Для чего окна в рубке подводной лодки
Для чего на «башенке» подводной лодки окна, и почему стекло не лопается на глубине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Башенка» над корпусом субмарины называется морским термином – рубка. В большинстве надводных кораблей рубка – это то место на палубе, с которого осуществляется управление судном. В случае с подводными лодками рубка, представленная в виде надстройки над корпусом, не используется для управления субмариной. Выполняет она другие функции.
Во-первых, рубка субмарины нужна для осуществления наблюдения. Во-вторых, в ней расположен шлюз ведущий внутрь подводного судна. В водонепроницаемой части рубки также находится разнообразное оборудование: антенны, системы связи, подъемно-мачтовые устройства, перископ, а также некоторые другие средства наблюдения. Но что по поводу загадочных штуковин, напоминающих иллюминаторы?
Отнюдь не «напоминающих»! Это и есть иллюминаторы рубки, которые (вот ведь неожиданность) нужны для того, чтобы можно было осуществлять наблюдение. Под водой стекла иллюминаторов не лопаются по той простой причине, то они находятся в затапливаемой части рубки. Когда субмарина погружается, вода заливает стекла с двух сторон, давление выравнивается и ничего страшного для них не происходит. Само-собой, находиться в затапливаемой части рубки члены экипажа могут только тогда, когда субмарина находится на поверхности воды.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Князь Владимир» : что представляет собой субмарина высотой с 5-этажный дом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем на подводных лодках делают окошки
В ходе разработок и модернизации подлодок отечественные конструкторы неоднократно предлагали морякам отказаться от устройства рубки, чтобы обеспечить более высокую скорость хода. Однако, согласно работе «Устройство подводных лодок» Прасолова С.Н. и Амитина М.Б., от идеи отказались по двум причинам – объективной и субъективной. Во-первых, в рубке удобно «прятать» все подъемно-мачтовые устройства, перископы, навигационные антенны, системы радиосвязи и прочее оборудование. Там же размещен спасательный колокол и плавсредства для экипажа. Во-вторых, когда лодка идет в надводном положении, в рубке находятся дежурный по кораблю и командир, руководящий экипажем по интеркому. Субъективная же причина заключается в том, что при длительном походе команде просто необходимо время от времени выходить на свежий воздух, в том числе ради такого просто удовольствия, как выкурить сигарету.
Отличие российских подлодок от американских
Подводные лодки, находящиеся в составе американского флота, нередко вовсе лишены рубки и мостика. Как описывает кандидат технических наук Б.Ф. Дронов в учебном пособии «Введение в архитектуру подводных лодок», если американские подводники поднимаются наверх во время надводного положения лодки, им приходится держаться за поручни и ограждение выдвижных устройств. На советских и российских подлодках мостики могут быть одновременно двух типов: открытого и закрытого. При открытом типе на крыше рубки оборудовано лишь выдвижное ветровое стекло, тогда как закрытый вариант предполагает наличие окон, через которые хорошо просматривается окружающая акватория. Несмотря на достаточную толщину, стекла на окнах не бронированы и не смогут защитить рубку в случае атаки. Поэтому даже закрытая рубка используется исключительно в надводном положении или позиционном, предполагающем частичное погружение корабля. При уходе на глубину экипаж покидает рубку, после чего управление кораблем осуществляется из центрального контрольного пункта. Еще одна причина оснащения отечественных подлодок застекленными рубками заключается в достаточно большом расстоянии от порта до точки погружения, которое приходится преодолевать в надводном положении.
Зачем на подводной лодке «окна», и почему они не лопаются при погружении
Подводные лодки по праву относятся к числу наиболее грозных видов вооружения, вследствие чего вызывают неподдельный интерес у простых людей.
В этой статье мы не будем раскрывать военные секреты, известные лишь морякам-подводникам. Вместо этого обратим внимание на один любопытный момент, касающийся конструкторских особенностей субмарин. Наверное, каждый, кто хотя бы раз видел живьем подводную лодку, задавался вопросом, зачем инженеры сделали «окошки» в верхней части корпуса с учетом того, что большую часть времени она находится под толщей воды.
Ответ оказался прост. Сначала давайте разберемся с тем, что же это за «гроб» на продолговатом «теле» подлодки. Данная часть корпуса на морском языке называется рубкой. Она присутствует и на большинстве надводных кораблей, где выполняет роль этакого командного центра, с которого осуществляется управление судном. В случае же с субмариной рубка выполняет другую функцию, она нужна для ведения наблюдения в надводном положении. Для этого в ней и предусмотрены «окошки» – они же иллюминаторы.
Здесь возникает другой вопрос: почему иллюминаторы не лопаются при погружении под воду? И вот тут познаниями могут блеснуть далеко не все. Мало, кто знает, что рубка состоит из двух частей. В водонепроницаемом отсеке установлены разные технические средства, включая, системы связи, антенны, перископ, подъемно-мачтовые устройства и многое другое. А вот «окошки» расположены в затапливаемой части, вследствие чего при погружении вода оказывается с обеих сторон, что приводит к выравниванию давления. Таким образом, при соблюдении главного условия со стеклами ничего не происходит.
Ранее капитан первого ранга ВМФ СССР и ВМФ России Игорь Курдин рассказал о преимуществах российских АПЛ пятого поколения проекта «Хаски». Подробнее – в материале «ПолитПазл».
Выдвижные устройства подводной лодки проекта 651 (U-461)
«Прочной рубкой» называют шлюзовой отсек, ведущий на мостик, за ним сосредоточены выдвижные устройства, позволяющие ориентироваться и держать связь, не всплывая на поверхность. Все это это закрыто обтекателем, который называют «ограждение рубки». Стоит сказать, что что это российские термины, во англоязычном мире это обозначается именно как рубка (conning tower) Рассмотрим подробнее выдвижные устройства советской подводной лодки проекта 651, которая в качестве музейного корабля под странным именем U461 сейчас стоит в гавани Пенемюнде.
В задней части ограждения рубки находится ПМУ (подъемно-мачтовое устройство) антенны высокочастотного комплекса связи «Тополь».
Между зенитным перископом и пеленгаторам находится антенна МРСЦ-1 «Успех» (морская система разведки и целеуказания), этот комплекс был принят на вооружение в 1966 году и предназначался для контроля за надводной обстановкой и передачи координат целей для наведения противокорабельных крылатых ракет. Компоненты системы размещались на кораблях и морских разведчиках Ту-95РЦ. Эффективность системы «Успех» вызывает большие сомнения, так как она целиком и полностью зависела от большого и тихоходного самолёта, который мог быть легко обнаружен и уничтожен.
Справа от шнохеля еще одна антенна этого комплекса. Рядом с ней виден мостик с репитером гирокомпаса. В отличие от надводного корабля на мостике нет никаких органов управление, только средства навигации и переговорное устройство, по которому отдаются команды в центральный пост.
Перископ ПЗНА-10, главный прибор визуального наблюдения из подводного положения. Долгое время это был единственный выдвижной прибор субмарин.
В передней части рубки находится антенный пост комплекса «Аргумент». В подводном положении, он развернут на 180 градусов и становится носовой частью рубки.
Антенны использовались для наведения цель противокорабельных крылатых ракет П6.
Как устроена атомная подводная лодка. 2 часть.
Внутри подводной лодки
Детально рассмотреть конструкцию всех основных типов АПЛ сложно, но проанализировать схему одной из таких лодок вполне возможно. Ею станет субмарина проекта 949А «Антей», знаковая (во всех смыслах) для отечественного флота. Для повышения живучести создатели продублировали многие важные компоненты этой АПЛ. Такие лодки получили по паре реакторов, турбин и винтов. Выход из строя одного из них, согласно задумке, не должен стать для лодки смертельным. Отсеки субмарины разделяют межотсечные переборки: они рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков. Многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый РПКСН проекта 955 – на восемь.
АПЛ проекта 949А имеет весьма совершенную (по меркам 80-х) аппарату, включающую гидроакустическую систему МГК-540 «Скат-3» и множество других систем. Лодка также оснащена автоматизированной, имеющей повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У». Большая часть информации обо всех этих комплексах держится в тайне.
Отсеки АПЛ проекта 949А «Антей»:
Этот отсек на субмаринах проектов 949А и 955 (и не только на них) исполняет роль «мозга лодки». Именно здесь расположен центральный пульт управления, и именно отсюда производится управление субмариной. Здесь находятся пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа. Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары.
Третьим является радиоэлектронный отсек. Здесь, в частности, находятся многопрофильные антенны связи и множество других систем. Аппаратура этого отсека позволяет принимать целеуказания, в том числе из космоса. После обработки полученная информация вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему. Добавим, что подводная лодка редко выходит на связь, чтобы не быть демаскированной.
Данный отсек – жилой. Тут экипаж не только спит, но и проводит свободное время. Имеются сауна, спортзал, душевые и общее помещение для совместного отдыха. В отсеке есть комната, позволяющая снять эмоциональную нагрузку – для этого, например, есть аквариум с рыбками. Кроме этого, в четвертом отсеке расположен камбуз, или, говоря простым языком, кухня АПЛ.
Здесь находится вырабатывающий энергию дизель-генератор. Тут же можно видеть электролизную установку для регенерации воздуха, компрессоры высокого давления, щит берегового питания, запасы дизтоплива и масла.
Это помещение нужно для деконтаминации членов экипажа, которые работали в отсеке с реакторами. Речь идет об удалении радиоактивных веществ с поверхностей и снижении уровня загрязнения радиоактивными веществами. Из-за того, что пятых отсека два, нередко происходит путаница: одни источники утверждают, что на АПЛ десять отсеков, другие говорят о девяти. Даже несмотря на то, что последним отсеком является девятый, всего на АПЛ (с учетом 5-бис) их имеется десять.
Это отсек, можно сказать, находится в самом центре АПЛ. Он имеет особую важность, ведь именно здесь находятся два ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт. Реактор относится к серии ОК-650 – это серия водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Роль ядерного топлива исполняет высокообогащенная по 235-у изотопу двуокись урана. Отсек имеет объем 641 кв. м. Над реактором находятся два коридора, позволяющие попасть в другие части АПЛ.
Его также называют турбинным. Объем этого отсека составляет 1116 кв. м. Это помещение предназначено для главного распределительного щита; электростанции; пульта аварийного управления главной энергетической установкой; а также ряда других устройств, обеспечивающих движение подводной лодки.
Данный отсек очень похож на седьмой, и его тоже называют турбинным. Объем составляет 1072 кв. м. Здесь можно видеть электростанцию; турбины, которые приводят в движение винты АПЛ; турбогенератор, обеспечивающий лодку электроэнергией, и водоопреснительные установки.
Отдельно рассмотрим вооружение АПЛ проекта 949А. Кроме торпед (о которых мы уже говорили) лодка несет 24 крылатые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит». Это ракеты дальнего действия, которые могут пролететь по комбинированной траектории до 625 км. Для наведения на цель П-700 имеет активную радиолокационную головку наведения.
Ракеты находятся в специальных контейнерах между легкими и прочными корпусами АПЛ. Их расположение примерно соответствует центральным отсекам лодки: контейнеры с ракетами идут по обе стороны субмарины, по 12 на каждой из сторон. Все они повернуты вперед от вертикали на угол 40-45°. Каждый из таких контейнеров имеет специальную крышку, выдвигающуюся при ракетном запуске.
Подобная компоновка вооружения не характерна для атомных субмарин. На американской лодке «Огайо», например, баллистические или крылатые ракеты располагаются в шахтах, идущих в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. А вот многоцелевой «Сивулф» запускает крылатые ракеты из торпедных аппаратов. Точно так же запускаются крылатые ракеты с борта отечественной МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б». Конечно, все эти субмарины несут и различные торпеды. Последние используются для поражения подлодок и надводных кораблей.
Оружейная лига
4.2K постов 19.3K подписчика
Правила сообщества
Объём в кв.м? Может таки в куб.м?
В отсеке есть комната, позволяющая снять эмоциональную нагрузку – для этого, например, есть аквариум с рыбками.
Аквариум с рыбками для снятия эмоциональной нагрузки на подводной лодке.. Конструкторы, однако, те еще тролли.
Курск на верней фотографии. после подъема
товарищ ТС,а как вы считаете из за чего Курск затонул?
«товарищ ТС,а как вы считаете из за чего Курск затонул?«
Очень интересно и доходчиво. Многие вопросы отпадают сами собой.
Как устроена атомная подлодка
Принцип действия субмарины
Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.
Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увечить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.
Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.
АПЛ: какие они бывают
Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.
Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.
Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.
В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.
Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.
Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:
Атомные подлодки делят по назначению:
· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.
во 2-й части поста о внутреннем устройстве АПЛ