Для чего приносят продукты на панихидный стол

АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ
ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА

Кануном в церковной среде именуется день, предшествующий тому или иному празднику. Но есть и выражение «милостыня на канун», и означает оно совсем другое: принесение в храм тех или иных продуктов для трапезы — в память об усопшем. В основном приходящие в Церковь люди воспринимают эту традицию интуитивно — в ней нет ничего сложного, она по-житейски понятна каждому. Но все же уточним некоторые моменты, чтобы те, кто только начинает церковную жизнь, могли избежать неправильного понимания и суеверий.

1. Как возникла традиция?

Традиция приносить в храм все необходимое для общей трапезы берет свое начало в первых веках христианства. Верующие собирались вместе для совершения Евхаристии, которая переходила затем в обычную вечерю, то есть в ужин. Известны с тех времен и поминальные агапы, то есть трапезы в память об усопших.

2. Что приносить?

На канун можно приносить любые продукты, кроме мясных и сырой рыбы. Не стоит, конечно, приносить и алкоголь — если есть желание пожертвовать в алтарь бутылку кагора для богослужений, лучше приобрести его в церковной лавке, так как далеко не всякое вино пригодно по качеству для совершения Литургии. Продукты должны быть плотно упакованы, не распространять никакого запаха, не пачкать ничего вокруг. Они не должны быть просроченными или на грани срока годности. В дни многодневных постов приносят только постное, соответствующее строгости поста по уставу.

На отпевание и в дни поминок в храм приносится кутья. Ее, в отличие от других приношений, затем забирают домой, на поминальный стол. Но можно оставить отдельное блюдо с кутьей и для храмовой трапезы.

3. Когда приносить?

Обычно продукты в храм приносят тогда же, когда заказывают об усопшем панихиду (во время служения которой пища и освящается для общего стола). Как правило, это девятый и сороковой день по кончине, годовщины рождения и смерти покойного, день его именин, а также дни, когда совершаются так называемые вселенские панихиды, именуемые в народе родительскими субботами, и Радоница. Однако ничто не мешает нам творить такую милостыню в любое время, когда у нас есть возможность и этого желает наша душа. При этом можно заказать поминовение усопшего на Литургии, сорокоуст о упокоении или просто помолиться сердцем.

В Церкви есть периоды, когда поминовение усопших по уставу не совершается: дни Великого поста (кроме суббот), Страстная седмица, время от Пасхи до Радоницы, от Рождественского сочельника до Крещения Господня, двунадесятые праздники. Приношения в храм в эти дни обычно тоже не совершаются.

Приносят продукты обычно в утренние часы, когда служится Литургия.

4. Куда приносить?

Чаще всего в храме есть панихидный стол, который нетрудно заметить по уже лежащей на нем снеди. В небольших церквях это может быть тумбочка, коробка или корзина. В некоторых храмах продукты для общей трапезы можно принести непосредственно в трапезную, снабдив запиской с именами усопших для поминовения.

5. Куда потом деваются продукты?

Употребление продуктов с кануна зависит от того, какова приходская жизнь храма и его деятельность. Практически везде они используются для приготовления трапезы после Литургии, раздаются священникам, сотрудникам храма и малоимущим прихожанам. Если социальное служение прихода включает в себя сотрудничество с центром для бездомных, кризисным приютом для женщин и т.п., часть приносимого периодически передается туда. Если при храме действует своя просфорня, мука высшего сорта отдается для выпекания просфор.

6. Распространенные заблуждения

Некоторые считают, что поминать усопших нужно, обязательно жертвуя какие-нибудь сладости. На самом же деле род и вид пищи не имеет значения. С практической точки зрения — для приготовления общей трапезы — ценнее порой бывают банка рыбных консервов или бутылка масла, чем килограмм карамели. Грешат суеверием те, кто обязательно подкладывает в приношение луковицу — «чтобы слезы лились здесь, а не на том свете». А вот обычай приносить любимую еду покойного нельзя назвать ни суеверным, ни каноническим: если это делается из тех же соображений, по которым некоторые кладут в гроб любимые вещи усопшего, то это проявление язычества, если же мы просто готовим какие-то блюда, вспоминая об усопшем с любовью, ничто не мешает принести их и в храм.

Петропавловский листок, №29 август 2017

Источник

Православная Жизнь

В православных храмах обычно есть такое странное место, куда люди приносят продукты. Зачем это нужно? Всем ли надо приносить? Кто всё это потом ест? Отвечает протоиерей Тарасий Перепелица, настоятель храма святой равноапостольной великой княгини Ольги с. Мануйловка.

Традиция приносить в храм продукты существует ещё со времён первых христиан, которые приносили хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии. Эта традиция осталась в нашей Церкви до сегодняшнего дня, но трансформировалась. Сейчас в храмах можно видеть панихидные столы, куда приносят продукты, при этом пишут записку об упокоении и подают её для молитвы священника. Продукты приносят как дар Церкви и священнику, в благодарность за молитву об упокоении тех, чьи имена подали в записке, а также как милостыню от лица тех, о ком мы желаем помолиться.

После смерти невозможно покаяться, пожертвовать. Помня о наших усопших, мы несём в храм продукты, делая за них то, что они, может быть, не доделали при жизни. Из этих продуктов потом готовят трапезы в храмах, их раздают нуждающимся. Люди, принимающие эти продукты, становятся сомолитвенниками тех, о ком молился священник. Ничего страшного, что он не знает их имена — Господь знает. Эта милостыня имеет большое значение, она продуктивная и многофункциональная, если можно так выразиться.

К такой милостыне можно прибегать тем, кто хочет кому-то помочь едой. Бывает так, что человек дал нищему булочку или хлеб, а тому не надо. Если же принести продукты на панихидный стол — любые, какие кто имеет, — такого никогда не произойдёт. Не важно, сколько вы принесёте, сколько сочли возможным оторвать от себя. Лепта вдовицы была мала, но Господь принял её и поставил выше любой другой жертвы. Так же и мы: сколько бы ни отняли от себя, своего бюджета — это будет великая милость для сродников, которые ждут, когда же мы вспомним о них, когда помолимся. Будет это помощью нуждающимся, которые ждут нашей жертвы.

Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Поступая так, мы учимся милостыне. Это очень важно, поэтому будет замечательно, если мы воспользуемся возможностью поделиться частью своего достатка с неимущими.

Источник

«Батюшка, что принести на панихиду?» – то, чего не заменят никакие продукты

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov

Родительская суббота выпала нынче накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Нечасто так бывает, кстати. Нет, то, что ближайшая суббота к празднику всегда поминальная, это понятно, просто между ними чаще всего бывает еще несколько дней, а тут вот совсем рядом. И как-то тепло от этого, что ли.

Утром мы вспоминаем всех почивших, ушедших из этого мира, а уже вечером возносим молитвы к Той, для Кого дети земные не разделены чертой жизни и смерти, для Которой мы все, здесь некогда жившие и ныне живущие, – причина неустанной заботы и особой просьбы перед престолом Небесного Отца.

Память Церкви не принадлежит отдельной группе людей

Кстати, отчего же все-таки родительская-то? В общем-то, речь, наверное, не только о родителях, тем более что они далеко не у всех ушли. Здесь есть какой-то общий момент – память предков, дедушки, бабушки, прабабушки, вообще все те, кто был некогда с нами, жил прежде нас, кого мы когда-то короткое время знали, а возможно, что и не знали.

Память Церкви не принадлежит какой-то отдельной группе людей, она всеобъемлюща, потому что охватывает и тех, кого, возможно, и помнить-то некому. И оттого эта память вселенская, и оттого само поминовение о всех прежде усопших от века.

Обернешься так в свою родословную, ну и кого ты там особенно помнишь-то? Хорошо, если где-то фотографии старые остались, а имена, а кто кому кем приходился? А ведь какие-то сто лет. А дальше что?

Неизвестность? Грустно и стыдно, конечно, от таких мыслей. И вот потому в эту особую поминальную субботу мы возносим свои прошения о ВСЕХ прежде почивших, потому-то в этих словах молитв я словно бы прошу: да, Господи, коротка моя память, как и сама эта суетная жизнь, иногда вчерашний день-то в подробностях теряется, но Ты же знаешь, и для Тебя случайно прошедших в этих коротких отрезках нет, и потому не оставь их, ибо в нашей памяти им места не нашлось, но утешь и не лиши их Света Своего.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Пусть там, где зажглась свеча, загорятся и сердца, и этот пульс будет маленьким посланием куда-то туда, где время окончено, как весть о том, что мы не оставляем, не забываем, что пусть не сохранила память имена и лица, но в сердце остались благодарность и надежда, а именно через них мы узнаем друг друга не только в этой жизни, но и вопреки векам, которые уже прошли и остались пропастью между нами. И там, где рука прикоснулась к давно сглаженному временем холму, там, конечно же, отзовется Небо и наша память станет той путеводной нитью для тех, чьи дороги в этом времени и месте давно уже завершились.

Никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве

Часто спрашивают, хотя, в общем-то, наверное, и сами знают: батюшка, а что принести на панихиду? Ну, панихидные столы у нас в эти дни – дело известное… Туда, и это знают все, наверное, надо что-то положить. И вот тут начинается то, что затмевает главное. Принесите в храм себя. Никакие крупы, сахар, вообще никакие продукты не заменят сердца, участвующего в молитве, зажгите свечу, но оставьте этот свет от нее в своей душе, не надо вступать в сражение за подсвечник, не там место под солнцем, в конце концов, пусть она останется просто в руке или же даже на любом свободном подсвечнике.

В Церкви живые и усопшие не разделены формой подсвечника, хотя и есть отдельное место для свечей и панихидный стол.

Но думать, что молитва будет действеннее от правильно поставленной свечки, совсем не серьезно. Свеча погаснет, она догорит, но, выходя из храма, надо уносить с собой те слова и мысли, которые вы посвятили своим ушедшим любимым людям. Прийти и отметиться, что вот, мол, отстоял панихиду, был на родительской, съездил на кладбище и вообще долг выполнил – это не о любви. О любви – наша живая вера, что конца никому нет и, как в песне Шевчука, «даже тем, кто не с нами».

И все же во всех этих страшных, убивающих чувствах в дни прощания и незаживающей боли все равно остается кое-что очень важное: люблю, не перестаю любить, мне больно, но я не верю всем этим венкам, этому гробу, этой жуткой и страшной потере. Не верю, потому что люблю. И значит, где-то здесь будет место, в котором откроется самая важная весть о том, что это не конец, что это не предел всему и не тупик. А значит, не все.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Смерть – страшный и упрямый педагог

А может быть, однажды и откроется человеку, что в дни своих страданий и переживаний об уходе близкого жалел-то он в большей степени себя… Помните, как обычно прежде на Руси причитали: на кого ж ты меня покинул? То есть это мне сейчас плохо, это меня оставили, это мне нехорошо. А как тому, кто ничего нам сказать и что-то объяснить уже не может?

Мы любим, а значит, где-то уповаем, что всякому расставанию вечным все равно не быть.

И потому вопреки официальному цвету скорби – черному, Церковь поминает своих ушедших чад в белых и сияющих цветах.

Ночь этой жизни всегда темнее всего перед рассветом. А значит, мы не можем перестать быть. И потому не перестает быть Любовь.

Источник

Для чего приносят продукты на панихидный стол

Действительно интересный вопрос мне задал человек в храме.
«У вас тут бабушка ходила, раздавала всем по печеньке и по две конфетки. Просила помянуть своего мужа, у него годовщина. А почему именно печеньки и конфеты? В них какой-то священный смысл?»

Все, кто регулярно ходит в храм, знают про панихидный стол. Это единственное в храме место, возле распятия, где можно поставить свечи о упокоении. И там же можно положить на жертву продукты для поминовения Ваших усопших. Более того, к своим продуктам можно и приложить записку с именами усопших, чтобы о них помолились.
(Кстати, по канонам к продуктам можно так же приложить и записку о здравии, но у нас это почти нигде не встречается).

Для начала давайте разберемся, зачем это делают.

Все мы знаем, что за молитву в храме полагается совершить жертву. И я сейчас говорю не о «расценках» на сорокоусты, хотя их тоже можно сюда отнести. Еще в Ветхом Завете говорилось о благодатной силе пожертвований:

Притчи 11:24-25
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

А апостол Павел во 2 послании к Коринфянам сравнивает милостыню с посевом семян, после которого можно смело ожидать урожая (9 глава).

Творя милостыню и прося о молитве, человек вызывает у тех, кто получит эту милость, чувство благодарности. А значит и молиться в ответ они будут с чистым, искренним сердцем. Ну а если говорить о храмах, то храмы вообще живут исключительно с людских пожертвований.

Немного отвлекся.
Совершённая милость через чувство благодарности увеличивает силу молитвы.
Мы все знаем, что всякому, творящему милость, Бог дает Свою милость в ответ. А в этот момент мы конкретно просим не за себя, а чтобы милость эта досталась тем, о ком мы молимся (живым или усопшим).

И да. Просить о молитве можно не только священника, но и любых людей. У нас в чате админки «Православные шутят!» и храмовом чате для прихожан всегда звучат просьбы о молитве, если у кого-то что-то случается.
_____

Куда же идут продукты с панихидного стола?
Церковным работникам. От священников до свечниц. Если в храме есть трапезная, то часть продуктов обязательно идет в нее.

А поминальные записки с именами остаются лежать на столе, чтобы их поминали все работники, берущие себе «панихидку» (так принято называть пакетик с жертвованными продуктами). Даже если записок нет (уже убрали или жертвователи просто их не написали), то читается краткая молитва: «помяни, Господи, принесших и ихже ради принесоша» (слав. «тех, ради кого принесли»). Таким образом поминаются даже те, кто по Евангельскому слову совершают жертву анонимно.

Конечно, чаще всего продукты несут в родительские субботы и на Радоницу. Это традиция, которой уже нередко старшие учат младших. К сожалению, зачастую учат, не объясняя, что и почему, а просто «надо принести на помин продукты, потому что «так положено».

И вот из этого бездумного «так положено» порой вытекают довольно неприятные ситуации.

Во-первых, бывают проблемы с качеством продуктов.
Я сам регулярно получаю панихидку в крупном городском храме, куда меня часто приглашают помочь со службами и дежурством. И в основном-то все нормально, но бывают и казусы. Вот недавно, например, мне досталась консерва, у которой срок годности (!) закончился уже 3 года назад. И, к сожалению, это не единичный случай.

Но, увы, неспроста существует поговорка «На’ Тебе, Боже, все то, что нам негоже». Бывают, что люди намеренно несут порченные-просроченные продукты. Самим не надо, выкидывать вроде бы как грех, а тут и совесть чиста, и от пищевого мусора избавились.

Но честно скажу: уж лучше в мусорку. Благодарности от такой «милости» вы ни от кого не увидите. Просто подумайте логично: если Вы пожертвуете Богу за свою просьбу бесполезную гадость, то что Бог даст Вам в ответ?

Издревле люди несли Богу самое лучшее: на службу одевались в лучшую одежду, лучшими материалами украшали свой храм, лучшую пищу несли на панихидный стол.

И тут можно плавно перейти ко второму аспекту. Сладости.

Почему та бабушка вначале статьи раздавала именно печеньки и конфетки?

Потому что сладости для наших предков были редкостью. Как правило, это была пастила из перемешанных в пюре и затем подсушенных до состояния жевательной конфеты фруктов и ягод.
Иногда добавляли мед (но не у каждой семьи он был), были и другие рецепты сладостей.
Но главное, что сласти делались, как и соленья, запасом на весь год и доставались из хранения лишь по особым случаям: праздники, свадьбы или на помин.

Вот и повелось, что эталоном раздаваемых на помин продуктов стали пряники, печенья, да конфеты: сладости тогда ценились выше других продуктов, они маленькие и их удобно раздавать многим людям.
Как и носовые платки.

Но в современном мире все немного не так, друзья. Сегодня сладости легко доступны в огромном ассортименте в любом магазине и уже не являются такими ценными и редкими припасами, как в древности.

В начале своего служения я проходил практику в городском соборе (не в том же, что помогаю сейчас, но не суть). И я с благодарностью брал все, что приносили люди. Состояла же моя панихидка почти каждый день из 1-2 пакетов конфет, 1-2 пакетов печенья, 1-2 пакетов пряников.
Каждый день.
Ну и иногда, конечно, в том же пакете мне давали хлеб, крупу, масло, консервы, соки, минералку итд. С этими продуктами проблем нет, но для правдивой точности их тоже стоит упомянуть.

Просто представьте на себе: позавчера Вам дали 2кг сладостей, вчера тоже 2кг, хоть и немного других, 2кг сегодня, 2кг будет завтра и 2кг послезавтра. Уже набралось 10 кг, меньше, чем за неделю (пофантазируйте, какой это объем, как если бы он сейчас находился у Вас в руках). И так каждый день.
Никто не может есть столько сладостей и Ваша семья не исключение. Но это же людские молитвы, выбросить нельзя. Сначала Вы пытаетесь раздавать все это родным, близким и соседям. Со временем и они просят прекратить, потому что столько сладкого они просто не могут осилить, да и вообще у некоторых диабет.
Сладости стоят, стоят, портятся, и в итоге их все равно приходится отправить в мусор.

Признайтесь честно. Насколько Вы потом будете благодарны новой пачке печенья?

Но об одном из вредных суеверий скажу сейчас.
Звучит оно так: «в родительскую субботу нельзя писать поминовения о здравии и причащаться».

Источник

Почему люди приносят продукты в храм в родительскую субботу

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Во всех храмах есть место, где люди могут оставлять продукты, но мало кто знает, зачем это нужно делать. Этот вопрос очень часто задают люди, которые собираются отправиться в храм.

Традиция приносить продукты в храм

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Из давних времен существует традиция, согласно которой люди несут в храм продукты, сообщает издание rsute.ru. По сей день эта традиция является известной, но она немного трансформировалась.

Придя в храм, можно увидеть панихидный стол, где все прихожане оставляют продукты. При этом они могут написать записочку об упокоении и подать ее священнослужителю. Продукты, которые люди приносят в храм, служат некой благодарностью за молитву об упокоении всех тех, чьи имена были указаны в записке. Также это служит милостыней от лица тех, о ком человек пришел помолиться.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Зачем нести в храм продукты

После смерти человек уже не может покаяться или подать милостыню, за них это делают родственники. Когда люди поминают умерших родственников, они несут в храм продукты. Таким образом они делают то, что усопший человек не успел или не смог сделать при жизни. Из собранных продуктов потом готовят трапезу, либо же раздают их нуждающимся людям.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Люди, которые принимают данные продукты, считаются сомолитвенниками тех, о ком молится священнослужитель. В данном случае нет ничего страшного, если он не знает их имен, ведь Господь знает все. Данная милостыня является очень важной для всех.

Прежде чем отнести продукты в храм, необходимо взглянуть на православный календарь, чтобы узнать, если ли пост или нет. Если же идет пост, то в храм нужно приносить скоромную пищу. Если же нет поста, то еда может быть любой. Все дело в том, что в период поста священнослужители не будут есть запрещенные продукты, поэтому их не следует приносить в храм.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Какую еду можно нести в храм для панихидного стола

Люди, которые хотят помочь нуждающимся едой, порой не знают, как это правильно сделать. Бывают случаи, когда человек дал нищему хлеб, а тот ему оказался не нужным. В данном случае еду можно принести в храм и оставить на панихидном столе.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Продукты можно приносить совершенно любые, которые человек пожелает. К примеру, можно отнести в храм то, что любил есть усопший. Вовсе не обязательно покупать много конфет или печенья, как многие считают. Вместо этого можно принести крупу, макароны, овощи, молоко или картофель.

Самое главное – все принесенные в храм продукты должны быть пригодными к употреблению и иметь хороший срок годности. Негоже нести в храм просроченные продукты или те, которые уже кто-то открыл. Не следует приносить в храм мясо и мясные продукты.

Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть фото Для чего приносят продукты на панихидный стол. Смотреть картинку Для чего приносят продукты на панихидный стол. Картинка про Для чего приносят продукты на панихидный стол. Фото Для чего приносят продукты на панихидный стол

Не важно также и то, сколько продуктов человек решит принести в храм. Любое количество принесенной еды в храм будет служить великой милостыней для сродников, которые ждут, когда о них помолятся близкие люди. Это также будет служить большой помощью и для нуждающихся, которые ждут пожертвования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *