Для чего освящают машину

Освятить машину – зачем и как это сделать

Практика освящения в Православии

Что значит «освятить машину»? В Православии освящением называется обряд благословения материальных предметов (пищи, жилища, автомобиля) с целью призвания на них и владельцев Божьей благодати. Таким образом человек посвящает свою деятельность Господу, выражает упование на Него, просит помощи и защиты от тёмных сил. Приведём слова священника Алексия Сурикова:

«Освятить можно любую вещь, но только если она не служит греху. Человек верующий всегда старается всё перевести в церковную ограду – посвятить Богу для служения нам, людям».

Традиция освящения транспортных средств уходит корнями в далёкое прошлое. Чаще всего в древности благословляли боевые колесницы. Ведь именно это средство передвижения было связано с наибольшей опасностью. Поэтому освящение машины в богослужебных книгах до сих пор именуется «Чином освящения колесницы». Иерей Олег Нецветаев отмечает:

«Освящение требуется, чтобы силы бесовские не могли по своему произволу воздействовать на водителя и на автомобиль (или лодку, мотоцикл, летательный аппарат)».

Как освятить машину?

Для верующего человека логично благословить автомобиль сразу после его приобретения. Не имеет значения, новое ли это транспортное средство или подержанное. Полноценный чин освящения совершается священнослужителем. Проведение обряда возможно в любой день, однако нужно заранее договориться об этом с батюшкой. Можно пригласить знакомого вам священника или же обратиться в ближайший храм.

Машина чаще всего благословляется у церкви. Накануне нужно помыть её и навести порядок в салоне. Если внутри присутствуют талисманы, обереги и прочие несовместимые с Православием предметы – навсегда избавьтесь от них. Заранее приобретите иконочку, которую священник наклеит на переднюю панель автомобиля. Святыня станет не оберегом, а благодатным напоминанием о молитве. Во время обряда совершается окропление транспортного средства святой водой. Поэтому все его двери и капот должны быть открыты.

Продолжительность чина составляет примерно 10 минут. Священником читается специальная молитва на освящение машины, призывающая Божье благословение и помощь Ангела-хранителя. Произносится Псалом 90. Главная мысль псалма – уповающий на Бога надёжно защищён Им от видимого и невидимого зла. Далее священнослужитель окропляет автомобиль святой водой, благословляет водителя. Батюшка в салоне прикрепляет икону, а снаружи сзади – наклейку с изображением креста. Водителю следует не просто присутствовать, но и молитвенно участвовать в освящении.

Тем, кто спрашивает, как освятить машину, следует знать, что в исключительных случаях (например, когда невозможно позвать священника) дозволяется самостоятельное благословение транспортного средства. Мирянином совершается чтение соответствующей молитвы, осенение автомобиля крестным знамением, окропление святой водой.

Освятить машину — не главное

Совершение чина благословения автомобиля само по себе не гарантирует благополучие водителя в дороге. Такое отношение к священнодействию является суеверным и примитивным, о чём говорит иерей Димитрий Свердлов:

«Освящение нередко воспринимается как акт внешний, магический по сути. Мало кто понимает, что настоящее освящение происходит тогда, когда не только железки, но и дух человека освящается».

Бог посылает Свою помощь и благодать лишь тому, кто подлинно стремится к Нему. То есть не только совершает внешние обряды, но и освящается внутренне. Покаянием, соблюдением Божьих заповедей, домашней и богослужебной молитвой, регулярным участием в спасительных Таинствах Исповеди и Причастия. Освятить автомобиль нужно. Но водителю необходимо соответствовать тем Божьим дарам, которые он испрашивает в чине освящения. Иерей Александр Ермолин отмечает:

«Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека. А затем уже идет освящение всех материальных предметов».

Об ответственности водителя

Освящение машины не поможет, если после совершения чина водитель будет пренебрегать базовыми правилами безопасности. Суеверно при этом полагая, что теперь он надёжно ограждён от любых неприятностей. Подобная легкомысленность ставит под угрозу здоровье и жизнь не только того, кто сидит у руля, но и пассажиров.

Священник Валерий Духанин допускает, что даже благочестивый христианин может попасть в аварию. Не по своей вине, а по Промыслу Божьему, который нужно принимать со смирением. Но если водитель проявил халатность, нарушил ПДД, не пристегнулся, то вина целиком лежит на нём. Ведь Господь наделил нас свободой воли, а это значит, что мы несём ответственность за свои поступки. Митрополит Афанасий (Николау) говорит об этом:

«Все решения, которые мы принимаем в нашей жизни, – это наш собственный выбор, а не Господь предопределяет нашу жизнь. Мы сами выбираем направление нашей жизни и сами же несем ответственность за свой выбор».

Итак, освящённый автомобиль – не повод расслабиться, а дополнительная ответственность для его владельца. Увидев крест на транспортном средстве, окружающие будут понимать, что оно принадлежит христианину. Православному водителю следует соответствовать этому званию в любых дорожных обстоятельствах и служить примером для остальных.

Молитва на освящение автомобиля

Господи Иисусе Христе, благословляяй и освящаяй всяческая молитвою и призыванием всесвятаго Имене Твоего, благослови колесницу сию, юже раб Твой (имя) стяжа, и да будет сия ему во благую потребу, в служение нуждам его и ближних. Ей, Господи, приклони ухо Твое и услыши нас в час сей, и благословением Твоим сохрани раба Твоего и всякаго инаго, ею пользующегося от всякаго сопротивнаго обстояния и всякаго вреда человеком ли, или скотом. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Зачем надо освящать машину

Сейчас почти все верующие стремятся освятить свои автомобили. Но зачем это нужно? Об этом и о том, как подготовиться к освящению машины — в данной статье.

Освящение машины/колесницы

Для чего освящают машину. Смотреть фото Для чего освящают машину. Смотреть картинку Для чего освящают машину. Картинка про Для чего освящают машину. Фото Для чего освящают машину

В требнике не найти чина освящения автомобиля. Но зато есть чин освящения колесницы. Значит, обычай освящать свое транспортное средство существовала с давних пор. Когда еще не изобрели автомобили, а ездили на колесницах.

Наши предки видели потребность в том, чтобы передвигаться на освященном транспорте. Является ли это простым суеверием? Вряд ли.

В жизни христианина все события освящены: рождение, вступление в брак, отшествие в вечность. Освящают и свое жилище. Для чего это делают?

Отчасти, чтобы прогнать нечистых духов, которые только и думают, как навредить человеческому роду. Древний враг человека, от которого он отрекся при крещении, на которого он наплевал в храме, не может простить такого унижения, будучи существом весьма гордым. Поэтому он и мстит верующему человеку на протяжении всей его жизни.

Во-вторых, это делается, чтобы освятить свое существо, все предметы вокруг, посвятить их и самого себя Богу. Если верующие налагают крестное знамение на все вокруг: на еду, предметы, стул, кровать, то тем более надо освящать то, от чего зависит жизнь собственная и окружающих.

Автомобиль — не просто средство передвижения

Автомобиль является довольно опасным средством передвижения. По статистике люди погибают больше именно в автокатастрофах. Чаще, чем на самолетах и в поездах. Поэтому автомобиль требует освящения для того, чтобы диавол не вмешался и не навредил пассажирам. Для того чтобы вернуться из путешествия живыми, чтобы не попасть в аварию и не повредить автомобиль.

Рядом с освященной машиной пребывает Ангел-Хранитель, который сохраняет ее и находящихся в ней от разных нежелательных происшествий.

Чин освящения автомобиля

Этот чин служится священником. Он длится недолго, намного короче, например, освящения жилища.

Чин освящения колесницы состоит из:

Вода освящается обычно заранее. В конце чина священник берет чашу со святой водой и окропляет святой водой автомобиль.

Как подготовить машину к освящению

Перед освящением автомобиля надо обязательно приобрести иконку. Специальные образки для машины продаются в церковной лавке. Они прикрепляются к передней панели. Это может быть изображение Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ангела-Хранителя или святителя Николая. Потому что этот святой чаще всего охраняет путешественников.

Также надо приобрести специальную молитву для водителя. Ее должен читать тот, кто будет за рулем, перед тем как отправиться в путь. В ней говорится о том, чтобы Господь сохранил пассажиров от аварии, дал водителю здравый ум и внимательность. Некоторые вешают внутри автомобиля четки или распятие. Это тоже разрешается.

Митрополит Иларион: зачем освящать автомобиль

Источник

Освящение автомобиля (колесницы)

Для чего освящают машину. Смотреть фото Для чего освящают машину. Смотреть картинку Для чего освящают машину. Картинка про Для чего освящают машину. Фото Для чего освящают машину

Освя­ще­ние транс­порт­ного сред­ства (колес­ницы) – свя­щен­но­дей­ствие, направ­лен­ное на при­зы­ва­ние помощи Божьей для бла­го­дат­ной защиты води­теля и пас­са­жи­ров.

Что счи­та­ется «колес­ни­цей»? Какие транс­порт­ные сред­ства можно освя­тить?

Термин «колес­ница» все­объ­ем­лю­щий, вклю­ча­ю­щий не только авто­мо­биль, но и авто­бус, трам­вай, поезд, трол­лей­бус, трак­тор, ком­байн, мото­цикл, квад­ро­цикл, мопед, элек­тро­са­мо­кат, само­кат, вело­си­пед, бего­вел и т. д. Новое транс­порт­ное сред­ство или старое, зна­че­ния не имеет.

Почему в молитве гово­рится именно о колес­нице?

Чин освя­ще­ния колес­ницы пришел из воин­ского треб­ника, пер­во­на­чально речь шла именно о боевых колес­ни­цах.

В чем смысл освя­ще­ния «колес­ницы»?

Освя­ще­ние «колес­ницы» – это бла­го­сло­ве­ние транс­порт­ного сред­ства и его вла­дель­цев. Свя­щен­ник во время освя­ще­ния просит Бога, чтобы Он нис­по­слал Свое Бла­го­сло­ве­ние, хранил и настав­лял в мире и бла­го­по­лу­чии совер­шать свой путь. Закан­чи­ва­ется молитва тем, что свя­щен­ник напо­ми­нает, что сто­я­щие и рядом про­ся­щие вла­дельцы «колес­ницы» славу и бла­го­да­ре­ние Гос­поду вос­сы­лают. Именно для этого и освя­ща­ется авто­мо­биль – чтобы Бог помо­гал в пути, чтобы бла­го­по­лучно путь на нем завер­шался после каждой поездки. Нельзя отно­ситься к освя­ще­нию авто­мо­биля как к услуге: мы запла­тили свя­щен­нику, и он, как про­фес­си­о­нал, сде­лает свое дело, а нам пони­мать суть дан­ного дей­ствия ни к чему.

Когда лучше освя­тить «колес­ницу» и кого с собой взять?

Логич­нее всего освя­щать свое транс­порт­ное сред­ство после его при­об­ре­те­ния. Суще­ствует хоро­шая прак­тика – брать на освя­ще­ние с собой всю семью, чтобы всем семей­ством помо­литься вместе со свя­щен­ни­ком. Польза в таком случае мно­го­сто­рон­няя, и молитва на освя­ще­ние авто­мо­биля будет исхо­дить не только от свя­щен­ника и води­теля, но и от его жены, и от дети­шек, кото­рые хотя и по-детски, но тоже молятся, и об этом потом с удо­воль­ствием вспо­ми­нают. Гос­подь гово­рил, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ), поэтому собор­ная молитва наи­бо­лее эффек­тивна. Поэтому ваша задача вни­мать каж­дому слову, вни­кать в смысл, а задача свя­щен­ника не про­буб­нить, а помо­литься так, чтобы вам было все понятно, ведь вы соучаст­ник молитвы, а не заказ­чик.

Какого свя­щен­ника выбрать для освя­ще­ния «колес­ницы»?

Ска­зать, что какой-то свя­щен­ник освя­тит лучше – мол, он лучше рас­по­ря­жа­ется пото­ками Боже­ствен­ной бла­го­дати, – а какой-то – хуже, никак нельзя. Любой закон­ный свя­щен­ник обла­дает необ­хо­ди­мыми навы­ками, зна­ни­ями, воз­мож­но­стью и пра­вами для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния «колес­ницы». Как вари­ант, можно обра­титься к свя­щен­нику, кото­рого вы знаете и с кото­рым вам как бы «удоб­нее» помо­литься. Будет хорошо, если пред­ва­ри­тельно батюшка вам скромно рас­ска­жет о смысле освя­ще­ния «колес­ницы».

Как под­го­то­вить авто­мо­биль к освя­ще­нию?

Освя­ща­е­мое транс­порт­ное сред­ство должно быть чистым внутри и сна­ружи. Конечно, если вы при­е­хали на освя­ще­ние на авто­мо­биле, кото­рый будет освя­щаться, а на улице грязь, снег, дождь, то авто­мо­биль может быть в брыз­гах, это допу­стимо. Но если авто­мо­биль неде­лями не чистился, не мылся (уборка каса­ется и салона, в багаж­нике не должно быть хлама), это уже недо­пу­стимо. Нужно также при­об­ре­сти авто­мо­биль­ную иконку, она поме­ща­ется на перед­ней панели, и ее навер­няка, можно будет купить в храме, возле кото­рого совер­ша­ется освя­ще­ние. Непо­сред­ственно перед освя­ще­нием откройте все двери авто­мо­биля, капот, багаж­ник: батюшка выне­сет чашу со святой водой и кро­пи­лом, помо­лится сов­местно с вами, окро­пит святой водой ваш авто­мо­биль, бла­го­сло­вит вас и ваших попут­чи­ков.

Сколько вре­мени зани­мает освя­ще­ние «колес­ницы»?

Намного дольше люди соби­ра­ются освя­щать авто­мо­биль, чем совер­ша­ется само освя­ще­ние. Обычно освя­ще­ние «колес­ницы» зани­мает минут 10. Перед освя­ще­нием про­чтите Чин освя­ще­ния колес­ницы, чтобы осмыс­ленно участ­во­вать в сов­мест­ной молитве.

Сколько стоит освя­ще­ние транс­порт­ного сред­ства?

Вопрос рас­про­стра­нен­ный, но не совсем кор­рект­ный. У каж­дого свои воз­мож­но­сти, и обычно от воз­мож­но­стей исхо­дят при освя­ще­нии. Можно о реко­мен­ду­е­мой сумме пожерт­во­ва­ния узнать зара­нее, когда будете зво­нить в храм, чтобы запи­саться на освя­ще­ние. Помните: пожерт­во­ва­ние за освя­ще­ние авто­мо­биля всегда реко­мен­да­тель­ное, если Вы видите прейс­ку­рант, то это реко­мен­ду­е­мая сумма, а не тариф. Хорошо и пра­вильно, когда люди отно­сятся с ува­же­нием, пони­ма­нием, что жертва тако­вая – это жертва, и она идет от сердца ( Мк.12:41-44 ), а Гос­подь воз­даст сто­ри­цей.

Защи­щает ли освя­ще­ние от аварии?

Как вести себя за рулем после освя­ще­ния транс­порт­ного сред­ства?

Освя­ще­ние нала­гает обя­за­тель­ства на вла­дельца авто­мо­биля: освя­щая машину, веру­ю­щий чело­век берет на себя обя­за­тель­ство исполь­зо­вать ее для бого­угод­ных дел и не исполь­зо­вать для дел бого­про­тив­ных. Желая полу­чить бла­го­дат­ную защиту в поезд­ках, не забы­вайте о необ­хо­ди­мо­сти хри­сти­ан­ской жизни. И не забы­вайте перед отправ­ле­нием в путь пере­кре­ститься и попро­сить бла­го­сло­ве­ние Божие на поездку (См. молитву води­теля или своими сло­вами, напри­мер, «Гос­поди, бла­го­слови в путь. Спаси и сохрани!»). После освя­ще­ния авто­мо­биля води­тель должен избав­ляться от чув­ства мсти­тель­но­сти, гнева (с ним нередко свя­зано и сквер­но­сло­вие), раз­дра­жи­тель­но­сти, азарта, поспеш­но­сти – в таком бесов­ском состо­я­нии можно ожи­дать только непри­ят­но­стей, вся­кого рода козней диа­воль­ских. Сле­дует также ста­раться не нару­шать пра­вила дорож­ного дви­же­ния. Четки, вися­щие на зер­кале в каче­стве предо­хра­ни­тель­ного аму­лета, неуместны, это суе­ве­рие.

Молитва свя­щен­ника при освя­ще­нии колес­ницы (рус.):

Гос­поди Боже наш, вос­се­да­ю­щий на Сера­фи­мах и носи­мый на Херу­ви­мах, муд­ро­стью укра­сив­ший чело­века, благим Твоим про­мыс­лом все ко благу направ­ля­ю­щий, нис­по­шли бла­го­сло­ве­ние Твое на колес­ницу сию и Ангела Твоего к ней при­ставь, дабы ездя­щие в ней, им хра­ни­мые и настав­ля­е­мые, в мире и бла­го­по­лу­чии путь свой совер­шив, Тебе славу и бла­го­да­ре­ние вос­сы­лали, вос­хва­ляя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. Аминь.

При­ме­ча­ние:

1 Зна­ме­ни­тый фило­соф и мате­ма­тик Блез Пас­каль сказал: «Если бы Бог по вре­ме­нам не укла­ды­вал нас на лопатки, нам неко­гда было бы посмот­реть на небо». Бог раз­го­ва­ри­вает с чело­ве­ком на разных языках: на языке любви, кото­рый мало, кто слышит; на языке болезни, его уже слышат многие; и на языке стра­да­ний – тогда этот голос слышат еще больше. Полу­ча­ется, что чаще всего именно стра­да­ния и испы­та­ния при­во­дят чело­века к Богу. Рус­ский фило­соф Сергей Нико­ла­е­вич Тру­бец­кой выра­зил эту мысль так: «Тот, кто не хочет вни­мать шепоту веч­но­сти, будет вни­мать ее громам».

Как вы отно­си­тесь к освя­ще­нию машин?
— Когда ко мне обра­ща­ются по поводу освя­ще­ния машины, квар­тиры или офиса, у меня всегда один кри­те­рий: знаю я этих людей или нет. Вот я знаю, что чело­век ходит в храм, при­ча­ща­ется, испо­ве­ду­ется — разу­ме­ется, освя­тить его машину или другое иму­ще­ство для меня абсо­лютно нор­мально, потому что чело­век сам уже ста­ра­ется пре­об­ра­зить, освя­тить свою жизнь при­сут­ствием Бога.
Точно так же я не крещу и не венчаю незна­ко­мых людей и их детей. Это должны быть прак­ти­ку­ю­щие хри­сти­ане, а не люди со сто­роны, для кото­рых цер­ков­ное свя­щен­но­дей­ствие — раз­но­вид­ность маги­че­ского риту­ала. Готов­ность бежать освя­щать машину любого заез­жего авто­мо­би­ли­ста — это уни­же­ние досто­ин­ства сана, пре­вра­ще­ние свя­щен­ника в риту­ально-быто­вую обслугу. Это жела­ние не вести людей ко Христу, а полу­чить мзду.

— Неко­то­рых людей забав­ляет, что в чине освя­ще­ния машины упо­треб­ля­ется слово «колес­ница». Как вы дума­ете, нужно ли заме­нить его на «машина» или «авто­мо­биль»?
— У людей воцер­ко­в­лён­ных, зна­ко­мых с цер­ков­ной тер­ми­но­ло­гией, зна­ю­щих, что в молит­во­сло­виях нередко встре­ча­ются арха­ич­ные тер­мины, вряд ли при слове «колес­ница» воз­ник­нут какие-то вопросы. А вот если чело­век от Церкви далек, но решил под­стра­хо­ваться, чтобы машину не угнали или чтобы не попасть в аварию, то, конечно, у него слово «колес­ница» может вызвать удив­ле­ние, а то и насмешку. Это еще один аргу­мент в пользу того, что не надо освя­щать машины слу­чай­ных людей.

про­то­и­е­рей Геор­гий Мит­ро­фа­нов

Источник

Свет невечерний. Зачем освящать автомобиль

Аудио

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

С чем ассоциируется Церковь и церковная жизнь у околоцерковных людей, рядом с Церковью находящихся, испытывающих симпатию или, может быть, даже живой интерес к Церкви? Церковь занимается освящением этого мира. В самых простых проявлениях это освящение мы можем наблюдать, например, в освящении пасох и куличей на Пасху, яблок на Преображение, меда на Медовый Спас, свечей на Сретение и, конечно же, святой воды на Крещение. Все Церковь освящает, и людей тоже. Мы крестим детей, причащаем детей и взрослых, напутствуем, освящаем, окропляем. Даже перед началом учебного года мы кропим святой водой наших красиво одетых карапузов. Священники освящают святой водой и знамена полковые, и даже целые ракетные подразделения. То есть основная работа священника и верующих людей в этой жизни – освящение всего, что нас окружает. Поэтому мы знаем об освящении квартир, домов, машин, икон, крестиков и т.д. Освящать приносят даже кольца перед венчанием. Все Церковь освящает. Это замечательно, это здорово! И за это нас еще и критикуют! Почему?

Потому что на самом деле к этому благородному, вполне законному порыву примешивается нечто совершенно незаконное, иноприродное. И мы должны это признать! Дело в том, что Церковь обвиняют в том, что это некоторое торговое предприятие, бизнес- проект, что мы продаем это благословение. Вот что нам бросают в лицо: «Вы продаете свечи, вы продаете иконы. Вы берете деньги за освящение машин, квартир и т.д. Вы собираете деньги на пожертвование. Вы тем самым просто делаете деньги – если не из воздуха, то из воды, которую называете святой». И мы здесь должны постоянно объясняться, может быть, даже оправдываться, что на самом деле все вовсе не так. Не ради денег это!

Но если мы внимательно проанализируем, как воспринимает этот акт освящения священник и как его воспринимает мирянин, то мы поймем, что в обыденном сознании именно это и присутствует. Потому что большинство мирян и некоторая часть духовенства относятся к освящающему служению Церкви магически. Вот это важное слово: магия. К вам как к священнику приезжает человек, который просит освятить только что купленную в салоне машину, объясняя это тем, чтобы с ним чего не произошло, чтобы с ним чего не случилось. А то говорили, что Гриша в прошлое воскресенье поехал освящать, освятил. Была буря. Тополь упал возле офиса, повредил соседнюю машину. А на Гришину машину не упал! Видите, какая сила освящения, потому что он освящал у отца Серафима. Вот отец Серафим освятит так освятит! Это уже гарантия! Год деревья не будут падать на эту машину.

А мы себе задаем вопрос: что же, если освятили машину, тогда и правила дорожного движения не нужно соблюдать, не нужно соблюдать скоростной режим, не нужно быть внимательным, сажать детей должным образом, следить за своей машиной, проходить техосмотр, содержать в порядке документы? Или вы освящаете квартиру, потому что ругаетесь. Вот освятите, батюшка, и тогда мы ругаться не будем. И действительно! Слышали, что Маруся освящала дом. Они с мужиком ругались со страшной силой, а вот освятили, даже знаете, фикус зацвел, чего с ним никогда не бывало, и кошки перестали болеть. Это учение Церкви такое? То есть мы освящением заменяем человеческую ответственность, например, за дорожное движение или отношения в семье, болезни?

Дело в том, что здесь осуществляется очень тонкая подмена. Мы в таком объяснении эксплуатируем естественную религиозность. Что на самом деле происходит в освящении квартиры или машины? Надо ли это вообще делать? Может, это языческие предрассудки? Человек пришел освятить, потому что он боится! Он боится, вдруг его остановит гаишник и скажет: «Вы попались на нашу камеру». А тут у него икона, иконостас, ладанка с Афона – и, может быть, пронесет! Человеком движет страх, сверхъестественный страх, связанный с элементарной естественной религиозностью, которая присутствует в совершенно любом обществе как страх судьбы, вера в случай. Один мой знакомый, который долгое время состоял в воровской шайке, рассказывал, что когда они шли на дело, они молились богу воров, чтобы им сопутствовала удача. Эти совершенно элементарные, первичные, архаичные эмоции присутствуют и в нашей религиозной практике: страх, судьба, удача, месть, другие очень древние, архаичные эмоции.

Но о чем говорит христианство на самом деле? Надо ли освящать машину? И какой мотив этого освящения? А мотив очень простой. Мы опираемся не на страх. Главная эмоция, которая сопровождает освящение и дома, и машины, и брачных колец, – это благодарность. Человек в церкви не страхует автомобиль от несчастных случаев, не на всякий случай берет еще и магические ритуалы со стороны священника с помощью кадила или святой воды, а он перед Богом приносит некий дар, который Господь ему дал, вот эту машину, и говорит: «Господи, спасибо!» И ему нужно эту эмоцию, этот опыт каким-то образом религиозно оформить. Для этого и существует освящение!

А если вам говорят, что нужно освятить, чтобы машина не поломалась или не попала в аварию, и если мы проведем исследование, сколько прошедших освящение машин попадает в аварию, то я думаю, цифры не очень сильно будут отличаться от количества аварий, в которых пострадали любые другие автомобили. Я думаю, если мы сравним, как часто ругаются в освященных и неосвященных домах, то большой разницы не увидим.

Дело совершенно в другом. Раз Господь дал этот дар (например, построил человек дом), естественно хочется, если у человека сердце христианское, сказать Богу спасибо. Жест освящения дома – это и есть большое спасибо Богу. Жест освящения машины – большое спасибо Богу, что наконец-то я купил хороший автомобиль. Я не боюсь, потому что принимаю и свою ответственность, и покров Божий надо мной, над моей семьей. Но мне хочется сказать спасибо Богу. Вот в чем смысл освящения! Благодарность Господу от человека с благодарным сердцем. Потому что основа христианства – не страх наказания, не жажда получить награду, а благодарное сердце.

Это благодарное сердце нужно воспитывать, избегая тех крайностей, тех уродств религиозной жизни, которые у нас, к сожалению, есть. Они связаны и с дурной магией, и с совершенно неприличной, на грани кощунства коммерцией, которой мы сопровождаем все, что связано с освящением или благословением. Это есть! Но злоупотребление не отменяет употребление. Нужно постоянно объясняться, постоянно говорить, в чем смысл, в чем подлинное значение этих религиозных жестов. В основе освящающего действия Церкви лежит порыв благодарности, порыв благодарного сердца, которое и есть основа христианской жизни!

Источник

Зачем освящать квартиры и машины?

Пять-шесть лет назад, когда я только начинал свое священническое служение, в малотиражке одного из южных московских округов мне попалось интервью с молодым священником из города Видное – отцом Дионисием Золотухиным. Текст был довольно любопытным.

Перед читателем возникал образ ревностно окормлявшего свою паству священника, человека, преодолевшего массу трудностей и противоречий, связанных с театральной средой, его воспитавшей и вырастившей, и пришедшего к вере и Церкви после сложного поиска Бога. При этом, однако, отец Дионисий сумел своею кротостью и твердостью сохранить прекрасные отношения с родителями и друзьями.

«Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» ( Рим 10:14 ), – взывает апостол Павел. Православную Церковь часто обвиняют в том, что она не идет в народ, на стадионы, площади, как это принято в некоторых протестантских конфессиях. Но именно такое шоуподобное проповедование претит самому духу Православия, ибо посягает на человеческую свободу. Наша вера предусматривает бережное отношение к личности и по крайней мере хотя бы желание неправославного что-либо услышать, что-либо понять, то есть личную активность вопрошающего, слушающего. Но ведь те люди, которые приходят в храм по какому бы то ни было формальному поводу, ощущают себя православными.

Что они вкладывают в это понимание – вопрос другой. Но задача священника, по-моему, как раз и заключается в том, чтобы сему заблудшему чаду Христова стада указать путь воссоединения с Церковью. Безусловно, за то время, которое потребно для освящения машины или квартиры, невозможно объяснить основы православного вероучения человеку, оторванному от традиции историческим путем коммунистического периода развития нашей страны, когда все основы миросозерцания были поставлены с ног на голову, да и последние полтора десятилетия не многих приблизили к храму. Но заронить некое зерно в человеческую душу все же возможно. И, памятуя наставления своего отца, протоиерея Владимира Тимакова, я всегда старался использовать возможность сердечного общения с человеком, “случайно” переступившим порог храма, для того, чтобы хоть чуть-чуть приоткрыть ему завесу церковную, и, как мог, разъяснял ему то, что, как мне казалось, наиболее важно в Церкви а, следовательно, в жизни.

Безусловно, случались очень корявые попытки, бывало, что совершенно невозможно было “докричаться” до человека, когда встречал категорическое противление тому, что говорил, но нередко на исповеди ко мне подходили и говорили: “Батюшка, а вы у нас месяц (а иногда и полгода) назад квартиру освящали”. Такие ситуации вызывали и вызывают неизменную радость. Дело в том, что в последованиях освящения колесницы и жилища существует то, что можно было бы назвать оголенным нервом, то есть то, что внятно всякому человеку, мало-мальски соприкасающемуся с русской культурой, и, соответственно, этим можно всколыхнуть у человека интерес к русской православной традиции.

Разумеется, в наше неоязыческое время, когда столь популярны всякие целители и экстрасенсы, люди, просящие освятить машину или квартиру, прежде всего ждут некоего магического действия: сейчас-де священник “побрызгает” святой водой и будет все прекрасно и замечательно. Я тоже очень хочу, чтобы все было прекрасно и замечательно, чтобы машина не попадала в аварии и не ломалась, чтобы в семье царили мир и покой, чтобы никакие соседи не заливали водой с верхних этажей освященную квартиру и т. д. Но при этом я все же не забываю, что Православие и житейское благополучие – вещи далеко не всегда совместимые, – и нерв проходит несколько в иной плоскости.

До боли знакомый текст требуется перевести с церковнославянского на русский. И это чаще всего встречает непреодолимые препятствия. Слово «живый» обычно пытаются перевести как прилагательное, то есть живой, но ведь это не прилагательное, а причастие. И, следовательно, переводить это слово надо как «живущий». И тогда первая половина фразы приобретает абсолютно понятный вид (только от перевода одного-единственного слова, а мы говорим о трудностях восприятия славянского текста на богослужениях!): «живущий в помощи Вышнего», то есть тот, кто хочет жить в помощи Божией, кто рассчитывает на Его защиту. И далее следуют конкретные практические рекомендации для человека, прибегающего к этой поддержке: «в крове Бога Небесного водворится».

Сразу обычно эта вторая половина фразы тоже не воспринимается, поэтому приходится дробить. Слово «водворится» понимается достаточно адекватно: войдет, окажется в том или ином месте. А в каком месте-то? Куда ему необходимо войти? Чаще всего слышится лепет о причастии, так как на слух путаются предложные падежи слов кровЪ и кровЬ. При уяснении и этого смысла возникает вопрос: а что же это такое – кровЪ Бога Небесного? Что это за крыша? Где этот дом? Безусловно, – это рай, небеса. Ну а здесь-то на земле? Где этот Дом Божий на нашей планете? Конечно – Церковь! И тогда, как откровение, поражает нас своей безмерной простотой силлогизм: хочешь жить в помощи Вышнего? – войди в храм. Только войди весь, всем своим существом, а не частично; сам стань частицей, живым камнем (см. 1Пет 2:5 ) Тела Христова. Ведь это – путь элементарного, прежде всего духовного (но и не только) самосохранения.

Чин благословения колесницы (машины) сам по себе не очень велик. И единственное существенное дополнение к вышесказанному может быть основано лишь на тексте самой молитвы освящения, где применяется принцип аналогии: «Ты Сам, Господи, восседаешь на серафимах и ездишь на херувимах, и посему приставь к этой колеснице Своего ангела, чтобы все, кто в ней едет, были им хранимы и наставляемы». То есть сделай так, чтобы как можно меньше безумных людей за рулем попадалось нам на встречном пути и чтобы мы сами не теряли голову при управлении нашим автомобилем и, забыв о самолюбии, первыми уступали им дорогу.

Но это возможно лишь тогда, когда мы путь свой совершаем в молитве: «…да шествующии в ней (машине) им (ангелом) храними и наставляеми, в мире и благополучии путь свой совершивше, Тебе славу и благодарение возсылают, хваляще Отца, и Сына, и Святаго Духа». При этом не следует забывать, что подлинным благодарением является Евхаристия, или иначе Литургия, – основополагающее таинство Церкви, а славословие – самая бескорыстная молитва, когда я ничего не прошу, но лишь славлю Бога.

В тексте же освящения жилища есть еще пара-тройка узлов, на которые следует обратить внимание. Во-первых, принципиальной целью освящения квартиры, о которой люди чаще всего просто не подозревают, является превращение этого жилища в малую Церковь. И из многих хрестоматийных определений Церкви в данном случае наиболее подходит следующее: «Церковь есть Небо на земле». То есть жильцы, зовя священника, быть может, не отдавая себе отчета, поставили перед собой задачу немного пожить на Небе, взобраться на Небо, устроить себе рай на конкретных квадратных метрах. А возможно ли это?

Ответ я бы сформулировал так: это невозможно, но иногда бывает. В Церкви всегда именно так и никак иначе, потому что Церковь – это реальность невозможного.

В одном Евангельском фрагменте ( Мк. 10:17–27 ) ко Христу подошел человек с самым насущным вопросом: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? – и получил довольно стандартный ответ о необходимости соблюдения заповедей. В этом отрывке перечисляются только несколько заповедей из Декалога. Но вообще-то в той еврейской среде, где жил Господь, принципом спасения было именно соблюдение закона, которое не ограничивалось лишь исполнением десяти заповедей. Этих заповедей было более шестисот: по числу дней в году и по числу костей человеческого организма. И когда этот человек ответил, что все это он сохранил от юности, то скорее это касалось более широкого исполнения Закона.

Ведь вопрос о спасении был для него отнюдь не праздным, а очень даже животрепещущим, то есть перед Христом стоял настоящий ветхозаветный праведник, и Евангельская ремарка о том, что Иисус, взглянув на него, полюбил его, свидетельствует об искренности ответа этого человека. Но тогда тот самый первоначальный вопрос, заданный этим человеком, вырастает уже в совершенно другое измерение и требует уже не поверхностного, а глубинного ответа. Тогда Царство Небесное может быть сравнимо только с великолепной жемчужиной, для приобретения которой необходимо отдать все, что имеешь ( Мф. 13:45–46 ), – здесь не может быть никакой теплохладности ( Откр. 3:15–16 ). «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим и приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк 10:21 ).

Но к такому повороту этот человек оказывается еще не готов. И Христос, с грустным сожалением провожая его, говорит Своим ученикам, что трудно такому человеку войти в Царствие Божие. Легче верблюду пролезть сквозь иглиные уши, чем богатому войти в Царство Небесное. А ведь ученики прекрасно видят, какой человек только что стоял пред Господом. И они в оторопи вопрошают Учителя: если такие не спасаются, то кто же тогда может спастись? И получают очень спокойный и ясный ответ: человекам это невозможно. То есть непосредственно человеческих сил никогда не хватит для спасения. Богу же возможно все. Для этого Бог и становится человеком, чтобы в Богочеловеческом сотрудничестве (синергии) были преодолены узы ада.

Но вот Евангелие – всегда лично мне, каждому из нас, то есть все мы являемся адресатами этого послания, и не читать корреспонденцию, тебе направленную, по крайней мере невежливо. Если же мы хоть раз в жизни держали в руках эту книгу, то наверняка заметили, что Христос там практически никогда не бывает один. Более того, Он почти всегда – в толпе. А эта толпа вот уже почти две тысячи лет только нарастает. И я, и каждый из нас, – один из этой толпы. В таком смысле Церковь определяется как Евангельское пространство. И когда я читаю Евангелие, то одним из основных методологических принципов прочтения является задача определить, на чьем месте среди этих людей, рядом с кем я стою. Ведь все, кто пришел туда, пришли по конкретному, только им ведомому поводу.

Кто-то просто проходил мимо, кто-то – потому что все пришли, кто-то от того, что нечего делать, кого-то принесли друзья ( Мк. 2:3 ), кого-то привели родители ( Мф. 17:14–18 ) или, наоборот, дети, кто-то замерз или перегрелся, кто-то с голоду или объелся, кто-то от горя, кто-то от радости, – и каждый занимает свое особое место в этой толпе. Но есть и такие, как апостол Петр. Когда от Христа отошли многие, Он предложил и Своим ученикам покинуть Его, но старейший Апостол, отвечая за всех, сказал: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин 6:68 ), – и это уже совершенно другой ответ, иное стояние пред лицем Божиим.

А есть и такие, которые пришли с камнем за пазухой, чтобы швырнуть его в Христа. Ведь сколько раз повествуется в Евангелии, как Господь уклонялся и проходил невредимым меж теми, кто готовил Ему зло. Я, например, очень хорошо помню переживание из своего раннего детства. Воспитанный сызмальства в доверии к Священному Писанию, я где-то в четырехлетнем возрасте впервые услышал, что в Евангелии написано: «ударившему тебя по щеке подставь и другую» ( Лк 6:29 ). Буре моего возмущения границ не было. Как же это так – я буду подставлять свою милую, пухлую щечку какому-то мерзавцу. Я никак не мог понять и постичь той правды Божией, которая содержалась в этом отрывке. И я воспринимаю это свое переживание как стояние с камнем, зажатым в руке…

Прошло с тех пор довольно много времени. Я стал взрослым человеком, но не так уж много изменилось в моем мироощущении. Я и сейчас вряд ли подставлю кому-нибудь свою левую щеку – это можно проверить только на практике. Но если в тот момент я рассматривал эти открытые мне Евангельские слова как величайшую глупость, то сейчас эту свою неспособность применять их в жизни я отношу к своему недостоинству и неспособности вырасти хоть в какое-то подобие христианина, – все-таки что-то меняется, и камень из руки, по крайней мере, я выронил…

Более того, один и тот же отрывок мы каждый раз прочитываем по-разному, – отсюда и рекомендации читать Евангелие, точнее, жить Евангелием непрерывно. Почему я об этом говорю? – Потому что Евангелие является центральным событием практически любого богослужения и вносит в него основополагающее содержание, объясняя его. И во время молебна, когда освящается жилище, тоже читается Евангельский фрагмент. И если бы не этот отрывок, то весь текст богослужения можно было бы воспринимать не иначе как заклинания, особенно исходя из того, что славянский текст далеко не всеми и не всегда легко воспринимается, особенно если учесть, что квартиры свои, как уже было сказано, освящают далеко не только церковные люди.

А повествуется там следующее: некий Закхей мытарь решил увидеть Христа. А кто такой мытарь? У людей обычно это слово ассоциируется со словом мыкаться, то есть с какой-то неприкаянностью. Но вообще-то – это сборщик налогов (вспомним Мытищи – таможенный терминал Москвы). По-нашему – налоговый инспектор. Как у нас относятся к людям этой профессии, особенно на фоне повального взяточничества, напоминать не приходится. Когда едешь в автобусе и туда входит контролер, даже если у тебя есть билет, – все равно противно. Но с нашим инспектором зачастую удается договориться – ведь он государственный служащий и может пойти на уступки, особенно если будет в этом заинтересован. В древнем Израиле, где происходит все Евангельское действие, дело обстояло несколько иначе.

Отношение к этим людям было страшно негативным. Хуже грешника, чем мытарь (или проститутка), для правоверного иудея не существовало, и отношение к ним местного населения тонко передано в ряде Евангельских моментов. Принцип их работы сильно отличался от методов современной налоговой службы. Эти люди платили огромную мзду в казну, выкупая мытное место (судя по всему – место по отмыванию денег), и лишь затем собирали налоги, но уже лично себе, и никаких поблажек здесь ждать не приходилось, скорее наоборот, брали больше, чем возможно. То есть это были крохоборы из крохоборов. Но для понимания всей меры ненависти местного населения к этим людям необходимо помнить, что место-то это они выкупали не у Израиля, а у Рима, который завоевал всю вселенную и, в частности, Палестину.

Понятно, что иноземное господство всегда ощущается как тяжкое бремя. Но для иудейского менталитета с его самосознанием богоизбранности такое зависимое состояние воспринималось как катастрофически тягостное. То есть эти мытари для всякого еврея были не только крохоборами, но еще и жуткими предателями, и не только нации, но и веры. А что это такое – богоизбранный народ в третьем десятилетии первого века по Рождеству Христову? А это означает то, что это единственный народ во всем мире, который исповедует Единого Бога! Все остальные народы – без исключения! – язычники, и за множеством богов Сам Бог оказался для них потерян. И любой еврей в то время совершенно не понимает, за что Господь так пренебрег Своим уделом и предал его в руки этих забывших Бога людей.

Да, конечно, понятно, что народ Божий оступается, грешит и именно за это терпит лишения, но в целом-то он верен. А римляне-то – полные богоотступники, но при этом преуспевают. И вся эта ситуация воспринимается как тягчайшее недоразумение, которое разрешит Сам Господь. Он должен прислать в мир Своего Мессию, Который и избавит Свой избранный народ от всего этого несправедливого ужаса и кошмара. Мессия по-еврейски – Машиах, по-гречески – Христос, по-русски – Помазанник. То есть придет отмеченный Богом человек и все уладит. И ждут Его прихода евреи в эти тридцатые годы первого века с особым напряжением, но ждут несколько своеобразно: вот сейчас придет Мессия Божий, а раз Божий, значит, все может, все Ему под силу, Он возьмет шашку в руки, пару раз ей махнет – и всех римлян положит.

Я, безусловно, утрирую, но, вообще-то не очень сильно. Вот приблизительно так на самом деле и ожидалось во время оно Христово пришествие. Главное – нельзя сказать, чтобы для такого ожидания не было никаких оснований. Ведь во времена Иисуса Навина Бог именно так помогал Своим избранникам в завоевании Обетованной Земли, что все враги либо покорялись верным Божиим, либо рассеивались от их лица. И когда появляется Иисус из Назарета, то все начинают указывать на Него: вот Он – Мессия. И Христос отвечает: да, Я – Царь (Помазанник), обетованный Израилю. Правда тут же добавляет: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). То есть Он пришел в мир не для того, чтобы шашкой махать, а для иного, куда более важного дела.

Но вот этого уже никто не слышит. Раз Ты – Мессия, мы сей же час посадим Тебя на осла, приведем в Иерусалим, возведем на трон царя Давида, и Тебе волей-неволей придется как предводителю народа вести его на войну с Римом. А так как Ты Помазанник Божий, то у Тебя все получится, и вожделенная свобода найдет своих избранников. Вот она, внешняя логика Вербного Воскресения! Я не говорю о внутренней, мистической причине входа Господня в Иерусалим и крестных страданий – это отдельная тема, – но именно внешняя, которая и приведет к хорошо нам всем известному финалу, когда народная толпа, преисполненная ощущением грядущей победы евреев в борьбе с римским владычеством, будет вопить: «осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» ( Мк. 11:9–10 ).

И с этого момента народ в течение четырех дней будет ждать от своего избранника чудесного и спасительного водительства к торжеству славы израильской государственности, которая по сути своей ничем не хочет отличаться от мировой римской имперской славы. Но не дождется, потому что в очах Божиих слава Израиля иная: такая, какая не может вместиться в обычных человеческих измерениях, которая может быть присуща только истинному народу Божию, способному отвергнуться от соблазна мирского владычества. Именно в этом, на мой взгляд, и кроется причина трагедии народа Израилева, который проходит мимо своего предназначения и, поддавшись соблазну мирового владычества, вымещает всю свою досаду, распиная Того, Кто и не претендовал на мировое величие.

Но повторю еще раз, что это только внешняя, я бы даже сказал, политическая сторона трагедии. Истинная причина происшедшего – в непостижимости путей Господних, в Божественном домостроительстве спасения мира и человека. Но в этом отрывке ( Мк. 11:1–11 ) до нас очень хорошо доносится и тот настрой, то ожидание, с которым народ Божий встречал Спасителя, и сколь важно было для этого народа Христово пришествие.

Но мы несколько забежали вперед. Христос по Евангельскому повествованию, читаемому при освящении жилища, еще не вошел в Иерусалим. Он только подходит к городу Иерихону, который на пути к израильской столице. Слава о приближении Мессии достигает города, но какие гарантии, что это Тот Самый предвозвещенный пророками Спаситель Израилев? Ведь нет никаких внешних отличительных признаков в облике Этого Проповедника, что Он и есть исполнение того самого обетования. И убедиться в этом нет никакого иного способа, кроме как выйти и посмотреть, и самому лично, вприглядку, удостовериться, и через свой внутренний взор получить ответ на свое упование: “Да – Он!” или “Нет – не Он!”, – поэтому, кстати, где бы ни появился Христос – Он всегда в толпе.

Каждый иудей считает своим долгом лично для себя решить вопрос об исполнении пророчества, которое на протяжении всей истории творило детей Израиля уделом Божиим: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). И вот все жители Иерихона высыпают навстречу идущему Христу. И Закхей мытарь тоже выходит; несмотря на то, что он – грешник, прежде всего он – правоверный иудей, и ему также важно самому убедиться в пришествии Спасителя. Но он не просто мытарь. Как сказано в Евангелии: «и сей бе старей мытарем» ( Лк. 19:2 ), старейшина мытарей, то есть был начальником налоговой полиции города Иерихона – очень крупный чиновник, имеющий большую власть в городе (я для наглядности люблю сравнивать с Чубайсом или Березовским, то есть все его ненавидят и боятся одновременно).

Попробуем представить себе висящих на ветках Чубайса или Березовского! Причем ведь нет никаких гарантий в том, что проходящий мимо проповедник – действительно Мессия. При этом все отлично видят, кто именно забрался на дерево. И Христос, заметив сквозь листву смоковницы этого человека, прекрасно понимает, какой порыв веры его туда зашвырнул. И Он обращается к нему: “Закхей, а, собственно говоря, что ты делаешь на дереве?”. Момент очень тонкий: вряд ли Спаситель когда-либо ранее встречался с этим человеком, – но называет его по имени. Это безусловно говорит о том, что каждого из нас Господь знает лично, по имени. Мы Его можем не знать, но Он нас знает всегда! “Закхей, а что ты делаешь на дереве? – Я у тебя сегодня должен быть в гостях”.

Понятно, что это поощрение, понятно, что это аванс – не мог Христос пройти мимо такого порыва веры. В большинстве своем мы только понаслышке знаем, что это такое – восточное гостеприимство. Говорят, что оно ничего общего не имеет с нашим, далеко не последним в мире, российским гостеприимством. Это всегда – дар, это всегда – праздник. И Заккхей, естественно, кубарем скатывается с этой смоковницы, устраивает пир горой и встречает Христа. Но тут – толпа. А, как мы уже говорили выше, одним из принципов прочтения Евангельского текста является как раз попытка обнаружить себя в этой толпе. Но вот именно здесь было бы хорошо себя не найти, ибо тут попросту начинается откровенное перемывание костей.

– А это Кто? Иисус из Назарета?

– Простите, какой же Он Мессия, если идет в дом к такому грешнику? Что Он, не разбирает, к кому идет? Что Он, не мог найти никого получше? Ну, вот хоть, например, меня!

Увы, но в большинстве случаев нам гораздо легче бывает утешить человека, посочувствовать ему, когда его Господь посещает скорбью. Но вот когда радостью… обычно уж больно мучает нас вопрос: “А почему не меня?”.

Закхей вряд ли слышит эти пересуды. Он в доме, он принимает Христа и посередь пира встает и говорит: “Господи, я понял, Кто Ты. Я понял, что Ты Тот Самый обещанный Израилю Мессия. Но самое удивительное, что я для себя понял, так это то (и этого я никак не ожидал!), что Ты пришел не шашкой махать, а для куда более важного дела, – для того, чтобы поставить человека один на один с Богом! И так поставить, что заканчивается всякая ложь. А я ведь прекрасно понимаю, в какой лжи я живу и какой ценой, оплаченной другими, достигнуто мое процветание. И, встретив Тебя, я понимаю, что дальше так не могу. Поэтому я все раздаю и иду за Тобой”.

И Господь благословляет этот дом, которому сегодня наступило спасение, ибо и этот грешник является сыном Авраама, того самого Авраама, который первым по вере пошел за Богом. Но спасение это связано отнюдь не с процветанием, а с тем, что каждый, кто составляет этот дом, нашел для себя путь соединения с Богом. И теперь все в молебне может восприниматься совершенно иначе. Господи, если Ты не возгнушался и зашел в дом страшного грешника Закхея, – а ведь Ты это прекрасно знал, но все-таки зашел, – то, может быть, Ты войдешь теперь вместе со священниками и ангелами Твоими в мой дом. Я вряд ли лучше этого мытаря, скорее всего я во сто крат более грешный человек, но, может быть, Ты проявишь Свою милость и войдешь и благословишь и весь этот дом, и всех живущих в нем.

Но тогда я понимаю, к какой мере ответственности должно привести это посещение, – я должен стать другим, я должен заново родиться, как это произошло с Закхеем, более того, я каждый день должен рождаться заново, чтобы не прекращалось мое обновление Тобою, – а это и есть путь покаяния, к которому зовет Святая Церковь. И в таком случае потребность в освящении мы можем расценить не как ожидание магического действия, а как тяготение человека к святыне, которой люди нашей страны были лишены в поколениях.

Сам факт прихода священника в дом или молебна, совершаемого около машины в присутствии членов семьи (а чаще всего именно так – собирается вся семья), является соприкосновением, приобщением благодати, и ни в коем случае не стоит недооценивать эту человеческую тягу к святости, особенно если учесть, что соприкосновение с ней осуществляется посредством соборной молитвы семьи как малой Церкви, где двое или трое собраны во имя Христово (см. Мф 18:20 ).

Тогда становится более значимой и роль священника не только как требоисправителя, но и как проповедника, призванного собирать, увы, рассеянное Христово стадо. Тем более, что в новых постсоветских условиях нашей жизни множество “волков” вполне по-хозяйски ощущает себя в роли “овчарок”. Понятно, что коэффициент полезного действия такой проповеди вряд ли будет велик. Но не наше священническое дело обращать внимание на затраченные нами усилия. Наше дело возвещать Слово Божие и сеять семена ( Мф. 13:3 ), « чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ).

Источник: Тимаков А. Зачем освящать квартиры и машины? [Электронный ресурс] // Правмир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *