Для чего придумали небылицы

Для чего придумали небылицы

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы
Был на Руси особый вид сказок – небылицы. В них неимоверным образом переплетались несвязанные и небывалые события и персонажи. Потому и зовут их небылицами. Хотя в старину носили они и другие названия. Одно из самых распространенных, «скоморошина», говорит об авторстве небылиц. Их придумывали и рассказывали скоморохи для потехи людей и своего барина. Кроме этих названий, были у небылиц и другие, и все говорящие. Погудками их называли за то, что исполнялись они под гудки – трехструнные инструменты. А «скокливыми» песнями назывались небылицы из-за прыжков и ужимок, которые делали скоморохи во время исполнения.

В небылицах обычно описываются события, характерные для определенной местности. Но они перевернуты, перевраны и перепутаны. В них часто встречается гиперболизированное представление обычных событий. Так, например, некоторые небылицы поморов рассказывают о традиции рыбного пира. В одной из них описывается необыкновенно огромная щука, чьей «ягодицею наедалисе» все пировавшие.

Для русских небылиц характерны пародийные черты. Например, в «Небылице про льдину» битва описывается, как кухонная драка. Пародийно подаются не только отдельные элементы небылиц. Скоморохи пародировали целые былины, подавая их в перевернутом виде, антимире. Один из характерных примеров: «Илья Муровец и Издолище». В ней иначе рассказывается классическая древнерусская былина о борьбе богатыря Ильи Муромца и Идолища. В ней богатырь побеждает Идолище не булатным мечем, а своим «сарацинским колпаком».

Небылицы могут выступать в качестве самостоятельных литературных произведений, но чаще они играют роль вступления перед настоящей былиной. Своим увлекательным языком, быстро и непредсказуемо меняющимися событиями, погудки увлекают слушателя, готовят к предстоящей сказке.

Источник

Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения

В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых «развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия – сплошная логическая ошибка». Эти произведения называют небылицами, перевёртышами, небылицами-перевёртышами. И нет чёткой границы между различными группами этих произведений. О.И. Капица писала: «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому». Она же характеризовала перевёртыши как произведения, в которых «происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих разные предметы». При столь близких характеристиках перевёртышей и небылиц на практике их трудно отличить.

К.И. Чуковский и не делает этого. Все произведения этого рода он относит к одному виду и обозначает их термином «перевёртыши». Введённый им термин сразу же прижился и в науке, и в повседневной речи народа. К.И. Чуковский не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих ездоках, а какие-то моторные вместо хлеба едят башмаки, но и доказал закономерность такого влечения, его неизбежность и всеобщность. Исследователь считает перевёртыши умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, – писал он, – но и мыслями». Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина необходима ребёнку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком-то знании, ребёнок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребёнку на определённом этапе его умственной жизни».

Учёный убедительно показал педагогическую ценность небылиц-перевёртышей, и, благодаря его трудам, они перекочевали из учёных собраний на страницы детских книжек и миллионам детей доставляют неподдельную радость.

К 5 годам у ребёнка уже имеются чёткие реалистические представления об окружающем мире; ребёнок усваивает грамматический строй языка, его основной лексический фонд и даже подготавливается к восприятию метафор и идиом. Очевидно, что к этому времени у него исчезает необходимость «утвердиться в норме». А если так, то тяга к перевёртышам должна исчезнуть. Но она не исчезает. Перевёртыши остаются любимыми произведениями старших дошкольников и даже школьников, которые не только хорошо знают мир реальных вещей, которыми обычно оперируют в перевёртышах, но и познают основы наук, усваивают научно-теоретические представления о мире, пользуются абстрактными (конечно, в доступной соответствующему возрасту дозировке) понятиями. Очевидно, объяснить этот факт без определения истоков жанра невозможно.

К.И. Чуковский рассматривал перевёртыши как собственное творчество детей. А между тем наблюдения показывают, что дети, не знавшие небылиц, перевёртышей, не способны к творчеству в этом жанре, какова бы ни была их «радость от преодоления очередного рубежа в познании мира». Анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, даёт основание утверждать, что они сочинены взрослыми и для взрослых. Для детей характерна стиховая организация текста, произведения В.И. Даля – прозаические. Текст «Пошёл я на лыко гору драть» даёт картины охоты, которой дети не видели, а текст «Едки трои» вообще не может быть понят детьми-дошкольниками: «Едки трои не посучишь, на тошне заживотит и на ворчале забрюшит (сутки трои не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит)».

Большинство образов широко бытующих перевёртышей унаследовано (нередко опосредованно, через поэзию пестования) из песен скоморохов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на «скоморошины»:

Для художественного приёма скоморохов характерна «перестановка объекта действия», небыличность в узком смысле этого слова. Вполне очевидно, что и небыличный материал, и собственно перевёртыши в фольклоре взрослых вызваны к жизни отнюдь не стремлением «утвердиться в знании». Исходными были эстетические побуждения, в первую очередь стремление к юмору. Сохраняется оно и в детской среде. И не стоит в противоречии с доминирующей познавательной функцией.

Колыбельные песни, прибаутки и другие жанры поэзии пестования ребёнок воспринимает до известной степени пассивно, необходима же целенаправленная работа детского рассудка; необходимо развитие логического мышления. Это – социально-педагогический «заказ», предопределивший возникновение перевёртышей как жанра детского фольклора. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью. Она достигается в первую очередь за счёт предопределённого перестановкой объектов и обратной координацией действия:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.

В песнях скоморохов небылицы и перевертыши выступают в своём единстве; в поэзию пестования (колыбельные, прибаутки, докучные сказки), а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического компонента входят только небылицы, то есть произведения, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека, и пр. и пр. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия», но нет «обратной координации действия». Перевёртыши, то есть произведения, в основе построения которых лежит только принцип обратной координации, не взаимодействуют с другими жанрами, бытуют в чистом виде.

После выхода в свет работы К.И. Чуковского «Лепые нелепицы» (1924) к перевёртышам на практике относят и все небылицы. Получается некое двуединство: видно различие, разделение невозможно. Вполне логично стремление В.П. Аникина преодолеть эти противоречия. Он ввёл удачный термин «небылицы-перевёртыши», который полнее определяет внутренний смысл обеих групп этих произведений.

Небылицы-перевёртыши русского фольклора

Небылицы-перевёртыши – что это такое в литературе? Определение небылиц-перевёртышей (не из википедии).

Почему небылицы назвали небылицами-перевёртышами? Этимология слова «небылица».

Когда появились небылицы-перевёртыши на Руси?

Небылицы-перевёртыши как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация небылиц-перевёртышей.

Чем небылицы отличается от перевёртышей и сказок и в чём их сходства.

Какие небылицы-перевёртыши были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

«Ехала деревня мимо мужика…»: русские народные небылицы для детей

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

«Чепуха, чепуха, это просто враки!» Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность.

Мы собрали 20 народных небылиц — коротких и подлиннее. Может быть, ваши школьники уже сочинили свою?

Небылица и считалка: сходства и различия

Что общего у небылицы и считалки:

Как придумать небылицу

В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

Короткие небылицы в стихах

Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Источник

Значение небылиц в жизни детей.

Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». Такие стишки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Перевёртыши, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Просмотр содержимого документа
«Значение небылиц в жизни детей.»

1. Детский потешный фольклор. 3

2. Что такое небылица. 4

3. Зачем нужны небылицы детям. 6

4. Я придумал небылицы. 7

Детский потешный фольклор.

Потешный фольклор разновидность детского фольклора. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи, обращённой к нему.

Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. Перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

Что такое небылицы?

Среди народных стихов-потешек для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это небылицы, нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём-то таком, чего не может быть на самом деле.

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на берёзе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, а обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.

В центре небылиц — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.

Нелепицы и небылицы К.И.Чуковский назвал перевертышами и выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей. Народные и авторские перевертыши раскрепощают мышление, развивают логику и чувство юмора, позволяют лучше понимать действительность, глубже проникнуть в суть объектов окружающего мира.

Зачем нужны небылицы детям?

Детям, как правило, очень нравятся эти нелепицы, они с увлечением придумывают свои. Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объём информации, дети учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц!

Я придумал небылицы!

Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. На странице представлены примеры небылиц в стихотворной форме, которые придумали обучающиеся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности.

Источник

Мир наоборот, или Для чего ребенку небылицы

Для чего придумали небылицы. Смотреть фото Для чего придумали небылицы. Смотреть картинку Для чего придумали небылицы. Картинка про Для чего придумали небылицы. Фото Для чего придумали небылицы

Русские небылицы для детей.

Зачем небылицы нужны детям

Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка. Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки. Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.

Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.

Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».

Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.

Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла,

Между небом и землей

И нечаянно хвостом

После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.

Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.

Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.

После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.

Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».

Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.

Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые. Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *