Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Какими бывают задвижки для трубопроводов, устройство и принцип работы

Эксплуатация любой трубопроводной промышленной магистрали предусматривает наличие элементов, перекрывающих поток жидкости, газа, сыпучих материалов и других видов рабочих тел при необходимости обслуживания или ремонта. Функции запора и регулировки потока движущегося вещества в линиях выполняют задвижки для трубопроводов, имеющие различное назначение и конструктивное исполнение.

Область применения

Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.

Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.

Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис.1 Задвижки для трубопроводов водоснабжения

Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы

Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.

Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86

Достоинства задвижек

Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 4 Задвижки для трубопроводов из цветных металлов

Минусы

При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа

Задвижки для трубопроводов — виды и классификация

Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Клиновые задвижки

Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.

Жесткий клин

Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис.8 Задвижки для трубопроводов клиновые — конструкция

Клин с двумя дисками

Клиновые задвижки для трубопроводов данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) — это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.

Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества — малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.

Устройства выпускают только с выдвижным штоком, многие модели бывают с кольцевыми уплотнениями на затворных дисках, позволяющими повысить герметизацию прохода.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 9 Разновидности поворотных систем

Упругий клин

В данной конструкции привод затвора разрезан на две части и между ними расположен пружинящий элемент — это позволяет перемещаться уплотнительным элементам относительно друг друга на небольшой угол, обеспечивая тем самым лучший контакт с седельным кольцом. При изготовлении не требуется высокоточная подгонка, исключено высокотемпературное заклинивание, к недостаткам относится повышенная истираемость плоскостей клина в результате раннего вступления в контакт при опускании.

Поворотные

Параллельные (шиберные)

В шиберных задвижках устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис.10 Шиберные параллельные задвижки

Шланговые

При транспортировке агрессивной химической среды в системе, задвижки должны иметь высокую защиту от коррозии — лучшим вариантом в этом случае является использование устройств шлангового типа. Узел имеет рабочий канал в виде эластичного гибкого шланга, который при перекрытии потока сжимается в средней части.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 11 Шланговый тип задвижки – принцип действия

Маркировка

Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 12 Примеры маркировки

Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения

Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств

Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ — наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов — они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.

Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов

Источник

Водопроводные задвижки: классификация, устройство и их виды

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводеВодопроводная задвижка – это элемент, относящийся к запорной арматуре, и предназначенный для полного перекрытия потока рабочей среды в трубе. Основная подвижная деталь – затвор, расположенный перпендикулярно оси потока.

Конструкция данного приспособления позволяет использовать ее не только для остановки воды, но и для перекрытия потока сжатого воздуха, жидких углеводородов и так далее.

Кроме того, широкое распространение некоторых типов данных устройств (например, секущие задвижки) получили в нефтяной отрасли.

Устанавливаться запорная арматура может не только на металлические, но и на пластиковые трубы. Главное – обеспечить надежное соединение элементов системы.

Принцип действия

Вне зависимости от типа все приспособления для перекрытия водопроводной трубы состоят из следующих деталей:

В корпусе находится полость, в которой размещены запорные элементы. В большинстве случаев корпус изготавливается из чугуна или стали, соединение с другими элементами инженерной системы происходит при помощи фланцев или посредством сварки. Главное достоинство первого способа – возможность быстрой и простой замены элемента в случае поломки. Сварочный же шов является самым надежным способом соединения, поэтому чаще всего в системах водоснабжения применяется именно он.

В состав запорного узла входит направляющая и затвор. Чаще всего направляющая является частью корпуса, что обеспечивает максимальную надежность данного приспособления и точность всех движений. Все детали изготавливаются из высококачественной стали, на затвор же дополнительно наносится слой специального покрытия, препятствующего образованию коррозии.

Узел для управления состоит из винтового штока (вентиля), махового колеса и резьбовой втулки, при помощи которой крутящий момент преобразуется в поступательное перемещение затвора. Узел устанавливается в верхней части приспособления, причем все его элементы располагаются в собственном металлическом кожухе. Соединение с основным корпусом происходит при помощи фланцев.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводеКроме того, в конструкцию входит бугельный узел задвижки, обеспечивающий вынос соединения шток-гайка за пределы основного корпуса. Таким образом, соединение защищается от негативного воздействия перемещаемой среды (например, высокой температуры).

Работа трубопроводной задвижки происходит по следующему принципу:

Для открытия затвора необходимо повернуть маховик в обратном направлении.

Важно! Не стоит использовать данное приспособление для регулирования потока жидкости. При длительном воздействии воды, металлические элементы со временем шлифуются, а значит, впоследствии будут неэффективны для полного перекрытия системы. Для частичного перекрывания трубопровода следует применить специальную регулирующую арматуру.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

В большинстве случаев сильно изношенные водопроводные запорные устройства не подлежат ремонту, единственное верное решение – замена. Поэтому внимательно следите за правильностью ее применения.

Источник

Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия, виды и правила подсоединения

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Задвижки для трубопроводов — вид запорной арматуры, служащий для отключения системы водоснабжения или ее части путем прекращения подачи транспортируемой жидкости. Механизмы предназначены для распределения потоков воды в нужных направлениях, регулирования давления, контроля расхода ресурса посредством изменения диаметра прохода.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводеРазновидности задвижек для трубопровода.

Что такое и где используются

Задвижка для воды представляет собой стальной или чугунный корпус, внутри которого, вдоль центральной оси, располагаются детали запорного механизма. Оборудование размещают внутри специального смотрового колодца или кессонной камеры. Размеры технических отсеков должны обеспечивать удобство обслуживания установленной в них арматуры.

Водопроводные задвижки в зависимости от вида и назначения могут управляться как в ручном, так и автоматическом режиме. Последний более удобен, он позволяет с помощью кнопок дистанционно регулировать положение запорных элементов.

Механизмами с ручным управлением снабжаются линии подачи холодной воды, имеющие внутренний диаметр до 400 мм. Магистрали больших размеров укомплектовываются устройствами с электрическим управлением.

Задвижки применяются для технического обслуживания различных видов трубопроводных систем и устанавливаются:

Конструкция и принцип действия

В зависимости от технических характеристик механизмы отличаются затвором, размещением ходового узла, типом привода и способом крепления к водопроводным системам.

Основное отличие запорных устройств — это характер движения шпинделя. По этому параметру они делятся на 2 категории:

Конструкция задвижки состоит из затвора, выполненного в форме клина или диска, перемещающегося вдоль седла корпуса перпендикулярно водяному потоку.

Устройства могут быть:

В зависимости от конфигурации запорного элемента и схемы расположения уплотнительных деталей задвижки делятся на:

На запуск мощных задвижек вручную уходит много сил и времени, поэтому чаще применяют приборы с электромеханическим приводом, который устанавливается вместо маховика.

Для управления запорной арматурой, установленной в труднодоступных местах (под водой, в глубоких колодцах и т.п.), используют вспомогательные колонки. Вращательное усилие передается шпинделю с помощью штанги-вилки, установленной в вентиль задвижки.

Затворы водоснабжения

Затвор — это одна из модификаций запорных устройств, в которых управляющий элемент изготовлен в форме диска. Закрепленная на валу заслонка поворачивается, опускается в седло и перекрывает движение воды. Клапан в рабочем положении находится под углом или перпендикулярно транспортируемой жидкости.

Корпус механизма имеет усеченную цилиндрическую форму. Кожух изготавливают из чугуна, стали, полимеров и цветных сплавов. Конструкция арматуры включает в себя запорный орган, состоящий из двояковыпуклого металлического клапана и резинового уплотнительного кольца. Дисковые устройства приводятся в действие вручную при помощи рукоятки и автоматически посредством электропривода. При ручном управлении затвор с диском регулируется поворотом на 90° рычага, который крепится гайкой к штоку механизма.

Дисковые поворотные устройства могут применяться в системах водоснабжения, отопления и для подключения сантехнических приборов.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводеДисковой затвор для трубопровода.

Затворы, в сравнении с задвижками, имеют небольшую длину, малый вес и ограниченное количество рабочих деталей. Корпус механизма изготавливают из материала с защитным покрытием, устойчивого к воздействию абразивных включений, которые могут находиться в рабочей среде.

Виды и классификация водопроводных задвижек

Классификация задвижек осуществляется по следующим признакам:

Задвижки выпускаются для установки на трубопроводы Ø50-2000 мм, рассчитанные на оптимальное давление до 25 МПа, с температурой рабочей среды +450…+560 °С.

Условное обозначение устройств представляет собой буквенно-цифровую комбинацию, включающую в себя следующие параметры:

Например, 31нж43нж означает:

По материалу изготовления задвижки бывают:

Чугунные и стальные задвижки относятся к разряду ремонтируемого оборудования.

Критерии выбора задвижек

Для правильного выбора запорной арматуры нужно знать полные характеристики системы:

При подборе параметров нужно учитывать ремонтопригодность оборудования, а также возможность его дальнейшей модернизации и автоматизации.

Одним из определяющих факторов, влияющих на выбор задвижек, является их экономичность. Выбор арматуры нужно делать, учитывая цену устройства, затраты на его обслуживание, а также целесообразность приобретения в плане экономических показателей всего трубопровода.

Соединение с трубопроводом и монтаж

На магистрали задвижки монтируются при помощи типовых фланцев с болтами или методом сварки. Сварные соединения считаются более прочными и качественными, такой способ подключения используется в трубопроводах с большим давлением, поскольку обеспечивает хорошую герметичность и снижает риск протечки.

На горизонтальных линиях водоснабжения устройства собирают маховиком вверх. На вертикальных трубопроводах они устанавливаются так, чтобы шпиндель находился в горизонтальном положении.

Подсоединение к металлическим водопроводным трубам

Монтаж задвижек на стальных трубопроводах может осуществляться двумя способами: сваркой или с помощью фланцев. Фланцевые соединения выполняют на болтах с резиновым уплотнением. Перед монтажом фасонные части и отрезки труб устанавливают таким образом, чтобы отверстия для метизов совпадали друг с другом.

Порядок выполнения операций:

Сборка запорной арматуры с помощью сварки:

Запорные устройства устанавливают в смотровых колодцах или непосредственно в земле с предохранительными кожухами, предусматривая защитное покрытие для шпинделя и сальника задвижки. Для управления механизмом к маховику подсоединяют колонку (штанга-вилка) и выводят ее на поверхность.

Монтаж в систему из пластиковых труб

Соединение металлической запорной арматуры с полимерными трубопроводами производится с помощью буртовых втулок со свободными стальными фланцами и креплениями с резиновыми прижимными кольцами.

Работа с накидными деталями состоит из следующих этапов:

Конструкция соединения с прижимным фланцем состоит из чугунного или стального фланца, резиновой уплотнительной манжеты.

Особенности установки на печные трубы

Задвижки для печных труб изготавливают прямоугольной или овальной формы. Круглые заслонки чаще используются в стандартном отопительном оборудовании, порядок установки таких приспособлений зависит от производителя и конструкции дымохода.

Задвижка для стационарных домашних печей служит для регулирования тяги в дымовом канале. Приспособление представляет собой чугунную квадратную рамку, в пазы которой устанавливается шиберная заслонка. Каркас запорного механизма монтируют в процессе кладки вытяжной трубы. Створку вставляют перед пробным розжигом печи. Для организации постоянной вентиляции топочного пространства в задвижках можно просверлить отверстие диаметром 10-15 мм.

Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов

Срок эксплуатации задвижек зависит от их корректной установки. Перед монтажом прибора поверхность задвижки необходимо обработать горячей водой, просушить и внимательно осмотреть корпус. Только после этого допускается установка устройства в систему.

При монтаже задвижки необходимо следить, чтобы она была установлена маховиком вниз и соединение фланцев было выполнено без перекосов. Порядок установки механизма должен в точности совпадать с рекомендациями производителя оборудования, отраженными в паспорте прибора.

Источник

Разновидности задвижек для нефтепродуктов: разъясняем основательно

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Для трубопроводов разного назначения используются различные виды запорной арматуры. Чтобы корректно подобрать устройство для той или иной трубопроводной системы, необходимо знать предназначение арматуры и ее технические характеристики. Рассмотрим основные виды запорных устройств более подробно.

Трубопроводная арматура для перекрытия потока

Область применения

Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.

Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.

Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис.1 Запорное оборудование для водоснабжения

Устройство и принцип действия

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

В общем виде конструкция задвижки состоит из корпуса и крышки, образующих полость, в которой находится рабочая среда под давлением и внутри которой помещен затвор (на чертеже справа он клиновой). Корпус имеет два конца для присоединения задвижки к трубопроводу (применяются присоединительные концы фланцевые, муфтовые и под приварку). Внутри корпуса расположены, как правило два седла, параллельно или под углом друг к другу (как на рисунке), к их уплотнительным поверхностям в положении «закрыто» прижимаются уплотнительные поверхности затвора. Затвор перемещается в плоскости, перпендикулярной оси прохода среды через корпус, при помощи шпинделя или штока. Шпиндель с ходовой гайкой образует резьбовую пару, которая при вращении одного из этих элементов обеспечивает перемещение затвора в нужном направлении. Такое решение (см. поясняющий чертёж) наиболее распространено и применяется при управлении вручную или электроприводом. При использовании гидро- или пневмопривода шток совершает вместе с затвором только поступательное движение. Шпиндель одним концом внутри корпуса соединён с затвором, а другим — проходит через крышку и сальник (который в основном применяется в качестве уплотнительного устройства в задвижках) для соединения с элементом управления задвижкой (в данном случае штурвалом).

Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы

Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.

Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

Кран, устанавливаемый на резьбу

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

Условные обозначения основных параметров крана

Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.

Использование вентилей

Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.

Клапан для перекрытия трубопровода

Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.

Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.

Выпускаются вентили, приводимые в действие:

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

Простейший вид запорной арматуры

Назначение запорной арматуры — задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.

Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

Управление задвижками происходит:

Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.

Разновидность запорной арматуры для трубопровода

Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.

Заслонка может управляться:

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.

Марка запорной арматуры — задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Условные обозначения запорной арматуры

Каждый вид и подвид запорной арматуры, применяемой при строительстве трубопровода, имеет свое условное обозначение, которое облегчает строителям выбор устройства.

Например, вентиль проходной обозначается двумя, соединенными между собой вершинами, треугольниками.

Как обозначается иная арматура указано на рисунке ниже.

Условные обозначения основных видов запорной арматуры

Таким образом, каждый вид запорной арматуры предназначается для определенных трубопроводов. Чтобы подобрать наиболее подходящее устройство, можно воспользоваться маркировкой, которая наносится на корпус изделия или указывается в схеме трубопровода.

Клиновые задвижки

Распространенная конструкция — задвижка клиновая, у которой уплотнительные поверхности затвора расположены под углом друг к другу, а запирающий или регулирующий элемент выполнен в форме клина.

Закрепленный на шпинделе затвор, приближаясь к седлу в положение «закрыто», благодаря конусной поверхности, словно прилипает к нему, обеспечивая высокую герметичность. В зависимости от конструкции затвора различают клиновые задвижки с цельным (сплошным) или упругим клином и двухдисковые.

Задвижка клиновая, запирающий элемент которой состоит из двух дисков, соединенных между собой упругим элементом, или из двух жестко соединенных дисков с возможностью их деформации для обеспечения уплотнения в затворе, носит название задвижки с упругим клином.

Клиновая задвижка, у которой запирающий элемент выполнен из двух соединенных между собой дисков, самоустанавливающихся относительно седел корпуса, называется клиновой двухдисковой задвижкой.

Задвижка с цельным жестким клином – надежная конструкция, обладающая повышенной герметичностью. Но при этом не исключены такие негативные проявления, как повышенный износ уплотнительных поверхностей, возможность заедания клина в закрытом положении, необходимость индивидуальной подгонки седел и клина (это усложняет ремонт, но иначе не получится обеспечить требуемую герметичность).

Упругий клин задвижки позволяет добиться высокой герметичности, исключает прикипание при высоких температурах, нуждается в минимальных управляющих усилиях.

Преимущества двухдисковых клиновых задвижек — герметичность на входе и выходе.

Выбор конструкции заключается в нахождении оптимального баланса между разными факторами. Например, задвижки с цельным клином имеют меньшую металлоемкость, зато двухдисковые позволяют с минимальными трудозатратами добиться требуемой герметичности. Что важнее — функциональные показатели задвижки, цена (задвижка с жестким клином стоит дешевле, чем с упругим или двухдисковым) или вес задвижек зависят от конкретных условий.

Минусы

При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа

Материалы и способы изготовления

Уплотнительные поверхности задвижек изготавливаются без колец, с кольцами из латуни, фторопласта, с наплавкой из коррозионностойкой стали, из резины (в клиновых задвижках ей может покрываться клин, а в шланговых из неё изготавливается пережимной шланг).

Задвижки с корпусами из чугуна и алюминиевого сплава выполняются при помощи литья. Этим же способом изготавливаются и стальные задвижки, но некоторые из них, а также задвижки из титановых сплавов изготавливаются методом сварки заготовок, полученных штамповкой из листового проката. Такие задвижки называют штампосварными. По своим характеристикам, эксплуатационным и прочностным, они не уступают литым задвижкам, а наоборот, детали корпусов и крышек таких задвижек изготавливаются из материала более прочного и тщательно проконтролированного, качество которого выше, чем литьё. При этом технология сварки и методы контроля сварных соединений обеспечивают высокое качество корпусных деталей, позволяющее применять такие задвижки на ответственных объектах, включая атомную энергетику.

Расположение ходового узла

Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла — резьбового соединения шпиндель-гайка. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Задвижки с выдвижным шпинделем применяют если нужно быть уверенным в надёжности арматуры.

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Эта задвижка является конструкцией с невыдвижным шпинделем.

Задвижка с выдвижным шпинделем

В такой конструкции резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.

Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.

Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.

Задвижка с невыдвижным шпинделем

В этом случае ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с клином и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой клин.

В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.

В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов.

Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д.

Задвижки для трубопроводов – виды и классификация

Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Поворотные

Маркировка

Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 12 Примеры маркировки

Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения

Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:

Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Смотреть картинку Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Картинка про Для чего нужны задвижки на трубопроводе. Фото Для чего нужны задвижки на трубопроводе

Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств

Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ – наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов – они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.

Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов



Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *