Для чего ныряют в прорубь на крещение
Почему на Крещение купаются именно в проруби?
В ночь с 18 на 19 января многие верующие окунаются в ледяные купели. Считается, что погружаясь в прорубь на Крещение Господне, человек избавляется от всех своих грехов.
Однако мало кто задумывается, откуда появилась эта традиция. На самом деле, она мало имеет отношения к религии. Своими корнями традиция купания в крещенские холода уходит в дохристианские времена.
Купание в проруби в Древней Руси
Вся жизнь наших предков подчинялась обрядам и традициям. И одним из самых важных обрядов было купание в проруби. Древние славяне погружали в ледяную воду новорожденных детей, чтобы те привыкли к суровому климату. А юношей перед посвящением в воины тоже окунали в прорубь. Таким образом они проходили обряд инициации. После крещения Руси эта традиция приобрела другой смысл.
Православная церковь запретила нырять в прорубь в любой день зимы. Погрузиться в ледяную воду разрешалось только на Крещение Господне — в ночь с 18 на 19 января. Однако запрет проходил довольно мягко, древние традиции языческих празднований просто подменялись христианскими. Так, процедуру «крещения Христа в реке Иордан» привязали к старинному обряду купания в проруби.
Панацея от всех людских грехов
На Крещение во льду водоёмов вырубали «иордань» — крестообразную прорубь со святой водой. Вода была таковой потому, что частицы священной реки Иордан за тысячелетия оказались во всех реках и озёрах. Вода, хранимая в церквях, тоже была священной. Но поскольку в церкви священник мог окропить святой водой только ограниченное число людей, большинство всё-таки предпочитали окунуться в прорубь, чтобы смыть грехи.
Прорубанию во льдах «иордани» обязательно предшествовал крестный ход. За священником, окропляющим путь святой водой, несли крест и иконы. Следом шли священнослужители, а за ними — прихожане. Маленькую «иордань» создавали собственными силами и часто располагали её неподалёку от бельевой проруби. В неё-то и ныряли верующие после того, как священник опускал крест в воду. Некоторые погружались в ледяную воду просто для того, чтобы показать свою удаль. Другие же хотели очиститься от грехов.
Особенно рьяно традицию крещенских купаний соблюдали те люди, которые участвовали в Святках. Много веков назад в святочную неделю было принято гадать и, нарядившись и накрасив лица, ходить по домам. Православной церковью такие шествия не поощрялись. Однако находились те верующие, которые всё-таки соблюдали и православные, и древние славянские традиции. Они-то первыми и бежали к ледяной купели, чтобы смыть свои языческие грехи.
Современные православные и традиция купания в проруби
Церковный праздник Крещения Господня принято проводить в храме на службе. В день Богоявления обязательно нужно исповедаться и причаститься. После этого можно омыть лицо святой крещенской водой или выпить несколько глотков. Вода в этот день освящена не только в храмах, но и во всех водоёмах. Поэтому большинство верующих предпочитают ещё заодно и поучаствовать в крещенских купаниях.
Прямого указания церкви на то, что купание в проруби на Крещение является обязательным, нет. Но, желая уважить желания прихожан, священники организовывают для них места для купания. Всё так же следуя древней традиции, во льду вырубается «иордань» и освящается погружением креста в воду. Перед погружением в ледяную купель обязательно принимается благословение от священника.
Интересно, что не только в России есть крещенские традиции, никак не связанные с религией. К примеру, в Греции священники освящают водоёмы, кидая в них большой крест. А верующие бросаются в воду, чтобы его достать. Нашедший крест человек пользуется большим уважением среди других прихожан.
В прорубь на Крещение? А зачем?
Православный экстрим
Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:
Протоиерей Виталий Шинкарь
Традиция крещенских купаний вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.
Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.
Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.
Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.
Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.
Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.
Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.
К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.
К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.
А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.
В результате же происходящие сегодня на Крещение купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.
Фото: Марина Лысцева
«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»
Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».
Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.
Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной
Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.
Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.
Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».
Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:
В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.
Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?
И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».
Фото: Марина Лысцева
Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого
Протоиерей Игорь Прекуп:
Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.
Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.
В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.
Протоиерей Игорь Прекуп
Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.
Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.
Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.
Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.
Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.
Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.
Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей
Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.
И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.
Богоявление и Крещение Господне
Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.
В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.
«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.
Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.
В основном окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.
Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.
Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь появилась совсем недавно. Со слов протоиерея Георгия Рощина: «. купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».
На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.
К слову, в Болгарии, Македонии и Греции есть давняя традиция вылавливать из воды брошенный деревянный крест. Достать его со дна считается очень почетно и желающих, как правило, было всегда немало. Народное название этого праздника в Болгарии — «Йордановден», а в Македонии — «Водицы».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Для чего ныряют в прорубь на крещение
А. Овсянников. Крещение
В.В. Сизов. В крещенскую ночь
Иоанн Креститель крестит Иисуса в Иордане. Картина Giorgetti
Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.
Альбани (1578-1660). Крещение Христа
Согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь, подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.
Иван Крамской. Христос в пустыне
Григорий Олифиров. Крещение
Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако, католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе Этот праздник также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.
Теодор Аксентович. Swieto Jordanu. 1893 г.
В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.
Т. Аксентович. Водосвятие. Конец ХIХ века
В этот праздник люди, почерпнув воды, приносят её домой и хранят в течение всего года. Она все это время остается свежей.
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.
Воинов Константин Семенович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске
Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали церковнослужители согласно рангу, а за ними – верующий народ.
Борис Кустодиев. Крещение. Водосвятие.1921 г.
Ниже по течению от «иордани», как правило, вырубалась бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того, как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлениям, вода мгновенно становилась святой. Остальных верующих священник окроплял просто водою.
Н. Грандковский. Купание после освящения воды. 1903 г.
В основном, окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые просто купались «для здоровья». И это все, невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствовавший этому празднику.
А. Авраменко. Ледяной Крест
Из исторических летописей известен факт, касающийся Ивана Грозного, любившего похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях демонстрации воинской доблести.
Панцырева Е.Ю. Купание на Крещение
Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно. До революции крестные ходы на «Иордани» с освещением воды совершались, но массовое купание этому не сопутствовало.
Анатолия Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь
Михаил Гайдеров. Крещенские морозы. Звонят колокола
На самом деле масса людей, которые не ходит в Храм Божий и не задумываются о глубочайшем смысле праздника – Богоявления Господня, думают, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, могут считать, что они ведут христианский образ жизни. Купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой, – это их желание очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако, это глубокое заблуждение – человек не может грешить весь год, а потом, окунувшись в прорубь, освободиться от греха. Это может быть для него лишь только символом обновления.
Иногда случается встретить фанатичных людей, которые считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого человека нельзя назвать верующим. Но так ли это на самом деле? В последнее время стало модным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своём благочестии. Такая традиция, вроде кулачных боёв на Масленицу, к празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.
Теперь Вы знаете о происхождении крещенской традиции купания в проруби, а вот следовать ей или нет, это вопрос Вашего выбора.
Хорошего Вам настроения, крепкого здоровья и приятной зимы!