Для чего при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие цивилизация

4.1. Понятие «цивилизация». К истории вопроса

4.1. Понятие «цивилизация». К истории вопроса

В определении понятия «цивилизация», как и в определении понятия «культура», нет единого мнения. Понятие «цивилизация» утвердилось в середине XVIII века, в эпоху Просвещения, но возникло значительно раньше, тогда же, когда появилось понятие «культура», – в Древнем Риме. Под цивилизацией, цивилизованностью понималась гражданственность, т. е. определенные обязанности, выполняемые римлянами, соблюдение известных правил совместного проживания, нормы вежливости. Считалось, что за пределами Римского государства живут варвары – нецивилизованные, примитивные люди.

В самом слове «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) заключен смысл этого понятия.

Позднее понятие «цивилизация» стало включать в себя науку, историю, философию и другие достижения человеческой мысли.

Если эпоха Древнего Рима вкладывала в понятие цивилизации городской уклад жизни, то в Средние века к этому добавились еще и признаки личного совершенства.

В эпоху Возрождения понятия «цивилизация» и «культура» почти не различаются. Чаще употребляется слово «культура», под которым понимают соответствие гуманистическому идеалу человека.

Мыслители эпохи Просвещения рассматривали цивилизацию в контексте с такими понятиями, как «общественное благо», «общественный договор», «просвещение», «культура». Цивилизация понималась как противоположность «естественному состоянию» и определяющее основание для общественного прогресса. Цивилизация – это общество, построенное на основе Законов, Разума и Справедливости. Руководствуясь Разумом, индивиды, заключая общественный договор, вступают в гражданское состояние для обеспечения и защиты своих интересов, к которым просветители относят жизнь, безопасность, свободу, собственность. Общественное состояние потребовало от индивидов отчуждения своих естественных суверенных прав в пользу общественного целого – гражданского общества. Гражданское общество, цивилизация дают человеческому роду преимущество по сравнению с другими «тварями» – индустрию, просвещение, культуру, которые способны обеспечить процветание, счастье и прогресс. Но человечество не достигло совершенства, потому что люди недостаточно образованны и культурны, а законодатели корыстны и жестокосердны.

Народы Европы первыми достигли цивилизации, но впали в варварство. Цивилизация вместо благоденствия превратилась в оковы тирании и рабства. Это разлагает культуру, которая «цветами искусства и наук» прикрывает железные цепи цивилизации, заставляя людей любить свое рабство. Понятия «культура» и «цивилизация» Руссо разводит [1, с. 567].

Культуру и цивилизацию разделяет и Иммануил Кант. Культура для него – сфера морали, а цивилизация – внешняя сторона или проявление культуры. Взаимоотношение культуры и цивилизации Кант определяет следующим образом: «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще много недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными» [2, с. 18].

В XX веке проблемы взаимоотношения культуры и цивилизации осмысливаются многими учеными. Эти проблемы заняли центральное место в культурологической теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина (см. гл. 2 «Предмет и задачи культурологии»).

К этим проблемам обращались и другие теоретики культуры.

Альфред Вебер (1868–1958) в книге «Социология и история культуры» понятия «культура» и «цивилизация» не только разводит, но и противопоставляет.

Всю историю он расчленяет на три процесса: социальный – формирование социальных процессов и структур; цивилизационный – поступательное развитие техники и естествознания, ведущее к унификации цивилизации; культурный – творчество, искусство, религия и философия. Эти процессы связаны, но протекают по различным законам. Вебер полагает, что цивилизационный процесс отрицательно влияет на культуру. Культура – духовное, оригинальное явление. Цивилизация по своей интеллектуальной природе анонимна. Она усиливает с помощью разума обладание природой. Это отражается в науке, технике, планировании. А культура – воплощение и осуществление человеческого духа. Ход истории определяется процессом духовного творчества, а осуществляется духовной элитой.

Как уже говорилось, такое противопоставление цивилизации культуре пронизывает историческую концепцию О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

Льюис Генри Морган (1818–1881) – американский ученый, археолог и этнограф – в своем фундаментальном труде «Древнее общество, или Исследование линии человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» понимает под цивилизацией следующую за варварством ступень общественного развития. Предпосылкой цивилизации как естественного исторического результата развития первобытного общества Морган считал четыре основополагающих фактора: изобретения и открытия; развитие «идеи управления»; эволюцию семьи и брака; изменение форм собственности. В соответствии с наукой своего времени Морган отождествляет цивилизацию с гражданским обществом, представленным государством, т. е. характеризует ее как политическую организацию. Он видел противоречия, присущие цивилизации, и главное из них – необузданное стремление к богатству.

Исследование первобытного общества на основе изучения быта американских индейцев привело Моргана к материалистическому пониманию истории, что было высоко оценено и воспринято К. Марксом и Ф. Энгельсом. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1885), как и Морган, понимали под цивилизацией исторический этап развития общества, последовавший за варварством. Они используют понятие цивилизации для характеристики единства всемирно-исторического процесса при определении и сравнительной оценке его стадий. Специальным предметом исследования цивилизация стала в теории марксизма в связи с анализом генезиса общества, тенденций и перспектив общественного прогресса. Наиболее разностороннюю характеристику цивилизации дает Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где широко использует изыскания Моргана, а приведенной выше цитатой из его труда «Древнее общество» заканчивает свою книгу.

Возникновение цивилизации, по мнению Энгельса, стало возможно лишь при достижении определенного экономического, социального и культурного уровня развития общества в результате социального переворота.

Цивилизацию характеризуют общественное разделение труда, отделение города от деревни, умственного труда – от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, появление вследствие этого государства, права наследования имущества, изменения в формах семьи, появление письменности и развитие духовного производства [3, с. 173–174].

Однако надо отметить, что в теории марксизма понятие цивилизации долгое время не привлекало внимания и исследовалось недостаточно. Для осмысления процесса общественного развития использовалось понятие «общественно-экономическая формация». Между тем понятие «цивилизация» более широкое. Формационные различия в обществе – это различия внутри цивилизации; формационное членение придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность, но не исчерпывает всю сложность исторического процесса. В современной науке в анализе характера и тенденций общественного развития распространение получил цивилизационный подход.

Как уже говорилось, большинство крупнейших культурологов – Шпенглер, М. Вебер, Бердяев – понимали под цивилизацией завершающий этап развития культуры, когда она, исчерпав свои творческие силы, отступает в тень, а общество концентрируется на технических достижениях, материальном благополучии и потреблении. Развитие искусства и литературы приходит в упадок, духовная жизнь замирает, наступает социальный застой. Каждый из названных мыслителей развивал эти идеи по-своему, но все они противопоставляли цивилизацию культуре.

Так, например, Н.А. Бердяев считает, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию, что цивилизация есть судьба, рок культуры. А сама цивилизация кончается смертью, она уже есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Цивилизация от культуры отличается тем, что культура религиозна в своей основе, цивилизация – безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности Земли. Культура – национальна, цивилизация – интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм – одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны.

Понимание цивилизации как совокупности технических достижений, создающих удобства жизни, комфорт, с которыми человек срастается и привыкая к которым отходит от культуры, не имея времени и желания тратить на нее душевные силы, распространено и в наши дни. Цивилизация – это техника со всем ее могуществом и достижениями. А культура – олицетворение творческого, созидательного начала. Писатель В. Дудинцев образно выразил такое понимание цивилизации:

«Цивилизация – это техника и удобства, самолеты и телевизоры, мост через реку Св. Лаврентия и тоннель, пробиваемый под Ла-Маншем. Культура – это результат духовной деятельности людей, результат познания человеком качества своих поступков. Это – «Пиета» Микеланджело и «Святой Себастьян» Тициана. Это – «Основы морали» Шопенгауэра. Это – Моцарт, Бах, Шопен.

В цивилизации мы можем наблюдать «Закат Европы», который проявляется в таких характерных симптомах, как «озоновая дыра», экологические болезни природы, СПИД и т. д. Это все проявление заката цивилизации». Писатель считает, что культура на закат не обречена. В ее сущности есть одна особенность, отличающая ее от цивилизации. «Эта особенность – искреннее, доброе чувство, проявление которого украшает каждый шаг истинной культуры» [4, с. 29].

То, что культура выражает индивидуальное творческое начало каждого социума и индивида, а цивилизация – общее, рациональное, стабильное, отмечают многие современные ученые. Но и сейчас, и раньше существовали и существуют другие точки зрения.

Н.Я. Данилевский не различает культуру и цивилизацию. Цивилизация – это период развития поэзии, искусства, науки, философии, государственности и прочих явлений, возвышающих и отгораживающих человеческое общество от капризов природы.

В европейской философии XX века немало философов считают цивилизацию положительным фактором общественного развития, утверждая, что она или создает условия для развития культуры, или сама и есть культура, или благотворно действует на культуру, сдерживая необузданные порывы некоторых ее творцов.

Так, французский философ, признанный лидер неотомизма Жак Маритен (1882–1973), положительно оценивая и цивилизацию, и культуру, говорил, что ненависть к цивилизации ведет к уничтожению человека, ибо нет других форм выживания в природном мире, кроме культуры и цивилизации.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский врач, психиатр, создатель теории и метода психоанализа, пренебрегал различием между культурой и цивилизацией ради решения главной задачи – защиты человека от природы.

Есть и еще один подход: цивилизация и культура противопоставляются варварству. Они созданы трудом многих поколений и теснейшим образом связаны между собой. Но если культура не стала для цивилизации достаточно органичной, возможен возврат к варварству.

Возврат к варварству может произойти тогда, когда стихийные инстинкты, стихия масс перестают сдерживаться. Так рассуждал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955), увидев всплеск таких темных сил, необузданную стихию в синдикализме (анархии) и фашизме. «Восстание масс», «вертикальное вторжение варварства», «существенный регресс» – так определял он суть этих явлений. Культура – сдерживающее начало в человеке и в обществе, ибо культура предполагает самоограничение. «…Культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если нет основ законности, к которым можно прибегнуть. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике. Культуры нет, если экономические связи не руководствуются торговым правом, способным их защитить. Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью оправдать искусство.

Если всего этого нет, то нет культуры, а есть в самом прямом и точном смысле варварство». А цивилизация вывела человечество из дикости, из природного состояния, из одичания. Но «цивилизация не данность и не держится сама собой. Она искусственна и требует искусства и мастерства. Не успеете моргнуть, как окажетесь без цивилизации. Малейший недосмотр – и все вокруг улетучится в два счета. Словно спадут покровы с нагой Природы и вновь, как изначально, предстанут первобытные дебри» [5, с. 323–324, 327–328].

Культура и цивилизация рассматриваются Ортегой как взаимопроникающие явления, не существующие одно без другого. Нельзя не заметить, что суждение о связи культуры и цивилизации, так же как и признаки потери культуры, определенные автором, звучат абсолютно современно, словно написано это не более 75 лет назад, а в наши дни.

Свое понимание различия культуры и цивилизации было у известного деятеля православной церкви Александра Меня. «А есть разница между культурой и цивилизацией, – писал он. – Цивилизация по-своему есть и у зверя. Когда животное устраивает свою жизнь, добывает себе пищу, делает себе гнездо – это примитивные зачатки цивилизации. Но когда человек творит, когда человек строит свои отношения друг с другом, относится к природе с уважением и любовью, когда он познает и когда он, наконец, чувствует величие вечности, когда в нем просыпается его глубинное, духовное, религиозное сознание, – вот тогда это и есть культура» [6, с. 197].

Для А. Меня культура – это духовное, религиозное начало человеческого сознания, определяющее человеческие отношения и деятельность, а цивилизация – организация жизни всех живых существ.

Итак, под цивилизацией понимается: следующий за варварством этап исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс); общество, организованное на основе законов и разума (просветители); совокупность технических достижений, создающих удобства жизни и умаляющих роль культуры как выразителя творческого и духовного начала в жизни человека и общества (Шпенглер, Бердяев, М. Вебер); культура и цивилизация – взаимосвязанные, взаимодополняющие стороны общественной жизни, противостоящие варварству (Ортега-и-Гассет); цивилизация не является специфически человеческой деятельностью (А. Мень). И наконец, культура и цивилизация – синонимы.

Такое многообразие взглядов на цивилизацию и ее отношение к культуре существует в науке. Но и этим не исчерпывается понятие «цивилизация». Под цивилизацией понимают определенную ступень исторического развития общества в совокупности всех сторон жизнедеятельности (древневосточная, античная, средневековая и другие цивилизации). Цивилизации различают по национально-региональным признакам, сложившимся на основе общности исторической судьбы народов, проживающих длительное время в одном регионе в тесном культурном взаимодействии (восточная; европейская; русская, или российская; американская и т. д. цивилизации). Иногда цивилизации рассматриваются не в аспекте общемирового развития, а изолированно – локальные цивилизации.

В наше время, когда происходят быстрые и заметные изменения во всех сферах жизни: в общественных отношениях, технике, профессиональной деятельности; когда новое начинает цениться больше, чем то, что было раньше; когда реализация новшеств может внести существенные улучшения в жизнь людей, – возникло и нашло широкое распространение соответствующее особенностям современного этапа развития человечества понимание цивилизации. Цивилизация, которая определяется как ступень развития человечества после дикости и варварства, делится на традиционную и техногенную.

Традиционную цивилизацию характеризует устойчивость структур общественной жизни, видов деятельности. В культуре приоритет отдается традициям, сложившимся веками образцам и нормам. Новации и нововведения не воспринимаются как ценность.

Техногенная цивилизация по основным своим признакам противоположна традиционной. Это особый тип социального развития. «Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом к техногенной цивилизации, состоит в переходе к новой системе ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое» [7, с. 49].

Итак, существует много определений цивилизации, и каждое из них имеет достаточные основания. Дать однозначное определение цивилизации не представляется возможным. Это объясняется тем, что понятие «цивилизация» очень широко, и объем входящих в него явлений велик. В каждом конкретном случае определение дается в зависимости от признака, который берется за основу. Поэтому, говоря о цивилизации, давая характеристику современным цивилизационным процессам, необходимо определить, какой из признаков цивилизации имеется в виду. Без этого уточнения, называя одно и то же слово «цивилизация», мы можем говорить о разном.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Евреи есть, а вопроса нету

Евреи есть, а вопроса нету Бросается в глаза странный, можно сказать, алогичный, факт. В те времена так комфортно, как в Германии, евреи не чувствовали себя нигде. Большей частью они вели не религиозный, а светский образ жизни. На протяжении сотен лет они успешно сливались с

Определения и пояснения. История вопроса.

Определения и пояснения. История вопроса. Под славянами в контексте их происхождения я буду подразумевать праславян. И, как будет видно из последующего изложения, этот контекст неразрывно связан с «индоевропейцами». Последнее – чудовищно неуклюжий термин. Слово

Раздел I. История вопроса

Раздел I. История вопроса Человек становится человеком Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством. Жан-Поль Сартр Если теория эволюции верна и человек действительно произошел от обезьяны или какого-то доисторического

Раздел I. История вопроса

Раздел I. История вопроса Человек становится человеком Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством. Жан-Поль Сартр Если теория эволюции верна и человек действительно произошел от обезьяны или какого-то доисторического

Возникновение полового вопроса

Решение вопроса о наследнике

Решение вопроса о наследнике Петр I хотел, чтобы престол достался потомству его любимой Катеринушки, был счастлив, когда она родила сына Петра Петровича, но тот умер в раннем возрасте. К внуку Петр не был привязан и ни разу не заявил гласно о нем как о наследнике престола.

1. Центр и периферия: постановка вопроса

1. Центр и периферия: постановка вопроса Важный аспект изучения истории искусств – проблема соотношения центра и периферии. По сравнению с термином «художественный ландшафт», предложенным приверженцами «художественной географии», термин «периферия» имеет

2. Постановка вопроса о Ноосферной научной школе в России

А. Н. Малинкин. Гуманитарное знание в борьбе эпистемологических парадигм (к истории вопроса)

А. Н. Малинкин. Гуманитарное знание в борьбе эпистемологических парадигм (к истории вопроса) Предметом исследования гуманитарных дисциплин является человеческая культура во всех ее многообразных аспектах. Значение латинского слова «cultura» отсылает нас к тому, что самим

Источник

Презентация к уроку

(Презентация, слайд №2)

Форма социального общежития, называемая “цивилизацией”, возникла около 5 тыс. лет назад. Это общество с экономикой, государством, денежным обращением, городами как центрами власти, военной и финансовой силой, культурой, наукой, искусством. Впервые понятие “цивилизация” было введено в оборот философами французского просвещения, им оперировали Вольтер, Монтескье, Дидро и другие. Просветители понимали термин “цивилизация” как отражение гражданского общества. Однако, единое понятие “цивилизация”, как и понятие “культура”, не выработано. Существует приблизительно 200 определений этого понятия.

Основные подходы к определению “цивилизация” сводятся к следующему.

(По гиперссылке переходим на слайд №3)

Немецкий философ О. Шпенглер понимал цивилизацию как фазу заката культурно-исторического цикла, как умирающую культуру. В своей знаменитой книге “Закат Европы” (1918 г.) он писал: “В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией”.

О. Шпенглер сравнивал мировой исторический процесс с коллективной биографией культур.

(По гиперссылке переходим на слайд №2, возвращаемся к схеме, а затем на слайд №4)

Теория локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби.

“Локальными цивилизациями” Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византийскую и русскую), иранскую, арабскую, две дальневосточные, античную, египетскую и т.д. Греко-римскую считал “общей матерью” для западно-европейской и православно-христианской цивилизаций. Тойнби указывал, что рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной.

(Переходим на слайд №5)

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!)

Задание: Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?

(По гиперссылке переходим на слайд №2)

Еще один подход к понятию цивилизация можно сформулировать так: цивилизация – особенность культурно-исторического развития.

(По гиперссылке переходим на слайд №6)

В XIX веке основатель научной антропологии американец Л.Г. Морган, а затем философы и социологи К. Маркс и Ф. Энгельс стали понимать под цивилизацией определенную стадию развития. Ф. Энгельс считал, что “цивилизация” есть более высокая стадия развития общества по сравнению с “дикостью” и “варварством”.

Итак, при всем многообразии точек зрения на понятие “цивилизация”, мы можем выделить два основных подхода: одни выдвигают идею существования локальных цивилизаций, другие говорят о цивилизациях как о стадиях общечеловеческого исторического процесса.

Остановимся более подробно на стадиальной теории.

Термины “аграрное и индустриальное общество возникли примерно 200 лет назад (автором термина индустриальное общество признан К.А. де Сен-Симон). Американский социолог Алвин Тоффлер считал, что человеческое общество проходит следующие этапы развития (цивилизационные волны):

— 8-9 тыс. лет назад (с неолитической революции) – аграрная цивилизация

— 300 лет назад (с промышленной революции) – индустриальная цивилизация

— с конца ХХ века (с информационной революции) – зарождение постиндустриальной цивилизации

(Благодаря гиперссылкам со слайда №8 учитель может по своему плану излагать материал, давая характеристику каждому типу общества и социально-экологическим кризисам, вызвавшим переход от одного типа цивилизации к другому. Автор дает комментарии к слайдам).

Путь мировой цивилизации был не только сложным, но и неравномерным. Он шел через глобальные кризисы, вызываемые как природным, так и человеческим воздействием. Первым значительным кризисом была неолитическая революция.

Неолитическая революция. (Слайды №9, 10)

8-9 тыс. лет назад перемены в природе заставили человека реагировать не биологическим изменением. Его ответ должен был стать ответом социальной группы. Не увеличение головного мозга индивида, но объединение интеллектов индивидов. С того времени, как человек нарушил закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается история взаимоотношения двух начал: общества и природы. Начало человеческой цивилизации археологи и историки связывают с неолитической революцией- глубочайшем переворотом в обществе и самом человеке.

Аграрное (традиционное) общество. (Слайд №13)

Особенности аграрного общества проявляются во всех сферах общественной жизни: хозяйственно-экономической, политической, социальной, духовной.

Социальные отношения: включенность всех и каждого в коллектив, привязанность к нему, ощущение себя его частью (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский орден, церковь, корпорация нищих и т.д.)

Власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть). Для нее не нужны никакие обоснования. Вся власть передается по наследству, и ее источник – Божья воля. Власть принадлежит одному (монарх) или немногим (аристократическая республика)

(Слайд №11) Индустриальная (промышленная революция).

Кризис аграрного общества надо искать во взаимоотношениях общества и природы. Очередной социально-экологический кризис зарождается в Европе в XIII веке и продолжается несколько столетий. Связан он был с колоссальной распашкой земель в Европе, вырубкой лесов, превращением городов в свалки отходов. Это приводило к распространению “черной смерти” – чумы, которая подчас уничтожала жителей целых городов и районов. Угроза истребления, истощения плодородных земель, лесов и водоемов заставляла человека искать новые, по тем временам щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была такой технологией, которая сохраняла природу. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века.

(Слайд №14) Индустриальное общество.

Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий.

Социальные отношения: большая подвижность, открытость; положение личности зависит от собственных заслуг

Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество

Духовное развитие: модернизация сознания, “персоноцентризм”, Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость, признание идеи прогресса, языки межнационального общения

Научно-техническая революция (слайд №12)

С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий, человек снова стал потреблять природу в таком количестве, что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, осознание себя полновластным хозяином природы привели человечество к очередному социально-экологическому кризису. В второй половине ХХ века осознание глобальных проблем стало носить общечеловеческий характер.

Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Информационное общество.(Слайд №15)

1) тотальное распространение информационной технологии, информатики, телекоммуникаций, вычислительной техники и т.д. в материальном и нематериальном производстве, в образовании, науке;

2) создание и работа разветвленной сети различных банков данных;

3) превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личностного развития;

Политика – глобализация мира.

Социальная жизнь – открытость общества.

Духовная жизн – стремление к гармонизации.

Эрих Фромм, крупнейший философ и социолог ХХ века, в своих прогнозах указал на три компонента общества будущего: разум, гуманизм, экология. Именно это, по его мнению, спасет человечество.

“Наше будущее – не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм производительных сил, моделей их социальной организации, новой духовности человека”. (Е.Н. Захарова)

2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов. Л.Ф.Иванова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова.– М.: Просвещение, 2003.

3. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *