Для чего освящают квартиру батюшкой

Освящение квартиры: инструкция по применению

Для чего освящают квартиру батюшкой. Смотреть фото Для чего освящают квартиру батюшкой. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру батюшкой. Картинка про Для чего освящают квартиру батюшкой. Фото Для чего освящают квартиру батюшкой

Освящение квартиры и машины – пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, – это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.

Что-то случилось

Это категория людей, у которых что-то произошло, что-то, по их мнению, очень важное. Реальный случай из священнической практики: звонит очень взволнованная женщина и говорит, что у нее дома бесы. Иду освящать, внутренне готовясь к чему-то страшному. Но ничего особенного не вижу.

– В чем же заключается проблема? – спрашиваю я.

– Знаете, ночью лопнули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обошлось.

Поговорили, освятил квартиру и объяснил, что в первую очередь надо жить нормальной духовной жизнью – исповедоваться, причащаться, а там Господь сам всё управит.

И таких случаев бывает множество. Как-то раз освящал квартиру, жильцам которой «снились покойники». Такого количества оккультных предметов на один квадратный метр не видел давно: несколько домовых, куча жаб с деньгами во рту, подковки и всё это на фоне подмигивающих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не причащались лет 15.

Перед тем, как освящать это жилье, пришлось провести серьезную «профилактическую беседу», после которой домовые полетели в мусорное ведро, а жильцы исповедовались.

«Что-то случившиеся» – это люди, которые понимают, что есть Бог, что есть духовная жизнь, но прибегают к ним только как к средству защиты от чего-то очень нехорошего в своей жизни. Это категория людей с товарно-денежным отношением к Богу и Церкви: «Ты, Господи, дай нам, обереги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поставим». Примерно так.

Сюда же можно отнести людей, которым надо «почистить квартиру». Эту категорию людей можно узнать по первому же вопросу, будь то звонок по телефону или разговор в храме: «Нам бы надо почистить квартиру». Борются с порчей, сглазом, дурной энергетикой.

Печально, что эта категория людей зачастую отличается «религиозной всеядностью». В своем желании «почистить квартиру» они могут обращаться и к священнику, и к шаману, и еще много к кому.

Кстати, именно эти люди пытаются всеми возможными путями освятить свою квартиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточняю перед освящением, не освящалась ли квартира раньше. Да и не мешает посмотреть по сторонам – вдруг висят крестики от прошлого освящения.

Чтобы было хорошо

Это категория гораздо более радостных людей. Как правило, они купили новую квартиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освятил их новое приобретение. Освятил для того, чтобы все действительно было хорошо: машина не попадала в аварии, дом был полной чашей и так далее.

С этими людьми приятнее общаться, хотя бы потому, что они на позитиве, в отличие от людей, у которых «что-то случилось».

Таким людям освящаю с радостью. С радостью и осторожностью. Осторожностью, потому что стараюсь подчеркнуть в проповеди, что само по себе освящение – это далеко не самое главное. Говорю, что Господь освящает вещи и предметы, но самое главное, что нужно освятить – самого себя. А освящается человек церковной жизнью, жизнью со Христом и во Христе, то есть с помощью Церкви и таинств.

Иногда просят освятить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отказываю этим людям, но в таком случае приходится быть в роли семейного психолога – рассказываю, что семья – это терпение, взаимопонимание. Бывает, что напоминаю слова апостола Павла, которые читаются во время таинства Брака. Искренне надеюсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освящения квартиры или машины.

Потому что это правильно

Есть такие люди, которые прекрасно понимают, что освящение квартиры или машины – это правильно. Ведь если мы – православные люди, то должны освящать и самого себя, и то, что нас окружает. Будь то дом, машина, квартира и так далее. Но нужно понимать, что подобное освящение – это не универсальное решение всех проблем, а Божие благословение, и человек сам должен идти навстречу к Богу.

К сожалению, людей с таким пониманием меньше, чем, например, тех, кто освящает квартиру после того, как «что-то случилось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как правило, люди воцерковленные, участвующие в таинствах и понимающие, что и зачем.

Эти люди прекрасно понимают слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который писал, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Кому отказать

В церковном обществе периодически начинается дискуссия на тему того, освящать или не освящать тем людям, которые далеки от Церкви. Считаю, что освящать. Освящать и говорить с ними. Ведь если человек пришел в храм и хочет освятить квартиру или машину, пусть даже по какой-то странной причине, то он уже переступил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа священника, который должен с этим человеком поговорить, объяснить ему, затронуть струны его души и привести его в храм.

Опять же, история из священнической практики. Освящал квартиру очень хорошим людям. Но переступив порог этой квартиры, сразу же увидел огромное количество всякой эзотерики. Мы долго говорили, я объяснял православное понимание порчи и сглаза, объяснял, почему разного рода суеверия несовместимы с православием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освящении квартиры они первый раз услышали, что быть православным – это, как оказалось, ходить в храм не просто чтобы поставить свечку, а ходить в храм на Исповедь и Причастие. Они узнали, что быть православным – это жить достаточно напряженной духовной жизнью. Не знаю, стали ли они прихожанами какого-то храма, но искренне надеюсь, что хотя бы часть из сказанного отложилась у них в сердце.

А когда не освящать? Нельзя освящать то, что уже было освящено ранее. Нельзя освящать, если человек открыто говорит о своих нецерковных воззрениях и если открыто говорит, что его цель – это эзотерическое «получение хорошей энергетики».

Кстати, об этом прекрасно сказал святитель Феофан Затворник:

«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Ответная реакция

Инструкция по применению

Современное общество очень любит писать и читать инструкции. Наверное, так удобнее и понятнее. Поэтому тоже решил сделать небольшую инструкцию по освящению.

Источник

Освящение дома

Освяще́ние дома совер­ша­ется свя­щен­ни­ком по осо­бому чину, содер­жа­щему молит­во­сло­вия, направ­лен­ные на при­зва­ние на дом и живу­щих в нем бла­го­сло­ве­ния Божия. При этом на стены нано­сится изоб­ра­же­ние креста, они пома­зу­ются освя­щен­ным елеем, и все жилище окроп­ля­ется святой водой.

Для чего освящают квартиру батюшкой. Смотреть фото Для чего освящают квартиру батюшкой. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру батюшкой. Картинка про Для чего освящают квартиру батюшкой. Фото Для чего освящают квартиру батюшкой

Смысл освя­ще­ния жилища

Цер­ков­ное слово «освя­ще­ние» в данном случае имеет иной смысл, чем освя­ще­ние воды или иконы. При­ме­ни­тельно к этому чино­по­сле­до­ва­нию более уместно слово «бла­го­сло­ве­ние»: при их совер­ше­ниях мы молит­венно при­зы­ваем Божие бла­го­сло­ве­ние на дом и живу­щих в нем, на их хри­сти­ан­скую жизнь и совер­ше­ние добрых дел – или же на транс­порт­ное сред­ство, на мирный и бла­го­по­луч­ный путь поль­зу­ю­щихся им. Поэтому такое освя­ще­ние – не какое-то авто­ма­ти­че­ское дей­ствие: его дей­ствен­ность непо­сред­ственно зави­сит от того, насколько испра­ши­ва­ю­щие цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния своей жизнью сами соот­вет­ствуют свя­то­сти пода­ва­е­мой Цер­ко­вью бла­го­дати Божией.

Для освя­ще­ния дома необ­хо­димо при­ве­сти дом в над­ле­жа­щий вид. Сле­дует при­го­то­вить святую воду, свечи, рас­ти­тель­ное масло, жела­тельно спе­ци­аль­ные наклейки с кре­стами, кото­рые батюшка наклеит по всем четы­рем сто­ро­нам вашего освя­ща­е­мого дома. Необ­хо­димо, чтобы был столик, жела­тельно, покры­тый чистой ска­тер­тью, куда бы батюшка мог поло­жить святые пред­меты.

Обя­за­тельно про­верьте, нет ли в доме оккульт­ной лите­ра­туры, обе­ре­гов (в т.ч. под­ковы над дверью), аст­ро­ло­ги­че­ских кален­да­рей, ста­ту­эток язы­че­ских божеств, нехри­сти­ан­ских сим­во­лов и т.п. Не пере­да­ри­вайте эту нечисть другим людям, такая мед­ве­жья услуга может быть губи­тельна для их душ.

Сле­дует пред­ва­ри­тельно объ­яс­нить вашим родным суть про­ис­хо­дя­щего, настро­ить их на бла­го­го­вей­ное пове­де­ние, на то, что по при­ходе батюшки сле­дует взять у него бла­го­сло­ве­ние, как и после чина освя­ще­ния, при­ло­житься ко кресту.

Нема­лая духов­ная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку при­гла­сить остаться на чашку чая. Помните, что посе­ще­ние свя­щен­ни­ком вашего дома – пре­крас­ный повод для всей семьи раз­ре­шить какие-то духов­ные вопросы, сде­лать важный шаг в духов­ной жизни, на кото­рый они, воз­можно, не решатся в другой обста­новке. Поэтому не пожа­лейте сил для под­го­товки ваших близ­ких, не допу­стите, чтобы совер­ше­ние требы пре­вра­ти­лось для ваших домо­чад­цев в экзо­ти­че­ское «меро­при­я­тие».

Когда можно освя­щать квар­тиру и как это орга­ни­зо­вать?

Освя­тить квар­тиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно вам и свя­щен­нику. Пой­дите в храм, объ­яс­ните слу­жи­тель­нице у свеч­ного ящика свое жела­ние. Можно оста­вить в храме «за ящиком» свой теле­фон для пере­дачи свя­щен­нику.

Пожерт­во­ва­ние за освя­ще­ние

Чтобы не сму­щаться вопро­сом: «сколько?», (когда и “лиш­него” дать жалко, и батюшку оби­деть неловко) можно узнать в лавке обыч­ный размер жертвы при совер­ше­нии чина освя­ще­ния; пожерт­вуйте же по вашим воз­мож­но­стям.

Про­дол­жи­тель­ность чина освя­ще­ния

Как часто нужно освя­щать жилище?

Еди­но­жды. Впо­след­ствии полезно само­сто­я­тельно с молит­вой окроп­лять поме­ще­ния святой водой или оку­ри­вать фимиа­мом из ручной кадиль­ницы (кации).

В каче­стве молит­во­сло­вий при­нято исполь­зо­вать тро­парь и кондак празд­ника или молитву Чест­ному Кресту:

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Когда освя­щают офис, люди часто уве­рены, что теперь Бог будет покры­вать их без­за­ко­ния и сильно удив­ля­ются, когда узнают, что теперь всякое без­за­ко­ние будет более тяжким грехом перед Гос­по­дом.

Источник

Освящение дома

aрхи­манд­рит Амвро­сий (Юрасов)

Мы знаем, что над всем миром есть Ангел Хра­ни­тель: над каждой стра­ной, над каждым горо­дом, над каждым селом. Освя­щая квар­тиру и дом, свя­щен­ник с помо­щью молитв при­зы­вает Свя­таго Духа и изго­няет злых духов из этого поме­ще­ния. Оно освя­ща­ется, посвя­ща­ется Богу и нахо­дится под покро­вом Ангела этого города или села. Ангел хранит это жилище при усло­вии, что в нём про­во­дят нор­маль­ный, нрав­ствен­ный образ жизни.

Вспо­ми­наю случай. Служил я на при­ходе в Жарках Юрье­вец­кого района Ива­нов­ской обла­сти. У нас на кухне рабо­тала жен­щина – Раиса из Ала­тора. Она как-то рас­ска­зы­вала, что муж у неё был пья­ница, дрался, дебо­ши­рил. Дошло до таких край­но­стей, что жить с ним в доме нельзя стало. Раиса гово­рит: «Вызвала я свя­щен­ника, и он освя­тил дом. Вече­ром муж идёт с работы – я в окно его вижу. Сама думаю о том, узнает ли он, что дом освя­щён. Смотрю, его всё нет и нет. Уже прошло минут пят­на­дцать. Посмотрю, думаю, где же он есть. Откры­ваю дверь, а он в сенях лежит. Не пьяный – трез­вый! Спра­ши­ваю: «Что же ты здесь? Входи в дом!». Он и гово­рит: «Я не могу, мне здесь места нет». – «Да входи же!». И он на чет­ве­рень­ках пополз в дом. Дополз до стола, снял при­ём­ник и на пол поста­вил; вклю­чил и гово­рит: «Хоть здесь мне уте­ше­ние, полегче». Я уди­ви­лась, увидев, какую силу имеет освя­ще­ние дома».

Как-то на днях одна девушка мне рас­ска­зала. Нахо­ди­лась в квар­тире одна – мать с отцом уехали в отпуск. Ночью она что-то дурное почув­ство­вала и просну­лась, уви­дела, как со сто­роны теле­ви­зора белая фигура идёт… Напали на неё страх и ужас. Спать не могла, всю ночь про­мо­ли­лась. Обра­ти­лась она ко мне с прось­бой освя­тить квар­тиру. Через несколько дней после освя­ще­ния при­е­хали роди­тели. Они сами неве­ру­ю­щие, мать некре­щё­ная. Мать, как только вошла в квар­тиру, встала у порога и гово­рит: «Что слу­чи­лось? Я не узнаю квар­тиру. Что ты с ней сде­лала?» Девушка ей и объ­яс­нила всё. Мать уви­дела потом на стене кре­стики, пре­ду­пре­дила: «Отцу не говори – бун­то­вать будет».

Конечно, демо­ни­че­ские силы, живу­щие в чело­веке, чув­ствуют, что дом или квар­тира освя­щены. Они там уже не могут нахо­диться, их огнём палит. Когда гово­рят, что в доме живёт домо­вой, это значит, что в неосвя­щён­ном доме живёт злой дух. Есть такие нера­зум­ные люди, кото­рые при пере­езде на новую квар­тиру первой пус­кают в дом кошку (якобы она дружит с домо­вым, и он тогда не вредит людям), а не иконы и не святые книги. Не освя­щают дом окроп­ле­нием святой водой, а уми­ло­стив­ляют домо­вого. К сожа­ле­нию, это очень часто наблю­да­ется.

Недавно про­сили меня освя­тить дет­ский сад; там около 400 детей. Освя­тили все поме­ще­ния, а от одного никак не могли найти ключ. Что же ока­за­лось? Именно в этом поме­ще­нии про­во­дили спи­ри­ти­че­ские сеансы… Так эта ком­ната и оста­лась неосвя­щён­ной.

архим. Амвро­сий (Юрасов). Из книги «О вере и спа­се­нии».

Источник

Освящение квартиры: инструкция по применению

иерей Алек­сандр Ермо­лин

Освя­ще­ние квар­тиры и машины – пожа­луй, одна из самых рас­про­стра­нен­ных треб в наши дни. Просят освя­тить разные люди, по разным при­чи­нам, с разным отно­ше­нием к про­ис­хо­дя­щему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «бара­башки заве­лись» или «покой­ники снятся». Есть и такие, кото­рые пони­мают, что освя­ще­ние квар­тиры, равно как и всякой вещи, – это не уни­вер­саль­ное реше­ние про­блем, а Божие бла­го­сло­ве­ние.

Что-то слу­чи­лось

Это кате­го­рия людей, у кото­рых что-то про­изо­шло, что-то, по их мнению, очень важное. Реаль­ный случай из свя­щен­ни­че­ской прак­тики: звонит очень взвол­но­ван­ная жен­щина и гово­рит, что у нее дома бесы. Иду освя­щать, внут­ренне гото­вясь к чему-то страш­ному. Но ничего осо­бен­ного не вижу.

– В чем же заклю­ча­ется про­блема? – спра­ши­ваю я.

– Знаете, ночью лоп­нули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обо­шлось.

Пого­во­рили, освя­тил квар­тиру и объ­яс­нил, что в первую оче­редь надо жить нор­маль­ной духов­ной жизнью – испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться, а там Гос­подь сам всё упра­вит.

И таких слу­чаев бывает мно­же­ство. Как-то раз освя­щал квар­тиру, жиль­цам кото­рой «сни­лись покой­ники». Такого коли­че­ства оккульт­ных пред­ме­тов на один квад­рат­ный метр не видел давно: несколько домо­вых, куча жаб с день­гами во рту, под­ковки и всё это на фоне под­ми­ги­ва­ю­щих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не при­ча­ща­лись лет 15.

Перед тем, как освя­щать это жилье, при­шлось про­ве­сти серьез­ную «про­фи­лак­ти­че­скую беседу», после кото­рой домо­вые поле­тели в мусор­ное ведро, а жильцы испо­ве­до­ва­лись.

«Что-то слу­чив­ши­еся» – это люди, кото­рые пони­мают, что есть Бог, что есть духов­ная жизнь, но при­бе­гают к ним только как к сред­ству защиты от чего-то очень нехо­ро­шего в своей жизни. Это кате­го­рия людей с товарно-денеж­ным отно­ше­нием к Богу и Церкви: «Ты, Гос­поди, дай нам, обе­реги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поста­вим». При­мерно так.

Сюда же можно отне­сти людей, кото­рым надо «почи­стить квар­тиру». Эту кате­го­рию людей можно узнать по пер­вому же вопросу, будь то звонок по теле­фону или раз­го­вор в храме: «Нам бы надо почи­стить квар­тиру». Борются с порчей, сгла­зом, дурной энер­ге­ти­кой.

Печально, что эта кате­го­рия людей зача­стую отли­ча­ется «рели­ги­оз­ной все­яд­но­стью». В своем жела­нии «почи­стить квар­тиру» они могут обра­щаться и к свя­щен­нику, и к шаману, и еще много к кому.

Кстати, именно эти люди пыта­ются всеми воз­мож­ными путями освя­тить свою квар­тиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточ­няю перед освя­ще­нием, не освя­ща­лась ли квар­тира раньше. Да и не мешает посмот­реть по сто­ро­нам – вдруг висят кре­стики от про­шлого освя­ще­ния.

Чтобы было хорошо

Это кате­го­рия гораздо более радост­ных людей. Как пра­вило, они купили новую квар­тиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освя­тил их новое при­об­ре­те­ние. Освя­тил для того, чтобы все дей­стви­тельно было хорошо: машина не попа­дала в аварии, дом был полной чашей и так далее.

С этими людьми при­ят­нее общаться, хотя бы потому, что они на пози­тиве, в отли­чие от людей, у кото­рых «что-то слу­чи­лось».

«Самое глав­ное, что нужно освя­тить, – самого себя»

Таким людям освя­щаю с радо­стью. С радо­стью и осто­рож­но­стью. Осто­рож­но­стью, потому что ста­ра­юсь под­черк­нуть в про­по­веди, что само по себе освя­ще­ние – это далеко не самое глав­ное. Говорю, что Гос­подь освя­щает вещи и пред­меты, но самое глав­ное, что нужно освя­тить – самого себя. А освя­ща­ется чело­век цер­ков­ной жизнью, жизнью со Хри­стом и во Христе, то есть с помо­щью Церкви и таинств.

Иногда просят освя­тить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отка­зы­ваю этим людям, но в таком случае при­хо­дится быть в роли семей­ного пси­хо­лога – рас­ска­зы­ваю, что семья – это тер­пе­ние, вза­и­мо­по­ни­ма­ние. Бывает, что напо­ми­наю слова апо­стола Павла, кото­рые чита­ются во время таин­ства Брака. Искренне наде­юсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освя­ще­ния квар­тиры или машины.

Потому что это пра­вильно

Есть такие люди, кото­рые пре­красно пони­мают, что освя­ще­ние квар­тиры или машины – это пра­вильно. Ведь если мы – пра­во­слав­ные люди, то должны освя­щать и самого себя, и то, что нас окру­жает. Будь то дом, машина, квар­тира и так далее. Но нужно пони­мать, что подоб­ное освя­ще­ние – это не уни­вер­саль­ное реше­ние всех про­блем, а Божие бла­го­сло­ве­ние, и чело­век сам должен идти навстречу к Богу.

К сожа­ле­нию, людей с таким пони­ма­нием меньше, чем, напри­мер, тех, кто освя­щает квар­тиру после того, как «что-то слу­чи­лось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как пра­вило, люди воцер­ко­в­лен­ные, участ­ву­ю­щие в таин­ствах и пони­ма­ю­щие, что и зачем.

Эти люди пре­красно пони­мают слова свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, кото­рый писал, что обряды освя­ще­ния «вызы­ва­ются край­ней потреб­но­стью самой при­роды или есте­ства стихий и потреб­но­стью самих людей, живу­щих в воз­душ­ном про­стран­стве и име­ю­щих непре­стан­ную нужду в водной стихии. Вся при­рода, все стихии непре­станно осквер­ня­ются и рас­тле­ва­ются чело­ве­че­скими гре­хами и тем­ными и лука­выми духами, живу­щими в воз­духе и порож­да­ю­щими в нем всякие тле­твор­ные веяния и болезни. Явля­ется неот­лож­ная потреб­ность цер­ков­ного освя­ще­ния и оздо­ров­ле­ния этих стихий».

Кому отка­зать

В цер­ков­ном обще­стве пери­о­ди­че­ски начи­на­ется дис­кус­сия на тему того, освя­щать или не освя­щать тем людям, кото­рые далеки от Церкви. Считаю, что освя­щать. Освя­щать и гово­рить с ними. Ведь если чело­век пришел в храм и хочет освя­тить квар­тиру или машину, пусть даже по какой-то стран­ной при­чине, то он уже пере­сту­пил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа свя­щен­ника, кото­рый должен с этим чело­ве­ком пого­во­рить, объ­яс­нить ему, затро­нуть струны его души и при­ве­сти его в храм.

Опять же, исто­рия из свя­щен­ни­че­ской прак­тики. Освя­щал квар­тиру очень хоро­шим людям. Но пере­сту­пив порог этой квар­тиры, сразу же увидел огром­ное коли­че­ство всякой эзо­те­рики. Мы долго гово­рили, я объ­яс­нял пра­во­слав­ное пони­ма­ние порчи и сглаза, объ­яс­нял, почему раз­ного рода суе­ве­рия несов­ме­стимы с пра­во­сла­вием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освя­ще­нии квар­тиры они первый раз услы­шали, что быть пра­во­слав­ным – это, как ока­за­лось, ходить в храм не просто чтобы поста­вить свечку, а ходить в храм на Испо­ведь и При­ча­стие. Они узнали, что быть пра­во­слав­ным – это жить доста­точно напря­жен­ной духов­ной жизнью. Не знаю, стали ли они при­хо­жа­нами какого-то храма, но искренне наде­юсь, что хотя бы часть из ска­зан­ного отло­жи­лась у них в сердце.

А когда не освя­щать? Нельзя освя­щать то, что уже было освя­щено ранее. Нельзя освя­щать, если чело­век открыто гово­рит о своих нецер­ков­ных воз­зре­ниях и если открыто гово­рит, что его цель – это эзо­те­ри­че­ское «полу­че­ние хоро­шей энер­ге­тики».

Кстати, об этом пре­красно сказал свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:

«Вся бла­го­дать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (артос, анти­дор, просфоры) и другие, вклю­чая свя­тей­шее При­ча­стие Тела и Крови Хри­сто­вых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой бла­го­дати через пока­ян­ные молитвы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние других доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спасет, она не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лезна для нече­сти­вых и мнимых хри­стиан (без доб­ро­де­те­лей)».

Ответ­ная реак­ция

Освя­ще­ние, любая бла­го­дать от Бога, любая свя­тыня – это призыв Бога к чело­веку. Призыв идти к Нему навстречу. Когда освя­щаю машины, то всегда говорю, что освя­ще­ние машины – это всегда призыв про­яв­лять свое хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние. Не просто пове­сить кре­стики и иконки, но поста­раться там, где можно, усту­пить кому-то, где можно, не под­ре­зать и так далее. И самое глав­ное – ока­зы­вать посиль­ную помощь. Освя­тили машину, а потом на пустой трассе уви­дели машину, застряв­шую в снеж­ном заносе. Оста­но­ви­тесь, возь­мите трос и помо­гите бед­ному чело­веку. Ведь Вы же освя­тили свою машину, полу­чили бла­го­дать от Бога, а теперь пришло время ее реа­ли­зо­вы­вать и идти навстречу Богу.

Инструк­ция по при­ме­не­нию

Совре­мен­ное обще­ство очень любит писать и читать инструк­ции. Навер­ное, так удоб­нее и понят­нее. Поэтому тоже решил сде­лать неболь­шую инструк­цию по освя­ще­нию.

Источник

Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

В чем смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие.

В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы.

Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необ­хо­димы обряды освя­ще­ния

Жизнь, здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие людей в зна­чи­тель­ной мере зави­сят от состо­я­ния окру­жа­ю­щей их при­род­ной и духов­ной среды.

Губи­тель­ные для людей послед­ствия эко­ло­ги­че­ских ката­клиз­мов, свя­зан­ных с зара­же­нием и раз­ру­ше­нием окру­жа­ю­щей при­роды, имеют не только види­мые, внеш­ние, физи­че­ские при­чины, но и при­чины неви­ди­мые, духов­ные.

Среди духов­ных причин, лежа­щих в основе всех явле­ний при­роды, а также явле­ний соци­аль­ных и госу­дар­ствен­ных, таких как рево­лю­ции, войны и раз­лич­ного рода гло­баль­ные пере­стройки, святая Цер­ковь выде­ляет прежде всего рели­ги­оз­ность народ­ной жизни. Какова сте­пень рели­ги­оз­но­сти, каковы нрав­ствен­ность и пове­де­ние людей, таковы и состо­я­ние види­мой при­роды, и ход исто­рии. Люди грешат, уда­ля­ются от Бога, извра­щая свой нрав­ствен­ный поря­док, и, как след­ствие, он пор­тится и в мире.

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский пишет, что обряды освя­ще­ния «вызы­ва­ются край­ней потреб­но­стью самой при­роды или есте­ства стихий и потреб­но­стью самих людей, живу­щих в воз­душ­ном про­стран­стве и име­ю­щих непре­стан­ную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся при­рода, все стихии непре­станно осквер­ня­ются и рас­тле­ва­ются чело­ве­че­скими гре­хами и тем­ными и лука­выми духами, живу­щими в воз­духе и порож­да­ю­щими в нем всякие тле­твор­ные веяния и болезни. Явля­ется неот­лож­ная потреб­ность цер­ков­ного освя­ще­ния и оздо­ров­ле­ния этих стихий».

Почему так важно освя­щать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечи­стый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода чело­ве­че­ского, до самого вто­рого при­ше­ствия Хри­стова гос­под­ствует в воз­духе. Сла­вян­ское же слово воздух имеет несколько зна­че­ний. Это и атмо­сфера земли, в кото­рой мы физи­че­ски суще­ствуем; это и эфир, пере­пол­нен­ный сего­дня как нико­гда радио­вол­нами, сиг­на­лами теле­ви­де­ния, сото­вой и радио­связи; это, нако­нец, и то, что совре­мен­ные языч­ники и иудеи назы­вают аст­ра­лом – область духов­ных виде­ний и кон­так­тов, в кото­рой как нигде пре­бы­вает и гос­под­ствует диавол с леги­о­нами нечи­стых духов.

Теле­ви­де­ние, пресса и радио­ве­ща­ние, анти­хри­сти­ан­ские по духу, раз­вра­ща­ю­щие сего­дня рус­ский народ хуже вся­кого вина и водки, стали глав­ными источ­ни­ками духов­ной пищи рус­ских людей. Сего­дня прак­ти­че­ски в каждом доме постав­лена в крас­ный угол «голу­бая икона» диа­вола – теле­ви­зор, перед кото­рым часы напро­лет про­во­дит насе­ле­ние России, словно пре­бы­ва­ю­щее в нар­ко­ти­че­ском сне, загип­но­ти­зи­ро­ван­ное и про­грам­ми­ру­е­мое на само­уни­что­же­ние и выми­ра­ние.

Через эфир и астрал наши дома, квар­тиры, авто­мо­били запол­нили бес­счет­ные леги­оны бесов: духи агрес­сии, злобы, мести, бес­стыд­ной стра­сти. Люди уже не в состо­я­нии понять, как их семей­ное и жиз­нен­ное бла­го­по­лу­чие раз­би­ва­ется при помощи дос­ко­нально раз­ра­бо­тан­ных тех­но­ло­гий раз­ру­ше­ния тра­ди­ци­он­ной системы цен­но­стей, этики, нрав­ствен­но­сти. Мало кто сего­дня спо­со­бен свя­зать непо­слу­ша­ние детей, их при­стра­стие к алко­голю и нар­ко­ти­кам, бес­ко­неч­ные раз­воды моло­дых и немо­ло­дых семей­ных пар с при­сут­ствием в их доме насто­я­щего врага – теле­ви­зора, радио­при­ем­ника, буль­вар­ной газеты, умело под­та­чи­ва­ю­щих ядом пош­ло­сти и раз­врата мораль обще­ства, семьи, через насаж­да­е­мый культ удо­воль­ствия, вле­ку­щие к поги­бели все новые и новые души.

Поэтому сего­дня бла­го­дать Божия, пода­ва­е­мая через обряды освя­ще­ния, в част­но­сти, через освя­ще­ние наших домов, осо­бенно нам необ­хо­дима, чтобы помочь нам защи­тить, созна­тельно огра­дить себя от виру­сов гре­хов­ного соблазна и духов­ного раз­ло­же­ния, про­ни­ка­ю­щих в наши жилища.

Спасет ли нас освя­ще­ние дома само по себе

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник пишет: «Вся бла­го­дать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (артос, анти­дор, просфоры) и другие, вклю­чая свя­тей­шее при­ча­стие Тела и Крови Хри­сто­вых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой бла­го­дати через пока­ян­ные молитвы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние других доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спасет, она не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лезна для нече­сти­вых и мнимых хри­стиан (без доб­ро­де­те­лей)».

То же самое можно ска­зать и об освя­ще­нии жилища. Дом, в кото­ром гла­вен­ствует пустое, празд­ное пре­про­вож­де­ние вре­мени, подо­бен дому со све­тя­щи­мися окнами во время ноч­ного налета вра­же­ской авиа­ции. Совре­мен­ное теле­ви­де­ние, пресса и радио­ве­ща­ние совер­шенно диа­воль­ским обра­зом, под видом раз­вле­че­ния и удо­воль­ствия, отда­ляют нас от нашего Отца небес­ного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь буду­щего века. Поэтому ника­кое освя­ще­ние не будет иметь смысла и не будет бла­го­творно влиять на нашу жизнь, если в воз­духе наших квар­тир и домов будут, в част­но­сти, без­раз­дельно гос­под­ство­вать бесы теле- и радио­ве­ща­ния. В минуты постиг­шего нас несча­стья, чтобы уми­ло­сти­вить рай­он­ного судью и про­ку­рора, от кото­рых зави­сит наша участь или участь наших близ­ких, пре­сту­пив­ших уго­лов­ный закон, мы готовы пожерт­во­вать и послед­ними день­гами, и многим другим, а пре­сту­пая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раз­дра­жать Гос­пода своим без­ве­рием и уве­се­ле­ни­ями с бесами, то Он будет мило­стив к нам? Нет. Раз­врат­ник и бого­хуль­ник своим отступ­ле­нием от Бога и от Его запо­ве­дей совер­шает над собой самый страш­ный суд – оста­ется без Бога наедине с диа­во­лом и его слу­гами, кото­рым только и нужна его душа, а точнее, ее паде­ние и поги­бель.

Будем пом­нить, что освя­ще­ние дома – это и защита его от всяких бед­ствий, и бла­го­сло­ве­ние на добрые дела и на охра­не­ние нашего жилища от всего злого, про­тив­ного Богу; бла­го­сло­ве­ние на то, чтобы мы не ухо­дили от Бога и ста­ра­лись направ­лять нашу жизнь не по тем зако­нам, кото­рые внед­ряет в чело­ве­че­скую жизнь враг рода чело­ве­че­ского, но по Закону Божьему.

Чин освя­ще­ния нового дома

По Закону Божи­ему живет и дви­жется весь создан­ный Богом мир. Поэтому без бла­го­сло­ве­ния и помощи Божией ничего по-насто­я­щему цен­ного, важ­ного, бла­гого, полез­ного сде­лать невоз­можно. Сам Спа­си­тель в Еван­ге­лии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

И пророк Давид гово­рит: «Если Гос­подь не сози­ждет дома, напрасно тру­дятся стро­я­щие его; если Гос­подь не охра­нит города, напрасно бодр­ствует страж» ( Пс.126:1 ).

Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – гово­рит рус­ская посло­вица. Они часто молит­венно обра­ща­лись к Богу, при­зы­вая бла­го­сло­ве­ние на всякое свое начи­на­ние. Поэтому и жилища хри­стиан издревле освя­ща­лись молеб­ными пени­ями и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь освя­щает новые дома по при­меру освя­ще­ния храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его осно­ва­ние закла­ды­ва­ется крест, в самом доме уста­нав­ли­ва­ются святые иконы как зна­ме­ния (знаки) бла­го­дат­ного пре­бы­ва­ния Гос­пода и святых в хри­сти­ан­ском жилище. В доме хри­сти­а­нина Цер­ковь раз­ре­шает совер­шать все виды своего бого­слу­же­ния за исклю­че­нием Боже­ствен­ной литур­гии и таин­ства свя­щен­ства. Она не воз­бра­няет вно­сить в каждый хри­сти­ан­ский дом, в извест­ных слу­чаях, свя­тей­шее и все­о­свя­ща­ю­щее Тело и живо­тво­ря­щую Кровь Хри­стову.

Для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния хри­сти­ан­ского дома и очага с древ­них времен суще­ствуют особые молеб­ные чины. При начале соору­же­ния дома совер­ша­ется малое освя­ще­ние воды и чита­ются молитвы «на осно­ва­ние дому», содер­жа­щи­еся в Треб­нике. В Треб­нике изло­жен и чин освя­ще­ния нового дома. К этому чину могут быть добав­лены при освя­ще­нии дома молитвы «О хра­мине, сту­жа­е­мой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это сле­дует из назва­ния, носит закли­на­тель­ный харак­тер, она упо­треб­ля­ется при освя­ще­нии тех домов, «кото­рые терпят козни и напа­сти злых духов» (Новая Скри­жаль). Вторая молитва чита­ется для освя­ще­ния очага – важ­ней­шей части хри­сти­ан­ского жилища, свя­зан­ной с при­го­тов­ле­нием тра­пезы.

Перед освя­ще­нием нового дома совер­ша­ется малое водо­свя­тие, либо свя­щен­ник при­хо­дит в дом, при­неся с собой святую воду. В доме зара­нее постав­ля­ется стол, покры­тый чистой ска­тер­тью, на него ста­вится сосуд со святой водой, неболь­шой сосуд с обыч­ным, неосвя­щен­ным елеем (рас­ти­тель­ным маслом), пола­га­ются Еван­ге­лие, крест и воз­жи­га­ются свечи в под­свеч­ни­ках.

На каждой из четы­рех стен зара­нее изоб­ра­жа­ется крест – в озна­ме­но­ва­ние покрова и твер­дого ограж­де­ния, избав­ле­ния и сохра­не­ния крест­ной силой от вся­кого зла и беды, от врагов види­мых и неви­ди­мых.

После воз­гласа «Бла­го­сло­вен Бог наш…» и обыч­ных началь­ных молитв чита­ется 90‑й псалом «Живый в помощи Выш­няго…», в кото­ром Цер­ковь обод­ряет буду­щих жиль­цов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небес­ного и что под сенью Все­мо­гу­щего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летя­щие днем. «Не при­клю­чится тебе зло, и язва не при­бли­зится к жилищу твоему», – вос­кли­цает пророк ( Пс. 90:10 ).

Затем поется тро­парь (крат­кое цер­ков­ное пес­но­пе­ние), в кото­ром гово­рится о том, что неко­гда Спа­си­тель, войдя в дом Закхея, даро­вал спа­се­ние ему и всем домаш­ним его. Так и ныне вместе со слу­жи­те­лями Хри­сто­выми в новый дом входят Ангелы Божии. Цер­ковь просит Гос­пода подать мир дому сему и мило­стиво бла­го­сло­вить его, спасая и про­све­щая всех, кто соби­ра­ется жить в нем.

Обра­тив­шись к востоку, свя­щен­ник про­из­но­сит: «Гос­поду помо­лимся», «Гос­поди, поми­луй», – отве­чают ему, и он читает молитву, близ­кую по содер­жа­нию про­пе­тому перед этим тро­парю. Он молится Спа­си­телю, изво­лив­шему войти в дом Закхея и даро­вав­шему спа­се­ние всему дому его, бла­го­сло­вить ново­устро­ен­ное жилище и сохра­нить тех, кто будет жить в нем, от вся­кого зла, изобильно пода­вая им на пользу все блага Гос­подни.

В сле­ду­ю­щей затем тайной молитве (то есть, молитве, чита­е­мой не вслух, а про себя) свя­щен­ник просит Гос­пода, чтобы Он даро­вал дому спа­се­ние, как принес его в дом Закхея, чтобы бла­го­сло­вил этот дом, как бла­го­сло­вил неко­гда дом Лавана при­хо­дом в него Иакова, дом Пен­те­ф­рия – при­хо­дом в него Иосифа, Авед­дара – вне­се­нием в его дом ков­чега. (Об этих собы­тиях повест­ву­ется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2–30; гл. 39, стихи 1–5 и во 2‑й книге Царств, гл.6, стихи 10–12.) Он молит Спа­си­теля нис­по­слать буду­щим оби­та­те­лям нового дома бла­го­сло­ве­ние с высоты жилища Своего, огра­дить их стра­хом Божиим, защи­тить «от сопро­тив­ных» и умно­жить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей воз­гла­шает: «Твое бо есть, еже мило­вати и спа­сати ны, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно, и во веки веков». При­сут­ству­ю­щие отве­чают: «Аминь».

В этом месте чино­по­сле­до­ва­ния к нему может быть при­со­еди­нена молитва «Над пещию». В ней свя­щен­ник при­зы­вает на помощь для защиты домаш­него очага от врагов види­мых и неви­ди­мых – Анге­лов, хра­ни­те­лей хри­стиан, и всех святых Божиих, в том числе свя­щен­но­му­че­ника Кипри­ана, кото­рому неко­гда бесы слу­жили в искус­стве вол­шеб­ных козней и кото­рый, уве­ро­вав во Христа, начал вос­ста­вать против них и побеж­дать их (Новая Скри­жаль).

Затем свя­щен­ник трижды осе­няет кре­стом елей во имя Пре­свя­той Троицы и читает молитву над елеем, в кото­рой просит Бога нис­по­слать Пре­свя­того Духа на елей и освя­тить его, чтобы он был во освя­ще­ние месту сему и постро­ен­ному на этом месте дому для про­гна­ния «всяких сопро­тив­ных сил и сата­нин­ских наве­тов».

После про­чте­ния молитвы свя­щен­ник окроп­ляет святой водой весь дом (каждую ком­нату кропит со всех четы­рех сторон), молясь: «Окроп­ле­нием воды сей свя­щен­ныя в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое бесов­ское дей­ство». Затем кре­сто­об­разно пома­зы­вает 4 глав­ные стены дома (в тех местах, где был начер­тан ранее крест) святым елеем, про­из­нося слова: «Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­таго елея сего, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, аминь».

В сти­хире, кото­рую поет хор, содер­жится моле­ние ко Гос­поду бла­го­сло­вить сей дом, испол­нить его земных благ и сохра­нить его буду­щих оби­та­те­лей «от вся­кого злаго обсто­я­ния» и даро­вать им изоби­лие небес­ного и зем­ного бла­го­сло­ве­ния.

Затем свя­щен­ник читает Еван­ге­лие ( Лк.19:1-10 ), где повест­ву­ется о посе­ще­нии Спа­си­те­лем дома мытаря (сбор­щика нало­гов) Закхея, кото­рый, хотя и был чело­ве­ком греш­ным, но так сильно захо­тел уви­деть Гос­пода, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто гово­рил, что Иисус зашел в дом греш­ного чело­века, Хри­стос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спа­се­ние дому сему, потому что и он сын Авра­ама; ибо Сын Чело­ве­че­ский пришел взыс­кать и спасти погиб­шее». Этот отры­вок из Еван­ге­лия Цер­ковь пред­ла­гает жите­лям нового хри­сти­ан­ского дома, радостно воз­ве­щая, что ныне спа­се­ние пришло и их дому и что Гос­подь всегда при­хо­дит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем чита­ется псалом 100, в кото­ром содер­жится настав­ле­ние о том, как нужно вести себя в новом доме. Раз­мыш­ляя о пути непо­роч­ном, царь Давид гово­рит: «Буду ходить в непо­роч­но­сти моего сердца посреди дома моего» ( Пс. 100:2 ).

После чтения псалма про­из­но­сится екте­ния. В ней, помимо обыч­ных про­ше­ний, есть и про­ше­ния о бла­го­сло­ве­нии дома. Все при­сут­ству­ю­щие молят Вла­дыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хра­ни­теля, стража новому дому, сохра­ня­ю­щего всех, «в нем бла­го­честно жити хотя­щих», от вся­кого зла и настав­лю­щего их к дела­нию доб­ро­де­те­лей, к испол­не­нию запо­ве­дей Хри­сто­вых. Просят и о том, чтобы Гос­подь сохра­нил всех их от голода, всяких смер­то­нос­ных ран и даро­вал им здо­ро­вье и дол­го­ден­ствие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *