Для чего нужны соты для софтбокса
Снимаем в студии только с софтбоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №4]
Рад снова приветствовать читателей журнала PHOTAR.RU и тех кто следит за нашей рубрикой #ProСвет. В этих статьях мы рассказываем, как не усложнять себе жизнь и получать классный результат, работая всего с одной вспышкой. Каждый выпуск состоит из двух частей: видеоформат, в котором вживую видно как получился тот или иной результат, и текстовая часть с более подробным разбором технических аспектов и советами. И как обычно советую подписаться на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые выпуски!
Наше самое первое видео было посвящено съемке с использованием софтбокса размером 120×90, а в сегодняшнем выпуске я хочу рассказать о том, как правильно использовать соты на этом софтбоксе, зачем вообще они нужны и какие ошибки не нужно совершать.
Софтбокс 90х120. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Итак, существует мнение, что сотовые решетки «направляют» свет, но это полнейшее заблуждение. Ничего они не направляют. К слову, направляют свет только линзовые насадки, у Profoto это ProFresnel Spot, Profoto MultiSpot и Dedolight DP-1 Attachment. У сот другое предназначеие, они отсекают свет, разлетающийся в разные стороны. И это приводит к меньшему по площади пятну света, меньшей интенсивности светового потока и увеличению контраста. Соты являются аксессуаром, и чаще всего не идут в комплекте с софтбоксом, а докупаются отдельно.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
У сторонних производителей соты бывают разного размера и глубины. А это очень сильно влияет на рисунок! Чем ячейки сотовой решетки меньше и глубже, тем более контрастный свет вы получите. Чаще всего сторонние производители экономят и делают сотовые ячейки достаточно большими (порядка 10 на 10 см) и неглубокими (ширина около 2,5 см). Безусловно, результат будет достаточно сильно отличаться от фирменных решеток Profoto, он будет менее контрастным и поле света будет больше. Но, опять же, старайтесь все использовать себе во благо!
Давайте посмотрим как ведет себя софтбокс 120 на 90 с сотами и без.
С сотами и без. Положение 4 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru
Как вы видите по снимкам, соты очень сильно уменьшают площадь светового пятна. И кроме этого, по сравнению с софтбоксом без сот, интенсивность освещения также падает на 1 ступень на самом объекте, на 1,6 ступени на фоне позади объекта и на 1,9 ступени на фоне справа (для насадки установленной в положение 4 на приборе Profoto D2).
Софтбокс 90х120 в положении 4 на приборе Profoto D2. © Илья Кайгородов / Photar.ru
При зуммировании насадки в положение 10 сохраняется та же разница в 1 ступень на самом объекте, фон за объектом темнее на 1,3 ступени, а фон справа на 1,7 ступени.
С сотами и без. Положение 10 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru
В положении 10 пятно света получается чуть более широким и ярким, визуально картинка кажется более контрастной. Таким образом, зуммируя насадку по голове прибора, можно дополнительно акцентировать свет на объекте.
Софтбокс с сотами. Положение 4 и положение 10 на приборе Profoto D2. © Павел Молчанов / Photar.ru
Без правильного распределения контраста невозможно добиться объемной картинки. Но и чересчур контрастное освещение подходит далеко не всем сюжетам. Используя соты, стоит более внимательно обращать внимание на положение и направление света от прибора, так как теневая сторона будет выражена значительно сильнее. В данном случае мы используем соты на насадке мягкого света, но, поскольку освещение контрастное, ошибки оно прощает неохотно Давайте еще раз сравним освещение с сотами и без.
Софтбокс 120х90 без сот. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 120х90 без сот. © Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
После того как надели соты экспозиция и характер света изменились. При той же настройки мощности, диафрагмы и положения прибора мы получаем вот такой результат:
Софтбокс 90х120 с сотами без коррекции. © Павел Молчанов / Photar.ru
Экспозиция на модели изменилась на 2 ступени, но контраст возрос. Теперь я изменил направление прибора, и открыл диафрагму с 6.3 до 4.5.
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, освещение осталось равномерным, но стало более контрастным, что повлияло на восприятие объема на фото.
Софтбокс 90х120 без сот и с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 без сот и с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Таким образом, мы получаем контрастное освещение модели с не очень близкого расстояния (напоминаю, что чем ближе свет, тем он контрастнее), и плюс к этому освещение фона становится менее интенсивным примерно на 1/2 ступени.
Для съемки ростового портрета будем использовать стандартную схему работы, а именно отодвинем прибор от модели, чтобы акцентированное пятно света в центре стало менее выраженным и дало более однородное освещение по всему росту модели. Далее, компенсируем увеличение расстояния увеличением мощности прибора (или диафрагмой), не забывая также об изменении угла освещения.
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
Софтбокс 90х120 с сотами. © Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
Как видите, соты позволяют достичь очень объемной картинки даже при довольно большом расстоянии между источником света и моделью, которое необходимо для равномерного освещения модели в рост. Также, обратите внимание, что фон остается достаточно темным, что дает нам возможность осветить его как нам хочется (но об этом в следующих выпусках).
Ошибки при съемке софтбоксом с сотами
А теперь давайте разберемся с самыми распространёнными ошибками при использовании сот на софтбоксах стандартного размера (около 90 на 120 см).
Итак, к ошибкам относятся все те, что верны для съемки с софтом без сот (почитайте нашу предыдущую статью про съемку с софтом 90 на 120 ). Единственное, что может стать исключением, это съемка при большом расстоянии от источника до модели, ведь при использовании сот световое пятно значительно меньше, а следовательно, контраст уменьшается не так сильно, как при съемке без сот. Но самым главным отличием является невозможность светить «мимо» перед моделью (об этом приеме настоятельно рекомендую посмотреть в нашем видео о съемке с софтом 90 на 120), так как соты отсекают свет, исходящий под нужным в этом случае углом! И еще один нюанс – при слишком высоком положении прибора, опустив голову модели немного вниз, мы получим «проваленные» в тени глаза, что далеко не всегда подходит и смотрится не эстетично.
Заключение
Соты — это отличный инструмент, который позволяет не только увеличить контраст на модели, но и заметно снизить освещение фона или переднего плана. В зависимости от размера ячеек сотовой решетки эффект от ее применения будет разным. Чем меньше и глубже ячейки, тем контрастнее свет и уже пятно света. Соты поглощают достаточно много света, что необходимо учитывать. Сфера применения сот очень широка, начиная от портретной и предметной фотографии и заканчивая интерьерными съемками с аккуратной подсветкой нужных деталей. Соты существуют практически на все светоформирующие насадки как мягкого, так и жесткого света.
В следующих выпусках мы расскажем о работе и с другими насадками с сотами, так что подписывайтесь на наш канал! Спасибо за уделенное время! Будем очень рады ответить на ваши вопросы в комментариях и не стесняйтесь присылать ваши работы снятые после просмотра наших видео!
Снимаем в студии с октабоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №9]
Рад снова приветствовать читателей рубрики #ProСвет от Photar.ru! В первом блоке статей мы делимся с подписчиками полезными советами по студийной съемке с использованием всего одного источника света. В одном из прошлых выпусков я рассказывал о работе со всеми любимым октабоксом 150 см на примере Profoto RFI Octabox 5’, а сегодня я хочу рассказать вам о том, как легко получить красивую картинку используя эту насадку и соты. Октабокс 150 см можно легко отнести к базовым насадкам, так как он встречается практически в каждой студии, а соты позволяют существенно расширить возможности его использования.
Бекстейдж со съемок видео
Необходимо отметить одну важную отличительную черту приборов Profoto. Практически любую насадку можно передвигать по голове прибора, тем самым фокусируя или расфокусируя свет.
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Положение 4 это крайнее дальнее положение прибора, а положение 10 — крайнее ближнее. В нашем случае мы использовали генераторную голову Profoto ProHead plus UV 500W.
Итак, давайте для начала посмотрим сравнительные «синтетические» снимки.
Положение 4:
Положение 10:
Абсолютно очевидно, что соты сильно уменьшили площадь светового пятна и существенно снизили интенсивность света. Кроме этого, собственная тень объекта становится более выраженной, что делает освещение более контрастным. Давайте посмотрим на цифры:
В положении 4:
В положении 10:
При визуальном сравнении двух снимков с сотами видно, что в положении 10 световое пятно имеет более выраженный яркий центр, светлые участки в целом светлее (примерно на 0,3 ступени), что делает изображение более контрастным, и менее однородным по площади.
Очень важно! Необходимо учитывать окружение (в нашем случае студию), в которой ведётся съёмка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то всё это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!
Давайте ещё раз посмотрим, как выглядит освещение октабокса 150 см без сот:
© Павел Молчанов / Photar.ru Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru Освещение мягкое, довольно однородное, но скучноватое. Чтобы сделать свет более выразительным и объёмным наденем соты, оставив положение прибора прежним.
© Павел Молчанов / Photar.ru Ещё раз обращу ваше внимание, что соты поглотили достаточно много света и это нужно не забыть компенсировать. Увеличив мощность прибора, получаем уже совсем другой результат.
© Павел Молчанов / Photar.ru Немного изменив положение прибора, картинка становится более выразительной, появляется большая разница экспозиции между фоном и моделью.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru Подобная постановка света может привести к «проваленным» в тени глазам и с этим нужно быть внимательными. В подобной ситуации придётся либо опустить прибор по штативу и поднять по лучу, либо просить модель держать подбородок ровно или чуть вверх (с этим тоже желательно не перестараться). Однако, подобный приём можно отлично использовать и как художественный.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru Самые распространённые ошибки, которые можно допустить, работая с насадками мягкого света, вы можете посмотреть в наших предыдущих выпусках (их список вы найдете внизу).
Подводя итог, хочу отметить, что использование сот всегда делает картинку контрастнее и позволяет лучше отделить модель от окружения. Подобная насадка прекрасно подойдёт для съёмки не только крупных, средних и общих планов, но и для освещения нескольких человек. За счёт своего большого размера, с ней не всегда удобно работать на обычной стойке, а вот журавль существенно расширяет возможности.
Сотовые насадки для осветительных приборов
Для софтбоксов у которых есть специальные бортики для крепления сот
Для софтбоксов без бортиков, установка сот на которые не предусмотрена
Для осветительных приборов типа Kino Flo
Для других модификаторов света и осветительных приборов
По умолчанию предполагается, что никому, из зашедших сюда, не надо объяснять, что такое «соты» в контексте управления светом и для чего они нужны. В сети уже достаточно информации на эту тему. Позволю себе только акцентировать внимание на крайней необходимости наличия сот на осветительных приборах в небольших студийных помещениях и домашних студиях.
Предлагаемые соты оснащены пружинной армирующей рамкой, которая позволяет решить эту проблему. Рамка придает конструкции достаточную степень жесткости, что в сочетании с жесткостью конструкции самого софтбокса позволяет сотам держать заданную форму и обеспечивать правильную геометрию ячеек. Удобство монтажа/демонтажа и хранения сот можно считать небольшим, но приятным дополнением. Соты крепятся на софтбокс при помощи Velcro (липучки).
Значительная часть ассортимента софтбоксов не оснащена специальными бортиками для крепления сот и, соответственно, не предусматривает установку сотовых насадок.В качестве компромиссного выхода из этой, на первый взгляд, безвыходной ситуации предлагаются соты с армирующей пружинной рамкой, дополнительно оснащенные специальным фартуком при помощи которого они крепятся на софтбокс.
Крепление сот на софтбоксы прямоугольной формы осуществляется посредством нахлеста клапанов фартука и фиксации их при помощи липучки.
Крепление сот на октобоксы и парабоксы осуществляется посредством стяжки клапанов фартука при помощи шнура, пропущенного через люверсы.
Соты для Elinchrom Litemotiv 190
Соты для софтбокса типа «EzyBox»
Соты для Broncolor Para 133
Соты для Elinchrom Rotalux Deep Octa 100
Соты для Bowens Lumiair 40×140
Соты для Rime Lite 60×85
Соты для Elinchrom Indirect Litemotiv Strip 33×175
Соты для Fluorescent Lighting
Соты для Lowel Rifa-Lite EX88 EX66 EX55 EX44
Снимаем в студии со стрипбоксом и сотами. Зачем нужны соты? [#ProСвет №8]
Приветствую читателей PHOTAR.RU! В цикле #ProСвет мы делимся с вами интересными приёмами работы со студийным освещением. В первом сезоне речь идёт о том, как получить отличный результат, используя всего одну студийную вспышку с насадкой. В одном из прошлых выпусков я рассказывал о том, как снимать с большим стрипбоксом 180х30, а сегодня я расскажу, как получить интересную картинку используя этот же стрип, но ещё и с сотами.
Каждый выпуск #ProСвет состоит из двух частей: видеоформат, в котором вживую видно как получился тот или иной результат, и текстовая часть с более подробным разбором технических аспектов и советами. И, как обычно, советую подписаться на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые выпуски!
© Илья Кайгородов / Photar.ru
Итак, соты нужны для того, чтобы ограничить площадь светового поля и сделать освещение на объекте более контрастным. Важно отметить, что соты не направляют свет в более узкое световое пятно, а отсекают свет, который разлетается в разные стороны. Таким образом, количество света становится меньше, что влечёт за собой компенсацию экспозиции через увеличение мощности прибора либо через изменение настроек камеры. В зависимости от размера сотовой ячейки (у разных фирм они разнятся) размер светового пятна и контраст будут отличаться. Чем меньше и глубже ячейки тем меньше площадь светового пятна и выше контраст. Для более наглядного понимая давайте сравним освещение стрипбокса без сот и с сотами.
Как видно по картинкам выше, соты очень уменьшают площадь светового пятна и достаточно сильно влияют на общую экспозицию снимка. А если быть более точным, то в положении 4 разница следующая:
В положении 10 разница тоже довольно существенная:
Если сравнить положение 4 и положение 10 между собой, то в положении 10 свет получается чуть более равномерным.
Теперь предлагаю посмотреть какие преимущества даёт нам использование сот на практике. Для начала я продемонстрирую какой характер света нам даёт стрип без сот.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru Далее, я немного снял контраст, отодвинув прибор от модели
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru После того как надели соты, я не скомпенсировал изменение экспозиции, и картинка получилась тёмной.
© Павел Молчанов / Photar.ru Схема:
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Илья Кайгородов / Photar.ru Увеличив мощность прибора (генератор Profoto Pro-10) на 0,5 ступени я получил устраивающую меня экспозицию. Обратите внимание, расположение прибора никак не изменилось, а контраст увеличился достаточно заметно.
© Павел Молчанов / Photar.ru Я разворачиваю стрип практически горизонтально, чтобы получить более выраженный свет в центре и заметное падение экспозиции к краям кадра (эффект виньетирования).
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Илья Кайгородов / Photar.ru Ещё немного изменю схему так, чтобы модель была слегка смещена в кадре от яркого пятна в центре. Таким образом она получается освещена более однородно, а светлое пятно в центре усиливает эффект виньетирования.
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru
© Павел Молчанов / Photar.ru В ситуациях, когда необходимо получить контрастное освещение очень пригодится такая насадка как стрипбокс 30х180 с сотами. Как вы увидели по примерам, достичь нужного эффекта можно не размещая источник света близко к модели. А за счёт вращения насадки можно получить интересные эффекты виньетирования. Кроме этих, так скажем, базовых функций, использование сот позволит акцентировать внимание на объекте, оставив окружение более тёмным. Стрипбоксы с сотами отлично подойдут для съёмки драматичных кадров с преобладанием теней. Но не стоит ограничивать себя только этим применением!
Примеры с других моих съемок с использованием стрипбокса с сотами: