Для чего нужны условные обозначения в учебниках

написать о знаках, которые используются в учебниках

Общие свойства знаков, используемых в учебнике:

1) они должны быть графически изображаемы

…Графическая изображаемость знаков заключена уже в понятии учебника как книги, написанной графически изображаемыми знаками…

2) Их изображение не должно быть слишком затруднительным и дорогим

…Дорогостоящая и трудновоспринимаемая книга не найдет широкого читателя…

3) Они должно сохраняться во времени

…Чтобы учебниками могло воспользоваться не только современное поколение…

4) Знаки, употребляемые в учебнике, должны быть легко распознаваемы

…Каждый знак должен быть отнесен ко вполне определенному и единственному понятию, что позволит читателю в любых обстоятельствах и без труда узнать само понятие…

5) Между знаком и обозначаемым им представлением*

должна устанавливаться и легко обнаруживаться точная связь

…Каждый знак должен воспроизводить в душе читателя вполне определенное и единственное представление…

6) Они не должны побуждать появление нежелательных побочных представлений

7) Один и тот же знак не должен иметь несколько значений

…В противном случае знаки легко спутать между собой, что нежелательно для изображаемой в учебнике науки…

8) Для различных представлений не следует употреблять

слишком сходные между собой знаки

…Если знаку не должно приписываться несколько слабо различных между собой представлений, то не должно и чтобы два или более различных представления обозначались знаками, которые легко спутать между собой… Восприятие научных текстов в этом случае было бы весьма затруднительным…

9) Знаки должны обладать свойством временной

…Знаки должны распознаваться последовательно, для чего они должны определенное время удерживаться в памяти…

Источник

Конспект по литературному чтению на тему: «Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника» 1 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.»

-развивать память, речь, мышление, воображение.

— знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения;

-ориентироваться в условных обозначениях,

-находить их на страницах учебника, правильно толковать;

-ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь»

осознавать ценность учебной книги для своего образования,

бережно относиться к ней,

демонстрировать умения правильно листать страницы,

убирать книгу в портфель и доставать из портфеля,

выбирать обложку для учебника.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, в 2 частях, под редакцией Л.Ф. Климановой; рабочая тетрадь, образцы обложек для учебников, образцы закладок.

Словесный – слово учителя

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

Долгожданный дан звонок-

Каждый день- всегда, везде.

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

Настраиваться на работу

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Ребята, в зависимости от того, какое у вас настроение покажите соответствующий смайлик.

Анализировать свое настроение

Р: понимать требования учителя

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Первый раз в первый класс

Вот осень на дворе.

Птицы к югу полетели.

Значит, время детворе

Книжки, складывать в портфели.

В первый раз заходят в класс

Оторвать не могут глаз

От просторной светлой школы.

Все за парты. Вот тетрадь.

Взяли в руки ручки смело…

Хватит бегать и играть,

Мы займемся взрослым делом!

Пусть нас спросят у доски-

Всем мы с гордостью ответим:

А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!

-Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

-Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (дети делятся своими впечатлениями.)

-Прочитайте с интонацией удивления, раздражения, восхищения, с веселой интонацией.

-А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

-Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы знаете, что значит уметь читать?

Читать самостоятельно стихотворение

Читать в медленном темпе

Обсуждать возникающие чувства при чтении

Выразительно читать стихотворение

Поддерживать учебный диалог

Формулировать цели урока

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

Знакомство с новым учебником.

-А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется…. Определите сами ее название, прочитав запись: ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ (литературное чтение).

-Да, страна называется «Литературное чтение».

-Прочитайте на доске стихотворение.

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

-Почему автор призывает вас читать? Что значит набираться ума? (узнаём много полезной информации из книг).

-У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (ученики вспоминают правила обращения с книгой.)

— Как называется наш учебник? (литературное чтение)

-Почему две книги? (учебник состоит из двух частей)

-Как вы думаете, почему у него две части? (чтобы легче было носить + рабочая тетрадь)

-А сейчас мы с вами встанем и немного разомнемся

Поддерживать учебный диалог

Определять название учебника

Вспоминать правила обращения с книгой

Анализировать внешний вид учебника

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение учебника

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

-Ребята, вы до конца этого учебного года будете изучать учебник «Литературное чтение» и работать в специальной тетради, которая называется «Рабочая тетрадь».

-Рассмотрите сначала учебник, задумайтесь, почему так называется наш новый учебный предмет? И что мы будем на нём изучать. (дети листают учебники и делают выводы)

-А теперь перелистайте «Рабочую тетрадь», рассмотрите её внимательно и ответьте, чему вы будете по ней учится. (ответы детей.)

-Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (благодаря литературе мы узнаем много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно и пр.)

-Правильно, ребята. Но еще благодаря литературе вы будете учится рассуждать о том, почему герои произведений, попадая в разные ситуации, ведут себя по-разному, вы будете учиться слышать автора произведения, понимать его точку зрения, задумываться над сложными вопросами, которые он задает в своих произведениях. А еще вы будете учиться понимать художественное слово, а это одна из самых трудных задач на уроках литературного чтения.

-Ну, а сегодня, ребята, основной задачей урока будет знакомство с учебником. Это поможет вам легко находить нужные рубрики и разделы, ориентироваться в условных обозначениях. (кратко задачи на слайде).

-Ребята откройте с.2 части 1 учебника «Литературное чтение» Под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их.

-Видите, как мало людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.

-А может быть, с кем-то из авторов вы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)

-Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по

Литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много ученых, людей, которые все свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой труд и, конечно, бережно относится к учебникам.

Работа над условными обозначениями:

-Вслед за фамилиями авторов вы найдете надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (это значки, которые указывают, что нужно делать.)

-Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (2,3 и 4 так же).

-Откройте часть 2 учебника. Посмотрите, изменились ли значки? (нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.)

-А теперь найдите на страница учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.

Работа над структурой учебника:

-Ребята, сейчас перед вами стоит трудная задача- понять, как устроен учебник, какие в нем есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на стр.3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название-раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (предположения)

-Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на стр. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника. На каких станицах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдет речь в каждом разделе?

-А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что еще, кроме названия раздела, есть на этих страницах?

-Правильно, ребята, здесь еще есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т.е. цели, которые указывают, что вы узнаете при чтении произведений по данной теме и чему научитесь. Это очень важно, т.к. если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учебе. Поэтому авторы помогли и сформулировали то, что вы должны освоить, в данном разделе. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях учебника. Везде ли заданы цели их изучения? (дети листают учебники)

-Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (в содержании.)

-Откройте стр. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника вы еще не рассмотрели? (словарь)

-Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться? (в произведениях даны слова, значения которых можно посмотреть в словаре)

Работа по формированию бережного отношения к учебнику и «Рабочей тетради»

-Вспомните еще раз, какую ценность для вас представляют книги. А учебные книги представляют для людей какую- либо ценность?

-Чтобы книги долго хранились и люди долги могли пользоваться ими, как необходимо к ним относится? (ответы детей).

-Давайте покажем, как нужно правильно перелистывать страницы учебника и «Рабочей тетради». Послушаем, какой ряд это делает тише.

-А как правильно убирать в портфель «Рабочую тетрадь» и учебник, как правильно доставать? Покажите, пожалуйста. Послушаем, какой ряд это делает тише, аккуратнее.

-Какие виды обложек вы знаете? (ответы)

-А что нужно сделать, чтобы быстро найти ту или иную страницу в учебнике, чтобы не перелистывать все страницы и не искать долго страницу, на которой остановился? (сделать закладку)

-Посмотрите на экран перед вами разные виды обложек и закладок, которые подойдут для ваших учебников и рабочих тетрадей.

-Молодцы, я надеюсь, что вы будете аккуратно относиться к своим учебникам и «Рабочей тетради».

Источник

О знаках, используемых в учебнике

Общие свойства знаков, используемых в учебнике:

1) они должны быть графически изображаемы

…Графическая изображаемость знаков заключена уже в понятии учебника как книги, написанной графически изображаемыми знаками…

2) Их изображение не должно быть слишком затруднительным и дорогим

…Дорогостоящая и трудновоспринимаемая книга не найдет широкого читателя…

3) Они должно сохраняться во времени

…Чтобы учебниками могло воспользоваться не только современное поколение…

4) Знаки, употребляемые в учебнике, должны быть легко распознаваемы

…Каждый знак должен быть отнесен ко вполне определенному и единственному понятию, что позволит читателю в любых обстоятельствах и без труда узнать само понятие…

5) Между знаком и обозначаемым им представлением*

должна устанавливаться и легко обнаруживаться точная связь

…Каждый знак должен воспроизводить в душе читателя вполне определенное и единственное представление…

6) Они не должны побуждать появление нежелательных побочных представлений

7) Один и тот же знак не должен иметь несколько значений

…В противном случае знаки легко спутать между собой, что нежелательно для изображаемой в учебнике науки…

8) Для различных представлений не следует употреблять

слишком сходные между собой знаки

…Если знаку не должно приписываться несколько слабо различных между собой представлений, то не должно и чтобы два или более различных представления обозначались знаками, которые легко спутать между собой… Восприятие научных текстов в этом случае было бы весьма затруднительным…

9) Знаки должны обладать свойством временной

…Знаки должны распознаваться последовательно, для чего они должны определенное время удерживаться в памяти…

Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Смотреть фото Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Смотреть картинку Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Картинка про Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Фото Для чего нужны условные обозначения в учебниках* Или понятием, — Б.Ф.

10) Еще некоторые полезные свойства знаков

…Где возможно следует стремиться к тому, чтобы знаки обнаруживали сходство или подобие с обозначаемыми ими предметами…

Желательно, чтобы если не сами знаки, то отношения между ними выражали сходство, в которых находятся обозначаемые ими предметы…

Желательно, чтобы знаки составных представлений были составлены из частей, которые являются знаками простых представлений…

Желательно, чтобы знаки частей не имели собственного значения… Желательно, чтобы знаки были удобны для восприятия не только нам, но и

Желательно, чтобы каждый графически изображаемый знак имел звуковой аналог…

Стоит ли использовать иногда несколько знаков для одного и того же представления?

…Это становиться необходимым: (a) если употребление одного и того же знака стало не эффективным и затрудняет понимание науки читателем; (b) если возникают случаи, где следует отличить повторное использование представления; (c) если нам требуется удерживать внимание читателя; (d) если одно и то же понятие имеет побочные представления и в какой-то момент необходимо обратить на них внимание читателя…

Насколько в учебнике следует избегать употребления искусственных выражений?

Поскольку многие понятия, которые используются в научных сочинениях, в обычной жизни либо вовсе не используются, либо используются в значениях, которые не годятся для науки, то возникает необходимость введения в учебнике так называемых искусственных выражений (Kunstworter). Их введение определяется целями самой излагаемой в учебнике науки… Нам часто необходимы знаки для таких понятий, которым в обычном языке ничего не соответствует… Там, где введение искусственных выражений не способствует ясному изложению науки, их надо избегать…

Как следует употреблять многозначные знаки

…При использовании знаков, которые имеют несколько значений мы должны обращать внимание на то, является ли способ их употребления таким, что читатель легко устанавливает, в каком именно значении используется знак в каждом конкретном случае… Можно специально оговаривать, например в примечаниях, в каком именно значении употребляется в конкретном месте данный знак…

Как уже известным знакам следует приписывать новое значение?

Исходя, из целей излагаемой в учебнике науки мы можем использовать известные ранее читателю знаки в новом значении. Но при этом мы должны, обязательно оговаривать в каком значении знак употребляется ранее, и в каком новом значении мы хотим теперь его использовать… Освоение нового знака значительно труднее, чем освоение нового значения ранее использованного знака…

Мы не должны стремиться к тому, чтобы новое значение знака было похоже на его прежнее значение… С другой стороны мы не должны стремиться к произвольности при введении нового значения ранее известного знака…

Обычным случаем присоединения нового значения к ранее известному знаку является ни что иное, как расширение (Erweiterung) области прежнего значения, то есть когда мы употребляем знак для понятия более широкого чем-то, которое обозначалось данным знаком ранее…

Но может появляться новое значение знака и при употреблении его в более узком значении, чем в обычной речи…

Как следует создавать новые знаки

Если среди ранее известных знаков мы не находим такого, который подходил бы для обозначения нашего понятия, то возникает необходимость в создании нового знака. Этот новый знак не обязательно должен быть сплошь новым (durchaus neuer), то есть не иметь ничего сходного с прежними знаками. Скорее можно говорить не о сплошь новом знаке, но о производном от имеющихся за счет небольшого их изменения или различного соединения. Подобный подход к образованию новых знаков имеет определенные преимущества: (a) так как такие знаки проще изображать графически; (b) они легче воспринимаются читателем; (c) легче удерживаются в памяти и т.д….

Мы можем образовывать новый знак за счет различного соединения уже известных ранее знаков…

Можно образовывать новые знаки за счет сокращений, выбирая из уже имеющихся соединений те части, которые нас интересуют…

Когда в уже имеющихся известных знаках мы не находим ничего подходящего для обозначения вводимого понятия, мы образуем совсем новое искусственное выражение или новый знак. Как не трудно заметить, чаще всего это относится к простым (а не к составным, — Б.Ф.) понятиям….

Какие из взаимозаменимых представлений заслуживают

Если несколько представлений находятся в отношении равнозначности (§ 96) то есть относятся к одним и тем же предметам, то в большинстве случаев их полезно обозначать одним единым знаком… или единым описанием (Überschreibung) этих предметов…

Как добиться того, чтобы читатель понимал смысл наших знаков?

1) Знаки, используемые в учебнике, только тогда достигают поставленной нами цели, когда читатель быстро, легко и уверенно обнаруживает смысл (Sinn), который мы связываем с любым используемым в учебнике знаком. Если это знаки, которые уже ранее были известны читателю и которые имеют в учебнике одно единственное значение и только в этом значении употреблены нами, то мы можем ожидать, что поставленная цель достигнута и читатель поймет нас без каких-либо предварительных разъяснений. И в тех случаях, когда используемый знак имеет несколько значений, но заранее известных читателю, мы можем надеяться на правильное понимание, поскольку сам читатель может догадаться по тексту учебника о нужном значении знака (согласно § 663). Напротив, в том случае когда знак, имеющий несколько значений, употреблен таким образом, что читатель не может догадаться о нужном значении, мы не можем рассчитывать на правильное понимание нас читателем учебника без соответствующих предварительных разъяснений…

2) Мы предполагаем, что по крайней мере некоторые из графически изображенных знаков учебника заранее известны читателю. Спрашивается, как через другие графические знаки читатель получит знание об обозначенных представлениях? Легко заметить, что подобный метод может состоять в том, что с помощью уже известных графических выражений мы образуем предложения (высказывания, — Б.Ф.) о тех знаках, значение которых мы хотим разъяснить читателю. Такого рода предложения я называю разъяснительными или разъяснениями (Verständungen). Я охватываю данным названием все те, появляющиеся в учебнике предложения, которые мы употребляем только с намерением дать читателю понимание того значения, в котором используем определенный знак. Если такое предложение достигает поставленной цели…, то его можно назвать определением значения или определением понятия (Begriffsbestimmung)…

3) Самый простой случай имеет место тогда, когда заранее известный читателю, но многозначный (vieldeutig) знак мы берем только в одном его значении и разъясняем именно это значение. Здесь возможны для обозначения искусственные выражения, через которое это значение и закрепляется в тексте…

4) Если употребляемый нами знак является новым, а понятие, которое мы с ним связываем, уже известно читателю под определенным знаком, …то в этом случае требуется лишь сопоставить новый знак с ранее известным и разъяснить, что под новым знаком подразумевается то же самое, что и под ранее известным знаком.

5) Одно и то же понятие может быть известно различным читателям под различными знаками. В этом случае следует употреблять указанные знаки и разъяснять, что они обозначают один и тот же предмет…

6) Когда значение, которое мы хотим приписать уже известному знаку, является новым, но очень похожим на его прежнее значение, мы должны обращать внимание читателя на те изменение, которое мы производим…

7) Если объединить случаи, описанные в п.п.4,6, то … надо поставить оба знака рядом и разъяснить, что необходимо добавить или отбросить от ранее известного понятия, чтобы образовать другое. Так, например, под «ригометром» понимается то же самое, что и под «термометром», но для больших минусовых температур.

8) Но если представление не имеет никакого сходства с другими представлениями и употребляется под собственным знаком, то задача оказывается более сложной. Здесь необходимо сначала определить, не относится ли наше представление к числу составных, то есть нельзя ли его разложить на отдельные части, обозначив затем каждую из них известными читателю знаками. Если это удается сделать, то мы получаем надежный способ разъяснить это, выстраивая последовательно сами знаки, обозначающие отдельные части составного представления, и отмечаем, что представление, с которым мы знакомим читателя как раз и есть то представление, которое мы обозначаем новым знаком. Таким образом читатель обнаруживает не только само понятие по новым знаком, но и составные его части… Этот метод можно назвать определением понятия через его части или разложением (Zerlegung), или разъяснение в узком (im engeren) строго научном смысле (§ 555)…

9) Если мы не можем воспользоваться вышеозначенным методом…, то можно пойти другим путем. Если знак, который был нам не известен ранее, употреблен с несколькими известными значениями, то можно предположить, что … нужное значение знака (относительно контекста его употребления, — Б.Ф.) мы могли бы обнаружить из способа его употребления или взаимосвязей (aus Gebrauche oder Zusammenhange)…

10) Еще один вид разъяснений заслуживает здесь своего упоминания, хотя он редко употребляется в реальной практике. Часто в научных сочинениях необходимо понятие, которое встречается в соединении или связи с другими понятиями, рассмотреть само по себе в отдельности и обозначить особым знаком. Для разъяснения подобного знака имеется вполне подходящий способ. Если при сравнении нескольких понятий A,B,C,D,… между собой, среди которых находится и интересующее нас понятие, мы обнаружили, что два или более из них сильно отличаются от других, … то все, что является общим у A,B,C,D,…, может быть выделено и обозначено самостоятельным знаком… Этот способ применим лишь к простым понятиям, где не может использоваться способ, описанный в п.8.

11) Нередко случается так, что два или более, находящиеся в отношении соподчинения (§ 104) или сцепления (§ 98), понятия A,B,C,D,… имеют каждое в отдельности собственные обозначения, в то время как ближайшее охватывающее их родовое понятие (Gattungsbegriff) остается без собственного обозначения, что нельзя допустить в изложении науки. Если мы говорим, что употребляемый нами знак обозначает понятие, которое охватывает область понятий A,B,C,D,… как их ближайшее родовое понятие, то этим мы уже знакомим читателя с нашим понятием, так как ему становится известен его объем. Но пока он может ещё спутать данное понятие с ему равнозначным. Чтобы этого не произошло, мы обязаны обозначить данное понятие собственным знаком, указав в разъяснении на его особенности (см. п.9)…

12) В обычной жизни конкретные (§ 60) понятия имеют чаще собственные знаки, чем абстрактные. Но в научных сочинениях необходимо добиваться того же и для всех абстрактных понятий…

13) Иногда бывает достаточно сказать, что понятие, которое мы связываем с известным знаком, относится к понятию A так, как известное понятие B относится к третьему известному понятию C…

14) Вообще из сказанного видно, что имеется несколько способов определения понятия через другие и каждый может служить средством разъяснения смысла знаков…

15) Если два знака невозможно отличить друг от друга, то необходимо воспринимать их как один знак…

Особенности графического изображения, вытекающие из отношения самого предложения к нашей науке

Поскольку предложения учебника появляются в нем различным образом (§

434) и могут быть существенными, вспомогательными или случайными, то желательно, чтобы их графическое представление в самом учебнике также свидетельствовало о той роли, которую они выполняют в излагаемой науке…

Без сомнения, существенные предложения науки должны изображаться с особой тщательностью, точностью и ясностью…

Менее строго можно относится к вспомогательным и случайным предложениям учебника…*

Графическое изображение доказательств

1) Уже в § 521 отмечалось, что доказательство должно представлять собой в учебнике некое единое предложение. Предложения доказательства, объединенные в

Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Смотреть фото Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Смотреть картинку Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Картинка про Для чего нужны условные обозначения в учебниках. Фото Для чего нужны условные обозначения в учебниках* Далее в §§ 679-698 речь идет о графическом представлении информации учебника, связанной с определениями, сравнениями, описаниями, доказательствами, оглавлениями, примерами и т.п., а также о возможных ошибках, связанных с их изображением, — примеч., Б.Ф.

единое целое, позволяют получить как выводимое из него заключение. Само по себе объединение предложений доказательства в единое целое может осуществляться по разному… Например, с помощью знака объединения (Verbindung) – союза и (Und); с помощью знака следования (Schluβfolge) – союза следовательно (Also). Посылки объединяются первым знаком, а следствие из посылок соединено с ними вторым знаком… Если же в доказательстве используется уже доказанное положение, то оно объединяется с доказательством союзом – так как (denn)…

2) Что требуется от графического изображения доказательства? Во-первых, чтобы все посылки были обозначены таким образом, который позволит читателю отличить их от других предложений доказательства. Во-вторых, чтобы все эти предложения после доказательства их истинности, если это необходимо, могли быть в сокращенном виде предложены читателю для самостоятельного повторного доказательства. В-третьих, чтобы постоянно возрастало внимание читателя за счет разнообразий, вносимых в сам процесс доказательства с помощью знаков его графического изображения в учебнике…

О поведении автора учебника

Содержание и необходимость этого раздела

Все, о чем шла речь до сих пор, касалось в первую очередь самого (содержания, — Б.Ф.) учебника (Lehrbuche) и не относилось к его автору… Но, очевидно, имеются определенные правила поведения, которые касаются самого автора учебника и которые он с необходимостью должен принимать во внимание…

О нравственности при создании учебника

К сожалению правда, что среди наших ученых ещё не нашло признание того факта, что присущие нам нравственные недостатки оказывают то или иное влияние на область излагаемой в учебнике науки и негативно сказываются на ней. К такого рода недостаткам можно отнести например неясное (Dunkels) изложение науки… Не менее опасно и самодовольство (Selbstgefälligkeit) автора, выражающиеся в чувствах исключительной значимости и самоуверенности во всем том, что вышло из под его пера… Вредным свойством следует считать тщеславие (Eitelkeit), а также желание автора вызвать у читателей чрезмерное благоговение (Ehrfurcht) перед своим сочинением. Недопустимо и высокомерие (Hochmut) к другим сочинениям подобного же рода…

Вообще каждому автору, желающему достичь совершенства в научной сфере, можно дать такой совет: постарайся вначале сам стать добрым человеком.*

Материал взят из книги Учение о науке (И.Н. Бродский)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *