Для чего придумали загадки
Понятие загадки и история загадки
Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.
Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.
Предположим, вам загадывают загадку:
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.
Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.
Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:
Что слаще мёда, и что сильнее льва?
Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…
История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.
Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей
Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник);
да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов
Оксана Корнеева
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов
История возникновения загадок.
Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность и выразительность определений. Чаще всего в загадках содержится перечень признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Но самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых простых предметах их сходства и различия.
У древних греков и германцев люди, не отгадавшие загадку, расплачивались жизнью.
У славян тоже существует множество легенд о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник);
да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая работа — это основной перечень того, о чем были загадки.
Загадки очень любят дети.
С ними можно играть в такие игры как:
1. Игра «Данетка»
Ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать это слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать такие ответы,как: «да»; «нет»; «и да и нет».
В этой игре нет ограничений по возрасту!
2. Игра «Придумай загадку»
Эта игра для детей старшего возраста.
3. Игра «Угадай по описанию»
4. Игра «Кто кем (чем) будет?»
НАПРИМЕР: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей и т. д.)Эту игру очень любят дети 5-6 лет.
Это далеко не все игры.
Придумывайте загадки и играйте с детьми!
И вы увидите результат!
Среднесрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской.
Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «История возникновения ПДД в России» Цели: 1. Закрепить знания детей о ПДД. 2. Знакомить детей с основными пунктами истории возникновения ПДД в России. 3. Воспитывать уважение.
Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.
Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.
Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.
Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол» Информационная карта Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол. Автор проекта: Побережная Лариса Рифовна Продолжительность.
Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.
Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.
Как и зачем были придуманы загадки?
Кто в детстве не любил загадки?! «Два кольца, два конца, а посредине — гвоздик», «Зимой и летом одним цветом», «В гору бегом, а с горы кувырком»…
Между тем, загадка — не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Это жанр народно-поэтического творчества, присущий всем этносам мира. Почему же так вышло, что ни один народ в своей истории не обошелся без того, что сегодня воспринимается исключительно как игра?
В древние времена загадка имела культовое значение. Она была связана с поверьями и обрядами, передачей традиций, сакральных знаний и религиозных тайн. Ведь суть загадки в иносказательном описании предметов, событий или явлений, изображении их через что-то другое, имеющее сходство (порой весьма отдаленное).
Загадки использовались в инициационных практиках — обрядах посвящения при переходе из одного возрастного состояния или социального положения в другое. С их помощью проверяли, способен ли экзаменуемый понимать мировоззрение предков. Не разгадавшему их кандидату могли отложить присвоение нового статуса на определенный срок или даже изгнать из племени, рода. Отголоском этого является сохранившийся кое-где обычай на свадьбе дозволять жениху сесть рядом с невестой только после того, как он отгадает предложенные ему загадки.
Древние оракулы, говорившие «эзоповым языком», иносказаниями, фактически задавали загадки. Это было связано с представлениями о том, что вдохновить на понимание их и получение правильного толкования могут только боги (духи, предки), таким образом проверялась и подчеркивалась связь с ними. В Индии (и не только) даже применялся «божий суд»: обвиняемому в преступлении загадывались загадки и приговор об его виновности в ряде случаев зависел от того, как он на них ответит.
Сфинкс задавал загадки Эдипу, мудрая дева Феврония — царевичу Петру. Царица Савская соревновалась на них с Соломоном. На пирах и состязаниях древних германцев, кельтов, финнов тоже находилось место загадкам, по которым определялось достоинство ответчика. Воин был обязан не только продемонстрировать боевое искусство, но и боговдохновенность (которая определялась по умению и находчивости в разгадывании загадок). И кстати, не случайно у всех народов герой сказаний просто обязан был обладать не только силой и храбростью, но и в неменьшей мере — смекалкой. А проходя через испытания — обретать мудрость.
Среди части угро-финских народов (например, в Удмуртии) и до сих пор сохраняется традиция проведения вечеров загадок (поздней осенью и на святки) по строго заведенному ритуалу. У славян на святочных, русальных, волочебных гуляниях не обходилось без загадок, которые порой звучали и в сопровождавших эти празднества обрядовых песнях. А помните, как в сказке царь велел девице явиться к нему «не пешком и не на коне, не голой и не одетой…» — здесь тоже речь не только об испытании ума, а больше — о мудрости.
В чем же притягательная сила этого жанра? Прежде всего, его афористичность, образность и лаконичность. Аристотель считал, что загадка представляет собой «хорошо составленную метафору». Поэты и писатели разных времен использовали загадки в своих произведениях, начиная с Цицерона и Вергилия, включая Руссо, Шиллера, Жуковского, Есенина, Толкина и др.
У загадки очень долгая история, которая наверняка продолжится еще многие века. Пусть она будет игрой, развлечением, испытанием смекалки, мудрости, способом связи поколений…
А хотите, загадаю одну из своих любимых? Вот она: «Хожу я босиком, хотя и в сапогах, хожу вниз головой, хотя и на ногах».
Отгадайте, что это! Если не получится, загляните на страницу комментариев, — там ответ. Но сначала все же попробуйте сами (так же интереснее)…