы вроде “лучший” или “№1”, делайте это, как компания Carlsberg, заявляющая, что производит “Пожалуй, лучшее пиво в мире”.
Слоганы и дескрипторы: чем отличаются и нужны ли вообще
Слоган и дескриптор часто используются как взаимозаменяемые понятия, но ставить между ними знак равенства нельзя. Роман Горбачёв, основатель и директор Логомашины, объясняет, в чём разница между слоганом и дескриптором и в каких случаях они могут понадобиться.
Зачем нужен слоган
Слоган — ёмкая фраза, транслирующая сообщение, которое бренд хочет донести до аудитории. Он играет роль «первой реплики», с которой начинается диалог бренда с потенциальным клиентом. Слоган обычно описывает потребительский опыт — эмоции от использования продукта. Для чего компании нужен слоган?
Создать образ продукта
Слоган нужен для того, чтобы аудитория поняла, для кого создан тот или иной продукт. Например, слоган Nike “Just do it” побуждает к действию и транслирует качества клиентов бренда — активность и целеустремлённость.
Выразить философию бренда
Слоган позволяет показать потенциальным покупателям ценности компании, заинтересовать аудиторию своей активной позицией. Например, Dove пропагандирует бодипозитив, что отражено в слоганах: «рекомендовано реальными женщинами» или «протестировано на реальных формах». Покупая продукцию Dove, клиенты соглашаются с ценностью принятия себя, уважения к телу.
Повысить узнаваемость
Название, каким бы точным оно ни было, не передаёт всю информацию о продукте. Слоган может раскрыть особенности продукта, показать, чем этот товар отличается от подобных на рынке.
Всё, что нужно знать о рекламе в мобильных играх
Аналитический обзор Gameloft: рекламные форматы, портрет аудитории, надёжные бенчмарки.
Прочитайте слоганы, приведённые ниже, и попробуйте вспомнить компании, которым они принадлежат:
«Ведь вы этого достойны»;
«Живи на яркой стороне»;
«Никогда не подведёт»;
«Убивает все известные микробы наповал».
Уверены, вам удалось вспомнить хотя бы четыре из пяти, а значит эти слоганы действительно работают.
Зачем нужен дескриптор
Дескриптор — краткое сообщение для аудитории, которое объясняет сферу деятельности компании. В отличие от слогана, который может быть абстрактным, дескриптор конкретный: не содержит метафор или запоминающейся рифмы. Есть две причины, почему бренду нужен дескриптор.
Познакомить аудиторию с брендом
Дескриптор в отличие от слогана не обязательно должен быть запоминающимся. Потребителю достаточно увидеть дескриптор один раз, чтобы зафиксировать в сознании, на чём специализируется компания, какие товары или услуги предоставляет. Дескриптор компании Castorama звучит так: «гипермаркет для дома и ремонта». По этой фразе клиенту становится понятно, что в магазин можно зайти тогда, когда нужно изменить интерьер.
Сэкономить время аудитории
Дескриптор — сигнал для клиента о том, что бренд уважительно относится к своей аудитории. Так компания показывает, что не просто ценит время, которое покупатель тратит на выбор продукта, но и помогает ему сориентироваться, выделяя товары и услуги, которые может предложить. Пример не самого удачного дескриптора — «федеральная сеть магазинов электроинструментов». Так позиционирует себя компания «220 Вольт». Из описания кто-то может сделать вывод, что в магазине продаются только электроинструменты, но на самом деле сеть предлагает больше категорий товаров: от сантехники до спецодежды.
Дескриптор — это идентификатор бренда, который поясняет аудитории, на чём специализируется компания, если это не очевидно из названия и слогана. Дескриптор сам по себе не привлекает клиентов, но помогает их не терять, поэтому пренебрегать им не стоит.
Как создать работающий слоган
Слоган выполняет свои функции только тогда, когда составлен правильно. Сложность заключается в том, что нет универсальных компонентов работающего слогана. Но есть опыт популярных брендов, которые вошли на рынок с запоминающимися слоганами и заняли свою нишу. Проанализировав их, мы выделили три идеи о том, как создать работающий слоган.
1. Ответить на инсайт клиента
Инсайт — это внутренний мотив клиента, который побуждает к действию: купить, заказать, попробовать. Если слоган содержит ответ на инсайт, у целевой аудитории подсознательно формируется установка, что бренд угадал «боли» и может их решить. Пример ответа на инсайт — слоган: «Фрутоняня — помощь маме. И папе». Производители сделали акцент на том, что у родителей много дел по дому, и прямым текстом предложили помощь.
Кадр из рекламного ролика «Фрутоняни»
Разработать слоган-инсайт поможет исследование целевой аудитории и её потребностей, поэтому без фокус-группы не обойтись. С инсайтом слоган становится не просто фразой, а триггером к покупке.
2. Разработать легенду бренда
Легенда — это история о бренде или продукте, которая создаёт эмоциональную связь между клиентом и компанией, передаёт её позиционирование в понятной для аудитории форме. В основе легенды может быть реальная история создания бренда или миф.
Чтобы рассказать в слогане историю, выберите понятия, с которыми должен ассоциироваться продукт: качество, безопасность, счастье. Это удалось бренду жевательных конфет Skittles. В слогане «Не кисни — на радуге зависни» отражён миф о том, что конфеты сделаны из радуги и приносят радость. На эту же идею работают рекламные ролики, упаковка, цвет конфет.
Легенда, выраженная в слогане, упрощает продвижение продукта: потребители и партнёры запоминают историю, а следовательно, запоминают и бренд. Кроме того, легенда создаёт имидж бренда и позволяет транслировать его аудитории.
3. Выйти за рамки привычного
Сильный слоган не теряется в потоке информации: он отличается от сообщений конкурентов и задаёт тон диалогу с аудиторией. Например, сеть быстрого питания Burger King выбирает провокационный и дерзкий стиль слоганов: «Смотри не обострись» или «Раскурячь их всех». Этим компания выделяется на фоне прямых конкурентов McDonald’s и KFC, чьи слоганы более нейтральные. У McDonald’s — «Вот что я люблю», у KFC — “So good”.
Правда, в погоне за клиентами Burger King иногда заходит слишком далеко: ФАС не раз штрафовала сеть за неэтичные слоганы. Возможно, Burger King сознательно идёт на штрафы ради дополнительного медиаохвата, но такой способ повышения узнаваемости может испортить репутацию.
Как создать работающий дескриптор
Дескриптор не даёт такое пространство для креатива, как слоган, но привлекает клиентов не хуже, чем яркая эмоциональная фраза. Работающий дескриптор — не пустой набор слов. Что нужно, чтобы разработать работающий дескриптор?
Убрать абстрактные формулировки
Чтобы ваш бренд выиграл борьбу за внимание аудитории, выберите сообщение, которое раскрывает суть продукта, не пряча смыслы за витиеватыми формулировками.
Абстрактный дескриптор у компании Ситилинк: «электронный дискаунтер». Аудитория может подумать, что это онлайн-дискаунтер, а не магазин, который продаёт электронику. Добавляет неопределённости термин «дискаунтер»: если клиент не знает значение слова, он не поймёт, что Ситилинк предлагает продукцию по низким ценам.
Сеть DNS конкретнее сформулировала дескриптор: «Магазин цифровой и бытовой техники». По этой фразе аудитория понимает, какие категории товаров предлагает компания.
Выразить позиционирование бренда
Дескриптор передаёт не только сухие факты, но и позиционирование бренда, которое считывает клиент. Если компания занимается, например, продажей обуви, в дескрипторе она может указать: «магазин обуви». Но есть и альтернативный вариант: «обувной бутик».
Оба дескриптора передают суть деятельности компании, но второй содержит ещё и указание на статус — бутик. Так магазин выделяется на фоне конкурентов и сообщает, что его продукция высшего качества.
Разделяйте функции слоганов и дескрипторов
На первый взгляд слоган и дескриптор похожи. Они являются компонентами вербальной айдентики, у них одинаковая задача: преодолеть информационный фильтр потребителя. Но слоган и дескриптор — не взаимозаменяемые элементы, потому что выполняют разные функции. Для вашего удобства мы сравнили слоган и дескриптор в таблице.