Для чего овальная звезда на велосипеде
velo-travel.com |
Овальные звезды. Опыт эксплуатации. Ощущения
Приветствую, ребят 🙂 Сегодня мы поговорим об овальных звездах, и об моих ощущениях от их эксплуатации.
Не так давно, моему туринговому велосипеду Giant X1500 досталась система с овальными звёздами марки Shimano Biopace 300 LX. Я уже и подавно, задумывал сменить систему, не как руки до этого не доходили. И вот это момент настал.
Я сразу увидел, что самая большая звезда, равняется 48 зубьям. И это было для меня большим плюсом, так как предыдущая звезда насчитывала лишь 42 зуба. Тем более что, эта горная система была установлена на дорожный велосипед. Даже, не поездив на велосипеде, я увидел, что выглядеть он стал солиднее. Я до этого ни разу не катал на велосипеде с овальными звездами, а потому я начал углубляться в этот вопрос и вот что выяснил.
В промежутке с 1983 по 1993 год, компания Shimano выпускала свои системы со звёздами овальной формы, которые носили названия «Biopace». Звезды располагаться таким образом, что когда шатуны находятся в вертикальном положении (показывают на 12 и 6 часов), в этот момент приходиться самый большой радиус звезды. А это в свою очередь даёт постоянное натяжение цепи, а значит, колени получают равномерную нагрузку. Потому, если Вы будете устанавливать шатуны на овальные звёзды, делайте это правильно. Ребят, возможно, сложно понять, что я тут написал – поэтому прочтите ещё раз, если не вникли в суть.
А так как я брал систему б/у, то можно теперь сказать что, не смотря на то, что ей более 22 лет как минимум, но она отлично сохранилась. Возможно потому что, раньше делали действительно качественные вещи. И я уверен, что эта система сослужит мне ещё очень долго.
В самой системе 300 LX находиться три звезды. Первые самая маленькая на 28 зубьев. Вторая, средняя – на 38 зубьев. Третья, самая большая на 48 зубьев. Сами звёзды изготовлены из металлических сплавов, а шатуны из алюминия. Длина шатунов составляет 175 миллиметров. Крепление шатунов к каретке под квадрат.
И прошло не так много времени, как я начал испытывать эти звезды на практике.
В результате я выделил такие преимущества:
1. Равномерная нагрузка на колени.
2. Легче преодолевать подъемы при не высоком каденсе.
3. Поддерживать постоянную скорость стало легче.
4. Более быстрый разгон.
5. Меньшая усталость ног.
6. Эффективная работа мышц.
Но, как и везде, есть другая сторона медали, а именно:
1. Износиться трансмиссия на 10-15% быстрее. Это конечно не существенно, если брать качественную продукцию, но сказать об этом я Вам должен был.
2. Четкость переключения передач понизилась. Может это я ещё не досконально все настроил, но другие пользователи таких звёзд говорят тоже самое.
Подводя итог, можно сказать что, покупая овальные звезды, Вы получаете больше преимуществ, нежели недостатков.
А на этом всё! Надеюсь, статья для Вас оказалась полезной 🙂
Овальные звезды. Опыт, ощущения, эмоции и поддержка отечественного производителя.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом использования овальных звезд на велосипеде. Заодно, обсудить целесообразность их использования для катальцев разного уровня и разных стилей.
Я не хочу вас грузить многостраничной теорией, разными исследованиями, графиками и прочим. Если это будет многим интересно, то потом создам отдельную тему. В этой же теме я буду акцентировать внимание на собственном опыте использования овалов.
Но маленькое теоретическое вступление все же есть.
Так вот. Не секрет, что разные мышцы ног у людей развиты по-разному. Поэтому, при педалировании, в каждой точке окружности, описываемой педалью, мы не может создать одинаковый крутящий момент. В результате этого, при использовании круглых звезд в некоторых положениях педалей появляются провалы — мышцы, задействованные в этих зонах, не способны крутить так же эффективно, как другие мышцы. И тут нам на помощь приходят звезды овальной формы. Имея переменное передаточное соотношение, мы позволяем более слабым мышцам легче справляться с работой в своих зонах. Это как подбор правильной передачи, только не для всей ноги в целом, а для каждой зоны индивидуально.
Вот в общих чертах вся теория.
Идем дальше.
На рынке овальные звезды представлены несколькими известными производителями (Rotor, Doval, O-Symetric) и еще немалым количеством неизвестных.
Известных производителей оставим в покое и поговорим о неизвестных.
Впервые об овальных звездах я услышал примерно год назад, когда один мой знакомый сделал себе такую. Позже, чуть покатавшись на его велосипеде, понял, что это круто. Но с переходом на овалы решил повременить и осуществить это уже в новом сезоне (2014) на новом велосипеде. Но товарищ Случай распорядился слегка иначе. К концу этого лета на горизонте замелькал новый российский производитель овальных звезд — NP-Ring
Согласившись на предложение от которого было тяжело отказаться я стал обладателем вот таких вот красивых звезд:
Что мне в них сразу понравилось — это качество исполнения. Они не выглядят как «мэйд он коленка», имеют качественное анодирование, продуманный профиль зубьев, заходные канавки и заводные пины. В общем, все как у взрослых. К тому же весят чуть-чуть тяжелее топовых аналогов.
Далее, я позволю скопипастить собственный же отзыв с другого известного велосипедного форума:
«Получив первые, еще тестовые, звезды, ноги чесались их протестировать. Сразу же решил выехать на улицу и проехаться по хорошей прямой скоростной улице. Первое, что почувствовалось — разгон. Ускорение на овальных звездах больше и оно приятней. Второе, что понял — поддерживать хорошую скорость продолжительное время стало легче. Мне реально стало не хватать передач на асфальте. Да и заехав на грунт стал замечать, что использую на одну-две передачки потяжелее, чем обычно. При этом ноги чувствовали себя отлично.
Итог первого выезда — улучшил свой результат на ровном асфальтовом 2км участке на 10%.
Через пару дней, я решил выехать на малый крылатский круг. В итоге улучшил свой прошлогодний рекорд (к которому в этом году даже приблизиться не мог) на 5%. А относительно лучшего времени этого года, прирост составил опять же 10%. При этом на момент заезда я находился далеко не в лучшей своей форме.
Следующий тест уже предстоял в условиях гонки в Ромашково. А это уже грунт и подъемы. Тут я заметил, что в горки стало ехаться легче. На круглых звездах, после вваливания в горку, более слабые мышцы уставали и какое-то время отказывались активно участвовать в процессе вращения педалей. С овалами же, я мог въезжать в горку на тех же скоростях, но оставаться относительно свеженьким наверху. Это позволяло сразу на вершине включить передачку потяжелее и ехать ускоряться дальше. Как итог — я побил свои еще прошлогодние рекорды практически на всех участках трассы. Прибавка в среднем составила все те же 10%.
В общем, все заезды, где была возможность сравниваться с другими своими результатами, показали улучшение этих самых результатов.
Так же радует непосредственна работа самих звезд. Все переключается, крутится, не закусывает даже в грязи даже на маленькой звезде.
Вывод:
Я счастлив. Работает все хорошо, скорости возросли при той же степени утомляемости. При этом появился запас на переключение в более скоростной и энергозатратный режим, который я не мог себе позволить на круглых звездах. Желания возвращаться на круглые звезды нет никакого.»
После написания этих первых впечатлений у меня было еще много гонок и просто катаний, и с каждым разом я все больше убеждался, что овальные звезды — это круто.
Подведем итог. Что мы имеет от овальных звезд.
Плюсы:
+ отличный разгон
+ возможность въезжать в более крутые горки
+ меньшая утомляемость
+ более эффективная работа мышц
Минусы:
— повышенный износ трансмиссии (я еще в хлам не укатал звезды, но на вскидку процентов на 10% износ сильнее. Т.е. там где круглая ходит 10тыс, овальная пройдет 9)
Ну а дальше предлагаю обсуждать, спорить и флудить. Возможно, буду дополнять тему по мере обсуждения.
Хотелось бы еще сравнить отечественного производителя с более известными забугорными мамонтами, но как-то рука не подымается заказывать их по ценам в пять раз выше того, что я имею щас. Если в тему придет Павлик, то он, наверное, поделится своими впечатлениями, ибо он ездил и на Довалах и на NP-Ring.
Овальные звёзды (Страница 1 из 3)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 15 из 34
#1 Тема от DVDshnik 03-09-2018 11:28:36 (03-09-2018 11:56:39 отредактировано DVDshnik)
Тема: Овальные звёзды
Тема, возможно, и не очень интересная, но на просторах форума заметно часто мелькающая.
Предлагается все упоминания про овальные звёзды держать здесь (или перемещать сюда).
Нижеследующий текст честно скопипащен с просторов сети.
Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлом веке, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.
Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.
Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.
Характерные показатели звездочек-эллипсов:
Периоды передаточного вращательного движения.
Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
Моментальная разгоняемость.
Превышенное давление на кареточный вал.
Преимущества овальной звезды
Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.
По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.
Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:
Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
Легкость в передвижении по любым участкам дороги.
Недостатки системы
Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.
Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.
Основные недостатки:
Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.
Положение звезд трансмиссии
Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.
При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.
Выбор овальной звезды
В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:
Е 13,
Race-Face,
Blackspiru,
Absolute-Black,
Rotor,
OneUpComponents.
Приобрели популярность в России:
Shimano под наименованием «Biopace»
Rotor «Q-Rings»
Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».
Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.
Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.
Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.
Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.
Равномерное распределение нагрузки на ноги.
Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
Комфортность в поддержании постоянной скорости.
Быстрый разгон.
Овальные звезды Rotor Q-Rings.
Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».
Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.
Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.
Преимущества и недостатки овальной звезды
Звезды — это главные узлы трансмиссионной системы, приводимые в движение при педалировании посредством цепной, или ременной передачи.
Односкоростные модели оснащаются ведомой и ведущей звездой, многоскоростные модели – многоступенчатой трансмиссией со скоростным набором на передней части байка с обязательными трещотками или кассетами на задней.
Количества и параметры шестерёнок определяют поведение байка при разных условиях передвижения, а при правильной настройке системы можно оптимально понизить энергетические затраты на педалирование.
Эксплуатационные характеристики изделия зависимы от многих факторов: морозостойкость; вид езды и обслуживания трансмиссии. Правильный подбор системы под тип езды, грамотное обслуживание эксплуатация обеспечит длительную службу трансмиссии.
Особенности и отличия овальной звезды
Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлых веках, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.
Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.
Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.
Характерные показатели звездочек-эллипсов:
Преимущества овальной звезды
Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.
По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.
Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:
Недостатки системы
Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.
Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.
Положение звезд трансмиссии
Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.
При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.
Выбор овальной звезды
В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:
Приобрели популярность в России:
Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».
Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.
Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.
Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.
Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.
Овальные звезды Rotor Q-Rings.
Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».
Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.
Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.
Видеообзор овальной звезды + установка
Экипировка — Теория и практика эффективности овальных звезд
Про овалы говорят очень многое. После изучения этой темы я в шоке от того, насколько разнятся две вещи: реальное погружение в тему специалистов и простота терминов, в которой обсуждают овалы на форумах. Такое ощущение, как будто ни один маркетолог не смог донести до людей, что же там реально происходит.
Самое популярное объяснение звучит так: овал помогает легко пройти мертвые точки при педалировании, когда шатуны вертикальны. Звучит так прекрасно, что хочется заплакать от счастья — «shut up and take my money». Но потом мы включаем трансляцию Тур де Франс и видим нестандартные звезды всего у нескольких человек. В этот момент нам ясно — где-то что-то не так.
В этой статье я решил разобрать теорию, а также провести личные тесты, чтобы понять, где кроются минусы овала, кому он полезен, а кому вреден.
Итак, давайте начнем с самого простого. Громче всех в западной прессе продвижением овалов занимается представитель компании Osymetric Жан Луи Тало. Именно на их звездах свои Тур де Франс выиграли Виггинс и Фрум.
Тало говорит очень просто и красиво: «Овальные звезды позволяют приложить больше мощности там, где ваши ноги давят сильнее, меньше — там, где ноги слабее. Я хочу открыть людям глаза на это, но уже устал. Ставишь нашу звезду — получаешь 10% прирост в мощности. Снимаешь — снижаешь мощность на 10%. Всё очень просто. В Скай разбираются в расчетах, так что раз они поставили наши звезды Виггинсу и Фруму, значит выигрыш действительно есть».
Звучит очень-очень хорошо, но.
И действительно. В декабре 2012 года, после победы на Тур де Франс и олимпийских играх, Виггинс снял нестандартную звезду, сел на круглую и все равно выиграл чемпионат мира. Тало, что скажешь в свою защиту?
Вот что ответил на это он: «У Виггинса была травма, после нее он потерял 30 ватт и это ударило его морально. Ему нужно было быстрое решение и он подумал, что круглая звезда поможет. Это моральная проблема. Кроме того, возможно, что на него давили спонсоры, которые требовали установить штатные звезды Shimano».
Хм. На Виггинса давят спонсоры? Он в расстройстве поменял звезды? Может быть лучше ситуацию знает главный по науке в команде Sky? Все-таки эта команда больше всех вкладывает в технологии и эффективность гонщиков. Наверняка они изучили это объективно и полностью. Нам повезло, этот человек не только существует, но и дал интервью про овалы. Зовут его Тим Керрисон и вот, что он сказал: «Разница между типами звезд очень небольшая. Многие наши райдеры попробовали нестандартные звезды, но лишь некоторые их оставили. Измерители мощности на шатуне показывают рост мощности для овалов, но это может не означать реальный рост мощности, передаваемый на цепь».
Звучит на удивление не очень научно.
Далее в статье я расскажу о прошлых опытах, описанных на английском языке, а также поделюсь результатами и ощущениями от собственного теста.
Теория.
Существует как минимум две по-настоящему монументальные работы о нестандартных звездах. Мне приходится называть их нестандартными, потому что овалами они являются далеко не всегда. Их авторы — Malfait, Storme, Derdeyn выпустили 39-страничную работу в 2010 году и развили тему в 62-страничной в 2012 году. Последнюю при подготовке этой статьи я прочитал почти целиком и авторов я, честно говоря, практически возненавидел. Если вы готовы перечитать работу несколько раз, чтобы разобраться в том, какая звезда подойдет вам лучше всего — велкам и вперед. Я же попробую привести главные выводы.
Начнем с простого.
Выше — картинка того, какую мощность вырабатывает топовый райдер на разных частях круга педалирования. Обратите внимание на стрелки — вращение здесь показано со стороны байка, против часовой стрелки. Красная кривая указывает на то, что максимальное усилие развивается, когда, если смотреть на левую ногу, она прошла положение на 9 часов и еще немного ушла вниз. Наименьшее усилие — в мертвых точках. При этом они на самом деле не на 6 и 12 часов, а чуть сдвинуты дашьше по кругу педалирования. Это связано с тем, что когда одна наша нога страдает в положении сзади-наверху, вторая развивает максимальное усилие и компенсирует это.
Эта картинка наглядно показывает, почему оптимальный угол между шатуном и длинной стороной овала составляет 108-110 градусов. То же самое подтверждает и статья Малфейта.
Перейдем к примеру. Для тестирования мне была предоставлена очень интересная сама по себе звезда — овал Garbaruk с прямой посадкой на шатун. Вес — 51 грамм, овализация 12%, угол смещения — 108 градусов.
Вот она:
Посмотрим, как выглядят эти 108 градусов на практике:
Как видите, при горизонтальных шатунах овал еще смотрит назад-вверх. То есть максимальным рычаг станет при положении правого шатуна не на 3, а, условно, на 4 часа. Вот они эти 108 градусов. Кстати при таком варианте звезды установить ее неправильно невозможно, так устроено ее крепление под три болта. Случайно закрепить ее в перевернутом состоянии тоже нельзя. Так что можно быть спокойным, что задумка производителя выполнена.
Существуют, однако, звезды, которые предлагают угол смещения не в диапазоне 105-120 градусов, а в диапазоне 70-80 градусов. Вот как это выглядит:
Авторы указанных выше статей четко выяснили, что такое расположение звезд дает падение в мощности относительно круглых. Потому давайте о них забудем. Оптимальный угол на их взгляд — от 105 до 120 градусов.
Что же они сделали в своей статье? Они взяли около 10 звезд, райдера в вакууме и начали изучать все силы, прикладываемые к педалям и разным мышцам. Изучили силы, которые работают по всему этому кругу:
Из предыдущих работ по теме они взяли все параметры райдера в вакууме включая массы различных частей ноги, их длины, рост, вес, геометрию байка, длину шатунов и так далее. И дальше стали изучать систему как своеобразный двигатель, в котором меняются параметры звезды и от этого изменяются числовые результаты выдаваемой мощности на круг. Расчетов там очень много, тестируются звезды с различными углами и овализацией.
Крупных выводов, которые стоит запомнить, их работа дала несколько:
1. Нестандартные звезды могут давать значимый прирост мощности. Например, до 15 ватт на тестируемых экземплярах.
2. Чем более тренирован спортсмен, тем меньше процент прироста мощности. Абсолютные значения прироста мощности сохраняются.
3. Прирост мощности увеличивается с ростом частоты педалирования
4. Эффективное смещение угла звезды от шатуна — от 105 до 120 градусов. Другие звезды работают в минус.
5. Чем больше овализация, тем больше прирост мощности. Звезды с овализацией 20-40% дают очень заметные результаты, видимы результаты и с 10%-овализацией.
Мы видим очень и очень явные и простые для понимания вещи. Разберем их.
1. Значимый прирост в мощности в 15 ватт для них — это не совсем то, что заставит прыгать от счастья профессионального гонщика. Если он выдает 400ватт в разделке, эти 15ватт он может даже не заметить в своих тестах.
2. Тут есть сразу два момента. Во-первых, у нетренированного спортсмена ниже базовая мощность (а авторы статьи утверждают, что прирост мощности почти не зависит от мощности самого велосипедиста), во-вторых, крутит он хуже. Вот, например, знаменитый круг усилия на педалях от тестирований начинающих велосипедистов на Wattbike:
Это называется восьмеркой и это вообще не здорово. Очевидно, что здесь выше роль мертвых зон, чем было на скриншоте выше по статье.
3. С частотой педалирования тоже интересно. Есть популярное мнение, что овалы помогают крутить стоя, убирая мертвую зону в нижней точке. Авторы статей показали, что это не так. Дело в том, что на низком каденсе круговому педалированию действительно мешает не только разная сила отдельных мышц, но и вес ног, который давит вниз и который необходимо поднять обратно в 12-часовую точку. Но. С ростом каденса добавляется другой фактор — инерция. И чем быстрее педалирование, тем этот фактор выше. И начиная с каденса примерно в 80 оборотов в минуту этот фактор становится уже более значимым, чем гравитация. И вот тут овал становится более эффективен. Оказалось, что некоторые отличные овалы могут проигрывать на каденсе 40, но уверенно выигрывать на 80-120 оборотах.
4. Здесь все ясно. Если правый шатун смотрит на 4 часа, звезда длинной стороной смотрит примерно вверх. Не на 2 часа, не на один час. Здесь было много экспериментов, но они пройдены. Такое отклонение в 105-120 градусов теперь принято называть оптимальным.
5. Больше овализация — больше профит. Казалось бы, давайте быстрее 40% овализацию. Но тут вступает пара дополнительных моментов. Во-первых, ноги такую овализацию ощущают и им надо серьезно привыкать к такому педалированию. К овализации 5-10% привыкать не придется. Во-вторых, от большой овализации сильнее ходит лапка заднего переключателя, менее стабильна цепь на звезде, сложнее поставить успокоитель (если решились на него).
Здесь снова есть забавные цитаты. Что говорит про стабильность цепи эксперт Sky: «Наши механики сказали, что опасность падения цепи — не вариант, поэтому они поставили успокоители. Цепь может слетать и с круглых звезд, но с нестандартными звездами это реальная проблема».
Звучит не очень. Слово производителям нестандартных звезд? Отвечает наш любимый прямолинейный Osymetric: «Будет ли цепь спадать чаще с нашими звездами? Нет. Когда все правильно настроено, цепь не будет спадать. Настройте передний переключатель так, чтобы он был на расстоянии 1-2мм от верхнего зуба звезды, а также мы продаем цепеуловитель на случай ее падения. Это вообще отличная идея, спросите Анди Шлека (у него слетела цепь на Тур де Франс с круглой звезды от ускорения на перекошенной цепи, прим. ред.), он мог бы использовать цепеуловитель на одном из Туров».
Т.е. цепь падать не будет, но цепеуловитель купите.
Ладно, это все равно не наш случай. Сейчас мы обсуждаем мтб-звезды, а здесь для нас все более радужно. Во-первых, овализация у наших звезд пока относительно небольшая. У моей звезды Garbaruk она, напомню, 12%. Во-вторых, современные звезды стали изготавливаться по технологии Narrow-Wide, таким образом широкие зубы дополнительно удерживают цепь.
6. Этого пункта выше не было. Он о том, чего теоретическая работа не учитывала. Она не учитывала биохимию, ощущения в мышцах и, следовательно, основанные на этом советы. Также эта работа не учитывала и то, что мышцы работают по-разному на разных отрезках. Очень сильно отличается круг педалирования при ускорении и при дистанционной работе. Это упрощение модели окажется очень-очень важным для нас и я покажу это из практических тестов.
И о других тестах овалов.
В 2004 и 2007 годах были протестированы овалы на группах сразу в 13 и 12 человек соответственно. Результаты тех тестов довольно популярны в форумных обсуждениях и гласили, что не было выявлено никаких статистически значимых изменений в мощности между круглыми звездами и овалами. Стоит однако заметить, что эти тесты были проведены на звездах, угол отклонения которых составляет 70-80 градусов (а не 105-120), что по теоретическим расчетам Малфейта и компании дает небольшое падение в мощности. То есть авторы тех тестов просто выбрали не те звезды.
Практика.
Итак, теперь к моим тестам.
Байк, на котором тестировался овал Garbaruk:
Specialized Stumpjumper expert, 29 колеса, вес 10.8кг в варианте на фото.
Почему я расчитывал на хороший и показательный тест:
1. У меня совсем не меняется байк между тренировками. Колеса, покрышки, всё что угодно остается постоянным. Так как круглые звезды я накатывал с передним переключателем, то при установке звезды Garbaruk я на первый тест выехал даже не снимая переключатель и манетку.
2. Для тестирования у меня есть отличные места, где нет людей.
3. Что очень важно, некоторые из тестовых отрезков я проезжал на круглых звездах более 170 раз, что дало огромный массив данных для сравнения.
4. Каждый раз я еду подъемы примерно с одинаковой раскладкой по ним, они мне прекрасно знакомы.
5. Все тесты проводятся в гору, чтобы убрать фактор ветра.
6. Давление в покрышках во всех тренировках у меня фиксировано, так как есть привычка проверять его электронным манометром.
7. Самое главное — и на круглых звездах, и на звезде Garbaruk я ездил с измерителем мощности. Таким образом не важно, в какой форме я еду тренировку. В идеале мы сравниваем показанную мощность и время на отрезке. Если при той же выработанной мной мощности овал привез меня на финиш быстрее, значит он был эффективнее. По той же причине нам не важен пульс. Если температура выше или ниже, форма лучше или хуже, пульс изменится, но по выработанной мощности я все равно смогу точно сравнить работу овала с другими тренировками.
8. Есть мнение, что овал завышает показатель мощности у Stages. Это так. Перед тестами я выяснил, что Stages уже проанализировали этот момент и сообщили о завышении значений мощности на 4-5%. Т.е. если на круглой звезде мы едем в мощностью 200вт, то по мнению Stages овал покажет 210вт, хотя мы продолжим прикладывать те же самые усилия. Это будет связано не с успехом овала, а с ошибкой измерителя Stages. Нам надо будет учесть эту ошибку в измерениях.
9. Тесты я решил провести на отрезках разной длины, сидя и стоя, а также на асфальте и грунте.
Итак, день первый (здесь и далее по ссылке запись тренировки в Strava).
1 тестовый отрезок: 7-минутная разделка в гору по асфальту сидя.
Результат:
7.02. Средний каденс 80. Ранее этот отрезок я проезжал 140 раз, около 30 из которых ездил на время. В тесте показал второе время из всех заездов, всего 2 секунды уступив рекорду. Мощность на отрезке — 316 ватт. С учетом ошибки измерителя (здесь и далее — по умолчанию), это эквивалентно 300 ватт на круглой звезде. С такой мощностью я уже проезжал этот отрезок ранее и тогда показал время 7.44. 10% профит по времени при той же прикладываемой к педалям мощности. Невероятно. Хорошее начало.
Ощущения:
Важный момент. Раньше на этом отрезке у меня начинала забиваться передняя сторона голени, отвечающая при педалировании за прохождение отрезка 6-8 часов. Это очень важная мышца в эндуро, так как на торможениях она помогает не улететь райдеру вперед, участвует в работе цепи мышц, снимающих нагрузку с рук. Тем не менее, именно эта мышца часто лимитировала меня на отрезках более 5 минут. В этом заезде я сразу почувствовал заметное смещение нагрузки в сторону разгибателей бедра, а загрузить переднюю сторону голени было наоборот очень сложно.
///я буду называть мышцы таким образом, так как на мой взгляд это звучит понятнее, чем реальные названия мышц///
Возможно 10% прорыв по времени связан с тем, что свойственное мне ограничение по передней стороне голени было снято. Также важно и то, что раньше я не мог забить в заездах разгибатели бедра — последний год они у меня не являются лимитирующими и даже при возросшей на них нагрузке я все равно не начал их забивать. Сравните это со своими ощущениями. Если у вас они противоположные (на круглой звезде вы забиваете разгибатели бедра, а передняя сторона голени у вас не страдает) — возможно овал на дистанции вам не поможет.
2 тестовый отрезок: 12-минутная разделка в гору по асфальту стоя.
Результат:
12.21. Средний каденс 63. Это не лучший отрезок для теста, так как раньше я его ездил только трижды, из них 1 — целенаправленно на время. В этот раз я проехал на рекорд, снял с прошлого результата на том же байке 1 минуту, 42 секунды. Здесь недостаточно данных, поэтому я скажу, что с учетом ошибки Stages я проехал на 11% мощнее, а время улучшилось на 13%. Таким образом овал опять дал рост в эффективности, но уже всего около 2%. Это стыкуется с теорией, которая говорит о том, что профит овала растет с увеличением каденса.
Ощущения:
Вырос комфортный каденс. Немного, на 4 оборота в минуту, но вырос. Нога не проваливается вниз, быстро проезжает 6 часов. Каденс был немного непривычным и все время казалось, что я перебираю со скоростью и вот-вот сдуюсь, но почему-то мог продолжать ехать в ровном темпе. Закончил на позитиве с уверенностью, что поставил рекорд.
3-тестовый отрезок: 1.5-минутный интервал в гору по асфальту стоя+сидя.
Результат 1:
1.25. Средний каденс 79. Мощность 486 ватт. Главная тестовая гора по интервалам. Ее я на круглой звезде ездил 170 раз и очень-очень много раз из них — на время. Рекорд — 1.14 на том же байке, но с круглой звездой. Сейчас при той же мощности я проехал на 6% медленнее.
Результат 2 (через 2 дня):
1.18. Средний каденс 79. Мощность 549 ватт. С такой мощностью я эту гору вообще еще никогда не ездил. Тем не менее снова не рекорд. Относительно лучшей измеренной на круглой звезде мощности прирост в усилиях составил 8%, однако время ухудшилось примерно на 1%. Т.е., грубо говоря, в этот раз на овале было на 9% медленнее.
Ощущения:
Вспомним переднюю сторону голени и прохождение мертвой точки на 6-8 часов. В дистанционном ходе эти мышцы были моей проблемой, но, как ни странно, они же очень мощно работают при ускорениях и коротких интервалах. Если вы ездили ускорения в контактах, то наверняка чувствовали это акцентированное подтягивание педали вверх из точки на 7 часов. Обладая измерителем мощности я всегда замечал, как растет мощность и улучшается время, когда я умышленно сильно включал эти мышцы при ускорениях. Именно этого я не мог сделать на овале — передняя сторона голени не могла нормально включиться в работу и выдать привычное усилие при разгоне.
Отсюда очень важный вывод. Если вы тоже акцентированно включаете при ускорениях переднюю сторону голени, овал вам в этом помешает. Соответственно в этой ситуации он будет противопоказан вам в bmx-рейсинге, слаломе, XC-элиминаторе, эндуро и даунхилле.
Второй день тестов
Прошел день отдыха и снова на тестовые разделки, теперь на другие отрезки.
4 тестовый отрезок: 3-минутный интервал в гору по асфальту сидя.
Результат:
2.57. Средний каденс 96. Мощность 379 ватт. До этого ездил отрезок 18 раз, из них 6 — на время. Рекорд, снял 12 секунд, даже заехал в тройку из 291 человек в рейтинге, хотя ехал на мтб. И-ха) При той же мощности, что и в прошлом лучшем результате, время улучшилось на 6%
Ощущения:
Хотя это тоже интервал, как и в случае с третьим тестом, он совсем другой. Полностью сидя, намного выше каденс, немного выше продолжительность. На этом отрезке я раньше НЕ мог акцентированно работать передней стороной голени — опять же слишком высокий каденс + положение только сидя. Овал показал себя прекрасно, комфортный каденс вырос на 7 оборотов.
5 тестовый отрезок: 15-минутная разделка в гору по грунту сидя.
Результат:
14.45. Средний каденс 67. Мощность 264 ватта. Рекорд. До этого ездил отрезок 10 раз. При той же мощности время было улучшено на 2% (-16 секунд).
Ощущения:
Очень тяжело. Здесь был мой фейл, который стоит не забыть учесть вам в случае покупки овала. Если 30т звезда имеет овализацию 12%, то, грубо говоря, разгибатели бедра крутят звезду 32т, а голень тянет вверх 28т. Если вы раньше на грани ехали какой-то подъем на 30т, овал на 30т будет для вас слишком большим, берите 28. Т.е. 30т круглую звезду я крутил еще нормально, но 30т овал стал уже жесткой силовой работой в большие градиенты (кассета 11-36). Отсюда такой низкий каденс в гору и, как мы знаем, низкий каденс = низкий профит овала. Рекорд — приятно, но выигрыш только 2%. Оставляйте немного запаса по передаточному соотношению при выборе овала.
6 тестовый отрезок: 5-секундное ускорение в гору по асфальту стоя.
Результат:
Мощность на 5 секунд — 1081 ватт, хотя в этой форме на круглой звезде уверенно выдавал мощность в диапазоне 1100-1200. Падение мощности на овале составило около 10%.
Ощущения: возвращаемся к вопросу голени. Все сделал грамотно — тестовое ускорение, почувствовать гору и подобрать передачу. Потом полное ускорение, выложился на 100%, но результат удручает. По ощущениям тоже было ясно, что без мощного включения голени будет провал по мощности. Так и получилось. Вспоминаем вопрос про то, кому овал не нужен.
Третий день тестов
Должен был быть марафон TroiTrek в Италии, но он накрылся медным тазом после падения на спину за день до него. Шея не разгибалась, на тряске ей было совсем туго, поэтому решил заменить марафон часовой разделкой в гору. Да, в Словении есть места, чтобы сделать такую фигню.
7 тестовый отрезок: часовая разделка в гору по асфальту стоя и сидя.
Результат:
54.51. Средний каденс 81. До этого ездил гору два раза, зато один из них — всего три недели назад и это тоже была разделка с задачей показать максимальный результат. Сейчас поставил рекорд, сняв огромные 4 минуты, 57 секунд. То есть снял около 9% со времени. По мощности я проехал на 4,5% сильнее прошлого результата. То есть овал опять показал себя прекрасно, хотя кажется, что если поднять каденс, его преимущество выросло бы еще сильнее.
Ощущения:
Прекрасно. Подъезжая к финишу я запутался в том, сколько до него осталось, так как в последние 10 минут подъема просто не мог поверить в то, что везу самому себе целых 5 минут. Проценты процентами, но такой отрыв в минутах удивил меня даже после нескольких дней активного тестирования звезды.
ИТОГИ
Требования к овалу:
1. Отклонение только в диапазоне 105-120 градусов (овал смотрит вверх, правый шатун — примерно на 4 часа, если смотреть на байк как на фото моего спеша выше).
2. Овализация от 10%, тесты говорят, что меньше просто сложно почувствовать. Можно смело экспериментировать с большей овализацией.
3. Желательно Narrow-wide для мтб из-за большей опасности потерять цепь.
4. Размер звезды выбирайте с небольшим запасом по передаточным числам. Силовая работа на низком каденсе будет тяжелее и уменьшит эффективность овала.
Факторы, стимулирующие отказаться от овала:
1. В вашем катании критически важны ускорения и интервалы стоя (отрезки до минуты, слалом, элиминатор, соревновательное эндуро, даунхилл, спринт в шоссе и на треке, интервальные гонки на треке, интервальный стиль ведения гонки в шоссе).
2. Вы любите подключать мышцы передней стороны голени при ускорениях и интервалах.
3. При дистанционном ходе у вас раньше забиваются разгибатели бедра, чем мышцы передней стороны голени.
4. Вам более важна эффективность при низком каденсе (менее 80 оборотов в минуту).
5. Вы считаете, что вам обязательно нужен успокоитель.
6. Вы не хотите тратить дополнительные деньги 🙂
Факторы, стимулирующие перейти на овал:
1. В вашем катании критически важен ровный дистанционный ход (отрезки более 3 минут, кросс-кантри, марафоны, шоссе, длинные апхилы в трейловом катании и эндуро).
2. Мышцы передней стороны голени забиваются у вас раньше, чем разгибатели бедра.
3. Вам более важна эффективность при высоком каденсе (более 80 оборотов в минуту).
4. Вы готовы потратить деньги на эксперимент с овалом.
Факторы выше не являются панацеей. Возможно вы увидите для себя один минус и пару плюсов и решите поэкспериментировать. Кроме того, возможно, что кто-то выберет для одного байка круглую звезду, а для другого — овальную. Лично я решил продолжить выступать в кросс-кантри и марафонах на овальной звезде, а в эндуро оставить круглую. Выбирать вам, надеюсь, что теперь у вас есть достаточно информации для принятия решения.