Для чего нужны социальные проекты в школе

Зачем нужно социальное проектирование в школе?

В настоящее время метод проектов приобрёл широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Ведь теперь надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию.

Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.

К примеру, сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать.

Нелегко даётся смена образовательной парадигмы, переориентация от традиционной «знаниевой» педагогики к инновационной «компетентностной». Традиционная «школа памяти» должна стать «школой развития», где способом усвоения знаний является не заучивание и не деятельность по алгоритму, а поисковая мыслительная деятельность учащихся.

Педагоги нашей школы в своей деятельности стремятся использовать инновационную педагогику. Именно поэтому одним из основных направлений нашей школы является «Разработка проектных мастерских через внедрение информационно-коммуникационных технологий»

Общественные проблемы, даже самые малые, обычно в одиночку не решаются. Только группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию. Социальное проектирование является одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь.

Источник

Воспитательная роль социальных проектов в школе (из опыта работы)

Статья посвящена технологиям социального проектирования в школе № 1770. Авторы описывают социальные проекты по таким направлениям воспитательной работы, как помощь ветеранам, благотворительным фондам, школам-интернатам и приютам для бездомных животных. Работа педагогов основана на привлечении обучающихся к добровольческой (волонтерской) работе. Цель – формирование у школьников активной социальной позиции и морально-нравственных качеств. Статья будет полезна педагогам, работающим с классными и школьными коллективами, кураторам ученического самоуправления.

Ключевые слова: социальные проекты, воспитание, воспитательная работа, ученическое самоуправление, ветераны, социальная помощь.

Одна из педагогических технологий, которая помогает воспитать социально активную личность, – технология социального проектирования. «Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику» [1].

Цель вовлечения школьников в работу социальных проектов – формирование у них социального опыта и навыков. Привлечение внимания детей к актуальным проблемам общества и включение в практическую работу по их разрешению также помогает формировать морально-нравственные качества, такие как сопереживание, отзывчивость, ответственность. Кроме того, подобная практика положительно влияет на самооценку ребенка, укрепляет его веру в себя, ведь создается ситуация, в которой есть возможность проявить инициативу, и тогда его мнение становится важным для детского и взрослого сообщества.

В воспитательной работе наша школа успешно применяет технологию социального проектирования и предлагает ученикам несколько видов деятельности по разным направлениям. Наличие выбора позволяет вовлечь большее количество детей в соответствии со сферой их интересов. В статье мы описываем основные социальные проекты, в которых принимают участие ученики нашей школы.

Помощь ветеранам

Самым масштабным по количеству участников и по насыщенности мероприятиями является социальный проект «Ветеран живет рядом», который реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Этот проект нам особенно дорог потому, что в его создании принимали участие активисты ученического самоуправления нашей школы.

Проект вырос из традиции нашей школы поздравлять Совет ветеранов района Нагатинский Затон с Днем Победы. Ребята задумались, как можно проявить внимание к тем людям, благодаря которым наша страна победила в Великой Отечественной войне. Как сохранить о них память?
Школьники обратили внимание на то, что в селах и малых городах России на заборах домов частного сектора встречаются старые выцветающие фанерные таблички в форме красной звезды. Ребята выяснили, что в советское время существовала традиция отмечать символичными знаками (например, звездами) дома, в которых проживали ветераны ВОВ, или дома, где в семьях потеряли кого-то во время ВОВ. Нашим ученикам понравилась эта традиция, и они выступили с инициативой ее возрождения. Дети решили провести акцию в районе своей школы и разместить специальные таблички на подъездах тех домов, где сегодня живут ветераны ВОВ, как напоминание об их подвиге. Так родилась идея будущего социального проекта.

Непосредственными участниками проекта являются обучающиеся школы № 1770 и наши социальные партнеры – Совет ветеранов района Нагатинский Затон.

Мы выработали систему совместной работы между школой и Советом ветеранов.

Эта работа помогает нам, в частности, реализовать идею проекта.

Осенью организуются мероприятия по сбору сведений об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне. Сбор информации ведется в рамках исследовательской и проектной деятельности школьников по теме «Моя семья в истории страны», но некоторые данные предоставляет Совет ветеранов: уточняет списки, сверяет адреса и места проживания участников войны. Так как ребята стараются познакомиться с каждым ветераном, о котором собирали информацию, наш районный Совет часто выступает посредником для организации встреч со школьниками. Мы устраиваем совместные чаепития, проводим тематические встречи и Уроки мужества, коллективные просмотры и обсуждения художественных фильмов о Великой Отечественной войне, экскурсии по школьному музею и по экспозиции в Совете ветеранов. К праздникам школьники стараются сделать подарки и сувениры своими руками, чтобы порадовать ветеранов, предлагают им помощь по хозяйству.

Важная часть проекта – изготовление памятных табличек с надписью «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны». Эти простые знаки внимания сохраняют память о тех людях, которые внесли свой вклад в Великую Победу. Таблички выполняются на заказ и проходят согласование возможности установки. В вопросах согласования и убеждения местных органов власти незаменимым помощником становится наш социальный партнер – Совет ветеранов. Сами таблички изготавливаются на школьном оборудовании из ламинированного картона по макету, который придумали активисты проекта. Закупка материала для изготовления табличек происходит за счет средств, вырученных от сдачи ребятами макулатуры и заработанных на школьных ярмарках, в которых участвуют дети, родители и учителя нашей образовательной организации.

Торжественным финалом проекта является школьный митинг, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, который проходит ежегодно недалеко от нашей образовательной организации, у стелы в честь ушедших на фронт добровольцев.
В ходе мероприятия таблички торжественно передаются представителям Совета ветеранов. После окончания торжественной части участники проекта и взрослые обходят район по определенным маршрутам и прикрепляют таблички на подготовленные места, чаще всего рядом с доской объявлений на подъезде.

За три года существования проекта памятные таблички появились на подъездах 20 домов в районе Нагатинский Затон на юге Москвы. Там, где были вывешены таблички, активисты проекта организуют экскурсионные маршруты для обучающихся школы и жителей района. Возникла даже идея создания электронной книги памяти «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Но этот проект только начал развиваться, и о результатах говорить пока рано.

Благодаря проекту «Ветеран живет рядом» ребята лучше узнали историю России, прониклись судьбами участников войны, почувствовали свою ответственность за сохранение уважительного отношения к старшему поколению и исторической памяти страны. Помогая конкретным людям, ветеранам, которые живут по соседству с нами, мы сохраняем память об их подвиге, о времени, в котором они жили. Мы рады, что проект «Ветеран живет рядом» развивается и с каждым годом его участников становится все больше.

Помощь пожилым людям

Наши воспитанники также проявили интерес к акции благотворительного фонда «Старость в радость». В ней принимают участие в основном ученики начальных классов и их родители. К Новому году и Рождеству они собирают подарки для тех, кто живет в домах престарелых: небольшие сувениры, кроссворды, конфеты, вязаные носочки и поделки. Но главное в этом проекте то, что дети сами пишут небольшие поздравительные открытки с теплыми словами для жильцов домов престарелых, ведут с ними переписку. Для наших ребят это опыт общения с теми, кому трудно, кто одинок, кто нуждается в простом человеческом общении.

Помощь воспитанникам школы-интерната

У нас есть еще один социальный проект, направленный на взаимодействие со сверстниками. Наша школа связана давними дружескими отношениями со школой-интернатом поселка Барсуки Тульской области – ГБОУ «Барсуковская школа им.
А.М. Гаранина». В рамках проекта ребята группами приезжают друг к другу в гости
(в школу). Мы тщательно продумываем программу совместной деятельности для этих встреч. Старшеклассники организуют для своих гостей чаепития, спортивные и интеллектуальные соревнования, прогулки по Коломенскому или Царицыно, экскурсионные программы. Участие в этом проекте дает нашим ученикам опыт социальной коммуникации и общения с ровесниками, которые растут и воспитываются в другой среде.

Помощь бездомным животным

Социальная помощь может быть ориентирована не только на людей. В школе существует проект помощи бездомным животным из частного приюта «Альма», в котором активно участвуют дети и взрослые. Педагоги проводят беседы с ребятами, организуют встречи с волонтерами приюта, которые рассказывают о своей работе. Все вместе: и дети, и взрослые – собирают корм для четвероногих подопечных, понимая, что частный приют содержится только на пожертвования, а брошенные животные нуждаются в уходе. Это способствует воспитанию у ребят социальной ответственности и человеческого сопереживания. Старшеклассники отвозят корма в приюты, ухаживают за животными, гуляют с ними.

Заключение

В каждой школе найдутся ребята, готовые помогать другим. В нашей образовательной организации волонтерство стало не разовой акцией, а системой мероприятий, в которых может принять участие любой обучающийся. Основные воспитательные задачи, которые стоят перед педагогами школы, – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активной социальной позиции. В процессе социальной проектной работы у школьников формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.

Организация работы детей в социальных проектах требует продумывания каждой мелочи. В частности, педагогам-кураторам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные проекты, в которых участвуют наши школьники, поддерживают родители и жители района, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу. Таким образом, социальное проектирование помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь, и тем, кто эту помощь оказывает, – ощутить себя частью общества.

Список литературы:
1. Янушевский В.Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: методическое пособие // Библиотека журнала Директор школы. № 1. 2017. С. 82. [Электронный ресурс]. URL:http://biblio.salemalmoshi.edusite.ru/DswMedia/uchebnoeisocial-noeproektirovanievosnovnoyistarsheyshkolemetodicheskoeposobie.pdf.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Источник

Как и зачем школьники делают социальные проекты

Какие навыки помогает прокачать проектная деятельность и как это влияет на выбор будущей профессии.

Для чего нужны социальные проекты в школе. Смотреть фото Для чего нужны социальные проекты в школе. Смотреть картинку Для чего нужны социальные проекты в школе. Картинка про Для чего нужны социальные проекты в школе. Фото Для чего нужны социальные проекты в школе

Победители конкурса социальных проектов «Мир новых возможностей» рассказали, как и зачем делают свои проекты.

Конкурс социальных проектов «Мир новых возможностей» с 2014 года проводит компания «Норильский никель» в регионах своего присутствия — в Мурманской области, Красноярском и Забайкальском краях.

Конкурс направлен на поддержку общественных инициатив и создание условий для устойчивого развития. В нем могут участвовать НКО, МСП, преподаватели, директора школ и сами школьники.

Ирина Жуйкова, главный менеджер управления благотворительных программ «Норникель», отметила, что за 7 лет конкурса было реализовано 72 проекта на общую сумму 7 млн рублей.

«Нужна большая смелость, чтобы предложить идею, сделать проект, а потом еще отчитаться по нему: сделать качественный и финансовый отчет. Для школьников — это очень полезный и важный опыт», — подчеркнула Жуйкова.

Откуда берутся идеи

Кристина Коняхина и Кирилл Фокин из Мончегорска в 2020 году сделали проект «Тайны России». Это онлайн-марафон для школьников о народах страны.

«Эта тема в первую очередь была интересна нам самим. И я считаю, что очень важно выбирать для проекта тему, который вы горите, — отметила Кристина.

«У нас был опыт апробации подобного проекта: мы рассказывали школьникам о культуре разных стран. И после этого нам пришла мысль: «Почему мы забыли о своей стране? В первую очередь нужно рассказать детям о народах нашей страны — о них мало кто много знает».

Кристина и Кирилл проводили онлайн-марафон в игровом формате. Каждый день в соцсети выкладывали информацию о каком-то народе и задание: например, были конкурсы рисунков, квизы. Участников поощряли баллами, которые в конце можно было обменять на тематические призы: настольные игры и энциклопедии о народах страны.

Игорь Останин из Норильска несколько раз выигрывал в конкурсе с разными проектами. Он делал путеводитель по Норильску, рассказывал о профессиях региона, проводил спортивные соревнования для школьников, которые не занимаются спортом профессионально.

«Идея с путеводителем пришла, потому что в интернете не было никакой информации о мероприятиях, которые проходят в Норильске. Люди просто спрашивали друг у друга, куда можно сходить», — рассказывает Игорь.

«Со спортом было еще проще. На все соревнования берут только детей, которые занимаются в спортивных школах. Я решил сделать соревнования для не спортсменов по легкой атлетике, волейболу баскетболу и мини-футболу. Проект получил большой отклик, в сезон было около 300 участников».

Алексей Алексеев из Никеля в 2018 году выиграл конкурс с проектом «Большой этикет». Это обучение школьников младших классов основам этикета.

«Идея пришла после того, как моей однокласснице нагрубили в магазине. Я подумал, что было бы хорошо обучать этикету со школы», — рассказал Алексей.

«Проект включал ролевые ситуативные игры и интерактивные задания для учеников младшей школы. Главный критерий оценки проекта был качественный. Он основывался на опросах педагогов и родителей, они отвечали, насколько занятия повлияли на детей».

Как проекты помогают прокачать скиллы

Игорь Останин отметил, что во время работы над проектом проявляются и сильные, и слабые стороны.

«Например, я научился выступать перед большой аудиторией даже без подготовки. Но боролся с паникой и несобранностью. Проект позволяет понять, над чем в себе нужно работать», — рассказал Игорь.

Алексей Алексеев подчеркнул, что это возможность попробовать себя в роли руководителя.

«Я прочувствовал на себе, когда даешь большую волю эмоциям, это может повредить команде. Нужно проявлять жесткость и хватку. Я научился этому навыку, но понял, что быть человеком, который эмпатичен и при этом руководитель, — сложно», — рассказал Алексей.

Выбор профессии

Игорь Останин сейчас учится на программе «Менеджмент креативных проектов», организованной Шанинкой и РАНХиГСом.

«Именно проекты направили меня на эту интересную программу. И это очень тесно связано с тем, что я делал в Норильске», — рассказал он.

Алексей Алексеев — студент специальности «Управление инновационной деятельностью». Он отметил, что опыт проектного подхода в целом помогает в жизни.

«Любую ситуацию ты можешь расписать как проект. Твое мышление уже работает как у проектного менеджера: ты ставишь цель, видишь задачи, какие тебе нужны, оцениваешь свои ресурсы, риски. Это мышление, которое помогает «не париться», а сразу начинать делать и решать», — подчеркнул он.

Источник

Доклад к педсовету: «Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Эпиграфом к педсовету станут высказывания Василия Александровича Сухомлинского:

«Проблема творчества – один из участков педагогической целины

и Николая Григорьевича Чернышевского:

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Что такое социальный проект?

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся.

Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.

Таким образом, обсуждение на педагогическом совете будет посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так:

« Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся».

Для решения данной проблемы сложились объективные и субъективные условия:

Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к самостоятельной проектной деятельности, которые будут развивать отечественную науку. Вузы страны организуют университетские классы, где ведется отбор талантливой молодежи. Как правило, это те учащиеся, которые много времени посвящают самообразованию, чей уровень знания предметов выходит за пределы школьной программы.

Государственная политика в области образования нацелена на поддержание инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные программы и передовые технологии, о предоставлении грандов школам для реализации проектов.

В последние годы вновь наблюдается массовое увлечение школьников исследованиями и возобновление в связи с этим деятельности научных обществ, их популяризация среди учащихся. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати практических материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений учащихся и, как подведение итогов их деятельности, проведение ежегодных конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите исследовательских работ учащимися (победители наиболее престижных из них принимаются в некоторые вузы без экзаменов).

В нашем городе действуют научные общества учащихся, ежегодно организуются конкурсы научно-исследовательских работ, лучшие из которых выходят на общероссийский уровень. С каждым годом увеличивается число секций, на которых может быть представлена исследовательская работа учащихся.

Однако наша школа представляет либо немногочисленные работы, либо не соответствующие требованиям, предъявляемым к учебному исследованию.

Проектная деятельность учащихся не носит системного характера. Представляемые на научные-практические конференции работы учащихся – результат только подвижничества отдельных учителей.

Рейтинговая карта ОУ показывает, что перед школой ещё стоит задача войти в число ведущих ОУ, серьезно и широко заявивших о себе на олимпиадах, конкурсах, в проектах районного, городского и областного уровнях

Вместе с тем в школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского метода в обучение: профессионализм педагогов.

Социальное пректирование- это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим;

деятельность строится не в русле учебного предмета, т. е. носит надпредметный характер;

опора на сиюминутные увлечения детей;

истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.

Основатели системы выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Иначе говоря, использование проектного метода в обучении предполагает определенную, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус.

Цель применения социального проектирования

Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации:

Под социальным проектированием понимается деятельность:

-социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Цель социального проектирования :

1.Привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

2.Включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования :

— повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

— формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

— устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

— закрепление навыков командной работы.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский),

социальный ландшафт ( внешнее и внутреннее благоустройство школы, пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях:

Применение метода социального проектирования в учебном процессе (на уроках, факультативах, элективах и т.д.).

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования

Применение метода социального проектирования в процессе социально-значимой учебно- воспитательной внеурочной деятельности.

Рассмотрим важность социального проектирования в рамках учебного процесса.

Проектная деятельность учащихся основывается на том, что им интересны многие загадки и неразрешённые вопросы, им хочется уже в школе докопаться до истины. Иногда получается, а иногда вопрос остаётся открытым, но желание отыскать истину всегда должно приветствоваться. По выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы.

Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Учащиеся, увлечённые поисковой исследовательской деятельностью, видят значение для практики знаний, полученных на уроках, учатся делать выводы, систематизировать. Ведь зачастую, учащиеся, приходящие к нам, не умеют говорить, обобщать и делать выводы. Они привыкли к недоверию, сомнению учителя в их силах.

Если говорить о социальном проектировании в учебно- воспитательном процессе, то можно ориентироваться на следующую классификацию:

1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

• Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

• Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

• Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

• Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.).

Этапы проведения проекта

Подготовительный или вводный (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

1.7. Поиск возможных рисков (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации)

Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планированию.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. (если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает еѐ не качественно)

Выполнение пошаговой инструкции, созданной на 1 и 2 этапах.

Материальная разработка и реализация проекта.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребѐнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.

Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

Памятки для реализации социального проектирования

К руководителю (организатору) проекта

Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

Продумайте практическую/ теоретическую значимость проекта.

Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

Предложите критерии оценки успешности проекта.

Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).

Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Общие правила для руководителя проекта

Подходите к проведению этой работы творчески.

Не сдерживайте инициативу учащихся.

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

В процессе работы не забывайте о воспитании.

Диагностики учащихся
(выявление склонности к исследовательской
и общественной деятельности)

Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.

Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?

Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет).

Анкета для учащихся

Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас: учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет

Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.

Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по.

При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *