Для чего нужны социологические исследования

Для чего нужны социологические исследования

Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.

Конкретные социологические исследования позволяют:

— получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять «снимок состояния»;

— выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;

— дать прогноз социальных ситуаций;

— определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;

— осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.

Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д.

Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.

При планировании социологического исследования выделяют четыре основные стадии: подготовка; проведение; обработка и анализ данных; оформление результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Проведение исследования иногда называют полевым периодом. В это время обеспечиваются сбор первичной информации и контроль над ходом исследования, а также ввод полученных данных в компьютер. На эту стадию затрачивается примерно 20% отведенного времени.

Обработка и анализ полученных данных занимает примерно 40% всего времени исследования. Эта стадия включает в себя не только счетно-вычислительные работы по принятой программе, связанные с обработкой массива информации, но и подготовку промежуточных отчетов. Анализ результатов предусматривает систематизацию, обобщение, интерпретацию полученных данных, что может носить в значительной мере творческий характер, так как выявляемые в ходе исследования закономерности не всегда очевидны. На этой стадии подготавливаются выводы и рекомендации.

На составление итогового отчета отводится примерно 10% времени. Результаты предоставляются заказчику, подписывается акт приемки. В некоторых случаях результатом могут быть научный отчет и публикации. В отчете, передаваемом заказчику, следует избегать избыточных таблиц и малозначимых деталей. Основное внимание необходимо уделить выводам и рекомендациям, их содержательным доказательствам.

Итак, под организацией социологического исследования понимается деятельность, обеспечивающая все необходимые условия для осуществления эффективного научного поиска.

Субъектом организации социологического исследования может выступать отдельный ученый или группа исследователей.

Объектом организации должны выступать идеи и люди.

В организации социологического исследования выделяют два аспекта: методологический и социальный.

Методологическая организация обеспечивает выработку и реализацию единого идейно-теоретического замысла исследования. Целью социальной организации является обеспечение эффективного взаимодействия исследователей в соответствии с единым идейно-теоретическим замыслом исследования и его программой.

Методологическая и социальная организация составляют единство, однако приоритет должен отдаваться методологической организации социологического исследования. Подбирать соответствующие кадры и формировать единый коллектив лучше всего тогда, когда сформулирован замысел исследования, определены научные задачи, когда ясно, куда и как направлять научный поиск.

Социологическое исследование включает в себя следующие основные компоненты.
1. Научная проблема, подлежащая изучению.
2. Объект исследования (для одной и той же научной проблемы могут быть выбраны различные объекты).
3. Предмет исследования (мыслительная конструкция, которую необходимо создать в ходе методологической организации исследования).
4. Познавательные задачи, решаемые в исследовании.
5. Гипотезы (основные и производные).
6. Методы исследования.
7. Этапы исследования.
8. Схема организации взаимодействия между участниками исследования.
9. Ожидаемые результаты исследования и формы их представления.

Источник

Кому и зачем нужна социология в России

Для чего нужны социологические исследования. Смотреть фото Для чего нужны социологические исследования. Смотреть картинку Для чего нужны социологические исследования. Картинка про Для чего нужны социологические исследования. Фото Для чего нужны социологические исследования

Что такое социология?

Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.

Главная особенность социологии, отличающая её от других наук, заключается в том, что «общее не равно сумме частей». То есть, обладая полной информацией о том, как в определенной ситуации поведёт себя каждый конкретный человек, нельзя предсказать, как будет вести себя группа людей.

Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.

Основоположником социологии считается французский философ XIX века Огюст Конт. Основные работы, посвященные данной науке, он написал в период с 1830 по 1842 год. В качестве названия он выбрал термин «социология», предложенный французским политиком Эмманюэлем Жозефом Сьейесом (аббатом Сьейесом) в 1780 году.

Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.

Видео

Методы социологии

Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:

Символический интеракционизм

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Теории социального конфликта

В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Функции социологии

Познавательная. Обогащает науку знаниями о сущности социальных действий, явлений, о взаимосвязях между явлениями, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.

Прикладная. Наука нацелена на решение проблем социальной действительности.

Контроль. Собранные с помощью социологического исследования данные необходимы органам власти. На их основе принимаются стратегические решения, выбираются способы решения проблем.

Прогностическая. Социологи на основе исследований и статистики способны строить прогнозы.

Воспитательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы, доносит знание до масс.

Социально-техническая. На основе результатов проведенного социологического исследования организации при наличии проблем в управлении создают проекты модернизации работы и деятельности.

Идеологическая. Социологическое знание позволяет сформировать индивидам мировоззрение.

Структура социологического знания

Институализация научного знания предполагает формирование системы. Социология как структурированная система содержит следующие элементы:

Социология как система является самостоятельной, потому как имеет собственные методы исследования.

Источник

Необходимость социологического исследования

Виктория Леденёва
Что такое социологическое исследование и его роль в изучении социальных процессов и отношений.

Для чего нужны социологические исследования. Смотреть фото Для чего нужны социологические исследования. Смотреть картинку Для чего нужны социологические исследования. Картинка про Для чего нужны социологические исследования. Фото Для чего нужны социологические исследования

Социологическое исследование – это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Прикладное социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач определяются процедуры проведения социологического исследования, на¬правленные на практическое решение очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло¬жить конкретные способы действий в определенные сроки. Социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии.

Специфика исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов, а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Таким образом, главное – это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны.

Источник

Социологические исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие исследований в социологии

Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:

Виды исследований в социологии

Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.

Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).

Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.

Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:

Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:

Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.

Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.

Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.

Источник

Социологическое исследование пример

Социологическое исследование подразумевает под собой сбор необходимой для исследования информации. Исследование проводится несколькими способами, разнящимися между собой методами социологического исследования и отведённым на это время.

Методы исследования

3. Изучения документальной информации во всех видах.

Каждый из видов имеет свои методы и гипотезы, применяемые для социологического исследования.

Виды исследования

1. Поставленная цель.

2. Периодичность проведения.

3. Масштаб анализируемых данных.

Каждый из видов имеет свои разновидности, применяемые для сбора необходимых данных. Информация собирается согласно всем правилам и нормам, указанным в программе социологического исследования.

Исследование, определяемое поставленной целью

Пример социологического исследования согласно теории означает получение всей необходимой информации методом изучения информации из научных или документальных источников.

Социальное исследование пример: необходимо тщательно изучить и провести анализ влияние рекламы на потребительскую способность определённой группы людей (школьники, студенты, рабочие, пенсионеры и т.д). Данное исследование позволяет изучить какая потребность существует у людей и как продаётся конкретный рекламируемый товар. Все необходимые сведения собираются исключительно из образцов продаж. Данные включают приобретённый объём товара, способ приобретения и уровень востребованности. Также исследование имеет зависимость от того, какая именно возрастная группа населения приобретала рекламированный товар. В процессе выявляется конкурентоспособность определённого товара по отношению к другим и план развития.

Пример социологического исследования на тему: «Конкурентоспособность между различными ресторанами». В этом социальном исследовании изучается уровень обслуживания населения в данном ресторане, качество предлагаемой пищи и ценовая политика. В ходе исследования используются хорошо известные всем места.

Такой теоретический способ анализирования позволяет представить единую картину потребления определённого товара конкретной группой людей. В дополнение часто используется и опрос населения, который проводится в виде анкетирования.

Эмпирическое исследование направлено на получение общей информации, касательно поступков людей во всевозможных возникших ситуациях. Исследование проводится в виде опрашивания. Социальный опрос осуществляется по выбранной категории населения и позволяет получать более достоверную информацию. Обработку информации осуществляют работники социологического центра по установленным нормам. Часто они имеют и психологическое образование для того, чтобы выяснить модель поведения человека.

Исследование проводится путем, как устного опрашивания, так и письменного.

Исследование, определяемое частотой проведения

Разовое исследование подразумевает под собой проведение исследования один раз, оно считается разведовательным. Повторное исследование проводится несколько раз и осуществляется по мере необходимости.

Примеры социологических исследований: проводится опрос населения касательно определённой профессии или специальности. Респондент должен дать готовый содержательный ответ на вопрос, обосновать свою точку зрения.

Например: выразить своё отношение к данной специальности, используемый инструментарий, практическое применение и популярность среди населения.

Разовый анализ проводится, чтобы получить небольшой объём информации. Повторный анализ более сложный, он проверяет несколько раз достоверность и качество информации.

Повторное исследование может быть таких видов, как:

Панельный метод исследует развитие и выявление одной социальной проблемы на примере.

Программа социологического исследования пример: ценностная ориентация среди представителей младшего поколения. Оценивается нынешнее состояние и предположительно будущее. Обычная частота 5-7 лет. Опрос проводится не менее 5-7 раз за этот период.

Когортное исследование изучает получение аналогичной информации, но только в пределах фиксированного промежутка времени.

Пример: Опрос предусматривает изучение более старшей возрастной категории. Спектр вопросов может быть различным.

Трендовое исследование изучает изменение ранее собранных данных через более длительное время.

Программа социального исследования (пример): для исследований принято отбирать людей преклонного возраста. Исследуется, как изменились их взгляды по сравнению с самым первым опросом, который осуществлялся ещё в молодом возрасте. Эта процедура является более длительной и сопровождается множествами примеров.

Исследование, определяемое конкретными задачами

Разведывательное социологическое исследование можно встретить под названием пилотажный опрос.

Описательное социальное исследование представляет собой получение общей поверхностной информации об объекте. Такое социологическое исследование можно назвать свободным. Потому что представленный результат не преследует никакой точности в исследуемых явлениях. Описательный социологический метод применяется крайне редко и обладает множеством противоречий.

Аналитическое социальное исследование предпочитает изучать систему в качестве возникновения различных возможных ситуаций.

Опросы по масштабу

Социальное исследование исходя из этих критериев делится на:

Пример программы социологического исследования

Перед утверждением она исследуется на предполагаемый интерес у населения. Бывает, что проводятся социальные пилотажные исследования в планах которых выделения уровня знаний предполагаемой тематики у людей.

Программа исследования готовая подаётся на утверждение начальнику социологического центра. После чего на её осуществление выделяется определённое количество часов.

Программа социологического исследования (примеры): Формирование платёжной способности в малообеспеченных семьях страны, Влияние рекламы на человека и т.п.

Догадки социологического исследования: существует предположение о том, что чем выше у человека платёжеспособность, тем больший объём товара он будет приобретать на протяжении этого периода.

Социологическое исследование (пример оформления): создаётся программа исследования (пример выше) и подаётся на утверждение. Потом проводится социальный опрос с целью сбора необходимой информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *