Для чего придумали правила
«Не по этикету». Зачем в политике существуют неписаные правила и протоколы
Этикет он не только про пользование столовыми приборам, он про «как поступать «правильно» с точки зрения среды, в которой находишься. Свои своды неписаных правил есть и в сложной системе российской политики и госвласти. Давайте подобно ученым пронаблюдаем за случаями неаккуратного обращения с политическим этикетом. У нас в Перми есть два примера за две недели.
По российскому политесу в отношениях между исполнительной властью и парламентами, есть негласная, но понятная процедура, когда нужно провести неприятную реформу. Инициаторы предварительно организуют пусть и формальные, но публичные обсуждения, опросы, голосования. Депутаты выслушивают доводы властей, возражают, соглашаются, идут к избирателям. Ритуально (а иногда нет) принимают предложения народа, облекают в документы, доводят до инициаторов. Те выслушивают «чаяния», иногда идут на уступки. Официальная оппозиция тоже выполняет свою работу: протестует, пишет петиции, клеймит, возражает. После незначительных уступок (или даже без них) официально закрепляется ранее принятое решение.
Да, это ритуал. Но важный ритуал. Он позволяет всем выполнить свою работу и не «потерять лицо». Дает возможность не плодить обиженных и униженных, соблюдать баланс сложной многосторонней системы интересов, коей является российская (пермская, прикамская) власть.
Пермская мэрия в истории с повышением цен на проезд не последовала правилам. Мы увидели «не подобающее» с точки зрения сложившегося политического этикета поведение, поскольку объективной потребности в таком подходе не было.
Что в итоге? Для начала мэрию оставили один на один разбираться в этой социально сложной истории. Депутаты, которые обычно серьезно помогали администрации города в коммуникациях с пермяками, самоустранились. А ведь депутаты с многочисленными приемными, связями на «земле», ТОСами, советами ветеранов — сила. В отличие от мэрии, они профессионально «заточены» под работу с людьми, в коммуникациях администрация точно слабее. Что же касается перспективы, то наверняка между администрацией и депутатским корпусом будет меньше доверия, взаимопонимания. Это проявится.
И стоило это затрат времени и соблюдения скучных процедур? Неделя-две (да, даже месяц) отсрочки ничего бы не поменяли. Зато все бы выполнили работу, сохранили лицо и смягчили общую напряженность. Вполне допустимо говорить, что в данной ситуации соблюдение политического этикета сработало бы к общей пользе.
Еще один пример — история с перемещением Вячеслава Торчинского с должности министра культуры. По ряду причин министру пора было покинуть пост. Дело обыденное. Для чего в российском политесе существует объемный раздел «О правильном переводе крупного чиновника на другую работу». Никак не «на улицу», если явно не провинился — «не в территории» и «не на понижение». Следующая работа уходящего топ-чиновника должна соответствовать массе критериев в зависимости от успехов, неудач, связей. Первый вариант, который просочился в паблик — «Руководитель дирекции по строительству галереи» — вроде бы соответствует правилам. И пост важный, и задача серьезная, а то, что полномочий немного, так это как раз оценка отношения.
Но рядовая административная комбинация преобразовалась в нечто странное. Господин Торчинский возглавит ранее подведомственное (это, кстати, важно) учреждение ПГХГ, а директору госпоже Тавризян безальтернативно предложили уйти в замы. Оставим в стороне эмоциональную часть. Посмотрим на ситуацию с точки зрения того же политического этикета. Приличия нарушены: Вячеслава Торчинского понизили, Юлию Тавризян оскорбили, а потом свели вместе.
В этом составе и в соответствующем состоянии люди должны заняться одним из важнейших в Перми дел — переездом галереи. Эффективная команда из них получится? Кроме того, это случай может быть нехорошим сигналом. Что подумают руководители ведомств и подведомственных учреждений? Ведь одним из главных преимуществ госслужбы остаётся стабильность. Сложная система подбора должностей «с гарантией» при возможном уходе, существует не столько для «коррупционеров», сколько для защиты будущего чиновников, которые теряют положение из-за внезапной смены конъюнктуры. Многие наверняка задумаются, как эта система будет дальше работать в Прикамье?
И еще про будущее. Как сейчас будут работать кадровики? У нас нет очереди на госслужбу. Найти профессионала особенно на серьезные должности — та еще задача. Теперь у пермских госэйчаров на серьезный довод меньше. Ну и про пресловутый баланс интересов забывать тоже не стоит.
Можно сделать вывод, что и в этом случае проще было последовать неписаным правилам. Ломать засохшую провинциальную систему местечковых связей и интересов необходимо, иначе Пермь никуда не двинется. Но иногда этикет — это полезно.
Как человечество придумывало правила этикета?
Всем нам знакомы правила этикета. Речь не о тонкостях, типа как отличить закусочный столовый прибор от десертного и как вести себя на королевском приеме. Нет, я говорю о самых элементарных нормах и правилах, знакомых каждому, независимо от образования и даже воспитания.
Также всех нас с самого раннего возраста учили правилам вежливости.
Вежливость определяется как человеческое качество, черта характера, характеризующаяся тактичностью и уважительным отношением к другим людям. В конечном итоге правила вежливости служили: а) выживанию; б) удобству.
Действительно, наши далекие предки были, скорее всего, людьми, по современным меркам, грубыми и весьма агрессивными. Тому, кто повел бы себя нехорошо, неуважительно, могли и по голове дать. Понятно, что при таких стимулах нормы вежливости придумывались и усваивались быстро.
Этикет же — свод правил поведения в «приличном» обществе. Правил, зачастую кажущихся вычурными и уж точно далекими от рациональности.
С тем, что они бывают вычурны, трудно не согласиться. Но так ли нерациональны?
К примеру, всем известно, что при входе в дом принято снимать шапку, а за едой не нужно ставить локти на стол. Пускай даже не все этим правилам следуют.
Наверняка многие в детстве, когда их учили «себя вести», спрашивали: «Да кто придумал эти правила?» На что зачастую следовал ответ: «Так всегда делали!» Кадр из фильма «Кавказская пленница»
Что ж, теперь, когда все выросли и элементарные правила усвоили, можно раскрыть тайну: оказывается, так делали не всегда. Просто мало кто задумывается над столь очевидными, вроде бы, и накрепко укорененными в нашей культуре вещами. А ведь они и не всегда были в ходу, многие еще и возникли по вполне практическим причинам.
Позже стали снимать шляпы. И постепенно обычай потерял практическую значимость, став нормой вежливости.
Есть и более «приземленная» версия, выводящая этот обычай не из воинской, а из народной культуры. Впрочем, и тут все утилитарно: шапка снимается, чтобы после работы пыль и мусор (а в непогоду — капли воды) с нее не падали в еду… Жан-Франсуа-Пьер Пейрон «Персей Македонский на коленях перед Эмилио Паоло»
Фото: it.wikipedia.org
Наконец, поклон — демонстрация покорности и — снова — доверия. Наклонившись, сложно защищаться и тем более — проявлять агрессию. Мы склоняем незащищенную, обнаженную голову, по сути, демонстрируя: «Я в твоей власти».
Еще сильнее это выражает коленопреклоненная поза.
К тому же, склоняясь, мы «принижаем себя», символически «возвышая» того, кто перед нами. Если сейчас мы не воспринимаем поклон подобным образом, это ничего не значит: язык тела воспринимается неосознанно, а поклон (как и рукопожатие/демонстрация ладоней) — очень архаичный обычай.
Зато идущую справа женщину (да и мужчину) не будет задевать твой меч, висящий слева… Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»
Возможно, с какими-то из перечисленных обычаев соотносится и воинское приветствие — «отдание чести» поднятой к голове рукой. Версии его происхождения разнятся: демонстрация пустой руки, поднятие забрала или снятие шлема, придерживание шляпы при поклоне. Есть гипотеза, выводящая появление этого ритуала к Френсису Дрейку, который, встречая королеву Елизавету, демонстративно прикрыл глаза, чтобы не ослепнуть от ее красоты.
И для примера несколько простых «светских» правил.
Почему на стол не кладут локти? Скорее всего, причина проста: чтобы не мешать окружающим. Ведь в старину за столом собиралась большая семья, а предки жили куда теснее нас.
Есть и объяснение посложнее. Стол — объект сакральный, на который и опираться не нужно, тем более — ставить на него локти. «Можно» подобное только… покойнику (да и то не всегда!). И в некоторых случаях — невесте. Которая в традиционной культуре тоже символически «умирает» для родительской семьи.
Тогда неудивительно, что нельзя наваливаться на стол, если ты жив и не невеста.
Наконец, почему мы говорим чихнувшему «будь здоров»? Ведь это также правило вежливости: чихнув, мы ожидаем привычного пожелания здоровья. Обычай этот, по меньшей мере, общеевропейский, да и на других континентах встречающийся: одни желают здоровья, другие призывают на чихнувшего благословение. Кадр из фильма «Смерть чиновника»
Согласитесь, в любом случае пожелание здоровья не будет лишним!
И в заключение приведу популярную версию, «объясняющую», почему женщин принято пропускать в дверь первыми. Вроде бы еще в первобытности женщина первой входила в пустую пещеру и утром выходила наружу.
Догадались, зачем? Конечно: а вдруг за время отсутствия людей в пещеру забрел медведь? Или утром ждет снаружи? А пустим-ка мы первой женщину как менее ценного участника группы!
Примерно такую логику приписывают нынешние блогеры своим далеким предкам. Видимо, предполагая, что мужик сильнее и мог, если что, просто выбросить свою прекрасную половину из пещеры. Прислушаться: не ест ли ее хищник? И если снаружи доносится довольное сытое урчание, выйти с дубиной наизготовку…
Почему нет? Предок ведь был грубым и необразованным!
Может, и был. А вот идиотом не был, чем и отличался от иных своих далеких потомков.
Женщины и дети — ценность. Первыми в потенциально опасное помещение могли пускать разве что старуху или старика, наименее ценных членов группы. Вот это — нормально для архаичной культуры, рудименты подобных обычаев сохранялись и в историческое время. Да и до нас дошли.
В общем-то, нормально и пропускать спутницу вперед. Женщина входит в безопасное помещение, в это время мужчина, стоя сбоку (именно так мы сейчас открываем дверь!), охраняет вход.
Так что все в мире имеет вполне рациональную причину. Другое дело, что со временем эта причина может утратить актуальность. А обычай — останется, воспринимаясь как нечто естественное.
Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения и общения» в разновозрастной группе
Лозовик Светлана Анатольевна
Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения и общения» в разновозрастной группе
Цель: закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность; культуру общения.
Задачи: формировать представления о правилах поведения, как общепринятых во всем мире нормах поведения. Познакомить с понятием «Этикет»
Оборудование и материалы: макет цветка с лицом и съёмными лепестками, иллюстративный материал, карточки к игре “хорошо и плохо”, карточки к игре герои сказок «добрые и злые», мяч.
Ход беседы:
-Ребята, что такое правила поведения?
Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков.
Каждый может хотеть чего угодно, однако осуществление собственных планов может навредить другим членам общества. Порой интересы одних противоречат желаниям и стремлениям других. Это вызывает конфликты и приводит к непониманию. Чтобы люди знали, как нужно себя вести в таких ситуациях, необходимо наличие установленных правил поведения.
Раньше, когда не было ни законов, ни писаных правил, люди решали свои споры, обратившись к самому мудрому человеку в их общине. Он, в свою очередь, внимательно выслушивал их и разбирался в проблеме. Затем советовал поспорившим, как поступить. Мудрецы и старейшины пользовались уважением, и их наставления не вызывали никаких сомнений.
Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается.
Устанавливая рамки поведения для каждого конкретного человека, можно достичь общественного порядка.
Соблюдение правил поведения говорит об определённом уровне культуры, присущем какому-то конкретному человеку.
-Ребята, что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Как ходить на День рождения?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
-Ребята посмотрите у меня есть жёлтый круг на стебельке: как вы думаете, что это такое? Дети отвечают на вопрос. Это серединка от цветка.
-Как вы думаете, что случилось с нашим цветком? Почему он грустный? Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись.
Вот голубой лепесток. Чтобы лепесток вернулся к цветку предлагаю рассмотреть картинку.
1. Мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе «Какие вежливые слова говорит мальчик?», «Что ответил дедушка?» Дети рассматривают картинки, анализируют делают выводы.
2. Вот оранжевый лепесток, чтобы он вернулся скажите мне пожалуйста
как друзья приветствуют друг друга? Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днём? Дети называют вежливые слова. Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, лепесток возвращается к цветку”.
3. Вот красный лепесток.
Ребята, как вы думает, какого человека называют воспитанным? Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без родителей ведут себя правильно. Скажем слово «поведение» и посмотрим на картинки –ситуации дети в спальной комнате, в умывальной комнате, в раздевальной комнате одни, и предлагает объяснить, кто как себя ведёт? Дети анализируют поступки. Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку.
4. Вот зелёный лепесток, чтобы он вернулся предлагаю вспомнить добрых и злых героев сказок.
5. Этот жёлтый лепесток-лепесток привычек. Игра с мячом «Назови привычку». Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому я брошу мяч, тот называет привычку – полезная она или вредная.
Мыть руки перед едой – это полезная привычка.
Чистить зубы перед сном – это полезная привычка
Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.
Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.
Грызть ногти – это вредная привычка.
Стричь ногти – это полезная привычка.
Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно и последний лепесток возвращается к цветку.
Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что все лепестки вернулись к нему и вы хорошо знаете правила этикета.
«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.
Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей» В нашей группе регулярно проводятся мероприятия информационного и обучающего характера с целью ознакомления детей и их родителей с правилами.
Фотоотчёт занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе «Зачем человеку руки?» С целью ознакомления детей со значением рук для человека при помощи игры и экспериментирования,в нашей группе прошло очередное познавательное.
Конспект беседы «Правила поведения на занятиях» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить представления детей о правилах поведения на занятиях. Подготовка к школе. Воспитатель. Ребята скажите, как называется наша.
Конспект НОД по безопасности в подготовительной к школе группе «Лифт. Правила поведения в лифте» Тема: «Лифт. Правила поведения в лифте» Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.
Конспект открытого занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада» Правила поведения в помещении детского сада. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и поприветствуем.
Консультация для родителей «Кто и зачем придумал правила поведения»
Татьяна Карпенко
Консультация для родителей «Кто и зачем придумал правила поведения»
Выделяется несколько основных линий освоения ребенком нормативной стороны жизни социума:
1. В ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре – старшие дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу человеческих поступков и отношений. Основной единицей сюжетно-ролевой игры, по мнению Д. Б. Эльконина, служат роль и связанные с ней игровые действия. В каждой роли (пожарника, учителя, врача, продавца и т. д.) имплицитно или эксплицитно (скрытно или явно) заключены те или иные нормы и правила. Принимая на себя какую-либо роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, связанные с ролью, правила, регламентирующие деятельность взрослых. Следование этим нормам и правилам как раз и составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры.
2. Другими «воротами», через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного поведения. Стремясь структурировать поведение ребенка, направить его в нужное русло, подчинить спонтанность ребенка логике здравого смысла, мы, взрослые, через запреты «неблаговидных» и поощрение «правильных» поступков и намерений детей создаем в их сознании целые своды локальных или универсальных правил.
3. Очень часто для освоения какого-либо правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах взрослого. Всем известно, как быстро, буквально «на лету», старшие дошкольники «схватывают» все плохое. Достаточно один раз в присутствии ребенка допустить оплошность или произнести неосторожное слово – и, будьте уверены, ребенок это обязательно запомнит и повторит в самый неподходящий момент, заставив вас краснеть. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они вряд ли уступают попугаям.
Наблюдая за поведением окружающих, воспринимая взрослых и «авторитетных» сверстников как образец для подражания, копируя наши реакции на то или иное событие, ребенок абсолютизирует некоторые моменты нашего поведения, превращая их в правила для себя.
4. Всестороннее, ярко эмоционально окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно телевидение. Главные герои любимых телепередач и книг, виртуальный мир с его спецэффектами – один из самых мощных источников нормативного поведения для современных детей.
5. На формирование представлений, связанных со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной деятельности ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт стихийной самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в них своих условностей и норм.
Уважаемые родители!
Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
«Правила поведения в общественных местах»
Как мы ведем себя на улице.
В соответствии с правилами этикета мужчина идет слева от женщины, чтобы поддерживать ее своей сильной рукой.
Войдя, не останавливайтесь у двери, чтобы не мешать входить другим.
Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять.
В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи.
— хорошо выглядеть, быть вежливым и внимательным к окружающим;
— у двери магазина пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти;
— пропустить вперед пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком;
— не кричать, громко не разговаривать, не бегать по магазину;
— без очереди покупать только с разрешения других покупателей и в случае крайней необходимости, благодаря тех, кто вас пропустил вперед.
Во время фильма нельзя разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и плакать, если грустно. Можно высказать свое мнение о фильме после его просмотра, но негромко, не навязывая его другим зрителям.
И самое главное, не забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….
Помните об этих правилах и учите детей соблюдать их.
Консультация для родителей «Безопасность и правила поведения в общественном транспорте» Консультация для родителей: «Безопасность и правила поведения в общественном транспорте». Дорогие родители! Каждое утро мы с вами отправляемся.
Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.
Консультация для родителей «Наказания. Правила поведения для родителей» Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций. 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому.
Консультация для родителей «Правила поведения на концерте или в театре» Правила этикета культурного зрителя. Выход в свет всегда важен соблюдением неписанных правил и по тому, насколько полно человек их понимает.
Консультация для родителей «Правила поведения в железнодорожном транспорте и железнодорожных путях» Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения вблизи железнодорожных путей. В связи с имеющими место случаями смертельных.
Кто и зачем придумал правила по поведения
Правила поведения в обществе, что это?
Существуют правила и нормы этикета, принятые в обществе, придерживаться которых необходимо всем, как взрослым, так и детям. Зная, какие бывают нормы общественного этикета, можно избежать множества неприятных ситуаций.
Многих интересует, какие же правила поведения существуют в обществе, которые следует знать и применять на практике.
Среди основных правил этикета можно выделить 5 групп:
Человек, который выполняет все эти нормы, располагает к себе и создает впечатление воспитанного и интеллигентного. Такому человеку быстрее идут на уступки, реже отказывают в просьбах и помощи.
Понятие линии поведения
Линия поведения – это осознанные или неосознанные поведенческие черты индивида или группы лиц, которые повторяются систематически на протяжение долгого периода. Поведение индивида характеризует его моральные принципы и особенности личности, а также мотивы, которые побуждают его к совершению различных поступков.
Для того чтобы человеку было легче адаптироваться к окружающим условиям и находить общий язык с людьми, ему необходимо выработать поведенческую линию (правильное поведение) и придерживаться ее.
Поведение, как моральная категория
Поведение представляет собой совокупность поступков, совершаемых человеком в течение длительного времени в заданных условиях. Из отдельных поступков формируется модель поведения. Вне зависимости от того, осознанно совершаются эти поступки или нет, они подвергаются оценке с точки зрения морали.
В отдельных случаях поведение 1 человека может отражать отношение всего коллектива или группы людей.
На поведение индивида влияет не только его характер и темперамент, но и особенности межличностных отношений. Поведение индивида четко выражает его отношение к людям, обществу и объектам окружающей среды.
Норма поведения – это правило, принятое обществом для координации поведенческой деятельности людей.
Понятие правил поведения. Этикет
Этикет – свод правил и норм общественного поведения, регулирующих межличностные отношения людей. Этикет представляет собой составляющую культуры общества. Он предусматривает сложную структуру отношений, которая формируется между людьми в процессе их взаимодействия.
Этикет в обществе включает в себя такие понятия, как:
Придерживаясь этих правил, человек показывает себя приличным и воспитанным собеседником.
Помимо общих правил, существуют и жесткие этические нормы, отличающиеся постоянным характером. К ним можно отнести:
Поведение, как отражение поступков человека
Поведение человека можно классифицировать на такие виды:
Существуют и другие формы поведения, определение которых характеризуется более сложной структурой:
Поведение человека можно разделить на следующие категории:
Общественное мнение, как реакция на поведение человека
Общественное мнение представляет собой механизм воздействия, при помощи которого общество оказывает влияние на поведение каждого отдельно взятого человека. Это понятие включает в себя все виды социального взаимодействия, такие как обычаи, обряды и традиции, а также нормы поведения, соблюдение которых является негласным правилом для многих людей. Такие формы взаимодействия способствуют формированию общественного мнения, которое является регулятором взаимоотношений людей в разных жизненных сферах.
С позиции этики, основным критерием воздействия на поведение человека является общественное мнение, а не его личные взгляды. Мнение социума включает в себя общепринятые моральные принципы и категории.
В противовес общественному мнению существует свобода выбора. Это означает, что поведение человека – это его личное дело. Но придерживаться моральных норм обязан каждый.
Общественное мнение имеет большое влияние на формирование характера и поведения индивида в обществе. По поведению человека можно безошибочно определить его отношение к окружающему миру и собственной личности.
Видео
Правила поведения за столом, речевой и деловой этикеты
Вся совокупность социальных норм и правил разделена на виды этикета. В современном обществе их существует великое множество, каждый из которых является ведущим в конкретной области жизнедеятельности:
В общем случае это некие надязыковые правила, которые навязываются речевой культурой и почти не оставляются нам выбора. Но они позволяют наладить контакт и дать человеку понять, что вы не настроены к нему агрессивно.
Слова устава написаны кровью — так говорили у нас на военной кафедре. Правила этикета, скорее всего, тоже. Еще совсем недавно (несколько столетий назад) за их невыполнение можно было поплатиться жизнью. В нас же еще осталась эта генетическая память.
Причем она разная. Европейцы здороваются с незнакомцами, встреченными в подъезде, ибо так они показывают, что не настроены агрессивно. А русские просто проходят мимо и показывают то же самое — я тебя не замечаю, а значить никакой агрессии не испытывают. Разные менталитеты (что это?) — разное этикетное поведение.
Правила поведения в театре и кинотеатре
Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:
Уточним, что для концертов правила более демократичны. Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе с ними или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!» Многим группам даже приятно, если зрители знают наизусть тесты их песен. Кроме того, например, ни один рок-концерт никогда не начинается вовремя, поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.
Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.
Зачем в обществе существуют правила этикета
А зачем вообще нужны правила этикета в обществе, если придерживаться их не обязательно и они так быстро меняются? Сложно сказать наверняка. Возможно, чтобы люди не превратились в первобытных или животных, поддерживали гордое звание высшего разума на планете.
Этикет — это своеобразные рамки поведения человека. Он помогает людям из разных социальных или культурных групп придерживаться одной линии поведения, демонстрировать уважение к окружающим и их обычаям. Кроме того человек демонстрирует уровень своей культуры и образования.
Мы первыми здороваемся со старшими, уступаем место женщинам и пожилым, помогаем немощным, не обижаем слабых. Всё это — этикет, моральные нормы и нравственные ориентиры, которые приняты в обществе и поддерживаются большинством.
Поведение детей в общественных местах
Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства. Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.
Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:
Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.
Правила поведения в общественном транспорте
Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:
Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.
Этикет для женщин
Для представительниц прекрасного пола существуют свои общие правила поведения. Женщина должна уметь преподнести себя. Под этим умением подразумевается соблюдение женской манеры поведения и общения, умение одеться красиво и со вкусом.
Она должна уметь выстраивать диалог, проявлять тактичность и уважение к окружающим. Женщина должна держать ровной осанку и уметь грациозно ходить. Она должна уметь правильно оказывать мужчинам знаки внимания.
Фривольное поведение не присуще воспитанной женщине: открытый флирт и навязчивость будут неуместными в общении с мужчинами и могут вызвать негативную реакцию.
При общении с мужчиной женщине необходимо быть вежливой и тактичной, но при этом соблюдать дистанцию и знать свои права. Она имеет право отказаться от навязчивых ухаживаний и дать мужчине понять, что он переходит допустимые границы.
Женщины, склонные к бурному проявлению эмоций, должны уметь в нужный момент сдержать их и скрыть свое негативное отношение к чему-либо: не использовать нецензурную лексику и повышенный тон в разговоре. В отдельных случаях сильное проявление радостных эмоций также считается дурным тоном.
Правила для женщин:
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям: