Для чего нужны в повести картины природы бедная лиза

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Автор: Guru · 27.01.2018

(219 слов) В повести Карамзина «Бедная Лиза» важную роль играет описание состояний природы. Окружающий мир вторит чувствам главной героини. По времени года и погоде можно понять, какие эмоции одолевают девушку и самого автора, и даже предугадать, куда повернет сюжет.

Писатель с первых страниц разграничивает город и сельскую местность. Ему не нравится суета в тесном скоплении домов, где нет места красотам русской земли. Зато с любовью и обожанием он описывает долины около Москвы-реки. Там живет трудолюбивая и добросердечная девушка Лиза, которая находится в гармонии с окружающим миром. По мнению автора, только в такой красивой и незатейливой обстановке может родиться прекрасная и непосредственная натура. Описывая рассвет в лесной глуши, он намекает на то, что героиня – одна из тех цветов, которые раскрываются навстречу солнцу. Так и Лиза отдает всю себя свету первой и единственной любви.

Когда отношения между героями оставались все еще непорочными и честными, сама природа была столь же целомудренна и мила. Пруд автор называет «чистым», солнце – «светлым», утро – «прекрасным». Но после грехопадения и разлуки Лиза видит гром и молнию. Восход уже не прекрасен, а окрашен в цвет крови. Даже дуб, под которым располагается ее могила, уже не столетний и твердый великан, а «мрачное» дерево. Таким образом, оттенки природы меняются вместе с эмоциями, которые испытывают читатели от прочитанного отрывка. Пейзаж в повести «Бедная Лиза» отображает человеческие чувства и настраивает публику на нужный лад.

Источник

Литература, помогите пжл! Какую роль играет природа в «Бедной Лизе»?

В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе.

Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу. по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни. »

Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы. везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство.

Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись. всего чаще под тению столетних дубов. – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «. ни одной звездочки не сияло на небе. Между тем блеснула молния и грянул гром. » Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в худ

Источник

Изучение роли пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Изучение роли пейзажа в повети Карамзина «Бедная Лиза»

1. Роль пейзажа в сентиментализме

«Бедная Лиза» появилась в середине первого, «художественно-литературного» периода деятельности Карамзина, еще молодого, но уже зрелого писателя, в самый, может быть, плодотворный год его жизни. Друзья, ценители изящной словесности сразу поняли, что перед ними шедевр; читатели оценили повесть по высшей из дотоле известных им мерке; исследователи литературы готовы были видеть в «Бедной Лизе» родину русской прозы». [Топоров,1995; С.45]

«Пейзаж в художественном произведении — едва ли не главное

средство, позволяющее выразить господствующее представление человека

о мире и самом себе. Художественные образы природы всегда насыщены

философским и нравственным смыслом — ведь они и есть та «картина

мира», что определяет отношение человека ко всему вокруг. XVIII век как

переходная эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов

литературного пейзажа, каждый из которых нашел свое место в

Основной задачей данной главы является выяснение роли пейзажа в произведениях, написанных в рамках литературного направления сентиментализм. Для начала вспомним, что такое сентиментализм и выделим его основные черты, затем более подробно рассмотрим роль пейзажа в произведениях, написанных в рамках сентиментальной эстетики.

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment — чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания [Пытина, 1991; С.365].

Основная тематика сентиментализма – любовная.

Основные черты сентиментализма :

• Уход от прямолинейности

• Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру

• Возрождение собственной чистоты

• Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Природа есть синоним естественности, поэтому человек, находясь как бы в окружении этого естества должен преобразиться и сам, природа должна призвать его отказаться от всего ложного и искусственного, поступать только по велению сердца в гармонии собой и своим природным началом.

Восхваление сельской жизни и противопоставление её городской становится излюбленным мотивом литературы сентиментализма, сопутствующим изображению пейзажа. Красота природы предстает как истинная великая ценность, противостоящая мнимым благам цивилизации [Кочеткова,1994;С.83]

Пейзаж проникает в различные литературные направления и это высокое место, отведенное пейзажу в литературе символизма, объясняется прежде стремлением к гармонии воплощенной в природе. Таким образом, стремление к естественности определяет эпоху сентиментализма.

При этом пейзаж все же подчиняется определенным стереотипам, особенно выделяется концепция идеалистического пейзажа, который стал единственным стереотипом в описании природы. Появляется меланхолический пейзаж, который вскоре станет характерным для литературы романтизма.

Взаимосвязь природы и человека призвана облагородить человека, сделать его лучше и добрее. При этом для писателей, работающих в направлении сентиментализм, было важно внести в общие для европейского пейзажа мотивы национальные черты. С национальными чертами в пейзаже мы подробно ознакомимся в следующей главе.

Нужно подчеркнуть, что часто значительную роль в развитии сюжета играет пейзаж, например, пруд под сенью «мрачных дубов», в котором утопилась Лиза. Входя в жизнь героев – озеро или роща (пейзаж), как правило, становятся местом встречи влюбленных, местом особенных воспоминаний, а сама способность получать удовольствие от созерцания природы становится одним из важнейших качеств «чувствительного героя».

«Чтение, меланхолические мечты, размышления и воспоминания — все это происходит обычно на лоне природы, в излюбленном живописном уголке, располагающем к соответствующему настроению. Нередко целью прогулки оказывается наблюдение восхода или заката солнца»[Кочеткова, 1994; С.94]

Поводя итог данной главы, еще раз отметим, что «психологизация пейзажа — одно из важнейших достижений культуры сентиментализма в целом — достижений, к которым на новом уровне обращается искусство романтизма, а затем и реализма» [Кочеткова,1994;С.96]

Пейзаж в сентиментальных литературных произведениях тесно связан с идейно-философской проблематикой, с представлением о естественности, и направлен на преобразование человеческой личности и души. Пейзаж в произведениях сентиментализма всегда находится в тесной связи с внутренним миром человека, его душевным состоянием. Также пейзаж может играть значительную роль в развитии сюжета.

2. Значение пейзажа в повети Карамзина «Бедная Лиза»

В данной главе мы выясним, какую роль играет пейзаж в произведении Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза», определим национальные черты в пейзаже, проведем параллель между пейзажем повести и образами героев. При написании этой главы мы использовали системно-структурный метод исследования, который отражает наличие в тексте прямых и обратных связей между элементами: чертами, характерными для литературного течения сентиментализм и текстом повести, пейзажными зарисовками и судьбами и характерами героев.

Также, при написании этой главы, мы частично использовали историко-генетический метод, который интересен тем, что изучаемая реальность, то есть мир, в котором живут герои Карамзина, вместе с её свойствами и особенностями, раскрывается в контексте времени, для которого произведение «Бедная Лиза», написанное в рамках сентиментальной эстетики, было более чем актуально и злободневно. Стоит отметить, что повесть «Бедная Лиза» насыщена большим количеством живописных картин природы и реально существующими культурно-историческими объектами, гармонично дополняющим повествование повести.

Анализируя пейзаж повести, выделим несколько частей:

2. Окрестности Москвы

3. Симонов монастырь

«Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!» [Карамзин, 1792]

Анализируя данный отрывок, взятый из первого абзаца повети, мы можем сделать вывод, что Карамзин уже в самом начале повести стремится обозначить неоднозначность образа Москвы. С одной стороны мы видим прекрасный город, с другой – ужасную громаду домов, алчную Москву. Отрицательная коннотация дана в пейзаже не просто так, она должна заранее натолкнуть читателя на мысль о том, что образ города или героя пришедшего из Москвы, должен сыграть в повети негативную роль.

Обратим также внимание на единственный цвет, который Карамзин вносит в описание города. То, что читатель видит в самом начале повети бесчисленные кресты, золотые купала церквей, должно, как можно предположить, нести положительные оттенки, обозначить духовное начало города, тем не менее, золотой – это цвет денег, материальных ценностей, таким образом, даже золотой цвет куполов церквей приобретает отрицательное значение.

Такое толкование мы можем связать с поведением Эраста, а точнее, его двойственной натурой, с одной стороны – он родом из города, Эраст эгоистичный и алчный молодой человек, с другой, в нем проявляется духовное начало, в конце повети он осознает свою вину и раскаивается: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

«Двойственность в изображении города связана с образом Эраста, жителя Москвы, в котором автор отмечает противоречия, характеризующие сложность внутренней жизни человека». [Карамзин, 1792]

Перейдем к описанию пригорода в повети, где Николай Михайлович Карамзин противопоставляет сельский пейзаж городскому, как естественную среду обитания и искусственно созданную. В сравнении с городским пейзажем в описании сельского намного больше цветовых обозначений: желтый, синий, густо-зеленый. Все эти цвета являются символом естественности, природы и жизни, они характеризуют цельную и естественную натуру Лизы.

Сравнивая два вида пейзажа – городской и сельский, мы приходим к умозаключению, что пейзаж не только знакомит нас с местом действия, но и соотносится с характерами, натурами и душевными качествами героев повети.

Возвращаясь в теме национальных черт в пейзаже, мы можем отметить присутствие исторических достопримечательностей в повести. Особое внимание Карамзин уделяет Симонову монастырю.

Соотнесем сельский и городской пейзажи с описанием монастыря. Первым и главным отличием является различное значение пейзажей. Мрачный монастырь, темные переходы келий, унылый звон колокола, гробы, заросшие травой – все эти эпитеты, использованные в описании монастыря, окутывают ореолом смерти этот опустевшее полуразрушенное здание, тогда как городской и сельский пейзажи все же несут оттенок жизни и процветания.

Поговорим о роли пейзажа в развитии любовных отношений героев.

Как уже было казано выше, Эраст является городским жителем, не имеющим никакой связи с естественной природой, которая характеризует Лизу. «Его отношение к природе сформировано книгами – именно из них он почерпнул некий туманный, мечтательный, приукрашенный его воображением образ «натуры», который мало общего имеет с реальностью: «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали».

Если попытаться отыскать хоть один природный образ, которым можно характеризовать Эраста, то эта река, по которой Эраст приплывает к Лизе. Таким образом, река, включенная в пейзаж повети, является двуликим символом. Одной стороны река – это источник жизни, другой – грань между жизнью и смертью, символ переходности, границы. Но для Эраста река, как символ естества и духовной жизни, не является постоянной характеристикой. Все природное и естественное для него представляет лишь временный интерес, ровно, как и любовь к Лизе.

Сельский пейзаж сопровождает свидания влюбленных, хоть он и соотносится, в первую очередь, с Лизой. Проанализируем первый пейзаж, связанный непосредственно с героиней: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина». Состояние души Лизы в этом эпизоде – грустное, печальное – полностью соответствует происходящему в природе» [Неснова, 2014]

Таким образом, эмоциональное состояние Лизы полностью соответствует всему тому, что происходит в природе. Туманы, внесенные в пейзажную характеристику, являются символом как бы скрывающим истину или символом, который переводит героев из одного состояния в другое. Лиза перестает быть той безмятежной сельской девушкой, которая с чистыми помыслами полюбила Эраста, её охватывает совершенно незнакомое чувство.

Мы помним, что раньше жизнь девушки была соотнесена с природой, расставание Эрастом притупило эту связь, но второе появление возлюбленного обостряют и усиливают очарование пейзажа: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Один поцелуй Эраста для Лизы – целая Вселенная: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею». Ради Эраста Лиза забывает даже Бога». [Карамзин, 1792]

Сцена падения Лизы происходит на фоне грозы. Сгущающийся мрак, молнии, черные облака также отражают внутреннее состояние девушки. Она чувствует себя преступницей, тучи сгущаются над ней, гроза – предвестница трагического исхода повести.

«Прощание Лизы и Эраста происходит на рассвете. «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Вся натура пребывала в молчании». Алая заря зловещего цвета крови, молчащая природа, воссиявшее солнце, которое не животворит, а напротив, лишает Лизу последних сил, созвучно состоянию героини, которая, прощаясь с Эрастом, расстается с душою своею. Утро прощания противопоставлено утру признания в любви».[Неснова, 2014]

Сравним два пейзажа, на фоне которых, происходит признание влюбленных и их расставание. Карамзин вновь использует цветовые обозначения: утро, когда молодые люди признаются друг другу в чувствах, овеяно светлыми и яркими цветами, природа ожила и полна жизненной силы, сцену же расставания сопровождает безмолвие в природе, унылый и печальный пейзаж. Внутренний мир Лизы, после ухода её возлюбленного, так же как и пейзаж её окружающий, мрачнеет, лишается красок и силы.

Делая промежуточный вывод, отметим, что душевное состояние Лизы в повети почти всегда передается через природные метафоры, сельский пейзаж очень тесно вязан внутренним миром героини. Пейзаж, как правило, соответствует внутреннему настроению героев.

Отметим, что Карамзин, также, использует пейзаж для выражения своей авторской позиции. Автор встает на позицию всего прекрасного и естественного. Несомненно, автору ближе образ Лизы и именно через пейзажные характеристики, связанные с героиней, Николай Михайлович и передает свое отношение к происходящему. Помимо этого именно автор ещё в самом начале повети описывает пейзаж, который он наблюдает во время прогулок, и который будет являться одним из фонов повести.

«Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим» [Карамзин, 1792]

Обратим внимание на то, что автор в своем описании упоминает Данилов монастырь и Воробьевы горы. Напомним, что ранее мы уже упоминали Симонов монастырь, как национальную достопримечательность, зафиксированную в повети. К национальным достопримечательностям мы отнесем Данилов монастырь и Воробьевы горы. Дело в том, что для Карамзина было невероятно важным выписать героев именно на фоне исторических достопримечательностей Москвы и её окрестностей. Этот вводный пейзаж описывает место действие и «его особенность в том, что Карамзин изображает не экзотические или вымышленные края, а подлинную местность, которую хорошо знали москвичи. Сам он любил странствовать по окрестностям Москвы, исследовать исторические события, с ними связанные, любоваться их многочисленными красотами. Пейзаж убеждает читателя в реальности событий, которые описаны в повести. Он создает соответствующую атмосферу, мечтательную и cентиментальную (описание пригородов Москвы), а с другой стороны – таинственную и печальную (Симонов монастырь), подготавливает читателя к дальнейшему восприятию героев и событий повести».

Таким образом, пейзаж в повети призван для того, чтобы придать истории наибольшую достоверность. Читатель должен представлять место действия, верить в историю, повествуемую автором. Дело в том, что подобный образ героини и её трагическая судьба являются своеобразным новаторским ходом. Карамзин умело выписал знакомый каждому москвичу пейзаж города и Подмосковья, и именно благодаря этому, поветь приобрела небывалую популярность.

Еще раз вернемся к развалинам Симонова монастыря. Поговорим о том, что помимо разрухи и запустения, отражающих будущую печальную судьбу героини, автор в свойственной ему чувственной и меланхолической манере, выражает свое отношение к прошлому нашей страны. Прошлому, давно ушедшему и печальному, но возможно, наиболее естественному и близкому автору, чем настоящее, наполненное, как и современная Москва, алчностью и жадностью.

Обратимся к теме портрета, который, к слову, выписан Карамзиным тоже на фоне пейзажа. Прямого описания внешности Лизы в повети мы не найдем, о ней известно лишь, что она редкой красоты, прекрасная душой и телом. При этом её непосредственная связь с миром природы находит отражение в портретных зарисовках.

«Портретные наброски Лизы всегда даются, как развернутое сравнение с природными явлениями:

1. Не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором;

2. Щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер;

3. Чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной;

4. Улыбалась, как майское утро после бурной ночи;

5. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры…» [Неснова, 2014]

светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». Таким образом, пейзаж или его элементы участвуют в портретной характеристике героев.

Перейдем к рассмотрению связи природы и культуры в повести. «Для Карамзина природа и культура, как правило, включены в единые рамки: говоря об исторических достопримечательностях, Карамзин не только не упускает возможности сказать о природном контексте, в который они включены, но и видит в этом особый смысл». [Топоров,1995;С.91]. Описывая природу, Карамзин не забывает упомянуть и о рукотворных достопримечательностях, о монастыре и крестьянкой хижине. При этом автор все же предпочитает естественную природу, природе искусственной и окультуренной.

Подводя итог данному исследованию, хочется отметить важность следующего шага Карамзина: он вплотную подвел русскую литературу и ее читателя к тому порогу, за которым пейзаж, ценный и сам по себе, в своей материальности и наглядности обретает еще одно измерение — символическое. И это был уже прорыв в сферу высоких духовных ценностей, в пространство новых, наиболее глубоких и напряженных смыслов.

Источник

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу. по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни. »

Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы. везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство.

Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись. всего чаще под тению столетних дубов. – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «. ни одной звездочки не сияло на небе. Между тем блеснула молния и грянул гром. » Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в худ

Я НЕМНОГО СОКРАТИЛ ЛУЧШИЙ ОТВЕТ (на данный момент).

Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Лиза максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и под горюнившись смотрела на белые туманы, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания, влюбленных в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы предвещает трагичный финал данной истории.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *