Для чего нужны суффиксы 3 класс родной язык конспект
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку
Тема: Значение суффиксов
Количество часов: 1 час
Цель:совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
выделять в словах суффиксы
образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов
на основе наблюдений выделять значения суффиксов
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя
делать выводы по наблюдениям
находить общий признак, выделять лишнее
проявлять интерес к русскому языку
Ребята, для чего нам нужно изучать различные правила русского языка?
Правильно, чтобы наша речь была грамотная, красивая и смысл, сказанных нами слов, был понятен окружающим.
Так давайте изучим еще одно правило, чтобы разнообразить нашу речь.
Откройте тетради, запишите число, сегодня 17ноября, классная работа.
(1слайд) А теперь посмотрите на слайд и по цепочке читаем слова, называя суффиксы.
Что такое суффикс? Для чего он служит?
Молодцы, а что такое приставка? Для чего она служит? Приведите слова в пример с приставкой.
-(слайд2) Посмотрите на экран. Кто это?
— Как сказать, что это большой кот?
-Какая часть слова нам помогла превратить кота в котище?
— С помощью какого суффикса мы превратим большого кота в маленького? Какое слово получится?
— Какие значения придали каждый из этих суффиксов словам?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
Итак, тема урока: значения суффиксов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
О значении суффиксах
Освоение новых знаний и применение их на практике
Коля,Вова, лиса, соловей, слово.
Вам надо образовать из данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов: (-еньк-,
Скажите, что же послужило для образования данных слов?
Как изменилось значение слова?
-Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс.
Так вот давайте теперь выполним с вами в учебнике на странице 91 номер 169 устно. Читаем задание. Что нам надо тут сделать?
Теперь открываем с вами страницу 92 и выполняем номер 171. Что нам тут надо сделать? Правильно, выполняем.
Упражнение 172. (раздаточный материал)
Во поле б е рёзонька(оньк) (словарь) стояла.
С листьев д о ждинки(дождь)(инк) скатываются на тр а винки(инк)(травушка).
Плывет кораблик на в о сток.(словарь)
А теперь с вами поиграем в хитрые вопросы.
В каком слове нет суффикса –ИК?
1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик
4) борщик
В каком слове есть суффикс –ИК-?
1) финик, 2) веник, 3) блокнотик,
4) дворник
В каком слове есть суффикс – ИК?
1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик
Выводы и обобщения
Что общего между суффиксом и приставкой?
Какая была цель урока?
Записывайте домашнее задание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-102830
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка 3 класс на тему «Суффикс и его роль в слове»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Курского муниципального района Ставропольского края учитель: Давыдова К.Г.
Тема: Суффикс и его роль в слове
– дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове;
– развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
2. Минутка чистописания:
— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
3. Словарная работа
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
— Зачем нужны кормушки?
— Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?
— Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)- Какие птицы прилетели к кормушке? Запишите их названия.
Синица, сорока, ворона, воробей, снегирь
Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)
Познавательные УУД
1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. П редставлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
4. Работа над темой урока
ЧАСТЬ СЛОВА, СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ,
В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ
-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить, что такое суффикс, где находится, роль в слове).
— Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках
— Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
Изменяемая часть слова – это…
Неизменяемая часть слова – это…
Разделительный Ъ знак пишется после…
В слове переходы – ход – является…, а ы – это…
Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию по нашему селу. Осматривая наш посёлок, мы с вами будем находить друзей суффиксу.
-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем селе?
Возможно, здесь мы найдём новых друзей.
Запишите слова и разберите (работают в тетрадях).
Выделите в них суффиксы. Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа: сильного и слабого ученика).
Почему у нас получились разные ответы? (мы не умеем выделять суффикс)
4.2 Составление алгоритма.
-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)
Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).
С чего же мы начнём?
Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).
— Назовите изменяемую часть. (окончание)
— Итак, какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)
Найти изменяемую часть
— А неизменяемая часть это что? (основа).
Найти неизменяемую часть
— Какой третий шаг? (подобрать однокоренное слово и найти корень)
Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась)
Определить какая часть добавилась
И какой же будет последний шаг? (выделить значком)
Найти изменяемую часть (окончание)
Найти неизменяемую часть (основу)
Подобрать однокоренное слово, выделить корень.
Определить, какая часть добавилась.
Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).
Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.
4.3 Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.
Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)
Какое значение этого суффикса?
Регулятивные УУД
1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Практическая часть урока: (начало формирования умений)
Работа в группах Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова.
1 группа будет превращать слова в названия маленьких предметов
3 группа-…в ласковые слова
Вывод: по группам (Суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение, увеличительное и т.д)
— Используете ли вы в речи такие суффиксы?
— Назовите своего соседа ласковым именем.
Работа с учебником.
– Давайте поищем друзей нашему гостю в учебнике.
— Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)
— В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)
— Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?
— Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)
— Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?
— Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
Выпишите и разберите эти слова по составу.
— Чем будете пользоваться?
Коммуникативные УУД
1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 . Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Подведение итогов
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
Молодцы. Ребята, посмотрите, сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.
О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?
— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания
Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)
Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.
-Какое настроение у вас после урока? Покажите с помощью смайликов. (Дети выбирают один из трёх смайликов)
Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.
А я вам за вашу работу поставлю оценки, когда проверю ваши тесты.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-276682
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка » Знакомство с суффиксом и его ролью в слове» (3 класс, «Школа России»)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ПРОВЕДЁННОГО В 3 КЛАССЕ
«ЗНАКОМСТВО С
СУФФИКСОМ И ЕГО РОЛЬЮ В СЛОВЕ»
Предмет Русский язык
Учитель Лечева Елена Михайловна
Тема урока : «Знакомство с суффиксом и его ролью в слове»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
вывести алгоритм нахождения суффикса в слове;
систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
1. Личностные: проявлять интерес к познанию русского языка; вырабатывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.
2. Регулятивные: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевать способами решения учебной задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
3.Коммуникативные: строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывать разные мнения и интересы, высказывать свое собственное мнение, аргументировать его.
4.Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Находить в словах суффикс.
Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Определять значение суффикса.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Учебник «Русский язык» для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
Карточки (разного цвета) с заданиями: жёлтые для работы в паре; белые и розовые для групповой работы, зелёные для рефлексии)
Мультимедийная техника, презентация к уроку
Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» + презентация
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Предмет: русский родной язык.
Тема: Для чего нужны суффиксы?
Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.
Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
I. Организационный момент
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку
II. Проверка домашнего задания.
— Какое было задание на дом?
— Кто придумал небольшую сказку о берёзе? ….
— Кто подготовил сообщение о дубах.
Зачитывают придуманные сказки, подготовленные сообщения.
III.Самоопределение к деятельности
— Что вы видите на слайде? (слайд 3)
— Как бы вы назвали каждого из них?
Гриб грибок грибочек
— Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это. (слайд 4)
— В чём у них отличие? (значение)
— Какой частью слова мы показываем разное значение слов? (суффиксом)
— Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
— Назовите суффиксы в этих словах. (слайд 5)
— Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать (Язык в действии)
— Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел (слайд 6)
· особенности рода и числа существительных
— Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)
Отвечают на вопрос, доказывают своё мнение.
Знакомятся с названием раздела и темой урока.
Отвечают на вопрос.
IV. Работа по теме урока
Упражнение 1 (с. 88-89)
— Прочитайте разговор Буратино с Пьеро.
— Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)
— Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)
— Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)
— Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.
_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)
— Как Буратино называет себя сам? (мальчик)
— Чем различаются эти слова?
( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )
— Предлагаю поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.
1. Мальчик не ассоциируется с озорником
2. Мальчик может быть прелестным.
3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.
4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл
— Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.
— Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?
— Как можно сказать об одном невзрослом человеке женского пола?
— О чём говорит выбранное слово по отношению, к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)
— Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?
(Слово — городишко. Оно обозначает небольшой, старенький)
— Прочитайте второй отрывок. Объясните свой выбор?
(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)
— Прочитайте третий отрывок. Объясните свой выбор?
(Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)
— Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)
Читают тексты и отвечают на вопросы.
Выбирают, с каким словом будут работать.
Зачитывают, объясняют свой выбор.
Читают информацию в учебнике.
Отвечают на вопросы.
Работают с текстами. Объясняют свой выбор.
Отвечают на вопрос урока.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)
— Прочитайте образец. Вам понятно задание?
— Приступайте к самостоятельной работе.
(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок, совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)
Зачитывают образованные родственные слова.
VII. Подведение итогов урока.
— Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)
— Так для чего нужны суффиксы?
– Какие знания вам понадобились на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности