Для чего нужны студийные наушники
Как выбрать студийные наушники. Для чего нужны наушники в современной радиостудии или студии звукозаписи,и на какие параметры наушников следует ориентироваться при их выборе?
Для чего это нужно
Студийные наушники, в отличие от бытовых моделей, которые продаются на каждом углу, отличаются тем, что передают практически неискаженный и неокрашенный звук: это основное, что от них требуется. Ровное, прозрачное и чистое звучание аудиоматериала во время работы позволяет услышать множество мельчайших деталей и нюансов звука, которые могут быть незаметны на студийных мониторах. Хотя при использовании в быту именно эта особенность профессиональных студийных наушников может не понравиться потребителю.
В студии наушники используют радиоведущие, а также артисты при записи фонограмм наложением, звукорежиссеры во время сведения фонограммы, или позже — во время мастеринга. Они бывают востребованы при проверке технического качества звукового сигнала: к примеру, многие технические недостатки (среди которых небольшие нелинейные искажения, редкие слабые щелчки, низкоуровневые шумы и прочее) можно обнаружить только в них.
Следует отметить, что даже самые качественные наушники не заменяют студийные мониторы, а всего лишь дополняют их. Это обязательное средство персонального прослушивания, несмотря на то, что в студии обычно есть несколько пар высококачественных мониторов. Основные плюсы студийных наушников — отсутствие влияния акустических особенностей помещения, исключение посторонних шумов и помех.
Как это устроено
Наушники принято классифицировать по нескольким основным критериям, к которым относятся тип акустического преобразователя, конструктивное исполнение и область применения. Начнем с классификации по типу акустического преобразователя (излучателя): в основном это две большие группы — электродинамические и электростатические.
Динамические излучатели распространены больше всего: их используют в наушниках любых конструкций и типов. Основа излучателя — мембрана, которая колеблется под воздействием возникающего магнитного поля при пропускании переменного тока через расположенную рядом катушку. Это, по сути, упрощенное представление электродинамического принципа преобразования такого излучателя. Динамические наушники обычно имеют достаточно широкий диапазон воспроизводимых частот, но не лучшую точность и детальность воспроизводимого звука. Еще один положительный момент — такие наушники не требуют дополнительного питания. Их достаточно просто подключить к соответствующему выходу усилителя, плеера или другого аудиоприбора, что очень удобно в быту.
В электростатических наушниках в качестве излучателя используется тончайшая мембрана, расположенная между двумя электродами. Именно она при колебаниях создает звук. Электростатические наушники обладают самым ровным, качественным звуком с идеальной передачей всех деталей и оттенков, практически лишенным искажений. К тому же они обладают высокой чувствительностью. Существенным недостатком таких наушников является обязательное наличие собственного усилителя (их нельзя подключать к стандартному выходу обычного усилителя) и высокая стоимость. Еще один минус — они малонадежны с точки зрения электробезопасности, так как напряжение поляризации, подаваемое на них, достигает значительных величин.
Еще одна разновидность излучателей — изодинамические и ортодинамические. В их основе находится тонкая и легкая пленочная мембрана (из тефлона или майлара) с нанесенными на нее металлическими дорожками. Она размещается между двумя магнитами и при подаче сигнала приходит в движение: фактически это разновидность динамических излучателей. В 1973 году этот принцип воспроизведения сигнала был запатентован в Бюро патентов США под названием «излучатель Хейла» (по имени американского физика Оскара Хейла).
Изодинамические излучатели используют прямоугольную мембрану, ортодинамические — круглую. Такие излучатели ставятся в полноразмерных наушниках, отличаются высокой точностью звука, однако и довольно высокой стоимостью.
В конструктивном исполнении наушников очень важны два момента: степень изоляции слушателя от внешней среды и конструкция облегающей ухо чашки (амбушюра). Есть посмотреть на амбушюр, то можно заметить на нем либо подушечку (исполнение supra aural, где амбушюр накладывается на ушную раковину), либо валик (circum aural, или «вокруг уха»). Понятно, что второй вариант исполнения качественнее изолирует слушателя от звуков и шумов окружающей среды.
Плюсом первого варианта является меньший вес, а минусами — менее качественная звукоизоляция и зависимость характера звучания от расположения накладываемых наушников на ушной раковине.
Оцениваем параметры студийных наушников
В недавнем прошлом в нашей стране были стандартизированы требования к проверке качества данных изделий. Их отражает ГОСТ 28278-89 «Наушники стереофонические. Методы измерений», определяющий, как произвести проверку частотного диапазона (полосы воспроизводимых частот), чувствительности, максимальной мощности, коэффициента искажений и т.п. Давайте посмотрим, что означают все эти параметры и на что они влияют.
Частотная характеристика наушников определяет качество их звучания. За среднее значение частотной характеристики берется полоса от 20 Гц до 20 000 Гц: чем она шире у изделия, тем лучше. Из этого следует, что не стоит приобретать для прослушивания домашней фонотеки дешевые поделки китайского производства: они имеют значительно меньший частотный диапазон — понятно, что ни о каком качестве звука речь здесь не идет.
Разброс по полосе воспроизводимых частот у представленных на рынке изделий достаточно большой: некоторые профессиональные модели наушников имеют заявленный производителем частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц, а наиболее широкий диапазон достигает значения от 5 Гц до 125 кГц.
Еще один параметр — чувствительность. Он показывает эффективность работы наушников: отношение громкости воспроизводимого звука к силе входного сигнала. Этот параметр определяется в децибелах (дБ), и здесь тоже действует правило «больше – лучше»: у современных наушников этот показатель составляет 90 дБ и выше. При маленькой чувствительности звук в наушниках может быть слишком тихим.
Следующий параметр — импеданс (от латинского impedio — препятствовать). Он обозначает полное электрическое сопротивление наушников, измеряется в омах (Ом). Поскольку наушники являются нагрузкой для соответствующего выходного каскада усилителя, то их импеданс должен быть достаточно высоким, чтобы не было перегрузки. При этом следует учитывать, что слишком высокое внутреннее сопротивление является причиной неравномерности амплитудно-частотной характеристики наушников. Для профессиональных наушников импеданс доходит до сотен Ом, для бытовых он составляет десятки Ом.
Уровень искажений наушников измеряется в процентах. Чем меньше этот показатель, тем выше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.
Акустическое оформление наушников
В зависимости от оформления корпуса, в который заключены излучатели, наушники принято делить на две категории: закрытые и открытые. Все они подпадают под определение «headphones» («головные телефоны»).
Наушники закрытого типа имеют полностью закрытый корпус без характерной перфорированной решетки. Это позволяет изолировать прослушиваемый звук от посторонних шумов и лучше воспринимать низкие частоты: обычно такие наушники довольно тяжелые и крупные, но именно их часто используют профессионалы, хотя возможны исключения.
Наушники открытого типа предусматривают размещение излучателя в камере, оснащенной прорезями, щелями или драпировкой. Благодаря такому решению открытые наушники имеют «связь с внешним миром», т.е. в них попадают внешние шумы. Да к тому же открытые наушники заметно излучают звук наружу. Определить тип наушников можно по внешнему виду амбушюров, корпуса и крепления.
Существуют также наушники, которые можно обозначить английским «earphone». На русском они немного коряво называются «ушные вкладыши». Говоря проще, это миниатюрные наушники, вкладываемые в ушной канал.
Большое значение имеет материал корпуса, из которого изготовлены наушники — он влияет на жесткость конструкции и склонность изделия к резонансам. Самое дешевое решение — это пластик. Он легко принимает любую форму: как правило, именно пластик применяют в бюджетных моделях наушников. Более качественные изделия имеют корпуса из сплавов алюминия, меди или других материалов, обладающих высокой прочностью.
Как выбрать профессиональные наушники для домашней студии
Главная трудность при выборе наушников для студии не в том, сколько технических характеристик придется перелопатить, а в том, насколько выбираемый продукт подходит к тому, для чего он нужен. Иначе говоря, все зависит от цели: запись, сведение, мастеринг, диджеинг, контрольное прослушивание или все сразу.
Но, прежде всего, нужно сказать, что никакие наушники не могут полностью заменить студийные мониторы. Только мониторы позволят адекватно выстроить баланс громкости, оценить количество баса и адекватно работать с пространством. Все из-за психоакустики — например, бас слушатель воспринимает не только ушами, но и всем телом, чего не происходит в наушниках. А на колонках пространство будет звучать по-иному из-за того, что сигналы из правых и левых динамиков пересекаются между собой, чего, опять же, почти не происходит в наушниках.
Несмотря на это, наушники постоянно используются в студии как дополнение к студийным мониторам. Главное отличие студийных наушников от бытовых в том, что первые передают звук максимально честно, без приукрашивания вроде раздутых басов «чтобы качало», приподнятых верхов «чтобы ярче» и тому подобных решений. Звукорежиссер использует наушники как увеличительное стекло, чтобы рассмотреть самые мелкие детали трека. Они позволяют очень точно работать с тембрами, эквализацией и динамикой. Все благодаря тому, что звук в наушниках не зависит от помещения, которое даже на крупных студиях не всегда имеет идеальную акустику.
Технические характеристики студийных наушников
Конструкция
Сопротивление, импеданс
По-сути, динамик — это электромагнитная катушка с магнитом по центру. У нее есть электрическое сопротивление, измеряемое в Омах, которое и называется импедансом. Логично, что, чем выше сопротивление, тем более мощный усилитель для наушников нужен, чтобы они звучали как надо. В бытовых моделях импеданс — пара десятков Ом, но в студийных он доходит до нескольких сотен.
Следует внимательно ознакомиться с техническими характеристиками своей звуковой карты. Недорогие карты для домашней студии не всегда могут «раскачать» высокоомные студийные наушники — не хватит мощности встроенного усилителя для наушников. Звук будет тихим, вялым, с ватными басами. Придется докупать отдельный усилитель. Интересно, что некоторые производители выпускают одну и ту же модель с разным импедансом. Например, Beyerdynamic DT 990 (250 Ohm) и Beyerdynamic DT 990 (600 Ohm).
Зачем же, в таком случае, нужны высокоомные наушники? Дело в том, что высокий импеданс позволяет добиться большей ясности в звучании, особенно в середине и верхах спектра. Также становится лучше микродинамика, транзиенты отыгрываются четче и честнее, что важно при работе, например, с барабанами. Разница, конечно, не катастрофична, но она присутствует, и профессиональные студии предпочитают именно высокоомные модели.
Если звуковая карта будет выбираться под наушники, тогда стоит обратить внимание на интерфейсы Focusrite. Они имеют качественный усилитель, который легко справится с 250-омными наушниками.
Здесь все просто. Чем ровнее амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), тем достовернее наушники будут воспроизводить сигнал. Чем шире АЧХ, тем больше басов или высоких частот они будут отыгрывать. Интересно, что в последнее время среди звукорежиссеров набирают популярность магнопланарные наушники с электростатическим излучателем, например, Audezee LCD-2. Такие позволяют добиться почти идеально ровной АЧХ. Однако пока что это скорее экзотика, чем стандарт.
Комфорт
Даже для рядовых слушателей, проводящих в наушниках по часу-полтора в день, этот параметр имеет большое значение. Никто не хочет носить слишком тяжелые или давящие на виски наушники. Что уж говорить про звукорежиссеров, которые проводят в них по 4–6 часов в день! Профессиональные студийные наушники сделаны с заботой о бойцах невидимого фронта — они всегда очень удобны, нигде не давят, а порой очень гибко настраиваются под слушателя. Например, AKG K702 умеют делать это автоматически.
А просто слушать музыку в них можно?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит для начала дать ответ на вопрос более философский: «Доставит ли мне удовольствие музыка, в которой слышны огрехи звукозаписи и ошибки при сведении?» Ведь альбомов, сведенных идеально, почти не существует: музыка — это бизнес, у бизнеса есть дедлайны, а дедлайны порождают косяки и недоработки. Еще хуже со звуком у независимых групп и диайвайщиков (DIY — Do It Yourself, такие группы не подписаны на лейблы и выпускают релизы самостоятельно) — у них просто нет денег на качественную запись. Бытовые наушники замыливают неряшливые склейки, конфликты частот, недостаток реверберации или дилей невпопад, а в студийных это похоже на грубую орфографическую ошибку посреди поэмы. Наверное, с этим можно научиться мириться, но тем, кто причисляет себя к перфекционистам, придется нелегко.
Почему вам нужны студийные наушники даже если вы профессионально не работаете со звуком
Содержание:
Это правда — студийные наушники не для всех, однако есть несколько причин, почему вы должны их приобрести. Независимо от того, работаете ли вы со звуком профессионально, только начинаете это делать или хотите попробовать воссоздать тот самый живой живой звук, за которым все гоняться. Но сначала давайте ответим на основной вопрос: что такое профессиональные наушники?
Что такое студийные наушники?
Студийные наушники — это пара наушников, предназначенных для использования в студии, но это еще не все. Люди, которые работают в аудио индустрии делают все возможное, чтобы максимально контролировать звук. Когда вы записываете звук, вы хотите, чтобы ваши микрофоны воспринимали именно этот инструмент или голос, но этого очень сложно достичь, труднее чем вы думаете. Существует множество факторов, которые необходимо учитывать. Это фоновый шум, эхо, реверберация, паразитные шумы от работы оборудования и многое другое – всё это влияет на то, что записывает микрофон. Даже комната, в которой вы находитесь, имеет особый характер звука, называемый звуком комнаты, которое вы должны учитывать.
Вот почему стены и другие поверхности студии обычно отделываются специальными звукопоглощающими материалами, чтобы минимизировать эхо и отражения от поверхностей. Всё это внимание к деталям нужно только для того, чтобы микрофон записал музыкальный инструмент правильно, а именно так, как его слышит живой человек.
Наушники выполняют аналогичную роль. Они сделаны с плоской частотной характеристикой, так что бы вы могли точно услышать записанный звук с минимумом искажений и могли однозначно сказать удачно прошла запись или нет.
Конечно, студийные модели можно слушать и для удовольствия, но для тех, кто работает со звуком, наушники — это инструмент. И точно так же, как если вы строите дом, вы хотите получить соответствующий уровень, а при создании песни — нейтральный звук.
Плоская частотная характеристика или плоская АЧХ – мечта любого аудиофила
Так что же такое «плоский» частотный отклик наушников? Частотная характеристика пары наушников относится к способности компонентов точно воспроизвести сигнал, который проходит через них. Вы можете думать об этом как о почтовой службе. Я знаю, это странная аналогия, но сейчас я объясню её подробнее.
Если вы отправляете посылку своему другу на другом конце страны, она должна через многое пройти, чтобы добраться до него целой и невредимой. От вашего почтового отделения до аэропорта, от аэропорта до самолета, от самолета до грузовика, от грузовика до другого почтового отделения и, наконец, от этого почтового отделения до вашего друга. Когда каждый из элементов этой цепи работает так, как надо, только тогда ваш друг сможет открыть коробку и получить роскошную пару носков, которую вы ему отправили в целости и сохранности.
Но, как мы все знаем, история не всегда заканчивается красиво. Иногда коробка доходит поврежденной, или ее потеряли по пути, или содержимое было напрочь сломано. Каждое звено в цепи должно работать без нареканий, только в этом случае всё будет хорошо.
Та же концепция применима и к вашим наушникам. Когда все компоненты работают отлично, то звук, который вы слышите, является именно тем, каким он есть и именно тем, что было в записи. Сигнал на входе равен сигналу на выходе – идеальная ситуация.
Независимо от того, сколько денег вы тратите, идеально ровной АЧХ не будет, но профессиональные наушники стараются подойти как можно ближе к этой цели.
Шумоизоляция
Если вы часто читаете мои обзоры наушников, вы могли заметить, что я довольно часто обращаю внимание читателей на уровень шумоизоляции наушников.
Дело в том, что наш мозг обрабатывает звук хитро, так, чтобы максимально быстро выделить звук, который может быть угрозой для нас, а остальные звуки игнорировать. По этой причине существует такой эффект, который называется «слуховая маскировка».
Слуховая маскировка проявляет себя в том, что, если вы одновременно услышите два звука, которые звучат на одинаковой или близкой частоте, но один будет значительно громче другого, вы услышите только тот, который был громче. На этом эффекте базируются многие алгоритмы сжатия музыки, такие как mp3 или aac, а также именно из-за этого эффекта в обычных наушниках в самолёте вы плохо слышите низкие частоты. Гул от двигателей гораздо громче наушников, и потому они маскируют собой бас в любимой песне. И если в самолёте вы можете купить наушники с активным шумоподавлением и наслаждаться любимой песней, то в студии такой подход не сработает.
В студии важно не только, чтобы вы ничего из вне не слышали, но, и чтобы никто, кто находится рядом с вами, или находящийся радом микрофон, не слышал то, что воспроизводят наушники. Именно по этой причине студийные наушники, обычно, обладают отличной шумоизоляцией. Конечно, бывают наушники открытого типа, но они применяются в специально оборудованной для этого комнате. В качестве примера могу привести модель Sony MDR-7506, которая не дорогая, но при этом обладает хорошей шумоизоляцией и довольно плоской АЧХ.
Комфорт
Все это звучит так, словно студийные наушники предназначены исключительно для тех, кто профессионально работает со звуком. Но это не соответствует действительности (об этом мы поговорим в следующем разделе). Тем не менее, создание или редактирование звука является основным предполагаемым вариантом использования этих наушников.
Студийные модели не только стремятся иметь плоскую АЧХ, но также они, в большинстве случаев, очень удобны.
Если вам нужны доказательства, просто наденьте Beyerdynamic DT 990 Pro и послушайте в них музыку. Наушники, предназначенные для работы со звуком, создаются с расчётом на длительное ежедневное использование.
Для справки, на песню Thriller Майкла Джексона ушло восемь недель на запись. Так что да, профессионалы хотят удобные наушники, потому что это инструмент, который они будут носить очень и очень долго.
Что если я не профессиональный музыкант или звукорежиссёр, мне подойдут студийные наушники?
Абсолютно. Кого волнует, для чего они сделаны, если вам нравится, как они звучат? Есть много обычных людей (включая меня), которые предпочитают слушать музыку, которая не претерпела существенных изменений при воспроизведении в наушниках, которые они носят. Это то, как люди слушали музыку с тех пор, как мы начали ее создавать.
Почти на всём протяжении истории человечества, если мы хотели послушать музыку, нам приходилось выходить из дома и идти в специальное место, где другие люди играли мелодии и пели песни. И мы их слушали именно в том виде, на который они были способны и получали от этого истинное удовольствие.
Представьте, что вы пришли на концерт, где впервые играют новое произведение Баха, вы его слушаете, но вам захотелось побольше баса, и вы встали, подошли к Баху, который сидит в первом ряду и сказали ему, что неплохо было бы баса добавить. Согласитесь, выглядит это довольно странно.
Именно поэтому очень много людей предпочитают слушать музыку в студийных наушниках, т.к. они передают музыку максимально близко к оригиналу и именно так, какой её слышал тот, кто над музыкой работал: сочинял её, играл, записывал и обрабатывал.
Вообще, хочу отметить, что в современных реалиях большинство наушников звучат достаточно хорошо, чтобы сильно не заморачиваться по этому поводу. Я имею в виду хорошие наушники, от серьёзных производителей. Они могут стоить весьма дёшево, например, 2000 рублей, но звучать при этом лучше, чем наушники за 15000 рублей, которые были выпущены 20 лет назад. Всё меняется, технологии меняются, но хороший звук всегда останется хорошим звуком.
И мои рекомендации могут быть только одни: попробуйте послушать студийные модели, возможно, вам они понравятся больше всего.
Студийные наушники позволят вам настроить звук так, как вы захотите
Другая причина, по которой вы можете предпочесть студийные наушники обычным, заключается в том, что они дают вам больше возможности по настройке их звучания.
Гораздо проще с помощью эквалайзера настроить звук, если у вас наушники, которые звучат максимально нейтрально и ровно. Если вы пытаетесь добавить баса к Beats Studio3, вы, вероятно, очень быстро поймёте, что даже малейшее увеличение громкости низких частот приводит и заметному искажению звучания.
Это как прийти на обед и попытаться переделать свое блюдо после того, как оно уже приготовлено и лежит на тарелке. Конечно, вы можете добавить еще соли и специй, но вы не можете изменить то, что заказали. С плоскими студийными наушниками вы — шеф-повар.
Безусловно, существуют студийные модели, стоимость которых может быть высокой или очень высокой, но при этом существует не мало моделей, которые полностью соответствуют требованиям к звуку, но при этом за них просят весьма вменяемое количество денег.
Самым ярким примером является модель Sony MDR-7506, есть наушники, которые звучат лучше, но и стоят они дороже, это Beyerdynamic DT 990 Pro. Есть и другие, нужно лишь поинтересоваться этим и начать поиск.