Для чего нужны троллейбусы
Троллейбус как общественный вид транспорта. Справка
Власти Москвы обнародовали план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем в российской столице, в котором прописаны традиционные и новые меры по борьбе с пробками. В частности, предлагается сузить некоторые полосы, а такжеотказаться от троллейбусов, ходящих в центре города.
Троллейбус – безрельсовое транспортное средство (обычно пассажирское) с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания через контактную сеть с помощью штангового токоприемника.
Также троллейбус может оснащаться системами автономного хода на аккумуляторах, суперконденсаторах или двигателях внутреннего сгорания. Одна из разновидностей последнего варианта – когда электрический и дизельный двигатели имеют независимую передачу – называется дуобус.
Троллейбус используется преимущественно в городах, однако существуют также и междугородные троллейбусы. Изначально рассматривался как пригородный транспорт, позже нередко он стал заменять трамваи на участках, где их использовать неудобно, например, в исторических центрах городов с узкими улицами.
Троллейбус занимает особое место среди других видов городского пассажирского транспорта. Доказано, что это наиболее экологический вид транспорта после метро.
Троллейбус – малошумный вид общественного транспорта. Теоретически троллейбус можно сделать и совсем бесшумным. Обычно шум в троллейбусе исходит от компрессора, систем отопления и кондиционирования. Однако полная бесшумность может стать и недостатком, так как при этом пешеход может не заметить приближающийся троллейбус и попасть под колеса.
Достоинства троллейбуса по сравнению с трамваем:
– первоначальные затраты на строительство троллейбусной линии значительно меньше, чем трамвайной, так как для пуска троллейбусной линии не требуется ни вскрытия дорожного полотна, ни строительства обособленного пути, потому что используется существующая дорожная инфраструктура. Необходимо лишь протянуть воздушную контактную сеть.
– относительно высокая маневренность троллейбуса, которая, тем не менее, ограничена контактной сетью.
– резиновые шины троллейбуса имеют лучшее сцепление с дорогой, чем стальные колеса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с большими уклонами.
– дорожное полотно, используемое троллейбусной линией, может использоваться автомобильным транспортом. Движение автотранспорта по трамвайным путям может быть затруднено.
– трамвайные пути требуют трудоемкого ремонта и обслуживания, чего лишена контактная сеть троллейбуса.
Достоинства троллейбуса по сравнению с автобусом:
Троллейбус имеет важное преимущество перед автобусом – за счет электродвигателей имеющих больший КПД, они быстрее разгоняются и могут разгоняться при движении в гору. Это, наряду с экологичностью троллейбуса, сделало этот транспорт особенно выгодным в условиях пересеченной местности, где автобусы трудно преодолевают горы, а трамваи не применимы из-за уклонов. Например, всем известна линия Симферополь-Ялта длиной 86 км, по которой налажено стабильное троллейбусное движение. На этой линии применен дополнительный способ повышения надежности энергохозяйства – натянуто три провода троллера, питаемых от разных подстанций.
Современные троллейбусы по уровню комфорта не уступают автобусам и даже превосходят их, за счет отсутствия запаха бензина и выхлопов в салоне.
Среди других достоинств троллейбуса: они не загрязняют воздух продуктами сгорания; срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем автобуса; затраты на обслуживание троллейбусного парка меньше, чем на обслуживание автобуса.
Недостатки:
– первоначальные затраты на развертывание троллейбусной сети выше, чем для автобусной.
– троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.
– провозная способность троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвая.
– троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети, особенно к обледенению контактного провода.
– затруднен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью.
– троллейбус не может менять маршрут, хотя и более гибок в этом отношении, чем трамвай.
– троллейбус опаснее трамвая из-за существования «токов утечки».
– троллейбус менее экологичен, чем трамвай – при трении колес об асфальт возникает вредная резиновая пыль.
– существует опасность остановки на обесточенном участке на пересечении и троллейбусной стрелке, например при «подрезании» другим транспортом.
– есть мнение, что контактная сеть троллейбуса несколько портит облик улиц, особенно в исторических центрах городов.
Троллейбусы, пусть и в небольшом количестве, есть во многих странах: в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и многих других.
В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. В Великобритании в какой-то момент от троллейбусов отказались, однако в 2010-2011 гг. ожидается ввод в строй городской троллейбусной системы в Лидсе. Что касается крупнейшего троллейбусного парка в Европе (за исключением СНГ), то обслуживает он Афины. Общая протяженность контактной сети – более 350 км.
Самая крупная троллейбусная сеть – в России. По советским градостроительным правилам троллейбус был положен городам с населением большим, чем 200 тысяч человек. По данным на 2009 г., в РФ было 88 троллейбусных городов.
Крупнейшая в мире (по состоянию на 2009 г.) и старейшая в России троллейбусная система расположена в Москве. Протяженность одиночного контактного провода – около 1300 км, длина линий – более 600 км.
Самая северная в мире троллейбусная система – в Мурманске.
На территории СНГ действует 80 троллейбусных систем.
Маршрут Симферополь – Ялта в Украине является самым длинным троллейбусным маршрутом в мире. Его протяженность составляет 86 км.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Отец электромобилей: троллейбусы — это замечательно, но почему в мире их становится меньше?
Вы знаете, когда появился первый троллейбус, и к какой категории транспорта они относятся формально?
Самый первый троллейбус
Его изобрели в Германии в далеком 1882 году. Его назвали тогда Electromote и он представлял из себя повозку с электромотором. Питание к этому мотору поступало через кабель от проложенных сверху проводов. Это транспортное средство изобрел Вернер фон Сименс. Изобретение нашло своих людей и такие «автобусы» на проводах начали распространяться и развиваться.
Ребенок трамвая и автобуса
Троллейбус в каком-то смысле является чем-то средним между автобусом и трамваем. Он действительно сочетает в себе достоинства и недостатки этих видов транспорта.
От трамвая троллейбусу досталась экологичность и привязанность к электропроводам, а от автобуса – независимость от рельсов. Троллейбус приятнее с точки зрения пассажира, ибо троллейбусы с места разгоняются быстрее автобусов, что в городских условиях проводит к несколько большей средней скорости и сокращает время поездки.
Но какой общественный транспорт выгоднее и экономически? Это сложный вопрос. Во многих странах троллейбусов нет совсем, ибо электроэнергия стоит дорого и из-за этого эксплуатация троллейбусов крайне невыгодна. Тем не менее, в период между Мировыми войнами троллейбусы были довольно распространены. Одной из главных причин была нехватка автобусов.
Были попытки сделать междугородные троллейбусные рейсы, но со временем от них отказались, и в настоящее время единственной междугородной троллейбусной линией является Крымская. Она соединяет Симферополь и Ялу. Длина маршрута составляет 86 километров. Но существует множество троллейбусных городских линий, которые по «автобусным» правилам относились бы уже к пригородным.
К какой категории «прав» относится троллейбус?
К категории «D» он не имеет никакого отношения. Это отдельная категория, которая имеет такое же название «Троллейбус» и обозначается буквами «Tb». На водителей этого транспортного средства учат не в автошколах, а на специальных курсах. Обычно они находятся при самих троллейбусных парках.
История троллейбусов в Узбекистане
Первый троллейбус на улицах Ташкента появился 5 ноября 1947. Интервал движения на первом маршруте составлял 15 минут. Депо было расположено на территории бывших казачьих конюшен (улица Тараса Шевченко). Первый маршрут прошел от железнодорожного вокзала до площади Эски Джува, соединив собой старый и новый город.
Напомним, ранее мы писали про ретро-автомобили, которые гнили в сараях, но были проданы за фантастическую сумму.
«Это свобода передвижения!» Поговорили с людьми на остановках и узнали, зачем им троллейбусы
Стоило появиться информации о 30-миллионной субсидии для городского Троллейбусного управления, как тут же встрепенулось племя принципиальных критиков. Они уже вспомнили о дороговизне в содержании и медлительности этого транспорта. О дублировании маршрутов и давно не обновлявшемся парке. Соответствующий вывод вроде бы должен напроситься сам собой. Но почему-то не напрашивается.
Мы вышли на городские остановки и прокатились на нескольких троллейбусах с единственной целью — спросить у петрозаводчан, нужны ли им троллейбусы, и если нужны, то зачем. Так родился список причин, по которым маршрутка троллейбус никогда не заменит.
Елена: «Это тот маршрут, который мне нужен!»
— Не могу сказать, что пользуюсь троллейбусами постоянно, но считаю, что они обязательно должны быть в нашем городе. Раньше я много слышала, что троллейбусы ездят теми же путями, что и маршрутки, дублируют их, а теперь убедилась, что это не так. Сейчас надо ездить на производственную практику, и выяснилось, что делать это на троллейбусе проще всего — потому что это единственный транспорт, на котором можно добраться из точки «А» в нужную мне точку «В» без пересадки.
Мария: «Личное пространство и покой!»
— Может, это и прозвучит наивно, но мне нравится троллейбус, потому что у него большой салон. Когда с утра выходишь из дома хмурый, не выспавшийся, то еще нет сил на какие-то разговоры и слишком тесный контакт с попутчиками. А в троллейбусе можно спокойно сесть в стороне и, не торопясь, ехать туда, куда тебе нужно. Для меня комфорт в транспорте состоит именно в этом: личное пространство и покой.
Юлия: «Это безопасно и дешево!»
— Я считаю, что троллейбусы обязательно нужны, потому что они безопасны и относительно дешевы. Водители маршруток гораздо чаще нарушают правила дорожного движения и чаще попадают в аварии.
Мария: «Такой транспорт обязательно должен быть в столице Карелии!»
— Вы когда-нибудь пробовали сесть в маршрутку в крупногабаритной вещью — коляской, например, или карнизом, да и просто с большой сумкой? И не пробуйте, ничего хорошего из этого не выйдет! Часто говорят о том, что троллейбус дорог в содержании, но я считаю, что столица республики просто обязана себе это позволить!
Алексей: «Это социальный транспорт!»
— Я езжу только на маршрутках, но если бы судьба троллейбусов зависела о меня, то я бы их обязательно сохранил. Не у всех есть 22 рубля на каждую поездку, а троллейбус дает возможность ездить по городу студентам и пенсионерам — для них скидки предусмотрены. И такие слои населения будут всегда. Поэтому всегда должен быть транспорт с социальным уклоном.
Александр: «А зачем мне маршрутка?»
— Странный вопрос: зачем мне троллейбус? А маршрутка зачем? Езжу каждый день к своей внучке с улицы Видлицкой на улицу Антонова. Дешево, стабильно и без пересадок. А что мне еще надо?
Айно: «Это для нас — для родителей с детьми!»
Андрей: «Троллейбус нужен городу и мне!»
— Троллейбусы нужны городу, потому что это экологически чистый транспорт, хоть какая-то чистота нашему Петрозаводску. И нужны лично мне. Потому что наше предприятие покупает своим сотрудникам проездные, что, согласитесь, очень удобно!
Лилия: «Нашей семье без них будет плохо!»
— Если не станет троллейбусов, это очень осложнит жизнь нашей семьи. Я вожу ребенка в бассейн на Ключевую, и ни один автобус из нашего района туда не идет. Без троллейбуса придется делать пересадку и платить дважды в каждом направлении. Кроме того, пересаживаться с ребенком не очень удобной!
Андрей: «Это свобода передвижения!»
— Это свобода передвижения внутри салона. И воздуха в них много. Поэтому пусть будут!
Дарья: «Я не тороплюсь, я считаю!»
— Конечно, нужны. Во-первых, это намного дешевле, чем маршрутки. Если ездить на маршрутке, то вы потратите, как минимум, 2000 рублей в месяц. А студенческий проездной стоит 350 рублей. Для меня это очень значительная разница. Часто можно услышать, что троллейбусы слишком медленный транспорт. Но в нашем городе не такие уж большие расстояния, чтобы можно было фатально куда-то опоздать. Зато можно сидеть спокойно у окна и слушать музыку.