Для чего нужны условные операторы

Условные операторы

Бывает, что в процессе выполнения программы требуется реализовать разный набор команд в зависимости от произошедших до этого событий. В языках программирования это достигается с помощью специальных конструкций – условных операторов.

Чаще всего в качестве условного оператора в языках программирования используется конструкция if-else или ее сокращенный вариант if. Также существует оператор выбора case, который имеет более специфичное применение.

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Оператор if-else

Когда выполнение основной ветки программы доходит до условного оператора if-else, то в зависимости от результата логического выражения в его заголовке выполняются разные блоки кода. Если логическое выражение вернуло true, то выполняется один блок (в Паскале начинается со слова then), если false – то другой (начинается со слова else). После выполнения одного из вложенных блоков кода, ход программы возвращается в основную ветку. Другой вложенный блок не выполняется.

Например, программа должна определять, ввел пользователь четное или нечетное число, и выводить на экран сообщение. Тогда программный код на языке Pascal может быть таким:

Бывают неполные формы условных операторов. В таком случае вложенный в if блок кода выполняется только в случая true логическом выражении заголовка. В случае false выполнение программы сразу передается в основной блок. Понятно, что ветка else в таком случае отсутствует.

В примере ниже, если переменная имеет значение меньше нуля, то ее значение изменяется (находится модуль числа). Если же значение переменной изначально больше нуля, то блок кода при операторе if вообще не выполняется, т.к. не соблюдено условие (n Добавить комментарий

Источник

Условные операторы: (if), (?:)

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Курс: Основы HTML и CSS

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Курс: Разработка на C#

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Курс: Python-разработчик с нуля

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Осваивайте профессию, начните зарабатывать, а платите через год!

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Курсы Python Ак­ция! Бес­плат­но!

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Станьте хакером на Python за 3 дня

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Веб-вёрстка. CSS, HTML и JavaScript

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Станьте веб-разработчиком с нуля

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Инструкция if

Выполняемая инструкций может быть представлена одной строкой или блоком кода (группой строк в фигурных скобках), например:

Примечание: Рекомендуется всегда использовать фигурные скобки, даже если нужно вы­полнить всего одну строку кода. Это ясно показывает, что должно быть выполнено в каждом случае и улучшает читаемость кода.

Конструкция if. else

Следующий пример выведет соответствующее окно приветствия в зависимости от текущего времени в вашем браузере:

Инструкция else if

Инструкция else if используется в случае, если требуется выполнить один из многих фрагментов кода. Формально это не JavaScript-инструкция, а лишь распространенный стиль программирования, который заключается в применении повторяющихся инструкций if/else :

Тернарный оператор (?:)

Условный оператор (?:) – это единственный тернарный (от лат. ternarius — «тройной») оператор с тремя операндами в JavaScript. Тернарный оператор возвращает свой второй или третий операнд в зависимости от значения логического выражения, заданного первым операндом.

Читается этот код так: если а больше b, то c = a, иначе c = b.

Можно записать тоже самое через if/else:

Вложенные инструкции if/else, так же можно заменить последовательностью из тернарных операторов:

В предыдущем примере оператор && снача­ла проверяет выполняется ли временное условие (чему равна переменная time). Если условие выполняется, то в переменную message будет записа­на соответствующая строка приветствия. В противном случае, в силу побочного эффекта, связанного с неполным вычислением, оператор && выведет false и т.д. Этот метод используется не очень часто, но если вам встретится нечто подобное, то вы теперь знаете, как работают подобные инструкции.

Вам даны две переменные x и y, менять их не нужно. При помощи тернарного оператора сравните их и если x больше, чем y, то выведите фразу: «x больше, чем y», иначе выведите фразу: «x не больше, чем y».

Ответ: «x больше, чем y».

Четное или нечетное число

Пользователь вводит какое-то число (num). Используя конструкцию if..else, напишите код, который делает запрос: «Введите число».
Если посетитель вводит четное число, то выводить «»Число » + num + » четное»», если нечетное: «Число » + num + » нечетное».

Суть решения заключается в том, что проверяется остаток от деления числа на 2. Если остаток равен 0, значит число чётное, иначе – нечётное. Получить остаток от деления в можно с помощью оператора %.

Сколько цифр в числе и его знак

Напишите код, который предлагает пользователю ввести целое число. Нужно вывести на экран сколько в этом числе цифр, а также положительное оно или отрицательное. Например, «Число » + num + » однозначное положительное». Достаточно будет определить, является ли число однозначным, двухзначным или трехзначным и более.

Принадлежность точки окружности

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Следует рассмотреть прямоугольный треугольник, один катет которого лежит на любой оси, а другой является перпендикуляром к этой оси из заданной точки A. В этом случае длины катетов треугольника равны значениям x и y, а гипотенуза L является отрезком, соединяющим начало координат O с точкой A. Если этот отрезок L больше радиуса круга R, то значит точка лежит вне окружности.

Длина гипотенузы находится по теореме Пифагора: L = Math.sqrt(x*x + y*y).

Определить существование треугольника по трем сторонам

У треугольника сумма любых двух сторон должна быть больше третьей. Иначе две стороны просто на третью и треугольника не получится.
Пользователь вводит поочерёдно через prompt длины трех сторон. Используя конструкцию if..else, напишите код, который должен определять, может ли существовать треугольник при таких длинах. Т. е. нужно сравнить суммы двух любых строн с оставшейся третьей стороной. Чтобы треугольник существовал, сумма всегда должна быть больше отдельной стороны.

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Найти максимальное число из трех

Определить какое из трех, введенных пользователем, чисел максимальное и вывести его на экран.
Пользователь вводит поочерёдно через prompt числа. Используя конструкцию if..else, напишите код, который должен определять, какое из введенных чисел является наибольшим.

Найти сумму или произведение цифр трехзначного числа

Пользователь вводит через prompt трёхзначное число. Проверить трехзначное число на четность и найти сумму его цифр, если число четное, или произведение его цифр, если число нечетное.

Чтобы извлечь первую цифру трехзначного числа, надо его разделить на 100 и округлить воспользовавшись побитовыми операторами.
Чтобы извлечь вторую цифру трехзначного числа, можно пойти разными способами. Например, найти остаток от деления на 100, потом разделить на 10 и снова округлить.
Последняя цифра любого числа, обозначающая единицы, извлекается путем нахождения остатка от деления на 10: n % 10.

Проверить число на четность. Найти остаток от деления числа на 2. Для этого использовать оператор %. Если результат равен нулю, значит число четное. Иначе – нечетное.

Источник

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

В этой статье рассмотрим условные и логические операторы языка JavaScript.

Условные операторы JavaScript

Формы условных операторов в JavaScript:

Условный оператор if

Синтаксис оператора if:

Условный оператор if состоит из:

Если необходимо выполнить несколько инструкций, то их необходимо поместить в фигурные скобки :

Рекомендуется, использовать фигурные скобки даже когда используется одна инструкция:

Оператор if. else

Правило приведения условия к true или false

Смысл данного правила: любое выражение является true, кроме следующих значений :

Оператор else if. (несколько условий)

Условный (тернарный) оператор (?:)

Тернарный оператор – оператор JavaScript, который можно использовать, когда необходимо в зависимости от условия выполнить одно из двух заданных выражений.

Вышеприведённый пример, но с использованием множественной записи оператора if. else :

Оператор switch

Оператор switch предназначен для выполнения одного варианта инструкций из нескольких в зависимости от значения выражения. Выбор того или иного варианта определяется посредством строгого равенства результата выражения значению случая ( case ).

Синтаксис оператора switch :

Ключевое слово default является необязательным. Оно используется, когда необходимо задать инструкции, которые нужно выполнить, если результат выражения будет не равен ни одному значению варианта ( case ).

Инструкция break является необязательной. Она предназначена для прерывания выполнения оператора switch и передачи управлению инструкции, идущей после него.

Пример, в котором не используется инструкция break :

В некоторых случаях может требоваться именно такое поведение, но не в этом. Здесь просто допущена ошибка.

Исправленный вариант примера:

Логические операторы

В JavaScript различают следующие логические операторы:

Источник

Принятие решений в вашем коде — условные конструкции

Во многих языках программирования код должен иметь возможность принимать решения на основе введённых пользователем данных. Например, в игре, если у пользователя осталось 0 жизней, то игра завершается. В приложении о погоде утром отображается восход солнца, а вечером звезды и луна. В этой статье мы рассмотрим как в JavaScript работают так называемые «условия».

Необходимое условие:Базовая компьютерная грамотность, базовое понимание HTML и CSS, JavaScript first steps.
Цель:Понять принципы использования операторов условий в JavaScript.

Выбор одного условия.

Люди (и животные) принимают какие-либо решения всю жизнь, от малозначимых («стоит ли мне съесть одну печеньку или две?») до жизнеопределяющих («стоит ли мне остаться дома и работать на ферме отца или переехать в другую страну и изучать астрофизику?»)

Операторы условия в JavaScript позволяют нам указать разного рода действия в зависимости от выбранного пользователем или системой ответа (например одна печенька или две) и связать его с действием (результатом), например, результатом «съесть одну печеньку» будет «все ещё буду чувствовать себя голодным», а результатом «съесть две печеньки» будет «буду чувствовать себя сытым, но мама меня поругает за то, что я съел все сладости».

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Базовый if. else синтаксис выглядит как pseudocode:

Стоит заметить, что else и второй блок скобок < >не обязателен — следующий код так же будет работать:

Тем не менее, следует быть осторожным — в случае, если код внутри вторых скобок < >не контролируется условием, то этот код будет выполняться всегда. Это не плохо, просто вы должны помнить об этом, чаще вы хотите запустить один кусок кода или другой, но не оба.

И, наконец, иногда вы можете встретить код if. else без фигурных скобок в сокращённой форме:

Это абсолютно рабочий код, но он менее читаем, лучше использовать фигурные скобки, новые строки и отступы.

Реальный пример

Чтобы лучше понять синтаксис, давайте рассмотрим реальный пример. Представьте, что мать или отец попросили помочь с работой по дому своего ребёнка. Родитель может сказать: «Если ты поможешь мне с покупками, то я дам тебе дополнительные деньги на карманные расходы, которые ты сможешь потратить на игрушку, какую захочешь». В JavaScript, мы можем представить это так:

Примечание: вы можете увидеть больше в полной версии этого примера на GitHub (также посмотреть как он работает вживую.)

else if

В предыдущем примере предоставлено два выбора, или результата — но что, если мы хотим больше, чем два?

Примечание об операторах сравнения

Примечание: Просмотрите материал по предыдущей ссылке, если вы хотите освежить свою память.

И, возвращаясь к нашему предыдущему примеру о ребёнке, выполняющем поручение своего родителя, вы можете это записать так:

Вполне нормально использовать один условный оператор if. else внутри другого — вложить их. Например, мы могли бы обновить наше приложение прогноза погоды, чтобы показать ещё один набор вариантов в зависимости от температуры:

Несмотря на то, что весь код работает вместе, каждый условный оператор if. else работает полностью отдельно от другого.

Логические операторы: И, ИЛИ и НЕ

Если вы хотите проверить несколько условий без записи вложенных if. else условий, логические операторы помогут вам. При использовании в условиях, первые два оператора делают следующее:

Чтобы дать вам пример оператора И, предыдущий фрагмент кода можно переписать так:

Давайте посмотрим на быстрый пример оператора ИЛИ:

Можно сочетать любое количество логических операторов, в любой последовательности и в любой комбинации. В следующем примере код в блоке будет выполняться только в том случае, если оба условия с ИЛИ возвращают true, а следовательно, и оператор И возвращает true:

Распространённой ошибкой при использовании логического оператора ИЛИ в условном выражении является указание переменной, значение которой нужно проверить со списком возможных значений этой переменной, разделённых операторами || (ИЛИ). Например.

В данном примере условие в if(. ) всегда будет оцениваться как true, поскольку 7 (или любое другое ненулевое значение) всегда будет оцениваться как true. Фактически, это условие гласит «если х равен 5, или 7 является true». Но нам требуется совсем не это. Чтобы достичь нужной цели, придётся выполнять полноценную проверку после каждого оператора ИЛИ:

Оператор switch

Выражения if. else отлично справляются с добавлением условного кода, однако они не лишены недостатков. Они хорошо подходят для ситуации, когда имеется всего пара вариантов развития событий, каждый из которых имеет блок с приемлемым количеством кода, а также в случаях, когда условие является довольно сложным и включает несколько логических операторов. Если же нам требуется всего лишь задать переменную для определённого выбранного значения или напечатать конкретную фразу при определённом условии, изученный нами синтаксис может оказаться довольно громоздким, особенно если имеется большое количество вариантов выбора.

В этом случае нам поможет оператор switch – он принимает одно единственное выражение или значение, а затем просматривает ряд вариантов, пока не найдут вариант, соответствующий этому значению, после чего выполняет код, назначенный этому варианту. Вот пример использования этого оператора:

Примечание. Вариант выбора default может быть пропущен, если выражение гарантированно совпадёт с одним из вариантов выбора. В противном случае вариант default необходим.

Пример оператора switch

Давайте рассмотрим реальный пример — перепишем наше приложение прогноза погоды с использованием оператора switch:

Источник

Оператор ветвления

Оператор ветвления (условная инструкция, условный оператор) — оператор, конструкция языка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды (набора команд) только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной из нескольких команд (наборов команд) в зависимости от значения некоторого выражения.

Содержание

Общее описание

Оператор ветвления применяется в случаях, когда выполнение или невыполнение некоторого набора команд должно зависеть от выполнения или невыполнения некоторого условия. Ветвление — одна из трёх (наряду с последовательным исполнением команд и циклом) базовых конструкций структурного программирования.

Виды условных инструкций

Существует две основные формы условной инструкции, встречающиеся в реальных языках программирования: условный оператор (оператор if) и оператор многозначного выбора (переключатель, case, switch).

Условный оператор

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Для чего нужны условные операторы. Смотреть фото Для чего нужны условные операторы. Смотреть картинку Для чего нужны условные операторы. Картинка про Для чего нужны условные операторы. Фото Для чего нужны условные операторы

Встречаются следующие формы условного оператора:

Условный оператор с одной ветвью

Реализация

Algol, Pascal
Algol-68, Ada, Modula-2

Необходимость условного оператора в Алголе и Паскале с момента появления была объектом критики. Критики говорили, что многочисленные составные операторы загромождают программу, мешают нормальной расстановке отступов и провоцируют ошибки (если в последней ветви оператора if забыть составной оператор там, где он необходим, то компилятор ничего не заметит, но при выполнении программы из группы операторов, которые должны выполняться в этой ветви, по условию будет выполняться только первый, все остальные — всегда). Следующие поколения языков — потомков Алгола попытались избавиться от этого недостатка. В их числе три широко известных языка: Алгол-68, Модула-2 и Ада. Конструкция оператора if в них практически одинакова, с точностью до отдельных ключевых слов:

Во всех случаях «командыX» — любое число операторов разделённых точкой с запятой. Во всех случаях все ветви условного оператора, кроме первой (ветви «then») необязательны и могут быть пропущены. Если ветвь «else» отсутствует и ни одно из условий не выполняется, то управление передаётся на команду, следующую за ключевым словом завершения условной конструкции (END, FI или END IF).

C, C++ и их потомки

C и C++ (а вслед за ними и Java, C#, PHP и множество других языков) имеют условный оператор, структурно аналогичный Паскалю. Отличие состоит в том, что условие должно быть записано в круглых скобках, а вместо ключевых слов begin и end используются фигурные скобки <> :

Nemerle
Forth

Здесь просто помещает значение на вершину стека, IF анализирует флаг, и если:

При отсутствии ELSE получается селектор с одной ветвью: выражения между IF и THEN выполняются только при ненулевом значении флага.

Fortran

Fortran изначально имел только арифметический IF, в котором в зависимости от знака выражения производился переход на одну из трёх меток. Например, часть кода подпрограммы решения квадратного уравнения:

Затем были добавлены логические (булевские) выражения и логический IF с одним оператором, вычисляемый GOTO, позже — структурный IF (с несколькими условиями), например:

Perl поддерживает структурный if с несколькими условиями, а также модификаторы оператора (statement modifiers), которые записываются после выполняемой части оператора. Например, два следующих примера идентичны по функциональности:

Вместо if можно писать unless, что приводит к инверсии значения условного выражения перед проверкой. То же самое действие через unless:

Для составного оператора (блока) допустима только структурная форма, но не модификатор. Например:

Завершающее ключевое слово не нужно, за счёт требования обязательного оформления операторов под условиями в блоки <…>.

Не существует аналога слова unless для веток elsif.

Erlang

Erlang использует два условных оператора — if и case. Оба имеют результирующее значение, которое равно значению последнего оператора в выполненной ветке и может быть использовано (назначено имени, передано в функцию…), поэтому в нём нет отдельного тернарного условного оператора. В операторе case выполняется Сопоставление с образцом, с возможностью дополнительных условий на значения в сравниваемом, а в операторе if — только проверка условий. В условиях (guard tests) допускается ограниченное множество операций и встроенных функций.

Пример на case (удаление записи о событии из дерева времён):

Переключатель

Конструкция переключателя имеет несколько (две или более) ветвей. Переключатель выполняет одну заданную ветвь в зависимости от значения вычисляемого ключевого выражения. Принципиальным отличием этой инструкции от условного оператора является то, что выражение, определяющее выбор исполняемой ветви, возвращает не логическое, а целое значение, либо значение, тип которого может быть приведён к целому. В некоторых языках допускается использовать в переключателе выражения некоторых типов, не приводимых к целому (например, текстовые строки).

Прототипом современной синтаксической конструкции была используемая в старых языках программирования команда перехода по вычисляемой метке. В этой команде указывалось выражение-селектор, возвращающее целое значение, и набор меток. При выполнении команды вычислялось выражение, а его значение использовалось как номер метки (в списке команды), на которую производился переход. Такие конструкции были, например, в языках программирования Фортран («вычисляемый GOTO») и Бейсик. Привлекательной стороной конструкции является её достаточно высокая эффективность: для определения нужной ветви (метки перехода) не требуется последовательно сравнивать результат выражения-селектора со многими занчениями, достаточно записать в память массив команд безусловного перехода с нужными адресами, чтобы при выполнении команды вычислять нужный элемент непосредственно из значения выражения. При этом скорость выполнения команды не зависит от количества меток. В современных языках реализация оператора-переключателя также часто выполняется в виде таблицы перехода, состоящей из команд безусловного перехода на соответствующие фрагменты кода. Вычисляемое выражение преобразовывается в значение сдвига по таблице перехода, определяющее выполняемую команду. В языках, где выражение-селектор может иметь нецелое значение, напрямую вычислить нужную ветвь конструкции переключателя можно далеко не всегда, поэтому в них используются другие методы оптимизации исполнения.

Например, в языке Си синтаксис команды следующий:

Синтаксис команды-переключателя Си унаследован множеством языков, но семантика его не всегда полностью аналогична Си. Например, в C# допускается использовать выражение-селектор строкового типа и соответствующие метки.

Особенности вычисления логических выражений

На порядок исполнения программы с условными операторами может существенно влиять принятая в языке логика вычисления условных выражений. Когда условие представляет собой сложное логическое выражение, к примеру «f(x) > 0 И g(y) > 0», существует две стратегии вычисления его результата:

Второй вариант является наиболее распространённым для промышленных языков (в частности, для Алгола, Фортрана, С++, С, Java, JavaScript, ECMAScript, JScript, C#, Python). В этих языках действует жёсткое правило: «Логическое выражение всегда вычисляется слева направо и его вычисление останавливается сразу же, как только результат всего выражения становится определённым». Это означает, что если выражение состоит из нескольких подусловий, объединённых оператором «И» (AND), то вычисление выражения прекратится, как только одно из подусловий окажется ложным (так как «ложь AND любое значение» в результате всегда даёт «ложь»), и, наоборот, если несколько подусловий объединены оператором «ИЛИ» (OR), вычисление прекратится после первого же истинного подусловия, поскольку в этом случае всё выражение истинно, независимо от дальнейших вычислений. А вот выражение, содержащее оператор «Исключающее ИЛИ» (XOR) неполному вычислению не поддаётся, поскольку в нём одно из значений не может определить результат вычисления всего выражения.

Языки Ада и Erlang используют разные ключевые слова для этих вариантов: слова and и or означают полное вычисление, а and then, or else (Ада), andalso, orelse (Erlang) — неполное. В Erlang andalso и orelse менее приоритетны, чем операции сравнения, что позволяет избежать скобок вокруг элементарных условий.

Фиксированный порядок вычисления подусловий (логическое выражение всегда вычисляется слева направо) вводится для того, чтобы иметь возможность управлять порядком вычисления выражения и помещать в него сначала те условия, которые должны вычисляться в первую очередь. Этим, кстати, логические выражения отличаются арифметических, для которых, в большинстве языков, порядок вычисления подвыражений (если только он не определён приоритетом и ассоциативностью операций) языком не задаётся и в разных случаях может быть различным.

Выбор именно такой логики исполнения связан с тем, что она позволяет упростить логические выражения, в которых используются зависимые элементы. Классический пример — линейный поиск в массиве:

Алгоритм, реализуемый программой, совершенно очевиден, но в реализации есть одна тонкость (см. строку, помеченную восклицательными знаками): условие цикла состоит из двух частей, связанных оператором AND. Первое подусловие проверяет, не вышел ли индекс i за пределы массива, второе — не равен ли текущий элемент массива искомому значению. Если массив не содержит искомого значения, то после проверки последнего элемента значение переменной i увеличится на единицу; на следующей итерации первое подусловие окажется ложным и цикл завершится без проверки второго подусловия. Если бы логические выражения вычислялись полностью, то при отсутствии искомого элемента в массиве после последней итерации происходила бы ошибка: попытка определить a[i] вызывала бы некорректное обращение к памяти.

Следует обратить внимание, что, кроме неполного вычисления значения выражения, здесь также играет существенную роль фиксированный порядок вычисления подусловий: поскольку проверка выхода за границу массива записана первой, она всегда будет выполняться раньше, чем проверка достижения искомого значения. Если бы порядок вычисления подвыражений был неопределённым, гарантировать правильность приведённого фрагмента программы было бы невозможно.

При полном вычислении логических выражений приведённый алгоритм пришлось бы записать примерно в следующем виде:

Как видим, пришлось искусственно задать порядок вычисления условий выхода и ввести дополнительную переменную. Именно для того, чтобы избежать подобных трюков, и введено неполное вычисление логических выражений.

Примечание: Код изложенный выше, является примером использования оператора IF но не более. Этот код нельзя использовать как правило для написания алгоритмов на языке Паскаль.

Ниже приведен оптимальный алгоритм для поиска числа в массиве:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *