Для чего нужны социальные технологии
Социальные технологии
Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели. В статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальные технологии, зачем они нужны, какие они бывают и как их может использовать обычный человек.
Сущность социальных технологий
Помимо определения, которое было дано в первом предложении этой статьи, существуют и многие другие. Для более целостного представления рассмотрим ещё два из них:
Понятие социальных технологий применимо к управлению как обществом (экономика, социальная среда, культура), так и конкретными организациями (повышение эффективности труда или квалификации работников, формирование корпоративной культуры и т.д.), любыми другими социальными объектами.
И если само выражение «социальные технологии» появилось относительно недавно, то, что оно обозначает, существует уже давно. Люди веками осуществляют управление обществом, занимаются политическим устройством и вопросами культуры.
Но если раньше эти принципы и правила выводились эмпирически, были относительно простыми и передавались от поколения поколению, то сейчас социальные технологии – предмет научных исследований.
Знания из области психологии, социологии и когнитивистики позволяют нам делать априорные предположения о возможных стратегиях управления, что значительно повышает эффективность современных социальных технологий.
Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло бы обеспечить увеличение промышленного производства на 20–25%, а при реализации резервов – на 40–60% [Уткин Э. А., 1986].
Некоторые типы социальных технологий
Существуют различные классификации социальных технологий, но необходимо выделить как минимум следующие:
Инновационные. Это такие методы и приёмы организации деятельности, которые направлены на реализацию новшеств и создание нововведений. Инновационные социальные технологии способствуют более рациональному использованию ресурсов.
Информационные. Оптимизируют функционирование информационного процесса.
Интеллектуальные. Направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Исторические. Это технологии, которые уже были использованы ранее. Анализ исторических событий может указать на эффективную социальную технологию, которую можно использовать и в настоящее время.
Социальные технологии согласия. Это технологии, целью которых является достижение согласия большинства населения по какому-либо вопросу.
Политические. Представляют собой способы и методы решения политических проблем, создания и реализации политических программ.
Все эти типы социальных технологий применяются на практике.
Использование на практике
В качестве наглядного глобального исторического примера использования социальных технологий можно привести Японское экономическое чудо – ряд продуманных экономических и социальных реформ способствовал скачку японской экономики. Этот пример показывает, что исследования в области социальных технологий необходимы для успешного развития общества.
Чаще всего под социальными технологиями понимают какие-то глобальные процессы, но всё вышесказанное актуально не только для них. В качестве более частного примера можно привести организацию работы внутри коллектива. Существуют различные теории мотивации (например, Макклелланда), правила эффективного управления командой, принципы командообразования, теории творчества и креативности и т.д., но, к сожалению, далеко не все используют эти знания.
Применять те или иные социальные технологии в частных случаях может каждый человек. Подумайте, какие, например, инновационные социальные технологии вы можете применить в рабочем процессе или в отношениях с семьёй? Возможно, вы замечаете какие-то проблемы, но вам не хватает знаний? Попробуйте найти информацию на интересующую вас тему по поиску на 4brain.
Научная электронная библиотека
7.1. Социальные технологии, их характеристика и роль в управлении
— разработка комплексных программ развития городов, регионов и отраслей;
— социальное проектирование решения стандартных социальных проблем;
Само понятие «социальная технология» вошло в употребление управленческих наук лишь в 70-80-е годы ХХ столетия. Теория социальных технологий, выросшая на базе промышленной социологии, социологии труда, социологии организаций, связана с работами таких известных отечественных социологов, как И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслов, А.А. Зворыкин, В.Г. Подмарков, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др. В разработке теоретико-методологических основ социальных технологий важную роль сыграл исследовательский проект «Социальная организация промышленного предприятия», осуществленный под руководством Н.И. Лапина.
Одно из первых определений социальной технологии принадлежит советскому философу В.Г. Афанасьеву, который определил ее как перевод абстрактного языка науки, отражающего объективные закономерности развития общества, на конкретный язык нормативов, решений, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на достижение поставленных целей.
В современной отечественной науке социальная технология управления рассматривается в двух аспектах: как программа, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, включающая совокупность методов и способов целенаправленного воздействия на социальные процессы и системы для достижения поставленных целей. Важность технологии заключается в том, что она рационализирует управление, включая в него только те операции, которые наиболее эффективны в достижении поставленной цели. Все социальные технологии обладают следующими основными признаками: разграничение управленческого процесса на внутренне взаимосвязанные этапы; поэтапность действий по достижению целей и однозначное выполнение технологических процедур. Технологизация является одним из направлений оптимизации социального управления. Социальные технологии применяются для управления людьми, социальными явлениями, социальными процессами и социальными системами. В зависимости от иерархии социальных систем, процессов и явлений выделяют три группы технологий: макротехнологии (глобальные) управления на уровне общества и его основных сфер; мезотехнологии на уровне управления региональными структурами, общественными институтами, организациями и микротехнологии на уровне управления небольшими объединениями людей и самоорганизации личности.
В отечественной литературе обычно выделяют четыре типа социальных технологий:
— технологии формирования социальных систем, связанные с социальным проектированием;
— технологии решения социальных проблем и поддержания стабильности социальных систем, основанные на методах управления;
— технологии защиты социальных систем, базирующиеся на методах социальной борьбы.
В отечественной управленческой практике наибольшее распространение получили социальные технологии в сфере выработки управленческих решений, повышения эффективности социальной коммуникации и управленческого воздействия и подбора и расстановки кадров.
— усложнением социальных систем, когда административные методы оказываются мало эффективными и необходимо делегирование управленческих полномочий;
— когда внутреннее управление распространяется на внешнюю среду, рамки которой не имеют четкой структуры, а мягкое управление позволяет лучше узнавать внешнюю среду;
— авторитарное управление не соответствует уровню личностного развития населения и требованиям гражданского общества;
— в недрах управляемой системы оперативно вырабатывается система противодействия жестким директивным методам управления.
— установление норм и эталонов поведения;
Фактором, определяющим контуры современной социально-экономической и социально-политической жизни общества, сегодня становится Интернет. Его главными преимуществами являются интерактивность общения, скорость и надежность доставки информации, распространение и интерпретация которой уже не являются прерогативой государства. Страны, лидеры использования Интернет-технологий, уже получают ощутимые результаты от использования Интернет-проектов в управленческой деятельности. Успех данных проектов обусловлен следующими особенностями: учетом интересов каждого гражданина, снятием барьеров в коммуникации с население, ускоренным внедрением новых экономических и социальных проектов при упрощении процедур отчетности и стимулированием роста персональных навыков работающего населения.
Социальные технологии меняют общество и человека
Социальные технологии – это происходящие в обществе процессы, а также совокупность знаний о способах и средствах их организации. Они направлены на достижение поставленных целей. Изучение этого вопроса позволяет лучше понять, как вести себя обществу и отдельным его членам для более быстрого и эффективного решения задач. В данной статье речь пойдет о типах социальных технологий и их применении обычным человеком.
Сущность, появление, развитие и использование социальных технологий
О том, что такое социальная технология, стало известно задолго до образования самого определения. Если понятие появилось относительно недавно, то основы управления обществом, политического устройства, социальной культуры формировались и использовались веками. Сейчас в разных источниках можно встретить несколько определений социальных технологий, но суть одна: это способы, методы и приемы, применение которых направлено на достижение целей общества, эффективное социальное планирование и развитие коммуникаций, принятие решений в различных ситуациях. Понимание социальных технологий меняет сознание людей и позволяет разобраться в вопросах поведения в обществе и реализации себя в нем для удовлетворения личных и общих потребностей. Современные социальные технологии – это необходимый инструмент для управления обществом в целом, конкретными организациями и группами людей.
Раньше способы организации социальных процессов были простыми и передавались из поколения в поколение. Теперь же их изучают гораздо глубже в стремлении получить как можно больше знаний о том, как сформировать здоровое, продуктивное и функциональное общество.
Стратегии управления обществом формируются на основе знаний из психологии, социологии и когнитивистики. При этом доказано, что применение социальных технологий, позволяющих раскрывать и развивать творческие и интеллектуальные способности человека, способствует повышению продуктивности в работе предприятий, компаний и организаций.
Классификация социальных технологий
На чем она основывается? В первую очередь на определение сферы применения приемов и способов организации деятельности.
Сегодня применяется несколько видов основных социальных технологий:
Глобальное и частное применение способов организации деятельности
Социальные технологии давно и успешно применяются на практике. И сегодня можно привести интересные примеры. Так, показательным примером того, что исследования в данной области нужны для успешного развития общества, является Японское экономическое чудо, когда в Японии произошел значительный скачок экономики в результате внедрения ряда продуманных реформ.
Глобальные процессы на примере больших обществ, государств – то, что чаще понимается под социальными технологиями. Но это далеко неверное суждение. Сюда относятся и способы организации деятельности в конкретных коллективах. Мировой опыт показывает, что компании и предприятия работают лучше, если грамотно применяют проверенные программы мотивации, способы эффективного управления командами, принципы образования и сплочения коллективов.
Рассматривать и применять способы организации деятельности можно и на примерах конкретных людей. Знания социальных технологий могут быть использованы каждым человеком во благо достижения собственных целей в трудовой деятельности и личной жизни. Они учат воздействовать на определенную ситуацию и понимать социальную систему, формировать нужную действительность и управлять ей в собственных интересах. Для понимания того, как устроено общество, как работают современные технологии его управления и развитие необходимо правильное мышление и интеллект. У Викиум есть отличные тренажеры, помогающие развивать мозг, повышать интеллект, улучшать качество мыслительных процессов. Тренироваться можно всего по 15-20 минут в день, а результат станет заметен уже после нескольких дней.
Инновационные социальные технологии
В пособии раскрываются теоретические, методологические и практические аспекты изучения социальных технологий современного общества, особое внимание уделено особенностям социальных технологий в социальной работе в современных российских условиях. В помощь слушателям предоставлены контрольные вопросы и задачи, примерный список реферативных работ и список рекомендуемой литературы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационные социальные технологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Социальные технологии: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие социальных технологий
Технология (от греч. tekhnẽ — искусство, мастерство, умение + lоgos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало «совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства». Поэтому первоначально использование технологий было ориентировано на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. Дальнейшее развитие высокотехнологичных методов генетики, биологии, информационные процессы поставили вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных явлений, что значительно расширило и существенно обогатило понятие «технология».
Таким образом, технология — это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающем указание на общую и конкретную цель.
Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.
В ходе развертывания научно-технической и информационной революции значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.
«Частичная» социальная технология, по мнению К. Р. Поппера, отличается трезвостью в постановке целей, пониманием того, что может быть достигнуто при помощи имеющихся средств с учетом возможных отрицательных последствий, осторожностью и постепенностью нововведений, постоянным их контролем, дающим возможность пересмотреть и скорректировать в случае необходимости как заданные цели, так и обосновывающие их теоретические принципы, вовремя ликвидировать непредвиденные последствия предпринятых преобразований.
Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели.
М. А. Марков также предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т. п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур.
Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, затрагивающем только материальное производство, а в более широком — затрагивающем и социальную сферу.
В работе «Социальные технологии: толковый словарь» отмечается, что социальная технология — это 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения; 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качества, свойства, объемы, целостность деятельности и т. п. 8
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Она является одним из важнейших элементов механизма управления, призванным оптимизировать его и исключить все те операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.
До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, В. И. Курбатов и О. В. Курбатова 9 определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время В. Н. Иванов и В. И. Патрушев дают даже три определения понятию «социальная технология». Они считают, что это:
— специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;
— способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;
— метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качество, свойство, объемы, целостность деятельности и т. п.
Н. С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, прежде всего социально уязвимых групп.
Свой вклад в разработку проблемы понятийной сущности социальных технологий внесли и зарубежные специалисты. Американские ученые Т. Н. Холланд и М. К. Петчерс важнейшим критерием социальной технологичности считают достижение конечной социальной цели. Они определяют социальную технологию как совокупность задач, требующих решения для достижения социальных целей и необходимых действий. Однако есть на Западе исследователи, которые вообще берут под сомнение правомочность распространения технологических подходов на социальную сферу и на такой ее важнейший компонент, как социальная работа. Шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон в книге «Теория социально-психологической работы», изданной в нашей стране в первой половине 90-х гг., писали в связи с этим, что среди некоторых ученых-теоретиков считается «дурным тоном» слишком много говорить о технике. «В этой среде, — отмечают они, — существуют большие опасения относительно того, что тем самым можно прийти к технократическому подходу в социальной работе, что социальная работа станет подобием инженерного искусства или чем-то в этом роде». Хотя такие подходы существуют, но они вовсе не являются преобладающими в зарубежной социологии.
Анализ многочисленных определений понятия «социальные технологии» позволяет выделить три уровня его осмысления:
1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
— цели, задачи и возможности метода;
— планируемое итоговое состояние социального субъекта;
— применяемые метод и приемы;
— способы, условия и последовательность их применения;
— необходимое время для осуществления данной технологии;
— способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т. е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.
4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.
Из многочисленных определений ученых можно выделить основные особенности социальных технологий:
1. Это определенный способ достижения общественных целей.
2. Содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности.
3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.
4. Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний.
5. При разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.
6. Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
Определение сущностных характеристик социальных технологий позволяет выделить следующие основные их признаки:
— разграничение деятельности на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявляемых к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности;
— поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако это не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда есть возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств;
— однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предусмотренных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому.
Взаимоувязывание социальных технологий, как стратегического способа развития общества в целом, со стратегическим развитием организаций позволяет учесть в управленческой деятельности принципиальные черты экономики будущего, основанной на новых формах включения работника в трудовой процесс и восприятие самой корпорации не только и не столько как инструмента зарабатывания прибыли, сколько как организации, созданной для приращения общественного капитала.
Объектом социальной технологии выступают работники с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями; малые и большие социальные группы, организации; социальная сущность организации (выступающая неформальной структурой взаимодействия между участниками организации в контексте ее наиболее общих целей и задач); социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками организации в рамках ее социальной сущности посредством взаимодействия в соответствии с их взаимными ожиданиями).
Критериями эффективности разработанной технологии служат простота (она не должна содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной), удобство эксплуатации.
Если в эпоху, предшествующую информационной стадии развития общества, господствовал объективистский и орудийнотехницистский подход к технологиям, то в современную эпоху возросла значимость субъектно-гуманитарной составляющей технологии, сближающей ее с мастерством и творчеством. В этом отражается повышение роли гуманитарного знания и индивидуальных усилий в технологии.
Не случайно именно в эпоху информации возникло понятие социальной технологии. Это понятие охватывает класс технологий, отличающихся не только особенностями применяющего их субъекта и используемых научных знаний, но в первую очередь объектом применения, целями и ожидаемыми результатами. Если технология в традиционном смысле направлена на преобразование природных (как правило, неживых) объектов, то объектом социальной технологии является социальный объект — человек, группа, конкретное общество. Цели применения социальных технологий связаны с влиянием на людей, изменением их знаний, установок, потребностей, поведения и мотивов.
Специалистами в области социальных технологий сформулированы следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере 15 :
— объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т. е. иметь признаки социальной системы;
— должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
— возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
— возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Учитывая сложность и неоднозначность человеческого фактора, люди вольно или невольно разрабатывали определенные методы, способы и приемы воздействия как на отдельных личностей, так и на группы, изменяли характер их взаимодействия (особенно в производственном процессе), искали оптимальные пути решения тех или иных проблем и конкретных задач.
Естественные изменения в различных сферах жизнедеятельности общества также приводили к возникновению новых социальных технологий. Конечно, все они складывались достаточно спонтанно, развивались длительное время и фактически являлись результатом эмпирического опыта, массового творчества и закономерностей, открытых социальными науками.
Все современные социальные технологии представляют так называемую активную социологию, т. е. социологию реальных изменений. Ее сторонники, в отличие от классических социологов, не только собирают и анализируют информацию, они вырабатывают решения по своим исследованиям, дают реальные, конкретные рекомендации, отвечающие на вопрос, что теперь делать. В настоящее время социальные технологии целесообразно трактовать как вариант технологий, выделяющийся сферой применения. Социальные технологии инструментальны, то есть их моральная оценка определяется главным образом целью их использования. Одна и та же технология в разных социальнополитических условиях может быть оправданной с точки зрения морали или же категорически недопустимой 17