Для чего призвали варягов

Причина призвания варяжских князей

Почему на Русь пришли править варяги?

Существует легенда, согласно которой в 862 году в Господин Великий Новгород на княжение были приглашены варяги во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором.

Легенда основывается на древнейшей летописи «Повесть временных лет», а также первой летописи города Новгорода.

Однако, официальная наука не признаёт этот факт, считая его вымыслом и мифом. Поэтому придётся основываться не столько на фактах, сколько на дошедших до нас легендах и преданиях.

Кто позвал варягов?

Как гласит летопись, примерно в середине века славянские и финские племена, состоявшие из словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, которые приходили из-за Варяжского (Балтийского) моря.

В 862 году славянско-финские племена изгоняют иноземцев, однако, после этого между ними самими вспыхивает междоусобица, и они никак не могут решить, кто из них кому должен подчиняться.

Чтобы положить конец распрями, славянские и финские вожди приняли решение пригласить на правление князя со стороны, который бы решил все их конфликты, и выбор пал на варягов-русов.

Интересно, что в средние века русью называли представителей скандинавских народов: Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.

В Европе эти народы известны как викинги (дат.«vikinger») или норманны. Понятие «русь» пришло из древнеисландского языка и означало «гребцы» или «мореходы», поскольку викинги издавна ходили по морю на веслах.

Предположительно, позднее это название приглашенных правителей постепенно перешло и на весь народ, который стал называться русским, а государство, которым стали править приглашенные викинги – Русью.

Кто такой Рюрик?

Имя «Рюрик» происходит из древнегерманского языка, ставшего предком скандинавских языков, и означает примерно «славный воин».

Интересно также, что общее с Рюриком древнее происхождение имеют такие современные имена как Родерик и Родриго.

Но кто же такой сам Рюрик?

О Рюрике, который пришёл княжить на Ладогу и стал родоначальником новой царской династии, правившей Россией до XVI века, известно немного.

Жизнь Рюрика началась совсем не по-княжески. Он был сыном Годолюба, князя прибалтийского племени славян-рарогов. Это княжество включало в себя часть полуострова Ютландия, поэтому неудивительно, что впоследствии Рюрик получит прозвище Рюрик Ютландский.

Имя Рюрика происходит от священного сокола Рарога, воплощения Огнебога-Семаргла. Кстати, геральдическим символом князей Рюриковичей являлся именно сокол.

Но князь Годолюб в 808 году был казнен датчанами при взятии города Рарога.

Матерью Рюрика была Умила, средняя из трёх дочерей Гостомысла, которые были выданы отцом замуж за князей-соседей.

После гибели отца и разрушения родного города, оставшемуся без родины Рюрику ничего не оставалось, как податься в «варяги», то есть, своего рода северное «береговое братство» искателей приключений на морских просторах.

В 843 году эскадра викингов-варягов основала свою базу на острове Нуартье, откуда стали совершать свои набеги на ближайшие населённые пункты: Бордо, Лиссабон и Севилью.

Рюрик к этому времени успел уже довольно освоиться среди варягов и даже выдвинуться в их первых ряды и стать одним из предводителей.

Вот тут и последовало приглашение на княжение из Новгорода.

Почему именно Рюрик?

Дело в том, что княжение в славянских племенах было не только выборным, но ещё и наследственным. И Новгородский парламент – вече могло выбрать себе в князья не просто первого встречного, а только потомка какого-либо княжеского рода. Если своих кандидатов не находилось, могли пригласить иностранного наследника, лишь бы был подходящего происхождения – княжеского.

А Рюрик как раз являлся внуком Гостомысла по матери и, стало быть, его законным наследником. Ему к тому времени было уже около 45 лет, то есть, пора было остепениться и подумать о собственном доме, не век же скитаться по морям, не имея своего угла.

Таким образом, в 862 году Рюрик принял приглашение Новгорода и пришёл княжить на Русь.

Восстание Вадима Храброго

В 864 году в Новгороде вспыхивает восстание против Рюрика.

Причины назвать нетрудно.

Первая из них была в том, что, само собой, Рюрик пришёл в Новгород не один, а со своей дружиной, которая представляла собой разношерстное войско балтийских головорезов, мало чем отличавшихся от тех варягов, которых новгородцам удалось изгнать перед этим.

Второй причиной стал тот факт, что новгородцы привыкли к вечевому правлению, которое могло себе позволить диктовать свою волю князьям и даже могло изгнать неугодного ему князя вон из Новгорода.

Рюрик же стал править железной рукой, по примеру западных королей, решая все единолично. Долгое время живя на Западе, блуждая по морям, он, естественно, привык единовластно командовать на борту своего пиратского ушкуя, и какое-то вече было для него пустым звуком, с которым он не собирался считаться.

Восстание Рюрик успешно подавил, дав понять, что «теперь все будет по-другому».

Однако, приход Рюрика на правление имел и свои положительные стороны.

На Балтийском море в это время продолжали бесчинствовать банды викингов, совершая свои грабительские набеги на Англию, то и дело громили Курляндию. И только на Русь с приходом Рюрика не было совершено ни одного пиратского нападения.

В 874 году Рюрик женился на норвежской принцессе Ефанде. Правой рукой же Рюрика становится брат Ефанды по имени Одда, известный на Руси как Вещий Олег. Рюрику было уже под 60 лет, когда у него родился сын Игорь.

В 879 году Рюрик скончался, оставив наследником малолетнего княжича Игоря и его опекуном Олега.

Потомки Рюрика

У Игоря Рюриковича и его жены Ольги родился сын Святослав.

Самым знаменитым царём из рода Рюриков стал Иван IV Грозный.

Последним из рода Рюриков стал сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович, получивший прозвище Блаженный из-за вечной блаженной улыбки на лице. В 1597 году царь тяжело заболел и скончался, не оставив наследника. На нем знаменитая династия закончилась.

Источник

Призвание варягов

По немецкой «норманнской» теории Рюрика пригласили из северных скандинавских стран дремучие и невежественные русские племена варваров. Немцы, пробравшиеся в начале 18 века через «окно в Европу», прорубленное Петром Первым, создавали историю Руси 117 лет с момента основания в 1724 году Российской Академии наук, причем из 34 академиков-историков 31 были немцами. Они полностью контролировали весь процесс написания русской истории и решали, какие старые русские документы следует сохранить, какие переписать, какие фальсифицировать, какие уничтожить. Отечественные историки (М.В. Ломоносов, Я.О. Ярцов и Н.Г. Устрялов) были полностью отстранены от отечественных архивов и первоисточников. Ясно, что немцы могли натворить!

По другой, «антинорманской» теории Рюриком звали внука новгородского воеводы Гостомысла.

Посмотрим, что говорит по этому поводу «Велесова книга»:

Дощечка 2а
А по тема двъ темi врязi прiдоша. а земе беряй од Хъзаром до роуце св(а), а тем бо одерене работахомо.

А после двух темей варяги пришли… и землю у хазар, у которых мы были в кабале, забрали в руки свои.

Дощечка 4б
. А тако на два десентъ тысeнцъ лътъx нe мoгoшa coyтвopяшiтece дo Рycъ, a тaмo пpiдe въpязi, a бepe тy. бъ ста она сынове влцi.

А тамо есь. Кiевi, же дана щасть мала. тамо бо усъдшеся ворязi, iже соуте хiщнiцi.

А там есть… Киев, что часть дана малая…, уселись там варяги, они суть хищники…

Дощечка 4в
О тоi щас, iдша до Кiiву върязi со госте, а бiяху Хъзярi.

В то время пришли варяги к Киеву с торговыми гостями и били Хазар.

Дощечка 5б (1)
Дрiвъ бя на Русi хзарiе. Днес есва върязi. Мы ж есьмi Русiщi, нiколi не врязi.

В древности были на Руси хазары. Нынче же все варяги. Мы же – русичи, никак не варяги.

Дощечка 6е
А ту бо перве ворензе прiдша до Русе, а Асклд слiлоу пограмлi кнезе нашему, а потлце того. Асклд, а позде Дiр уседнешеся на не, яко непрощен кнз. А тiто кнжiте ноща над она до iста бендщете вутце, а семе го костыре хранящ го. ОгнБга дому тому а одеврате лiк свен од она, яко бяста она кнзе од Грьцех крцена. Асклд есе темен воен, а теко днесе од Грьцех освъцен, же нiкiех Русы несте, а сен те врвы.

И тут-то в первый раз пришли варяги на Русь. Аскольд разгромил князя нашего. Аскольд, а потом Дир уселся на нее, как непрошенный князь. Начали княжить, на самом деле будучи вождями, а мы еще останки его храним. Огнебог и от дома того отвращает лик свой, и от них, потому как были те князья греками крещены. Аскольд – темный воин, греками научен, что русов нет, они суть варвары.

Дощечка 6э
А тоi Асклд пожере богом чюжем, неботе нашiем.

А тот Аскольд приносил жертвы чужим богам, а не нашим.

Дощечка 7а
Iмемо iсту вiру, якова не потребуе чловененска жертва. А тая се дъе о ворязi, кii убо въжды жрялi iу

Имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв. А то делается у варягов, что жертву творят.

Дощечка 7г
Ту бо за тенсенц трiе сты ляты од iсхъду Карпеньсте, Асклд злы пренде на ны. Ту зегненсе народе мые од лада, а твряще любы, iдь де стнге наша.

Через 1300 лет от Карпатского исхода Аскольд пришел на нас. И загнулся наш народ, сказал «любо» и пошел под его стяги.

А правяхуть нямо Грьцi а врязi. Тоi щчто оповеденмо детем нашем,

А правят нами Греки да варяги. Так что скажем детям нашим?

Дощечка 7ж
Небось ма сынове, такожде потомiце, a нi ленщенхом сме тако земе наше варензем нi Грьцем.

Не мы ли сыны, да и потомки тоже, и не отдадим так землю нашу ни варягам, ни Грекам.

Дощечка 8
На то еще помыньмо Дорiе Парцiшьтего, iже на ны оутощесе, а побiе ны за нашiе роздiеляны i оусобiць. Тото бо врязiе Ерек а Аськ оусiестасе на кренке наша а мрзящете намо до кромiеты

Вспомним Дира, который на нас напал и разбил за наши разделы и усобицу. А после варяг Эрек (Рюрик) с Асеком (Аскольд) уселись на шею нашу, мерзкие до тошноты.

Колотве вчеренщiе iе соуте днесе варензе i Грьцiе

Колоты вчерашние ныне суть варяги и Греки

Дощечка 8 (1-28)
Се бо Аскы а Ерке по Нъпры ходяшет о люде наше звенще до борiя. А то, яко Доре iме просебень, тако не iмахом сме iте до нь.

Аско и Эрек по Днепру ходят и вызывают наших на битву. А так как Дира имеем при себе, то не имеем смелости идти до них.

Се бо Аск iмяй воя св(а). А посадне iа на лодъх, а iде загренбенте iна, а сте да iде на Грьць, да нiще iхо грады, а да жере Бозм в земе еiехн(а). А то де не iста такова, яко Аск нъсте Русiщ, неботво варензь, а iма iна мет(а). А то гмоть Руску попiраi нама, а зле дея(це), це погенбе iмеен. I Ерке нъсте Русiц, а тоб то лiс iде хiтряшете до ступе, a бiе госте iна, кые бо тому доверенсещ(а).

Аска со своими воинами пошел в ладьях грабить других, чтобы потом идти на греков, разорить их города и жертвы принести Богам на их земле. Но все не так. Аско не Русич, варяг и цель его другая. Поле русское он попирает нам и зло творит нам на погибель. А Эрек не Русич, тот лис в степь идет и купцов убивает, которые его для охраны нанимают.

Дощечка 14
Се бо прiде ворягове до Нiепры, а таможде яхомь земе нашю, i те то iверьше людя, i земе под се члне брате. То бо не смiехомь осогласiте iно, якожде о меще нашiем. I Ерека отрщете одо земе нашiех, а трноуте до срящень, окудва преде.

Пришли варяги на Днепр, а тамошняя земля наша, а они-то и люди иные землю нашу под свои челны брать стали. На то не должны мы согласиться иначе, как с мечем нашим, и Эрека прогнать с земель наших и турнуть под зад, откуда он пришел.

Дощечка 24б
Се Бзе Русы не брящешуть жртвы людьскеа, нiжiе жiвотня, I се врязе i Еланште Бозм даяшуть жртве iню i страшноу, чоловiещноу.

Боги Русские не берут жертвы человеческие, ни животные. А варяги и Эллины богам дают жертву иную и страшную, человеческую.

Дощечка 29
Се бо Асклд iде со врязе све до ны. I се Асклд iе врг нашо. Се рце намо, яко вде о захць нашiе, i лже, якожде iесе врг досете, яко Грьек. I се Асклд iесе вряг оруждень про гостiе i Еланстiе хрянете, iдежде iдящi суте до Непря рiеце. I се Асклд прiдще до ны со Кнудiем о два сет лiяты по Алдорiеху i хощешеть првете ны. I се Дiрос Еланесть орце смiере осьва. I се нас тлесе преждiе ове. I се Асклд овраждете Дiроса, i iесе онь iедень на мiсто то. I такожде е врг нашь. I не хощаехомь iе, якожде врга.
Старе рещене повядоуть ны, якожде прiдьша на Русiе iнь Асклд, i яко бендьще трiе Асклдi врзi. I тые врязi себе жрiяхоуть, i не соуте нашiе, нiжде цiзы кнзiе, яковы не соуте кнзе, тжде вое простiе, i сылоу похыце владстве об овыа.
I се Ерек iдье. I се не даiяхомьсе до Ереку, яко сьме не дахомь i прежды iнiем.

Аскольд идет с варягами своими. Говорит, что пришел по желанию нашему, а лжет. Потому как враг он и грек. Вооруженный для того, чтобы купцов греческих охранять там, где они ходят до Днепра. Пришел Аскольд с Кнудом через 200 лет после Алдореха и хочет править. Грек Дирос (Дир?) говорил «смирный» о себе, а как давил нас. Аскольд одолел Дироса и теперь один он на место то. А ведь он – враг, не хотим его.
Старые сказания говорят, что приходил на Русь другой Аскольд и что будут три Аскольда-варяга. Те варяги не наши, а чужих князей, которые даже не князи, а простые воины и силой захватили власть.
И вот Эрек идет. Не поддадимся Эреку, как не поддались другим прежде.

1. Судя по тексту, нельзя сказать ни в коем случае о том, что варягов призвали русы. Отношение к варягам было отнюдь не дружественное и раболепное. Скорее, наоборот. Варяги – враги, захватившие землю русскую на поругание и погибель.

3. Ни Аскольд, ни Рюрик не были знатного рода. Простые воины, к которым у русов и отношение было соответственное.

5. Варяг повсюду в тексте переводчика пишется с маленькой буквы, в то время как остальные племена и народы – с большой. Это может означать одно: варяг – не племя или народ, варяг – человек без племени, по сути, разбойник, бандит, грабитель, вор, наемный убийца. Варяги захватили и перекрыли жизненную артерию Руси – торговые пути: грабили купеческие ладьи, следовавшие торговым путем по Днепру (Аскольд), ходили грабить торговые караваны в степь (Рюрик), нанимались охраной к купцам с тем, чтобы после их ограбить (Рюрик). Совсем как Стенька Разин. Только Стеньку почему-то никто на княжение не пригласил.

6. Варяги и раньше нападали на другие города и разграбляли их. Набрав в результате грабежей большую силу, варяги осмелились и напали на Русь и захватили власть. Ни Степан Разин, ни Емельян Пугачев такое совершить не сумели. А историю своего восхождения на престол варяги попросту переписали.

Возникает вопрос: почему так легко взошел на престол Аскольд? Почему не сопротивлялись русы? Правивший в то время Киевом грек Дир изрядно «давил» русов. Не потому ли горожане были рады избавиться от него и не сопротивлялись варягам? Не исключено, что у них даже был сговор с варягами об устранении Дира, на основании которого те потом утверждали, что их де «пригласили» на княжение. Не повезло руссам. Из огня да в полымя угодили. Из варяг в греки – из одной беды да в другую. Так обычно бывает и в наши дни, когда распри появляются. Как в сказке «Два жадных медвежонка».

7. «Антинорманисты» предлагают свою теорию, согласно которой новгородцы призвали на княжение внука старейшины Гостомысла, чья дочь Умила была замужем за князем Годославой из могучего славянского племени ободритов, живших на острове Руян (Руген). Ободриты были пиратами. Грабили города на побережьях Балтийского моря, держали в страхе весь север Европы. Может, потому их и прозвали ворюгами (варягами). К тому же призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит, представляется маловероятным.

8. Варягов призвали новгородцы в 862 году. В Киеве они появляются в 864. Почему рядовой Новгород, а не стольный град Киев распоряжается землей русской?

Но стремление к свободе, комфортной среде обитания, свободному волеизъявлению своих желаний и потребностей остается присуще любому индивиду, будь то вожак, облезлый баран в стаде или бомж. Таковы инстинкты природы.

Потому желание русов, бывших свободными и управлявшими через народное вече страной более полторы тысячи лет, внезапно, без каких-либо катаклизмов и реальной угрозы извне отказаться от свой свободы и отдать себя под власть каких-то пришлых врагов-варягов, к тому же чужой языческой веры, представляется весьма сомнительным. Такое действия больше присущи христианам, добровольно отдающим себя в рабство своему богу, и завоевателям, желающим удержать в повиновении захваченное стадо-страну и для этого легитимизирующих свое присутствие. Потому очень сомнительно «добровольное» призвание варягов.

1. Ни «антинорманская», ни тем более «норманская» теории не имеют под собой достаточного основания для признания их верной.

2. История о призвании варягов на Русь полностью вымышлена немецкими историками с целью уничтожения подлинной великой истории Руси и низведения русов до уровня тупых варваров, не имевших до Рюрика ни государственности, ни народности.

3. Варяги, являвшиеся обычными разбойниками, попросту напали на Русь и захватили власть. А для легитимности своего правления переписали историю. Хотя для русского народа остались все равно ворогами, силой захватившими власть, хищниками, иноверцами, волчьими сынами. Напрашивается правомерность толкования изречения «из варяг в греки». А не имеет ли оно иное значение — «из огня да в полымя»? То есть из одной беды в другую, от одного врага к другому. Ведь с греками русы в то время воевали.

4. Призвание язычников-варягов сыграло роковую роль в истории Руси и послужило началом уничтожения русской культуры, истории, веры и навязыванием чуждой христианской религии.

Источник

Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…
«Задонщина» (памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв.)

1150 лет назад в 862 году по древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван править на севере русской земли. Рюрика пригласили несколько «земель» (племён) славянского и финно-угорского происхождения, и он стал основателем династии, которая непрерывно правила Русью вплоть до конца 16 столетия. Последними её представителями на престоле Руси были Фёдор Иванович и Василий Шуйский.

К сожалению, мы очень мало знаем о внутренних причинах этого важного события. Но всё же можно высказать вполне логичное мнение, что призвание Рюрика было вызвано не только внутренней предпосылкой – остановить междоусобицу племён, но и геополитической. Управлявшие северными русскими землями старейшины (среди них был и Гостомысл, которого некоторые историки считают представителем древней княжеской династии, идущей от мифических князей Словена и Руса – сыновей Скифа) и, видимо, жреческие круги приняли решение преобразовать союз автономных земель в централизованное государство. Причина этого судьбоносного решения ясна – Руси угрожала страшная участь, гибель под натиском внешних врагов. Историкам известно, что т. н. «Новгородская Русь» имела теснейшие связи с землями славян в Центральной Европе. Этот факт подтверждают антропологические данные, однотипность археологических культур, торговые и культурные связи Новгорода с будущей Северной Германией. И управленческая, жреческая элита Руси знала о натиске «крестоносцев» на земли славян в Европе. Славяне Центральной Европы проигрывали эту битву, Рим и его «инструменты» умело использовали стратегию «разделяй и властвуй», сталкивая воинственные славянские союзы между собой, уничтожая и порабощая земли по очереди, одну за другой. Западные славянорусские племена не смогли создать единой державы и отразить натиск врага. Итог был страшен, после многовековой кровавой битвы славянская цивилизация Центральной Европы фактически была уничтожена.

Кроме того, учитывался и тот факт, что на юге Русь подверглась экспансии Хазарского каганата («змея» русских былин), который подчинил себе ряд славянских земель. Это было страшное, паразитическое образование, продававшее славян десятками тысяч на рабские рынки Востока и постоянно расширявшее свою сферу влияния. На юге Русской земле угрожала также Византийская империя (она уничтожит славян на юге Балканского полуострова и подчинит себе Болгарию) и экспансия арабов, ислама.

Естественно, что на роль фигуры, которая должна была начать масштабное строительство Русской державы, могли пригласить только человека, который отвечал определённым критериям. Во-первых, он должен быть «своим» для славян севера. Не зря летопись прямо говорит, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни англом, ни шведом, ни готландцем. А варяги его рода говорили на языке славянском. Иоакимовская летопись, сохранившаяся в передаче В. Н. Татищева, утверждает, что Рюрик был сыном Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Чужаку нельзя было поручать Дело столь глобальной значимости.

Для чего призвали варягов. Смотреть фото Для чего призвали варягов. Смотреть картинку Для чего призвали варягов. Картинка про Для чего призвали варягов. Фото Для чего призвали варягов

Что мы знаем о Рюрике

Сторонники норманнской версии призвания варягов на Русь, считают, что Рюрик был Рёриком (Рориком) Ютландским. Это был датский конунг, который служил франкской династии Каролингов. Он упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годах. Впервые эта версия была выдвинута священником Х. Холлманом, издавшим в 1816 году в Бремене труд «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». О Рёрике известно немногое. Считается, что он был из рода Скьёльдунгов (легендарная королевская династия данов), которые правили в Хедебю. Его дядей (или братом) был ютландский правитель Харальд Клак. В молодости их обоих изгнали из Ютландии, и они служили Лотарю, участвуя в междоусобной борьбе потомков Карла Великого. Лотарь их вознаградил уделами во фризской земле. Но счастье не долго сопутствовало братьям – в 843 году Фрисланд по Верденскому соглашению был включён в состав империи. Норманские наёмники стали не нужны Лотарю. Рёрика и Харальда по обвинению в измене арестовали и бросили в тюрьму. Харальд скончался в тюрьме (по другой версии был убит в более позднее время), Рёрик смог сбежать и стал бездомным искателем приключений. Он был участником набегов норманнов на Англию и побережье державы франков. Рёрик получил довольно широкую известность в пиратских кругах – в 845 году сделал рейд вверх по реке Эльбе и атаковал Северную Францию. В 850 году под его началом был флот в 350 кораблей, с которым он нападал на берега Англии. Его прозвали «язвой христианства». В этом же году Рёрик отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. Лотарь даже был вынужден пойти на мир с Рёриком, с условием, что конунг будет защищать его северные земли от набегов данов, чем он довольно успешно и занимался.

Есть и другие серьёзные нестыковки. Рёрик является даном (предки современных датчан), который не мог говорить на одном языке со славянами. У конунга данов был только один брат, причём старший (или дядя). У Рюрика было два брата, и он был старшим. Нельзя сбрасывать со счетов и то соображение, что северные славяне и финно-угры хотели найти князя, который бы «владел нами и рядил ны по праву». Это очень важно, изгой, наёмный воин Рёрик не имел никаких прав на Северную Русь.

Ещё одна группа исследователей выдвигает мнение, что его вообще не было. Мол, раз не можем доказать, что Рюрик скандинав, так заявим, что это вообще миф, легенда. К примеру, Д. С. Лихачёв предположил, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу монаха-летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Но если следовать по пути таких исследователей, то на месте истории вообще камня на камне не останется. Можно значительное число летописных сообщений времён раннего средневековья объявить мифом, не говоря уж об истории античности, Древнего мира.

Имя Рюрика явно славянского происхождения. Так называли на славянских языках сокола: польск. «raróg», чешск. «rarašek», словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобные имена встречались в Польше, Чехии, Словакии, в землях союза племён ободритов. Интересен и тот факт, что средневековый союз славянских племен ободритов-бодричей, который проживал по нижнему течению реки Лабы-Эльбы, также называли рарогами или реригами. Именем сокола (сокол в представлении славянорусов был животным-символом общеславянского бога, создателя всего живого и сущего – Рода) был назван и центр ободритов – город Рерик. Соколиная символика вообще характерна для славян, так называли города, замки, речки. Былины называют славных витязей и князей соколами. Герб Рюриковичей и современной Украины, которая «приватизировала» общую историю, изображает охотящегося сокола. Соколиной символикой наполнено «Слово о полку Игореве». Игорь идёт походом по степи в Тмутаракань: «Уже далече залетел сокол…». Бояре говорят Святославу Киевскому о двух братьях Игоре и Всеволоде: «два сокола слетеста с отня злата стола поискати града Тьмутораканя». Игорь из половецкого плена «соколомъ полете». Половецкие ханы, преследуя князя, говорят о нём как о «соколе», а о его сыне как о «сокольце». Таким образом, понятно, что соколом называют князя, потомка Сокола-Рюрика.

Поэтому, вполне логичной выглядит западнославянская гипотеза о том, что Рюрик и его братья были выходцами из среды западнославянских племён – вагров или руян, которые входили в союз ободритов (рарогов). Об этом писал ещё М. В. Ломоносов. Подтверждают эту версию общность языка варягов-руси с ильменскими славянами, культурные, археологические, антропологические связи ободритов с «новгородцами». К тому же родовые предания и родословные немецкой аристократии сохранили сведения о том, что сыновья Годлиба-Годлава (представителя княжеской династии ободритов), Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород. Правда, датировка событий не совпадает, но историкам известно, что датировка древнерусских летописей примерно до середины 10 столетия приблизительна. Сохранилось и народное предание о Рюрике и его двух братьях, которое было опубликовано в 30-х годах 19 столетия французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Французский писатель записал предание в Северной Германии у мекленбургских крестьян, которые жили на бывших землях славян-бодричей, к тому времени уже почти полностью онемеченных. По преданию, в 8 столетии в земле ободритов-рериков правил князь Годлав. У него было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный, Трувар Верный. Братья отправились в поисках славы на Восток, где отличились во многих битвах. В Руссии они свергли «тиранию» и восстановили мир и порядок в стране. Когда они решили вернуться домой, благодарный народ уговорил их остаться и править ими. Рюрик получил в управление Новгородскую землю (Nowoghorod), Сивар — Псковскую землю (Pleskow), Трувар — Белозерскую (Bile-Jezoro). После смерти Сивара и Трувара их земли вошли в состав единой державы, и Рюрик стал основателем княжеской династии.

Надо упомянуть и о матери Сокола-Рюрика. Согласно данным Иоакимовской летописи, матерью князя была дочь новгородского старейшины-князя Гостомысла – Умила. По новгородскому преданию Гостомыслу приснилось, что из чрева его дочери выросла большая яблоня, осенившая ветвями все славянские земли, и люди отовсюду приходили укрыться в её тени, вкусить сладких плодов. Волхвы-ведуны предрекли, что потомки дочери Гостомысла будут владеть севером Руси и многими другими землями, став основателями могучей державы. Тут мы видим, что в «призвании» князей-соколов приняло участие и русское жречество.

История государства России. Рюрик

Незаконченная режиссерская версия Иллюстрированной Истории Российского государства. Фильм никогда не выйдет на экраны. Сохранены несколько режиссерских серий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *