Для чего нужны узлы
Узлы часть 1. Базовые узлы
Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.
Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.
Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.
Встречный проводник
Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.
Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.
Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.
Прямой
В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»
Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.
Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.
Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».
Стремя (выбленочный)
Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.
Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.
Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.
Завязывание стремени при помощи петель
Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.
Завязывание стремени одним концом
Узел на опоре будет иметь следующий вид:
Стремя в затянутом виде
Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.
Встречная восьмерка (фламандский узел)
Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.
Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.
Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.
Восьмёрка (фламандская петля)
Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.
Простой штык
Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.
Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.
Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.
Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).
Булинь
Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.
Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.
Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.
Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.
Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.
Шкотовый и брамшкотовый
Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.
Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.
Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.
Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.
Академический
Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.
Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.
Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.
Топ 48 туристических узлов: схемы как вязать
Собираясь в туристический поход или на природу, важно научиться завязывать различные виды узлов. Такие навыки пригодятся не только бушкрафтерам, но и охотникам, рыболовам, туристам и обычным отдыхающим. При необходимости это поможет отремонтировать снаряжение, сделать ловушку для рыбы и зверей, зафиксировать предметы в нужном месте, решить множество иных задач. Чтоб в походе избежать неприятностей, все крепления важно использовать согласно их предназначения.
Что такое туристические узлы
Туристические узлы – это способы переплетения или связывания веревок или других материалов. К каждому из них предъявляются требования: узел должен быть крепким и легко развязывающимся, когда в этом появляется необходимость. С их помощью решаются многие проблемы, возникающие в туризме, что объясняет важность овладения навыками завязывания для каждого скалолаза, рыбака и путешественника.
Где применяются
Без умения завязывать туристические узлы вряд ли можно обойтись в походе и путешествии. В зависимости от окружающих условий их применение может быть следующим:
Веревка – одна из самых незаменимых вещей в туризме. Назначение веревок бывает самым разным, так как эта вещь может помочь практически в любой сложной ситуации.
Узлы из веревок одинаковой толщины
Туристы применяют множество разновидностей узловых соединений, которые вяжутся с помощью шнуров равного диаметра. Среди них есть как сложные, так и совсем простые. Если придерживаться определенных схем, вязать их можно легко научиться.
Прямой
Прямой узел, или узел Геракла, используют для соединения частей поврежденного каната, удлинения троса, упаковки тяжестей.
Под большой нагрузкой прямой узел ползет, потому его не применяют при веревочном страховании.
Важно! Чтобы облегчить развязывание описанного узлового соединения, в него вставляют палку.
Рифовый
Применяется рифовый узел, когда требуется что-то крепко соединить и тотчас же быстро развязать. Обыкновенно моряки его используют для связывания чехлов шлюпок, парусов, иного палубного оборудования, а туристы – для соединения дополнительных веревок с непостоянной нагрузкой.
Для рифового узла подходят только несинтетические веревки, сделанные из одинакового материала.
Полезная информация! Узловое соединение с двумя полубантиками называют двойным рифовым. Его применяют при упаковке свертков, завязывании шнурков.
Ткацкий
Ткацкий узел востребован в туристической сфере. Он позволяет соединять веревки, которые используются для спуска или подъема предметов, таких как бутылки с водой или негабаритное оборудование. Также с его помощью можно отремонтировать лямки рюкзака, стропы палатки или заменить истертые шнурки от обуви. Существует две техники его вязания, одна из которых выглядит следующим образом:
Такой узел является универсальным, а если сделать попарное соединение, его можно использовать для регулировки длины связки.
Используя этот вариант в рукоделии, лишние хвостики можно обрезать.
Вторая схема выглядит еще проще:
Ткацкий узел по этой схеме получается с первого раза. Такой способ вязания подходит не только для туризма, но и для рукоделия, а также любых других сфер.
Грейпвайн
Распространенный узел грейпвайн применяется везде, где человек сталкивается с завязыванием канатов, тросов, нитей, лески, иных соединяющих материалов. Увидеть его можно на кораблях, в текстильном производстве, туризме, альпинизме, сельском хозяйстве.
Важно! Завязывая грейпвайн, важно сильно затягивать каждый узелок. Разница диаметров используемых однотипных шнуров не должна превышать 40%.
Змеиный
Обычно змеиная связка применяется для соединения рыболовных лесок, шнуров.
Внимание! При правильном выполнении всех действий узловое соединение впоследствии будет расположено по центру.
Плоский
Простой, но надежный плоский узел обладает множеством преимуществ, потому его часто используют на практике.
Если узел завязать неправильно, то в результате периодических потягиваний он приблизится к концу веревки, развяжется.
Охотничий (узел Хантера)
Узловое соединение Хантера прекрасно удерживает части тросов, а также тонкие синтетические лески. Однако после номинальной нагрузки развязать его предельно сложно.
Интересно! Охотничий узелок изобрел и запатентовал английский врач Эдвард Хантер.
Встречная восьмерка (фламандский узел)
Преимущество узлового соединения встречная восьмерка заключается в том, что оно несложно развязывается даже после самых больших нагрузок.
Встречная восьмерка не скользит, хорошо держит на синтетической леске (рыболовной). Само соединение считается прочным.
Узлы из веревок разной толщины
Часто возникают ситуации, когда требуется сцепить тросы различного диаметра. Тогда рекомендуется применить следующие типы связок.
Шкотовый
Для соединения каната с кольцом используют шкотовый узел. Применять его можно лишь тогда, когда трос находится под натяжением.
Шкотовый узел считается давним. Его обнаружили археологи на рыболовной сети, которая была изготовлена 7 тысяч лет до н. э.
Брамшкотовый
Двойной шкотовый востребован при буксире, если требуется соединиться с жестким тросом. Он выдерживает внезапные рывки, резкую смену направления.
Брамшкотовый узел отлично удерживает канаты разного диаметра, однотипные искусственные тросы.
Академический
Если требуется связать канат с веревкой, целесообразно применить академический узел. Его же часто используют для обвязывания габаритных грузов.
Полученное узловое соединение не скользит, просто развязывается, по внешнему виду напоминает косичку. Как правило, им соединяют разные тросы (натуральные, синтетические).
Академический узел
Скорняжный
Многочисленные тестирования показали: скорняжный узел надежный, не поддается скольжению. После большой нагрузки его трудно развязать.
Чтоб снизить вероятность чрезмерного стягивания, за концами важно пристально наблюдать: они обязательно должны перевернуться.
Докерский
Морякам часто требуется к толстому канату присоединять тонкий трос: например, при швартовке небольшого судна к причалу. В таковых случаях подходит докерский узел.
Совет! Такое узловое соединение рекомендуется применять в качестве временного, оно быстро развязывается.
Для крепления на основе
Применение следующих связок невозможно без опоры. В качестве последней может выступать дерево, скоба, стержень.
Рыбацкий штык (якорный узел)
Узловое соединение рыбацкий штык, используемое на каждом корабле, зарекомендовало себя как надежное, легко развязывающееся. Оно не портит трос перегибом, перетиранием.
При сильных нагрузках и натягивании рыбацкий штык прекрасно справляется со своей основной задачей – удерживать якорь.
Удавка
В повседневной жизни узел удавка применяется часто: например, при наборе петель во время вязания, перевязке посылки.
Внимание! Удавку запрещается завязывать вокруг шеи. Узелок может затянуться, перекрыть приток крови.
Полуштык и штык
В настоящее время простой полуштык применяется в морской практике: таким узлом матросы швартуют судно. Он же частый помощник охотников, альпинистов, когда возникает потребность в формировании петлицы, набрасываемой на жердь.
При помощи штыка выполняют буксировку, фиксируют швартовые концы. Он состоит из трех полуштыков, чего вполне достаточно для большинства целей.
Коровий
Узел коровий станет отличным решением, если один конец каната уже привязан, а свободный требуется присоединить. В быту он используется для привязывания поводка с животным, удлинения бельевого шнура.
Важно! Коровий узелок легко развязывается, особенно если использовать канаты из скользящего материала.
Выбленочный
Два полуштыка, завязывающиеся на одну и ту же сторону, составляют выбленочный узел. Он принадлежит к наиболее прочным, надежным затягивающимся креплениям.
Если связка предназначена для закрытых объектов, то вязать ее нужно иначе:
Для безотказной работы связки важно одинаково нагружать оба конца веревки.
Шахтерский
В шахтах для подъема груза, передвижения вагонеток применяется шахтерский узел. В быту с его помощью обвязывают канат вокруг дерева, столба либо иного предмета.
Шахтерское узловое соединение – простое, надежное, оригинальное. Вдобавок оно прекрасно держит в случае постоянной нагрузки.
Шахтерский узел
Узлы для переноса грузов
В повседневной жизни нередко требуется переместить какие-либо предметы, оборудование. Чтоб такая работа завершилась успешно, вначале важно надежно зафиксировать перемещаемые объекты. В этом помогут схемы следующих узлов.
Булинь
За надежность моряки называют бутыль королем узлов. Он быстро распускается, его возможно завязать только одной рукой, что немаловажно при спасательных операциях.
Таким узловым соединением канат прикрепляют к металлическим кольцам, крюкам, разным основам (вертикальным, горизонтальным).
Булинь
Удавка с полуштыками
Самозатягивающийся узел удавка с полуштыками помогает закрепить канат на цилиндрических предметах с неровной, шероховатой поверхностью.
Удавка с полуштыками часто применяется при погрузочных либо такелажных работах, перемещении тяжестей.
Бочечный
Служит для фиксации ведер, бочек, иной цилиндрической тары с целью их подвешивания либо подъема.
Внимание! Веревка должна охватывать емкость выше центра тяжести, внизу располагаться ровно посередине.
Двойной бочечный
Для надежной обвязки высоких емкостей, предметов, иных объектов бочечный узел возможно немного изменить: добавить один либо несколько дополнительных шлагов. В результате получится аналогичное (двойное, тройное, многократное) узловое соединение.
Ведерный быстро развязывающийся
Если альпинисту требуется спуститься с высоты по канату и затем унести его с собой, то выручит ведерный узел. После использования его можно развязать (рывком). Аналогично опускается ведро из окна здания.
Важно! Ведерный узел считается крайне ненадежным. Он может самопроизвольно распустится, случайно развязаться.
Испанский беседочный (боцманский)
Связка применяется при спасательных операциях. Ноги пострадавшего вставляют в две незатягивающиеся петлицы узла, в области груди веревку завязывают на полуштык, затем поднимают (опускают) человека.
На флоте при помощи такого неразвязывающегося узла делают беседку для выполнения внешних работ. В петли вставляется доска, на нее садится матрос. Потом его опускают за борт, поднимают на мачту.
Рыбацкий
Чаще всего рыбацкий узел применяется для связывания рыболовных лесок, тонких веревок, присоединения к последним разных предметов.
Зафиксированное узловое соединение развязать чрезвычайно трудно, а самопроизвольное ослабевание маловероятно.
Грузовая петля
Состоит из нескольких частей, применяется для крепления грузов на машинах, прицепах. Грузовая петля простая в исполнении, удобная.
Пиратский узел (быстроразвязывающийся)
Пиратская связка позволяет спустить груз, потом снизу забрать канат с собой. Ее нередко применяют для кратковременной фиксации объектов.
Этот саморазвязывающийся узел не рекомендуется использовать во время спасательных работ.
Ручка
При переноске габаритных плоских предметов, которые невозможно охватить рукой, пригодится связка “ручка”.
Захват в области центра тяжести дает возможность наклонять объект во время спуска (подъема) по лестнице.
Затягивающие узлы
Затягивающие узловые соединения будут держать крепко, если к тросу (коренной части) приложить допустимую тягу. Под действием последней узел самостоятельно затягивается.
Стремя (выбленочный узел)
Стремя применяется в альпинизме во время подъемов, спусков. С помощью такой связки возможно транспортировать людей, предметы.
При переменных нагрузках описанное узловое соединение сползает. Также оно ненадежно на скользящем канате.
Стремя
Констриктор
Многие считают, что констриктор – это самый крепкий фиксирующий узел. Применять его следует лишь на объемных либо выпуклых предметах (без острых углов).
Констриктор часто используется в домашних условиях для того, чтоб перевязать шланг, затянуть ковер, завязать мешок, наложить жгут на поврежденную конечность.
Дополнительные узлы
Для своей безопасности туристы должны правильно вязать узлы на веревке, владеть разными методами связывания. Не лишним будет изучить вспомогательные узловые соединения.
Прусика
Узел прусика формируют тонкой веревкой (репшнуром) на канате (лучшая пропорция диаметров 1:2). Завязывать его возможно одной рукой.
В быту часто используется разновидность прусика – линьковая намотка, позволяющая регулировать натяжение крепления. С ее помощью делают обвязку упаковок.
Проводник
Под нагрузкой проводник хорошо затягивается, не скользит. Однако распустить его потом тяжело. С его помощью соединяют канат с карабином, кольцом.
Важно! Если крепление применяется под непостоянными нагрузками, обязательно нужно сделать контрольный узел.
Восьмерка
Стопорный узел восьмерка отличается быстротой выполнения, утолщает канат, не допускает проскальзывания через крепление, отверстия.
Восьмеркой карабины крепятся к тросу, привязываются рыболовные крючки. Правильно связанный узел вовсе не сдвигается.
Подвижный штык
Обычно подвижный штык служит для крепления вспомогательных веревок на главную.
Так дополнительную веревку можно надежно закрепить на главной.
Подвижный штык
Артиллерийский
Сформировать неподвижную петлю на основном шнуре, не прибегая к помощи вспомогательных, возможно с помощью артиллерийской связки.
Готовый артиллерийский узел следует немного подтянуть, после чего можно использовать по надобности.
Узел Бахмана
Узловое соединение Бахмана принадлежит к группе схватывающих. Под нагрузкой оно прижимает зацеп к канату, не позволяя ему двигаться.
Узел Бахмана недостаточно удерживает обледеневший канат, может проскальзывать. Из-за этого его не используют при страховании.
Встречный проводник из лент
В альпинизме ленточный узел встречный проводник используется для соединения 2-ух тканых ремней. Под нагрузкой он не ползет, хорошо держит, подходит для связывания пары лент.
Основной недостаток встречного проводника – сильное затягивание, часто не позволяющее впоследствии развязать узел.
Камикадзе
Связка камикадзе позволяет сократить длину веревки без перерезания, потери механических свойств.
Внимание! На тонком синтетическом тросе камикадзе может развязаться.
Пустышка
Связку пустышка применяют для стягивания верхушки рюкзака. Развязывается пустышка легко: концы веревки нужно потянуть в противоположные стороны.
Пустышка используется при завязывании таких узлов: двойной проводник, булинь.
Пустышка
Пожарная лестница
Простая в изготовлении веревочная конструкция пожарная лестница позволяет быстро спускаться и подниматься в любых условиях.
Пожарной лестницей пользуются циркачи, промышленные альпинисты.
Пожарная лестница
Австрийский проводник
Используется австрийский проводник для формирования петли в альпинистских связках, веревочных лестницах. Такой узелок не скользит, быстро развязывается.
Завязывание австрийского проводника требует постоянной практики, его трудно выполнить одной рукой либо в рукавицах.
Бабий и тещин узлы
Популярные бабий и тещин узлы представляют собой 2 ошибочных способа выполнения воровского узлового соединения. Такие названия возникли из-за бытовой специфики применения: их везде используют для связки веревок, однако не учитывают опасность скользящего крепления.
Чтоб завязать бабий узел, требуется:
Техника выполнения тещиного узла:
Даже сильное затягивание не гарантирует того, что при дальнейшем натяжении связываемые веревки не развяжутся.
Воровской
Несмотря на то, что воровской узел относится к морским, на корабле им пользуются лишь для бытовых нужд. Это связано с низкой эффективностью.
При значительном натяжении каната такое узловое соединение может развязаться. Но его часто применяют на стройке, для завязывания мешков.
Скользящая петля
Связка скользящая петля формируется предельно просто:
Скользящая петля служит для обвязки веревки вокруг предмета, опоры, каната.
Маркировочный
С помощью маркировочной связки завязывают свернутые в бухту провода. Она фиксирует конец троса, удерживает многослойное кольцо от распускания.
Маркировочное крепление используется связистами при восстановлении поврежденного кабеля.
Узел для треноги
Создать регулируемую конструкцию возможно, если особым способом соединить три стойки.
Готовую треногу можно использовать по надобности.
Крестовинный узел
Применяется для крестообразного соединения двух палок.
Такое соединение палок непременно пригодится туристам в походе.
Как натянуть веревку без провисания
Если между двумя опорами натянуть канат, то под воздействием груза, погодных условий она со временем начинает провисать. Однако есть способ сохранить начальное натяжения (без применения специальных приспособлений):
Описанный способ натягивания веревки применяется в простых ситуациях: при просушивании белья, рыбы, переправке небольших грузов через ручей.
Важно! Чтобы предупредить распускание крученого троса, рекомендуется использовать концевой шаровидный узел веревки.
Улучшенное натягивание веревки
Для улучшения натяжения протянутой веревки опытные туристы рекомендуют использовать специальные фиксаторы – талрепы. Они имеют кольца или крючки на концах, благодаря чему их можно закрепить одним концом к опоре жестким способом (на дюбель, крючок или анкер), а с другой стороны завязать шнурок самозатягивающейся петлей. Чтобы увеличить натяжение с помощью талрепа, его необходимо вращать вокруг своей оси до нужного момента. Вращение в обратную сторону, соответственно, ослабляет натяжение веревки.
Второй способ улучшить натягивание – с помощью блок-ролика. Одни конец троса следует прикрепить к опоре, а второй пропустить через блок. Затем привязать к ролику противовес (любой груз), который не позволит веревке провиснуть.
Улучшенное натягивание делает туристический узел более крепким и надежным, поэтому талрепы или блок-ролики рекомендуется использовать всегда.
Как быстро научиться завязывать туристические узлы
Вряд ли в мире найдется хоть один человек, который умеет завязывать все виды туристических узлов без исключения. Обучиться этому искусству не так легко, как кажется на первый взгляд. Но чтобы овладеть навыками как можно быстрее, следует учесть несколько советов:
Научиться завязывать основные схемы туристических узлов может каждый. Для этого потребуется немного знаний и усилий, но довольно много свободного времени и огромное желание освоить данное мастерство.
А вы умеете вязать туристические узлы? Какими чаще всего пользуетесь? Делитесь опытом в комментариях.