Для чего нужны виниловые пластинки

Как виниловые пластинки стали стандартом звукозаписи и почему их производство в опасности

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинки

Грампластинки изобрели аж в позапрошлом веке, а они все еще с нами, хоть и несколько изменились по пути. Люди их до сих пор покупают и слушают, а вокруг существует целая индустрия — и скоро она может столкнуться с серьезными проблемами. Рассказываем, как пластинки почти на сто лет стали стандартом для музыкальной индустрии, почему их все еще покупают и что им грозит.

История звукозаписывающей индустрии началась с пластинок.

Если не считать ранних экспериментов с восковыми валиками и чем-то, лишь отдаленно напоминающим современные пластинки еще в XIX веке, то стартовой точкой для «винила» можно считать 26 февраля 1917 года. Тогда в Нью-Йорке, в здании компании Victor Talking Machine, была записана первая коммерческая грампластинка. А 7 марта того же 1917-го она была официально выпущена. Записывался квинтет из Нового-Орлеана — Original Dixieland Jazz Band. Да, на первой в истории коммерческой грампластинке звучал джаз, да еще и от белых музыкантов.

Стоит уточнить, что ранее музыка на пластинках уже выпускалась, но в основном это были отрывки классических произведений. Именно запись ODJB — ставшая крайне популярной — дала старт звукозаписывающей индустрии, а заодно и серьезно популяризировала джаз. Удивительно, но до этого никто не стремился записываться и продавать свою музыку, хотя возможности были еще с начала века.

Впрочем, джазом раннюю музыку ODJB назвать можно лишь условно. Музыканты квинтета были кельтских и итальянских кровей, а начинали с игры в марширующем оркестре. О джазе они узнали во время гастролей в Чикаго. Тогда же они поняли, что интерес к этой новой южной музыке растет. Вернувшись в Новой-Орлеан музыканты создали «джазовый» ансамбль — это было в 1916 году, а просуществовал он до 1925-го. Музыкальных навыков квинтета хватило, чтобы достаточно близко скопировать звук «черных» ансамблей. Да и признание в конечном итоге они тоже заработали — композицию Dixie Jass One-Step с их дебютной пластинки впоследствии часто играли и чернокожие музыканты.

Еще раньше — в 1916 году — на пластинку записался настоящий джазовый квинтет Versatile Four. Однако их запись была выпущена значительно позже, поэтому первопроходцами считаются все же Original Dixieland Jazz Band.

Грампластинки быстро стали стандартом индустрии — несмотря на все недостатки.

Поначалу на пластинки помещалась всего по одной-две песни на сторону. Из-за этого подборки сочинений музыкантов продавали в бумажных или кожаных альбомах, в которые вкладывалось сразу несколько пластинок. Отсюда и пошел термин «музыкальный альбом». Помимо этого качество звука было не лучшим, шеллак, из которого тогда делали пластинки, легко приходил в негодность, а запись велась только в моно — и это лишь самые явные проблемы. Но пластинки было просто штамповать, а аппаратура для их воспроизведения стоила приемлемых денег. Это и обеспечило формату популярность. К тому же в конце двадцатых годов на смену аналоговой записи в рупор пришли электрические микрофоны, что в разы повысило качество записи на пластинках.

Но настоящий прорыв случился в 1948 году. Тогда компания Columbia Records представила первую пластинку формата Long Play: 12 дюймов в диаметре и со скорость в 33⅓ оборота в минуту. Не вдаваясь в технические детали — этот формат еще сильно повысил качество звука и расширил динамический диапазон записей. Но что важнее — теперь на пластинку помещалось куда больше, до 30 минут записи на каждую сторону. На один носитель можно было уместить целый музыкальный альбом, невиданная свобода для того времени! Производились такие пластинки из материала под названием полихлорвинил — потому и виниловые. Технологии записи и производства пластинок совершенствовались с каждым годом и дальше, но формат LP до сих пор остается стандартом.

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинкиИспользование винила позволило в несколько раз уменьшить ширину звуковой канавки, за счет этого вместимость пластинок и увеличилась.

Разумеется, со временем появились более современные, простые и дешевые звуконосители: бобины, компактные кассеты, CD-диски. На их фоне продажи виниловых пластинок значительно снизились — примерно с 90-х годов положение винила становилось все хуже. Пластинки хоть как-то выживали благодаря аудиофилам и недостаткам новых форматов. Пластинки — штука довольно хрупкая и не слишком долговечная. Однако качество звука они способны обеспечить все-таки превосходное. А еще винил не подвержен влиянию электрических и магнитных полей.

Про цифровую эпоху, стартовавшую еще в начале нулевых и говорить нечего. Да, mp3-файлы, скачанные из интернета с качеством записи на виниле и рядом не стоят, зато как удобно! И долговечность непревзойденная: с файлом-то ничего не случится, а копировать его можно хоть миллион раз, нажав всего пару кнопок. А потом пришел стриминг, даже скачивать и копировать больше ничего не нужно. Кому какое дело до качества, когда музыка употребляется в основном на бегу. Тут бы старомодному винилу окончательно помереть, но он внезапно поднял голову.

Так почему же винил все еще покупают?

Начиная с середины нулевых продажи виниловых пластинок стремительно растут. В 2005-м было продано около 900 тысяч пластинок, а в 2018 уже почти 17 миллионов — и темпы роста не снижаются. Сейчас все идет к тому, что в ближайшие пару лет продажи винила могут обогнать CD-диски, последний раз такое было в 1986 году.

Если разбираться в причинах подробнее, то выйдет отдельное огромное эссе. Определенную долю продаж все еще делают аудиофилы, убежденные, что самый качественный звук возможен только на виниле. Хотя цифровые lossless-форматы, конечно, обеспечивают более качественный звук, если смотреть на него с математической точки зрения. А если «с живой» — то у винила свои особенности и его «ламповость» никто под сомнение не ставит.

Но это капля в море. Хардкорные фанаты аналогового звука чаще охотятся за старыми пластинками. В этом есть смысл, ведь до наступления цифровой эры, музыку иначе записывали и сводили, оглядываясь на ограничения винила. Так, на пластинку нельзя было бы напрямую записать большинство современных рэп-композиций из-за слишком глубокого баса и перепадов между высокими и низкими частотами. Игла с таким мастерингом будет просто «соскакивать» с бороздок на пластине, создавая эффект клипирования и портя сам носитель. Сегодня песни мастерят иначе, музыка стала более громкой и «непредсказуемой».

При этом статистика показывает, что значительная доля продаж винила приходится именно на современные релизы. А их редко мастерят отдельно под винил-релиз — обычно все ограничивается только компрессией, чтобы убрать неприемлемые для формата пики. Так что дело вовсе не в аудиофильстве и погоне за качеством. Просто в эру фастфуд-музыки к самым любимым альбомам хочется приобщиться сильнее, сделать что-то большее, нежели просто нажать кнопку «добавить» в Apple Music. Виниловая пластинка увековечивает любимый релиз, она солидно выглядит, упакована в приятную полиграфию и требует сосредоточения, чтобы ее послушать.

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинкиНа виниле все чаще выпускают игровые и киношные саундтреки и как коллекционный предмет продаются они отлично. Частенько их покупают люди, которым этот винил даже не на чем крутить. Просто потому что солидно и красиво, на полку поставить очень приятно.

На сегодня производство винила находится под угрозой.

Причины самые приземленные. 6 февраля на заводе Apollo Masters в калифорнийском городе Баннинг вспыхнул пожар. Именно на этом заводе производят чистые лаковые пластинки, которые используются как мастер-диск. С них потом делается штамп для пресса. Во всем мире такие «болванки», кроме Apollo, делает лишь одна компания — MDC в Японии. Однако ее производственных мощностей для полного удовлетворения спроса точно не хватит — Apollo производили три четверти всех лаковых дисков. Даже если компания оправится от катастрофы, в чем не уверено даже руководство завода, последствия все равно могут быть ощутимыми. От производства болванок зависят и студии звукозаписи, и производители штампов, которые сейчас могут свернуть производство.

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинки

Впрочем, все может и обойтись. Во-первых, кое-какие запасы пластинок Apollo остались, на первое время хватит. Во-вторых, сегодня существует технология DMM — direct metal mastering, при ее использовании лаковые болванки вообще не нужны. Она не слишком распространена, но сам факт ее существования говорит о том, что совсем винил не умрет. В-третьих, некоторые мейджор-лейблы уже дали комментарии, заявив, что многие важные релизы ближайших месяцев отмастерены и штампы для них готовы, так что время на решение проблем с болванками есть. В-четвертых, если Apollo решит не восстанавливать завод, компания хотя бы может продать секретную формулу своего лака кому-то еще, вся ценность именно в ней.

Самый красноречивый комментарий дал Кэш Картер, операционный директор компании Kindercore Vinyl Pressing в Джорджии:

Мы беспокоились об этом, у нас были внутренние встречи по этому поводу. Мы спрашивали друг друга: а что, если MDC или Apollo уйдут? Нам же тогда конец. Мы боялись, но не думали, что это действительно произойдет. Мы годами говорили, что ситуацию нужно исправить. Теперь нам действительно нужно ее исправлять.

Некоторые эксперты говорят, что этот случай поможет быстрее продвигать новые идеи в производстве пластинок. Так сейчас в разработке находится технология High Definition Vinyl. Суть ее в том, что аудио конвертируется в топографическую 3D-карту дорожки для винила, которая наносится лазером сразу на штамп. Для производства таких штампов не нужен лак, а еще производитель обещает что звуковые характеристики таких пластинок будут выше, чем у традиционных, да и музыки на них влезет больше.

Кроме того, существует несколько стартапов по производству лаковых болванок и на фоне проблем Apollo они могут получить поддержку и выпустить свою продукцию уже к лету. Да и MDC обещают усилить производство насколько возможно. Ну а фанатам винила остается только наблюдать за ситуацией и закупаться пластинками впрок.

Источник

100 вопросов о виниле. Часть 1: зачем нужен винил и с чего начинать

Сохранить и прочитать потом —

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинкиВинил — один из самых непростых носителей. Посудите сами: пластинки бывают разного качества и степени «убитости» и требуют ухода, а проигрыватель совмещает в себе механическую и электронную часть, и тоже требует присмотра и настройки. Поэтому я решил сделать большой цикл статей, в котором отвечу на 100 вопросов о виниле.

— Я бы хотел начать наш разговор не с техники, а с философии. В чем смысл существования винила в современной реальности, действительно ли он дает что-то большее в сравнении с цифрой?

— Однозначно на этот вопрос ответить сложно, каждый сам для себя выбирает те параметры, по которым винил ему интересен или не интересен.

Сам носитель несовершенен — это факт, и разобраться со всеми вопросами, от выбора пресса, пластинки, ее состояния, до постройки своего, подходящего под задачи винилового тракта объективно сложно (слишком уж много неизвестных и переменных).

Для начала расскажу о своих приоритетах. В первую очередь это возможность приблизиться к первоисточнику насколько это возможно. За счет чего? За счет того, что многие записи из прошлого выпущены изначально на виниле. Конечно, кто-то скажет, что мастер-лента ближе, и ее копия, например, в DSD — это очень здорово. Конечно. Но сколько мастер-лент и их копий нам доступно? Очень мало. На фоне общего массива музыки 20 века эта величина практически ничтожна.

Намного больше записей, которые или в цифре не выходили вовсе, или были изданы так, что качество звучания CD-версии не выдерживает никакой критики. И это далеко не обязательно редкие альбомы, вовсе нет — примеры можно найти во всех жанрах. И переизданий никогда не будет, потому что в этом нет необходимости, это же не The Beatles или Pink Floyd в очередной раз переиздавать.

Коллекционер винила Энди Карти, известный как мистер Шруфф

Следующий момент — возможное качество звучания винила как носителя. Если построить приличный тракт, выбрать качественную пластинку, то можно получить объективно очень хороший звук. Впрочем, я не люблю споры о форматах как таковых: в моей системе прекрасно уживается и винил, и CD, и файлы с хайрезом. Но винил, даже при всем имеющемся несовершенстве, может звучать очень качественно. По моим наблюдениям большую детальность способна дать или пленка на 38-й скорости, или цифра высокого разрешения. Но тут мы возвращаемся к тому, что огромному количеству записей прошлых лет в хайрезной цифре просто неоткуда взяться. В виде сохранных мастер-лент тоже, многое безвозвратно утеряно.

Также некоторым нравится тактильно-визуальный процесс собирания и воспроизведения пластинок. Почему бы и нет? Интересное хобби! Кто-то выискивает редкие и ценные пластинки по своим направлениям и критериям — своего рода коллекционирование. Ничего дурного в этом не вижу. Что такое азарт поиска и те же аукционы, я и сам прекрасно знаю. И хотя не могу причислить себя к азартным людям, понимаю, найти интересную пластинку или купить что-то в несколько раз дешевле средней рыночной цены — очень даже приятно. Дальше можно найти еще множество причин интереса, но это уж личное дело каждого.

— Технику не покупают ради самой техники. Нередки случаи, когда человек сначала покупал себе пластинку, например, на концерте любимого музыканта, а потом уже решал приобрести и проигрыватель. Отсюда второй вопрос: исходя из твоего опыта и опыта твоих друзей, возможно ли вообще собрать фонотеку на пластинках, и какие трудности при этом возникают?

— Собрать фонотеку вполне реально, будь то новодельный винил, или оригиналы прошлых лет, вопрос в первую очередь в понимании процесса. Даже не в деньгах, а именно в понимании. Обычно первое, что делает человек, пришедший к винилу, — накупает всякого хлама. Причем происходит это совершенно бессистемно. А это на 90% деньги, выброшенные на ветер.

Второе, что меня очень удручает — вечное нытье о трудностях покупки чего-либо в других странах. Хотите покупать в Москве? Готовьтесь или переплачивать (я встречал случаи, когда переплата требовалась и в 20-30 раз), или покупать мусор. Да, интересные предложения бывают и тут, но редко. Даже если речь идет о самых ординарных пластинках, то и они часто расходятся по своим. Я, например, не размещаю объявлений, когда прореживаю фонотеку. Просто рассылаю списки по почте некоторому количеству знакомых. Соответственно, я знаком с коллекционерами, у которых можно приобрести что-то дельное за адекватную цену. Но это все чаще непубличные процессы. Встретить на массовых площадках объявления о продаже хороших пластинок в достойном состоянии и по адекватной цене — большое везение. Найти хорошего продавца, у которого можно покупать регулярно, а не разово — тем более. Впрочем, такие продавцы есть, только одни из них продают немного и больше по своим, другие же предпочитают сдать весь ценный «улов» магазинам, а там будет совсем другая цена.

Бразилец Зеро Фреитас — владелец самой большой в мире частной коллекции, насчитывающей более пяти миллионов записей

То, что продают магазины — чаще всего или очень дорого, или хлам. Увы, так сложился наш рынок: много десятилетий пластинки издавались и ходили по миру, а у нас был железный занавес и мизерные поступления винила, которые к тому же запиливались паршивыми советскими проигрывателями. Эту специфику нужно учитывать. Вот что точно у нас стоит приобретать — издания классической музыки на «Мелодии». Пожалуй, это единственный пример, когда в нашей стране можно купить пластинку за 100 рублей, в то время как в мире за нее готовы отдать подчас в десятки раз больше.

Чтобы дальше погрузиться в процесс поиска, нужно изучить, каким был первопресс и последующие переиздания, благо информацию можно найти в сети.

Если же говорить о покупках — здесь перед вами открыт весь мир: поисковые, платежные системы, переводчики для тех, кто не дружен с другими языками, помогут решить массу проблем. Даже российская почта сейчас работает гораздо лучше.

С новоделом и магазинами все проще: есть масса сайтов, на которых можно заказывать современные пластинки. Выбор действительно огромный, пакуют хорошо, отправляют быстро. Только в отношении новодельных пластинок надо понимать, что не все они одинаково полезны. Когда на виниле издается калька с цифры, я бы предпочел купить файлы для скачивания. Однако не стоит верить на все сто громким жалобам аудиофилов, все не так плохо: и сегодня выпускаются очень качественные, полностью аналоговые издания.

Мой интерес охватывает далеко не все жанры, но если раньше из новодела я заказывал пяток пластинок в месяц, то сейчас столько всего интересного, что купить и десятую часть нет никакой возможности. Случается и такое, что в 21-м веке музыканты выпускают альбомы исключительно на виниле. Да и коллекционную составляющую никто не отменял, но вот чего бы я точно делать не стал — так это гнаться за буклетами с красивыми коробками, а тем более дисками с картинками. А купить пластинку, пойти с ней на концерт, подписать у музыкантов — дело хорошее!

Практический совет. Где посмотреть и поискать пластинки и информацию о них:

discogs.com — очень большая база, каталогизатор и торговая площадка;

В поиске статистической и прочей информации подчас бывает очень полезным сайт popsike.com;

ebay.com — в комментариях не нуждается, как и Amazon. Стоит помнить, что в разных странах ebay разный, и продается там не только новодел, но и старые издания, выставляемые самыми разными продавцами;

Для тех, кто интересуется японскими изданиями есть смысл изучить работу посреднических компаний, например injapan.ru — без подобных сервисов сложно получить доступ к тому, что продается только на внутреннем рынке и за пределы страны не высылается;

В России актуальны площадки объявлений на hi-fi.ru и на Avito, но кроме них можно найти массу сайтов и сообществ;

А вообще, магазинов и тематических сайтов настолько много, что перечислить даже малую их часть не представляется возможным. Дальше это уже вопрос личного поиска, и так же не стоит забывать, что нередко начинать стоит с сайта лейбла, выпустившего издание, если речь идет об изданиях новых или относительно недавних.

— Какие типы пластинок бывают, чем они различаются и влияет ли их тип на то, как она играет?

— Пластинки делятся по многим признакам. Когда-то все начиналось с 78-оборотного шеллака. Сейчас подобными пластинками или просто балуются, или же занимаются серьезные коллекционеры и ценители старой музыки. Такие пластинки с редкими записями и в хорошем состоянии могут стоить очень дорого — несколько тысяч долларов за пару редких блюзов. Но звук несовершенен, состояние подчас плохое, плюс эти пластинки требуют особого обращения, начиная с ухода и чистки и заканчивая воспроизведением. И дело не только в том, что на большинстве проигрывателей нет 78-й скорости, а в том, что и головки-тонармы, и прочая техника там требуются особые. И это, увы, не единственная проблема.

Цветной винил выпускали даже на «Мелодии»

Дальше можно поделить пластинки на моно и стерео. Здесь нужно учитывать модуляцию канавки (горизонтальная она или вертикальная), что очень важно при выборе головки для воспроизведения. Однако этот критерий относится скорее к прошлому, зачастую ни о чем не говорит обывателю, но имеет значение для коллекционеров старых записей, а также тех, кто эти записи оцифровывает и реставрирует.

О размерах пластинки. 12-дюймов — это стандарт на сегодня. 10 дюймов — чаще старые моно-пластинки. 7 дюймов — сингл с одной композицией на стороне. А 16-дюймовый шеллак у нас так и вовсе мало кто видел вживую.

Скорости воспроизведения — сейчас это 33,3 и 45 оборотов. Если есть выбор, то 45 лучше, даже если издание стоит дороже. Но чаще выбора нет. Про 78 оборотов я уже сказал, а пластинки со скоростью 16 оборотов — большая редкость, и выпускали на них обычно не музыку, а обучающие курсы или другой разговорный контент.

Толщина пластинок — тоже относительная величина. Стандартные 140 грамм ничем не плохи. Если 180 — пусть будет. И даже 220. Только по новоделам среди «тяжелых» пластинок лично мне коробленные попадались чаще, чем среди пластинок обычных.

Цвет винила предпочтительней черный. Впрочем, и на цветном или прозрачном виниле встречаются отличные издания. Пластинки же с картинками (Picture Disk) обычно звучат плохо. Но их чаще не слушают, а коллекционируют.

— Все знают выражение «заезженная пластинка» — это все же аналоговый носитель. Насколько просто ее испортить? Может ли ее испортить плохой проигрыватель, и насколько проигрываний она рассчитана? И вообще, расскажи о сроках хранения в обычных условиях.

— Испортить пластинку довольно легко: уронить, поцарапать, запилить изношенной или неправильно настроенной иглой. А совсем старые или шеллачные пластинки можно даже разбить.

Но при всем этом носитель не так уж и уязвим, как кажется. Возраст на него не особо влияет — я несколько раз слушал 100-летний шеллак у коллекционеров. У меня есть подборка винила 1956-61 годов, который попал в продажу из архивов маленькой американской радиостанции. Пластинки были вообще неигранными. Конверты внутри истлели, пластинки пришлось помыть, но звук у них отличный и сам по себе, и в сравнении с цифровыми переизданиями этих альбомов.

Даже при самом аккуратном обращении на подобных проигрывателях, особенно оснащенных пъезо-головками, пластинка проживет намного меньше, чем при использовании проигрывателей классом выше

Так что долговечность здесь только вопрос аккуратности, правильного обращения и хорошо настроенного качественного проигрывателя. Подробно о настройках будет отдельный материал.

— Пластинки и правда нужно мыть? Даже вот если я обычный не аудиофильский пользователь, хватит мне их надолго, или готовить моющие средства? Если вкратце, то какой вариант будет хорош для новичков.

Электровакуумные мойки для винила — наиболее распространенные аппараты в своем классе. Владея несколькими десятками пластинок без подобных изысков можно и обойтись, но для владельцев больших фонотек это необходимый прибор

Теме ухода за пластинками уже было посвящено несколько материалов на Stereo.ru, поэтому чтобы не повторяться, я приведу здесь ссылки на материалы, с которыми полезно ознакомиться:

Немного хитростей при обращении с проблемными пластинками;

Тест моющих жидкостей, который опять же, можно рассматривать не только применительно к конкретике, но и в более широком смысле.

— Раритеты и старые пластинки, имеет ли смысл гоняться за ними, или это чисто коллекционные вещи. Т.е. если я куплю оригинальный диск 50-х годов, будет ли он лучше его репринта 90-хх или вообще 2000-хх, если я его просто хочу послушать, а не перепродать в будущем.

— Бывает по-разному. Вплоть до случаев, когда первый пресс — вообще бракованный. И звук здесь вторичен, важна коллекционная составляющая. Или тираж был крошечным, а пластинка считается интересной. Или пластинок было много, но это культовый диск. Вариантов очень много, лучше изучать историю предметно.

Что касается изданий и переизданий, обычно «водораздел» лежит между делением «до цифры» и «после цифры». Переиздания аналоговых времен играют очень прилично, а иногда даже лучше первопрессов. Например, если первый тираж выходил в моно, хотя записывался альбом изначально в стерео, то звук стерео переиздания вероятно будет лучше. Это частный случай, но вообще, если выбирать между ранним стерео и моно, я лично предпочту моно-издание. Или более позднее переиздание. Чего стоит избегать, так это всевозможных квадро-версий, они обычно звучат посредственно, мне ни один приличный вариант не попадался.

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинки
Относительно недавнее переиздание альбома Pink Floyd «The Division Bell» — издание интересно не только коллекционными бонусами и неплохим звуком, но и не вошедшими в первое издание треками

Могу и из личного опыта привести примеры. Например, я хотел купить первопресс альбома Sonny Rollins «Saxophone Colossus». В идеальном состоянии цена получается внушительной. Я купил более позднее переиздание в состоянии нового. Сравнивали звук с первопрессом — разница в нюансах, ее вообще можно счесть несущественной. А разница в цене получилась раз в пятнадцать.

То же самое с альбомами Pink Floyd — слушаю я их редко (и так наизусть знаю), но для тестов использую. В коллекции первые японские прессы, когда-то обошедшиеся мне в 20-30 долларов. А первые английские оцениваются совсем другими цифрами. Разница в звуке есть, но не стоит, на мой взгляд, за нее платить. Хотя тут каждый решает сам — я скорее предпочту купить полсотни новых пластинок, а не выслушивать дотошно, как же на записи кружится вертолет. К музыке все это имеет весьма опосредованное отношение.

С современными («после цифры») переизданиями все сложнее. Как и что конкретно готовили, следует изучать отдельно. Что-то качественно перенесли с оригинальных лент и оно звучит лучше первопресса, а возьмешь другой релиз — там звука вообще может не быть. Изучать приходится конкретно каждое издание, единого рецепта, увы, нет.

В первую очередь советую настороженно относиться к массовым переизданиям, которые можно чуть ли не на полках «Ашана» встретить. Чаще всего такие пластинки по качеству звука годятся разве что для украшения стен. Но и малотиражка бывает иногда провальной. Так что одного-единственного правильного ответа на вопрос нет и быть не может.

— Если покупать пластинки «на вторичке», как понять, насколько изношен диск? Какие обозначения (классификация) есть, насколько стоит верить продавцу и как проверить его?

— Безоговорочно верить никому нельзя, мы же скорее о бизнесе говорим. Следует доверять проверенным продавцам, и то с оговоркой. И не только по рейтингу, я сталкивался с тем, что продавцы с крутым рейтингом присылали откровенный хлам. Особенно в этом засветились почему-то торговцы из Англии. В кулуарах слышал, что у некоторых вполне нормальным считается выставить на торги пластинку и если ее выиграл американец или европеец — выслать все, как положено. А если «русский Ваня» — то ему можно послать пластинку и в мусорном состоянии. Покупатель, мол, далеко, язык знает плохо, рад будет и этому. И мне потом такие «продавцы» возвращали деньги.

Впрочем, рынок глобализуется и профессиональные продавцы такие вещи себе не позволяют. И не следует бояться. Случаи надувательства скорее единичные, и они никак не перекрывают выгоды от дистанционных покупок. Сейчас более рискованными могут быть покупки пластинок у продавцов, которые распродают «коробки с дедушкиного чердака». Продавца тоже можно понять, если он пластинки разве что в руках держал, и проигрывателя у него нет, то и дать объективную оценку или описание издания он не может. Но при наличии риска можно иногда приобрести очень редкие вещи, и в том числе дорогие, за символическую цену. Иногда у продаваемой пластинки толком нет описания, одно название, да и то с ошибками, и только по фото можно угадать что это за издание.

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинки
Внешний вид пластинки может лишь отчасти указывать на ее хорошее состояние. Даже если не рассматривать случаи заводского брака, запилить пластинку не сделав видимых повреждений, например при неисправном проигрывателе, совсем не сложно

В сообществе профессиональных продавцов и коллекционеров больше распространена официальная классификация по Record Collector. При описании сначала дается состояние конверта, а потом диска.

SEALED. Запечатанный диск в заводском полиэтилене. В какой-то мере это лотерея, потому как диск может и приедет запечатанным, но за возможный брак пресса или покоробленную пластинку продавец ответственности никакой не несет.

MINT (MINT — 100%). Новая пластинка в идеальном состоянии, без поверхностных царапин и каких бы то ни было дефектов и искажений звука. Конверт и сопутствующие вложения (при наличии) также находятся в идеальном состоянии без дефектов.

NEAR MINT (NM 90%–100%). Практически идеальное состояние. Пластинка может иметь следы хранения, не искажающие звучание, возможны редкие поверхностные царапины, не влияющие на звук. Шумы в паузах практически отсутствуют. Конверт новый, может иметь незаметные потертости и помятости от хранения.

EXCELENT (EX 70%–90%). Пластинка в отличном состоянии, имеет следы проигрывания и легкие поверхностные царапины, не искажающие звук. В паузах может быть слышен незначительный песок. На конверте, как правило, есть трещинки, легкие потертости и помятости от длительного хранения.

VERY GOOD (VG 50-70%). Пластинка в хорошем состоянии, имеет следы многократного использования, без искажения звучания. Допускается наличие видимых царапин. Возможны редкие щелчки без заедания. На конверте допускаются потертости, незначительные надрывы, трещины без серьезных изъянов.

GOOD (GD 30%–50%). Пластинка в рабочем состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

FAIR (FR 20%–30%). Пластинка в плохом состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

POOR (10%–20%). Пластинка сильно изношена и не может воспроизводить запись из-за многочисленных царапин. Конверт сильно испорчен или отсутствует.

BAD (0%–10%). Пластинка не проигрывается, может иметь сколы. Данная позиция представляет интерес только для коллекционеров

Но эта классификация подразумевает, что продавец выставляет состояние пластинки по результатам ее полного прослушивания. Так делают далеко не все, многие используют обозначения, но выставляют их только по внешнему виду. И почти всегда пластинки не помыты. На практике же это означает, что вы можете получить и отслушанную, но немытую пластинку VG, которая после чистки окажется NM, так и то, что пластинка окажется хуже ожидаемого.

Но даже если учесть, что продавец ставит рейтинг по прослушиванию и моет пластинки, не факт, что у вас совпадет оценка — многое может еще зависеть и от технологии чистки и от используемого картриджа. Разные головки по-разному критичны к состоянию и различным типам дефекта пластинок.

А чтобы картина не была такой мрачной я могу привести собственную статистику. Плохими из моих приобретений оказываются только 2-3 процента пластинок, и то, половину из них можно отнести случаи, когда мне очень хочется добыть определенную пластинку, и я готов рискнуть, купить что-то наобум. Или речь идет об очень редких записях, которые появляются в продаже раз в несколько лет и ценны в любом состоянии, кроме непригодного для прослушивания.

— Существует ли какая-то зависимость между выбором проигрывателя и типом пластинок, которые я планирую покупать. Понятно, что есть скорость (например, 78 оборотов), отличается ли вертушка, которая играет шеллаковые диски или наоборот, подойдет ли старый проигрыватель новым пластинкам?

— Если не брать шеллак и 78 оборотов, думаю, что особой зависимости нет. Можно слушать современный эмбиент на кастомной сборке с роликовым Commonwealth в качестве привода. Можно слушать джаз или классику 57 года издания на современнейшем проигрывателе за несколько сотен тысяч долларов.

Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть фото Для чего нужны виниловые пластинки. Смотреть картинку Для чего нужны виниловые пластинки. Картинка про Для чего нужны виниловые пластинки. Фото Для чего нужны виниловые пластинки
Проигрыватель Acoustical-systems Apolyt весит немногим меньше 400 кг, примерная цена — около четверти миллиона Евро. О том, существует ли аппарат более, чем в единственном экземпляре мне ничего не известно. Впрочем, и ценность столь весомых и сложных решений для достижения качества звучания несомненно подлежит изучению

И если типы привода — это скорее философия, то подбор головок и тонарма под определенные записи — это практика. И здесь есть две составляющие. Первая — техническое согласование. Выбор профиля иглы, исходя из возраста и состояния пластинок. Выбор тонарма согласно таким параметрам головки, как податливость, или наоборот, подбор головок под эффективную массу тонарма. Выбор тонарма, наиболее сочетающегося с типом и конкретной реализацией привода. Но это только формальная логика — есть еще и сродство по звуку. Все с ним, так или иначе, бьются, но это наша странная реальность — далеко не всегда формально по параметрам. Компоненты согласуются еще и по звуку. Впрочем, с теми же акустикой и усилителями история ровным счетом такая же.

— И собственно, перейдем к проигрывателям. Вот смотри, я совсем новичок, бюджет у меня средний, то есть могу взять и недорогую, и довольно дорогую вертушку, если пойму что в этом есть смысл. Поэтому сначала мне нужно разобраться в том, какие виды их вообще существуют. Какая есть основная классификация проигрывателей винила?

— Средним бюджетом распоряжаться сложнее всего. При маленьком толком ничего не купить, все равно решение почти всегда будет компромиссное, при большом — можно позволить себе ошибиться. Как и с любой другой техникой, цена проигрывателя далеко не всегда говорит о его свойствах. А от определенного уровня цена — это вообще не формальные свойства, а скорее черты характера. Во всем, начиная от функционала и звука, и заканчивая дизайном.

Поэтому прежде чем потратиться, нужно определиться, за какие же составляющие стоит платить в каждом конкретном случае, а за какие нет.

Надо понимать, что соотношение конструкции, функционала и стоимости у разных производителей очень разные. Но есть и характер. Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. Все что угодно, только не нормальный скоростной звук. Если вам он и не нужен, а нужен звук ласковый, мягкий и убаюкивающий — все отлично. О вкусах не спорят. Но если звук нужен другой, как бы вы не переставляли тонармы и не меняли головки, характер динамики не изменится. Это я к тому, что свойства «стола» — конструкция, материалы, привод — некоторая константа для проигрывателя. Как хлеб для бутерброда — намазать и положить на него можно что угодно, но если хлеб белый, то он никогда не станет черным.

Попробовать классифицировать проигрыватели можно по многим критериям, но более всего распространена классификация по типу привода: пассик, прямой привод, ролик, ролик в сочетании с пассиком. Вариантов реализации множество, и если привод построен грамотно, то в слепом тесте вы скорее всего не отличите одно от другого. Да, каждый тип привода имеет свою характерную картину влияния на звук. Но это скорее стереотипы — при грамотной реализации разница будет в нюансах, и опознать конкретный привод будет очень сложно. Но учитывать тот же тип привода важно, подбирая все остальные компоненты, чтобы получить цельное звучание, а не разброд и шатание.

— Есть ли смысл гнаться за оригинальной конструкцией проигрывателя, или лучше предпочесть традиционный вариант?

— А какую конструкцию считать оригинальной? Есть масса проигрывателей, которые при внешне консервативной конструкции, внутри себя содержат необычные решения, подчас уникальные и дорогие. Или уникальные и дорогие, но скорее бесполезные — так тоже бывает. Тут и варианты развязки стола, и материалы стола и реализация привода и подшипника и материал диска. Тонармы с головками вовсе отдельная тема — масса проигрывателей продается в варианте конструктора, когда можно заказать стол, выбрать под него тонарм, подобрать головку. И это только механическая часть, мы не затрагивали вопрос коррекции, а фонокорректор — это необходимая составляющая тракта. Ориентироваться лучше на функционал, на конструкцию, на звук, подбирая все это под свои задачи и предпочтения. Как? Вопрос сложный, попробуем и с ним разобраться. Но это уже в следующей части.

Вопросы приветствуются, все отзывы будут систематизированы и в той или иной мере войдут в качестве вопросов или суждений (подлежащих обсуждению) в последующие части.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *