Для чего нужны уроки искусств и ремесел в начальной школе
6 причин, почему искусство необходимо для развития ребенка
Педагоги со всего света уверены, что искусство и ремесла для детей от 3-х до 8-и лет — это самый важный способ помочь им расти, развиваться и формировать свою личность. Тот факт, что искусствам отдается огромное значение в детских садах и начальной школе Гонконга и Сингапура — регионов, ориентированных на создание творческих людей будущего, — это подтверждает.
Перед вами 6 важных областей развития ребенка, с которыми обязательно помогут занятия творчеством.
1. Моторные навыки
Манипулируя любыми художественными материалами, дети развивают навыки мелкой моторики. Навыки двусторонней координации улучшаются, когда дошкольник или школьник еще и пробуют использовать обе руки одновременно. Здесь вам помогут необычные способы рисования: пальцами, ладонями.
Чем быстрее развиваются навыки мелкой моторики, тем больше дел ребенок сможет сделать самостоятельно, что необходимо для комфортного процесса взросления и преодоления бытовой беспомощности.
2. Грамотность
Грамотность детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере декоративно-прикладного искусства охватывает широкий спектр областей: от разговорной речи и чтения до аудирования и понимания. Когда дети занимаются рисованием, они рассказывают о своей работе, учатся аргументировать и подбирать слова. Спросите у ребенка, почему он выбрал именно эту форму и эти цвета, — он вряд ли ответит «Не знаю», так как собственное творчество для него ценно и осознанно.
Дети перенимают словарный запас у родителей и учителей, рассказывающих им об искусстве, конкретных картинах, художественных приемах. Во время этого процесса детям необходимо также применять и развивать свои навыки слушания. А это, согласитесь, умение, появления которого ждут все родители и педагоги.
3. Математические понятия
Базовые математические представления и навыки обыкновенно не включают в круг искусства и ремесел. Зря, так как они часто используются и оказывают положительное влияние на развитие логики и математических навыков, особенно у детей дошкольного возраста.
Дети, изучая картины и творя их самостоятельно, узнают и учатся воспроизводить различные формы, подсчитывают и сортируют свои художественные принадлежности, даже изменяют длину и размеры художественных материалов и предметов, которые они планируют изобразить «с натуры». Чтобы овладеть математикой в будущем, ребенку необходимы навыки мышления, представления, построения, решения задач — все это развивается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. И если вы думаете, что принцип «золотого сечения» будет сложно понять ученику начальной школы, стоит только попробовать — урок превратится в настоящий детективный поиск закономерностей в мировых шедеврах живописи.
4. Творчество
Искусство позволяет детям творить, что важно на протяжении всей их жизни. Делая что-то свое, имея возможность подойти к решению проблемы творчески, мы допускаем и приветствуем самовыражение. В творчестве дети учатся выражать свои чувства и, что еще важнее, справляться с ними. «Нарисуй свою обиду», «Расскажи, какого цвета радость?», «А покажи, какая фигура выражает огорчение?» — все эти приемы есть в запасе у педагога-психолога.
Творчество также способствует умственному росту детей, предоставляя возможности опробовать новые идеи, новые способы мышления и решения задач и проблем.
«У детей творческий потенциал развивается на основе их опыта в процессе, а не на основе заботы о готовом продукте. Творчество не следует путать с талантом, умением или интеллектом. Творчество не в том, чтобы делать что-то лучше, чем у других, а в том, чтобы думать, исследовать, открывать и воображать».
5. Самоуважение
Любая деятельность в области искусств и ремесел дает ребенку возможность увидеть и прочувствовать свои достижения, гордиться своей работой. Это чувство причастности, важности и гордости создает необходимую для дошкольника и младшего школьника уверенность.
Как вы знаете, развитие правильной самооценки в этом возрасте особенно важно, и поощряя творческую работу, вы сможете помочь в этом непростом процессе. Создание произведения искусства (звучит громко, но для ребенка так и есть) — это отличный и безопасный способ для дошкольника обнаружить, что совершать ошибки и делать что-то не так — это хорошо, более того, этот путь может привести к совершенно новой идее.
Дети могут всегда попробовать что-то новое, а также развивать свои навыки саморегуляции (например, ожидая, как высохнут краски или клей, прежде чем перейти к новому этапу). Естественно, в этом процессе развивается терпение, с которым детям всегда нужна помощь. Да и не только детям.
6. Человеческие взаимоотношения
Давайте закончим тем, что дети просто любят проводить время со своими родителями и с педагогами, когда те делают что-то вместе с ними, а не просто указывают, как и что необходимо совершить. В этом случае идеальным примером совместной и полезной работы становится декоративно-прикладное искусство.
Вы проводите вместе время, вы общаетесь, вы обсуждаете картины, развивая детское и свое собственное мышление и фантазию, и в то же время вы создаете воспоминания, которые останутся на всю жизнь. Пока вы творите, вы можете обсудить любые темы или идеи, поговорить о том, что делаете, о том, что чувствуете. В качестве дополнительного бонуса для всех, кто уже видеть не может гаджет в руках ребенка, — в картинной галерее на него нет времени отвлекаться, а кисточки в руках просто не оставляют свободного места!
9 раскрасок. Шедевры мировой живописи
Специально для родителей и учителей мы приготовили 9 раскрасок, созданных по мотивам полотен великих зарубежных художников. Каждую из них можно использовать для отдельного урока, например, рассказывая о художнике и его творчестве, направлении, эпохе (голландское искусство, импрессионизм, возрождение, постимпрессионизм). Раскраску можно сравнить с оригиналом и обсудить с ребятами: почему автор выбрал именно такие цвета? что выражают фигуры? какое настроение передает полотно?
Выбор ограничен только вашей и детской фантазией. А она, как известно, границ не имеет.
#ADVERTISING_INSERT#
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила: Данилова Надежда Юрьевна, учительница начальных классов Арылахской средней общеобразовательной школы агротехнологического профиля им.Л.Попова Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Научно-педагогические подходы к изучению народной культуры
2.Методика изучения народного искусства на уроках технологии
В современных условиях общей гуманизации образования и личностно-ориентированной педагогики особая роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения отводится народной культуре. В нем заложены подлинные общечеловеческие, национальные и художественные ценности, без ориентации на которые духовное и художественно-творческое развитие личности будет неполноценным. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Проблемам художественного развития и эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства посвящены труды многих исследователей. Следует отметить труды З.А. Богатеевой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Н.М. Сокольниковой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.Б. Халезовой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Общение с народным творчеством вызывает глубокий эмоциональный отклик в душах детей. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества.
Научно-педагогические подходы к изучению народной культуры
Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, СБ. Рождественская, А.Б. Салтыков, Т.Я. Семенова и другие.
Теоретический анализ научных трудов по проблеме изучения с детьми основ народной культуры показал, что народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности. Исследователи отмечают огромное значение этнической культуры и народного искусства в эстетическом воспитании детей.
Технология обеспечивает структурно-логические и межпредметные связи, дает представление о современных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, объектов социальной среды, живой природы, тем самым помогает сформировать специализированные интересы ребят в той или иной области научных знаний. Именно технология, как ни какая другая позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения.
Преследуя цель ознакомить младших школьников с народной культурой, необходимо знакомить их, прежде всего с тем, что их непосредственно окружает, что доступно их восприятию и отражению в художественной деятельности. Такую особенность имеет быт. Исследования традиционного быта народов России показывают, что быт – это один из наиболее существенных элементов культуры, он служит удовлетворению самых необходимых потребностей человека, занимает важнейшее место в системе культуры любой этнической общности. У каждого народа быт имеет свои национальные черты, с которыми важно знакомить детей.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Изучение народного искусства с детьми младшего школьного возраста на уроках технологии будет эффективным, если теоретически обоснована и разработана методическая система, включающая цель и задачи, содержание, формы, методы, методические приемы обучения, дидактические средства обучения и изучение народного искусства осуществляется как поэтапный системно-организованный процесс, содержащий совокупность практических, творческих заданий, доступных освоению и обеспечивающий включение младших школьников в разнообразную художественно-конструктивную деятельность.
Методика изучения народного искусства на уроках технологии
Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы. «Технология» является предметом учебного плана, имеющая большой нереализованный педагогический потенциал. При условии грамотно выстроенного педагогического процесса она несет большую гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец.
Знакомство проводится в форме беседы и практической работы – учитель не просто излагает ученикам материал, а акцентирует внимание на ключевых моментах.
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работа учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения. Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.
Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться, задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:
а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связи народной культуры с современностью.
В преподавании предмета «Технология» одно из самых важных мест занимают наглядные методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков. Наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические.
И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе, особенно это уместно при ознакомлении с народной культурой на уроках технологии. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия. В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих уроков, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач.
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее.
В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т.д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Ныне действующими школьными программами предусмотрено изучение народного искусства на уроках литературы, истории и изобразительного искусства. И очень мало времени уделяется для изучения на уроках технологии, где учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное.
В данной работе изучена методика применения наглядного метода при проведении уроков технологии. Приведены дидактические факторы использования наглядности на уроках. Преследуя цель ознакомить младших школьников с народной культурой, необходимо знакомить их, прежде всего с тем, что их непосредственно окружает, что доступно их восприятию и отражению в творческой деятельности.
Таким образом, зная основные методические особенности работы при ознакомлении с народной культурой, целесообразно познакомить детей и методике работы с ними.
Сообщение по теме «Развивающие возможности уроков изобразительного искусства и технологии в начальной школе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Развивающие возможности уроков изобразительного искусства и технологии начальной школе.
Развитие творческого начала человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают уроки технологии и уроки ИЗО.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. Развитие способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но всё же задача педагога дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Почему так привлекательны уроки ИЗО и технологии? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этих уроках как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этих уроках дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.»
Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и художественного труда. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно – творческой активности.
В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования возрастает повышение качества общего художественного образования. Одной из основных отличительных особенностей уроков изобразительного искусства и технологии является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся.
Зачем детям в школе изобразительное искусство?
Почему изобразительное искусство важно в жизни ребёнка? Как оно помогает развивать логику и творчество одновременно? Об этом читайте в статье кандидата педагогических наук, доцента педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института, создателя линии УМК по изобразительному искусству Елены Александровны Ермолинской.
Ни один школьный предмет не вызывает столько противоречивых мнений среди педагогов и родителей о необходимости его преподавания, как изобразительное искусство. Мнения разнятся до противоположного. Одни говорят о необходимости этого предмета. Другие считают, что он не нужен и только загружает сетку часов, и было бы лучше, если бы вместо этого урока отдали час на «нужный», «главный», «обязательный». Например, на математику, русский язык, информатику. Словом, на любой другой – понятный и ясный. На русском языке учат грамотно писать, на литературе развивают способность правильной развернутой речи. Математика – вообще вне всякой конкуренции, ведь этот предмет так и называется «мать всех наук»! Как же велико, по мнению тех, кто считает предмет искусства напрасной тратой времени, расстояние между предметами изобразительное искусство и математика. Где математика и где искусство? Родители считают, что детей можно разгрузить за счет снятия этого предмета из сетки часов. Учителя и администрация с помощью этого предмета «дают отдохнуть» после того, как ученики несколько уроков подряд изучали «главные» предметы. Поэтому уроки изобразительного искусства ставятся между так называемыми главными. В начальной школе еще проще – уроки по этому предмету никогда не планируются в расписании первыми, им отводятся последние часы учебного дня или дни недели.
Подобное отношение к предмету вполне объяснимо, если учесть живучесть стереотипа о том, что на уроке изобразительного искусства учат рисовать конкретные предметы, держать кисть, уверенно работать карандашом, пользоваться цветными мелками, фломастерами и иногда лепить из пластилина. Тогда понятно, почему к этому предмету такое разное отношение.
Дело в том, что сведение задач урока изобразительного искусства только к задачам, перечисленным выше, действительно способствует такому неоднозначному отношению к предмету. И все потому, что образовательная концепция, которая господствовала почти столетие, в отношении уроков искусства исходит из профессиональных задач изобразительного развития ученика.
Логическое объяснение можно найти и мнению учителей и завучей, которые составляют расписание и решают положение в нем предмета изобразительное искусство. Действительно, дети, приходя на урок искусство, оживляются, свободнее и счастливее себя чувствуют. Но причина этого изменения поведения ученика не в том, что он пришел «отдыхать» от сложных и важных предметов. Причина в природе или, лучше сказать, методологии построения образовательного процесса на этом уроке в целом. Знакомое нам всем обучение строится на активной эксплуатации левого полушария, в основе которой лежат такие задания или вопросы, как: запомни, сравни, сопоставь, проанализируй, перескажи и т. п. Тем самым заставляя активно работать левое полушарие мозга.
Каждый уважающий себя взрослый знает, что человек – существо двуполушарное. Но мало кто задумывался, почему природа, обладая огромным количеством возможностей, наградила человека именно двумя полушариями. В противовес простому обывателю, ученые озаботились этой проблемой. Действительно, почему? Ведь в природе не бывает ничего случайного, ненужного, лишнего. Если не вникать в нейронауку и науку мозга, можно сказать, что оба полушария, работая вместе, тем не менее, работают по-разному. Левое полушарие – логическое, отвечает за структурированность информации. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. Мы обращаем внимание, запоминаем, стремимся к тому, что нам интересно. И это утверждение легко проверить. Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, т. е. те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции.
На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения, ведь искусство эмоционально по своей природе.
Чтобы убедиться в этом, достаточно понять, что происходит в сознании ученика, когда ему предлагают тему для рисунка. Возьмем, к примеру, тему «Домик для Мальвины». Когда ученик приступает к этому заданию, в его сознании происходит огромная работа. Итак.
Шаг 1. Прежде всего надо вспомнить, кто такая Мальвина (или представить как она выглядит, какие события с ней происходили, что в ней особенного), т. е. создается ее зрительный образ.
Шаг 2. Для того чтобы это представить, надо вспомнить сюжет книги.
Шаг 3. Если Мальвина особенная, то и домик должен быть особенным. И идут поиски этого особенного: вспоминается, какие дома бывают, какие видел в жизни, на картинках и иллюстрациях, в кино и мультфильмах. И не только дома, но и элементы, конструкции домов – форма и декор окон, форма крыши, двери, наличие балкончиков, колонн и т. д.
Шаг 4. На основе анализа имеющейся информации выбираются те элементы, которые более всего подходят для создания образа дома. Почему образа? Ребенок в мыслях воображает, представляет, какой он – дом для Мальвины, и из отобранных деталей он собирает дом.
Шаг 5. Дальше решаются собственно задачи изобразительной грамоты, а их предостаточно:
Шаг 6. И только после этого начинается процесс переведения замысла в рисунок.
Подумайте, какую сложную работу провело сознание для того, чтобы нарисовать дом! И эта работа будет посложнее решения задачи по математике, успешность которой зависит от правила или формулы, или написания диктанта, в основе которого лежат правила или определения. В изобразительном искусстве при творческом подходе к работе у ребенка нет жестко сформулированных правил, отступать от которых нельзя. При правильном проведении урока – нет и образца, который надо скопировать. Есть общие понятия о колорите, композиции, линии горизонта, формате, как элементе композиции, загораживании, композиционном центре. Эти понятия отличаются от правил и законов тем, что ученик сам решает, как и каким образом они будут соблюдены: где расположить линию горизонта, какой конструкции будет дом, какие цвета на рисунке будут главными, какой цвет будет иметь каждый элемент, каждая деталь, где на листе будет располагаться дом, деревья, клумбы, будет ли дым из трубы или Мальвина будет встречать гостей перед домом. То есть ребенок свободен в выборе цвета, композиции, свободен в передаче СОБСТВЕННОГО замысла.
А если задача связана с конкретным событием из истории? Сколько проблем придется решать!
В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) этого дома и каким, по его мнению, дом может быть. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета крыша, почему такие по форме окна и т. п.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.
Подводя итог нашей беседы отметим, что: