Для чего нужны желтые номера
Желтые номера на авто: что означают, как получить
В России действует несколько типов автомобильных номеров. Они могут быть черного, красного, желтого, голубого или стандартного белого цвета. В этой статье мы поговорим про желтые номера на авто: что они означают, как получить, какие привилегии дают.
Свою историю в современной России эти знаки ведут с 2002 года. Именно тогда вышло постановление правительства о том, что вводится новая система желтых номеров. Их имеют право использовать:
Главное условие для их использования – применение транспортного средства в коммерческих целях для перевозки людей. Если вы решили поработать в такси, то необходимо обязательно поменять знак на вашем автомобиле, иначе сотрудники ГИБДД могут выписать штраф. При этом возникла проблема. Люди, которые занимались подобной работой не на постоянной основе, а изредка, тоже должны были ставить желтые знаки. В результате возникли путаница и серьезные очереди. Норму об обязательном использовании отменили.
Теперь подобные номера оформляют по желанию. Получить их может владелец автомобиля или тот, кто взял машину в лизинг. Люди, которые управляют ТС по доверенности (в том числе и генеральной), а также те, кто арендует авто, не могут воспользоваться этой привилегией.
Как получить
Для оформления номерных знаков для такси, необходимо, чтобы у владельца транспортного средства была соответствующая лицензия. Учтите, что она выдается сроком на 5 лет. Если она заканчивается, то заветную табличку могут и не выдать. В этом случае просто обновите лицензию. Также учитывайте, что их выдают только на те машины, возраст которых не превышает 10 лет. Поэтому граничные значения могут и завернуть.
Рассмотрим, как выглядит процедура получения:
Достоинства номеров
Данные номерные знаки не дают каких-то преимуществ при движении по трассам общего пользования. Водители не должны уступать дорогу таким транспортным средствам. Машины с желтыми номерами, как и прочие, соблюдают все правила движения. Но определенные плюсы все же есть:
Если вам требуются консультации по поводу оформления номерных знаков или помощь в подключении к службам такси, обращайтесь в ООО «КЭБ Партнер». Мы детально ответим на имеющиеся вопросы, поможем подготовить документы и начать работать полностью легально.
Нужно ли устанавливать желтые номера на автобусы в 2021 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
В начале зимы 2021 года у российских водителей появился очередная проблема, вызывающая множество вопросов. Суть ее сводится к тому, что водители хотят выяснить, является ли установка желтых номеров (регистрационных знаков) обязательной для автобусов, на которые выдана лицензия.
Напомню, что в 2021 и 2022 году лицензия требуется не только для осуществления коммерческих перевозок, но и для перевозок для собственных нужд организации. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье про получение лицензии.
Так вот, законодательство, касающееся выдачи автомобильных и автобусных номеров в последние месяцы не изменялось. Однако в некоторых регионах сотрудники ГИБДД стали придираться к автобусам, имеющим обычные белые номера. Где-то они в устной форме говорят о том, что надо бы установить желтые номера, где-то накладывают штрафы и выписывают требования о замене номеров.
Уже несколько читателей pddmaster.ru сообщили о подобных проблемах, поэтому попробуем разобраться, являются ли требования сотрудников ГИБДД законными:
Документы, о привлечении водителя к ответственности
В данной статье рассмотрим выдержки из процессуальных документов, которые предоставлены одним из читателей pddmaster.ru.
Суть проблемы заключалась в том, что автобус, выполняющий перевозки для собственных нужд организации и имеющий лицензию на перевозки пассажиров, был остановлен сотрудниками ГИБДД. При этом сотрудникам не понравилось, что на автобусе установлены белые номера. Поэтому они составили постановление о наложении штрафа на водителя, а также требование о прекращении противоправных действий.
Рассмотрим выдержки из указанных документов.
В тексте постановления указано, что водитель совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ и ему назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 р (пятисот рублей).
Требование о прекращении противоправных действий представляет больший интерес, поэтому рассмотрим основную часть этого документа целиком (орфография первоначального документа сохранена):
ТРЕБОВАНИЕ
о прекращении противоправных действий
На основании пункта 1 части 1 статьи 13 и пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 7февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции», требую прекращения вышеуказанных противоправных действий в срок до «11» декабря 2021 г.
В случае невыполнения настоящего требования, на основании части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции) Вы можете быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток.
Суть документов сводится к тому, что водитель:
1. Получает штраф в размере 500 рублей за отсутствие желтых номеров.
2. Получает требование на замену номеров, за неисполнение которого ему грозят более серьезным наказанием.
При этом в документах речь идет о том, что водитель использует регистрационные знаки типа 15 (предполагается, что речь идет про обычные белые номера) вместо регистрационных знаков типа 1Б (однострочных желтых номеров).
В целом ситуация похожа на ту, которая в 2016 году сложилась с тонировкой. Тогда водители также получали требования о необходимости снятия тонировки, за неисполнение которых им также грозили административным арестом.
Однако у ситуации есть важное отличие. С тонировкой в 2016 году все было понятно, она была запрещена. А вот с желтыми номерами понятно далеко не все. Поэтому далее рассмотрим нормативные документы, связанные с желтыми номерами.
Правомерно ли наложен штраф за желтые номера?
Итак, водитель получил штраф по части 1 статьи 12.2 КоАП. Рассмотрим соответствующую выдержку из КоАП:
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Данная статья предусматривает наказание в трех случаях:
1. При использовании нечитаемых номеров. Однако в нашем примере номера были читаемыми, их не залепили грязь или снег.
2. При использовании нестандартных номеров. Однако в нашем примере номера были стандартными, то есть изготовленными в соответствии с ГОСТ Р50577. Естественно тип установленных номеров (тип 15) не совпадал с типом, который желали видеть сотрудники ГИБДД (тип 1Б). Однако это не делало номера нестандартными.
3. При использовании номеров, установленных с нарушениями требования государственного стандарта. Однако номера были установлены по стандарту и прикреплены болтами в предусмотренных для них местах.
Третий пункт может быть понятен далеко не всем, поэтому разберем его более подробно. Некоторые водители предполагают, что если тип номера (15) не соответствует предусмотренному ГОСТом типу (1Б), то это и есть установка с нарушением требований ГОСТа. Для опровержения этой теории обратимся к Постановлению пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Пункт 4 этого документа подробно рассказывает о том, кто может быть привлечен к ответственности по части 1 статьи 12.2 КоАП:
4. При решении вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, выражающегося в управлении транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками (часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ), следует руководствоваться примечанием к данной статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, связанным с условиями эксплуатации государственных регистрационных знаков (например, нарушение целостности покрытия государственного регистрационного знака), и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака (в частности, в связи с неисправностью штатных фонарей освещения заднего государственного регистрационного знака), а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.2 КоАП РФ, образует также управление транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта, определенных к их установке на транспортном средстве, за исключением нарушений, связанных с местом установки таких знаков (например, способ крепления государственных регистрационных знаков не соответствует установленным требованиям).
Данный пункт подтверждает, что речь идет именно о требованиях, определенных к установке. А не о требованиях, определенных к присвоению и получению номеров.
В общем, если Вам выписали штраф за желтые номера на автобусе, то выше приведен первый способ оспорить этот штраф (на основании того, что использование номеров другого типа (15 вместо 1Б) не является нарушением по части 1 статьи 12.2 КоАП).
Правомерно ли выписано требование за желтые номера?
Если Вам удастся оспорить штраф по приведенному выше варианту, то вместе со штрафом будет отменено и требование ГИБДД. Однако и само требование ГИБДД вызывает определенные вопросы, поэтому остановимся на этом требовании поподробнее.
Итак, в тексте требования речь идет о ГОСТ Р50577-2018. Этот документ является действующим и в своем составе содержит следующий пункт:
Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
3.2.1 Транспортные средства группы 1
3.2.4 Транспортные средства группы 4 Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
Примечание. При изучении ГОСТ выявлено еще одно важное несоответствие. В документах сотрудников ГИБДД указано, что на автобусе были установлены регистрационные знаки типа 15 (номера для транспортных средств, временно допущенных к участию в дорожном движении, имеющие формат «ММ 000 М 55»).
Однако на автобусе фактически были установлены стандартные номера типа 1, имеющие формат «М 000 ММ 55». И это еще один вариант опротестовать документы ГИБДД на основании того, что водителя привлекают к ответственности за использование номеров типа 15, а таких номеров на автобусе нет.
Однако вернемся к ГОСТ и предположим, что после изучения данной статьи сотрудники ГИБДД поправят свои документы и заменят в них фразу «тип 15» на фразу «тип 1».
Так вот, основной вопрос заключается в том, должны ли водители вообще изучать данный ГОСТ и исполнять указанные в нем стандарты. Чтобы это выяснить, обратимся к тексту Правил дорожного движения, а именно к пункту 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Во-первых, в данном пункте описаны те же самые нарушения, что и в КоАП:
То есть, водитель, опять же, не должен привлекаться к ответственности за использование желтых номеров.
Во-вторых, пункт 7.15 ссылается на ГОСТ 50577 1993 года. А в документах ГИБДД фигурирует ГОСТ 50577 2018 года. И не смотря на то, что первая часть номера документов совпадает, речь идет об абсолютно разных документах.
То есть, сотрудники ГИБДД в процессуальных документах ссылаются на ГОСТ 50577-2018, однако текст правил дорожного движения не требует от водителя соблюдать требования этого ГОСТ. Это еще один вариант обжаловать документы ГИБДД, связанные с использованием желтых номеров.
Итак, мы рассмотрели несколько несоответствий, на основании которых можно попытаться обжаловать документы ГИБДД. Если Ваш автобус попал в похожую ситуацию и Вы решите обжаловать наложенный штраф, то прошу написать в комментариях к данной статье о любых результатах.
Ниже же рассмотрим, требуют ли действующие нормативные документы заменить белые номера на желтые.
Нужно ли менять номера автобуса на желтые в 2022 году?
В первую очередь нужно сказать о том, что в настоящее время нет нормативного документа, который бы прямо говорил о том, что автобусы, имеющие лицензию, должны в обязательном порядке заменить белые номера на желтые.
Поэтому пойдем более сложным путем и попытаемся найти в действующих нормативных документах ссылки на другие документы, регламентирующие установку желтых номеров. Еще раз обратимся к тексту Правил дорожного движения, а именно к пункту 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Это единственный пункт, который связывает правила дорожного движения и ГОСТ, в котором описаны типы регистрационных знаков. И он, опять же, говорит лишь о том, что номер должен быть изготовлен и установлен по стандарту.
Тем не менее, обратимся к ГОСТ Р 50577-93. И тут нас ждет очередная удивительная ситуация. Этот документ утратил силу, то есть не действует. Просто законодатели не торопятся обновить ссылку в тексте Правил дорожного движения.
Найдем в недействующем ГОСТ 50577-93 пункт, относящийся к установке желтых номеров:
3.2.1. Транспортные средства 1-й группы
Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
То есть старый ГОСТ, на который ссылаются действующие ПДД, требует, чтобы желтые номера выдавались только на коммерческие автобусы.
В общем, изучение нормативных документов говорит о том, что обязательная замена белых номеров на желтые в законодательстве не прописана. Тем не менее, уже нескольким читателям pddmaster.ru пришлось столкнуться с подобной проблемой. Поэтому полностью игнорировать ее не стоит. Просто имейте в виду, что сотрудники ГИБДД стали обращать внимание на данный вопрос и будьте готовы им ответить (со ссылками на нормативные документы), если попадете в аналогичную ситуацию.
А вообще сама по себе ситуация с требованием о замене номеров выглядит несколько странной. Такое ощущение, что в ГИБДД некоторых регионов возник недобор по количеству уплаченных государственных пошлин и сотрудники решили таким вот способом загнать автобусы организаций на внеочередную перерегистрацию. А как Вы думаете, для чего сотрудники требуют заменить белые номера на желтые? Напишите об этом в комментариях ниже.
Если же Вам уже довелось столкнуться с требованием об установке желтых номеров, то также опишите ситуацию в комментариях к данной статье. При этом прошу указать и название региона, в котором имела место остановка сотрудниками ГИБДД.
Желтые номера на авто, кому они выдаются
Наблюдательные люди могли задаваться вопросом, желтые государственные номера на авто — что же это такое? Их можно заметить, прогуливаясь по улице. Учитывая, что цвет необычный, сразу возникает вопрос, что же данные знаки обозначают? К слову, существуют и другие цвета, которые тоже можно увидеть в городе. Сейчас рассмотрим, что означает определённый оттенок номера на машине.
Определения цветов
Если ориентироваться на законодательство, то можно понять, что существуют не только жёлтые номера, но и другие расцветки. Всего можно выделить 5 разновидностей. Среди них: белый, жёлтый, синий, красный и чёрный. Естественно, что владелец автомобиля не выбирает тот цвет, который ему больше нравится. Определённый вид получаешь в зависимости от назначения транспортного средства. Сейчас разберёмся, что означают желтые номера, а также иные виды.
К слову, до 2002 года желтый цвет говорил о том, что автомобиль принадлежит апатриду или иностранцу. Однако сейчас уже мигрантам не выдают подобного оттенка знаки. Но всё ещё могут ездить машины, которые до 2002 года получили жёлтые номера.
Процедура получения
Некоторые люди интересуются, как получить желтые номера. У них есть определённые преимущества. Например, такая машина может бесплатно останавливаться на платной стоянке. Помимо этого, ей разрешается ездить по полосе общественного транспорта. Однако только лишь по желанию нельзя стать обладателем жёлтых государственных знаков.
Если же транспортное средство принадлежит таксисту, то тогда можно обратиться в ГИБДД. Однако важно предварительно получить лицензию на перевозку людей. Если машине меньше 10 лет, то тогда можно оформить разрешение на деятельность на 5 лет.
Однако нужно учесть, что если транспортное средство арендуется или предоставляется по доверенности, то тогда лицензию получить нельзя. Также на неё можно не рассчитывать, если водительский стаж менее 3 лет.
Важно! Если автомобиль в лизинге, то тогда лицензию можно получить. Ведь в этом случае человек пользуется машиной с правом выкупа.
Отдельно нужно отметить, что таксистам необходимо соответствующим образом обустроить машину. Требуется установить таксометр, устройство для чеков, оранжевый фонарь на крыше и т.д. Тогда будет возможность обрести лицензию.
Обязательно нужно будет подать определённые документы:
Ждать рассмотрения заявления придётся до 30 дней, после чего будет дан ответ. Если человек и его машина соответствуют условиям, то тогда будет шанс получить лицензию.
Были времена, когда все таксисты были обязаны оформлять жёлтые госномера. В ином случае им нельзя было осуществлять свою деятельность. Однако в связи с этим решением для сотрудников ГИБДД появилось много работы. Поэтому позже приняли закон, что не обязательно нужно менять цвет знаков. Теперь это делается по желанию, если человек хочет получить привилегии. Поэтому таксистам нет нужды обращаться в ГАИ, чтобы сменить цвет госномеров.
Желтые автомобильные номера
На российских дорогах нередко встречаются автомобили с желтыми номерами. Особенно часто их можно увидеть в крупных городах. Однако не все знают, что означают желтые регистрационные номера и какие особенности они имеют.
ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» относит такие номерные знаки к типу 1Б. Это означает, что они «предназначены для легковых такси, а также транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек, осуществляющих перевозку на основании лицензии». То есть, устанавливаются желтые номера на такси, маршрутки и автобусы для перевозки пассажиров.
Такие номерные знаки впервые появились в марте 2002 года. От классических белых они отличаются не только цветом, но и форматом:
До 2008 года для автобусов существовало дополнительное требование касательно регистрационного знака: номер должен был быть продублирован крупным шрифтом сзади на самом транспортном средстве. Сейчас этот пункт отменен.
Преимущества желтых номерных знаков
На данный момент желтые номера не являются обязательными для осуществления перевозки пассажиров. Однако они дают своим владельцам некоторые преимущества на дороге:
Кроме того, такие номера повышают доверие клиента: желтый цвет дает понять, что у водителя есть легальная лицензия на извоз.
Старые желтые номера для иностранных граждан
До 2002 года желтые номерные знаки использовались в России для совершенно других целей — их выдавали на автомобили, зарегистрированные на иностранных граждан.
Старые желтые номера — номера для иностранных граждан и компаний
Существовало пять типов таких номеров:
В последнем случае буква в номере не была случайной и имела смысловое значение:
Такие номера не выдаются с 2002 года и практически полностью вышли из употребления.
Желтые номера на авто: что они означают и как получить
Такспопарк Roxe напрямую сотрудничает с популярными агрегаторами, в том числе Яндекс.Такси. Мы предлагаем водителям прямое подключение с выгодным оформлением. Наш сервис предлагает гарантии трудоустройства в такси, собственный автопарк автомобилей с магнитным брендированием, выгодные условия и быструю регистрацию по упрощенной схеме.
Наши машины по законодательству Москвы и Московской области имеют государственные номера желтого цвета. Речь идет об цветовой гамме и дополнительном оснащении — шашечный пояс и оранжевый колпак.
Что означают желтые госномера
Формат номерного знака и его цвет определяются законодательством Российской Федерации. В настоящее время действуют госномера на белом фоне с основным и дополнительным полями. Также можно встретить желтые номера на авто. Существуют синие, черные, красные варианты, которые обозначают цветом машины МВД, дипломатическим посольствам, МЧС и другим структурам.
Что означает выдача желтых номеров? С весны 2002 года наличие номеров на машине желтого цвета означает ее привлечение к платным пассажироперевозкам. Это могут быть:
Процедура получения
Основное условие получения номерных знаков — лицензия на право заниматься таким видом деятельности. Стоит учитывать, что право для работы в такси выдается на период до 5 лет. Поэтому стоит обновить лицензию, если срок ее действия подходит к концу. Еще одним важным условием, на которое нужно обращать внимание, служит возраст транспортного средства, которые не должен превышать 10 лет. Иначе рассчитывать на лицензию не стоит.
После выбора транспортного средства для работы в такси, можно подавать документы на знаки, которые выдают в течение месяца. Вся процедура регламентируется законом и включает ряд этапов:
Привилегии цветных номеров
С точки зрения преимущества на дороге, авто с цветным номерным знаком не имеют абсолютно никаких привилегий. Они обладают теми же правами и обязаны выполнять все правила, что и автомобили с номерами на белом фоне.
Желтой машине можно двигаться по выделенной полосе. Это одна из особенностей, которые отличают маркированные транспортные средства.
Номерной знак желтого цвета позволяет водителям такси парковаться на любых стоянках, и находиться на них без временных ограничений. Это право обеспечено только водителям, которые получили официальную лицензию.
Главным преимуществом маркированных номерных знаков является спокойствие владельца или индивидуального предпринимателя за свою деятельность. Номерной знак соответствующего цвета означает законность пассажирских перевозок. Главное — своевременно уплачивать налоги и сборы.