Для чего приезжает к раневской симеонов пищик
3624. Симеонов-Пищик в пьесе Вишневый сад Чехова образ и характеристика сочинение Русский язык
Сочинение — Симеонов-Пищик в пьесе Вишневый сад. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Симеонов-Пищик — это один из второстепенных героев пьесы Чехова «Вишнёвый сад».
Описания внешности его автор даёт немного: лишь то, что Борис Борисович, а именно так звали Симеонова-Пищика, носит поддевки из тонкого сукна и шаровары, а его фигура похожа на лошадиную. Чин у него незначительный: он очень бедный помещик, который живёт по соседству с Раневской.
Роль в пьесе отводится Борису Борисовичу комедийная и забавная, потому что у него всегда нет денег. Он занимает их у всех своих знакомых, он должен и Раневской, и Лопахину, а когда приходит время отдавать деньги, он снова бежит занимать их у кого-то другого, чтобы отдать тому, кому должен. Так и живёт наш бездельник-экономист. Почему я говорю, что он бездельник? Потому что всю свою энергию он тратит не на то, чтобы честно заработать деньги, а на то лишь, чтобы задобрить людей и занять у них очередной долг. Про него также говорят, что он мог бы повернуть Землю, если бы он направил свою энергию в нужное русло. Однако же и это не заставляет задуматься нашего героя о продуктивности затраченной энергии.
Свою комичность он приобретает неуместными и нелепыми фразами в довольно напряженных ситуациях. Именно некой абсурдностью его слов и вызывается комичный эффект. Положительной чертой его является его оптимизм — он никогда не теряет веры в то, что всё наладится, в каких бы огромных долгах он не был. Жизнь у него насыщенная поездками и похождениями по гостям — деньги ведь занимать где-то надо.
Но бричка с счастьем появляется и на его улице: под конец пьесы англичане находят у него в саду белую глину, которую они хотят добывать. Для этого они арендуют землю у Бориса Борисовича на двадцать четыре года, соответственно и деньги теперь у Симеонов-Пищика появляются в достатке, он отдаёт какую-то часть долга Раневской и Лопахину, но весь долг он выплачивать не спешит.
Чехов, на мой взгляд, очень удачно написал этот образ, он действительно вызывает невольную улыбку своим поведением и словами, которые нелепо и неуместно вылетают из его рта. Но он не просто клоун, у него есть и вторая роль — он разряжает обстановку в нужный момент конфликта. Я думаю, что даже если бы такому человеку дали очень много денег, он всё равно их бы быстро потратил. И не от любви к разгульной жизни, а потому что он не может жить иначе, кроме как ездя в гости и занимая постоянно деньги, это стало не просто привычкой для него, а настоящим образом жизни.
Вариант 2
Борис Борисович Симеонов-Пищик из пьесы Чехова «Вишневый сад» — один из второстепенных героев, кажется смешным и забавным, но это только на первый взгляд. О его внешности читатель узнает мало — сосед Раневской, обедневший мелкий помещик с лошадиной фигурой, носит шаровары и поддевки из тонкого сукна. Пожалуй, это все описание Симеонова-Пищика. Про внутренние качества, сказано намного больше.
Читая пьесу, невольно начинаешь жалеть этого горе-экономиста. На протяжении всего произведения он постоянно занимает и отдает деньги. Именно они являются неукротимой страстью этого героя. Ради них, он готов на любые поступки, один из таких — танец с дворянкой Раневской (хотя после приступов, это очень нелегко), во время которого уговаривает старушку одолжить ему крупную сумму. Постоянные унижения, беготня, уговоры, поиск изматывает Бориса Борисовича, но остановиться он уже не в силах. Занимая у одних, чтобы отдать другим, он все глубже и глубже погружается в долговую яму, из которой выбраться поможет только чудо. Что же мешает ему честно зарабатывать деньги? Он, как представитель дворянства, просто не привык работать, не умеет и не хочет. Ему проще быть должником, который в скором времени потеряет имение и статус дворянина. А если воплотит в жизнь свои намерения на финансовые махинации, то неминуемо последуют разоблачение, позор, тюрьма.
От полного разорения его спасает цепочка случайных событий. В итоге, заключив договор с англичанами на двадцать четыре года, он отдает Хлестакову и Раневской часть денег, не полную сумму, хотя может себе это позволить.
Но есть в нем и что-то такое… неуловимое… хорошее и доброе. Именно он проявляет человечность к рыдающей Любови Андреевне, уведя опьяневшего от коньяка и неслыханной удачи Лопахина, после продажи вишневого сада. Именно он разговаривает с Шарлоттой, которой нужно выговориться, а некому, он переживает за будущее единственной дочери и искренне любит ее.
Объективная оценка своего положения — еще одно хорошее качество героя. Очень сложно признать себя банкротом, но еще можно ступить на правильный путь и попробовать управлять имеющимся капиталом, сохранить личность, стать достойным представителем общества.
Внимательный читатель обратит внимание на то, что Борис Борисович появляется всегда в драматических моментах, его неуместная и нелепая фраза или выходка зачастую снимает напряжение и остроту сложившейся ситуации.
Оптимизм Симеонова неиссякаем. Железная дорога, проходящая по его земле — ему заплатили, нашли белую глину, опять деньги. «А там, гляди, еще что-нибудь случится не сегодня-завтра».
Можно сказать, что Симеонов-Пищик занимает важное место в пьесе. Прочитав ее, каждый может сказать, что в его окружении есть такой человек — энергичный, целеустремленный оптимист, растрачивающий в никуда свои, казалось бы, положительные качества.
Какую роль в пьесе играет Симеонов-Пищик в комедии Чехова «Вишневый сад»?
Особое значение получили у Чехова второстепенные персонажи. Те, кто на первый взгляд где-то на периферии сюжета, обретают обобщённо-символическое значение. Тень «недотёпства» падает на многих персонажей «Вишнёвого сада» и тем самым незаметно, почти неуловимо, связывает всё происходящее.
На первый взгляд, Борис Борисович — герой, про которого с уверенностью можно говорить, что он — комический. Симеонов-Пищик засыпает во время своих реплик, шутит про то, что его род происходит от лошади, которую Калигула посадил в сенат, постоянно просит одолжить денег, даже во время танцев, теряет и находит те, которые у него есть. Конечно, вызывает сочувствие его безвыходное финансовое положение, но комические сцены и невероятные истории приобретения необходимых денег, рассказываемые самим Симеоновым-Пищиком, не позволяют этому чувству стать острым. Однако иногда он совершает поступки, которые не вписываются в общую картину. Именно он уводит опьяневшего от своего счастья и коньячка Лопахина от горько плачущей Любови Андреевны после продажи вишнёвого сада; только он общается с Шарлоттой, которая “хочет поговорить, но не с кем”. Неожиданно Борис Борисович проявляет больше человечности, чем можно было бы от него ожидать.
Каждый герой пьесы «Вишнёвый сад» имеет собственный мотив, и Симеонов-Пищик — не исключение. Сам он постоянно ездит от одних знакомых к другим, желая взять взаймы или вернуть, и его мотив — движение. Во втором действии, когда все просто гуляют и разговаривают, мы его не видим, но он является, когда Раневская приезжает и уезжает из имения, он присутствует при возвращении Гаева и Лопахина с торгов. Он всё время торопится куда-то и заставляет торопиться других.
Вечный должник в пьесе Чехова
Б. Б. Симеонов-Пищик — хороший пример банкрота и плохой пример для подражания
Образ человека, который «всем должен», созданный Чеховым в пьесе «Вишневый сад» более ста лет назад, сегодня актуальнее даже образа предпринимателя Лопахина. Отношение к деловым людям меняется, к вечным должникам — неизменно, как и пагубные модели их финансового поведения. При этом опасный стереотип легкой жизни в кредит все основательнее утверждается в обществе потребления.
«Желаю здравствовать. В четверг заеду. »
Этими словами прощается персонаж пьесы «Вишневый сад» Симеонов-Пищик с главной героиней в финале пьесы. Персонаж второстепенный и при этом очень заметный, яркий. На протяжении всей пьесы он постоянно нуждается в деньгах и постоянно ищет, у кого бы взять взаймы. Симеонов-Пищик задолжал всей округе:
«. А теперь, извините, некогда. надо скакать
дальше. Поеду к Знойкову. Кардамонову.
Всем должен. »
Борис Борисович Симеонов-Пищик — представитель дворянского сословия, которое в конце XIX века испытывало огромные финансовые и идеологические трудности. Отмена крепостного права лишила дворян бесплатной рабочей силы. С крестьянами стало необходимо устанавливать новые деловые отношения, хозяйство на своей земле вести на новый лад: повышать эффективность, внедрять современные машины и технологии, менять методы управления.
Привыкшее к комфортной, роскошной жизни сословие оказалось к этому не готово. Процесс «оскудения» отразил тамбовский дворянин, писатель и публицист Сергей Николаевич Терпигорев (Атава) (1841–1895). По его свидетельствам, провинциальные помещики, не имея никакой подготовки, необходимой для управления имениями при отсутствии крепостного труда, избавлялись от всего, чем владели, лишь бы не связывать себя с хозяйством. Продавались и закладывались имения, дома со всей утварью.
Хозяйство не давало необходимых доходов, чтобы оплачивать расходы на красивую прежнюю жизнь, но менять привычки поместные дворяне не умели. Главная героиня «Вишневого сада» барыня Раневская и на краю банкротства «не отвыкла еще сорить деньгами»: завтрак в ресторане, по рублю на чай лакеям, бал с оркестром в день продажи имения, золотой рубль случайному прохожему. «Если б ей волю, она бы все раздала», — сокрушается ее приемная дочь Варя. Расходы не снижались, долги росли.
По отдельным репликам Симеонова-Пищика можно догадаться, что он тоже банкрот: его имение заложено, а деньги растрачены. Для текущих расходов и обслуживания долгов нужны доходы, но имение, скорее всего, ничего не приносит (да Пищик, похоже, им и не занимается). По крайней мере, занимая деньги, Пищик не ссылается на ожидаемый доход от имения. Для латания финансовых дыр он вынужден прибегать к новым займам:
«Пищик. Мне бы, Любовь Андреевна, душа моя, завтра утречком. двести сорок рублей.
Гаев. А этот все свое.
Пищик. Двести сорок рублей. проценты по закладной платить.
Любовь Андреевна. Нет у меня денег, голубчик.
Пищик. Отдам, милая. Сумма пустяшная. »
И еще: «Послезавтра триста десять рублей платить. Сто тридцать уже достал. »
Очевидно, что со временем долговая пропасть становится все глубже. Борис Борисович ввязывается в новые долги, чтобы заплатить хотя бы проценты по старым. Таким образом, к одним долгам приплюсовываются новые, денег нужно все больше и больше. Долги растут как снежный ком.
Пищик понимает шаткость своего финансового положения: «А я теперь в таком положении, что хоть фальшивые бумажки делай!», «Но вот беда: денег нет! Голодная собака верует только в мясо. », «Вот, думаю, уж все пропало, погиб. » Однако изобретательно и упорно продолжает движение по тому же кругу.
«. Как говорится, попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй. »
Но у Пищика нет намерения перевернуть землю. И все актерские способности не помогают герою пьесы, не приближают его к желаемой цели — повернуть время назад, сохранить все то, к чему он привык: образ жизни, положение, благополучие.
Ускользающая прошлая жизнь, словно мираж, видится воскресшей в будущем. Это приводит к бесконечным попыткам ухватиться за недостижимую цель: Пищик старается удержать ситуацию, противостоять банкротству, делая все новые и новые долги.
Фатальная ошибка в целеполагании —
и способный, живой человек выглядит недотепой.
Круг друзей и знакомых, готовых давать в долг, с каждым днем сужается. Займы у чужих людей чреваты более жесткими условиями. Бессмысленный бег по кругу изводит Пищика, подрывает его здоровье. Остается надежда на чудо.
«Вот, думаю, уж все пропало. А там, гляди, еще что-нибудь случится не сегодня завтра. »
С Борисом Борисовичем время от времени действительно случаются чудесные события, позволяющие ему временно как-то перебиться: «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж все пропало, погиб, ан глядь — железная дорога по моей земле прошла, и. мне заплатили».
Видимо, он и дальше намерен уповать на «благоволение небес» и неожиданное избавление: например, «двести тысяч выиграет Дашенька. у нее билет есть».
Порадоваться бы за человека, который исполнен оптимизма. Однако образ Пищика вызывает в лучшем случае недоумение, смешанное с сожалением. В ситуации должника вера в чудо — это ложно позитивная модель. Нужно однозначно осознавать, что новые займы на погашение старых — процесс бесконечный, остановить который можно только прекратив занимать! Однако что делает Пищик? Он пытается «договориться с небесами»: мол, я согрешу — а вы меня прикройте! Я опять возьму чьи-то деньги — мне очень надо — я отдам с «благоволения небес»!
Чем глубже становится долговая яма, тем более значимое, мощное должно быть чудо. Сегодня это билет выигрышного займа, а завтра? В ситуации Симеонова-Пищика «благоволение небес» должно дать возможность не просто покрыть текущие долги, но и продолжить вести «свой» образ жизни на «чужие» деньги. Иначе все начинается с начала, и плачевный конец неизбежен.
Чудесная история с железной дорогой укрепила надежды Пищика.
Однако без изменения финансовой
стратегии, приведения расходов в соответствие
доходами и обеспечения регулярного
источника доходов даже «чудом»
полученные деньги ждет та же участь.
«Событие необычайнейшее»?
В последнем действии «Вишневого сада» удача как будто улыбнулась Симеонову-Пищику: он заключил с англичанами выгодный контракт и даже отдает часть долгов. История с участком «белой глины», который у Пищика вроде бы арендовали англичане, кажется сомнительной — он и сам оценивает ее как «событие необычайнейшее».
Появление Пищика с неожиданными деньгами и рассказом об англичанах происходит в октябре. Чтобы арендовать участок на целые 24 года (якобы таковы условия сделки), нужны серьезные расчеты и обоснования. Им должен был предшествовать период разведки, затем оценка качества глины и перспектив ее дальнейшего использования; переговоры об аренде, наконец. Одним словом, от начала поиска глины в родовом имении Симеоновых-Пищиков до выплаты аванса за аренду участка должно было пройти несколько месяцев.
Но мы хорошо помним, что еще в августе никаких англичан и в помине не было: в третьем действии, выпрашивая деньги в кругу Раневской, Борис Борисович даже не пытается обнадежить своих кредиторов столь перспективными планами. И это Пищик, который малейшую возможность спешит представить как свершившийся факт!
Быть может, загнанный в угол жизненными обстоятельствами Пищик в отчаянии решился нарисовать фальшивый вексель или совершил иную финансовую аферу? Даже если так, финансовые проблемы героя вряд ли могут быть решены одной лишь операцией — за первой махинацией могут последовать другие. История неминуемо закончится разоблачением, судом, тюрьмой, позором.
Возможно, Борис Борисович нашел еще одного знакомого, который согласился одолжить ему большую сумму. Признаться в этом Лопахину, Раневской, Гаеву трудно.
Пищик, вероятно, и сам не хочет думать о новом долге, ведь как он будет возвращать эти деньги — непонятно. Финансовая катастрофа все ближе.
Даже если случилось чудо, если Пищик вытащил счастливый билет с арендаторами-англичанами и падение в финансовую яму приостановилось, нет уверенности, что наш герой сумеет грамотно распорядиться удачей, устоит перед соблазном новой роскоши. Тогда это лишь короткая передышка перед дальнейшим неминуемым падением. Завтра нужно снова искать, у кого взять взаймы, изобретать способы, упрашивать. Сил для изнурительного бесконечного бега по кругу уже нет.
Возможно, поэтому, возвращая деньги, Пищик роняет совсем вроде бы неуместную фразу: «Сейчас один молодой человек рассказывал в вагоне, будто какой-то. великий философ советует прыгать с крыш. „Прыгай!“, говорит, и в этом вся задача. (Удивленно.) Вы подумайте!»
В этой сцене Пищик находится в таком волнении, что даже не до конца понимает слова Раневской об отъезде.
Не сдерживая слез, прощаясь, говорит,
что «всему на этом свете бывает конец». Не
отчаяние ли это?
Действие «Вишневого сада» происходит в трудные времена. Внутренняя смута Борис Борисыча отягощена непонятной судьбой разоряющегося дворянства в целом. И хотя в XXI веке другие социальные реалии, мы тоже живем в эпоху перемен. Появление персонажей, аналогичных чеховским героям: неспособных сориентироваться во времени, растерянных, не управляющих своей жизнью, но стремящихся отстоять право на «комфортную жизнь в кредит».
Наверное, у каждого есть знакомые, которые ведут себя как Симеонов-Пищик — вечно должны и вечно занимают, часто оказываясь на грани нервного срыва. Показательна в этом отношении сцена, когда Пищик суетится, боясь потерять очередные выпрошенные взаймы деньги: «Сто тридцать уже достал. (Ощупывает карманы, встревоженно.) Деньги пропали! Потерял деньги! (Сквозь слезы.) Где деньги? (Радостно.) Вот они, за подкладкой. Даже в пот ударило. »
«Не теряю надежды. »
Конечно, Пищик в «Вишневом саде» — это второстепенный персонаж, судить о его будущности по набору коротких реплик довольно сложно. И все же приходится признать: благополучных, спасительных сценариев в истории Бориса Борисовича как-то не просматривается. Нельзя просто прийти к кредиторам, попросить прощения и начать жизнь «с чистого листа». Признание собственного банкротства — очень сложная задача. Однако финансовое оздоровление начинается именно с этого шага: диагностики самой «болезни», осознания того, что ты больше не управляешь ситуацией и своими деньгами.
Далее необходимо честно взглянуть на свои перспективы. Для Пищика реальное будущее — это, скорее всего, потеря имения, статуса, судебные тяжбы, пугающая неопределенность в судьбе дочери. Кроме того, трезвый взгляд на свое положение заставил бы Бориса Борисовича признать, что его мастерство ловкого получателя кредитов, фокусника, актера — все оказалось бесплодным. Не всякому человеку такое под силу. Страх достичь дна жизни не позволяет Симеонову-Пищику признать банкротство и остановиться. В какой-то момент именно этот страх падения подталкивает человека к новым долгам. «Только не сейчас! Еще есть шанс: новый долг позволит погасить старый!» И последние силы тратятся на поиск новых денег, на погашение процентов и займов. Достигнув дна, обессиленный человек тонет.
Однако, пока еще можно оттолкнуться от дна, необходимо начать выплывать: признать невозможность управлять финансовым состоянием и ступить на трудный путь исцеления.
В чем радость такого пути? В том, что дно позади! Радость в сохранении собственной личности, в честности перед собой и другими людьми, в осознании собственной силы. Сила — в правде!
Только после такого сложного шага наш герой Симеонов-Пищик смог бы начать что-то менять в своей жизни, направив на это все свои таланты, которые прежде тратил на бесперспективный и опасный бег за новыми кредитами.
Решая неразрешимую проблему, даже самый сильный человек может попросту надорваться. Сила именно в том, чтобы признать свою неспособность ее решить и пойти новым путем — пусть нелегким, но честным, дающим реальную надежду.
И тогда вновь приятным смыслом наполнятся для окружающих слова их старого знакомого Бориса Борисовича Симеонова-Пищика:
«. Желаю здравствовать. В четверг заеду. »
Урок по пьесе А.П. Чехова»Вишневый сад» в 11 классе
Урок по пьесе А. П. Чехова « Вишневый сад»
Размышления над будущим России
Цель: определение жанрового своеобразия пьесы, системы образов, основной идеи.
Задачи:
-создать условия для усвоения учащимися жанровой специфики пьесы, определенной автором;
— способствовать развитию навыка анализа драматического произведения;
— осмыслить символическое значение деталей пьесы;
— помочь учащимся понять чеховское восприятие жизни;
— способствовать формированию бережного отношения к прошлому, осмыслению цели человеческой жизни, путей развития человека и общества.
Оборудование: текст пьесы, мультимедийная презентация к уроку, видеофрагменты спектакля А.Кончаловского «Вишневый сад».
Оформление: ваза с веточками цветущей вишни для создания атмосферы вишневого сада, плакат с изображением железной дороги, видной через закрытое окно, карточки с вопросами для работы в группах, бумажные цветочки вишни для проведения рефлексии.
Тип урока: комбинированный
Пусть на сцене все будет так же сложно
и так же вместе с тем просто, как в жизни.
Люди обедают, а в это время слагается их
счастье и разбиваются их сердца.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Взгляните в окно. Что вы видите? (Небо, солнце, деревья с распустившимися молодыми листочками. На улице весна.)
— С чем у вас ассоциируется весна?
У японцев существует традиция, ритуал созерцания цветущей сакуры (горной вишни). Это мгновение слишком быстротечно, поэтому ханами (день цветущей сакуры) является выходным у японцев, и они все устремляются в парки, на природу, чтобы насладиться красотой. Сегодня и мы прикоснемся к прекрасному, последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Усвоение нового материала.
Слово учителя.
Слайд с портретом К.М.Станиславского и его высказыванием о пьесе
Как видите, перед нами непростая задача – увидеть то, что таится в почке нераспустившегося цветка. Но, я думаю, мы с вами справимся.
История создания пьесы (сообщение учащегося)
Замысел пьесы относится к началу 1901 года. В 1902 г. формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903 г. пьеса писалась с перерывами из-за болезни. Пьеса включает в себя немало автобиографического. В семье Чехова была страница, напоминающая социальное восхождение Лопахина: дед Чехова был крепостным, отец, как и Лопахин, открыл свое «дело». За неуплату долга отца дому грозила продажа с аукциона. Служащий Селиванов, живший несколько лет в этом доме и считавшийся другом семьи, обещая спасти положение, сам купил дом.
Появление Чехова в зале вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин.
3. Эвристическая беседа.
— Какое событие положено в основу пьесы? (Продажа имения, вырубка вишневого сада).
Кажется ли вам это событие забавным, смешным?
4. Актуализация знаний (определение жанрового своеобразия пьесы)
— А как автор определяет жанр своего произведения? (комедия в 4-х действиях)
— Показалась ли вам пьеса комичной, заставила улыбнуться?
Современники А.П. Чехова тоже с трудом видели комизм в пьесе.
Слайд презентации с высказыванием К.Станиславского и А.П.Чехова о пьесе
К.С. Станиславский после чтения пьесы в театре писал Чехову: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как вы говорите: «Позвольте, да ведь это же фарс». Нет, для простого человека это трагедия. »
Чехов же в письмах друзьям писал: «Вся пьеса веселая, легкомысленная».
— Чья позиция вам ближе, почему?
— Давайте вспомним особенности жанра комедии и постараемся понять, почему А.П.Чехов так настаивал на своем определении жанра пьесы.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ
Комедия – драматическое произведение с веселым сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки.
— Давайте попробуем разгадать замысел Чехова, который не сразу поняли даже искушенные в театральных пьесах люди.
— В чем заключается комизм пьесы?
Персонажи:
Епиходов, 22 несчастья. Он постоянно попадает в нелепые ситуации: появляется на сцене – роняет букет, натыкается на стул, говорит нелепые фразы (слова в его речи утрачивают свой смысл).
Действие 1 (чтение)
Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые скрипят; войдя, он роняет букет.
Диалог с Дуняшей.
Действие 2
Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги… (не может решить, жить ему или застрелиться).
Дуняша манерная, одевается, ведет себя, как барышня, говорит о своей изнеженности. Несоответствие слов и поступков. Ей льстит, что за ней ухаживает Епиходов, хотя она не понимает, о чем он говорит. Увлекается Яшей, потому что он был за границей. В восторге от того, что почтовый чиновник назвал ее цветком. Легкомысленная, ветреная особа.
Яша гордится тем, что был в Париже, пил настоящее шампанское. Россию называет невежественной страной, людей безнравственными. А сам не желает встречаться и прощаться с матерью: стыдится родства, заводит интрижку с Дуняшей и без сожаления, а с нравоучениями оставляет ее.
Шарлотта нелепо одета, показывает фокусы, чревовещание (клоунада, хотя она гувернантка) и одновременно страшное одиночество. Несоответствие внешних проявлений и внутреннего состояния.
Действие 2 (чтение)
У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет…
Симеонов-Пищик помещик, а гордится происхождением от известной лошади. Занят бессмысленными и бесконечными поисками денег.
Да, безусловно, можно увидеть комизм в этой пьесе.
Признаки комического:
-несоответствие слов и действий;
-комические ситуации;
— речь персонажей.
Таким образом, комизм пьесы заключается в ситуациях, отражающих комизм жизни. А.П. Чехов считал, что комедия – это драма, которая с тончайшей иронией высмеивает пошлость.
Давайте вернемся с вами к афише и определим, на какие группы можно разделить всех персонажей пьесы.
5. Работа в группах с последующей презентацией результатов
Учащиеся получают имена и фамилии персонажей на отдельных карточках, которые необходимо объединить в группы и объяснить свою точку зрения.
2. Старшее поколение – среднее поколение – молодое поколение (гости).
Какая классификация кажется более логичной? Для чего мы разделили персонажей на группы? (Так легче понять отношение к жизни каждой группы, которая имеет что-то общее).
Что символизируют собой эти три группы персонажей? (прошлое, настоящее и будущее)
— А какой еще персонаж незримо присутствует в пьесе, но не назван в афише? (Вишневый сад. Все действия пьесы неразрывно с ним связаны.. Все конфликты пьесы так или иначе имеют отношение к саду).
Итак, мы выяснили, что в пьесе показаны представители разных поколений, а их внутренний мир раскрывается через отношение к вишневому саду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (релаксационная пауза) Демонстрация видеоролика с изображением цветущего вишневого в сопровождении музыки П.И. Чайковского.
Давайте на минутку окунемся с вами в атмосферу цветущего вишневого сада, постараемся почувствовать аромат цветов, увидеть нежность и хрупкость его красоты.
Работа в группах.
1 группа. Старшее поколение.
1. Расскажите о прошлом Любови Андреевны Раневской. Почему она вернулась на родину, в свой дом (чтение по ролям монологов различных персонажей Д. 1 Лопахин, Аня, Гаев, Любовь Андреевна)
2. С чего автор начинает знакомство читателя с Гаевым? (его бильярдные фразы. Туловищем делает движения, как будто играет на бильярде.) Это говорит о его любимом занятии. Ест леденцы, как ребенок. Ему 51 год, а он ничем не занимается, не способен спасти родовое имение, хотя клянется своим счастьем (чтение монолога) Племянницы говорят, чтобы он помолчал, так как слова его пусты.
4. Для чего приезжает к Раневской Симеонов-Пищик? О чем он постоянно заботится? (поиски денег)
2 группа. Среднее поколение.
1. Что Лопахин постоянно говорит себе? (Отец мужик, и он мужик, необразованный, но его положение уже изменилось, потому что у него есть деньги). (Действе 1, 2 чтение монологов).
2. Как живет в имении Варя? ( Одна справляется с трудностями, следит за домом, больше похожа на экономку, чем на хозяйку, готова уйти в монастырь. Она не в состоянии спасти имение).
3 группа. Молодое поколение
1. Как Петя Трофимов связан с семьей Раневской?
2. Что мы узнаем об Ане, ее жизни в имении и Париже?
3. Чем новые слуги Дуняша и Яша не похожи на Фирса? (Мнят себя образованными, достойными лучшей жизни. Судьба хозяев и имения им безразлична).
— Как всех этих персонажей объединяет сад?
Чтение по ролям.
Лопахин, Гаев, Раневская, Фирс
Гаев, Любовь Андреевна, Варя.
Выводы:
Для старшего поколения – это символ былого величия, воспоминание о счастье, детстве, светлая грусть.
Для Лопахина – помеха для получения прибыли. Нужно вырубить, чтобы заработать денег на участках.
Варя честно и добросовестно пытается вести хозяйство, но оказывается бессильной перед расточительством и беспомощностью Раневской и Гаева.
Для Трофимова сад – свидетельство социальной несправедливости, крепостного права. Нужно уничтожить его, посадить новый сад. Сад – это вся Россия.
Аня с легкостью готова расстаться с ним.
Обобщение.
Сад в пьесе обретает символическое значение всей страны, которая неизбежно прощается со старым укладом, с неспособностью старшего поколения найти свой путь в будущем.
С какой целью Чехов вводит образ Симеонова-Пищика? (Образ Пищика подтверждает, что помещики, привыкшие жить чужим трудом, не способны к созиданию, они надеются на чудо: Пищик выпрашивает деньги, получает их неожиданным образом то за железную дорогу, то за глину, надеется на выигрыш дочери).
Приходит новый хозяин, делец, который думает о выгоде и торопится делать дела.
Новые слуги ни слова не говорят о нем, так как не чувствуют своей коренной связи с этим садом, с усадьбой, легко готовы расстаться.
Аня, успокаивая маму, говорит, что они «насадят новый сад».
Что делают хозяева имения и их гости, когда решается судьба сада и дома?
Танцы, музыка. (Еще один прием создания комического: внешнее веселье, а в душе тревога). ПОДВОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ – за внешними событиями внутренняя жизнь, скрытая, несоответствующая действиям, словам.
ПРОСМОТР СЦЕНЫ СПЕКТАКЛЯ А.КОНЧАЛОВСКОГО (2016г.)
А. Кончаловский задумал поставить на сцене пьесы Чехова как единое произведение: трилогию («Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») Старается как можно ближе подойти к замыслу Чехова, читает его письма. Кстати, письма становятся неотъемлемой частью спектакля: время от времени они появляются на экране на сцене, что помогает лучше понять автора.
Обсуждение просмотренного фрагмента (Действие 3. Напряженное ожидание развязки, решения судьбы имения)
— Как удалось актерам передать атмосферу внутреннего напряжения?
Каково выражение их лиц? Совпадает ли оно с их внутренним состоянием? (Состояние тревоги в неуловимых движениях, взглядах, ожидание появления Гаева и Лопахина, а вокруг звучит музыка, танцы, раздается фальшивый смех. Все это свидетельствует о несоответствии внутреннего состояния героев и внешних проявлений их эмоций. Создается очень высокий эмоциональный накал)
Судьба сада и имения решена. (Чтение по ролям. Действие 4)
Лопахин – новый хозяин. Он торжествует. Прежний раб стал хозяином. Старым хозяевам здесь нет места. Обратной дороги нет. Все уезжают. У каждого свой путь, своя дорога.
— Какое символическое значение приобретает железная дорога, которую прокладывают рядом с имением? (Железная дорога – символ пути, устремленного вдаль, в будущее).
А что могло бы объединить героев? Может быть, любовь? Какое место в жизни героев она занимает и почему?
Любовь Андреевна. Само имя говорит о том, что должна в ее жизни быть любовь, но ее нет. Вышла замуж, вероятно, по любви (или страсти?), против воли семьи, и Гаев признает ее порочность. В Париже живет с любовником, который обманывает ее, она проматывает все свои деньги и уезжает с деньгами, которые бабушка дала Ане, чтобы спасти имение (пагубная страсть).
«Люблю, люблю. Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу».
Эта любовь разрушает.
Все разрушилось: так и не состоялась свадьба Дуняши и Епиходова (Дуняша прельстилась молодостью Яши и его показной развязностью) Лопахина и Вари (Лопахин был тайно влюблен в Раневскую, робко намекал ей о своем чувстве, готов был на жертвы ради нее).Гаев так и не повзрослел, ничего не говорится о его семье или любви.Трофимов «выше любви», Аня, скорее всего, увлечена Петей, но можно ли это назвать глубоким чувством?
-Почему Чехов лишает своих героев любви? Не способны? Для чего они живут?
Человек, не способный любить, не может созидать, он только разрушает.
Рушится старый мир. Новый мир разрушает старый. Но будущее словно подернуто легким туманом, дымкой: оно еще слишком неясно.
-Каково же будущее сада, страны?
Чтение отрывка
(Действие 3 (О гордом человеке) 3 поколения – 3 взгляда на будущее)
Трофимов, Гаев, Лопахин, Любовь Андреевна.
Чехов не дает прямого ответа.
— Чем заканчивается пьеса?
Забыли Фирса, для которого смыслом жизни было служение господам. «Жизнь-то прошла, словно и не жил»
— Почему в финале пьесы звучит стук топора? Звук лопнувшей струны?
Звук топора символизирует уничтожение старого уклада жизни, он вырубается на корню. Лопахин даже не дожидается отъезда старых хозяев сада. Звук лопнувшей струны свидетельствует: лопнул прежний уклад жизни, порвалась связующая нить старого и нового).
Слово учителя
Примечательно, что Чехов долгое время не мог определиться с названием своей пьесы, и это для него имело очень большое значение.
К.С. Станиславский вспоминал: «Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии. Что же волнует его в новом заглавии пьесы. Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской:
-ВИшневый сад. Послушайте, это чудесное название! ВИшневый сад! Вишневый!»
— С чем у вас ассоциируется название «вИшневый»?
«После этого свидания прошло несколько дней. Как-то во время спектакля он зашел ко мне и с торжествующей улыбкой присел к моему столу.
— Послушайте, не ВИшневый, а ВишнЁвый сад,- объявил он и закатился смехом».
— А с чем ассоциируется название «вишнЁвый»?
Почему Чехов выбирает второе?
Обобщение.
Сегодня мы еще раз убедились в своеобразии мировосприятия А.П. Чехова, своеобразии его юмора. Его юмор – это смех сквозь слезы, философские размышления о жизни на примере самых обыденных событий (обращение к эпиграфу)
Действительно, за обычными бытовыми ситуациями кроется разрешение самых напряженных конфликтов, вершатся судьбы людей.
А.П. Чехов в своей последней пьесе размышлял о прошлом, настоящем и будущем России. Он не дает готовых ответов на все вопросы. А мы, его потомки, убеждаемся в его мудрости, умении видеть через многие годы вперед и таланте через юмор и смех расставаться с человеческим несовершенством.
Подведение итогов.
-Надеюсь, нам удалось прикоснуться к прекраснейшему произведению, ощутить его прелесть, мы постарались понять замысел автора, «вскрыли почку цветка и заставили распуститься лепестки».
Рефлексия.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы представили и написали, каким вы видите новый вишневый сад.
Прикрепите свои вишневые цветочки на изображение железной дороги.
Домашнее задание.
Написать сочинение «Будущее России глазами А.П. Чехова» (по рассказам и пьесе «Вишневый сад» А.П.Чехова)