Для чего нужны цифровые данные в географии

Путешествие в географию по цифровой карте

В эпоху Великих географических открытий ошибки на картах часто оборачивались трагедиями. Сейчас ошибок на картах нет, но это не отменяет необходимости работать с картами на уроках географии.

Географию называют комплексным предметом, который находится на стыке естественных и гуманитарных наук: с одной стороны, в процессе его изучения используются знания по химии, физике, математике, биологии, с другой — по социально-экономическим дисциплинам.

От Всероссийского съезда до Всероссийского диктанта

В последнее время география меняет свой незаслуженный статус «второстепенного» предмета.

В 2011 году состоялся Первый Всероссийский съезд учителей географии, объединивший более 500 участников из 80 субъектов Российской Федерации и ряда иностранных государств — учителей, преподавателей вузов, руководителей органов управления образованием.

Одной из инициатив съезда стал проект «Школьные экспедиции», который реализуется Русским географическим обществом с 2012 года. Каждый год школам предлагаются разные темы для экспедиций: например, в 2014 году — «Живые родники России», в задачи которой входил сбор данных о водных объектах страны. Школы, выигравшие грант на эту экспедицию, исследовали более 40 озер, рек и родников России.

Читайте также :

1 ноября 2015 года впервые состоялся Всероссийский географический диктант. К этой масштабной образовательной акции подключились 27 тысяч человек из России и зарубежных стран.

Все вопросы диктанта основывались на программе средней школы; некоторые задания включали в себя работу с картами, но больше половины людей не смогли справиться с ними успешно.

Это заставило специалистов сделать определенные выводы.

Карта — источник информации

Неотъемлемой частью школьного курса географии является работа с картами.

Для чего нужны цифровые данные в географии. Смотреть фото Для чего нужны цифровые данные в географии. Смотреть картинку Для чего нужны цифровые данные в географии. Картинка про Для чего нужны цифровые данные в географии. Фото Для чего нужны цифровые данные в географии

Как отмечал известный русский учёный-географ, океанограф, председатель Русского географического общества (1917—1931) Юлий Михайлович Шокальский:

Карта есть то удивительное орудие, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.

Сегодня карты почти полностью выполняются в цифровом формате. Для создания подробнейших карт применяют не только наземные геодезические инструменты — теодолит, нивелир, но и воздушное лазерное сканирование, спутниковую навигацию, цифровую аэрофотосъемку.

Если мы хотим, чтобы наша страна заняла достойное место в мире, то частью личной культуры каждого россиянина должны стать географическая культура и картографическая грамотность.

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по географии также включают в себя вопросы на знание географической карты.

70% успеха ребенка на итоговой аттестации зависит от знания карты. И задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка пользоваться картой, находить ответы на поставленные вопросы с помощью карты.

Как стимулировать интерес учеников к работе с картой?

Для чего нужны цифровые данные в географии. Смотреть фото Для чего нужны цифровые данные в географии. Смотреть картинку Для чего нужны цифровые данные в географии. Картинка про Для чего нужны цифровые данные в географии. Фото Для чего нужны цифровые данные в географии

Без атласов, по мнению Елены Павловны, не может быть урока географии. В последнее время на помощь им приходят новые цифровые ресурсы. В том числе интерактивные карты издательства «Дрофа», которых у нее в комплекте более 50. Это и физические карты мира, отдельных материков, частей России; экономические карты регионов мира и России; политическая карта мира и отдельных материков; административная карта России; карты различных видов ресурсов (России и мира); климатические, почвенные и многие другие.

В сравнении с классическими бумажными картами интерактивные имеют свои преимущества и могут быть использованы как самостоятельно, так и в комплексе с печатными картами.

Например, на уроке ученики пользуются печатными контурными картами, а учитель — интерактивной физической картой мира, которую легко можно превратить в чистую контурную карту, а можно в карту природных зон. По интерактивной карте можно изучать комплекс тем — от природно-климатических особенностей той или иной территории до хозяйственно-экономической деятельности.
Изображения на мультимедийных картах можно увеличивать, уменьшать, отключать названия всех объектов, чтобы дети сами вписывали их от руки.

В старших классах социально-экономического профиля Елена Давыдова использует УМК под ред. В.Н. Холиной. Учебник предлагает школьникам выполнить задания по составлению собственных карт, снабжен списком литературы по изучаемой теме, которую можно найти в Интернете. Кроме этого, предложены ссылки на различные сайты, в том числе крупнейших международных организаций, и приведена необходимая для анализа статистика по теме урока, что существенно сокращает время на поиск информации.

Елена Давыдова даёт детям разные географические задачи, решение которых зависит от знания карты:

После такой подготовки её ученики хорошо выполняют аналогичные задания на ОГЭ и ЕГЭ, а также успешно участвуют в олимпиадах по географии.

Требуются профессионалы

Елена Давыдова — скорее исключение из правила. По её же словам, сегодня учителей географии с профильным образованием не хватает, а неспециалисту обучать географии очень сложно.

Проблему профессиональной подготовки учителей по географии признаёт и член ученого совета Русского географического общества, президент Ассоциации учителей географии Александр Лобжанидзе.

Старение педагогического корпуса привело к вымыванию профессионалов и приходу в эту сферу деятельности неспециалистов. С учётом того, что система повышения квалификации и переподготовки во многих регионах требует реформации, эта проблема может только усугубляться.

А в высшем педагогическом образовании царит такой подход: учитель должен знать предмет только в рамках школьной программы и главное — это владение педагогическими технологиями. Поэтому в педвузах сокращаются часы на специальные дисциплины и увеличиваются — на педагогику и методику. Может возникнуть ситуация, когда человек, изучавший физику, химию, биологию, будет преподавать историю и географию.

Ещё одна проблема — невостребованность географии как предмета по выбору на итоговой аттестации — по мнению Лобжанидзе, решается очень просто.

Достаточно включить географию в перечень вступительных испытаний таких престижных направлений подготовки, как туризм, экономика, политология, международная журналистика, бизнес и менеджмент, и большинство выпускников выберут географию. И тогда престиж школьной географии сразу возрастёт.

Популяризации науки способствуют и такие масштабные образовательные акции, как уже упомянутый Всероссийский географический диктант.

Это может быть интересно :

А вот такие меры, как прибавление часов на изучение географии, Александр Лобжанидзе эффективными не считает: по его мнению, это приведет только к увеличению нагрузки на школьников и к сокращению времени на изучение других, не менее важных дисциплин. Важно сохранить региональный компонент на изучение курса географии и наполнить качественным содержанием каждый час уже имеющегося учебного времени.

И первые помощники учителя в решении этой задачи — учебно-методические комплекты по географии.

От классики — до инноваций

Мы спросили методистов из разных регионов о том, какие УМК по географии наиболее востребованы сегодня в школах.

По словам Татьяны Стрельниковой, доцента Липецкого Института развития образования, в представляемом ею регионе используются все УМК по географии из Федерального перечня. Наибольшей популярностью пользуются три УМК:

Татьяна рассказала чуть подробнее об этих трёх комплексах:

На «Классической линии» воспитано большое количество учащихся, она много раз переиздавалась, поскольку изучение географии происходит здесь по классической схеме. Очень интересна линия под ред. В.П. Дронова, так как в ней соединилось всё то новое, что появилось в педагогике и в географии за последние годы: комплексное изучение географии России, широкое использование современных методик.

Линия под ред. А. И. Алексеева, О. А. Климанова и др. предназначена для школ с углубленным изучением географии: здесь предполагаются проблемные методы, активный поиск информации.

Линии представлены набором атласов, контурных карт, рабочими тетрадями для учеников, методическими пособиями для учителей, электронными учебниками.

По словам Аллы Гришечко, в условиях перехода на новые ФГОС всё большей популярностью в школах Саратовской области пользуется УМК «Роза ветров» под ред. В. П. Дронова (как для основной, так и для старшей школы), потому что он отвечает всем новым требованиям: четко выстроенная линейка, включающая карту, атлас, авторские рабочие программы. И самое главное, авторский коллектив находится на постоянной связи с учителями, оперативно реагирует на все вопросы и замечания педагогов.

8 апреля 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Цифровая география: эволюция метода и ренессанс технологий

Стремительное изменение принципов работы с геопространственной информацией и всё более широкое использование при решении прикладных задач не опосредованных картографическими условностями данных дистанционного зондирования находит, естественно, своё отражение и в идеологии ПО.

На семинаре, состоявшемся в Москве 2 декабря 2009 года, компания ERDAS представила новую версию комплекса программных продуктов ERDAS2010. Небезынтересна философия, воплощённая в них – и её отличия от подходов, традиционно тиражируемых в России.

ERDAS 2010: первый взгляд

Новый комплекс программных продуктов ERDAS2010 анонсирован как «ренессанс» научно-производственной деятельности компании, образовавшейся уже более 30 лет назад. Такой анонс предполагает, что, по мысли разработчиков, идеология подхода к работе с геоданными достигла завершённости, вернувшись к фундаментальным основам на качественно новом уровне.

По мнению разработчиков, он значительно упрощает ориентацию пользователя в пространстве функциональных возможностей и избавляет их от зачастую возникающего тягостного ощущения безвыходного тупика.

Помимо этого, в пакет продуктов включены новые модули – в частности, революционный по заявляемым возможностям модуль eATE. По заверениям разработчиков, модуль позволит осуществлять автоматическое и высокоточное извлечение цифровых моделей рельефа (ЦМР) высокой плотности для выбранных регионов проекта, охватывающих значительные площади.

Аналогичная функциональность заявлялась и ранее, однако на этот раз она имеет шанс воплотиться, наконец, в удобный и многофункциональный продукт, пригодный при решении самых разнообразных – и в первую очередь, оперативных задач.

Существенно трансформированы использованные в продуктах технологии. Реализована поддержка технологий компрессии растровых изображений JPEG2000 и ECW, позволяющих уменьшать объём файлов до 5-10% от исходного без какой бы то ни было визуально различимой деградации их качества.

Резко повышена одна из важнейших для пользователей характеристик – скорость загрузки растров и векторов. Для растровых данных скорость возросла практически на порядок (до 8 раз) по сравнению с предыдущей версией (индекс 9.6.2). Поддерживается многопотоковость, повышена отказоустойчивость системы.

Глубокой идеологической переработке подверглись пакеты APOLLO и TITAN, в которых реализована новая парадигма работы с географической информацией вообще.

Во-первых, существовавшие ранее как независимые приложения APOLLO и TITAN вошли в состав нового интегрального пакета APOLLO, в котором TITAN стал единым унифицированным средством просмотра служб и локальных данных. Пространственная инфраструктура данных SDI – настраиваемая, масштабируемая, позволяет формализовать и каталагозировать разнородные (и растровые, и векторные) данные в соответствии с международными стандартами OGS, и обеспечить доступ к ним с использованием стандартных сетевых протоколов.

Важнейшей для пользователей, уже знакомых с реализованными в парадигме неогеографии продуктами стало обеспечение в ERDAS APOLLO тайлингового доступа не только к растровым, но и к векторным данным.

Это позволит обрабатывать на клиентской машине векторные данные с удалённых серверов со скоростью, сопоставимой со скоростью обработки растра. В три раза возросла за счёт использования программной архитектуры нового поколения скорость обработки ECW-файлов, решен ряд выявленных ранее проблем при их визуализации.

Масштабирование APOLLO на три уровня (Essential, Advantage, Professional) позволяет создавать сетевые геоинтерфейсы любого уровня сложности и с любыми произвольными загрузочными характеристиками.

Что более важно, появляется возможность эффективной миграции на более высокий уровень. Фактически, это означает новый шаг в реализации популярного геоинтерфейса «класса Google Earth», который может быть реализован не обязательно во всемирной Сети Веб – но при этом с полной и безусловной совместимостью как с Google Earth, так и с любыми иными геоинтерфейсами, поддерживающими открытые стандарты.

Новая философия: некоторые выводы

В чём особенность видения ведущим мировым разработчиком очевидных и неоспоримых изменений в методах географии? В чём их отличие от представлений, всё ещё бытующих в России?

Воплощённая в ERDAS2010 идеология предполагает безусловный приоритет стандартизации форматов и протоколов. Такая идеология принципиально и глубоко расходится с бытующей по-прежнему в России практикой стандартизации не по типу форматов и протоколов, но по единожды выбранному брэнду – производителю ПО того или иного назначения.

Переход к открытой по форматам и протоколам архитектуре особенно важен в географическом ПО в связи со стремительными и глубокими изменениями фундаментальных принципов работы с информацией и с появлением открытых и бесплатных геоинтерфейсов, становящихся основой для практически беспредельного масштабирования решений – а вместе с этим и решения ключевых и неразрешимых проблем.

Одной, хотя и не единственной из таких проблем стала проблема невозможности поддержания высокоточных и информационно полных наборов данных в актуальном состоянии в картографической парадигме. Решение её, становится возможным только с кардинальным изменением характера циркуляции информации среди их создателей и потребителей.

В отечественной практике проблема появления нового географического метода – неогеографии – зачастую подменяется её суррогатом. При этом проблема метода замещается проблемой типа среды, используемой для циркуляции геопространственной информации. В результате возникло специфическое российское представление о «веб-картографии», сводящееся к идее распределённого создания геоданных посредством «плоских» сетевых приложений, открываемых в обычных браузерах.

Выраженный в такой форме подход к обеспечению массовости создания геоданных глубоко отличен от выраженной в ERDAS2010 и в других аналогичных продуктах идеологии и способен значительно затормозить развитие новых геотехнологий в России.

Массовое распределённое создание геоданных пользователями требует предоставления им высококачественного и информационно полного трёхмерного контекста местности на основе не опосредованных картографическими условностями изображений (ДДЗ), моделей рельефа и сооружений. Это, соответственно, предполагает возможность произвольного выбора ракурса просмотра и расстояния до модели – всего того, что в картографической парадигме обозначалось условным термином «масштаб».

Фактически, происходит размывание фундаментального принципа картографии – принципа проецирования информации на какую-либо поверхность (карты, глобуса и т.д.). Появляется возможность оказаться «внутри данных», вместо того чтобы изучать их по необходимости только лишь «снаружи».

Последствия такого перехода велики и многогранны. Но его реализация совершенно не нуждается в наличии доступа к Сети интернет как какого-либо обязательного условия работы в новой парадигме. Наоборот, такое требование лишь жёстко ограничивает функциональность систем, особенно при решении оперативных государственных, военных, специальных и иных задач.

Возможность локализации пользователями в реальном пространстве-времени любой произвольной информации помогает понять ещё одну особенность нового этапа. Системы для создания специфического типа данных – так называемых «геоданных» – начинают использоваться для локализации в пространстве-времени данных любой природы, иной раз несводимых к предметной области географии в принципе. Это, в свою очередь, означает, что попытка формализации типов географических данных, воплощённая в идее создания так называемой «инфраструктуры пространственных данных», вообще говоря, уже устарела и становится анахронизмом.

Новый подход, реализованный в комплексе продуктов ERDAS2010, позволяет комплексно подойти к проблеме оперативного создания современных геоданных, использованию их для продуцирования, агрегации, анализа и визуализации данных любой природы. Воплощённая в нём идеология обладает рядом важных особенностей: недостижимой иными средствами масштабируемостью, возможностью снижения до теоретического предела стоимости владения системой за счёт использования бесплатных программ-клиентов; защищённостью и возможностью полноценной реализации без доступа в интернет вообще.

Новый подход позволяет отказаться от порочной в своей основе ориентации при развитии информационных систем на брэнды, а не на открытые стандарты и протоколы – а тем самым обеспечить не только технологическую безопасность, но и максимальную гибкость эволюции.

Использование открытых и стандартных протоколов и единого представления географического и ситуационного контекстов позволяет решить фундаментальную проблему геоинформатики – несводимость воедино геоинформационных комплексов, реализованных в едином пространственно-временном объёме разными пользователями и ведомствами.

Возможность широкого использования данных дистанционного зондирования позволяет обеспечить свободную циркуляцию создаваемых данных по иерархии управления (от одного «масштаба» к другому) без утраты детальности и без отрыва от общегеографического контекста – качество, недостижимое иными методами и жизненно важное для организации сколь-нибудь эффективного оперативного управления на обширных территориях.

Сбалансированность и законченность представленного комплекса явилась следствием глубокого осознания его создателями потребностей современного этапа развития географических методов. Осознание этих потребностей – фундаментальное условие успешного, лишённого имитационности освоения возможностей нового метода в интересах России в целом.

Источник

«Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании географии»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «Селеченская средняя общеобразовательная школа»

«Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании географии»

Геращенков И.А.- учитель географии,

первая квалификационная категория

3.1 Определение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

3.2 Кому и зачем нужны ЦОР?

3.3 Использование ЦОР на уроках.

6. Список литературы.

Век компьютерных технологий набирает обороты, и нет уже ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало.

В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования – формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS PowerPoint), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На уроках информатики ученики получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач.

Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель – предметник умел:

• обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информа-цию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

• создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint и демонстрировать презентацию на уроке;

• использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

• применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

• осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

• организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

• самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

В утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего (полного) образования, одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность. «Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как ОБЩИЕ учебные умения и навыки, напрямую относящиеся, таким образом, и к ЛЮБОМУ школьному предмету. Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники, тренажеры и другие.

Поэтому я ставлю перед собой цель: повышение качества образования учащихся посредством использования цифровых образовательных ресурсов.

Чтобы приблизиться к поставленной цели надо решить следующие задачи:

1.Применение электронных пособий на всех этапах урока.

2.Использование электронных пособий при проведении текущего контроля знаний, в самостоятельной работе учащихся.

3. Повышение учебной мотивации обучающихся.

3.1 Определение цифровых образовательных ресурсов

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:

• организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

• применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

• привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной информацией прямую информацию, за счет использования возможностей технологий мультимедиа.

• объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

• управлять учебной деятельностью учеников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

• создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности учащихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

• оперативно обеспечить педагогов, учащихся и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

Качественных характеристик, выгодно отличающих ЦОР от других средств обучения, по существу, две: мультимедийность и интерактивность.

Современный мультимедийный компьютер представляет собой комплексное техническое средство обучения, значительно расширяющее возможности образовательного процесса. В «компьютерный» урок можно включить как текстовый материал (причем как в «буквенной», так и в звуковой, т.е. «речевой» форме); аудиоэффекты (музыка, фонодокументы и т.д.); видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (суть ее в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей ассоциируется с ним у человека). Естественно, в этих условиях как никогда важна роль психолого-педагогического анализа компоновки урока, рациональное распределение учебного материала по категориям сенсорного воздействия на ученика. В этом смысле, вводить большие текстовые фрагменты с экрана монитора нецелесообразно – читать с бумажного листа удобнее, легче и безопаснее для зрения. Все это, а также множество других факторов необходимо учитывать при разработке мультимедийного урока, желая добиться большей его эффективности.

Другая важная особенность урока с применением компьютера – его интерактивность, т.е. возможность диалога, обратной связи. Традиционно до сих пор такая связь существовала лишь в случае непосредственного контакта учителя и ученика. Компьютер – единственное ТСО, полноправно включающееся в этот процесс. Компьютер имеет возможность осуществлять обратную связь как с учителем, так и с учеником, являясь не просто партнером по «контакту», но и неисчерпаемым источником учебной информации, поток поступления которой, к тому же, можно легко регулировать.

Интерактивность предполагает фактическую возможность создания предельно индивидуализированных учебных комплексов, ориентированных на максимальную оптимизацию учебного процесса. Многие учебные и энциклопедические программы основаны на принципе гипертекстовой разметки материала, что позволяет ученику самостоятельно строить процесс обучения. За ним сохраняется право выбора (что очень важно для подростков и с психологической точки зрения). На деле это означает возможность «стратификации» урока для различных учащихся. Объем предлагаемого материала, темпы изучения варьируются самостоятельно в зависимости от уровня подготовки, способностей и интересов в пределах одного и того же класса и в рамках одного и того же урока. К сожалению, техническая оснащенность школ не всегда позволяет использовать интерактивность.

3.2 Кому и зачем нужны ЦОР?

ЦОР необходимы для самостоятельной работы учащихся потому, что они:

• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

• допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

• дают возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

• выполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

ЦОР удобны для преподавателя потому, что они:

• позволяют выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЦОР то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

• позволяют индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

• позволяют преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Использование ЦОР на уроках

На уроках в основной школе работа с ЦОР нами ориентирована на овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации, использования полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. Ключевое значение здесь приобретает умение различать саму типологию источников информации, соотносить тип источника с уровнем его достоверности, а также непосредственное овладение информацией – усвоение базовых дидактических единиц и изучение основных содержательных линий конкретного курса. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся основной школы, важно сочетать изучение текстовых материалов с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ЦОР, в том числе анимаций, иллюстраций, картографических материалов. В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Причём для базового уровня обучения это, прежде всего:

овладение навыками поиска и систематизации специальной информации,

работы с конкретным материалом, представленном в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд),

умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем,

формы их представления для публичной презентации результатов своей познавательной работы.

С 5 по 9 классы ЦОРы использую на уроках в виде:

уроков с использованием компьютерных презентаций. Они могут быть разных типов: уроки объяснения нового материала, урок – обобщение, урок – защита проектов. (Приложение№9)

собственное составление контрольных измерительных материалов. В 2009 году я проходила подготовку в ОГУ «Областной центр мониторинга образования» г. Новосибирска по программе «Технология проведения оценки качества предметных достижений» и получила квалификацию разработчика тестовых материалов. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер);

с 5 класса практикую работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. В этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации. Используя материал дисков «Уроки географии Кирилла и Мефодия» на разных этапах урока, я переключаю внимание школьников, что способствует более полному восприятию материала, повышению интереса учащихся к теме урока. Очень нравится ученикам смотреть видеофрагменты, включенные в материалы дисков. Например, очень хорошо воспринимаются видеофрагменты при изучении темы «Природные зоны России» на диске 8 класса, тема «Растительный и животный мир».

знакомство с программой Power Point позволяет строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. Ученикам 7 классов очень нравится работать с компьютером, создавая характеристику природы того или иного материка. Например, создаются презентации по темам: «Евразия», «Южная Америка» и т.д.(Приложение №8) Урок защиты проектных работ – уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.

В 9 классе традиционный экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением. В этом году я предложила ученикам, собирающимся сдавать экзамен по географии, такую форму экзамена. Это их заинтересовало, т.к. данная форма работы предполагает не простое переписывание учебной литературы по географии, а творческий подход к работе. Ученик думает не только о том, какой материал выбрать, но и как его разместить в презентации. Это тоже способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

В старших классах ИКТ дает возможность ученикам самосовершенствоваться, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; через Интернет получать дополнительную информацию и выполнять определённые задания на информационном поле преподавателя. На данном этапе я – лишь помощник учащихся, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал. Но в тоже время, ученики старших классов с удовольствием работают на уроках, в которых используются материалы дисков «Кирилла и Мефодия», тестовые задания на компьютере. Чаще всего эта работа проводится на уроках по изучению региональной географии, например при изучении темы «Япония». На этом уроке ученики сначала воспринимают материал диска о Японии, а затем отвечают на вопросы теста по изученному материалу.

Использование цифровых образовательных ресурсов :

расширяет возможности предъявления учебной информации, применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильно выполненных заданий;

ЦОР вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

использование ЦОР в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *