Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления
«Слово о полку Игореве» было открыто собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в конце 80-х — начале 90-х годов XVIII века. В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников половцев. Русские князья в междоусобных войнах сами наводят «поганых» на Русскую землю.
«Слово» открывается небольшим вступлением. Оно непосредственно не связано с ходом повествования. В нем автор размышляет о художественных принципах наложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. В экспозиции дается лаконичная, выразительная характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли.
Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета «Слова». По сравнению с летописной повестью события развиваются стремительно. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях, взятых русскими. Резким контрастом к этому эпизоду выступает символический пейзаж накануне второго сражения. Кровавые зори, тучи, идущие с моря, полны зловещих предзнаменований.
Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли.
Символом единой Русской земли является Киев и великий киевский князь. Поэтому действие «Слова» переносится в столицу Русской земли. Вводится символическая картина тяжелого сна, который видит Святослав. Этот сон истолковывают бояре: они сообщают о поражении Игоря. Чувство скорби, вызванное тягостной вестью, Святослав выражает в своем «золотом слове», со слезами смешанном. Монолог великого князя киевского перерастает в страстный публицистический призыв автора «Слова», обращенный к князьям постоять за землю Русскую, отомстить «за раны Игоревы», прекратить вековые междоусобные распри.
Публицистическое обращение автора к князьям сменяется лирическим плачем жены Игоря Ярославны, являющимся важным звеном в дальнейшем развитии сюжета; он предваряет развязку — бегство Игоря из плена. Игорь возвращается в Киев и тем самым как бы признает свою вину — нарушение обязательств перед сюзереном, перед Русской землей. Завершается «Слово» провозглашением «славы» в честь князей — Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины.
Таким образом, «Слово о полку Игореве» не дает последовательного рассказа о походе и даже отступает от ряда исторических фактов. Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею.
Интересно, что автор многократно отвлекается от повествования, используя лирические отступления: «О Русская земля! Уже ты скрылась за холмом!». Поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.
Для чего описание битвы прерывается историческим отступлением
История публикования и изучения
Сюжет и композиция
Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»
В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка
Идейное содержание
Авторские определения жанра
Слово – жанр ораторской прозы, а именно «учительского», дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией:
«Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова»
Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях:
«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»
Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку:
«Начати же ся той песни по былинамъ сего времени. «
Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.
Вопрос об авторе «Слова» остается открытым
«Слово» переведено на многие языки мира.
Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея.
В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Слово о полку Игореве»— воинскаяповесть
«Слово о полку Игореве» посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.
Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: «Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти». В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.
На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: «Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую».
Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи «обломила» его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.
Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору «Слова о полку Игореве» сюжет.
1.Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом.
И действительно, в тексте «Слова. » мы слышим то песню-славу курянам-кметянам
Жанр этого произведения очень необычный. «Слово…» считается одновременно и ораторская речь, и песнь, и воинская повесть.
Общепринятого определения жанра «Слова. » пока нет. Ведется спор даже относительно того, является «Слово. » литературным памятником или это записанное произведение устного творчества.
В «Слове о полку Игореве» все значительно, полно глубинного смысла. Каждая деталь не случайна. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода, поэтому широкое историческое полотно нашло воплощение в сжатом и удивительно цельном поэтическом тексте.
Черты «воинской повести» можно встретить в таких произведниях ХХ века, как «Русский характер» А. Толстого и «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
2. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?
3. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
4. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
5. Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?
А вот что я позаимствовала бы у Лотмана:
Автор «Слова…»предсказывает гибельность раздробления для Русской земли и призывает князей к единению. Однако это не связывается ни с осуждением феодально-удельного порядка как такового, ни с проектами замены его самодержавно-монархическим правительством. Идея сильной централизованной власти, представлявшая для рассмотренных выше историков XVIII в. норму политического мышления, автору «Слова» просто неизвестна. Он надеется на братский союз и единство действий многих князей-феодалов, а не на замену их власти какой-либо иной, политически более оправданной системой. Зло он видит лишь в характерах князей, в их поведении как правителей, в отсутствии в их политике того нравственного и патриотического начала, того «смердолюбия», которое было так резко подчеркнуто в сочинениях Владимира Мономаха. С этим связано и различие в отношении автора «Слова» и политиков XVIII в. к «князьям». Автор «Слова», видя в князьях, которые «розно несут» Русскую землю, источник всех бед, спасения ждет от них же. Он надеется на то, что князья возродят былое единство, верность крестному целованию, что брат перестанет говорить брату: «Се мое, а то мое же». Поэтому автор «Слова» не только осуждает князей как виновников «невеселой годины», но и прославляет их как будущих спасителей Русской земли, поэтизирует их образы, любуется их мощью и рыцарским удальством. Подобное отношение естественно для человека, погруженного в описываемую им атмосферу, автора-современника, настолько пропитанного представлениями своего времени, что, даже осуждая современность, он может ей противопоставить лишь «очищенный», возведенный к идеалу образ ее же.
В Обломове автор подчеркивает положительные качества героя (тонкочувствующая душа, незаурядный ум), но образ мыслей Обломова и его нравственное развитие сводят на нет все положительные качества. Неоднозначное отношение к герою можно найти и в Мертвых душах. Гоголь называет Чичикова подлецом, но в то же время подчеркивает его положительные качества. Это вызвано тем, что герой должен был переродиться на протяжении трех томов (по замыслу автора) и его ценные человеческие качества должны были быть поставлены на службу государственных интересов и добродетели.6. Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?
7. Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?
«Слово о полку Игореве» (часть с. 2)
1. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
2. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим? В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
3. Какие еще произведения древнерусской литературы на историческую тематику вы знаете? О чем они?
4. Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?
5. Почему древнерусскую литературу Д.С. Лихачев называет литературой одной темы и одного сюжета? Какие это тема и сюжет? Назовите произведения древнерусской литературы, в которых эти тема и сюжет получили развитие.
Вопросы«Слово о полку Игореве» (2.1)
1) Игорь 2) Святослав 3) Боян 4) Всеволод
2.В одном из эпизодов «Слова о полку Игореве» князь Святослав обращается к соратникам с «золотым словом». Сцена разворачивается в
1) Новгороде 2) Путивле 3) Киеве 4) Рязани
3. Кто из персонажей «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово, со слезами смешанное»?
1) Игорь 2) Святослав 3) Всеволод 4) Кончак
1) Святослав 2) Всеволод 3) Овлур 4) Боян
5. Кто из перечисленных персонажей «Слова о полку Игореве» назван «соловьем старого времени»?
1) Игорь 2) Святослав 3) Боян 4) Всеволод
6. Какое средство художественной изобразительности использует автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о вещем Бояне: «растекашеться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облакы»?
7. В «Слове о полку Игореве» храбрые воины Рюрика и Давыда «рыкают, аки раненые туры». Какое средство художественной изобразительности использовано в тексте памятника для характеристики героев?
8. Укажите название стилистического приёма, заключающегося в повторении однородных согласных звуков, которым автор «Слова о полку Игореве» пользуется, чтобы усилить звуковую выразительность рассказа о битве: «Со зарания во пяток потопташа поганые полки половецкие. »
9. Как называется образное определение предмета (явления), используемое в «Слове о полку Игореве» и связанное с традициями устного народного творчества: «Тогда вступил Игорь-князь во злат стремень и поехал по чистому полю. »?
10. Как называется художественный приём, которым автор «Слова о полку Игореве» пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шлемами вычерпать», а «Волгу вёслами расплескать», Ярослав Осмомысл «подпер горы Угорскыи» своими железными полками»?
12. Укажите название композиционного элемента (разновидности описания), позволившего автору «Слова о полку Игореве» рисовать обширные пространства Русской земли, вводя в повествование Половецкую степь, овраги («яругы»), реки, холмы, картины восходов и закатов.
Комплекс заданий к фрагменту 1
. Гзак бежит серым волком,
Кончак ему путь указывает к Дону великому
. На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают,
Чёрные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
А в тучах трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут копьям преломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие
. О Русская земля! ты уже за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы!
Пыль поля покрывает,
Половцы идут от Дона и от моря,
И со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Сыплешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечом булатным!
Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие.
Рассечены саблями калёными шеломы аварские тобою,
Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве»)
1. Этот фрагмент «Слова о полку Игореве» по художественной форме близок к традиционному фольклорному жанру
1) притчи 2) былины 3) плача 4) сказки
2. В «Слове о полку Игореве» этот фрагмент повествует
1) о начале похода Игоревой дружины
2) о вещем сне Святослава
3) о бегстве Игоря из плена
4) о битве Игоря и Всеволода с половцами
3. Главной в этом фрагменте « Слова о полку Игореве » является тема
1) разобщённости русских князей
2) противопоставления войны мирному труду
3) воинской доблести русских воинов
4) неприятия любых военных походов
4. Какими качествами характера наделяет автор в данном фрагменте «Слова о полку Игореве» князя Всеволода?
1) мудрость и терпение
3) беспечность и весёлость
4) жестокость и упрямство
5. Какая строка данного фрагмента, пронизанная горестными интонациями автора, становится рефреном «Слова о полку Игореве»?
1) О Русская земля! ты уже за холмом!
2) Быть грому великому!
3) Идти дождю стрелами с Дону великого!
4) Половцы идут от Дона и от моря.
6. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создаёт художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, чёрные тучи с моря идут. », «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает. »?
7. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют» и т. д.
8. Назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком. »
9. Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве»: «сабли калёные », «мечи булатные»?
Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)
Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы XX века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
Сюжет и композиция
Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна
Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»
Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)
Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону»
Встреча с братом Буй Туром
Описание встречи, сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев
Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива) контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится
Победа войска Игоря в первом сражении
Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ. »)
Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ. »)
Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон
«Золотое слово» Святослава
Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать»
По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе
Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы».
Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью
Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена
«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря
Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»
В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана
Побег Игоря из плена. Заключение
Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи
приветствуют его песнями
Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами
Ханы Кончак и Гза спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»
«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине
Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим
Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла
Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция
Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси
Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба
Для победы над степняками необходимо единство всех князей
Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду
Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому
В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились «себе славы искати», с горечью порицает «княжеское непособие». Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода
Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси
Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове» Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович)
Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием
«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы
Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.
Вопрос об авторе «Слова» остается открытым
Характеристика автора «Слова о полку Игореве»(по Д.С. Лихачеву)
Мог быть приближенным Игоря Святославовича
Автор сочувствует князю Игорю
Мог быть приближенным Святослава Киевского
Автор сочувствует и киевскому князю
Мог быть дружинником
Автор постоянно пользуется словами и понятиями из военного обихода
Был книжно образованным человеком и занимал высокое социальное положение
Об этом свидетельствует художественное совершенство «Слова», знание автором истории Руси, связь «Слова» с традицией (упоминание певца Бояна)
Где бы ни было создано «Слово», оно не воплотило в себе никаких областных черт. Автор занимает свою независимую позицию: он защищает интересы не отдельного княжества, а всей Киевской Руси
Гзак бежит серым волком,
Кончак ему путь прокладывает к Дону великому.
На другой день спозаранок
кровавые зори свет возвещают,
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
А в тучах трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут копьям приломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие,
О Русская земля! Ты уже за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы!
Пыль поля покрывает,
Половцы идут от Дона, и от моря,
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русские перегородили червлеными щитами.
Сыплешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечом булатным!
Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие,
Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,
(«Слово о полку Игореве»)
В1. К какому традиционному фольклорному жанру своей художественной формой близок этот фрагмент «Слова о полку Игореве»?
В2. Из данного фрагмента выпишите строку, которая становится рефреном «Слова о полку Игореве».
В3. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создаёт художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?
В4. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют» и т.д.
В5. Укажите названия средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком…».
В6. Как называется средство художественной изобразительности, характерное для стилистики фольклорных произведений, которое используется в «Слове о полку Игореве»: «сабли калёные», «мечи булатные»?
С1. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью»?
С2. В каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
В2. О Русская земля! Ты уже за холмом!
В6. Постоянный эпитет
Идут смерчи мглами;
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой
К отчему золотому столу.
Погасли вечером зари.
Игорь мыслию поля мерит
От великого Дона до малого Донца.
Велит князю разуметь:
Кибитки половецкие отдалились,
И поскакал Игорь-князь
Вскочил на борзого коня,
Соскочил с него серым волком,
И побежал к излучине Донца;
Полетел соколом под облаками,
Избивая гусей да лебедей
Если Игорь соколом полетел,
То Овлур волком побежал,
Стряхивая студеную росу:
Надрывая своих ретивых коней!
А и немало тебе хвалы,
И тебе, лелеявшему князя на волнах,
Стлавшему ему зеленую траву
Одевавшему его теплыми туманами
Под сенью зеленого древа,
Ты стерёг его гоголем на воде,
Чернедями на ветрах!
В1. Укажите названия художественного приёма, который позволяет Автору «Слова» резко противопоставить настроения враждующих сторон:
В2. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, часто встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «борзой конь», «серый волк» и т.д.?
В3. Укажите названия художественного приёма, с помощью которого Автор передаёт читателям ощущение ускоряющегося движения, располагая глаголы по возрастающей значимости: «побежал, поскакал, полетел…»?
В4. Как называется стилистический приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений данного фрагмента текста:
Игорь мыслию поля мерит»?
В5. Какой художественный троп, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, использует Автор «Слова о полку Игореве»:
«И поскакал Игорь-князь
Полетел соколом под облаками…»
В6. Назовите имя половца, ставшего сообщником и помощником князя Игоря.
С1. Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?
С2. Как Автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?
На Дунае Ярославлин голос слышится,
Кукушкою безвестною рано кукует:
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны
На израненном его теле».
Ярославна рано плачет
В Путивле на забороле, приговаривая:
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мечешь половецкие стрелы
На своих легких крыльях
На воинов моего лады?
Разве мало тебе было под облаками веять,
Лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселие
По ковылю ты развеял?»
Ярославна рано плачет
В Путивле-городе на забороле, приговаривая:
Ты пробил каменные горы (и течёшь)
Сквозь землю половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы ладьи
Взлелей, господин, моего милого ко мне,
Чтоб не слала я к нему слез…»
Ярославна рано плачет
В Путивле на забороле, приговаривая:
«Светлое и тресветлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно.
Зачем, господине, простерло ты горячие свои лучи
На воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки сомкнуло,
Горем им колчаны заткнуло?»
В1. Под каким названием известен данный фрагмент литературного памятника?
В2. Какое историческое событие 1185 года легло в основу сюжета «Слова о полке Игореве»?
В3. Какой художественный приём, являющийся особенностью народной поэзии, становится композиционной особенностью данного фрагмента «Слова»:
Ярославна рано плачет
В Путивле на забороле, приговаривая:
Ярославна рано плачет
В Путивле-городе на забороле, приговаривая:
Ярославна рано плачет
В Путивле на забороле, приговаривая:
В4. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, встречается в тексте: «синее море», «шелковый рукав» и т. д.?
В5. В бланк ответов впишите название художественного приёма, основанного на сопоставлении:
В6. Какой художественный троп, основанный на скрытом сравнении, использует Автор «Слова…»:
«…жаждою им луки сомкнуло,
Горем им колчаны заткнуло»?
В7. Какой художественный приём использует Автор, позволивший героине «Слова…» наделить ветер, реку и солнце чертами живых существ: упрекать их, просить о сочувствии?
С1. Что является главной темой фрагмента, с какой целью Автор включает лирический фрагмент в повествование о воинском походе?
С2. Можно ли говорить о связи художественной системы «Слова…» и с какой целью, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?
В2. Поход на половцев
В4. Постоянные эпитеты
Святослав смутный сон видел
на кровати тисовой;
черпали мне синее вино,
сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
Уже доски без князька
в моём тереме златоверхом.
серые вороны граяли у Плесеньска,
в предградье стоял лес Кияни,
и понеслись они, вороны, к синему морю».
И сказали бояре князю:
«Уже, князь, горе ум полонило;
это ведь два сокола слетели
с отчего престола золотого
добыть города Тмутороканя
или испить шлемом Дона.
Уже соколам кряльца подсекли
(«Слово о полку Игореве»)
В1. Какой степной народ тюркского происхождения назван в «Слове о полку Игореве» «погаными иноземцами»?
В2. Описание сна Святослава выдержано в традициях народных символических представлений. Какая предметная деталь сна киевского князя является символом слёз?
В5. Для усиления выразительности, выделения и скрепления в тексте важнейших слов автор памятника пользуется приёмом, основанном на повторении согласных звуков. Как называется этот приём?
серые вороны граяли у Плесеньска,
в предградье стоял лес Кияни,
и понеслись они, вороны, к синему морю».
В6. Как называется один из распространённых типов повтора, заключающийся в использовании одного и того же начального слова в нескольких строфах («Уже, князь, горе ум полонило…», «Уже соколам крыльца подсекли сабли поганых…»)?
В7. Художественному сознанию русского средневековья свойственно одушевление отвлечённых понятий. Проиллюстрируйте это примером из текста.
С1. Можно ли назвать сон великого князя «вещим»?
С2. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
В3. Соколиная охота
В7. Горе ум полонило
Прыснуло море в полуночи,
идут смерчи туманами.
Игорю-князю бог путь указывает
из земли Половецкой
к отчему золотому столу
Погасли вечером зори.
Игорь мыслью поля мерит
от великого Дона до малаго Донца.
Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;
велит князю рузуметь:
князю Игорю не быть в плену!
стукнула земля, зашумела трава,
вежи оловецкие задвигались.
А Игорь-князь поскакал
горностаем к тростнику
и белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня
и соскочил с него серым волком.
И побежал к излучине Донеца.
и полетел соколом под облаками,
избивая гусей и лебедей
Коли Игорь соколом полетел,
тогда Овлур волком побежал,
стряхивая собою студёную росу:
оба ведь надорвали своих борзых коней.
(«Слово о полку Игореве»)
В1. Какой литературоведческий термин используется для обозначения регулярно повторяющихся образов открытых природных пространств («земля Половецкая»,«земля Русская»)?
В2. Как называется красочное определение, образующее с определяемым словом устойчивое образно-поэтическое выражение («надорвали своих борзых коней»)?
В3. Установите соответствие между персонажами и их социальным статусом. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из первого столбца.
2) князь Новгород-Северский
3) князь Трубчевский и Курский
В4. Установите соответствие между названием реки и её художественно функцией в тексте произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из первого столбца.
1) река функционально приравнивается к «морю» и «полю» и приобретает характер бескрайней стихии
2) река реализует фольклорно-мифологическое представление о реке как дороге
3) река смерти, в которой погибает (реально или символически) князь и его войско
4) река служит рубежом русской земли
В5. Какую стилистическую фигуру использует создатель памятника для резкого противопоставления знаменитых образов-гидронимов («от великого Дона до малаго Донца»)?
В6. Чтобы подчеркнуть важность последовательности смысловых этапов подготовки Игоря к побегу и придать им большую выразительность, автор применяет особый вид повторения. Какой?
Игорь мыслью поля мерит…
В7. Как называется избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, употребляемый как выразительное средство?
и соскочил с него серым волком.
И побежал к излучине Донеца.
и полетел соколом под облаками…
С1. Какую художественную функцию выполняют изображённые в данном фрагменте животные?
С2. В каких произведениях русской литературы использованы образы животных и как соотносится их изображение с традицией «Слова о полку Игореве»?
В2. Постоянный эпитет
слово игорь русский лихачев
Д.С. Лихачёв«Слово о полкуИгореве» и особенностирусской средневековой литературы
Что сближает «Слово о полку Игореве» с литературой своего времени и что его выделяет в ней? Указывают ли отдельные сближения с литературой XII в. на то, что «Слово» не могло быть порождено другой эпохой, а то, что выделяет «Слово» среди произведений его времени, не противоречит ли его обычной датировке?
А. С. Пушкин писал в своей статье «О ничтожестве литературы русской», изумляясь непреходящей красоте «Слова»: «. „Слово о полку Игореве“ возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». С тех пор прошло больше столетия, «Слово» изучалось литературоведами, лингвистами, историками, было открыто много новых памятников древней русской литературы, изучен процесс литературного развития. Подтвердили ли все эти дальнейшие изучения слова Пушкина об одинокости «Слова»?
Не буду касаться всех связей «Слова» с литературой его времени. В последние десятилетия особенно много сделано в этом направлении. Укажу хотя бы на те многочисленные параллели, которые были подысканы к отдельным местам «Слова» в работах В.Н. Перетца, В.П. Адриановой-Перетц, Д.В. Айналова, Н.К. Гудзия, И.П. Еремина, Н.М. Дылевского, Б. Ангелова и др.
В задачу данной статьи входит выделить те некоторые особенности «Слова», которые делают несомненной его средневековую литературную природу.
Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.
Совершенно прав И.П. Еремин, когда пишет, что автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения».
Общественные несчастия служили нравоучительной основой и для житийной литературы. Убийство Бориса и Глеба, убийство Игоря Ольговича служили исходной темой для проповеди братолюбия, княжеского единения и княжеского послушания старшему.
Характерно, что не только церковная, но и чисто светская литература, светское нравоучение, политическая агитация находили себе повод в политических несчастиях. Поражение обычно служило в древней Руси стимулом для подъема общественного самосознания, для начала новых действий, реформ, введения новых установлений. Это была до известной степени реакция здорового, полного сил общественного организма, признак его жизнеспособности и уверенности в своем будущем. Вспомним всю реформаторскую деятельность Владимира Мономаха. Он стремился использовать уроки неурядиц и поражений для новых и новых обращений к русским князьям. Замечательно при этом, что проповедь политического единения, призывы к исправлению нравов или к новым военным действиям против врагов опирались на события только что совершившиеся, которые еще живо ощущались, не остыли, были перед глазами у всех, были полны эмоциональной силы. Этим во много раз увеличивалась действенность проповеди. В древней литературе XI—XIII вв. почти нет случая, чтобы основной нравоучительный толчок давался событием далекого прошлого. Нравоучение могло широко использовать воспоминания о прошлом (особенно, когда нужно было сравнить печальное настоящее с цветущим прошлым, как например в «Слове о погибели Русской земли»), но тем не менее поводом для написания нравоучения прошлое не служило. Литературная тенденция была остро современна.