Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи

Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи

В настоящее время Министерством здравоохранения РФ ведется активная работа по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. № 410н

«Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи»).

С 1 января 2013 года вступило в силу требование п.1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указанно, что «медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи».

Нельзя забывать, что качество и безопасность медицинской деятельности учреждения, в т. ч. качество оказанной медицинской помощи конкретному пациенту, оценивается контролирующими органами и органами юстиции, в т. ч. исходя из выполнения Вами требования п.1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На данный период времени Министерством здравоохранения Российской Федерации разработано и оформлено в виде приказов Министра здравоохранения РФ прошедших регистрацию в Минюсте России более 56 порядков и 788 стандартов оказания медицинской помощи по основным профилям.

В соответствии с требованиями ст. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются, в т. ч. соблюдение им порядков оказания медицинской помощи.

Несоблюдение данного требования относится к грубым нарушениям лицензионных требований и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Порядок оказания отдельного вида медицинской помощи может включать в себя следующие главы:

1. порядок оказания вида (по профилю) медицинской помощи, включая все этапы ее оказания;
2. положение об организации деятельности медицинской организации в части оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи;
3. положение об организации деятельности структурного подразделения медицинской организации (отделение, кабинет и др.) в части оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи;
4. положение об организации деятельности врача медицинской организации (ее структурного подразделения) в части оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи;
5. примерный табель оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений (медицинское оборудование, инструментарий, мягкий инвентарь, изделия медицинского назначения и др.) для оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи;
6. рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи.

Структура Порядка в каждом случае может быть уточнена исходя из специфики оказания конкретного вида (по профилю) медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях может включать в себя следующие главы:

1. указание вида медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, скорая), при котором используется Стандарт;
2. перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
3. перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
4. перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;
5. перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.);
6. перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления;
7. перечень диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты его предоставления.

Структура Стандарта в каждом случае может быть уточнена исходя из специфики оказания медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях.

Разработка и внедрение разнообразных стандартов в последние 2–3 десятилетия является наиболее значимым направлением развития систем обеспечения качества в здравоохранении экономически развитых стран.

Все утвержденные на данный момент стандарты по оказанию медицинской помощи представлены на сайте ФГБУ «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Минздравсоцразвития России в разделе «Нормативные документы».

Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи. Смотреть фото Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи. Смотреть картинку Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи. Картинка про Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи. Фото Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощиСправочная информация: «Стандарты и порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Источник

Для чего нужны стандарты оказания медицинской помощи

Росздравнадзор осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Российской Федерации по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В соответствии с вышеизложенным Росздравнадзор осуществляет следующие функции:

— контроль и надзор за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи;

— контроль и надзор за деятельностью территориальных органов Росздравнадзора по вопросам, отнесенным к соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

— участвует в разработке предложений по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации, проекты решений коллегии, приказов, указаний, инструкций;

— участвует в разработке предложений по оказанию медицинской помощи в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи на территории Российской Федерации;

— участвует в организации информационных систем и создании баз данных для контроля и надзора в сфере здравоохранения;

— участвует в организации и проведении научно-практических конференций и семинаров по вопросам, отнесенным к соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

— участвует в международном сотрудничестве в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в установленной сфере деятельности;

— осуществляет мониторинг и анализ работы органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по организации исполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

— принимает участие в приёме граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, и подготовку ответов в сроки, установленные действующим законодательством.

Источник

Статья 37. Организация оказания медицинской помощи

Информация об изменениях:

1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

ГАРАНТ:

Пункт 3 вступает в силу с 1 января 2022 г.

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

2. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

3. Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации по перечню заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), указанному в части 3 статьи 37 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2021 г.

4. Клинические рекомендации подлежат рассмотрению научно-практическим советом, созданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения научно-практический совет принимает решение об одобрении, отклонении или направлении клинических рекомендаций на доработку, после чего возвращает указанные клинические рекомендации в представившую их медицинскую профессиональную некоммерческую организацию с приложением соответствующего решения.

5. В состав научно-практического совета входят представители подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций. Положение о научно-практическом совете и его состав утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом, утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

7. По каждому заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) для взрослых и детей может быть одобрено и утверждено соответственно не более одной клинической рекомендации.

8. В случае поступления в научно-практический совет нескольких клинических рекомендаций по одному заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) от нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций научно-практический совет либо принимает решение об одобрении одной из поступивших клинических рекомендаций, либо организует работу по совместной разработке медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, направившими указанные клинические рекомендации, одной клинической рекомендации.

9. Порядок и сроки разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовая форма клинических рекомендаций и требования к их структуре, требования к составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации, порядок и сроки одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критерии принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинической рекомендации либо решения о пересмотре клинической рекомендации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10. Клинические рекомендации пересматриваются не реже одного раза в три года.

11. В случае непредставления для одобрения или пересмотра медицинскими профессиональными некоммерческими организациями в установленные сроки клинических рекомендаций разработку клинических рекомендаций осуществляет научно-практический совет с привлечением иных медицинских профессиональных некоммерческих организаций, имеющих в своем составе медицинских работников по соответствующей специальности.

12. Медицинские профессиональные некоммерческие организации имеют право разрабатывать клинические рекомендации по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний), не включенным в перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), предусмотренный частью 3 настоящей статьи. Такие клинические рекомендации подлежат одобрению и утверждению в порядке, установленном настоящей статьей.

13. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет».

14. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Информация об изменениях:

16. В целях единообразного применения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при необходимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут издаваться соответствующие разъяснения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 настоящего Федерального закона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *