Для чего нужны стропы
Как правильно использовать стропы чалки?
Содержание:
В сфере строительства, производства, складского хозяйства часто приходится выполнять подъем и перемещение различных грузов: стройматериалов, оборудования, тяжелых деталей и элементов конструкций. Вес поднимаемых предметов может достигать нескольких тонн, поэтому выполняемые работы требуют очень ответственного подхода. На крупных предприятиях и на строительных объектах обязанности по закреплению груза лежат на стропальщике, который проходит обучение и имеет соответствующую подготовку.
В сфере частного строительства, небольших мастерских и авторемонтном деле часто задачи стропальщика выполняет сам мастер или его помощник, и от того, насколько надежно он зафиксирует груз, зависит не только эффективность подъема и перемещения, но и безопасность находящихся поблизости людей. Если груз будет зафиксирован ненадлежащим образом, это может привести к несчастному случаю. Так, к примеру, при прокладывании скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург из-за разрыва стропов при подъеме сорвался электронасос – рабочий получил травмы, в Омске при строительстве коттеджа в результате разрыва петель стропа сорвалась бетонная плита – погиб рабочий. По статистике в России за 2012 год насчитывается более 9400 несчастных случаев на производстве и в строительстве, из них большое число составляют те, которые произошли из-за нарушения правил строповки. Причины бывают разные: использование стропов ненадлежащего качества, неправильная обвязка груза, невнимательность рабочих и многие другие.
Подготовительные работы. Коротко о главном
Перед тем, как закреплять груз для подъема, необходимо выполнить несколько важных действий:
Важно знать! Не разрешается зацеплять и поднимать грузы, масса которых неизвестна, а также так называемые «мертвые» грузы (примерзшие к земле, защемленные или закрепленные). Это может привести к повреждению самого груза, поломке грузоподъемного устройства или несчастному случаю.
Соблюдение же правил поможет избежать разрыва стропов под нагрузкой при подъеме и перемещении груза по рабочему участку. Подготовительный этап не отнимет много времени, зато вы будете уверены в том, что выбранные стропы точно выдержат оказываемую на них весовую нагрузку и легко будет осуществить подъем.
Строповка по всем правилам
Как зафиксировать длинномерный груз? В каких местах крепить стропы? Зависит ли грузоподъемность от способа строповки? Такие вопросы часто встают перед теми, кто впервые сталкивается с закреплением какого-либо предмета с помощью стропов. Например, вы используете лебедку в строительстве дачи, и нужно поднять деревянные балки на второй этаж. Как правильно их закрепить? А если вы будете поднимать мешки с цементом или тяжелое оборудование? В строповке разных видов грузов есть свои предписания. Чтобы было легче разобраться, мы приведем несколько примеров в таблице.
Тип груза | Особенности стропования |
Длинномерные грузы | Для подъема и перемещения длинных бревен, столбов, рельс нужно произвести обвязку не менее чем в двух местах, например, с каждого края на расстоянии, составляющем 1/4 всей длины, или с каждого края и посередине. Количество стропов и мест обвязки зависит от длины предмета. |
Грузы с острыми ребрами | Например, требуется поднять бетонный блок. Чтобы его острые ребра не порвали строп, под него нужно подкладывать специальные подставки, которые уменьшат соприкосновение с ребром и помогут снизить вероятность появления изломов. В качестве подставок можно использовать обрезки досок, резиновых шлангов и транспортерной ленты. |
Мелкоштучные грузы | Такие предметы должны быть сложены в тару, и нужно проводить строповку самой тары: либо за имеющиеся металлические петли, специально для этого предназначенные, либо способом обвязки. |
Штучные штабелируемые грузы | Чаще всего применяется такой способ строповки как «свободная укладка». Например, нужно поднять блок минваты. С обеих сторон под ним протягивают стропы и соединяют их концы сверху. Если это бревно или металлический профиль, то можно применить обвязку «петля», строп размещается посередине предмета, один его конец пропускается через петлю другого и затягивается. |
Важно знать! Несмотря на то, что каждый строп имеет установленное производителем значение грузоподъемности, при различных способах строповки это значение может варьироваться. Так, например, при способе «вертикально» этот показатель составит 1 т, «петля» – 0,8 т, «свободная укладка» – 2 т. Это связано с тем, что при обвязке петлей происходит деформация стропа, нагрузку надо уменьшить на 20%, а при свободной укладке строп складывается вдвое, значит, способен удерживать вдвое больший вес.
Несомненно, типов грузов гораздо больше, соответственно, и способов строповки тоже. Перечисленные выше являются наиболее распространенными, и, зная их, Вы легко подберете наиболее подходящий. Но не стоит забывать еще и о том, что при всех способах строповки должны соблюдаться общие правила:
Правило 1: размещение стропов должно осуществляться с учетом центра тяжести груза, чтобы при подъеме не возник перекос и, как следствие, разрыв части стропа, подвергающейся наибольшей нагрузке. Крюки должны закрываться по направлению центра тяжести предмета.
Правило 2: при накладывании стропа на груз нужно избегать перекручивания, образования узлов или петель – так при работе под нагрузкой не будет уязвимых участков: ослабленных или, наоборот, слишком натянутых.
Правило 3: положение груза должно быть устойчивым, все его движущиеся элементы должны быть зафиксированы, чтобы не было риска падения его отдельных частей.
Правильная строповка дает уверенность в том, что при подъеме не возникнет перекоса, перегрузки, случайного разрыва стропа и падения груза. Конечно, без специальной подготовки сразу овладеть всеми тонкостями грузоподъемных работ не удастся, но, зная основные правила, которыми руководствуются стропальщики в наиболее распространенных ситуациях, вы сможете освоить азы и будете успешно применять эти знания на практике. Будь то строительство дачи или частного дома, работа в мастерской, обслуживание автомобиля – повторив выше описанные действия несколько раз, вы будете справляться с этим этапом работ без проблем.
Как ухаживать за стропами?
Работая с грузоподъемным оборудованием, нужно быть уверенным в надежности всех элементов, поэтому при обслуживании уделять внимание следует не только подъемному механизму, но и грузозацепным приспособлениям. После эксплуатации стропы нужно очистить от грязи, если они намокли, высушить их. Особенно важно делать это при работе в холодное время года, иначе мокрые текстильные ленты могут заледенеть, и их будет сложно разъединить, ухудшится их эластичность. Чтобы убедиться в пригодности к использованию, периодически должна проводиться браковка строп. Это комплекс мер по проверке их состояния.
Напоследок добавим, что успех и безопасность грузоподъемных работ зависят как от соблюдения правил, так и от применения качественных стропов. Поэтому рекомендуем приобретать только фирменные изделия, у которых рабочие показатели соответствуют заявленным на маркировке стропов. Вы можете купить такие в нашем интернет-магазине прямо сейчас!
Строп – это предназначенное для обхвата или крепления предмета, его подъёма и последующего перемещения приспособление, в самом простом варианте исполнения представляющее собой отрезок ленты, троса, каната, цепи с крюком (петлёй) на конце или выполненное в виде кольца. Строп может состоять из одной или нескольких закреплённых на одном звене ветвей, каждая из которых снабжена собственной петлёй или крюком. Классический одноветвевой канат оснащён промежуточным кольцевым звеном с одной стороны и крюком для крепления груза с другой. Технические требования к грузозахватным приспособлениям определяются следующими нормативными документами: РД 11-07-2007, РД-10-33-93, РД 24-СЗК-01-01, ГОСТ 25573-82, ГОСТ 30441-97. Маркировка таких изделий должна соответствовать рекомендациям ГОСТ 2.114-2016.
Применение грузоподъемных стропов
Применение стандартных грузозахватных приспособлений в лесной, нефтегазовой, металлургической, машиностроительной и многих других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, в портах обеспечивает удобство, скорость и безопасность перемещения тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Использование стропов, возможности которых чётко определяются установленными государством нормативами, позволяет быстро подобрать подходящий вариант крепления для строительных конструкций и материалов, леса, оборудования, контейнеров, стального проката, быстро и надёжно закрепить груз на крюке подъёмного крана, равномерно распределив нагрузку между ветвями и обеспечив стабильное положение перемещаемого предмета в пространстве. Грузоподъёмность канатов из нескольких ветвей может составлять более 500 кг.
Принцип работы
Прежде чем приступить к строповке груза, необходимо подготовить и передать стропальщику схему строповки, представляющую собой чертёж, на котором указаны точки и способ захвата или обвязки. Схема строповки обычно учитывает такие типовые правила, как:
Если крепёж может сместиться в процессе транспортировки, для предотвращения скольжения канатов или цепей применяются распорки. Чтобы не повредить ветви стропа при перемещении грузов с острыми краями, под его рёбра устанавливаются специальные подставки, заменить которые можно толстым куском резины или обрезком доски.
Виды стропов
По материалу изготовления грузозахватные приспособления могут быть канатными, текстильными и цепными. По количеству ветвей – одно-, двух-, трёх-, четырёх-, пяти-, шести-, семи- и восьмиветвевыми. Стропы отличаются толщиной канатов или цепей и, как следствие, грузоподъёмностью.
Текстильные
Текстильные грузозахватные приспособления могут быть ленточными и крупнопрядными. Текстильные стропы, так же как канатные и цепные, выпускаются одноветвевыми или многоветвевыми, кольцевыми и петлевыми. Их износоустойчивость определяется разрывной прочностью ленты, из которой они сделаны. В качестве материала для изготовления лент применяется полиэстер, лавсан, полиамид, терилен, капрон, полиэфир, полипропилен. Круглопрядные стропы или мягкий спансет – это замкнутый в кольцо пучок из параллельно проложенных полиэстеровых нитей в чехле из плотной, устойчивой к износу ткани.
Как круглопрядные, так и ленточные грузозахватные приспособления из текстиля при невысокой цене отличаются мягкостью и гибкостью, поэтому хорошо подходят для подъёма и перемещения грузов, нуждающихся в деликатном захвате – пластмассовых труб, оборудования, пиломатериалов, предметов искусства. Минус такого крепежа – его низкая устойчивость к воздействию агрессивных щелочей и кислот.
Канатные
Чаще всего для крепления и перемещения грузов используются недорогие, выносливые и долговечные стальные канатные стропы. Канат изготавливается из множества волокон или проволок одинакового диаметра. Заделка его концов выполняется опрессовкой втулкой или ручной заплёткой. Помимо разновидностей, отличающихся количеством ветвей, выпускают универсальные стропы: петлевой, представляющий собой канат, с двух сторон которого закреплены петли, и кольцевой, применяющийся для крепления петлёй. Канатные грузозахватные приспособления устойчивы к динамическим нагрузкам, С их помощью очень удобно перемещать грузы, оснащённые специальными кольцами, отверстиями и петлями для захвата. Не подходят они для транспортировки грузов с легко травмируемыми, мягкими, боящимися загрязнений покрытиями.
Цепные
Цепные грузозахватывающие приспособления представляют собой одну или несколько закреплённых на одном кольце цепей из сварных стальных звеньев. Они долговечны, устойчивы к высоким температурам и агрессивным средам. Цепные стропы не пружинят, не растягиваются, не боятся предметов с острыми кромками. Длину цепных стропов в случае необходимости можно уменьшить с помощью специальных приспособлений. Единственным минусом этой разновидности крепежа является невозможность использовать его при перемещении легкоповреждаемых грузов.
Маркировка стропов
Чтобы стропальщик мог подобрать стропы с учётом веса, разновидности и объёма перемещаемого груза, на бирке, которая обычно крепится к канату, ленте или цепи, производитель грузозахватного приспособления указывает: номер изделия, из какого материала оно изготовлено, количество ветвей. Так, например, маркировкой 4СЦ будет обозначен цепной строп с четырьмя ветвями. 4СК на бирке означает, что перед вами строп канатный четырёхветвевой. На цепном изделии с одной замкнутой ветвью будет стоять СЦ1ВЗ. На бирке универсального кольцевого стропа вы прочтёте аббревиатуру УСЦ, если он цепной, и УСК, если канатный.
У текстильных стропов также своя маркировка. Строп текстильный кольцевой обозначается аббревиатурой СТК. СТП на бирке означает, что вы купили строп текстильный петлевой. На качественном изделии обязательно будет указываться также грузоподъёмность, класс прочности, длина, название завода-изготовителя и дата заводского тестирования.
Правила работы и техника безопасности при работе
Стропальщиком может стать прошедший медицинское освидетельствование человек, достигший совершеннолетия. Чтобы иметь право обвязывать и перемещать грузы с паре с крановщиком, он должен пройти специальное обучение и получить удостоверение, подтверждающее, что он аттестован комиссией, в составе которой был инспектор Ростехнадзора. Допущенный к работе стропальщик обязан знать особенности работы крана, к крюку которого ему придётся крепить груз, владеть знаковой сигнализацией для обмена сигналами с машинистом крана, соблюдать технику безопасности и выполнять следующие правила:
При использовании грузозахватных приспособлений, конструкция которых состоит из нескольких ветвей, нагрузку необходимо распределять равномерно. Угол между канатами или цепями не должен превышать 90°. По окончании работ стропальщик обязан освободить крюк крана от стропов, собрать грузозахватные приспособления, проверить их целостность, очистить от грязи, смазать и убрать на хранение.
Примеры из каталога
Цепной четырёхветвевой строп восьмого класса прочности грузоподъёмностью от 2,4 до 17 т и длиной от 1 м можно навешивать на крюк подъёмного крана. Используется он для подъёма и транспортировки грузов с нестандартной формой или острыми краями.
Текстильный кольцевой строп из плоской ленты, выполненной из полиэстера, способен выдержать нагрузку от 1 до 6 т. С его помощью удобно транспортировать окрашенные и легкоповреждаемые грузы, чтобы сохранить форму, структуру или для покрытие которых предпочтителен «мягкий» захват.
Стальной канатный двухветвевой строп грузоподъёмностью от 630 кг до 20 т применяется для подъёма и перемещения грузов кранами, в процессе погрузки-разгрузки на складах и промышленных площадках, при выполнении строительно-монтажных работ. Выдерживает резкие динамические нагрузки.
«Строймашсервис» является официальным дилером многих заводов-изготовителей, поэтому мы можем предложить вам по выгодной цене не только большой выбор грузоподъёмных строп, но и практически любое строительное оборудование и материалы. Купленный вами товар мы доставим в любую точку России.
Стропы канатные. Что это и зачем они нужны?
Цепные стропы исключительно долговечны, ведь изготовляются они из металлических колец, прочно соединённых между собой. Среди преимуществ цепных стропов можно назвать: долгий срок эксплуатации, возможность использования при высоких температурах и агрессивных условиях. Кроме того, такие стропы не деформируются и очень легко соединяются между собой. Различаются между собой размером (калибром) цепи, грузоподъёмностью и количеством ветвей. Недостаток: большой вес, плохо складываются, слишком объёмные( в отличие от строп канатных и текстильных).
Стропы текстильные производятся из полиэстеровой синтетической ленты различной ширины. Каждый тип таких строп имеет кодировку цветом (в зависимости от ширины ленты и нагрузки, которую может поднять).
Ленты текстильных строп бывают фиолетовые (самые узкие), зелёные, желтые, серые, красные, коричневые, синие и оранжевые (наиболее широкие). Чем шире лента стропа, тем большую нагрузку он выдерживает.
Текстильные стропы самые лёгкие из всех видов строп. Плюсы: хорошо переносят влажную среду, не подвержены коррозии (чего нельзя сказать о стропах канатных и цепных). Используют их главным образом для погрузки предметов в мягкой и хрупкой упаковках.
Виды стропов канатных | петлевой (СКП или чалка) |
-//- | кольцевой (СКК) |
-//- | одноветвевой (1СК) |
-//- | многоветвевой (2СК, 3СК, 4СК) |
Виды захватов на канатных стропах | стандартная петля |
-//- | петля со скобой |
-//- | петля с коушем |
-//- | петля с крюком |
-//- | петля со звеном |
Стропы данного вида намного прочнее текстильных строп, соответственно, могут выдерживать большую нагрузку, ведь они не боятся динамически изменяющейся нагрузки. Однако при неправильном креплении могут повредить упаковку груза. Они компактны в хранении и при перевозке, чего нельзя сказать о цепных. Стропы канатные – оптимальное решение, если нужно нечто среднее между текстильными и цепными.
Перед тем как использовать какой-либо определённый вид строп, следует определить рабочие нагрузки, которым они будут подвергаться, учесть среду их использования (сухая, влажная, агрессивная), форму и характер груза.
Статьи по ремонту
Сферы применения, достоинства и недостатки текстильных стропов для грузоподъемных работ
Текстильные стропы – это грузоподъемные приспособления, необходимые для упрощения проведения строительных и погрузочных работ, в которых задействованы подъемные механизмы. Изделия такого типа производятся из материала — полиэстеровой ленты которая отличается высокой прочностью и эластичностью.
Что нужно знать о текстильных стропах
Текстильные стропы представляют собой изделия, полученные при помощи особого вида плетения, практически не подверженного растяжению. Это дает возможность хорошо фиксировать грузы различной формы, при этом не повреждая их поверхности и не вызывая деформацию.
Виды и применение
Различаюткруглопрядные и плоские текстильные стропы. Последние принято разделять на кольцевые и петлевые. Все изделия имеют маркировку, соответствующую международной цветовой кодировке согласно грузоподъемности.
В быту и на стройках широкое применение получили одно-,двух- и четырехветвевые стропы. Они представляют собой текстильные ветви с различными такелажными элементами, на которые подвешиваются массивные предметы.
Особенности использования
Текстильные стропы незаменимы в промышленности и в быту. С их помощью легче поднимать и перемещать грузы различной массы и формы при строительстве домов и сооружений, производить погрузку и двигать массивные объекты, а также выполнять работы на приусадебном участке и в частных домовладениях, избегая деформации предметов.
О плюсах и недостатках
В отличие от прочих видов (канатных или цепных), текстильные стропы отличаются безопасностью для персонала, обслуживающего объект. С ними легче работать в сложных погодных условиях, так как они:
Дешевизна материала для производства и безопасность использования делает этот вид строп наиболее востребованным у потребителей. Более удобны в строповке грузов, а также компактны при хранении и использовании.
Среди недостатков, которые имеют текстильные стропы, следует отметить:
К минусам текстильных строп также следует отнести способность к быстрому воспламенению при условии хранения или использования вблизи открытого огня или раскаленных предметов.
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
2.4. Стропы и грузозахватные устройства
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стальные канатные стропыполучили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
· на одноветвевые (1 СК);
· четырехветвевые (4 СК);
Цепные стропычаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:
на одноветвевые (1 СЦ);
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):
а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):
а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновыестропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.4.2. Изготовление и браковка стропов
Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции.
· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6×19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
· Определение длины каната. Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пеньковых канатов и 5 — для цепей).
· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость наличия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей. Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетенной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концевого элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктивно. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополнительных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверхность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховатости. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12. 16-кратный запас прочности без коушей.
· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.
· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8. 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5. 2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1. 4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.