Для чего применяется бронзовый упор в реле
Нейтральные реле
Нейтральные реле не реагируют на направление тока в обмотке (нейтральны к полярности –направлению- тока).
Нейтральное реле является двухпозиционным:
o В обмотку (обмотки) подают ток (любой полярности) и якорь нейтрального реле притягивается, переключая контакты: замкнуты общий О и фронтовой Ф.
После выключения тока якорь возвращается в исходное состояние.
Конструкция реле НМШ и нумерация контактов(Рис. 4.1.)
Электромагнитная система нейтрального малогабаритного реле типа НМШ (рис. 4.1) состоит из сердечника 1 с двумя катушками 2, Г-образного ярма 3 и якоря 4 с противовесом. Бронзовый упор на якоре исключает его залипание, так как препятствует касанию якоря в притянутом положении к полюсу сердечника. Якорь двумя тягами 5 управляет контактной системой. Фронтовые контакты 7 изготовляют из графита с серебряным наполнением, а общие 8 и тыловые 9—из серебра. Контактирующий материал помещается на концы контактных пружин. Сочетание контактов графит-серебро исключает возможность сваривания фронтовых контактов с общими.
При отсутствии тока в обмотках реле якорь под действием силы тяжести противовеса находится в опущенном положении, общие контакты замыкаются с тыловыми. При прохождении тока через обмотки реле намагничивается сердечник, магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор и якорь, который притягивается к сердечнику. Тяга перемещается вверх, размыкая тыловые и замыкая общие контакты с фронтовыми. Концы контактных пружин, через основание 6 выведенные наружу, образуют штепсельную розетку. Реле закрывается прозрачным кожухом 12 с ручкой 11. Кожух крепится к основанию реле затяжным винтом 10.
Включение реле в схему: выведенные наружу контакты вставляют в гнезда штепсельной розетки, к лепесткам которой припаивают монтажные провода какой- либо схемы автоматики.
Обмотки катушек: Первая катушка подключается к выводам 1 и 3, (см. рис. 4.1). вторая, помещенная со стороны якоря,— к выводам 2 и 4. Катушки могут включаться раздельно, последовательно и параллельно. При последовательном включении обмоток перемычкой соединяют выводы 2-3, а при параллельном —1-2 и 3-4.
Для нормальнодействующих реле шпули катушек (куда наматывается провод-обмотка) изготовляют из пластика (фенопласта);
Расположение и нумерация контактов реле типов НМШ1 и НМШМ1 (рис. 4.1.):
Фронтовые (ф) и тыловые (т) контакты, работающие с одним общим контактом (о), образуют контактную группу илитройник. Реле типов НМШ1 и НМШМ1 имеют восемь контактных групп и обозначаются 8 фт. Номер каждого контакта нейтрального реле составляют из двух цифр, первая из которых указывает номер контактной группы, а вторая—тип контакта.
Общие контакты обозначаются цифрой 1, фронтовые— 2 и тыловые —3.
Например, номер 72- это фронтовой контакт седьмой группы, 71—общий контакт, 73—тыловой контакт.
Контакты рассчитаны на переключение цепей при токе нагрузки до 2 А.
Малогабаритные реле для установки в закрытых релейных блоках электрической централизации выпускают без защитного кожуха (в наименовании не имеют буквы Ш), например НМ — нейтральное малогабаритное, НММ — нейтральное малогабаритное с замедлением. Они имеют такие же электрические и механические характеристики, что и соответствующие им штепсельные реле с защитным кожухом.
Все эти реле предназначены для работы в отапливаемых помещениях при температуре окружающей среды от +5 до +35 °С.
Малогабаритные реле автоблокировки АНШ2, АНШМ2 и АНШ5 для установки в релейных шкафах аналогичны по устройству, но имеют лучшую герметизацию и меньшую мощность срабатывания (более чувствительны). Они могут работать при температуре окружающего воздуха от —50 до +60°С. Меньшая мощность срабатывания достигается увеличением магнитопровода и числа витков катушек и сокращением числа контактных групп до четырех при тех же габаритах, что и реле НМШ. Контакты реле АНШ расположены в верхней части и их нумерация отличается от нумерации контактов НМШ (номера конт.групп-только нечетные). Реле АНШ2 и АНШМ2 (рис. 4.2) имеют четыре контактные группы (первую, третью, пятую и седьмую), катушки реле подключаются к выводам 21-61 и 41-81.
Рис. 4.2. Расположение контактов реле АНШ
Реле АНШМ-380 имеет аналогичную контактную систему и отличается тем, что на месте первой катушки установлена медная гильза.
У реле АНШ5 контактная система имеет два полных тройника и два неполных (2 фт, 2 т). Наличие только двух фронтовых контактов позволяет снизить мощность срабатывания.
Нейтральные штепсельные реле типа НШ по сравнению с реле НМШ имеют большие размеры и массу (примерно в два раза), поэтому они нашли ограниченное применение в устройствах СЦБ. При новом строительстве эти реле не применяют. Находятся также в эксплуатации нейтральные реле ранних выпусков HP.
Реле HP отличается от предыдущих некоторыми конструктивными элементами (рис. 4.3):
· якорь 2 опирается на подшипники и вращается на оси;
· Контакты наружу выводятся при помощи болтов с гайками.
· Фронтовые контакты находятся в верхнем ряду, тыловые — в среднем, общие — в нижнем.
· Реле HP изготовляют на шесть (НР1), четыре (НР2) или две (НРЗ) контактные группы.
Рис. 4.3. Конструкция и нумерация контактов реле НР
Реле НШ и HP при реконструкции устройств заменяют малогабаритными реле. Нейтральные реле НМШ, АНШ, НШ и HP относятся к реле I класса надежности.
Вопросы для самоконтроля по пункту:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Общие сведения о реле железнодорожной автоматики
Реле и приборы релейного действия широко распространены в устройствах ЖАТ из-за простоты конструкции, надежности и длительности срока службы в различных климатических условиях. Они являются основными элементами, посредством которых создаются электрические схемы автоматики и телемеханики. Под элементами понимаются простейшие для системы устройства, преобразующие входную величину в выходную.
Принцип действия релейного элемента заключается в скачкообразном изменении выходной величины при плавном изменении входной величины. Входными электрическими величинами являются напряжение и ток. Скачкообразное изменение тока выходной цепи достигается физическим размыканием электрической цепи контактами, вследствие чего такой элемент автоматики называют контактным реле. В основу работы контактного реле заложен принцип действия электромагнита, в котором электромагнитная энергия преобразуется в механическое перемещение, поэтому реле на-
Рис. 1.1. Элементы контактного реле
Основными частями электромагнитного реле (рис. 1.1) являются: обмотка 1 (катушка), намотанная на фенопластовую шпулю и установленная на сердечнике 2, подвижная часть реле — якорь 4, который воздействует на исполнительный орган — контакты 5 и ярмо 3, на котором крепятся основные элементы. Действие реле заключается в следующем: при пропускании тока по катушке в сердечнике создается магнитный поток, направление которого определяется по правилу «буравчика». Вектор магнитного потока направлен по элементам — сердечник, воздушный зазор, якорь, ярмо. Под действием магнитного потока сердечник намагничивается, притягивается якорь, который воздействует на переключающиеся (общие) контакты. Состояние реле, при котором якорь притягивается, называется возбуждением или срабатыванием. При выключении тока в катушке исчезает магнитный поток, якорь под действием собственного веса и под действием реакции контактных пружин возвращается в исходное состояние. Возвращение якоря в исходное состояние называется обесточиванием (отпусканием) реле. Состояние реле записывается символами: реле возбуждено — Т или 1; реле обесточено — I или 0.
Реле железнодорожной автоматики классифицируются по ряду признаков:
У реле низших классов отпускание якоря при выключении тока обеспечивается под действием реакции контактных пружин. Эти реле не используются в ответственных схемах, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов. При использовании этих реле в ответственных схемах действие по переключению контактов проверяется дополнительно схемным путем;
Маркировка реле. Все реле автоматики и телемеханики имеют специальную маркировку, состоящую из букв и цифр, занимающих определенное место в обозначении, однако система обозначений выдерживается не для всех типов реле.
Первая буква или сочетание двух букв указывают на принцип действия реле; вторая буква указывает на конструкцию реле (малогабаритные), у больших и автоблокировочных реле эта буква отсутствует. Например, первые буквы обозначают: Н — нейтральное, П — поляризованное, К — комбинированное, И — импульсное, СК — самоудерживающее комбинированное, ДС — двухэлементное секторное, А — автоблокировочное, В — с выпрямителем, Т — с термоэлементом, Ш — штепсельное, Р — с разборным болтовым соединением, М — малогабаритное, вторая буква М — медленнодействующее.
Аббревиатуры некоторых реле можно расшифровать так: НМШ — нейтральное малогабаритное штепсельное; НМПШ — нейтральное малогабаритное пусковое штепсельное; ИМВШ — импульсное малогабаритное с выпрямителем штепсельное; НМШМ — нейтральное малогабаритное штепсельное медленнодействующее; ДСШ — двухэлементное секторное штепсельное.
После буквенного обозначения указываются цифры. Если после букв стоит цифра 1 — это означает, что реле имеет 8 групп (8 фт) контактов; в каждую группу входит 1 фронтовой, 1 перекидной (общий, осевой, подвижный) и 1 тыловой контакт. Цифра 2 означает, что реле имеет 4 группы контактов 4 фт. Цифра 3 означает, что реле имеет 2 полных группы контактов 2 фт и 2 группы 2 ф, состоящие из фронтового и перекидного контактов. Цифра 4 означает, что реле имеет 4 полных группы контактов 4 фт и 4 неполных группы 4 ф, состоящих из фронтовых и перекидных контактов. Цифра 5 означает, что контактная система реле состоит из двух полных групп контактов 2 фт и двух неполных групп контактов 2 т, состоящих из перекидного и тылового.
Последнее число в обозначении реле указывает на величину сопротивления обмоток при их последовательном соединении. Если реле имеет обмотки с разной величиной сопротивления, то их обозначение записывается дробью АОШ2-180/0,45.
Особенности обозначения реле с разборным болтовым подключением: цифра 1 означает наличие 6 групп контактов, цифра 2 и цифра 3 — наличие 2 групп контактов.
Реле автоматики и телемеханики, применяемые в электрических схемах, имеют условные графические обозначения, которые приведены в табл. 1.1.
1. Нейтральные реле постоянного тока
Нейтральные реле
Электромагнитная система нейтрального малогабаритного реле типа НМШ (рис. 4.1) состоит из сердечника 1 с двумя катушками 2, Г-образного ярма 3 и якоря 4 с противовесом. Бронзовый упор на якоре исключает его залипание, так как препятствует касанию якоря в притянутом положении к полюсу сердечника. Якорь двумя тягами 5 управляет контактной системой. Фронтовые контакты 7 изготовляют из графита с серебряным наполнением, а общие 8 и тыловые 9—из серебра. Контактирующий материал помещается на концы контактных пружин. Сочетание контактов графит-серебро исключает возможность сваривания фронтовых контактов с общими.
При отсутствии тока в обмотках реле якорь под действием силы тяжести противовеса находится в опущенном положении, общие контакты замыкаются с тыловыми. При прохождении тока через обмотки реле намагничивается сердечник, магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор и якорь, который притягивается к сердечнику. Тяга перемещается вверх, размыкая тыловые и замыкая общие контакты с фронтовыми. Концы контактных пружин, через основание 6 выведенные наружу, образуют штепсельную розетку. Реле закрывается прозрачным кожухом 12 с ручкой 11. Кожух крепится к основанию реле затяжным винтом 10.
Включение реле в схему: выведенные наружу контакты вставляют в гнезда штепсельной розетки, к лепесткам которой припаивают монтажные провода какой- либо схемы автоматики.
Обмотки катушек: Первая катушка подключается к выводам 1 и 3, (см. рис. 4.1). вторая, помещенная со стороны якоря,— к выводам 2 и 4. Катушки могут включаться раздельно, последовательно и параллельно. При последовательном включении обмоток перемычкой соединяют выводы 2-3, а при параллельном —1-2 и 3-4.
Для нормальнодействующих реле шпули катушек (куда наматывается провод-обмотка) изготовляют из пластика (фенопласта);
для медленнодействующих— шпули — из красной меди. За счет медных шпулей достигается замедление на отпускание якоря до 0,2 с. Для увеличения замедления до 0,6 с на месте первой катушки, расположенной у основания, устанавливают сплошную медную гильзу.
Расположение и нумерация контактов реле типов НМШ1 и НМШМ1 (рис. 4.1.):
Фронтовые (ф) и тыловые (т) контакты, работающие с одним общим контактом (о), образуют контактную группу илитройник. Реле типов НМШ1 и НМШМ1 имеют восемь контактных групп и обозначаются 8 фт. Номер каждого контакта нейтрального реле составляют из двух цифр, первая из которых указывает номер контактной группы, а вторая—тип контакта.
Общие контакты обозначаются цифрой 1, фронтовые— 2 и тыловые —3.
Например, номер 72- это фронтовой контакт седьмой группы, 71—общий контакт, 73—тыловой контакт.
Контакты рассчитаны на переключение цепей при токе нагрузки до 2 А.
Малогабаритные реле для установки в закрытых релейных блоках электрической централизации выпускают без защитного кожуха (в наименовании не имеют буквы Ш), например НМ — нейтральное малогабаритное, НММ — нейтральное малогабаритное с замедлением. Они имеют такие же электрические и механические характеристики, что и соответствующие им штепсельные реле с защитным кожухом.
Все эти реле предназначены для работы в отапливаемых помещениях при температуре окружающей среды от +5 до +35 °С.
Малогабаритные реле автоблокировки АНШ2, АНШМ2 и АНШ5 для установки в релейных шкафах аналогичны по устройству, но имеют лучшую герметизацию и меньшую мощность срабатывания (более чувствительны). Они могут работать при температуре окружающего воздуха от —50 до +60°С. Меньшая мощность срабатывания достигается увеличением магнитопровода и числа витков катушек и сокращением числа контактных групп до четырех при тех же габаритах, что и реле НМШ. Контакты реле АНШ расположены в верхней части и их нумерация отличается от нумерации контактов НМШ (номера конт.групп-только нечетные). Реле АНШ2 и АНШМ2 (рис. 4.2) имеют четыре контактные группы (первую, третью, пятую и седьмую), катушки реле подключаются к выводам 21-61 и 41-81.
Рис. 4.2. Расположение контактов реле АНШ
Рис. 4.3. Конструкция и нумерация контактов реле НР
Реле НШ и HP при реконструкции устройств заменяют малогабаритными реле. Нейтральные реле НМШ, АНШ, НШ и HP относятся к реле I класса надежности.
[Статья] Реле и приборы релейного действия
В системах железнодорожной автоматики и телемеханики основными элементами, осуществляющими коммутацию электрических цепей, являются элементы релейного действия, обладающие свойством скачкообразно изменять выходной параметр (сигнал) при плавном изменении входного. Такая выходная характеристика, называемая релейной, показана на рис. 3.13.
Как видно из рис. 3.13, элемент релейного действия имеет два состояния — «включен» и «выключен». Когда входной параметр имеет значение Х= 0, выходной параметр имеет значение У= Квыкл, и элемент находится в состоянии «выключен». При изменении входного параметра в пределах О Хвкл) значение параметра Кне изменяется, и элемент остается в состоянии «включен». В случае уменьшения входного параметра в пределах Хъыкл /пр.
Аналогично току определяются другие электрические параметры реле: напряжение ( £/пр, t/OTO, LL), мощность (JVnp, WOTn, Wp) и магнитодвижущая сила (/прсо, ^jCo, JpO), ще со — число витков обмотки реле).
Коэффициент запаса представляет собой отношение рабочего тока (напряжения) к току (напряжению) притяжения:
U.
л пр ^ пр
к.. =
3
Коэффициент запаса у реле железнодорожной автоматики находится в пределах 1,4. 4. Чем больше коэффициент запаса, тем надежнее работа реле на притяжение.
Коэффициент возврата характеризуется отношением тока (напряжения) отпускания к току (напряжению) притяжения:
Коэффициент возврата у реле железнодорожной автоматики находится в пределах 0,3. 0,5. Чем больше коэффициент возврата, тем надежнее работа реле на отпускание.
Быстродействие реле характеризуется временем притяжения и временем отпускания якоря.
Время притяжения — это время с момента подачи питания на обмотку реле до момента замыкания фронтового контакта. В табл. 3.3 приведены значения времени притяжения якоря для нейтральных реле постоянного тока.
Время отпускания — это время с момента отключения питания от обмотки реле до момента замыкания тылового контакта.
К временным параметрам также относится время перелета якоря реле при притяжении (при отпускании) — время от момента размыкания фронтового (тылового) до момента замыкания тылового (фронтового) контакта.
Работа исполнительной части электрических реле характеризуется следующими параметрами.
Переходное сопротивление контактов, которое должно быть как можно меньшим при замкнутом состоянии контактов и бесконечно большим при разомкнутом. Переходное сопротивление контактов реле не должно превышать 0,03 Ом.
Контактное нажатие (сила сжатия контактных пружин), величина которого должна обеспечивать надежное замыкание контактов реле в эксплуатационных условиях (в условиях влияния таких дестабилизирующих факторов, как вибрация, тряска).
Время дребезга (многократного замыкания и размыкания) контактов при замыкании не должно превышать 20 мс.
Маркировка реле представляет собой специальное буквенно-цифровое обозначение (шифр). Буквы и цифры в обозначениях реле расшифровываются следующим образом.
Буквы обозначают тип, конструктивные особенности и функциональное назначение реле. Первые буквы в обозначениях реле расшифровываются следующим образом: Н — нейтральное, П — поляризованное, К — комбинированное, И — импульсное, С — с самоудерживающейся магнитной системой, Д — двухэлементное, А — аварийное, О — огневое, Т — трансмитгерное.
В некоторых случаях указанную выше смысловую нагрузку несут сочетания первых двух букв: АН — автоблокировочное нейтральное, СК — с самоудерживающейся магнитной системой, комбинированное, ДС — двухэлементное секторное, АО — аварийное огневое, КД — кодовое.
Вторая или третья буква в названии реле обозначает: М — малогабаритное, П — пусковое, Т — термическое, Г — герконовое, С или П после А — соответственно сигнальное или переездное.
Последняя или предпоследняя буква в названии реле обозначает: Р — нештепсельное, Ш — штепсельное реле.
Буква В после Р или Ш (а в некоторых случаях перед буквой Ш) обозначает реле с выпрямителем. Буква М после Ш обозначает медленнодействующее (на отпускание) реле. Буква У обозначает наличие усиленных контактов реле, т.е. рассчитанных на коммутацию электрических цепей с токами до 15 А в течение длительного времени (более 1 ч). Неусиленные контакты рассчитаны на коммутацию цепей с токами до 6 А. Буквы МБ в конце шифра обозначают реле с магнитной блокировкой.
Приведем примеры буквенных обозначений реле:
HP (КР, ПР, ИР) — нейтральное (комбинированное, поляризованное, импульсное) реле;
НПР (КПР, ППР) — нейтральное (комбинированное, поляризованное) пусковое реле;
ДСР — двухэлементное секторное реле;
ДСШ — двухэлементное секторное штепсельное реле;
НРБ (ИРВ) — нейтральное (импульсное) реле с выпрямителем;
НШ (КШ, ОШ, АШ) — нейтральное (комбинированное, огневое, аварийное) штепсельное реле;
НПШ — нейтральное пусковое штепсельное реле;
СКПШ — комбинированное пусковое штепсельное реле с самоудерживающейся магнитной системой;
НМШ (КМШ, ИМШ, ОМШ) — нейтральное (комбинированное, импульсное, огневое) малогабаритное штепсельное реле;
НМШМ, ОМШМ — нейтральное (огневое) малогабаритное штепсельное медленнодействующее на отпускание реле;
АНШ — автоблокировочное нейтральное штепсельное реле;
НМВШ (АНВШ, ИМВШ) — нейтральное (аварийное, импульсное) малогабаритное штепсельное реле с выпрямителем;
ИВГ — импульсное герконовое реле с выпрямителем;
АСШ — аварийное с стабилитроном штепсельное реле, устанавливаемое на стати вах*;
АПШ — аварийное штепсельное реле, применяемое в питающих установках;
ПМПШМ — поляризованное малогабаритное пусковое штепсельное медленнодействующее на отпускание реле;
КДР — кодовое нештепсельное реле;
КДРШ — кодовое штепсельное реле;
КДРШ-М — кодовое штепсельное медленнодействующее реле;
КДРШ-МБ — кодовое штепсельное реле с магнитной блокировкой;
ТШ — трансмитгерное штепсельное реле.
Цифры, стоящие в шифре реле после букв, обозначают число контактных групп (состав контактного набора) и расшифровываются следующим образом:
1 — восемь переключающих контактов (фронтовой — тыловой),
2 — четыре переключающих контакта,
3 — два переключающих и два фронтовых контакта,
4 — четыре переключающих и четыре фронтовых контакта,
5 — два переключающих и два тыловых контакта.
Числа, стоящие в шифре реле после дефиса, обозначают сопротивление обмотки в омах, а у аварийных реле — номинальное рабочее напряжение, на которое рассчитано реле. Если реле имеет две обмотки с разными сопротивлениями, то после дефиса указываются два числа, разделенные знаком дроби.
Малогабаритные реле типа РЭЛ (реле электромагнитные разработки Ленинградского электротехнического завода) имеют отличные от приведенных выше обозначения. Первые буквы в обозначениях реле расшифровываются следующим образом:
Б — нештепсельное реле (штепсельные реле не имеют специального обозначения),
П — поляризованное реле,
С — стрелочное пусковое реле,
БП — нештепсельное реле постоянного тока,
БС — нештепсельное стрелочное пусковое реле.
Вторая буква Н обозначает нормальнодействующее реле, последняя буква М — медленнодействующее реле.
Цифры, стоящие в шифре реле типа РЭЛ после букв, обозначают состав контактного набора и расшифровываются следующим образом:
1 — шесть переключающих и два фронтовых контакта,
2 — четыре переключающих контакта,
3 — два переключающих и два фронтовых контакта,
5 — три переключающих и один фронтовой контакт.
Условно-графические обозначения реле (обозначения, используемые в электрических схемах) приведены в табл. 3.4 [43], контактов реле — в табл. 3.5 и 3.6.
В современных системах железнодорожной автоматики используются реле различных типов и модификаций, сконструированные и изготовленные в различные периоды времени. В зависимости от конструктивных особенностей можно выделить четыре поколения реле [43].
К реле Iпоколения относятся нештепсельные реле, производство которых началось в 1930-х гг. прошлого столетия. В настоящее время большая часть таких реле в схемах железнодорожной автоматики заменена на реле более поздних модификаций, однако на некоторых станциях и участках еще находятся в эксплуатации нештепсельные реле типов HP, ППР, ИР, ИРВ, СКПР, ТР. Для включения в электрические схемы контакты нештепсельных реле выводятся на наружные болты с гайками. Недостатками таких реле являются большие габариты, требующие значительного расхода дорогостоящих материалов при производстве, а также трудоемкость монтажа и замены в схемах.
Кодовые реле типа КДР — это реле постоянного тока облегченного типа (с облегченным якорем), относящиеся к III классу надежности. В схемах, реализующих функции безопасности движения, применение кодовых реле не допускается, так как требуется дополнительный схемный контроль их состояния (притяжения и отпускания якоря).
К реле II поколения относятся штепсельные реле, производство которых началось в середине 1950-х гг. с целью замены реле I поколения. В настоящее время в системах железнодорожной автоматики находятся в эксплуатации реле типов НШ, НПШ, НВШ, ОШ, КШ, СКШ, СКПШ, ТШ, КДРШ. Конструктивно реле этих типов отличаются от аналогичных реле I поколения наличием штепсельного разъема, облегчающего замену реле в эксплуатационных условиях.
Малогабаритные штепсельные реле III поколения в настоящее время являются наиболее распространенными в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики. Их серийное производство начато в конце 1950 — начале 1960-х гг. В последующие годы реле модернизировались. Реле III поколения выпускаются двух видов: штепсельные (в защитном колпаке) для установки на стативах и в релейных шкафах; нештепсельные (открытые) для установки в релейных блоках.
По электрическим и механическим характеристикам реле штепсельного типа и соответствующие им реле нештепсельного типа аналогичны. Нештепсельные реле для присоединения (подпайки) монтажных проводов в контактных пружинах и выводах от обмоток имеют отверстия.
В начале 1980-х гг. прошлого столетия электротехническими заводами освоено производство электромагнитных реле IVпоколения (реле типа РЭЛ), обладающих следующими техническими и эксплуатационными преимуществами по сравнению с реле II и III поколений:
— уменьшение размеров контактов;
— увеличение коммутационного ресурса и виброустойчивости;
— уменьшение дребезга контактов;
— снижение примерно в 2 раза объема и в 1,5 раза — массы реле, сокращение расхода пластмассы и цветных металлов, в том числе серебра;
— повышение надежности штепсельного соединения реле с розеткой и стабильности электрических и механических параметров.
Реле типа РЭЛ удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к приборам I класса надежности, предназначенным для обеспечения безопасности движения поездов.
Реле типа РЭЛ выпускаются в штепсельном и нештепсельном исполнении. В отличие от реле типа НМ, не имеющих индивидуальных защитных колпаков, нештепсельные реле также, как штепсельные, закрыты индивидуальными защитными колпаками.
Разработаны следующие штепсельные (нештепсельные) реле постоянного тока:
РЭЛ1, РЭЛ 2 (БН1, БН2) — нейтральные нормальнодействующие;
РЭЛ1М, РЭЛ2М (БН1М, БН2М) — нейтральные медленнодействующие;
ПЛЗ, ПЛЗУ (БПЗ, БПЗУ) — с поляризующей обмоткой, нормальнодействующие;
ПЛЗМ, ПЛЗУМ (БПЗМ, БПЗМУ) — с поляризующей обмоткой, медленнодействующие;
С2 (БС2) — с повышенными коммутационными возможностями;
ДЗ (БДЗ) — двойные нормальнодействующие;
ДЗМ (БДЗМ) — двойные медленнодействующие;
(НЗ и НЗМ) — нейтральные нормальнодействующие и медленнодействующие.
Разработаны следующие штепсельные реле переменного тока:
02, OJI2 (Б02) — огневые;
Базовой конструкцией электромагнитных реле IV поколения является реле РЭЛ 1.
С 2002 г. при проектировании устройств железнодорожной автоматики и телемеханики вместо реле типа РЭЛ постоянного и переменного токов применяются модернизированные реле [33]. При модернизации реле типа РЭЛ были изменены схема магнитопровода реле и конструкция катушек реле — реле имеют неразветвленную магнитную систему с одним сердечником вместо двух и двумя катушками вместо четырех. Модернизированные реле обладают преимуществами по сравнению с реле РЭЛ по 31 показателю, в частности: сокращен расход обмоточного провода более чем в 1,8 раза; уменьшены в 1,4 раза расход электротехнической стали и в 1,2 раза вес реле; снижена в 1,2 раза трудоемкость изготовления реле и повышена их ремонтопригодность при эксплуатации; уменьшено в 2 раза количество паечных соединений в реле постоянного тока.
Взаимозаменяемость реле показана в табл. 3.7. Модернизированные реле Н, НБ и их разновидности и соответствующие реле РЭЛ, БН и их разновидности взаимозаменяемы по установочным размерам, параметрам и схемам подключения. Реле с буквой «Б» в обозначении предназначены для установки в релейных блоках.