Для чего нужны ветки в git
Git: советы новичкам – часть 2
Во второй части нашего пособия для новичков в Git мы рассказываем об управлении ветками, особенностях их слияния, а также о принципах работы указателей. Первую статью вы можете прочитать по ссылке.
Глава 8. Ветки
Концепция веток не так проста. Представьте, что вам нужно внести множество изменений в файлы вашего рабочего каталога, но эта работа экспериментальная – не факт, что всё получится хорошо. Вы бы не хотели, чтобы ваши изменения увидели другие сотрудники до тех пор, пока работа не будет закончена. Может просто ничего не коммитить до тех пор? Это плохой вариант. Мы уже знаем, что частые коммиты и пуши – залог сохранности вашей работы, а также возможность посмотреть историю изменений. К счастью, в Git есть механизм веток, который позволит нам коммитить и пушить, но не мешать другим сотрудникам.
Перед началом экспериментальных изменений вы должны создать ветку. У ветки есть имя. Пусть она будет называться my test work. Теперь все ваши коммиты будут идти именно туда. До этого они шли в основную ветку разработки – будем называть её master. Другими словами, раньше вы были в ветке master (хоть и не знали этого), а сейчас переключились на ветку my test work. Это выглядит так:
После коммита «3» создана ветка и ваши новые коммиты «4»и «5» пошли в неё. А ваши коллеги остались в ветке master, поэтому их новые коммиты «6», «7», «8» добавляются в ветку master. История перестала быть линейной.
На что это повлияло? Сотрудники теперь не видят изменений файлов, которые вы делаете. А вы не видите их изменений в своих рабочих файлах. Хотя историю изменений в ветке master вы все-таки посмотреть можете.
Итак, теперь вы сможете никому не мешая сделать свою экспериментальную работу. Если её результаты вас не устроит, вы просто переключитесь на ветку master (на её последний коммит – на рисунке это коммит «8»). В момент переключения файлы в вашей рабочей папке станут такими же, как у ваших коллег, а ваши изменения исчезнут. Теперь ваша рабочая копия стала слепком из коммита «8». По картинке видно, что в нём нет ваших изменений, сделанных в ветке my test work.
Глава 9. Слияние веток
Теперь мы знаем, что каждый может создать ветки и работать независимо. Можно по очереди работать то в одной ветке, то в другой – переключаясь между ними. Ветки переключает команда checkout.
Ветки используются не только для временной независимой работы. Часто мы одновременную готовим несколько версий игры. Например, одна версия уже почти готова к публикации и программисты вносят в неё последние исправления. В то же время гейм-дизайнеры уже занимаются следующим обновлением. Им нельзя работать в предыдущей версии потому, что:
Здесь коммит «8» – это специальный коммит, который называется merge-commit. Когда мы выполняем команду merge, система сама создает этот коммит. В нём объединены изменения ваших коллег из коммитов «5», «6», «7», а также ваша работа из коммитов «3», «4».
Изменения из коммитов «1» и «2» объединять не нужно, ведь они были сделаны до создания ветки. А значит изначально были и в ветке master, и в ветке my test work.
Команда merge ничего не посылает в origin. Единственный ее результат – это merge-commit (на рисунке кружок с номером 8), который появится у вас на компьютере. Его нужно запушить, как и ваши обычные коммиты. Только после этого merge-commit отправится на origin – тогда коллеги увидят результат вашей работы, сделав pull.
Глава 10. Несколько мержей из ветки А в ветку В
В предыдущей главе мы узнали, как сделать новую ветку, поработать в ней и залить изменения в главную ветку. На картинке после объединения ветки слились вместе. Означает ли это, что в ветке my test work теперь работать нельзя – она ведь уже объединилась с master? Нет, вы можете продолжать коммитить в ветку my test work и периодически мержить в главную ветку. Как это выглядит:
Обратите внимание, что отрезки соединяющие ветки не горизонтальные – так показано, из какой ветки в какую был мерж. В этой ситуации было два мержа и оба из правой ветки в левую. Результатом первого объединения стал merge-commit «7», а второго – merge-commit «10». Поскольку мерж происходит из правой ветки в левую, то, например, в слепке «8» есть изменения, которые были сделаны в коммите «3». А вот в слепке «11» нет изменений, которые были сделаны в коммите «5». Убедитесь, что вы понимаете причину этого. Если нет, перечитайте главы о ветках ещё раз.
Глава 11. Мерж между ветками в обе стороны
В предыдущем примере мы всё время мержили из ветки my test work в ветку master. Можно ли мержить в обратную сторону и есть ли в этом смысл? Можно. Есть.
Если вы долго работаете в своей ветке, рекомендуется периодически делать мерж в неё из главной ветки. Это необходимо, чтобы вы работали с актуальными версиями файлов, которые меняют другие люди. Как это выглядит:
Здесь два мержа из ветки my test work в ветку master и один мерж в обратную сторону. Результатом обратного объединения стал merge-commit «8». Благодаря ему, например, слепок коммита «11» содержит изменения из коммита «7». А вот изменений из коммита «9» в слепке «11» уже нет, ведь этот коммит был сделан после мержа.
Глава 12. Коммиты и их хеши
Как Git различает коммиты? На картинках мы для простоты помечали их порядковыми номерами. На самом деле каждый коммит в Git обозначается вот такой строкой:
Это «названия» коммитов, которые Git автоматически даёт им при создании. Вообще, такие строки принято называть «хеш». У каждого коммита хеш разный. Если вы хотите кому-то сообщить об определённом коммите, можно отправить человеку хеш этого коммита. Зная хеш, он сможет найти этот коммит (если это ваш коммит, то, конечно, его надо сначала запушить).
Глава 13. Ветки и указатели
Сейчас мы немного углубимся в то, как Git хранит информацию о ветках. Вроде бы внутреннее устройство Git нас не должно волновать, но это позволит намного лучше понимать, что происходит при выполнении операций в Git. А вы, в свою очередь, сможете избежать ряда ошибок.
Познакомимся с концепцией «указателя». В упрощённом виде указатель состоит из своего названия и хеша. Вот пример указателя:
Тут вы скажете: «master – знакомое имя! У нас так называлась главная рабочая ветка». И это совпадение не случайно. Git использует указатели для обозначения веток. Идея простая: если нужна новая ветка, Git создаёт новый указатель, даёт ему имя ветки и записывает в него хеш последнего (самого свежего) коммита ветки. Ветка создана!
Благодаря хешу в указателе можно сказать, что указатель ссылается или «указывает» на последний коммит ветки. Этого достаточно Git’у, чтобы выполнять все операции над ветками. То есть, никакой другой информации о том, какие коммиты принадлежат какой ветке Git не хранит. Вот так всё минималистично.
На каждую ветку есть свой указатель. Когда в ветку добавляется очередной коммит, хеш в указателе меняется, чтобы снова «указывать» на последний коммит. Это можно представить, как сдвигание указателя ветки на последний коммит с предпоследнего.
Если вы просите Git переключиться на другую ветку (команда checkout), ему достаточно найти указатель с именем этой ветки и взять из него хеш последнего коммита. Теперь Git знает, как должны выглядеть файлы вашего рабочего каталога (как слепок этого коммита). Git приводит файлы к такому виду – и переключение на ветку произошло.
Если вы не совсем поняли идею указателей и то, как они связаны с ветками, перечитайте главу ещё раз. В Git многое завязано на указатели, поэтому важно чётко понимать механику их работы. К счастью, она совсем не сложная, просто немного необычная. Нужно лишь привыкнуть.
Глава 14. Указатель head
Итак, мы знаем, что указатели – это такие штуки, у которых есть имя, и они ссылаются на определенный коммит (хранят его хеш). Мы знаем, что при необходимости новой ветки, Git создаёт указатель на ее последний коммит и двигает его вперед при каждом новом коммите.
Указатели используются не только для веток. Есть особый указатель head. Он указывает на коммит, который выступает состоянием вашего рабочего каталога. Поняли идею? Вот пример:
Здесь мы видим две ветки, которые представлены двумя указателями: master и test. Мы находимся в ветке master и файлы нашего рабочего каталога соответствуют слепку коммита «4». Откуда мы это знаем? Из того, что указатель head указывает на коммит «4». Точнее, он указывает на указатель master, который указывает на коммит «4». Почему бы не указывать напрямую на коммит «4»? Зачем такой финт с указанием на указатель? Так Git обозначает, что сейчас мы находимся в ветке master.
Мы можем поставить указатель head на любой коммит – для этого есть команда checkout. Вспомним, что на какой коммит показывает head, в таком состоянии и будут файлы в рабочем каталоге (это свойство указателя head). Поэтому переставляя указатель head на другой коммит, мы тем самым заставим Git поменять файлы нашего рабочего каталога. Это может потребоваться, например, чтобы откатиться на старую версию рабочих файлов и посмотреть, как там всё было. А потом можно вернуться назад к последнему коммиту ветки master (checkout master). Если же сделаем checkout test (см. картинку), то head будет указывать на указатель test, который указывает на последний коммит ветки test. Файлы в рабочем каталоге поменяются на слепок «6». Так мы переключились на ветку test.
Подытожим. Перестановка особого указателя head приводит к тому, что файлы рабочего каталога меняются на слепок этого коммита. Но только тогда, когда head указывает на указатель какой-то ветки, Git считает, что мы находимся в этой ветке.
А что происходит, если head указывает на какой-то коммит напрямую (хранит его хеш)? Это состояние называется detached head. В него можно переключиться на время, чтобы посмотреть, как выглядели файлы рабочего каталога на одном из коммитов в прошлом.
Переключение (как между ветками, так и между обычными коммитами) выполняется командой checkout.
Глава 15. Указатель origin/master
Раз удалённый репозиторий (origin) такой же, как наш, значит там тоже есть свои указатели веток? Верно. Например, есть свой указатель master, который ссылается на самый свежий коммит в этой ветке.
Интересно, что когда мы забираем свежие коммиты из origin командой pull, то вместе с коммитами скачиваются и копии указателей оттуда. Чтобы не путать наш указатель master и тот, который скачался с origin, второй из них отображается у нас, как origin/master. Нужно понимать, что origin/master не показывает текущее состояние указателя master в удаленном репозитории, это лишь его копия на момент выполнения команд fetch или pull.
master и origin/master могут указывать на разные коммиты. Станет понятнее, если посмотреть на картинку:
Здесь показана ситуация, когда мы забрали свежие коммиты (командой pull), сделали два новых коммита, но ещё не сделали push. В итоге наш локальный master показывает на последний коммит. А origin/master – это последнее известное нам состояние указателя из удалённого репозитория. Поэтому он и «отстал».
После команды push два верхних коммита уйдут в origin и логично, что origin/master подвинется вверх и тоже будет указывать на наш последний коммит, как и master.
А может ли быть так, что origin/master будет наоборот выше, а master ниже? Может. Вот как это получается. Команда pull забирает свежие коммиты и сразу же помещает их в рабочий каталог. Сразу после команды pull оба указателя origin/master и master будут указывать на один и тот же последний коммит. Но есть ещё команда fetch. Она, как и pull, скачивает последние коммиты из origin, но не торопится обновлять рабочий каталог. Графически это выглядит так (если у вас нет незапушенных коммитов):
До команды fetch указатель master показывал на коммит «3» и это был последний коммит в нашем репозитории. После fetch скачались два новых коммита «4» и «5». В удалённом репозитории указатель master, очевидно, указывал на коммит «5». Этот указатель скачался нам вместе с коммитами и теперь мы его видим как origin/master, указывающий на «5». Всё логично.
Зачем может потребоваться fetch? Например, вы не готовы менять состояние рабочего каталога, а просто хотите поглядеть, чего там накоммитили ваши коллеги? Вы делаете fetch и изучаете их коммиты. Когда будете готовы, делаете команду merge. Она применит скачанные ранее коммиты к вашему рабочему каталогу.
Поскольку в этом простом примере у вас не было незапушенных коммитов, то команде merge объединять ничего не придётся. Она просто подвинет указатели master и head – теперь они будут показывать на коммит «5». Как и origin/master.
Вы можете заметить, что ничего по-настоящему сложного в описанных механиках нет. Есть лишь множество деталей, в которых приходится кропотливо разбираться. Но Git – он такой.
В финальной части статьи мы расскажем о том, откуда взялась ветка, почему push выдаёт ошибку и что такое rebase. И, конечно, подведем итоги.
Почти каждая система контроля версий (СКВ) в какой-то форме поддерживает ветвление. Используя ветвление, Вы отклоняетесь от основной линии разработки и продолжаете работу независимо от неё, не вмешиваясь в основную линию. Во многих СКВ создание веток — это очень затратный процесс, часто требующий создания новой копии каталога с исходным кодом, что может занять много времени для большого проекта.
Некоторые люди, говоря о модели ветвления Git, называют ее «киллер-фича», что выгодно выделяет Git на фоне остальных СКВ. Что в ней такого особенного? Ветвление Git очень легковесно: операция создания ветки выполняется почти мгновенно, переключение между ветками туда-сюда, обычно, также быстро. В отличие от многих других СКВ, Git поощряет процесс работы, при котором ветвление и слияние выполняется часто, даже по несколько раз в день. Понимание и владение этой функциональностью дает вам уникальный и мощный инструмент, который может полностью изменить привычный процесс разработки.
О ветвлении в двух словах
Для точного понимания механизма ветвлений, необходимо вернуться назад и изучить то, как Git хранит данные.
Как вы можете помнить из Что такое Git?, Git не хранит данные в виде последовательности изменений, он использует набор снимков (snapshot).
Когда вы делаете коммит, Git сохраняет его в виде объекта, который содержит указатель на снимок (snapshot) подготовленных данных. Этот объект так же содержит имя автора и email, сообщение и указатель на коммит или коммиты непосредственно предшествующие данному (его родителей): отсутствие родителя для первоначального коммита, один родитель для обычного коммита, и несколько родителей для результатов слияния двух и более веток.
Предположим, у вас есть каталог с тремя файлами и вы добавляете их все в индекс и создаёте коммит. Во время индексации вычисляется контрольная сумма каждого файла (SHA-1 как мы узнали из Что такое Git?), затем каждый файл сохраняется в репозиторий (Git называет такой файл блоб — большой бинарный объект), а контрольная сумма попадёт в индекс:
Ваш репозиторий Git теперь хранит пять объектов: три блоб объекта (по одному на каждый файл), объект дерева каталогов, содержащий список файлов и соответствующих им блобов, а так же объект коммита, содержащий метаданные и указатель на объект дерева каталогов.
Если вы сделаете изменения и создадите ещё один коммит, то он будет содержать указатель на предыдущий коммит.
Создание новой ветки
В результате создаётся новый указатель на текущий коммит.
Переключение веток
Какой в этом смысл? Давайте сделаем ещё один коммит:
Если выполнить команду git log прямо сейчас, то в её выводе только что созданная ветка «testing» фигурировать не будет.
Ветка никуда не исчезла; просто Git не знает, что именно она вас интересует, и выводит наиболее полезную по его мнению информацию. Другими словами, по умолчанию git log отобразит историю коммитов только для текущей ветки.
Важно запомнить, что при переключении веток в Git происходит изменение файлов в рабочем каталоге. Если вы переключаетесь на старую ветку, то рабочий каталог будет выглядеть так же, как выглядел на момент последнего коммита в ту ветку. Если Git по каким-то причинам не может этого сделать — он не позволит вам переключиться вообще.
Давайте сделаем еще несколько изменений и создадим очередной коммит:
Ветка в Git — это простой файл, содержащий 40 символов контрольной суммы SHA-1 коммита, на который она указывает; поэтому операции с ветками являются дешёвыми с точки зрения потребления ресурсов или времени. Создание новой ветки в Git происходит так же быстро и просто как запись 41 байта в файл (40 знаков и перевод строки).
Это принципиально отличает процесс ветвления в Git от более старых систем контроля версий, где все файлы проекта копируются в другой подкаталог. В зависимости от размера проекта, операции ветвления в таких системах могут занимать секунды или даже минуты, когда в Git эти операции мгновенны. Поскольку при коммите мы сохраняем указатель на родительский коммит, то поиск подходящей базы для слияния веток делается автоматически и, в большинстве случаев, очень прост. Эти возможности побуждают разработчиков чаще создавать и использовать ветки.
Давайте посмотрим, почему и вам имеет смысл делать так же.
Всем привет. Мы продолжаем изучать гит и сегодня мы будем разбираться в ветками в гите. Зачем вообще нужны ветки в гите? Для того, чтобы разделять код. Например одна ветка у нас может быть основная для разработки. Если мы делаем новый функционал, то мы создаем новую ветку под него, а после окончания работы сливаем то, что мы сделали в основную ветку.
Это дает нам возможность легко откатывать код, если вдруг мы передумаем его сливать в основную ветку, либо делать несколько различных изменений в разных ветках.
Давайте попробуем. По умолчанию в гите создается ветка мастер. На ней мы с вами все это время работали.
то мы увидим список всех веток, которые у нас есть. В нашем случае это только мастер. Обратите внимание на звездочку перед названием мастер. Эта звездочка показывает на какой ветке мы сейчас.
Давайте создадим новую ветку
Если мы еще раз напишем git branch, то увидим у нас 2 ветки, но мы все еще находимся на ветке мастер. Чтобы перейти на ветку, которую мы только что создали нужно написать
Теперь написав git branch мы видим что мы на ветке implement-new-logic.
Давайте добавим функцию getPerson в файл 2.js. Просто создадим функцию getPerson, которая будет склеивать имя и фамилию.
сохраним и запушим наши изменения.
Теперь если мы зайдем в наш репозиторий в браузере, то мы увидим что у нас там 2 ветки: implement-new-logic и master. Если мы перейдем на ветку implement-new-logic, то мы увидим, что на ней 5 коммитов, а в файле 2.js есть наша функция, которую мы добавили.
Если же мы перейдем обратно на мастер, для этого мы можем написать
то наши изменения, которые мы сделали так и останутся на той ветке. И пока мы их не вольем в ветку master, она не изменится.
В гите термин вливания ветки в другую ветку называется merge. Для того, что смерджить нашу ветку implement-new-logic в мастер, нам нужно сначала перейти на мастер и потом написать какую ветку мы хотим влить.
Как мы видим, у нас написало, что ветка обновилась и добавился файл 2.js. Теперь у нас ветки стали идентичные и добавленный нами функционал находится в мастер ветке. Если мы напишем
то увидим наш коммит, который мы добавляли на другой ветке. Так как мы ветку уже смерджили и она нам не нужна больше, давайте ее удалим.
Теперь написав git branch мы опять видим только мастер. Давайте запушим эти изменения.
Теперь мы запушили наши изменения. И если мы заходим и видим master ветку, то мы видим, что у нас 5 коммитов и последним идет тот, который мы добавили. Единственное отличие в том, что мы удалили ветку локально, но не удалили ее на сервере. Вы можете зайти в список веток, all branches и нажать delete this branch. И это удаляет ветку не локально уже, а на сервере.
Git branch
В этом документе подробно описывается команда git branch и рассматривается общая модель ветвления в Git. Возможность ветвления доступна в большинстве современных систем контроля версий. Однако эта операция в ряде систем может быть довольно затратной как по времени, так и по объему дискового пространства. В Git ветки — это элемент повседневного процесса разработки. По сути ветки в Git представляют собой указатель на снимок изменений. Если нужно добавить новую возможность или исправить ошибку (незначительную или серьезную), вы создаете новую ветку, в которой будут размещаться эти изменения. Объединить нестабильный код с основной базой кода становится сложнее, к тому же перед слиянием с основной веткой можно очистить историю работы над возможностью.
Git предлагает облегченную реализацию веток по сравнению с другими системами контроля версий. Вместо того чтобы копировать файлы из каталога в каталог, Git хранит ветку в виде ссылки на коммит. Получается, что ветка представляет собой вершину серии коммитов, а не контейнер для коммитов. История ветки распространяется через иерархические отношения с другими коммитами.
Во время чтения помните, что ветки в Git не похожи на ветки в SVN. Ветки в SVN используются только для фиксации периодических крупномасштабных наработок, а ветки в Git являются неотъемлемой частью повседневного рабочего процесса. Далее приводится более подробное описание внутренней архитектуры ветвления в Git.
Порядок действий
Ветка представляет собой отдельное направление разработки. Ветки выступают в качестве абстрактного представления для процесса редактирования/индексации/коммита. Можно рассматривать их как способ запросить новый рабочий каталог, раздел проиндексированных файлов и историю проекта. Новые коммиты записываются в историю текущей ветки, что приводит к образованию развилки в истории проекта.
Распространенные опции
Удаление указанной ветки. Это «безопасная» операция, поскольку Git не позволит удалить ветку, если в ней есть неслитые изменения.
Принудительное удаление указанной ветки, даже если в ней есть неслитые изменения. Эта команда используется, если вы хотите навсегда удалить все коммиты, связанные с определенным направлением разработки.
Вывод списка всех удаленных веток.
Создание веток
Важно понимать, что ветки — это просто указатели на коммиты. Когда вы создаете ветку, Git просто создает новый указатель. Репозиторий при этом никак не изменяется. Допустим, вы начинаете работать с репозиторием, который выглядит так:
Затем вы создаете новую ветку с помощью следующей команды.
История репозитория остается неизменной. Все, что вы получаете, — это новый указатель на текущий коммит:
Создание удаленных веток
До сих пор все эти примеры демонстрировали работу с локальными ветками. Команда git branch работает и с удаленными ветками. Для выполнения операций на удаленных ветках сначала необходимо настроить удаленный репозиторий и добавить его в конфигурацию локального репозитория.
Удаление веток
После того как вы завершите работу в ветке и сольете ее с основной базой кода, эту ветку можно будет удалить без потери истории:
Однако, если ветка не была слита, указанная выше команда выдаст сообщение об ошибке:
Эта команда удаляет ветку независимо от ее состояния и не выдает никаких предупреждений, поэтому используйте ее с осторожностью.
Предыдущие команды удаляют локальную копию ветки, но ветка может сохраниться в удаленных репозиториях. Для удаления ветки из удаленного репозитория выполните следующую команду.
Резюме
По сравнению с другими системами контроля версий, операции с ветками в Git являются экономичными и используются часто. Такая гибкость позволяет эффективно настроить рабочий процесс в Git. Дополнительную информацию о рабочих процессах в Git см. на наших страницах, где подробно обсуждаются: рабочий процесс с функциональными ветками, рабочий процесс Git-flow и рабочий процесс с форками.
Готовы попробовать ветвление?
Ознакомьтесь с этим интерактивным обучающим руководством.