Для чего нужны заводы и фабрики
Фабрики рабочим: почему городам XXI века нужна собственная промышленность
В конце февраля Москва должна была заключить очень крупную сделку: продать инвестору 99,9% долей в компании «Промобъект», которой принадлежат 65,02 га земли в Нагатинской пойме, на территории завода ЗИЛ. Начальная цена составляла 23,4 млрд рублей. Инвестор получал право построить здесь 1,56 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Одно из условий — снос за свой счет строений и передача 27 га очищенных земель городу для развития социальной и транспортной инфраструктуры.
Интерес к объекту выражали компании «Кортрос» Виктора Вексельберга, «Главстрой» Олега Дерипаски и др. Срок подачи заявок истекал 20 февраля, но его продлили до 20 марта. Решившись застроить ЗИЛ, Москва идет по пути, который уже прошли многие европейские и американские города.
В общих чертах схема такова. Один из заводов в промзоне города закрывается, потому что его технологии устарели или владелец переносит производство в Китай. Ткань города не терпит пустоты, в какой-то момент цены на недвижимость вырастают настолько, что проект сноса или реконструкции завода становится рентабельным. С большей или меньшей степенью варварства его корпуса реконструируют, в них селятся состоятельные люди, и бывшая промзона превращается в жилой район. Соседние фабрики тоже медленно погибают, и их владельцы охотно продают имущество девелоперам под новые жилые проекты. Градостроители и проектировщики не видят в этом ничего дурного — город живет, а «manufacturing is dead». Дома, дороги, школы, парки на территории бывших унылых промзон — что может быть лучше?
Но все оказалось сложнее. Последние 10 лет в Европе и Америке набирает силу идея неизбежности реиндустриализации.
Вот несколько примеров того, как крупные города пытаются исправить свои ошибки.
Чикаго, США
Прислушаться к желаниям жителей
«Промышленность мертва» — этот тезис в 1970–1980-е годы стал аксиомой для архитекторов крупных американских городов. Действительно, если в начале 1970-х в США доля рабочих на рынке труда составляла 36%, то к 2009 году она снизилась до 10%. На промышленных предприятиях трудилось всего 11,6 млн американцев. При этом небольшие производства оказались более живучими, чем промышленные гиганты: число занятых на заводах со штатом свыше 500 человек упало с 9 млн до 3,2 млн человек, а на более мелких — с 12,5 млн до 8,5 млн, то есть меньше чем в два раза.
Том Анготти, профессор градостроительства в колледже Хантера Городского университета Нью-Йорка, — ярый борец с упадком промышленности в городах. Он написал книгу, название которой можно перевести как «Нью-Йорк на продажу: общественное градостроительное планирование против глобального рынка недвижимости». В ней он противопоставляет путь развития города за счет финансовой сферы, услуг, недвижимости развитию за счет оживления промышленности.
Чем хороши промышленные предприятия? Анготти в сборнике «Прогрессивное планирование» перечисляет основные плюсы. Во-первых, это более постоянные рабочие места, чем в сфере услуг, рабочим проще объединяться в профсоюзы и они получают более высокие зарплаты. Во-вторых, заводы и фабрики останавливают ненавистный Анготти процесс джентрификации, когда старые городские здания переделываются в дорогое жилье, цены на недвижимость взлетают, а район теряет функциональное разнообразие. В-третьих, если фабрикой владеют местные бизнесмены, она объединяет их, наемных рабочих, контрагентов и их работников в крепкое локальное сообщество.
Одним из первых городов, в которых промышленные предприятия попали под защиту властей, стал Чикаго. К середине XX века около 25% территории в центре занимали промзоны. Генплан развития города, разработанный в то время, предлагал активно менять назначение этих земель и застраивать территории объектами вроде жилья или офисов, в которых жили бы и работали более обеспеченные, чем рабочие, офисные клерки.
«Коридор Клайборн» — это полоса земли, которая тянется между левым берегом реки Чикаго и улицей Клайборн. Здесь издавна был промышленный кластер. В 1983 году одному из девелоперов удалось получить разрешение закрыть фабрику по производству пианино и переделать ее в лофты. Квадратный метр в жилом или офисном здании стоил в три раза больше, чем в промышленном, поэтому девелоперы стали раскупать и другие участки. «Коридору» предстояло полностью измениться.
Однако против этого выступило сообщество местных жителей, многие из которых трудились на фабриках. В США активно работают некоммерческие организации под названием «корпорации общественного развития» (Community Development Corporations, CDC). Они призваны увязывать интересы местных жителей, бизнесменов и землевладельцев с интересами властей и девелоперов. Обитатели «коридора» возмущались, что власти к ним не прислушиваются, что вывод промышленных предприятий обусловлен не рыночными законами, а сговором алчных чиновников с девелоперами.
CDC района сумела донести эту мысль до Гарольда Вашингтона, первого афроамериканца, избранного на пост мэра Чикаго в том же 1983 году. Он прислушался к мнению избирателей, отменил перевод земли промышленного назначения в категорию, позволяющую строить жилье, и разработал программу поддержки местных производителей. Эти действия вызвали волну критики. Газета «Чикаго Трибьюн» прямо назвала его ретроградом, обвинив в «антидевелопменте». Однако несколько промышленных кластеров сохранили многие заводы и фабрики, в том числе тот самый «Коридор Клайборн». В 1988 году в этом районе было 6588 рабочих мест, в 2004-м, когда проводилось детальное исследование, их стало 7415. Не так много, но, если бы участки застроили жильем, рабочих мест и вовсе не осталось бы.
Нью-Йорк, США
Поддержать тех, кто остался
К концу 1990-х годов в центре Нью-Йорка закрылись последние крупные промышленные предприятия — «Игл Электрик» в Квинсе и «Фабервер» в Бронксе. Только за 8 лет, с 2002-го по 2010-й, 64 000 рабочих мест для «синих воротничков» просто исчезли, финансовый сектор и сектор недвижимости торжествовали победу.
Однако в промышленных районах Манхэттена, Бруклина, Квинса и Бронкса осталось множество более мелких предприятий. Швейные ателье, мебельные фабрики, пекарни, типографии, в которых работало по 20-30 человек, ютились в старых промышленных зданиях и, казалось, после закрытия крупных заводов и фабрик тоже должны были закрыться из-за высоких издержек, сложной логистики и интереса девелоперов к земле большого города.
В 1990 году власти Нью-Йорка создали некоммерческое предприятие, которое должно было поддерживать местных производителей, New York Industrial Retention Network (NYIRN). Его сотрудники начали опрашивать владельцев небольших мастерских и обнаружили, что те живут не так уж плохо. Дизайнеры располагаются рядом с художниками, чтобы иметь возможность быстро воплотить их идеи в жизнь. Модельеры — рядом с небольшими швейными фабриками. Пекари обеспечивают местные кафе и рестораны. Производители стройматериалов или архитектурных деталей сбывают свою продукцию девелоперам, активно застраивающим центр города.
«Мы обнаружили, что изделия выживших предприятий ориентированы в основном на локальную экономику, — пишет в своей статье «В тени рынка недвижимости» бывшая заместитель главы NYIRN Сара Крин. — Сильной стороной выживших предприятий была их близость к потребителю, все проблемы можно было решить мгновенно». А изделий огромному городу Нью-Йорку требуется очень много.
«Почему я на Лонг-Айленде? — приводит слова одного краснодеревщика, который поставлял мебель в дорогие бутики, профессор городского планирования в Хантер-колледже Линн Маккормик. — Потому что здесь я близко. Могу приехать к клиенту через 15 минут и решить проблему».
Властям города оставалось по возможности помогать предпринимателям. NYIRN составила электронный каталог (в него вошло около 800 местных производителей) и вложила средства в создание марки made in New York, которую присваивают самым разнообразным изделиям локальных мастерских. Товары под этой маркой покупают патриотично настроенные жители Нью-Йорка.
Глазго, Великобритания
Построить гигантскую энергетическую установку
«Нужно строить новые заводы и фабрики», — заявил на Давосском форуме британский премьер Дэвид Кэмерон в 2011 году, объясняя, почему многие страны Европы залезают в долги. В том же году государство решило вложить £50 млн в строительство крупной электростанции, использующей энергию морского ветра, в центре шотландского Глазго. Это устройство получило название Offshore Renewable Energy Catapult («Прибрежная возобновляемая энергетическая катапульта»).
Великобритания располагает достаточными запасами газа, который она добывает в Северном море. В стране и так работает несколько крупных ветряных электростанций. Зачем нужен новый проект? «Нашей долгосрочной целью является рост промышленного производства и удвоение вклада этого сектора в ВВП», — сказано на сайте «Катапульты». За счет закупки высокотехнологичного оборудования у местных производителей власти Великобритании и Шотландии хотят подстегнуть развитие этого сектора.
Стоимость 1 МВт/ч энергии «Катапульты», как ожидается, составит £140. Дешевле, чем в среднем для аналогичных станций, но гораздо дороже энергии, произведенной при сжигании газа (€55–110).
Зачем нужна промышленность? Отвечаем на вопрос
Экономика – важнейшая часть государственной системы, без четкого плана которой не может прожить ни одно государство.
Промышленность играет важную роль в экономическом устройстве, можно сказать, что это одно из центральных направлений данной системы. В этой статье мы хотели бы сделать краткий экскурс по поводу того, зачем нужна промышленность и производственные предприятия.
Что такое промышленность вообще?
Слово «промышленность» является русским словом и происходит от слова «промысел». Под промышленностью подразумевают некое сочетание предприятий (шахт, станций различных направлений, фабрик и заводов), которые занимаются такими вещами, как, например, добыча полезных ископаемых, обработка металлов, выпуск определенной продукции (потребительской, военной, тяжелой и так далее).
Можно сказать, что промышленность максимально влияет на развитие общества, ведь от нее зависит благосостояние государства.
Зачем нужна промышленность
Промышленные предприятия – это очень важно для экономического спектра. Именно она является двигателем прогресса, который, в свою очередь, двигает инновационные технологии, обеспечивает рост производительности труда и оказывает благоприятное воздействие на экспорт различных товаров. Компании по отраслям, двигающие экономическое развитие в развитых странах, непосредственно являются источниками повышения благосостояния граждан государства.
Закономерность – чем выше и больше рост промышленности, тем сильнее становится экономический потенциал страны. Важную роль во всем этом играет дифференцированность экономического сектора, то есть, способность создавать и производить разные товары по отраслям. Это также улучшает экономический уровень населения и дает толчок к новым преобразованиям в экономике.
Промышленность в России
Почему Россия до сих пор сидит на нефтяной игле? Ответ прост: в случае упадка промышленного производства, государство не может диверсифицировать экспорт. Диверсификация обозначает переориентация на другие сферы производства, а также расширение отраслей выпускаемой продукции.
По данным Росстата, промышленность на март этого года (2021) выросла на 1,1% в годовом выражении. Однако уже в феврале промышленное производство спало на 3,2 процента.
К сожалению, спад наблюдается в отраслях по добыче ископаемых, он составил практически шесть процентов. Положительно дела обстоят в сфере обработки металлов – темпы роста увеличились на 4 процента. Также необходимо отметить, что в России все в порядке с электроэнергией и газом, ведь на одиннадцать процентов повысился рост промышленности.
Доклад-сообщение «Заводы»
окружающий мир, разное
Завод – это промышленное предприятие, которое использует машинный труд для достижения лучших результатов в производстве.
Сейчас фабрики и заводы распространены по всему миру и уже ни у кого не вызывают удивления. Но ещё несколько веков назад их просто не существовало, и люди даже представить себе не могли, что какую-либо работу можно выполнять не вручную. Появление машин стало настоящим чудом.
История появления первых заводов
Первые заводы и фабрики возникли в XVIII веке, в ходе глобального процесса, который сейчас принято называть Промышленным переворотом, или Великой индустриальной революцией. Данные процесс означал внедрение новых технологий в производство и массовый переход от ручного труда к машинному.
Промышленная революция в разных странах проходила по-разному: где-то быстрее, в других местах медленнее. Тем не менее, началом этого процесса принято считать вторую половину восемнадцатого века, когда начали происходить первые изменения в производстве. Продолжалась революция, в общем, до конца XIX столетия. Хотя до сих пор на нашей планете остаются области, где преимущественно пользуются ручным трудом.
Началось всё в Великобритании. После чего промышленная революция приобрела такой огромный размах, что перешла и на другие страны Европы и Америки.
Первой отраслью, в которую постепенно начали внедрять использование машин, стала лёгкая промышленность. Благодаря таким инновациям, как паровой двигатель, прядильный станок и др., лёгкой промышленности удалось довольно быстро перейти к фабричному производству. Так, в начале 1770-х годов в городе Кромфорд была построена первая в мире прядильная фабрика. Вскоре подобные ей начали появляться по всей Великобритании. На каждой подобной фабрике трудилось примерно 700-800 рабочих, помогавших обслуживать машины.
Изобретения
В конце 1760-х годов появились первые машины для прядения нити их хлопка. Их изобретателем был Ричард Аркрайт. Чуть позже в этой области работали два других учёных-изобретателя, которым удалось усовершенствовать созданные им машины. Их звали Джеймс Харгвис и Сэмюэл Кромптон. Новое оборудование также стали применять для производства нитей из льна и шерсти.
В 1775 году человеком по имени Джеймс Уатт был создан паровой двигатель. Поначалу его применяли для откачки воды в шахтах. Но уже в скором времени стали использовать и в работе других механизмов, там где не получалось пользоваться гидроэнергией (энергия воды). Это изобретение стало невероятно популярным, благодаря пользе, которую оно приносило. По данным, уже в 1810 году в Великобритании было больше пяти тысяч паровых машин, и их число продолжало расти.
Появление железных дорог имело огромное значение, потому что существенно ускоряло перемещение людей и ресурсов между разными частями страны. Первый в мире паровоз появился в начале XIX века, в 1804 году. Построил его Ричард Тревитик. В 1825 году была запущена в работу Стоктон-Дарлингтонская железная дорога, которая располагалась на северо-востоке Англии. В длину она достигала около 40 км. И изначально её использовали для перевозки угля из местных угольных шахт. Железная дорога Стоктон-Дарлингтон существует и успешно работает и в наше время.
Первый в мире пароход под названием «Клермонт» в 1807 году создал американец Роберт Фултон.
Усовершенствование транспортного сообщения помогало развивать связи между разными городами и, в частности, между разными заводами. Это значительно облегчало поставку сырья и обмен готовыми изделиями.
Таким образом, крупные заводы к концу XIX века появились во многих странах по всему миру: и в Европе, и в Америке, и в Российской империи.
Почему сегодня выгодно открывать производство в России
Торговать и оказывать услуги в России научились, теперь надо учиться производить. Сейчас это как никогда актуально для малого бизнеса. До 90% «малышей» сегодня работают в сфере торговли и услуг, и часто я слышу от предпринимателей мнение, что производство — дело сложное. А некоторые до сих пор верят в миф из 1990-х, что в России производить невыгодно.
В чем парадокс?
Когда шесть лет назад я искал инвесторов для открытия бизнеса по производству медицинских изделий, многие успешные предприниматели удивленно смотрели на меня: «Неужели ты всерьез хочешь открыть производство в России? Посмотри, все везут маски и бахилы из-за рубежа, это выгодная и надежная модель бизнеса. В России нельзя производить в принципе, а качественную продукцию тем более невозможно. Наша страна просто для этого не приспособлена, ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения бизнес-климата».
Производство в России — это океан возможностей! Почему в 1990-х и 2000-х годах все кинулись в торговлю? Потому что рынок тогда был относительно свободным, конкуренции — минимум, возможностей — море. Так и сейчас в производстве: огромное количество свободных или малоконкурентных ниш. Зайдите в непродуктовый магазин (спортивный или детский), подойдите к прилавку и посмотрите: где произведен тот или иной товар? Вы найдете много видов продукции, которые пока в России не производятся. И даже та продукция, на которой написано «сделано в России», зачастую не совсем отечественная. Поинтересуйтесь, где производитель приобретает компоненты к ней, и вы убедитесь, что большинство из них делаются за рубежом. Весь этот ассортимент — это возможности запустить свое успешное малое производство.
Еще одно частое опасение начинающих производителей — отсутствие подходящего, желательно инженерного, образования. «Я никогда ничего не производил, не работал на производстве, а дома даже гвоздь забить не могу. Завод — это точно не для меня!» – так рассуждают многие, в том числе успешные менеджеры и предприниматели, работающие в сфере торговли или услуг. Им кажется, что продать готовый продукт гораздо дешевле, чем произвести его. Лет семь назад я сам размышлял примерно в том же ключе. Тогда я был менеджером в крупной российской дилерской компании, которая вывела на рынок страны широкий ассортимент продукции под собственными торговыми марками, размещая заказы строго на предприятиях Египта и Азии.
Сейчас я понимаю, что те, у кого за плечами есть опыт торговли, получают конкурентное преимущество перед остальными предпринимателями. Вы рассуждаете: «Продать — не проблема, главное — произвести». Производственники отвечают: «Произвести — не проблема, сложно продать!» В этом заключается парадокс: люди, которые умеют продавать, считают, что производство не для них, а многие талантливые инженеры не умеют торговать.
Я часто общаюсь со многими владельцами и директорами небольших производств, организованных в 1990-е и 2000-е годы. Большинство из них люди, получившие техническое образование, талантливые инженеры и управленцы, но для многих продажа созданного продукта так и осталась чем-то непознанным, очень сложным для понимания процессом.
Производство и продажи
Если вы умеете продавать — это уже половина успеха вашего производства.
Что значит продавать в производстве? Во-первых, уметь понять, какой продукт, какого качества и по какой цене будет востребован тем или иным потребителем. Во-вторых, уметь выстраивать всю цепочку продаж, мотивировать и договариваться с каждым звеном в этой цепочке. В-третьих, это наработанные компетенции: ведение успешных переговоров, эффективная презентация собственного продукта, богатая аргументационная база.
Мой совет: прежде чем открывать свое производство, устройтесь в торговую компанию, поработайте там менеджером по продажам или торговым представителем, освойте навыки успешных продаж и эффективного управления продавцами.
В идеале надо сразу выбрать направление торговли, аналогичное будущей сфере производства. Такой опыт работы поможет понять, как устроена система сбыта, продвижения, как работают процессы изнутри, особенно в части ценообразования и продвижения. Этот совет особенно важен для технарей.
А опытным продажникам можно только посоветовать не бояться и открывать свои производства. Когда вы идете в автосалон за машиной, вы же не думаете, как будете выбирать себе новую машину, если у вас нет технического образования. Вы удивитесь, но большинство менеджеров из автосалонов действительно не имеют технического образования. Аналогично при поиске и выборе идеи для своего производства.
Настроим Контур.CRM под задачи вашего бизнеса. Оставьте заявку — расскажем, как увеличить прибыль.
Предположим, вы выбрали товар и хотите узнать, как его производить. Не нужно сразу бежать за технологическими талмудами и скрупулезно изучать все маркетинговые исследования. Более простой и эффективный путь — сразу обратиться к поставщикам оборудования для вашего продукта. Поверьте, они о вашем продукте знают не понаслышке, и чтобы успешно продать вам свое оборудование, расскажут не только о характеристиках, но и обо всех производственных тонкостях.
Попробуйте сразу наладить диалог с несколькими компаниями разного уровня из разных стран. Через какое-то время вы поймете, что знаете о будущем продукте и производственном цикле почти все.
Еще один надежный источник получения информации — это компании-конкуренты. Многие из них готовы произвести продукт под вашей торговой маркой (СТМ). Обратитесь к ним, запросите условия размещения под СТМ. Они с удовольствием подробно расскажут о продукте, вариантах его исполнения, типах упаковки. Все это поможет вам более предметно общаться с производителями оборудования.
Размещая заказы под собственной торговой маркой у уже существующих подрядчиков, можно безболезненно выйти на рынок, узнать покупателей, сформировать первоначальный спрос, нарастить объем продаж. И только после этого, при условии стабильной экономики, можно инвестировать в покупку собственного оборудования. Конечно, такой вариант займет больше времени, но зато позволит серьезно диверсифицировать риски.
Примерный алгоритм действий при открытии собственного производства
Сегодня многие пересматривают свое отношение к производству в России. Многие торговые компании начали размещать заказы у российских производителей, некоторые открывают собственные заводы. Доходность в торговле стремительно падает за счет повышения конкуренции и сужения спроса. Многие инвесторы, с которыми я общался семь лет назад и которые скептические смотрели на производственный бизнес в России, сегодня изменили свое мнение, а некоторые из них вынашивают или уже реализуют свои производственные проекты.
Малое производственное предприятие — это надежный бизнес, который будет обеспечивать не только вас, но и ваших детей и внуков. И, конечно же, производство — это возможность профессионального и личностного роста.
Павел Спичаков, руководитель проекта, учредитель ООО «КИТ», ООО «Роума» (Владимир), победитель национального конкурса «Бизнес-успех» в номинации «Лучший проект в производственной сфере», сопредседатель комитета по промышленности, член совета ВО «ОПОРА РОССИИ»
зачем стране нужны заводы и фабрики
поэтому они их и уничтожают уже больше 20 лет
ни в коем случае! они расходуют ресурсы России, принадлежащие мировому сообществу. только покупать втридорoга и только за границей.
Чтобы было на что покупать в торговых центрах
для создания рабочих мест, а значит для трудоустройства народа
Для поднятия ВВП, в каждой стране существуют фабрики и заводы, если предприятие не в состоянии платить налоги и экспортировать продукцию, то его закрывают или обновляют, иногда взамен строят новое.
– Скорее всего, это резонерство, то есть бесплодные умопостроения, оторванные от реальности и тоже характерные для больных шизофренией. Обычно такие резонеры-западники и западной жизни-то по существу не знают; это больше их фантазии на тему Запада. Для того чтобы предложить какой-то нормальный реформаторский проект, необходимо глубоко вникнуть в суть дела, изучить его изнутри и реалистично оценить возможность его осуществления, плюсы и минусы. Возьмем пример того же Петра I. Прежде чем начать реформы, он несколько лет работал на верфи в Голландии простым рабочим, досконально изучил тамошнюю жизнь, понял, что ему нужно, а что – нет, и только потом стал предлагать. Современные же реформаторы, в основном, предлагают химерические проекты. И неудивительно, что когда эти проекты начинают претворяться в жизнь, их постигает провал. Такое реформаторство шизофренического типа с резонерством мы все имели несчастье наблюдать – и не только наблюдать, но и переживать его последствия – в эпоху Ельцина. За проектами резонера не стоит ничего реального. Он в беспокойстве, ему хочется что-то сделать, но предлагает он пустое.
– То есть одна из характеристик шизофрении – это резонерство?
– А как популярно объяснить, что такое резонерство?
– Это бесплодное мудрствование. Слов много, а смысла нет.