Для чего применяется поездная радиосвязь в пассажирских поездах сдо
Как связываются между собой машинисты поездов?
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Мне задают вопрос: как-же связываются между собой машинисты поездов, как общаются машинисты с работниками смежных служб?
Да конечно с помощью радиосвязи! Мы живем с вами в современном мире и радиосвязь на железной дороге уже давно прочно заняла свое, очень значимое место.
Электровоз ВЛ80С и ЭП20
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1-300×202.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1.jpg» width=»990″ height=»667″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1.jpg» alt=»Электровоз ВЛ80С и ЭП20 | Электровоз ВЛ80С и ЭП20 | Движение24″class=»wp-image-657″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1-300×202.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1-768×517.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/s1.jpg 990w» data-sizes=»(max-width: 990px) 100vw, 990px» /title=»Электровоз ВЛ80С и ЭП20 | Движение24″ /> Электровозы РЖД Системы радиосвязи на ЖД транспорте
В давние времена на рассвете эры железных дорог никакой радиосвязи конечно не было. Все участники процесса перевозок связывались посредством сигналов, записок, жезлов и многими другими способами, которые, между прочим и сейчас могут применяться в экстренных случаях и применяются, например, электрожезловая система. Но это мы сегодня опустим и к данной теме постараемся вернуться попозже.
За радиосвязь на железных дорогах отвечает служба связи – ШЧ и региональные центры связи – РЦС. При производстве маневровой работы общение происходит точно так-же, но на другой чистоте, чтобы маневровая работа не мешала поездной. На случай отказа или сбоя, всегда существуют резервные диапазоны и каналы. Если на локомотиве полностью отказывает радиосвязь, то машинист обязан довести поезд до первой станции, там остановиться, устно сообщить о проблеме дежурному по станции и совместно с поездным диспетчером принимается решение о дальнейшем следовании данного поезда. Все очень строго!
Радиопереговоры не ведутся просто так, от «фонаря», они строго регламентируются единым «Регламентом переговоров», он не допускает никаких отступлений! В нем все четко прописано для всех случаев. Его тщательно изучают все, кто причастен к движению поездов, после чего сдаются экзамены, зачеты. Переговоры записываются и прослушиваются, кто нарушил, выявляется и наказывается, например, лишение премии, замечание или выговор (кому интересно).
Средства связи
В вопросах организации перевозочного процесса и управления работой железнодорожного транспорта важнейшая роль отводится системам и устройствам связи. Связь на железнодорожном транспорте стала неотъемлемой частью организации технологического процесса на всех уровнях транспортной системы: руководство движением поездов и работой линейных подразделений, обмен информацией между структурными единицами, работниками и т.д. Для передачи информации на железнодорожном транспорте используют проводную (телефон, телеграф, телетайп) и беспроводную (радио-, радиорелейную и спутниковую) связь.
Проводная связь
Основным видом связи является проводная связь на кабельных и воздушных линиях, которая по зоне действия подразделяется на магистральную, дорожную, местную и станционную.
Магистральная связь осуществляется между руководством ОАО «РЖД» и управлениями дорог, а также между управлениями дорог. К ней относятся магистральная связь совещаний (МСС), магистральная распорядительная связь (МРС), связь управления военизированной охраны, связь транспортной полиции и др.
Дорожная связь осуществляется между управлением дороги и линейными подразделениями, а также между крупными станциями, депо и т.д. К этому виду связи относятся дорожная связь совещаний (ДСС), дорожная распорядительная связь (ДРС), дорожная диспетчерская связь и дорожная оперативно-технологическая связь.
К дорожной оперативно-технологической связи, в свою очередь, относятся:
Местная телефонная связь служит для обмена информацией работников станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и др. Для организации местной связи создают телефонные станции автоматического обслуживания (АТС), которые обеспечивают соединение местных абонентов не только между собой, но и с городской телефонной станцией, коммутаторами организаций, линиями постанционной, дальней и междугородной связи.
К станционной телефонной связи относится стрелочная и станционная распорядительная связь, которая используется при приеме и отправлении поездов, а также маневровой работе.
Для передачи письменных сообщений и распоряжений применяют телеграфную связь обычно с использованием буквопечатающих телеграфных аппаратов (телетайп), либо принтеров, сопрягаемых с персональными ЭВМ, имеющими подключение к вычислительной сети ОАО «РЖД».
Радиосвязь
Поездная радиосвязь обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами локомотивов, а также машинистов между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта.
Станционная радиосвязь предназначена для организации служебных переговоров руководителей станции с машинистами маневровых и горочных локомотивов, а также с другими работниками, участвующими в технологических процессах на железнодорожной станции.
Устройства поездной и станционной радиосвязи, как правило, оборудованы приборами для автоматической записи переговоров.
Поездная радиосвязь
Поездная радиосвязь применяется в случаях, предусмотренных ПТЭ, а также в других необходимых случаях, связанных с регулированием движения поездов, например, при вынужденной остановке поезда на перегоне для предупреждения об этом машинистов поездов, идущих по перегону, дежурных по станциям, ограничивающих перегон, и поездного диспетчера; при изменениях в движении поезда, нарушающих установленный график; при необходимости предварительного доклада машиниста дежурному по депо о техническом состоянии локомотива; для передачи сообщений об обнаружении препятствий, угрожающих безопасности движения поездов; при авариях, обвалах, снежных заносах, пожарах, занятости переездов застрявшим автотранспортом; для передачи на локомотив указания об остановке в случае обнаружения неисправности в поезде и др.
Поездной радиосвязью пользуются локомотивные бригады, поездные, локомотивные и энергодиспетчеры, дежурные по станции и локомотивным депо, электромеханики контрольных и контрольно-ремонтных пунктов поездной радиосвязи. Разрешается пользоваться радиостанциями поездной радиосвязи руководителям ремонтных работ, машинистам снегоуборочных машин и восстановительных дрезин, начальникам восстановительных дрезин, начальникам восстановительных и пожарных поездов и вагонов-лабораторий.
Поездная радиосвязь реализуется с использованием возимых и стационарных радиостанций, между которыми устанавливается беспроводной канал связи с использованием радиоволн.
Связь поездного диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется через ближайшую к локомотиву стационарную радиостанцию, управляемую дистанционно через проводной канал связи.
Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в гектометровом (ГМВ) и метровом (МВ) диапазонах.
Поездная радиосвязь в метровом диапазоне (УКВ) на частотах 151,725-156,000 МГц позволяет машинисту обмениваться информацией с абонентами, участвующими в поездной работе и находящимися на небольшом удалении (на расстоянии не превышающем длину перегона: маневровый диспетчер, дежурный по станции, начальник поезда и пр.). Радиосвязь в УКВ диапазоне обладает большей помехозащищенностью, однако радиус ее действия ограничен.
Предпринимались попытки наладить дуплексную поездную радиосвязь в дециметровом диапазоне (ДМВ) на частотах 307,0000-307,4625 МГц (прием с локомотива) и 343,0000-343,4625 МГц (передача на локомотив). Однако широкого распространения в настоящее время такая связь не получила.
На сети железных дорог России и стран СНГ применяется система с групповым взаимноизбирательным вызовом, при которой поездной диспетчер или дежурный по станции после посылки вызова должен назвать номер вызываемого поезда (локомотива), так как вызывной сигнал принимается группой поездов (локомотивов), находящихся в пределах действия данной стационарной радиостанции.
Связь ДНЦ с машинистами локомотивов комбинированная. При этом используется как проводной, так и радиоканал. Распорядительная станция поездной диспетчерской связи соединяется со всеми станциями, входящими в участок поездной диспетчерской связи. Стационарные радиостанции станций подключаются к линии поездной диспетчерской связи через специальные радиопроводные устройства. Такая комбинированная схема позволяет ДНЦ связываться с машинистом любого локомотива, находящегося на его участке.
Для вызова машиниста локомотива поездной диспетчер использует настольный пульт поездной радиосвязи. Групповой вызов передается по проводному каналу до ближайшего к локомотиву PC промежуточного пункта. Подключение PC контролируется ДНЦ через громкоговоритель прослушиванием тонального сигнала подключения. После этого ДНЦ может вызвать нужный ему локомотив и вести разговор с машинистом через его локомотивную радиостанцию РВ. При разговоре остальные локомотивные радиостанции находятся в режиме дежурного приема. Окончив разговор, ДНЦ посылает в линию сигнал отбоя и отключает PC от линии поездной диспетчерской связи.
Аналогичным образом организуется поездная связь между дежурными по станциям и машинистами. ДСП для связи с машинистом локомотива использует ту же PC, что и ДНЦ.
Машинист локомотива для связи с диспетчером нажимает на пульте локомотивной радиостанции кнопку ДНЦ и посылает тональный сигнал вызова. Этот сигнал принимается несколькими ближайшими PC промежуточных пунктов. Однако к линии связи подключится только та радиостанция, которая обеспечит более высокое качество связи. При этом соседним радиостанциям посылается сигнал блокировки.
Для связи с дежурным по станции машинист нажимает кнопку ДСП на пульте радиостанции. В эфир посылается тональный сигнал вызова, после чего ближайшая стационарная радиостанция посылает ответный тональный сигнал, однако все РС, находящиеся в зоне приема, остаются в режиме дежурного приема. Получив ответный сигнал, машинист называет станцию, с которой он связывается. После ответа ДСП вызываемой станции соседним радиостанциям посылается сигнал блокировки, при этом эфир остается занятым (заблокированным) текущим вызовом до его окончания.
Система «Транспорт» до сих пор используется и радиостанции ее серии (РВ1-1м, РВС-1) производятся отечественными предприятиями, постоянно совершенствуются их технические характеристики и в настоящее время применяются уже новые комплектующие, в том числе микропроцессоры.
Все стационарные радиостанции и шкафы радиопроводной связи, а также радиостанции локомотивов и моторвагонного подвижного состава, находящихся в работе, должны быть включены на непрерывное действие, иметь индикаторные устройства, отражающие их включенное состояние, опломбированы. Пломбы должны быть внесены в опись.
Самовольное выключение радиостанций в период их работы запрещается. В случаях повреждений, угрожающих целости аппаратуры, радиостанции могут быть выключены дежурными по станциям и машинистами до прибытия электромеханика или электромонтера на промежуточный пункт и до захода локомотива и моторвагонного подвижного состава в депо.
Поездные диспетчеры, дежурные по депо, дежурные по станции, машинисты и другие работники, пользующиеся устройствами поездной радиосвязи, обязаны следить за постоянной их готовностью к действию, сообщать о каждом случае неисправности работникам, обслуживающим радиосвязь, и делать записи соответственно: на графике исполненного движения (у диспетчера), в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (у дежурного по станции), в журнале технического состояния локомотива (на локомотиве и моторвагонном подвижном составе).
Станционная радиосвязь
Любая железнодорожная станция, на которой выполняется маневровая, грузовая, коммерческая работа, имеет станционную радиосвязь. В зависимости от типа станций, их мощности, организуется несколько раздельных радиосетей.
Радиосети станционной радиосвязи организуются по радиальному принципу в полосах УКВ-частот 151,700. 154,000 МГц и 155,000. 156,000 МГц. Связь осуществляется в симплексном режиме. Все станционные радиосети различаются по степени важности, уровню надежности и времени ожидания установления связи.
Станционная радиосвязь бывает маневровая и горочная.
Сети технологических абонентов
Абоненты таких сетей не связаны непосредственно с маневровой работой, но обеспечивают обработку составов и вагонов, а также обслуживание устройств автоматики, телемеханики и связи (СРС-Т).
Радиосеть ПТО (пунктов технического обслуживания вагонов и тормозов) организуется в парках приема и отправления поездов и в парках обработки транзитных поездов. Состав радиосетей определяется объемом технической работы и может включать: 1-2 радиосети на участковых и грузовых станциях, 2-5 радиосетей на крупных станциях. Радиосети ПТО могут содержать 1…5 стационарных и 4…20 носимых радиостанций. Дальность действия радиосетей ПТО должна составлять не менее: для радиостанций РС-РН 1,5-2,5 км, РН-РН 0,8-1,2км.
Радиосеть ПКО (пунктов коммерческого осмотра) предназначена для связи оператора ПКО с коммерческими осмотрщиками вагонов и рабочими по устранению брака. Обычно это одна радиосеть на сортировочных станциях (содержит 2…12 носимых радиостанций). Дальность действия между стационарной и носимой РС составляет 2…3 км, между носимыми радиостанциями 0,8-1 км.
Радиосеть ОТК (объединенной технической конторы) предназначена для связи оператора технической конторы и списчиков вагонов. Используются на участковых и сортировочных станциях, одна сеть содержит 1 стационарную радиостанцию и 2-3 носимых для списчиков при дальности действия 3-4 км. Радиосвязь дежурных технических контор со списчиками вагонов осуществляется на общей частоте для каждого парка прибытия.
Радиосеть ВОХР (военизированной охраны) предназначена для связи начальника караула со стрелками охраны, имеет одну радиосеть, включающую 1 стационарную радиостанцию, 3-5 носимых радиостанций, действует на расстоянии 2-4 км.
Радиосеть СЦБ и связи предназначена для связи старшего электромеханика и дежурных постов электрической централизации, а также начальников радиоузлов с мобильными работниками связи. На станциях с постоянным дежурством электромехаников используются 1-2 радиосети.
Цифровые системы связи
Основным направлением модернизации систем технологической связи на железных дорогах является переход на цифровые системы связи.
Цифровая связь использует как проводные, так и беспроводные каналы передачи данных, но в отличие от традиционной (аналоговой) связи отличается более высокой защищенностью от помех, перехвата, лучшей избирательностью и пропускной способностью канала связи.
Информация в цифровых системах связи передается в закодированном (двоичном) представлении. Такие системы предоставляют широкий спектр телекоммуникационных услуг: индивидуальные и групповые вызовы, выход в телефонную сеть общего пользования, передача данных на высоких скоростях и т.д.
Пропускные способности оптических каналов на порядки выше, чем у информационных линий на основе медного кабеля. Кроме того, оптоволокно невосприимчиво к электромагнитным полям, что снимает некоторые типичные проблемы медных систем связи. Оптические сети способны передавать сигнал на большие расстояния с меньшими потерями. Несмотря на то, что эта технология все еще остается дорогостоящей, цены на оптические компоненты постоянно падают, в то время как возможности медных линий приближаются к своим предельным значениям и требуют все больших затрат на дальнейшее развитие этого направления.
Поездная радиосвязь
Поездная радиосвязь — железнодорожная технологическая радиосвязь, предназначенная для регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения. Поездная радиосвязь обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами локомотивов, а также машинистов между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта. Возимые радиостанции устанавливают обычно в кабине машиниста, а стационарные — в служебных помещениях дежурных по станции. Связь поездного диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется через ближайшую к локомотиву стационарную радиостанцию, управляемую дистанционно через проводной канал связи.
Выделенные частоты
Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в гектометровом диапазоне (ГМВ) на частоте 2,13 МГц и 2,15 МГц и в метровом диапазоне (МВ) на частотах 151,725-156,000 МГц. Предпринимались попытки наладить дуплексную поездную радиосвязь в дециметровом диапазоне (ДМВ) на частотах 307,0000-307,4625 МГц (приём с локомотива) и 343,0000-343,4625 МГц (передача на локомотив).
Для организации поездной радиосвязи чаще используется гектометровый диапазон.
Аппаратура радиосвязи
Наибольшее распространение в качестве возимых радиостанций получили различные модификации радиостанции РВ-1М.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Поездная радиосвязь» в других словарях:
Поездная радиосвязь — двусторонняя непрерывная радиосвязь, входящая в систему технологической железнодорожной радиосвязи (См. Железнодорожная радиосвязь) и используемая поездным диспетчером и дежурными по станциям для регулирования движения поездов и… … Большая советская энциклопедия
Железнодорожная радиосвязь — используется на ж. д. для оперативного руководства движением поездов, при станционной работе, ремонте пути, энергосистем и др. Осуществляется радиостанциями низовой связи (См. Радиостанция низовой связи). На ж. д. СССР Ж. р. начали… … Большая советская энциклопедия
Словарь метротерминов — Эта страница глоссарий. Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене и железной дороге. Подавляющее большинство сокращений пришли в метрополитен с железной дороги напрямую или образованы по… … Википедия
поездно́й — ая, ое. прил. к поезд (в 1 знач.). Поездной состав. Поездная радиосвязь. || Предназначенный для поезда. Поездные тоннели. Поездное расписание. || Связанный с перевозкой, работой или поездкой на поезде. Поездной груз. Поездная бригада. Поездной… … Малый академический словарь
ПРС — приводная радиостанция авиа, связь Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур
Одесская область — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Крушение в Перерве — Крушение в Перерве … Википедия
ГОСТ Р 54959-2012 — Действует с 01.04.2013 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля разделы 33.100, 45.020, 45.060 … Указатель национальных стандартов 2013
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Поезд — Привод Локомо … Википедия
Для чего применяется поездная радиосвязь в пассажирских поездах сдо
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правила пользования поездной радиосвязью
Дата введения 2014-10-01
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2 ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД)
Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Министерства транспорта Российской Федерации»
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на порядок ведения переговоров и использование средств поездой радиосвязи на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р 54959-2012 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля
ГОСТ Р 55057-2012 Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения
ГОСТ Р 55056-2012 Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 53953, ГОСТ Р 55057-2012 «Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения», ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абонент поездной радиосвязи: Работник владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, использующий в соответствии со своей должностной инструкцией средства поездной радиосвязи для ведения служебных переговоров.
3.2 владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора*.
* ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 76
3.3 выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и/или ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.
3.4 высокоскоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростями свыше 200 км/ч.
3.5 государственная комиссия по радиочастотам; ГКРЧ: Межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи.
3.6 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи».*
* ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 80
3.7 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг поездной радиосвязи, подтвержденная владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3.8 инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, системы, устройства и оборудование.
3.9 использование радиочастот: Обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целей.
3.10 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
3.11 радиоэлектронные средства: РЭС: Технические средства, предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.
3.12 распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в «Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5], на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.
3.13 средства поездной радиосвязи: РЭС, применяемые в поездной радиосвязи.
3.14 сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность средств железнодорожной радиосвязи и среды распространения радиоволн, предназначенная для связи между стационарными и подвижными абонентами, участвующими в выполнении технологических процессов, и (или) для передачи данных информационных и управляющих систем*.
3.15 система поездной радиосвязи; система ПРС:
Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по станциям и переездам, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой.*
3.16 скоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростью от 141 до 200 км/ч.
3.17 техническое обслуживание: Комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности средств поездной радиосвязи, других устройств и сооружений поездной радиосвязи при использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
3.18 уполномоченное подразделение: Подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, в сферу деятельности которого входит организация поездной радиосвязи.
3.19 эксплуатация радиоэлектронных средств: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.
4 Общие положения
4.2 Настоящие Правила предназначены для применения владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью.
Взаимодействие владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса определяется положениями Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] и «О связи» [2].
4.3 Использование поездной радиосвязи при организации движения поездов, в том числе при неисправностях поездной радиосвязи, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
4.4 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта организует поездную радиосвязь для работников владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса (абонентов поездной радиосвязи), определенных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
4.5 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] может вносить изменения в перечень абонентов поездной радиосвязи при изменении технологии перевозочного процесса, при вводе в эксплуатацию новых технических средств.
4.6 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта предоставляет участникам железнодорожного перевозочного процесса право пользования поездной радиосвязью. Предоставление услуг связи осуществляется на основании соответствующих договоров между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса на оказание услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи в соответствии с лицензией владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В отдельных случаях допускается самостоятельное получение перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса разрешений на использование выделенных владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта радиочастот и регистрация принадлежащих им РЭС. В этом случае владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта согласовывает заявку на получение разрешения на использование номиналов частот конкретным участником перевозочного процесса. Разрешения на использование радиочастот выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). [2]
4.7 Все РЭС, используемые в поездной радиосвязи владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, имеют позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения.
Позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения образовываются в соответствии с определенным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) порядком [4] на основании обращения владельца РЭС на получение свидетельства об образовании позывного сигнала и заключения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС.
Позывные сигналы для РЭС, работающих в цифровых системах поездной радиосвязи, у которых формируются сигналы опознавания избирательного вызова, в том числе передаваемые автоматически, не образовываются.
Структура позывных сигналов для РЭС поездной радиосвязи железнодорожного транспорта, соответствующая порядку, определенному в [4], приведена в таблице 1.
4.8 На каждой железнодорожной линии (участке железной дороги) на железнодорожном подвижном составе применяют РЭС, используемые перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, совместимые с системой поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.