Для чего нужны знания об обществе
Зачем и для чего мы изучаем общество?
Ответ: Познание общества – это и познание самого себя. Когда человек вступает в жизнь, общество уже существует. И вся система образования, воспитания, профессиональной подготовки, культура, общение, быт – всё готовит нас к тому, чтобы мы включились в общество, заняли там определённое место, выполняли необходимые функции. Мы усваиваем традиции и нормы, идеалы и ценности, схемы поведения и взаимоотношений. Социальное влияние на формирование личности неоспоримо. При всём разнообразии индивидуальных характеристик, нас объединяют какие-то черты, заложенные обществом. И всматриваясь в него, мы больше узнаём о себе.
В процессе общественной деятельности люди устанавливают друг с другом различные отношения. Иначе быть не может, ведь только общество в целом обладает свойством самодостаточности.
Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть потребностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим индивидам и вступать с ними во взаимодействие.
Одним из базовых понятий социологии является социальная структура общества.
Социальная структура – это анатомический скелет общества. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Вместе с тем, следует отметить, что хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.
Социальный статус – это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу ученик, но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, человек средних лет, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери – сын.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой.
Статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Так бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином и наоборот.
Таким образом, именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений – и межличностных и социальных.
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Например, от банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного – совсем иной.
Все наше человечество существует и развивается в соответствии с законом социальной дифференциации, т. е. постепенным увеличением количества и качества различных социальных общностей: классов, сословий, каст, групп, профессий, специальностей, партий и т. д.
Дифференциация – это деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий. Другими словами, социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.
Еще в древние времена люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества. Именно поэтому абсолютно во всех обществах существует разделение статусов и ролей. Все члены общества распределяются внутри социальной структуры таким образом, что все различные статусы заполняются и выполняются все соответствующие им роли.
В разные исторические промежутки времени существовали и разные критерии различия индивидов. Первоначально это были антропологические и демографические различия. Общество делилось по признакам пола, возраста, расы, этноса и т. д. Позже появились различия социального характера, т. е. деление общества на классы, касты, сословия, по принадлежности к той или иной профессии и т. д. Когда в различиях индивидов появились социальные черты, антропологические и демографические различия под их влиянием изменились, можно сказать, социализировались.
Расы разделились на «высшие» и «низшие» по социально-политическим признакам, этносы – на «господствующие» и «подчиненные», полы – на «суверенный» и «зависимый», поколения – на социально противостоящих «отцов» и «детей».
Современная социология выделяет четыре группы факторов, определяющих социальную дифференциацию людей:
Данные факторы подразумевают формирование рас, а в их границах – этносов, наций, национальностей, народов. Группы, на которые делится общество, объединяются по естественным признакам.
Здесь подразумевается деление людей по полу и возрасту, что также происходит естественным образом, т. к. в природе есть два различных пола: мужской и женский. Также естественно и возрастное разделение на группы: младенцев, детей, подростков, молодежь, зрелое поколение, пожилых людей и стариков.
Происходит общественное разделение труда (работники умственного и физического труда), возникновение разнообразных профессий, специальностей и специализаций. По этим основаниям люди делятся не только естественным образом, но и при помощи силы, влияния, благосостояния и т.п.
Общество разделяется на касты, сословия, классы и т. п. Здесь имеют место также и естественные, и социальные различия. Основания, по которым общество делится на группы, определяются богатством, доходом, социальным статусом каждого отдельного индивида. Все общество представляет собой как бы некую пирамиду, разделенную по горизонтали на части. Верхушка – это элита, как правило, самый малочисленный слой населения. Низ пирамиды – это люди (сословия, касты, классы и т. п.), живущие в нищете, за чертой бедности. Ну а середина – это, соответственно, средний класс населения.
Хотя социальная дифференциация и осуществляется по этим четырем доминирующим факторам, существуют еще множество различных оснований для ее осуществления. Так, социальная дифференциация может осуществляться по различиям между людьми, обусловленным их физиологическими и психическими особенностями. Например, можно разделить людей на группы по их росту, характеру, темпераменту, цвету волос, по их талантливости, одаренности и другим признакам, которые можно перечислять до бесконечности.
Причины неодинакового положения людей в обществе: К. Маркс– социальное неравенство порождено частной собственностью и эксплуатацией человека человеком.
Все эти статусы, образующие социальную структуру, различаются, но они не обязательно занимают определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы брюнетки и блондинки дифференцированы, но, ни один из них не считается выше другого – они просто разные.
Первое, что можно наблюдать в обществе – это социальная группа.
Социальная группа – это относительно устойчивое сообщество людей, взаимодействующих для достижения каких либо целей или потребностей.
Социальные группы бывают:
большими и малыми;
устойчивыми и неустойчивыми;
Принадлежность человека к той или иной социальной группе определяет статус личности.
Вообще, в социологии существует целый ряд классификаций социальных групп. Они могут различаться:
1.по значимости объединяющих критериев: номинальные и реальные;
2.по типу взаимосвязей: первичные и вторичные;
3.по количеству членов: малые и большие;
Самыми крупными социальными группами считаются классы.
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства которой они обладают. (В. И. Ленин)
Классы очерчивают группы людей, имеющих общий социально-экономический и политический статус.
Центральной темой социологии является социальная стратификация, которая объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Главными измерениями стратификации являются – доход, власть, образование и престиж. (П. Сорокин)
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения труда, т. е. социальных благ.
Термин «стратификация» пришёл из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Основанием для стратификации служит лестница доходов, бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые – верхнюю.
Степень социальной стратификации, т. е. расслоения и неравенства, может меняться с течением времени в одной и той же стране.
Высший класс – богатые – занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии. Они лучше оплачиваются и в большей степени связаны с умственным трудом. Вожди, короли, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, учёные составляют элиту общества. Обычно богатые не одиночки, а семьи и семейные кланы. Класс богатых разбивается на верхний (миллиардеров) и нижний (просто богатых миллионеров).
Средний класс – в индустриально развитых странах составляет 60 – 80%. Он появился лишь в ХХв. В обществе выполняет специфическую функцию – стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, не давая им столкнуться. Средний класс состоит из тех кто сделал судьбу своими руками и, следовательно, заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности.
Средний класс – самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес.
Костяк среднего класса составляют представители малого бизнеса, менеджеры, фермеры, кадровые военные, техническая интеллигенция и т. д. Выделяют 3 слоя среднего класса: верхний, переходный к высшему, средний, собственно средний класс, нижний.
Андеркласс «социальное дно».
Маргинал – человек покинувший одну страту и не адаптировавшийся к другой. Под маргинальностью понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих пограничное положение в обществе. Маргинальная группа отвергает определённые ценности той культуры, в которой возникает и утверждает собственную систему ценностей.
Маргинальные группы и общности формируются на границах социальных слоёв и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому. Процесс маргинализации на современном этапе рассматривается как процесс деклассирования. Причиной возникновения маргинальных групп служит ухудшение материального уровня населения, девальвация традиционных ценностей. К маргиналам также могут принадлежать и люди вполне благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.
Социальное действие. Данное понятие также считается одним из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей.
Впервые в социологию данное понятие было введено и научно обосновано М. Вебером. Он определял социальное действие как осознанное действие человека, ориентированное на поведение других и воздействующее на них.
Любое социальное действие должно включать в себя:
1.действующее лицо;
2.потребность в активизации поведения;
3. цель действия;
4.метод действия;
5. другое действующее лицо, на которое направлено действие;
6. результат действия;
Социальные действия бывают межличностными и совместными.
Впоследствии социальные действия перерастают в социальные отношения. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Так, предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, продавец – как в возможном покупателе.
Социальный институт. Социальные структуры, которые обеспечивают устойчивость связей и отношений в обществе, называются социальными институтами. Понятие «социальный институт» не абстракция, они предстают перед нами в качестве зримых объектов. Всего выделяют 5 основных социальных институтов:
• институт семьи и брака – потребность в воспроизводстве рода;
• политические институты – потребности в безопасности и социальном порядке;
• экономические институты – потребности в добывании средств к существованию;
• институты образования – потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров;
• институт религии – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;
Внутри основных институтов скрываются более мелкие образования. Общая черта социальных институтов – выполняемые ими функции. Функцией социального института называют ту пользу, которую он приносит обществу. Если пользы нет, то функция превращается в дисфункцию. Плюс в минус.
Как мы уже выяснили общество не однородно по своему составу. Исходя из этого, возникают различные социальные противоречия и конфликты. Противоречие зарождается, созревает и приводит к конфликту. Борьба противоречий является источником развития в природе. Социальные противоречия зарождаются стихийно, они отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, государства к государству.
Психологический план выхода из конфликтной ситуации:
1.выслушать мнение оппонента;
2. не употреблять категоричных фраз во время конфликта;
3.не делать вывода за оппонента;
4. поставить себя на место собеседника;
5. молчание, пауза;
Социальные конфликты в зависимости от того, кто является их субъектами, можно подразделить1. внутриличностные;
2.межличностные;
3. внутригрупповые и межгрупповые;
4. этнонациональные;
5. международные;
По масштабам и распространённости выделяют конфликты: локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Зачем нужно изучать общественные науки и почему их нужно изучать всем?
Каждый из нас, будучи школьником или студентом задавал себе вопрос: «А зачем я учу тот или иной предмет, ведь он мне в будущем не пригодится.» Классическим примером служат общественные науки, к которым в последнее время сложилось не только предвзятое отношение обучающихся, но и тотальное равнодушие со стороны людей, преподающих эти науки. В данной статье будут затронуты следующие вопросы:
— Что такое общественные науки?
— Зачем общественные науки нужно изучать?
— Почему общественные науки должны изучать все?
Разнообразие общественных наук
Общественные науки — науки об обществе: начиная от культуры разных стран, заканчивая политэкономией. В общем, всё, что связанно с обществом и помогающее взглянуть на него наиболее объективно, увидеть процессы в нём и всё это проанализировать.
Многие люди не понимают, зачем это нужно? Это уже привычная обывательская позиция, и она объясняется образом жизни, наполненного рутиной. Работа, долги, «семейные дела» — до боли многим знакомые явления. Но это всё не значит, что не нужно не интересоваться происходящим вокруг. Тем более, когда вся наша жизнь завязана на этом самом «вокруг». Каждый из нас включён в общественную жизнь, играет свою роль так же, как каждый из нас обеспечивается обществом. В целом — общество наш общий дом, хотим мы или нет. Поэтому и нужны общественные науки, чтобы понимать наше общество, работать с ним и на его благо. Не стоит и говорить, что общественные науки могут дать ответы на многие вопросы: Почему есть чудовищная разница в доходах ( о чём говорит коэффициент Джинни)? Пока одни зарабатывают десятки и сотни миллионов, другие голодают или не могут обеспечить себя и свои семьи первым необходимым. Почему в современной культуре, особенно в Интернете, всё чаще отражается проблема «людей которые не могут найти себя»? Почему существует алкоголизм и наркомания?
Почему всё так, как оно есть — вот что объясняют общественные науки. Изучение общественных наук вообще полезно и для каждого человека в отдельности. Подобно регулярным занятиям спортом, интеллектуальная деятельность воспитывает самодисциплину и закаляет характер.
Почему же их должны изучать все? Как было сказано, наше общество — наш общий дом. Дом, который мы строим своим трудом и который нас обеспечивает. Так давайте же будем вместе работать над нашим общим домом, сделаем его пригодным для всех, решим его проблемы. А как можно осознанно подойти к делу и решать проблемы, не понимая их корней? Всеобщее образование общественным наукам — необходимое условие осуществления народной власти. Каждый должен понимать, что главный интерес всех людей — благополучие, всестороннее развитие каждого, взаимопомощь и коллективизм, никакому народу не нужны войны, никакому человеку не нужна бедность другого.
Корень проблем — частная собственность на средства производства, от неё все беды, общественный капитал подчинён частным интересам. Войны, бедность, безработица — всё в интересах собственников капитала, то есть — буржуазии. Народ будет свободен лишь тогда, когда всё будет в его руках, все производства, а за ними и вся власть, посредством которой будут обеспечено мирное развитие общества. Когда всё будет на пользу всех.
Итог: Изучение общественных наук нужно каждому, чтобы каждый человек мог жить, руководствуясь наукой. Чем больше у нас в стране будет сознательных людей, тем быстрее мы покончим со многими бедами нашего общества, тем больше будет в нашем народе учёных и трудящихся талантов.
И что самое главное, никто больше не будет жить за счёт чужого труда, все буду жить за счёт труда всех! Поставить весь общественный капитал на общественное пользование и удовлетворение потребностей всех — главная задача трудящихся масс, но перед этим они должны её осознать. Но мало осознать, надо учиться. Ведь когда начнутся общественные изменения, обществу понадобятся как можно больше специалистов и талантов.
Наше общество развивается. Оно не может не развиваться — это его природа. Общественные формации сменяют друг друга. Это историческое развитие и оно неумолимо. Для того, чтобы это понимать и вести осознанную деятельность, и нужно изучение общественных наук. Не обязательно определять себя как коммунист, чтобы изучать общественные науки. Главное действовать и использовать знания сообразно интересам большинства – интересам трудящихся и членов их семей, добросовестно и осознанно.
Приступим же к учёбе и изучению наук, чтобы сделать этот мир лучше!
На этом у меня всё. Всем спасибо за прочтение материала, ожидаю критику в комментариях.
Автор: Евгений Лутошкин. Организация Трудящихся Казахстана
И что самое главное, никто больше не будет жить за счёт чужого труда, все буду жить за счёт труда всех!
Т.е. за счет своего труда не будет жить никто.
Опять общий котел с «Непогрешимыми» дядями на распределении из этого котла.
Нужно просто отдавать и верить что дяди будут распределять не так как захочется, а по справедливости.
Угу. Нужно искоренить диктатуру денег. И заменить ее диктатурой блата. Ведь кто зарабатывает большие деньги? Одни воры, ведь все знают что честным трудом денег не заработать. Ну есть там правда ещё всякие способные, которые дают нам все блага цивилизации мыслимые и не мыслимые. Но и тех мало. И почему это им должно доставаться больше благ? Им просто повезло родиться со своими способностями. Они должны, нет обязаны, добровольно применять их на общественное благо. А вот блат это другое дело. Ведь что такое блат? Блат это дружба, чтобы было больше благ, надо больше дружить. А разве будут дружить с плохим человеком? Нет конечно, вот так и нужно. Так и должно быть.
А зачем изучать философию в университете?
Учащийся, помни: ты обеспечиваешь рабочими местами миллионы учперсонала! Прояви сознательность и не дай им умереть с голоду.
Мне ко второму уроку
Однажды я пошёл в школу и следующие десять лет жизни со мной происходило непонятно что. Не знаю, каково было в школе вам, но мне не нравилось — это уж точно. Поэтому просто чуток терапевтических воспоминаний.
Всех наших учителей как будто рисовал художник-карикатурист, который специализируется на тётеньках. Он нарисовал худеньких, толстеньких, миниатюрных и огромных, с дурацкими прическами, с маленькими ножками в туфлях-лодочках, в бусах, в кофточках и в очках самых диких форм.
Как-то раз художник отлучился, поэтому его сменил другой и нарисовал пару нормальных людей. Потом первый вернулся и был в ярости — видимо, тогда-то он и изобразил директрису.
Геометричка всё время подмигивала левым глазом. У неё был тик и кличка «Семафоровна». Мы шутили, что на контрольных она так диктует азбукой морзе правильные ответы.
Географичка через слово говорила «непосредственно». Я навсегда запомнил, что непосредственно столица Чили — это непосредственно Сантьяго. В старших классах двое наших парней выбили дверь туалета рядом с её кабинетом. Ну просто она была закрыта и. и надо было ее открыть. Когда географичка кричала: «Да как вам такое в голову пришло?!», один из них ответил «Непосредственно», после чего все сдавленно заржали.
Изошка швыряла мел. Мы пришли на урок, и одна парта была закрыта картонкой. Под картонкой во всю ширь была фломастером нарисована камасутра. Лучшая её часть. Кто-то поинтересовался у изошки, что это за прекрасный рисунок, она шваркнула кусок мела об переднюю парту и его осколки свистящей картечью разлетелись по классу.
Англичанка напоминала Обеликса усами и размерами, только вместо полосатых штанов от подмышек начиналась юбка. Она учила хорошо, просто всегда было очень страшно. Даже Шекспир на портрете у нее за спиной как будто пытался отвернуться и не смотреть.
Музычка лабала. Иначе этот стиль назвать нельзя. Она играла только фортиссимо, как будто хотела заглушить всех детей в мире. Впрочем, тут её можно понять. А я параллельно учился в детской музыкалке, поэтому попадал в ноты и меня использовали как камертон. «Глеб, соль!» — командовала музычка. «Соооооль!» — тянул я, потом вступали остальные и она начинала свой бешеный галоп по клавиатуре.
Директриса преподавала физику. Эта просто ненавидела себя, детей и педагогику. У меня была стабильная пара, потому что «ты, Клинов, не знаешь физику!». Как-то раз папа пошел в школу поговорить с ней о моей плохой успеваемости. Я ждал взбучки, но папа вернулся задумчивый и сказал только: «Ладно, я понял».
У нас была гимназия, поэтому нам всегда говорили, что ученики должны гордо нести знамя чего-то там. Судя по учителям, нужно было гордо нести знамя невроза. В этом плане всё было очень хорошо. Я бы даже сказал, было похоже на крестный ход.
Был даже гимн! Нет, серьезно, там первые два куплета были на латыни. Я до сих пор помню три строчки, хоть и не знал никогда, что они означают. Гимн помогал нам гордо нести знамя непонятно чего.
Но не помогал нести портфель. Портфель всегда был тяжёлый и огромный. Было круто, когда ты движением игрока в боулинг запускаешь портфель по полу, он — шшшшшш! — скользит через всю рекреацию и шумно врезается в стену. Ты как будто делаешь учебникам больно. А однажды мне купили новый портфель и в нём я был похож на курьера яндекс-еды. Пробегавший мимо второклашка врезался в портфель головой и упал, а меня даже не покачнуло.
И вас тоже передернуло от слова «рекреация»?
Были, конечно, и хорошие стороны. Например, я несколько лет сидел за одной партой с самой красивой девочкой класса. Естественно, я был в нее влюблен, но мне не перепало — ничего удивительного, кстати. Тем не менее, я до сих пор считаю, что ни одной одежды эротичнее джинсового комбинезона в этом мире нет и уже не будет.
Ответ на пост «Минутка истории»
Подержите моё безалкогольное пиво!
Жена принимала экзамен по исторической грамматике и хотела вытянуть студентку, чтобы не мучить её и себя пересдачами.
А есть очень запоминающийся момент в её курсе: там про Цезаря и падеж, который он ввёл в латинский язык.
И вот жена спрашивает студентку:
— Что сделал Цезарь для латинского языка?
— Ну хотя бы скажите, кем был Цезарь и я вам поставлю зачёт!
Такая халява редко бывает в студенческой жизни! Глаза загорелись, подбородок поднялся высоко и на всю аудиторию студентка дала ответ:
— Цезарь был лингвистом!
Навеяно постами, как людям иногда продают разную «дичь»
Почитав тут посты про то, как людям впихивают некондицию и т.д. в коментарии очень просилась одна фраза, но т.к. никто не знает сути, расскажу историю из студенчества.
Лабораторное занятие по гидравлике, сравниваем какие-то насосы по характеристикам или типа того. В группе было 2 весельчака, они эту лабу (как впрочем и все другие) делали вместе. Написали они работу, несут старенькому преподу-гидравлику. Тот читает, говорит, что всё норм, только вот вывод неполный, вы пишете «насос ЯХЗ» лучше», а лучше чего? Доработайте.
В коридоре на перерыве стоял дикий смех. Ничего лучше не придумав, они дописали «насос ЯХЗ лучше ОБЕЗЬЯНЫ».
После этого в наш лексикон плотно вошло выражение «впарить обезьяну».
PS-1: Одногруппники мои, тег «моё».
Почему я больше не шучу на уроках?
Мой профессиональный педагогический путь за последние годы оказался довольно тернист. Более всего из-за того, что всегда думал в первую очередь о детях и отставивал их интересы, относился к каждому ребёнку с уважением и старался на занятиях создавать поистине семейную и комфортную атмосферу.
Браво, это то немногое из того, что у них неплохо получилось!
Самый приятный рабочий день был тогда, когда кто-то из коллег подходил с утра поздороваться и шёпотом произносил заветное: «Хвалины Дивановны сегодня нет». И больше слов не надо.
Однажды на перемене Хвалина Дивановна застала меня у моей коллеги, своей подруги, тоже весьма приятной на вид дамы Радмилы Миколаевны, с которой мы мило общались не то о работе, не то о жизни.
Ни с того, ни с сего Хвалина Дивановна напустилась на меня с тирадой, какое вообще я право имею здесь находиться и общаться с её (!) подругой и даже припомнила, что единожды застала меня во время перемены с какой-то булочкой (к слову, столовой в учреждении не было) и выразила претензию, что педагог, видите ли, позволяет себе перекусить в течение рабочего дня.
И с этого момента Хвалина Дивановна вместе с директором Вакарчуком начнут, как привыкли, создавать все условия для того, что педагог здесь работать больше не захотел.
2019-ый. Долго ли, коротко ли, я успел сменить пару эпизодических работ, после чего получил приглашение на аналогичную должность в школу, позиционирующую себя одной из лучших в городе, под условным названием «Ретро-Деградация».
Всё начиналось неплохо. Возглавляла школу мудрый и инициативный директор Мила Михасевна, которая могла поддержать добрым словом, умела слушать педагогический коллектив и в спорных ситуациях вставать на сторону педагогов, чего многие её коллеги не делают.
стеснялась иной раз подбодрить она. И мир приобретал совсем другие краски.
Но пройдёт совсем немного времени, как мудрую Милу Михасевну сменит молодая и амбициозная Надюся Пчела.
Тем временем, отработав полтора годя, я внезапно обнаружу, что школой вместо 25 часов в неделю оплачивалось всего 18 часов педагогической нагрузки, что, в общем, значительная разница.
Все попытки обратиться с этим вопросом к новому директору Надюсе Вальдемаровне Пчеле потерпят фиаско, да и на назначенную аудиенцию она посчитает явится вовремя ниже своего достоинства.
И начнётся очередная карусель. Тотальная слежка за рабочим временем, просмотр видеокамер, надуманные обвинения в жестоком обращении с детьми (которые почему-то продолжали с удовольствием ходить на занятия и искренне радоваться при каждой встрече), шантаж, угрозы, откровенное принуждение к увольнению и создание просто невыносимых условий для существования.
Когда я писал заявление на увольнение, точно знал, что преподаваемого предмета и в этом учреждении теперь точно много лет не будет. Так оно и оказалось.
Год следующий. Открываются новые рабочие места, преподаваемая дисциплина появляется в тех учреждениях, где ранее о ней и не слышали. Получив приглашение в «Школу рабочей молодёжи», соглашаюсь на него. Отработав несколько месяцев, получаю за работу ровно вполовину меньше обещанного. После долгих переговоров с руководством школы приходим к решению, что и работать буду тогда вполовину меньше.
Сначала становиться жаль детей, которые больше не смогут посещать занятия. Выпадают, как обычно, самые способные и талантливые. Но тут вдруг, наверное, впервые за всю жизнь появляется мысль: «Но это же не мои личные дети. И бог с ними. «.
Потому что переживать за других детей больше нет душевных сил. Нет больше сил шутить у доски, объясняя материал, нет сил легко, весело и с прибаутками помогать ребятам на уроках возиться с «Лего», нет сил ни на что.
Но эта история, как могло показаться, не о деньгах. Это история об обесценивании труда педагога и каком-то поистине унизительном отношении к труду учителя.
В итоге, я с прискорбием понимаю, если бы сейчас меня у доски увидели те дети, которые ходили на занятия 5-7 лет назад, они бы увидели совсем другого человека. С той же фамилией, именем, отчеством, но совсем другого.
Кстати, вечером, когда вам привезёт еду уставший и замученный курьер, вы вряд ли узнаете, что незадолго до этого он стоял у доски и пытался в детские головы сеять «разумное, доброе, вечное».
И я с содроганием жду, когда дверь мне откроют родители кого-либо из моих учеников. Хотя стыдно мне не будет, стыдно должно быть тем людям, которым о подобном чувстве вовсе ничего неизвестно.
О времена
Поступление в университет Италии
На дворе середина января, времени на поиск университета остается все меньше. А между тем я напомню, на что я обращал внимание при поиске направления обучения:
-низкая стоимость, желательно бесплатно;
-обучение на английском языке;
-направления, которые рассматривал по приоритету:
1. Музыка. 2. Политика, экономика/языки. 3. Магистратура по техническому направлению.
Мои входные данные на стадии поиска:
-диплом бакалавра РФ по направлению электроники;
-знание английского на уровне B1.
И под мои критерии идеально подошла Италия, как ни странно. До этого даже и подумать не мог, что когда-либо стану рассматривать данную страну. Хотя в свою очередь в Италии очень много плюшек для студентов, но обо всем по порядку.
В таком районе проживаю в Италии.
После долгих поисков определившись со страной, осталось определится с направлением обучения. Первыми по приоритету мое внимание привлекли консерватории и музыкальные академии. Про это очень подробно описано у @MorozovOpera. (за что большое ему спасибо) Но в Италии на момент моих поисков (начало 2021 года) обучение музыкальному искусству проходило исключительно на итальянском языке. Поэтому этот вариант, к сожалению, пришлось откинуть.
Далее начал просматривать специальности по следующим приоритетным направлениям, благо в Италии есть удобный сайт, который упрощает этот процесс Universitaly (к нему мы еще позже вернемся). На самом деле в Италии очень большой выбор специальностей на английском языке, но для меня было проблемой, что на тот момент у меня был довольно низкий уровень знания английского, поэтому если вы пробили планку в B2, то для вас найдется огромное количество вариантов.
Отлично, прошерстив хорошенько сайты университетов, я отобрал для себя примерно 6 специальностей обучения, где примерно половина были программы магистратуры и половина бакалавриат. Так же на сайте каждой специальности указаны документы, которые необходимо предоставить в вуз для оформления заявки.
Процесс зачисления в итальянский вуз состоит из следующих этапов:
1. Поиск университета и направления обучения.
2. Сбор и перевод необходимых документов.
3. Подача заявки на онлайн портале вуза.
4. Оформление запроса на сайте Universitaly (при положительном ответе вуза)
5. Отправка документов в консульство. (после подтверждения запроса)
Хочу отметить, что пакет документов в каждый вуз может отличаться, также как и сроки их подачи, поэтому советую для каждого вуза проверять информацию на его официальном сайте.
Далее опишу свой процесс поступления в университет Италии, у меня это все проходило довольно сумбурно, т.к. я делал это первый раз без чьей-либо помощи) ) зато теперь, преодолев все это самостоятельно, знаю многие подводные камни и готов делиться знаниями, как не потонуть при подаче документов, наткнувшись на один из таких валунов.
Ну что же, мой процесс поступления начался с февраля месяца, когда я твердо определился со специальностями и с документами, которые мне для этого необходимы. Дедлайны подачи заявок на специальности, которые я для себя отобрал варьировались от 11 апреля до 3 мая, в зависимости от вуза. Следовательно, мне необходимо было собрать первый пакет документов в очень сжатые сроки.
Первое что требовалось, это сертификат о знании английского языка TOEFL/IELTS, т.к. у меня его попросту никогда не было. Я сдавал TOEFL, на подготовку потратил всего 1 месяц. Записался на ближайшие даты и пошел сдавать. Моя сдача проходила онлайн из дома т.к. из-за пандемии закрыли все классы для сдачи.
Следующее что необходимо, это документы о имеющемся образовании, для Италии достаточно 12 лет обучения. Это может быть школа + университет, школа + колледж и т.п. к тому моменту я обучался на 4 последнем курсе в университете РФ, т.к. диплома у меня еще нет, необходим документ с университета, подтверждающий, что я отучились там минимум 1 год. В деканате своего вуза я взял академическую справку об успеваемости, в которой отражены все оценки за время обучения. Этого было достаточно.
По большому счету для поступления в университет Италии большого количества документов не требуется, необходимо их просто правильно оформить и заверить. Далее пока я ждал результаты TOEFL, я занялся документами об образовании, школьным аттестатом и академической справкой из университета. Эти документы необходимо было перевести и апостилировать, но я не успевал по срокам, поэтому для начала я все перевел, загрузил на сайт вуза и после чего уже отдал на апостиль. Перевод необходимо делать только у подтвержденных консульством переводчиков, список аккредитованных переводчиков можно найти на официальном сайте консульства. Апостиль, в свою очередь, делается в министерстве образования вашей области. К слову, апостиль можно ставить только на официальные документы, то есть только на аттестат (если у вас есть диплом, то еще и на диплом), на академическую справку апостиль не ставится.
Получив результаты TOEFL, получив все переводы, я загрузил эти документы на сайты всех отобранных мной университетов и оставалось только ждать ответа. (в некоторых вузах подача заявок платная около 10-30 евро)
Во время ожидания ответов от университетов, можно начать собирать документы для подачи на стипендию. (если вы точно уверены что поступите, т.к. документы на стипендию тоже необходимо переводить, а это стоит денег) Стипендия в Италии это очень интересная тема, которая обеспечивает солидную финансовую помощь и позволяет учиться почти бесплатно, если будет интересно, я расскажу как ее получить в следующем посте, чтобы не было «каши в голове».
Ответы от вузов приходили не сказать что быстро, быстро приходили отказы. В начале июня мне ответили пара вузов, что я не подхожу на их специальности из-за недостаточного уровня английского. Остальные университеты пока молчали. Один университет не ответил мне до сих пор) я счел это за отказ. Так же по одному из направлений просили добавить несколько документов, так что частенько проверяйте свой электронный почтовый ящик.
Наступил июль месяц, а ответы от некоторых вузов я так и не получил, и уже начал волноваться. И решил сам писать вузам, дабы поторопить их с обработкой моей заявки).
И о аллилуйя, в середине июля я наконец получил ответы от оставшихся двух университетов, что я подхожу под их требования и предзачислен. Предзачислен я был по двум направлениям: бакалавриат по специальности, связанной с политикой, и магистратура по специальности компьютерных технологий. Из двух вариантов я выбрал бакалавриат.
Далее, чтобы подтвердить свою заявку необходимо подать анкету на уже упомянутом выше сайте Universitaly и дождаться подтверждения. После подтверждения с данного сайта приходит документ «Domanda di Preiscrizione», подтверждающий ваше зачисление. Далее этот документ плюс переведенные и апостилированные документы об образовании (точный список с необходимым количеством копий указан на сайте консульства) необходимо отправить или отнести лично в генеральное консульство Италии. Я отправлял в Москву, потому что данное консульство мне просто ближе территориально, но знаю, что еще есть консульство в Питере.
Domanda di Preiscrizione
В консульстве вам должны будут выдать заверенные документы, с печатями консульства плюс так называемую «Dichiarazione di Valore».
На этом сбор основных документов закончен. Остается только купить билеты на самолет, найти жилье и подавать документы на визу.(еще совсем чуть-чуть документов) И отправляться в солнечную Италию) правда осенью она не такая уж солнечная, но это уже другая история.
Для себя я выбрал университет в городе Мессина, сейчас в ноябре здесь около 20 градусов, первый семестр обучение проходит онлайн, обучение стоит меньше 1000 евро в год. Но я получил стипендию и поэтому плачу еще меньше. О том как подать документы на стипендию расскажу в следующем посте.