На нашей планете единая общая циркуляция атмосферы, единая система морских течений, единый механизм восстановления равновесия в природе. Человеческое общество тоже тесно взаимосвязано. Чтобы соблюдать общие интересы и интересы каждого государства, страны объединяются в торговые, политические, военные, культурные и другие организации и союзы. Уже давно созданы политические инструменты, с помощью которых можно согласовывать свои действия.
Большинство стран мира объединены в Организацию Объединённых Наций (ООН), где вырабатывают общие подходы к решению актуальных проблем современности — поддержание мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями и др. Наиболее сложные проблемы обсуждаются в Совете Безопасности ООН.
Одно из подразделений ООН — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Эта организация, в частности, занимается охраной памятников Всемирного природного и культурного наследия — наиболее ценного «имущества» человечества
Существуют и региональные объединения стран, например Европейский союз (ЕС). В эту организацию входит 28 стран Европы (рис. 65). Евросоюз проводит согласованную политику в области экономики, культуры, охраны природы, развития пауки и образования и др. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Большинство бывших республик СССР образовали Содружество Независимых Государств (СНГ), а страны Северной Америки (США, Канада и Мексика) — экономическое сообщество, называемое Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА).
Существует множество других объединений стран, обеспечивающих сотрудничество людей для решения различных проблем, обмена опытом в диалоге культур.
Чтобы успешно решать острые проблемы современности, страны мира объединяются в союзы. Самый важный союз — организация объединенных наций (ООН).
Различные процессы экономической интеграции предопределяются экономическими и политическими причинами. Общие историко-хозяйственные особенности, сходство природных условий и ресурсных проблем стран и необходимость укрепления их позиций в условиях усиления международной конкуренции способствуют налаживанию экономических связей между ними.
В современном мире усиливается взаимосвязь и взаимовлияние национальных экономик и мирового хозяйства. Каждой стране необходим доступ к мировому рынку, но перед мощной международной конкуренцией выстоять очень сложно. Иногда кажется, что намного проще закрыть границы. Однако, когда страна устанавливает торговые барьеры, это может обернуться торговой войной, ведь другие страны в ответ возведут собственные барьеры. Для решения таких разногласий страны создают региональные альянсы (союзы) с целью общего использования экономических и политических преимуществ международной торговли и стимулирования экономического роста.
За последние три тысячи лет в мире много раз менялись центры экономической активности. В свое время мировая экономика сосредоточивалась в Средиземноморье, где за счет морской торговли процветали Египет, Греция и Рим.
Таблица 38.Крупнейшие современные региональные экономические объединения.
Ведущие региональные экономические объединения
Европейская Ассоциация свободной торговли
Ассоциация государств Юго- Восточной Азии (АСЕАН)
Новые индустриальные страны Азии
Ассоциация регионального сотрудничества Юго-Восточной Азии
Арабский общий рынок
Лига арабских государств
Экономическое сообщество государств Западной Африки
Таможенный и экономический союз Центральной Африки
Зона преференциальной торговли Восточной и Южной Африки
Южноафриканская конференция по координации развития
Североамериканская зона свободной торговли
Латиноамериканская ассоциация свободной торговли
Латиноамериканская ассоциация интеграции
Центрально- американский общий рынок
Затем сосредоточением невероятных богатств и могущества были Китай, Индия, Ближний Восток. Открытие Колумба в 1492 г.
Кроме региональных, существуют межконтинентальные интеграционные образования. Крупнейшие среди них: «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» («элитарный клуб 18-ти»), Содружество независимых государств (СНГ), Афро-Азиатская организация экономического сотрудничества, Организация экономического сотрудничества и развития и пр.
Межгосударственные объединения и их роль в современном мире
Человечество с давних пор думает над проблемами территориального устройства того или иного государства. Одними из первых вынуждены были решать данные вопросы римляне, и именно Римская империя признана первым крупным государственным образованием. В течение всей своей истории отдельные народы присоединяли к себе новые территории, и наоборот, крупные государства делились на отдельные области. Чрезвычайная нестабильность в мире в последнее время вынуждает объединяться многие страны для решения жизненно важных проблем.
Межгосударственное объединение – что это?
Современные ученые не дают этому понятию конкретного определения. Межгосударственные объединения (далее – МО) долгое время не признавались учеными всего мира как индивидуальный объект изучения. Но в наше время возникла острая необходимость понимания данного вопроса, так как межгосударственные объединения сейчас оказывают влияние на развитие как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.
Возникновение множества организаций с конституционно-правовыми элементами привело современных ученых к выводу о том, что совместно с установившимися формами возникли межгосударственные объединения с функциями федерализма. При этом не берутся во внимание межгосударственные объединения с точки зрения формы устройства государства.
Итак, межгосударственное объединение – это группа независимых государств, связанная межгосударственным договором с функцией экономического и политического соединения стран-участников.
В качестве примера можно рассмотреть Европейский союз. Образовавшиеся после распада СССР страны ближнего зарубежья, которые в 1991 году подписали соглашение об объединении СНГ.
Основные черты объединения МО
В зависимости от общепризнанных теоретических признаков формы устройства государства и определений, можно выделить следующие характеристики межгосударственного образования. Основа обоих понятий заключается в раскрытии и отражении внутренней структуры объединения, взаимодействия элементов, системы формирования власти в отдельном государстве.
Межгосударственное объединение, прежде всего, определяет порядок совместной деятельности независимых государств, которые входят в него. Особое внимание уделяется наличию и порядку координации органов каждого государства. В большинстве случаев, выделяется приемлемая для всех государств форма, существующая внутри каждого из них.
Общепринятым мнением считается, что межгосударственные объединения являются самостоятельным институтом, которые имеют непосредственную связь с элементами устройства государства, но не входят в него. Объединения невозможно признать самостоятельным государством, хотя они имеют признаки государственности.
Виды межгосударственных объединений
Усиление борьбы за передел власти и за природные богатства также способствует процессу объединения. Ученые выделяют следующие признаки объединения:
Исходя из указанных признаков возможны следующие формы объединения государств – протекторат, уния, империя, конфедерация, содружество.
Протекторат
Протекторат – это форма межгосударственных отношений, когда одно государство берет под защиту другое (главным образом, военная защита). Государство, взятое под защиту, называется протекторатом.
В наши дни данная форма отношений практически не применяется. Но 200-250 лет назад значение данной формы объединения знал каждый.
Внутренняя структура данного объединения делит государства на два вида: протекторат (подчиненная сторона) и протектор (господствующая сторона). Суверенитет подчиненной страны уже не считается безусловным, хотя у нее остается большая часть прав и полномочий. Это своего типа полуколониальная форма управления.
Колонизация Европейскими странами стран Африки и Азии в XVIII-XIX веках стала расцветом протекторатов. В качестве примера можно выделить Мадагаскар (французский протекторат), Корея (японский протекторат).
Этот термин вышел из современного употребления как устаревший. Уния – это объединение государств под управлением одного монарха.
Власть монарха может распространяться не только на государства, но и на отдельные субъекты федерации (штат, провинция), которые территориально входят в страны унии.
Как пример реальной унии в наши дни можно выделить объединение отдельных православных церквей с католической церковью. Опираясь на традиции форм православной обрядности, их возглавляет Папа Римский.
Империя
Империю можно определить как международно-значимое государство, возглавляемое императором. В своей политике, как внутренней, так и внешней, империя берет за основу военные сословия (регулярную армию) и действует в интересах дворянства.
Современными учеными выделяется три вида империй:
К середине 20-го столетия практически все существующие империи либо развалились на отдельные государства, либо значительно поменяли свой характер.
Примерами империй являются:
Конфедерация
Конфедерация – это союз независимых государств, которые объединились для достижения конкретных целей. Государства в полном объеме сохраняют суверенитет. Они передают часть своих полномочий коллективным органам управления. Чаще всего, это вопросы внешней политики, связи, транспорта, защиты государства.
Страна может быть членом нескольких конфедераций. Орган управления конфедерацией не может непосредственно влиять на граждан отдельного государства. Чтобы его решения стали обязательными, их должны узаконить органы власти государств, членов конфедерации.
Как правило, конфедерация – временное образование и со временем она перерастает в федерацию или разделяется на отдельные государства
К основным признакам конфедерации можно отнести:
Межгосударственные объединения играют весьма значительную роль в истории человечества. С помощью этих организаций решались и решаются проблемы мирового значения, развития как отдельных государств, так и всего человечества в целом.
§ 5. Почему страны вступают в экономические и торговые союзы?
Международная интеграция — это объединения на уровне стран, связанных узами экономического сотрудничества. Результатом интеграционных процессов является проведение общей экономической политики по отношению к третьим странам, создание общих хозяйственных объектов.
Интеграция — мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Наибольшее распространение получила региональная интеграция; на повестке дня XXI в. стоит вопрос о глобальной интеграции — слиянии региональных объединений.
Для того чтобы интеграционное объединение успешно работало, необходимо сочетание нескольких объективных и субъективных факторов. В первую очередь, это экономические факторы: страны, в нее входящие, должны иметь одинаково высокий уровень социально-экономического развития и высокие темпы прироста ВВП (опыт показывает, что интеграция по типу «и встретились два бедных…» обречена на неудачу). Такие политические факторы, как желание руководства стран и их готовность создавать необходимые для функционирования интеграционного объединения наднациональные структуры, а также географическая близость и культурно-историческая общность стран, также имеют большое значение.
Стадии экономической интеграции. Виды межгосударственных объединений различаются степенью интеграции национальных рынков, уровнем интенсивности хозяйственных связей, степенью согласованности экономической политики в отношении третьих стран. Старт развитию любому интеграционному объединению дают межгосударственные торговые соглашения, число которых в последние десятилетия стремительно растет.
Широко распространены преференциальные соглашения. Их заключают страны, договариваясь о взаимном снижении или отмене таможенных пошлин на ввозимые товары. При этом торговые отношения и пошлины в отношении с третьими остаются прежними. Например, в такую зону входили все члены Содружества (Британского) наций.
По степени усиления взаимозависимости выделяются следующие виды интеграционных межгосударственных объединений.
1. Зона свободной торговли предполагает устранение тарифных и количественных ограничений на товарооборот между странами (например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА, Латиноамериканская интеграция), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АРЕС — Asia — Pacific Economic Cooperation).
2. Таможенный союз, кроме мероприятий зоны свободной торговли (отмену пошлин и количественных ограничений на взаимную торговлю), предусматривает унификацию тарифов в торговле с третьими странами. Для функционирования таможенного союза создается межгосударственный совет на уровне министров и секретариат.
3. Общий рынок. Его создание предполагает все преимущества таможенного союза плюс свободное передвижение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Регулярно проводятся встречи глав государств, руководителей министерств, работает постоянно действующий секретариат.
4. Экономический союз. Страны, подписавшие соглашение об экономической союзе, соглашаются на согласованную социальную, региональную, бюджетную политику, общую торговую политику. Работает межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования.
5. Полная (экономическая и политическая) интеграция становится возможной, когда к экономическим мерам добавляются меры политические — создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ. Эффективно работают надгосударственные органы управления — выбранный парламент, органы управления экономикой, создается конституция.
Практически каждая страна мира принимает участие в той или иной интеграционной экономической группировке. Названия интеграционных объединений, как правило, не отражают реальную стадию интегрированности экономик, а указывают на те цели интеграции, которые были поставлены при создании. Часто бывает, что группировка, называющая себя экономическим союзом, на практике занимается ликвидацией таможенных тарифов (т. е. находится на первой стадии интеграции) или существует только в подписанных документах о его организации.
Среди множества существующих на сегодняшний день международных интеграционных объединений к созданию реального экономического и политического союза непосредственно подошло лишь Европейское Сообщество (ЕС) — союз наиболее развитых стран Западной Европы.
Экономическая интеграция в Европе после Второй мировой войны была вызвана необходимостью развития европейской экономики от американского рынка, без таможенной защиты от которого не могли успешно развиваться пионерные отрасли того времени — автомобилестроение и авиационная промышленность. Европейская интеграция началась с 1950-х гг., когда было подписано соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), контролирующего каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембург.
В 1957 г. страны ЕОУС подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома). В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций — ЕОУС, Евроатома, ЕЭС — была создана новая интеграционная группировка — Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.
В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.
Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза — экономического, валютного и финансового — и введение единого общеевропейского гражданства.
С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский союз.
В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства.
В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны — Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.
Экономическим результатом интеграции стало снижение издержек производства в среднем на 7%, в банковском деле, страховании и транспорте — на 15—20%.
С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС — евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица использовалась для взаиморасчетов между 13 странами членами ЕС Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.
2004 г. знаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза — в союз вошли бывшие социалистические страны — страны Центральной и Восточной Европы, Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР — Эстония, Латвия, Литва; Кипр и Мальта. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.
Страны, вступившие в ЕС в течение почти 10 лет, участвовали в программе по подготовке к вступлению в Союз, поскольку резко отстают от среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения.
Совокупный ВВП десяти стран Центральной и Восточной Европы составляет только 13% от уровня ЕС, уровень жизни в них менее 50% от среднего по ЕС, что ниже, чем в самых отсталых районах Испании, Португалии и Греции.
Членство в ЕС дает вновь вступившим странам дополнительные возможности развития экономики: финансовые инвестиции, помощь отсталым районам, обеспечивает доступ национальной продукции на рынки ЕС. Кандидатами на вступление в ЕС остаются 3 страны — Хорватия, Македония и Турция.
Сегодня ЕС — один из ведущих центров современного мира, крупнейший мировой экспортер и импортер капитала. К началу XXI в. в 27 странах — членах ЕС проживало 490 млн. человек, доля ЕС в мировом ВВП составляла 20%, в мировом экспорте — 42%.
Экономическая интеграция в Америке. В Северной и Латинской Америке существует несколько десятков интеграционных объединений. Самой влиятельной считается НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли.
Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA-North American Free Trade Area) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу с 1 января 1994 г. Соглашение предполагало поэтапное снятие тарифных ограничений на торговлю товарами легкой промышленности машинами и запасными частями, а также на всю номенклатуру продукции аграрного сектора. Это способствовало росту объемов взаимной торговли.
Подписание соглашения закрепило существующие тенденции торговых отношений между этими странами: за 1990-2005 гг. торговый оборот между США и Канадой увеличился в 3 раза, а между США и Мексикой — в 4,5 раза.
Ожидается, что создание зоны свободной торговли будет способствовать движению факторов производства: капиталы из более развитых стран-частниц соглашения (США и Канады) будут мигрировать в Мексику, особенно в трудоемкие отрасли (текстильную промышленность и производство игрушек). Это должно привести к росту занятости в Мексике (и, соответственно, предотвращению нелегальной миграции из стран Латинской Америки через Мексику в США). Считается, что экономика Мексики в наибольшей степени выиграет от участия в НАФТА за счет роста поступлений иностранного капитала. Приняты общие для НАФТА законы по окружающей среде и охране труда. Однако до сих пор мексиканцам не разрешается осуществлять грузоперевозки по территории США и Канады, США борется мексиканской иммиграцией.
Зона приграничного сотрудничества США-Мексика создавалась для сдерживания нелегальных трудовых мигрантов из Латинской Америки в США. Предприятия, принадлежащие преимущественно американскому капиталу и использующие дешевую рабочую силу, созданы в мексиканских городах Тихуана, Мехикали, Сьюдад-Хуарес, в которых «оседают» трудовые мигранты из центральных районов страны. В начале XXI в. в этой узкой приграничной полосе производилось почти 2/3 стоимости продукции обрабатывающей промышленности Мексики.
С другой стороны, рост экспорта из США на открытые рынки Канады и Мексики потребует создания новых рабочих мест высокотехнологических отраслях, в банковском деле и сфере услуг.
Зона свободной торговли между Мексикой и ЕС была создана конце 1999 г. Таким образом, ЕС получает новый «прямой маршрут» на рынок США, доступ на который закрыт протекционистскими пошлинами. Соглашение о снятии торговых барьеров предполагает снижение на 82% сборов на импорт промышленной продукции из Мексики в ЕС, и на 45% — из ЕС в Мексику, с 20 до 3% снизятся пошлины на европейские автомобили.
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) — крупнейший и наиболее динамично развивающийся союз Латинской Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (270 млн. человек, 2/3 ВВП Латинской Америки, почти 1/3 внешнеторгового оборота). Договор (1991 г.) предусматривает отмену торговых и иных пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, единый таможенный тариф, координацию промышленной, сельскохозяйственной и финансовой политики. В 1994 г. принята программа создания таможенного союза: 85% взаимного торгового оборота будет освобождено от тарифных барьеров. Созданы наднациональные органы управления.
НАФТА и МЕРКОСУР могут положить начало всеамериканской зоне свободной торговли от Аляски до Огненной Земли.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято в 1991 г., В него вошли 12 республик бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Сложности интеграции связаны с рядом факторов — нежеланием политического руководства стран возврата к эпохи СССР их стремлением к самостоятельности, сложным социально-экономическим положением стран.
В 1990-е гг. была создана система органов управления Содружеством, заключены соглашения между странами-членами по развитию внутрирегионального сотрудничества. Однако значительная часть принятых решений осталась невыполненной.
Неудачи интеграции СНГ заставили государства обратиться к региональной интеграции. В конце ХХ в. на постсоветстком пространстве были созданы следующие интеграционные объединения:
ГУАМ образована в октябре 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (Узбекистан был в составе организации в 1999-2005 гг.). Создавалась с целью создания зоны свободной торговли и совместного использования транзитного коридора Туркменистан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черное море — Румыния и Болгария и строительства трансевразийского нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (Турция).
ЕврАзЭС (Евразийские экономическое сообщество) в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана) создано в 2000 г. с перспективой создания таможенного союза к 2011 г.
Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России был ратифицирован в 2000 г. Были созданы наднациональные органы управления — Высший Государственный Совет (высший орган Союзного государства), Парламент (представительный и законодательный орган), Совет Министров (исполнительный орган), Постоянный Комитет (координирующий орган), Суд, Счетная палата, отраслевые и функциональные органы. Однако реальная интеграция сдерживается разногласиями по поводу цен на поставки энергоресурсов и политическими факторами.
ЦАЭС (Центрально-Азиатское экономическое сообщество) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана образовано в 2002 г.; в 2004 г. к ЦАЭС присоединилась РФ. Одной из важнейших целей организации является создание общего рынка.
Интеграция в развивающихся регионах, как правило, не выходит за рамки создания зон свободной торговли.
Здесь наибольшее распространение получили торговые и товарные организации (Азиатское кокосовое сообщество, Международная организация по кофе, Азиатский фонд торговли рисом, ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти), контролирующие мировые цены и квоты производства на определенный вид продукции; организации по совместному освоению или эксплуатации месторождений полезных ископаемых или территорий (Организация по развитию нижнего течения реки Меконг, Организация по развитию реки Сенегал и т. д.). Функционирование общеэкономических организаций, таких, как, например, Арабский общий рынок, АСЕАН, ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), в соответствии с поставленными задачами часто затрудняется однотипностью хозяйственных структур, низким общим хозяйственным уровнем развития и политической нестабильностью и военными конфликтами между странами — членами интеграции.