Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Проект по русскому языку «Зачем нужны знаки препинания»

Проект по русскому языку «Зачем нужны знаки препинания»для 4 класса. Он включает в цели, задачи, объект, предмет, гипотезу, актуальность.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку «Зачем нужны знаки препинания»»

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Проект по русскому языку «Зачем нужны знаки препинания»

ученик 4 «Б» класса МАОУ «Гимназия №1»

Учитель: Лукутова И.И.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Цель и задачи проекта

Цель: рассказать о значимости знаков препинания

Гипотеза, объект и актуальность и план проекта

Гипотеза: предположим, что знаки препинания очень важны в русском языке

Объект: знаки препинания

Актуальность: без знаков препинания в русском языке текст был бы скучным однообразным, не всегда понятным.

2. Значимость знаков препинания

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Названия знаков препинания

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Пунктуация это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Стихотворение о знаках препинания

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Запятая служит разделителем нескольких предложений в составе сложного, используется при перечислении однородных членов, обращений и др.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Вопросительный, восклицательный знаки. Многоточие.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим: громко, с волнением, выражаем: удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость.

Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу, Помолчать даже немного не хочу

Многоточие. Многоточие выражает паузу или незаконченную мысль.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Тире, точка с запятой, двоеточие

Тире выделяет или разделяет предложения друг от друга, а также используется в качестве связки. Точка с запятой связывает два или несколько распространенных предложений в составе сложного.

Двоеточие помогает разделить основное предложение от последующего перечисления или разъяснения главного предложения.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак, влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по значению.

Источник

Презентация на тему » Проект по русскому языку «зачем нужны знаки препинания» 4 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по русскому языку «Зачем нужны знаки препинания» Подготовила учитель начальных классов Криницына С.В. МОУ ВЦО №2 г. Венев 2017 год

Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, порой делая его противоположным по смыслу!

Например, предложение «Казнить нельзя помиловать» имеет разный смысл благодаря запятой « Казнить, нельзя помиловать!» « Казнить нельзя, помиловать!».

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Номер материала: ДБ-096537

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Индивидуальный проект на тему «Значение русской пунктуации».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 6_-_9_klass._printsipy_punktuatsii.ppt

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Описание презентации по отдельным слайдам:

. Выполнил обучающийся 12 группы Ерохин Владимир Юрьевич

Цель исследования: является исследование проблемы норм русского языка, и в частности, орфоэпических и орфографических.

Задачи исследования: изучить нормы русского языка; рассмотреть правила пунктуации в русском языке;

Объект исследования: нормы русского языка. Предмет исследования: проблема правильности русской речи, соблюдения норм литературного языка.

Что такое пунктуация?  Обратимся к словарю 

Этимологический словарь Орфоэпический словарь Толковый словарь Словообразовательныйсловарь Словарь синонимов Словарь иностранных слов Словарь паронимов Словарь синонимов Словарь иностранных слов Словарь паронимов Этимологический словарь Орфоэпический словарь Словообразовательныйсловарь Орфографический словарь Этимологический словарь Орфоэпический словарь Словообразовательныйсловарь Словарь синонимов Словарь иностранных слов Словарь паронимов Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.

Из истории Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Они давно стали настолько привычны, что мы их просто не замечаем, поэтому, и не можем по достоинству оценить. Однако, знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Из истории знаков препинания. В самом начале существования русской письменной речи использовался только один знак – точка. Её ставили в середине строки между группами нерасчленённых слов. В рукописных текстах того времени можно встретить и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий современную запятую. Появление привычных нам знаков препинания и оформление правил их употребления теснейшим образом связано с возникновением книгопечатания на русском языке. В середине XVIII века использовались 8 знаков: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный («удивительный») знаки, скобки(«вместительный знак»), чёрточка («единительный знак»)

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё. Например: въоновремя приближашеся праздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век).

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“. Рисунок Саши Виташева 7б

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово «запятая» встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Легенда. Один богач в Древней Греции оставил большое наследство,но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «поставить статую золотую пику держащую» Подумайте, как мог разрешиться этот спор? Имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение? Предложите ваши варианты постановки знаков препинания, как изменится смысл фразы?

«поставить статую, золотую пику держащую»

«поставить статую золотую, пику держащую»

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке.

Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

А вот появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.

ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Одиночные разделяющие знаки ставятся между предложениями, частями сложного предложения, ОЧП, подлежащим и сказуемым и членят текст на отрезки.

Запятая и точка с запятой в середине предложения членят текст на грамматически и логически равнозначные отрезки и ставятся между частями сложного предложения, однородными членами простого. Обладают разной разделяющей силой.

Запятая и тире как единый знак употребляется только при прямой речи и цитировании.

*** *** Внимание! Внимание! Мы знаки препинания! Тире, знак восклицания, Кавычки, двоеточие, И прочее, и прочее. Восклицательный знак: Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет! Вопросительный знак: Разные вопросы Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Многоточие в конце предложения или при его обрыве указывает на недосказанность мысли. В середине может указывать на недосказанность или обозначать пропуск в цитате. Последнее часто в сочетании со скобками: (…)

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.

Вывод: Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.

Успехов вам в освоении сияющих вершин пунктуации!

Выбранный для просмотра документ Значение русской пунктуации 15. 12. 2016.docx

История современной пунктуации. ….

Основы русской пунктуации.

Глава 2. Знаки препинания.

2. 1. Тире между подлежащим и сказуемым.

2. 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами.

2. 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами.

2. 4. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами.

2. 5. Бессоюзное сложное предложение.

Список использованных источников…….

Культура речи – это, во-первых, владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения. Во-вторых, это область языкознания, которая призвана решать проблемы норм речи, разрабатывать рекомендации по умелому пользованию языком. Нормативность речи – это соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса. Вопросами культуры речи занимались М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. А. Потебня, Г. О. Винокур, А. М. Пешковский, Л. В. Щебра, Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, Р. И. Аванесов, С. И. Ожегов.

Цель исследования : является исследование проблемы норм русского языка, и в частности, орфоэпических и орфографических .

изучить нормы русского языка;

рассмотреть правила пунктуации в русском языке;

Объект исследования : нормы русского языка

Предмет исследования: проблема правильности русской речи, соблюдения норм литературного языка.

Глава 1. Значение русской пунктуации.

В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения. Знаки препинания (точка, крест, волнистая черта) делили текст в основном на смысловые отрезки или обозначали обстановку в работе писца. В некоторых рукописях 16 века они не получают широкого распространения. Постепенно входят в употребление вопросительный знак, скобки, двоеточие. Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. Постановка знаков препинания в печатающихся произведениях была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст. Но это не означает, что авторы, в особенности писатели и поэты, не оказывали со своей стороны никакого воздействия на формирование системы русской пунктуации. Наоборот их роль в этом отношении с течением времени всё более усиливалась, и современная русская пунктуация должна рассматриваться как результат длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в ряде европейских языков (в том числе и в русском) после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые вырабатывались лучшими мастерами русской литературной речи в течении длительного периода начиная с 18 столетия по настоящее время.

Сформировавшаяся в основных чертах к 18 веку система знаков препинания требовала и разработки определённых правил об употреблении их. Ещё в 16 – 17 веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку имевшихся к тому времени знаков препинания (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий). Однако общие и частные основы постановки знаков препинания в главных своих чертах складывались в течении 18 века, когда закончилось формирование основ современного русского литературного языка.

Начало научной разработке русской пунктуации положил гениальный представитель грамматической науки18 века М. В. Ломоносов в своём труде »Российская грамматика», написанном в 1755 году. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе, т. е. Он впервые в русской грамматической литературе подводит теоретический фундамент под практически существовавшую пунктуацию: все правила употребления знаков препинания сводит к семантико-грамматическому принципу.

Очень обстоятельно изложены правила пунктуации учеником Ломоносова профессором Московского университета А. А. Барсовым в его грамматике, которая, к сожалению, не была напечатана, а дошла до нас в рукописном виде. Грамматика Барсова датируется 1797 годом. Правила пунктуации помещены Барсовым в разделе, именуемом «Право изложением», и тем самым поставлены в связь с правилами чтения. Это объясняется тем, что у Барсова как самое определение пунктуации, так и правила её охватывают различные стороны письменной речи, в том числе и приёмы устного произнесения написанного и напечатанного.

В первой половине 20 века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих не больших в этой области работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, в середине и второй половине 20 века появились фундаментальные исследования по пунктуации А. Б. Шапиро. Однако и до настоящего времени теория пунктуации находится на низком уровне развития и не соответствует общему теоретическому уровню русской лингвистической науки. До настоящего времени у лингвистов, работающих в области пунктуации, нет единой точки зрения на основы современной русской пунктуации. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на семантико-грамматической, четвёртые – на интонационной. Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными, что способствует её устойчивости, хотя отдельные пунктуационные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием русской грамматической теории и в целом русского литературного языка.

1. 2. Основы русской пунктуации.

Источник

Проект «Достойные внимания знаки препинания»

уваровский кадетский корпус

имени Святого Георгия Победоносца

Проект по русскому языку
«Достойные внимания знаки

Цель: узнать, как можно больше о знаках препинания.

-узнать историю возникновения некоторых знаков препинания;

-определить их значение;

-изучить правила постановки знаков;

-определить функции знаков препинания;

-выяснить зачем нужны знаки препинания?

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В системе современной русской пунктуации используются 10 знаков препинания:

История русской пунктуации

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль:

„ ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово «запятая» встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Значение знаков препинания

Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».

Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

между частями сложного предложения;

между однородными членами;

при повторяющихся союзах;

для выделения обращений;

для оформления прямой речи.

после обобщающего слова перед однородными членами;

после слов автора перед прямой речью.

между подлежащим и сказуемым;

перед обобщающим словом после однородных членов;

после прямой речи перед словами автора.

Функции знаков препинания

Разделительная (разделение на смысловые отрезки)

Выделительная (выделение смысловых отрезков)

Завершающая (завершение предложения)

Завершающие знаки : точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают

всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.

Разделительные знаки : запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

Выделительные знаки : запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными

Зачем нужны знаки препинания?

Знаки препинания в основном являются способом оповестить читателя о перерывах и необходимости особого внимания, которое в противном случае можно не заметить. Знаки препинания заслуживают любви, так как помогают чтению стать легким и приятным; они обеспечивают меньше ошибок и создают больше смысла.

Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Многие газеты специально не ставят запятую в заголовке статьи. Делается это для того чтобы читающий задумался над текстом. Делается это для того чтобы читающий задумался над текстом и прочитав статью, сам решил в каком месте должна стоять запятая. Например,: «Строить нельзя сносить» (Жуковские вести 3 октября 2017 год) или «Приручить нельзя оставить?» (Крымская правда 19 ноября 2015года)

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла.

А вот пример из прошлого:

Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом, не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Или взять, например, Витю Перестукина из мультфильма «Страна невыученных уроков». Из-за одного ошибочно поставленного знака его чуть не лишили жизни. Витя между слов: «Перестукина казнить нельзя помиловать» написал запятую после «казнить». И ведь ему чуть не отрубили голову! А если бы это было в настоящей жизни?!

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Смотреть картинку Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Картинка про Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект. Фото Для чего нужны знаки препинания в русском языке проект

А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем быстро меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через смс и скайп, молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопоты!

Я, решил провести мини-опрос. Были опрошены 17 человек 8 класса.

Вот какие вопросы были заданы:

1 Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?

(если нет, объясните почему)

2 Какие знаки препинания вы используете чаще всего?

3 С какой целью используете знаки препинания?

4 Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?

Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?

Использую, но не всегда-4 человека

Не использую-1 человек

Какие знаки препинания вы используете чаще всего?

Все 10 знаков препинания-3 человека

Запятые, точки-17 человек

С какой целью используете знаки препинания?

Соблюдаю пунктуационные правила-5 человек

Казаться грамотным-2 человека

Чтобы меня правильно поняли-10 человек

Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?

16 человек-выражают свои эмоции (многоточие-неуверенность, не хочу отвечать, точка-обида, больше не хочу говорить.

1 человек-не выражаю

Опрос показал, все-таки большинство пишущих используют в своих текстовых сообщениях знаки препинания и считают это необходимым, т. к. они не только помогают быстро понять смысл написанного, но и расставляют смысловые акценты в предложениях. Кроме этого, я заметил, что многие в своих высказываний используют знаки препинания в новом несвойственном им употреблении-выражении эмоций.

В заключении хотелось бы прочитать рассказ А.Каневского:

О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Берегите знаки препинания!

В своей работе я проанализировал значение и функции знаков препинания, выявил их роль в предложении и письменной речи

Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.

Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте. Очень важно писать и читать грамотно!

Таким образом я еще раз доказал: на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Список используемой литературы:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа», 2010 год

3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.

6. А. Каневский О пользе знаков препинания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *