Для чего нужны вспомогательные процессы
Бизнес-процессы. Часть 2: Вспомогательные процессы
Проблемы есть в каждом бизнесе. Проблемы с квалификацией сотрудников и отношениями в коллективе, проблемы с управлением и ответственностью, проблемы с маркетингом и продажами, проблемы с порядком в подразделениях и сложность их взаимодействия. Руководители справляются с проблемами самыми разными способами. Но не все способы приводят к положительному результату. Можно годами перебирать разные способы, но так и не найти простой и действительно решающий проблему. К сожалению, руководители выбирают путь проб и ошибок. Жизнь экспериментатора бесспорно интересна, но опыт без теории – дорога по кругу: здесь уже были, а эту ошибку проходили неоднократно. Мы же предлагаем вам остановить свой бег по этому кругу.
Работу с клиентами и продажи большинство компаний, так или иначе, систематизирует. Приходится тратить время и ресурсы. Но вспомогательные процессы остаются за кадром.Вполне объяснимо, что внимание руководителя обращено на процессы зарабатывания, но его не хватает на процессы, обеспечивающие нормальную работу компании.
Рекомендую посмотреть видео «Функциональная модель бизнеса». В нем я провожу явную границу между вспомогательным процессом продаж и основным процессом выполнения заказа клиента.
Нам же нужно научиться видеть вспомогательные процессы. Их в компании много. Они касаются всех разделов деятельности компании. Попробую перечислить примерные зоны присутствия вспомогательных процессов. Список может получиться чрезмерно длинным:
Список может быть еще больше, но какие мысли он вызывает у вас? Попробую угадать. В мыслях у руководителя сразу же возникают отдельные подразделения и должности. Такие связки:
Все же просто! Есть отдел, есть специалист – пусть решает все задачи и проблемы, связанные с этой часть деятельности. Зачем вообще тратить время на какие-то вспомогательные бизнес-процессы? Действительно, зачем?!
Если у вас проблема с продажами, что будете делать? Здесь практически, без вариантов. Найдете руководителя отдела продаж или коммерческого директора. Он будет решать эту проблему.
У вас проблема найти РОПа (руководителя отдела продаж) или комдира, который способен решить проблему продаж? Приглашаете опытного директора по персоналу или рекрутера. Они же умеют находить квалифицированных руководителей и сотрудников. По крайней мере, в резюме у них именно это написано. Причем у каждого, кто претендует на вакансию по работе с персоналом.
У вас проблема с организацией производства, с закупками, с порядком на складе, с доставками, с исправностью оборудования и автотранспорта, с соблюдением техники безопасности и других норм? Осознав одну из проблем, вы принимаете на работу специалиста, который обязан уметь решать такую проблему. Плохо с маркетингом? Вводим должность маркетолог. Штрафы за несоблюдение по техники безопасности? Находим инженера по ТБ. У кладовщиков бардак и недостачи? Значит, им нужен начальник склада.
Это и есть бег по кругу. Берем специалиста с опытом решения наших проблем. Он создает активную «движуху». Он напрягает других людей в коллективе. Вызывает различные формы сопротивления у коллег. Если он ответственный человек, пытается все решить сам в одиночку. Обламывается. Ищет причины и оправдания. Если безответственный, сразу ищет оправдания. Принимаем трудное решение – расстаться! Делаем выводы. Теперь мы точно знаем, какой человек нам… не нужен! Со следующим мы уж точно не ошибемся. И заходим на следующий круг.
Пока еще приходится агитировать вас, руководители, повернуться лицом к бизнес-процессам. Кстати, ваши сотрудники значительно легче принимают идею работать по четкой технологии. При правильной подаче этой идеи, с подчиненными обычно нет проблемы. Сопротивление исполнителей бывает минимальным. В отличие от сопротивления руководителей, которым сперва приходится признать свои прошлые управленческие ошибки.
Вернемся непосредственно к процессам. Как же увидеть эти загадочные вспомогательные процессы, которые так и норовят превратиться в должности и подразделения? Мы уже говорили, процесс в каком-то виде есть всегда. Он происходит вне зависимости от нашего осознания. Чтобы не гадать и уверенно находить и улучшать процессы, обратимся к выдержкам из «Методики описания бизнес-процессов». Поиск процессов всегда начинается с«выделения бизнес-процесса».
Подходы для определения процесса по сути:
Например, для маркетинговой деятельности мы выделяем 3 типовых бизнес-процесса:
Для реализации функции продаж также существуют несколько бизнес-процессов. Самые распространенных из них:
При работе с персоналом также есть типовые вспомогательные процессы:
Границы процесса определяем по границам объекта управления. Пожалуй, это самое сложное при формализации бизнес-процессов. Архитектор процесса в силу своего опыта и подготовки может по-разному видеть границы одних и тех же процессов. При правильном определении границ процесса мы решаем проблемы, о которых говорили выше. Неверное определение границ может даже усугубить проблемы. Приведу пример, знакомый большинству читателей.
Разговор о вспомогательных процессах окажется неполным, если забыть про показатели. Для любого процесса можно выделить количественные и качественные показатели. Количество хорошо подлежит подсчету, а качество обычно носит оценочный характер. Руководителю необходимо уметь применять и те, и другие критерии деятельности своих подчиненных.
В завершение предлагаю вам самостоятельную практику:
Виды бизнес-процессов
Дать чёткое и исчерпывающее определение тому, что такое бизнес-процесс, не так просто. Бизнес-процессы – это всё то, что происходит в компании. При этом каждый такой процесс имеет отношение в равной степени к работникам компании и её клиентам, потому что конечная цель каждой компании – создавать ценности для клиента. От бизнес-процессов неотделимо и понятия продукта. Продуктом может быть не только продукция, но и, например, отчёт, заявка, любой документ.
Существуют разные виды бизнес-процессов, которые выделяются в зависимости от того, к какой области работы предприятия они относятся.
Основные, дополнительные и вспомогательные бизнес-процессы
Основным бизнес-процессом, как правило, является производство продукции/оказание услуг. Неразрывно связанным с ним и также основным бизнес-процессом является продажа товаров/услуг.
К основным процессам могут примыкать те, которые обеспечивают дополнительную ценность. Например, производство конфет – основной процесс, но без яркой упаковки их не получится продать дорого, поэтому все действия, направленные на производство коробок для конфет и их расфасовывание, также можно причислить к основным процессам.
Дополнительным бизнес-процессом может стать деятельность, связанная с основной и также приносящая доход, но менее важная. Для отеля такой деятельностью может стать обеспечение работы ресторана рядом с главным корпусом; для питомника, продающего саженцы деревьев – торговля новогодними ёлками.
Вспомогательные бизнес-процессы потому так и называются, что не нужны компании сами по себе, однако без них невозможна основная и дополнительная деятельность. Для подавляющего большинства компаний вспомогательные процессы – это закупка сырья и оборудования, ведение бухгалтерии, кадровая политика.
Для наглядности взаимосвязей между бизнес-процессами разных видов используется высокоуровневая карта бизнес-процессов или, другими словами, карта бизнес-способностей. Такая карта представляет процессы компании в виде деятельности, потребляющей ресурсы и выпускающей продукцию или услуги, и наглядно отображает, что организация должна уметь делать, чтобы систематически и предсказуемо достигать своих целей.
Заказать демо
Виды вспомогательных бизнес-процессов
Наиболее важными из вспомогательных являются следующие виды бизнес-процессов:
Бизнес-процессы развития необходимы, чтобы предприятие могло улучшать свои показатели. К примеру, обучение сотрудников, внедрение систем BPM, применение новых технологий помогают не отставать от конкурентов и повышать уровень дохода.
Новый термин от Forrester
Есть идея о том, что нужно «закрепить» в сообществе BPM практику взгляда на бизнес-процессы в большом масштабе. Вместо того, чтобы заниматься изолированными проектами, нам нужно проводить большие трансформирующие BPM-программы, лидирующую позицию в которых будет занимать клиент. Нам также необходимо глобализировать, стандартизировать и гуманизировать наш подход к процессам. На самом деле, я бы даже сказала, что нужно избавиться от «жаргона процессов» и говорить на бизнес-терминах. […] То, что мы в Forrester называем «большим процессом», нужно начать делать прямо сейчас. Большой процесс – это способ мышления в большем масштабе, чем сейчас делают многие профессионалы в области бизнес-процессов, особенно когда они думают об отдельных проектах.
Конни Мур (Connie Moore) – Всемирно признанный консультант по автоматизации процессов и управлению клиентским опытом. Возглавляет исследовательские и консультационные службы в области цифровой трансформации в Deep Analysis, концентрируясь на интеллектуальной автоматизации цифровых процессов, RPA, интеллектуальном анализе процессов, интеллектуальном захвате, управлении информацией и управлении коммуникациями с клиентами.
Зачем нужно знать виды бизнес-процессов
Но всё, о чём мы говорили выше – теория. Есть ли практическое применение у этих знаний?
Самым главным здесь является хорошее понимание, где у нас центр, а где периферия; что первично для бизнеса, а что вторично.
Отдел бухгалтерии, охраны, IT в любой момент можно упразднить и отдать на аутсорсинг сторонним специалистам. Зачастую для развития руководству фирмы важно это осознать, и не только на теоретическом уровне, но и на практическом.
То же самое касается BPMS. Часто их внедрение становится самоцелью и как бы превращается в основной процесс, который нужно поддерживать всеми силами. Это приводит к некоторой узости мышления, при которой не рассматриваются альтернативные варианты – более доступные по цене и более простые в использовании.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Для чего нужны вспомогательные процессы
Среди производственных процессов различают основные и вспомогательные процессы. Основным производственным процессом называется производственный процесс, в результате которого решается основная производственная задача для данного предприятия. Основной производственный процесс для трубопроводного транспорта — транспорт газа, нефти или нефтепродуктов, для перевалочной нефтебазы — перевалка нефтепродуктов, для распределительной нефтебазы — их реализация. [c.31]
Производство представляет сложный комплекс технологических операций непосредственного изготовления основной продукции или выполнения основных работ, составляющий содержание основного производственного процесса, и разнообразных вспомогательных процессов, обеспечивающих непрерывный и нормальный ход основного производства. Различные вспомогательные производства на социалистических предприятиях образуют вспомогательные цехи или службы ремонтные, энергетические, транспортные и другие, а также материально-технического снабжения и лабораторного обслуживания. [c.46]
Подготовка производства охватывает как основные, так и вспомогательные процессы, т. е. носит комплексный характер. [c.113]
Принцип параллельности предполагает одновременное выполнение разных комплексов работ, относящихся а) к разным стадиям (частям) процесса производства одного и того же вида продукции (одновременное протекание разных стадий), что означает непрерывное протекание процесса во всех его частях в непрерывном производстве или непрерывное его повторение при цикличных процессах б) к частным процессам изготовления разных видов продукции в) к основным и вспомогательным процессам г) к частичным процессам изготовления полуфабрикатов, входящих в готовый продукт в виде частей, компонентов. [c.27]
В текущем пятилетии и в дальнейшей перспективе еще более широкое развитие получат механизация и автоматизация основных и вспомогательных процессов переработки нефти. Механизация и автоматизация отдельных элементов производства и технологических процессов уступают место взаимосвязанной системе автоматического контроля и регулирования. Применение электронно-вычислительных машин позволяет не только сократить затраты труда на обслуживание технологических установок, но и вести процесс при оптимальном режиме с учетом конкретных условий производства. [c.53]
С переводом химических производств на непрерывные процессы выпуска продукции, повышением уровня специализации, комплексного использования сырья, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрением прогрессивных тех нологических процессов существенно улучшается структура основных фондов за счет увеличения удельного веса активной их части. А это в свою очередь создает условия для применения современных форм организации труда, расширения зон обслуживания, улучшения использования основных фондов. С целью выявления имеющихся резервов в ходе анализа необходимо установить, как изменяется структура орудий труда с повышением уровня комплексной механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов производства, а также вспомогательных и обслуживающих работ. При этом следует особое внимание обратить на механизацию физического и тяжелого ручного труда на погрузочно-разгрузочных складских работах Анализ влияния изменения фондоотдачи на выпуск продукции рассмотрим на основании данных табл. 5.4. [c.107]
Увеличение съема продукции с единицы оборудования, работающего по периодической технологической схеме, может быть достигнуто за счет уменьшения времени на загрузку сырья и выгрузку готовой продукции, сокращения режима технологического процесса вследствие применения более качественных и длительных по временя действия катализаторов, механизации и автоматизации вспомогательных процессов и тяжелых ручных производственных операций. [c.119]
К вспомогательным — процессы по обслуживанию всех подразделений предприятия (процессы производства разных видов энергии, ремонта оборудования, изготовления запасных деталей, специальных приспособлений, пресс-форм и т. д., транспортировки и хранения сырья, материалов, топлива и т. п.). [c.19]
Понятие операция в непрерывных химических процессах сохраняется только как производственно-вспомогательная функция, связанная с обслуживанием аппарата (наблюдение, подача некоторых компонентов, регулировка и т. п.). Совокупность операций свойственна не только основным, но и вспомогательным процессам, так как и во вспомогательных процессах имеется определенная технология. [c.20]
Собственно добычной процесс (выемка полезного ископаемого в очистных забоях) сопровождается многими обеспечивающими его вспомогательными процессами (энергообеспечение, проветривание выработок, водоотлив, поддержание горных выработок, ремонт и замена изношенного оборудования, работы по технике безопасности и охране окружающей среды и ряд других). На шахтах значительную часть этих работ приходится проводить в подземных условиях. [c.60]
В состав каждого производственного процесса входит основной технологический процесс, направленный на изменение химического состава, физических и других свойств сырья с тем, чтобы превратить его в полуфабрикат или готовую продукцию, и вспомогательные процессы. К ним относятся контроль хода основного процесса, перемещение предмета труда, обслуживание оборудования (уход,, смазка) и т. д. Поскольку эти процессы имеют характер обслуживания, их часто именуют обслуживающими. [c.13]
Часть производственных процессов служит для изготовления продукции, выпуск которой является основной функцией предприятия, — это основные производственные процессы. Одновременно с ними выполняются вспомогательные процессы, необходимые для обеспечения и обслуживания основного производства. [c.13]
Как основные, так и вспомогательные процессы являются весьма сложными, и их можно расчленить на организационно и технически обособленные части — частичные процессы. Так, геологоразведочный процесс делится на следующие частичные процессы предварительно-поисковый, детально-поисковый, предварительно-разведочный и детально-разведочный. В свою очередь, в поисковых процессах выделяются комплексы работ, выполняемые отдельными партиями, а в разведочных — процессы [c.12]
Производство на предприятиях нефтяной и газовой промышленности представляет собой сложный комплекс основных технологических и вспомогательных процессов. В ходе производства рабочие места снабжаются различными видами энергии, основными и вспомогательными материалами, инструментом регулярно обслуживается и ремонтируется механическое и электрооборудование систематически перемещаются, транспортируются в большом количестве и разнообразном ассортименте материально-технические средства, добываемая продукция — нефть и газ, которые нуждаются в подготовке (доведении до товарных качеств) и дальнейшей транспортировке по трубопроводам и т. д. С развитием производства на базе новой техники все в большей степени расширяется и углубляется разделение труда, возникает необходимость все более полного и четкого отделения вспомогательных процессов от основных. Это отделение идет путем создания 1) специализированных предприятий, выполняющих те или иные работы по обслуживанию производства (например, электроэнергию большинство предприятий получает извне) 2) специализированных вспомогательных цехов и служб на самом предприятии. [c.81]
Подготовка производства носит комплексный характер, так как охватывает основные и вспомогательные процессы. [c.116]
На предприятиях нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности вспомогательные процессы включают различные по значению и производственно-хозяйственной направленности работы, к наиболее важным из которых в бурении, добыче, транспорте и нефтепереработке следует отнести [c.275]
Кроме основного производственного процесса при сооружении объектов транспорта и хранения газа, нефти и нефтепродуктов выполняется значительный объем вспомогательных процессов, цель которых — создание нормальных условий для функционирования основного процесса. К вспомогательным процессам относится материально-техническое обеспечение, содержание и ремонт машин и механизмов, выработка энергии, тепло- и водоснабжение и т. п. [c.19]
В отличие от установившегося понятия о комплексно-механизированном способе проведения работ, допускающем выполнение отдельных операций вручную, целесообразно ввести понятие о полностью механизированном способе проведения работ как о переходном этапе к автоматизации. Под полностью механизированным способом проведения работ следует понимать такой способ, при котором все основные и вспомогательные процессы и операции выполняются согласованными по производительности машинами. Перспективным является переход от комплексной механизации отдельных процессов и видов работ к комплексной механизации сооружения объектов. [c.65]
Совершенствование и техническое перевооружение действующих производств, в ходе которого в целях повышения выходов продуктов внедряют более совершенные схемы химического синтеза, используют селективные катализаторы, наиболее чистые исходные продукты, осуществляют автоматизацию производства и управления процессом, механизацию труда. В химической промышленности в 80-е годы должны быть механизированы все ручные работы на основных и вспомогательных процессах. [c.32]
Автоматизация производства — высшая степень механизации, при которой все основные и вспомогательные процессы и операции выполняются при помощи машин, автоматов и приспособлений, полностью устраняющих или сводящих к минимуму физический труд рабочих. А. п. предполагает осуществление управления машинами и частичного или полного контроля за их работой при помощи специальных приборов и устройств. [c.156]
Подготовка производства должна носить комплексный характер, включая основные и вспомогательные процессы. Так, разработка рациональной организации ремонта и резервирования ГПА существенно улучшает режим транспорта газа, увеличивая объем его перекачки и улучшая технико-экономические показатели газопровода. Вопросы подготовки производства отражают в перспективных и текущих планах развития объединения (предприятия) и внедрения новой техники. [c.172]
Целью вспомогательных процессов (к которым относится ремонт орудий труда, выработка энергии, материально-техническое снабжение запасными частями и т. д.) является создание нормальных условий для осуществления основных производственных процессов. [c.52]
Обеспечение нормального хода основного производственного процесса на предприятиях осуществляется с помощью вспомогательных хозяйств. На предприятиях транспорта и хранения нефти и газа к вспомогательным процессам относятся [c.99]
В каждом производственном процессе центральное место занимает основной процесс — превращение предмета труда в готовую продукцию в соответствии со специализацией предприятия. Процессы, осуществляемые для удовлетворения нужд основного производства, называются вспомогательными процессами. [c.10]
Важнейшие виды вспомогательных процессов в бурении следующие [c.21]
Под нормативным проектным решением следует понимать техническое решение (соответствующее современному уровню производства) отдельных технологических установок, блоков, узлов, конструкций, оборудования по обустройству основных и вспомогательных процессов проектируемых объектов многократного применения. [c.11]
Производственный процесс в добыче нефти и газа представляет собой совокупность основных и вспомогательных процессов труда, технологических и естественных процессов, связанных с извлечением нефти и газа на дневную поверхность и их первичной подготовкой. Процесс непосредственной добычи включает такие частичные производственные процессы, как [c.89]
Обеспечение нормального хода добычи нефти и газа, кроме-четко организованного внутрипромыслового транспорта, предполагает проведение ряда других вспомогательных процессов. К ним, в частности, относятся исследование скважин и контроль за ходом их эксплуатации поддержание в работоспособном состоянии основных производственных фондов на базе текущего-и капитального ремонтов наземного и подземного оборудования [c.89]
Практика показывает, что одним из важнейших направлений повышения эффективности всего комплекса основных и вспомогательных процессов в добыче нефти и газа является прежде всего специализация отдельных структурных подразделений на выполнении однородных или близких по своему содержанию работ и укрупнению таких структурных подразделений в рамках производственных объединений. [c.90]
Кроме основных рабочих процессов при строительстве скважины осуществляются различные вспомогательные процессы, которые в настоящее время занимают в общем балансе времени бурения более 20%. К ним относятся промывка скважины, измерительные работы, смена турбобуров и долот, подготовительные и заключительные работы во время спуско-подъемных операций и др. [c.103]
Непрерывный и нормальный ход основного производственного процесса невозможен без организации своевременного ремонта оборудования и регулярного ухода за ним, обеспечения предприятия и рабочих мест материальными ресурсами, всеми видами энергии, транспортными услугами и т. д. С развитием производства происходят все более глубокое разделение труда, более полное и четкое отделение вспомогательных процессов от основных. Это отделение идет как путем создания специализированных предприятий, выполняющих те или иные работы по обслуживанию производства, так и организации специализированных вспомогательных цехов и служб на самом предприятии. Выделение вспомогательных работ из основного производства, организация специализированных вспомогательных цехов и служб способствуют улучшению технико-экономических показателей деятельности предприятий. В бурении и добыче нефти и газа проведена реорганизация производственных структур предприятия. При этом все вспомогательные хозяйства сконцентрированы на базах производственного обслуживания. Вся работа этой базы направлена на то, чтобы своевременно и полностью удовлетворять потребности основного производства в различного рода услугах и тем самым способствовать выполнению плановых заданий по предприятию в целом при минимальных затратах труда и средств. [c.110]
Технический прогресс в добыче нефти и газа и строительстве нефтяных и газовых скважин приводит к увеличению вспомогательных работ, повышению роли вспомогательных хозяйств. Результаты деятельности нефтяных предприятий все больше зависят не только от основных подразделений, но и от. системы их обслуживания. Вместе с тем на большинстве буровых и нефтегазодобывающих предприятиях наблюдается существенный разрыв в уровне механизации основных и вспомогательных процессов, отрицательно сказывающийся на эффективности использования вспомогательных рабочих и на производительности труда, что ведет к относительному росту численности работников, занятых во вспомогательном производстве. [c.110]
Все подземные газо- нефте- и нефтепродуктопроводы, несмотря на изоляционные покрытия и другие мероприятия по защите от коррозии, подвержены износу — постепенному коррозийному разрушению металла и изоляционного покрытия под действием окружающей среды. Наземные сооружения также подвергаются разрушающему воздействию внутренних и внешних факторов. Это вызывает необходимость проведения планово-предупредительного и аварийного ремонтов трубопроводов и оборудования насосных, компрессорных станций и нефтебаз. Поэтому при транспорте и хранении нефти, нефтепродуктов и газа многие вспомогательные процессы являются более сложными и трудоемкими, чем основной производственный процесс. [c.33]
На некоторых предприятиях технологи все еще не уделяют должного внимания вспомогательным процессам. Транспортные средства для межцеховой и внутрицеховой перевозки заявляются и оборудуются специальными устройствами независимо от требований те хноло- [c.67]
Среди производственных процессов различают основные и вспомогательные процессы. Основным производственным процессом называется производственный процесс, в результате которого решается основная производственная задача для данного строительно-монтажного подразделения. Основным производственным процессом для сварочно-монтажных подразделений трубопроводо-строительных организаций является неповоротная сварка секций, для землеройных подразделений — рытье траншеи и т. д. [c.19]
Обеспечение нормального хода основного производственного процесса на предприятиях газовой промышленности осуществляется с помощью вспомогательного производства. Вспомогательные процессы на этих предприятиях весьма разнообразны и включают различные по значению и производственно-хозяйственной направленности работы. Наиболее важными направлениями вспомогательного производства в бурении, добыче, транспорте и газопереработке являются обслуживание и восстановление основных производственных фондов, включая ремонт оборудования энергоснабжение и пароводоснабжение различных подразделений предприятия транспорт и хранение необходимого сырья, материалов и готовой продукции технический контроль за качеством газа. [c.187]