Для чего проводят эксперименты
Что такое эксперимент
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нет такого человека, который в своей жизни хоть раз не проводил бы эксперименты.
Вспомните, в школе мы ставили опыты на уроках химии и физики, в раннем детстве мы пытались узнать, каков на вкус куличик из песка.
Будучи уже взрослыми, мы проверяли, а что будет, если попросить начальника о прибавке к зарплате.
Вывод: мы всю свою жизнь ставим эксперименты, а человечество эволюционирует, потому что всегда проверяет возникшие теории опытным путем.
Пришла пора выяснить, что такое эксперимент, что это понятие значит в разных сферах деятельности.
Эксперимент – это …
«Великий и могучий» латинский язык говорит, что эксперимент – это «проба, опыт». Как видим, все очень просто. Недаром синонимы к слову «эксперимент» указывают на практические действия:
Следовательно, эксперимент – это инструмент подтверждения теоретических изысканий.
Виды экспериментов
В зависимости от того, какой метод используется при проведении опытов, принято различать несколько видов экспериментов. Рассмотрим каждый из них немного подробней.
Физический эксперимент – это изучение различных физических явлений в специально созданных условиях. Его назначение – подтвердить или опровергнуть определенные гипотезы и теории.
Физические эксперименты проводились людьми с незапамятных времен в процессе изучения окружающего мира. Один из первых документально подтвержденных экспериментов был проведен в 3 веке до нашей эры, был измерен радиус Земли.
В 17 веке великий экспериментатор Галилео Галилей поставил множество опытов, которые стали основой для выведения нескольких законов классической механики. Это доказывает, что гипотеза может быть признана законом только при ее экспериментальном подтверждении.
Психологический эксперимент – это изучение психологического состояния испытуемого в рамках специально смоделированных условий. Экспериментальные данные позволяют психологам в деталях оценить и спрогнозировать поведение человека в той или иной ситуации.
Особенностью психологического тестирование является то, что результат эксперимента невозможно наблюдать визуально, а можно лишь составить модель на основе поведенческих реакций испытуемого. Психологические опыты проводятся исследователями либо в лабораторных условиях (специально созданных), либо в естественных.
Первые опытные научные исследования в психологии начали проводиться в 19 веке. Интересный (но, на мой взгляд, жестокий) эксперимент был проведен в 1919 году американскими учеными. Его назвали «Маленький Альберт» по имени ребенка, над которым проводили психологический опыт. Эксперимент был призван доказать, что фобии и страхи человека не являются врожденными, а являются приобретенными.
Суть опыта: 9-месячному Альберту показали белую крысу, белого щенка, белую вату и еще несколько предметов белого цвета. Ребенку дали поиграть с крысой. На следующий день, как только малыш начал играть с животным, раздался громкий неприятный звук, ребенок испугался. Так происходило несколько раз – начало игры сопровождалось громким звуком, Альберт плакал.
После чего, только завидя крысу (даже без звукового сопровождения), малыш начинал плакать. Такая реакция стала наблюдаться и в том случае, когда ребенок видел белого щенка или иные белые предметы. Вывод эксперимента: фобии приобретаются человеком в следствие негативных событий, имевших воздействие на его психику.
Компьютерный эксперимент – исследование проводится посредством создания математической модели и тестирования ее при различных заданных параметрах на компьютере.
Он не является точным отображением реального физического или иного опыта, так как созданная математическая модель объекта может иметь погрешности.
Пример компьютерного моделирования: создание метеопрогноза на основе снимков из космоса и фактических данных метеонаблюдений в конкретных точках местности. Специалисты вводят всю полученную информацию (это параметры модели ситуации в настоящий момент времени) и данные за прошлые периоды времени в компьютер, затем обрабатывают их с помощью специальной программы, которая выдает результат метеопрогноза.
Преимущества компьютерного моделирования: имея компьютерную модель и изменяя в нужной последовательности какие-либо входные условия, можно проводить эксперименты бесчисленное множество раз, добиваясь требуемого результата. Или напротив: задав фактические условия в существующую математическую модель, на выходе эксперимента можно получить («увидеть») что-то новое.
Мысленный эксперимент – опыт, проводимый в воображении. За примером далеко ходить не надо – все мы часто моделируем в уме какую-либо ситуацию и предполагаем, как она развернется при том или ином стечении обстоятельств.
Например, завтра предстоит защита курсовой, преподаватель будет задавать вопросы. Я думаю, что если он спросит про первую главу, я отвечу так-то, а если про итоговые выводы, то расскажу еще и про свои дополнительные наблюдения. Это такой житейско-приземленный вариант мысленного эксперимента.
А вот более сложный пример из области философии и медицины, так называемая «Задача Молинью» (1688 г.):
Суть мысленного эксперимента, я думаю, понятна.
Аналогичен алгоритм мысленного эксперимента в любой сфере (в физике, математике, социологии и т.д.).
Очевидно, что он не может быть фактическим доказательством той или иной гипотезы, поэтому играет роль вспомогательного инструмента познания.
Читайте наш блог, и мир вокруг вас станет чуточку понятней и ближе!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Первые эксперименты мы проводили еще в школе, хотя я вот был непоседой, и постоянно в детстве что-то да вытворял. Помню до сих пор свой эксперимент с колой и ментосом. Ухх! А Вы пытались совершить какие-нибудь эксперименты вне учебы?
Эксперимент – это один из самых древних и распространенных способов познания. Однако, не всегда можно просчитать последствия проведенного опыта, потому, помимо прогресса, эксперименты в области науки спровоцировали не одну катастрофу.
Консультация для родителей «Почему экспериментальная деятельность важна в жизни дошкольника»
Алена Ковалевская
Консультация для родителей «Почему экспериментальная деятельность важна в жизни дошкольника»
«Почему экспериментальная деятельность важна в жизни дошкольника».
В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.
Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.
Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.
Какая же роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка?
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Следуйте совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для того чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:
• Не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.
• Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.
• Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.
• Если Вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться что можно и как можно.
• Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.
• Поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.
• Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.
• Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.
• Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.
Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.
Что плавает а, что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с ребенком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дома» Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность дома» Есть качество, которое делает детей похожими, – все они «почемучки».
Консультация для родителей «Значение подвижной игры в жизни дошкольника» «Значение подвижной игры в жизни дошкольника» Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного.
Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка-дошкольника» «Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть,.
Консультация для родителей «Игрушка в жизни дошкольника» Консультация для родителей «Игрушка в жизни дошкольника» Игра для ребенка — это не просто времяпровождение, это способ существования. В.
Консультация для родителей «Значение прогулки в жизни дошкольника» Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками,.
Консультация для родителей «Опытно — экспериментальная деятельность детей дома» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни дошкольника» «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с.
Консультация для родителей «Значение ролевой игры в жизни дошкольника» Жизнь современного дошкольника богата на образы мультсериалов, телефильмов и компьютерных игр. Дошкольники «влюбляются» в понравившихся.
Консультация для родителей «Подвижная игра в жизни дошкольника» «Подвижная игра в жизни дошкольника» Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка – дошкольника и поэтому рассматривается, как одно из.
Опыт и эксперимент – что это и отличия
Опыт и эксперимент – слова, которые слышал каждый человек. Часть людей посвящает им свою дальнейшую жизнь, производя научные исследования, открывая новые направления в науке. Обычные же люди не сразу могут объяснить, чем опыт отличается от эксперимента. Для того чтобы выяснить, существуют ли между терминами отличия, потребуется провести детальное сравнение, затрагивающее основные характеристики каждого из них.
Определение понятий
Для того чтобы провести эксперимент или поставить опыт, необходимо иметь набор знаний, умений и навыков в определенном научном направлении. Здесь не достаточно только одного энтузиазма или любопытства, поскольку, как опыт, так и эксперимент базируются на уже имеющихся научных знаниях или выдвинутых гипотезах, которые нуждаются в подтверждении. Для обычного человека, далекого от научных изысканий, может показаться, что между опытом и экспериментом нет существенной разницы, но это не так. Объединяет термины то, что каждый из них имеет отношение к науке и исследованиям, но подходы к исполнению отличаются, так же как и цели, поставленные перед человеком.
Эксперимент представляет собой метод научного изыскания, познания и поиска новых путей. В ходе его проведения выделяются определенные исследовательские объекты, которые будут перенесены в особые условия. Затем происходит их погружение в искусственно или специально переделанную под них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят специальные люди — экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка существующих сведений или выдвинутой гипотезы, которая требует практического подтверждения, поиск новых доказательств и фактов по определенной научной теме.
Опыт – основной метод исследования в различных научных сферах, процесс, целенаправленное действие, направленное на решение конкретной задачи. Основная цель опыта заключается в подтверждении или опровержении имеющейся гипотезы, мнения. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, приспособления или наборы инструментов. Особенность – пространство для проведения опытов всегда ограничено.
Сравнение
Экспериментом принято называть метод исследования, осуществляемый в управляемых человеком (специалистом в данной области) условиях для подтверждения гипотезы. В процессе он активно принимает участие в происходящем, влияет на ситуацию. Опыт предполагает, что его проведение может осуществляться командой непрофессионалов. Некоторые опыты ставятся с целью обучения. Также нужно учитывать и еще одно различие между понятиями: эксперимент – научная работа, проводящаяся впервые. Необходимость ее заключается в том, чтобы найти обоснованное подтверждение гипотезе. Опыт же осуществляется для того, чтобы подтвердить, что заранее определенный результат достижим. Общим для терминов является тот факт, что люди принимают участие во всех процессах, управляют ими и при необходимости вносят коррективы в созданную среду.
Эксперимент преследует определенную заранее цель, которая является для ученого основной. Это научный способ проверки идей или мнений, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении специалиста или исследователя. Опыт может выполняться без конкретной цели. Его можно провести неожиданно. Конечный результат не определен, но примерный результат известен благодаря теоретическим сведениям по теме опыта.
Выводы
Различия между опытом и экспериментом имеются. Они не столь значительны, но оказывают влияние на ход выполнения и подготовки к работе. Их главная цель – подтверждение уже известных сведений. Люди принимают в них активное участие, не ведут простое наблюдение, но взаимодействуют с объектом, определяют его направление, среду, в которой он находится, время начала и окончания работ, этапы. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт необходим, чтобы закрепить теоретические знания практическими действиями. Эксперимент ставится 1-2 раза, опыты можно проводить неопределенно много. Цели при проведении эксперимента обозначаются заранее. Опыт же не имеет строго обозначенных задач, он осуществляется спонтанно.
Как и зачем ученые проводят эксперименты над людьми?
Подписаться:
Поделиться:
Сотрудник факультета психологии СПбГУ Роман Тихонов, работающий в научно-исследовательских проектах по когнитивной и социальной психологии, прочитал лекцию о том, как проходят эксперименты с участием людей и почему их не стоит бояться. Мы записали самые интересные тезисы его выступления.
Кадр из фильма «Заводной апельсин»
Обычно, когда я знакомлюсь с новым человеком, и он узнает, что я занимаюсь психологией, он с облегчением говорит «Слушай, у меня столько проблем, я должен тебе о них рассказать, как хорошо, что я тебя встретил!» Я говорю ему: «Я не консультирую. Я занимаюсь экспериментальной психологией и провожу эксперименты». Облегчение на лице человека сменяется ужасом. Люди боятся формулировки «психологический эксперимент» или «эксперимент с участием людей».
Чаще тебя либо начинают подозревать в том, что ты прямо сейчас проводишь над ними эксперимент, либо просто пугаются. В какой-то момент я задался вопросом, как же люди представляют себе психологические эксперименты? Интернет на такой запрос выдает кадры из фильмов «Франкенштейн», «Заводной апельсин», где люди крепко связаны и подсоединены к страшного вида аппаратуре, фотографии людей, которых бьют током. В массовой культуре психологические эксперименты представляются чем-то жутким и бесчеловечным.
В истории психологии действительно были эксперименты, которые считались неэтичными — например, Стэнли Милгрэм, проведенный в 60-е годы. Милгрэм задался вопросом, почему во время второй мировой в нацистской Германии люди без сопротивления выполняли жестокие приказы и как они могли быть вовлечены в эту систему. Он пригласил людей на эксперимент, который якобы выявлял влияние наказаний на человеческую память. В эксперименте принимали участие по два человека, сидевшие в разных комнатах, один был «учителем» а другой «учеником», причем «ученик» был подставным человеком. «Учителю» нужно было наказывать «ученика» ударами тока за неправильные ответы. Предположение Милгрэма состояло в том, что под влиянием авторитета экспериментатора люди продолжали бы бить «ученика» током, даже когда слышали просьбы о помощи и понимали, что он находится в смертельной опасности. По результатам эксперимента 65% испытуемых прекращали бить «учеников» током только тогда, когда об этом просил экспериментатор. И только 12,5% остановились, когда услышали просьбы о помощи. В то же время появился этический кодекс психологов, который ограничивал их деятельность и запрещал подобные эксперименты.
Еще один случай – тюремный эксперимент Зимбардо. Тогда в подвале Стэнфордского университета была смоделирована тюрьма и добровольцы были распределены на надзирателей и заключенных, которые должны были вести себя соответствующе. Существует даже фильм об этом эксперименте, однако вопреки тому, как в нем изложены события, никто не умер, но участники точно получили эмоциональный дискомфорт.
Последний, и, по-моему, самый жестокий эксперимент – «маленький Альберт». Эксперимент проводил психолог-бихевиорист Джон Уотсон. Он считал, что нами управляют внешние стимулы, и заявлял, что если ребенка поместить в особую контролируемую среду, он (Уотсон), сможет сделать из ребенка специалиста любого профиля — вне зависимости от его талантов и наклонностей. На первом этапе 11-месячного ребенка поместили в комнату и позволяли играть с белой крысой, накладной бородой и другими мягкими белыми предметами. На следующем этапе Уотсон начинал издавать громкие звуки с помощью молотка и металлического листа во время игры ребенка, и мальчик пугался. Далее каждый раз, когда Альберту показывали белый пушистый предмет, он также пугался. Уотсон сделал вывод, что можно повлиять на формирование эмоциональных реакций человека. Эксперимент был раскритикован, поскольку не имел четкого плана и структуры и не был этичен. Позже также выяснилось, что ребенок страдал от гидроцефалии, а Уотсон, зная об этом, все равно согласился на эксперимент.
Еще одни пример психологического эксперимента, который, однако, полностью этичен – зефирный тест. Ребенка 3-5 лет сажают в комнату, дают ему зефир и обещают дать еще одну только в том случае, если он подождет, пока в комнату вернется взрослый. Данный эксперимент показывал, насколько дети способны к самоконтролю и связаны ли их дальнейшие успехи (например, в учебе) с результатами эксперимента. Через несколько лет оказалось, что дети, которые были более терпеливыми и дождались взрослого, лучше сдали выпускные экзамены в школе.
Что происходит в психологических лабораториях? Люди ожидают увидеть там колбы с зельями, склянки, странное оборудование и т.д. На самом деле это обычные офисные помещения, в которых добровольцы решают загадки, задачи на компьютерах, реагируют на смоделированные ситуации. Когнитивные психологи следят за тем, как человек обрабатывает информацию из окружающей среды. Они наблюдают за работой памяти и восприятия, дают задание что-то классифицировать или запомнить. Когда экспериментатор понимает, как работает сознание — он может строить определенные модели. Исследования, проводимые психологами, имеют огромное поле для применения: на их основе можно создавать образовательные программы, предложить новые методы управление персоналом. Также психологи пытаются предсказывать поведение человека. Например, кто лучше справится с той или иной задачей, или предугадает, как человек поступит в определенной повторяющейся ситуации (скажем, повторит ли нарушитель совершенное преступление.) Еще исследовательская работа психологов нацелена на управление и на создание нового. В частности, для создания искусственного интеллекта им необходимо понять, по какой модели работает наш разум и на основе этих механизмов уже можно будет пытаться что-либо создавать.
Текст: Мария Вершинина на основе лекции на Geek Picnic
Фото: страница Романа Тихонова в соцести «ВКонтакте»