Для чего применяется экологическая символика
Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей
Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Это приводит к тому, что производители и потребители могут вкладывать в это понятие свой смысл. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт. Это экомаркировки.
Маркировки максимальной экологичности
Они относятся к первому типу экомаркировок и оценивают экологические характеристики товара по всему жизненному циклу товара (сырье, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация).
«Листок жизни» — единственная в России экомаркировка-член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 таких символов из разных стран. В российских магазинах помимо «Листка жизни» встречаются «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Их можно увидеть на самых разных непродовольственных товарах и продуктах питания.
Прежде, чем получить такой знак, продукт должен доказать соответствие строгому экологическому стандарту. Он оценивает не только качество продукции, но и процесс производства. Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, перерабатывать отходы — это лишь часть критериев стандарта, которые должен выполнить производитель.
Соответствие требованиям проверяют эксперты-экологи независимого органа по сертификации, и только по итогам успешного прохождения экологического контроля принимается решение о выдаче сертификата. Экологические требования, предъявляемые к продукции, прозрачны и доступны на сайтах сертифицирующих организаций. Для экомаркировки «Листок жизни», например, это «Экологический союз».
Органик-маркировки
Ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки. Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация, в основном, не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для конкретного вида продукции, принято называть отраслевыми. К таким, например, относится FSC. Такая маркировка встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности, а Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Необоснованные экозаявления
На упаковках товаров наряду с подтвержденными сертификатами маркировками, встречаются и ложные экозаявления — гринвошинг (буквально — «зеленое отмывание»).
«Зеленое» позиционирование товаров без достаточных на то оснований используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60-70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.
Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, и не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Как проверить подлинность экозаявлений
Распознать «гринвошинг» обычному покупателю не просто. Для этого надо провести серьезное исследование, разобраться в декларациях производителя. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на экорекламу, чем на реальное изменение технологий производства для снижения нагрузки на окружающую среду.
Для того чтобы «зеленый» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку, желающему в них разобраться. Проверка качества продукта должна осуществляться органом по сертификации в соответствии с четкими процедурами и беспристрастно.
К сожалению, в России множество примеров псевдосертификаторов, готовых за небольшую сумму напечатать любой документ. Естественно ни о какой экологичности продукции в этом случае речи идти не может.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано четко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно верить, только убедившись в наличии надежной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide. Скачать можно в App Store или Google Play. С помощью него легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине. Для этого нужно навести камеру смартфона на незнакомый значок.
Бороться с гринвошингом потребитель может, выбирая товары с экомаркировкой, расспрашивая продавцов и производителей об экологических свойствах продукции, повышая собственную экологическую грамотность, а также транслируя свой опыт друзьям и близким.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Экологические знаки в картинках с полным описанием
Потребитель не всегда может разобраться с качеством товара. Производитель путем нанесения специальных значков сообщает о предназначении продукции, как обращаться с ним, чтобы не рисковать здоровьем. Экологические знаки дают информацию о чистоте, безопасности для природы, способах использования товара, как лучше его утилизировать.
Что такое экологический знак
Потребителю, чтобы сделать покупку, нужно знать о свойствах приобретаемого товара. Для этого изучают символы, проставленные на упаковке. Знаки маркировки разделяются на 3 вида:
Мир знаком с большим количеством знаков. Одни действуют для всех стран, другие – на определенной территории.
Символы вторичной переработки и утилизации
Международное сообщество приняло специальные обозначения, которые определяют материал упаковки, его экологическую безопасность, каким способом можно переработать для вторичного использования.
Одним из таких символов называют знак именуемой “Зеленой точкой”, который разработан в Германии. Знак представляет окружность цвета травы, с двумя изогнутыми стрелками внутри. Он доносит информацию, что возможна вторичная переработка товара и упаковочного материала. Производители обладают правом собственности на них.
Такие знаки встречаются на территории России. Но объем вторичного использования в стране крайне низкий, поэтому знак не имеет здесь никакого значения.
Три зеленых изогнутых стрелки, изображающие треугольник, представляют “Ленту или петлю Мебиуса”. Этот символ встречается на упаковках произведенных США, Великобританией, скандинавскими странами и обозначает, что упаковка изготовлена путем вторичной переработки.
Соединенные черные стрелки означают замкнутый цикл – производство – период использования – утилизация. Так маркируют пластиковые предметы для информирования о возможности переработки.
Внутри геометрической фигуры проставляется цифра от 1 до 7 или буквы, обозначающие код пластика.
Важно! Необходимо изучать код пластиковой упаковки, чтобы не нанести вред здоровью. Фенолы и формальдегиды способны проникать в живой организм.
Знак с человеком, бросающим мусор в корзину, призывает к охране окружающей среды. Для этого нужно сделать пару шагов до урны.
Светлая стрелка, образующая круг – символ того, что данный упаковочный материал можно и нужно утилизировать.
Следующий знак предназначен для информирования потребителя о трех действиях – переработке, раздельном сборе, сортировке. На это указывает окружность с силуэтом человека внутри, из руки которого расходятся три стрелки.
Символы этичной продукции
Человечество чаще стало задумываться о рациональном потреблении, раздельном сборе, производстве без жестокого отношения к животным. Если раньше продукты народного потребления испытывали на представителях фауны, то теперь многие государства отказываются от такой практики.
Продукция, произведенная без привлечения подопытных животных, получила название этичных товаров.
Справка. Каждый год в результате лабораторных исследований по миру погибало больше 105 млн. подопытных представителей животного мира.
С 2009 года Евросоюзом были запрещены любые опыты с привлечением животных. В 2013 Европейскими государствами приняты решения, запрещающие продажи косметических средств, компоненты которых испытывались на живых организмах. Закон поддержали Индия, Норвегия, Австралия.
Китай считает, что все производимые товары должны пройти этапы проверки на животных. Поэтому любой бренд, представленный страной, является не этичным и не может получить сертификат.
IСEA – институт этичной и экологической сертификации. Крупнейший итальянский центр, который внедряет стандарты с выдачей сертификатов. Знаком отмечают продукты, текстильные товары, косметические средства, предметы мебели, туристическое снаряжение.
Известным символом этичности стал прыгающий кролик, введенный британскими организациями. Почти 650 обладателей гордятся своей продукцией, отмеченной знаком, изображающим белого кролика, окруженного голубой лентой.
Экологический знак, где изображена рука, гладящая кролика, означает, что производитель против жестокости по отношению к животным. Австралийские предприниматели используют значок сидящего кролика с надписью о запрете тестов.
Крупная организация мира по защите животных PETA, насчитывающая около 7 миллионов членов, использует знак с изображением зайца с розовыми ушами. Британскому обществу принадлежит символ “Веганского цветка”, обозначающий отказ от привлечения животных к опытам.
Символы ограничения содержания вредных веществ
Для правильного обращения с произведенной продукцией, на упаковку наносят маркировку, которая укажет степень опасности объекта. Для этого разрабатываются специальные знаки с надписью “ROHS”, отображающие допустимость использования, условия утилизации, содержание вредных компонентов, таких как:
Эти соединения могут использоваться при производстве электроники, электрических товаров, оборудования, спортивных товаров. Евросоюз принял директивы, по которым устанавливаются допустимые нормы вредных веществ.
Производитель обязан следить за безопасностью товара и обеспечивать его утилизацию.
Объекты, промаркированные буквами “CE”, подлежат утилизации по особым правилам. Наличие или отсутствие вредных компонентов обозначают двумя цветами:
Дополнительная информация. Продукцию, содержащую даже допустимую долю ядовитых компонентов, запрещено утилизировать с бытовым мусором.
Символы на продукцию, которая может нанести вред окружающей среде
Среди массы выпущенной продукции есть такие, которые при нарушении правил эксплуатации, представляют опасность для человека. К таким относят ядовитую, токсичную продукцию, легковоспламеняющиеся товары. Для этой категории предусмотрены специальные символы.
Знаки | Описание |
Токсичная опасность | содержимое ядовито, запрещено нарушать целостность упаковки |
Вещество опасное для окружающей среды | нельзя нарушать упаковку |
Опасно для моря, водоемов | опасно для экосистемы |
Не замораживать! | химическая продукция, нельзя допускать замораживания |
Не выбрасывать! | нельзя подвергать утилизации вместе с ТБО |
Взрывоопасно! | маркируют пиротехнику, взрывчатые вещества |
Окислители | при соединении с горючими материалами увеличивают риск пожара |
Едкое вещество | продукция с сильными кислотами и щелочами |
Вредно для здоровья | маркируют бытовую химию |
Легковоспламеняющееся вещество | маркировка на аэрозолях, бензине, газе, спирте, растворителях |
При работе с продукцией требуется соблюдать правила безопасности. Знаки представляют ярко-желтые квадраты с символами внутри поля.
Важно! Опасные товары маркируют яркими цветами – красным, оранжевым, желтым. На знаках нанесены символы с изображением языков пламени, взрыва, емкостей с ядом.
Экомаркировка
Нанесение графических символов или текста, которые подтверждают, что товар соответствует нормам безопасного потребления – это экомаркировка. Получить право наносить такие знаки может только производитель прошедший экспертные исследования на экологическую чистоту, не представляющие опасности для здоровья продукции.
Проверку проводят эксперты. Европейские страны проходят экспертизу в Шведском обществе охраны природы (SSNC). Чтобы маркировка имела юридическую силу и была гарантом безопасности товара, ее подтверждают сертификатом.
Виды экомаркировки
Есть 3 вида маркировочных символов, которые доносят до потребителя информативные сведения разного характера:
Знак, означающий чистая экология I и III вида, присуждают после проведенной экспертизы. Решение поставить символ II типа производитель принимает внутри компании. Значки этой группы декларируют экологическую чистоту. Примером служит “Зеленая точка”, который относится ко II группе.
Символические отметки III вида предупреждают о рисках при использовании продукции и мерах предосторожности.
Больше полумиллиона товаров отмечены старейшим экологическим знаком “Голубого ангела”, созданным германскими экологами. Маркировка означает:
Каждый продукт, получивший этот значок, произведен по европейским стандартам. Круглый знак голубого цвета с силуэтом ангела внутри круга.
Знак, обозначающий “Зеленую печать”, принадлежит Европейскому сообществу. Изображение земного шара с опоясывающей надписью “GREEN SEAL” означает экологически чистый, безопасный продукт.
Белым квадратом с бокалом и вилкой маркируют нетоксичный товар, который может использоваться для пищевых продуктов. Например, на упаковках с одноразовой посудой ставится символ “Бокал-вилка”.
Экологическая маркировка в России
Российские компании, пытаясь повысить продажи, используют экологические знаки, наносимые на товарах, в виде надписи “эко” или “био”, что не соответствует действительности. Такие значки не отвечают требованиям, наносятся без проверок на чистоту продукции.
Справка. В Российской Федерации отсутствуют стандарты, которые регламентируют систему экологической сертификации.
По поручению президента Российской Федерации Путина идет разработка ГОСТов для натуральных продуктов.
Европейские страны признают только один российский экологический знак – “Листок жизни”. Символ относится к I виду, признан высшим международным стандартом.
Компании, получившие сертификат, имеют преимущества:
2007 стал годом, когда знак получил одобрение Всемирной Ассоциации Экомаркировок, в 2011– приняли в Международную программу доверия и признания, которая включает лидеров по экологической чистоте.
Заключение
Выбирая любой товар нужно тщательно изучать указанные символы. Экомаркировка рассказывает об ответственном отношении компаний-производителей к природе, животному миру, заботе о здоровье потребителя.
КрасотаНе навреди: Какие значки искать на экологичных товарах
Зачем ставить «Ленту Мёбиуса» и «Скандинавского лебедя» на упаковку
На многих упаковках наберётся целый ворох маркировок, показывающих осознанное отношение производителя к природе — но мало кто из нас говорит на языке экозначков свободно. В мире существуют десятки сертификационных организаций, контролирующих соблюдение экологических норм, и многие из них являются железной гарантией того, что ваша покупка создана не во вред окружающей среде. Разбираемся, какие экознаки стоит искать в первую очередь, если вы не хотите причинять вред природе.
Лента Мёбиуса
Маркировка, знакомая всем. Эти стрелочки обозначают, что упаковка или содержимое могут быть подвержены вторичной переработке или же упаковка сделана из переработанных материалов; в последнем случае производители должны указывать процент «вторичности». Символ принят в регламенте Таможенного союза ЕС, и его ставят любых упаковках: чтобы нарисовать такой знак, не нужно проходить проверки и получать документы. То, насколько он действительно уместен, остаётся на совести производителя — отчасти поэтому он так популярен.
Зелёная точка
Ещё один знак, говорящий о том, что продукт можно переработать, придумали и зарегистрировали в Германии. В отличие от «Ленты Мёбиуса» его контролируют: чтобы маркировать товар «Зелёной точкой», нужно уплатить лицензионный сбор, что закладывается в цену продукта. Чаще всего его используют на родине: производитель продукции с «Зелёной точкой» имеет право собственности на упаковку, поэтому после путешествия в мусорный бак она возвращается к нему на переработку. В России товаров с этим знаком много, но здесь она довольно бесполезна — с сортировкой мусора и переработкой, как вы знаете, дела в нашей стране не очень.
Эколейбл Европейского союза
Знак разработали и ввели в 2001 году для стран Европейского союза. «Эколейбл» — одна из пометок, которой можно доверять: для того чтобы поставить её на упаковку, производителю придётся пройти проверку на соблюдение экологических норм. Такой значок на упаковке, кстати, совсем не означает отсутствие компонентов животного происхождения или полную безопасность для окружающей среды — им маркируются даже продукты, содержащие действительно опасные вещества. Однако, если вы видите «Эколейбл», это значит, что их количество уменьшено, а производство организовано так, чтобы минимизировать вред для окружающей среды.
Листок жизни
Обнаружив на упаковке признанную на международном уровне российскую маркировку, стоит только порадоваться — аналогов у этого знака в России, пожалуй, нет. Он относится к пометкам, гарантирующим безопасность и соблюдение экологических норм на всех этапах производства: от сбора сырья до переработки. Придумал «Листок жизни» базирующийся в Санкт-Петербурге Экологический союз, и желающим его получить придётся пройти сертификацию. На сайте организации написано, что экомаркировка — это «новый эффективный инструмент маркетинга», но что поделать — да и инструмент, конечно, не самый плохой.
Голубой ангел
Этот знак с кинематографичным названием — первая экомаркировка, разработанная в Европе. Это тот редкий случай, когда в создании системы, регулирующей экологичный оборот продукции, поучаствовало государство: он был придуман и введён в Германии при поддержке нескольких министерств. В России такой значок чаще всего встречается на упаковках бытовой техники и строительных материалов. В Европе «Голубому ангелу» доверяют как символу высокого качества продукции — он опять же не гарантирует абсолютно мирных стандартов производства, но обещает минимизацию вреда. Для того чтобы получить «Ангела», нужно соответствовать определённым и не самым сложным критериям, касающимся в первую очередь решения проблемы загрязнения.
Ozone Friendly CFC Free
Значок с изображением земного шара следует искать на всех продуктах, упакованных как аэрозоли: он означает, что в составе нет веществ, приводящих к разрушению озонового слоя. Учитывая, что последнее — одна из главных экологических проблем сегодня, искать такую маркировку на дезодорантах и лаках стоит. А пометку «CFC Free» имейте в виду при покупке холодильника: борьба идёт в первую очередь за отсутствие вредных веществ-хладагентов — хлорфторуглеродов.
Скандинавский лебедь
Экознак
Этот заботливый знак разработала японская Ассоциация по охране окружающей среды, и искать его нужно, как несложно догадаться, на товарах из Японии — это одна из самых узнаваемых маркировок в стране. Ещё один сертификат «полного цикла», подразумевающий экологичность на всех этапах производства, однако встретить его, как и цветок Европейского союза, можно и на не самых безвредных продуктах. В первую очередь «Экознак» обозначает уменьшенную угрозу окружающей среде (что, напоминаем, не гарантирует «натуральность» продукта или безопасность его для человека).
Not tested on animals
Очень важный знак для тех, кто заботится о животных. Самый популярный среди прочих — британский, чей схематичный кролик встречается и на российских упаковках. Именно Великобритания первой отказалась от жестоких и неэффективных способов тестирования продукции. Знак гарантирует, что товар и его компоненты не тестировались на животных. Если ингредиенты закупают на стороне по контракту, то отследить этичность обычно сложно — неудивительно, что чаще такая маркировка встречается на продуктах крупных концернов, регулирующих производство от и до.
Vegan
Этот радостный подсолнух тоже родом из Британии. Он не единственный в своём роде, зато только он распространился действительно широко — при очень жёстких требованиях к продукции. Его придумала Vegan Society, веганская организация с более чем пятидесятилетней историей. Эта маркировка обозначает полное отсутствие компонентов животного происхождения в продукции и выглядеть может по-разному — неизменно только изображение крупной буквы V. Используют знак по всему миру, а компании, берущие на себя эту ответственность, уплачивают членские взносы в пользу Vegan Society — их затем отдают на благотворительность.
Иллюстрации: Даша Чертанова