Для чего проводят гербаризацию растений

ГЕРБАРИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Образцы для гербария необходимо собирать в хорошую погоду, свежими, без признаков увядания, обсохшими от росы. Для гербария с деревьев и кустарников срезают ветви, а травянистые растения собирают полностью (надземная часть и корни). Если травянистое растение очень высокое (свыше 100 см), для размещения его на гербарном листе обязательно берут корневую и прикорневую систему и верхнюю часть побега, удаляя частично серединную формацию листьев. Растения должны быть с листьями, распустившимися цветками, плодами, неповрежденные и не потерявшие естественной окраски. При собирании растений следует выбирать средние экземпляры (не слишком крупные или мелкие, не очень ветвистые или тощие). Следует брать несколько экземпляров каждого растения; редкие растения собирают в одном экземпляре. Растения, у которых основные части развиваются не одновременно (например, цветки и листья мать-и-мачехи), надо собирать в два срока.

Собранные растения необходимо сразу раскладывать для сушки (грубые, сочные слегка подвяливают). Укладывая и расправляя растения на бумаге, следует сохранить их общий вид: толстые стебли, корни и плоды разрезают по длине и в случае необходимости осторожно удаляют ножом их внутреннее содержимое, сохраняя их форму. В крупные цветки с трубчатым венчиком вкладывают немного ваты. У сильно ветвистого или очень густо покрытого листьями растения

допускается частичное удаление иголок и листьев, однако следы искусственного удаления должны быть незаметными. Под листья, перекрывающие друг друга, подкладывают кусочки сушильной бумаги. Не следует полностью освобождать растение от прошлогодних засохших частиц. Если растение высокое, то его стебель сгибают в 1-2-3 раза под острым углом, что бы оно поместилось на одном листе. Для закрепления этих перегибов на них надевают кусочки бумаги с прорезью. В один лист следует вкладывать растения одного и того же вида, собранные в одно и то же время, в одном и том же месте.

Семена нужно собирать в небольшие пакетики, которые используются при монтировании гербария. При сборе растений необходимо сразу же записать название (если оно известно), место обитания, место нахождения, по возможности указать почву, дату сбора и фамилию сборщика.

Временное (полевое) этикирование.

Заполняя полевую этикетку, закладывают ее в одну «рубашку» с гербарным образцом. «Рубашкой» ботаники называют внешнюю обвертку гербарного листа или сложенные вдвое лист фильтровальной бумаги или газеты, в котором сушат растения для гербария. Полевая этикетка в обязательном порядке должна нести информацию о:

1. Месте сбора растения с территориально-административной привязкой

(точный адрес, где обозначена область, село, урочище, лес, квартал, речка,

2. Дата сбора (год, месяц, число)

4. Фамилии автора сбора.

В полевой этикетке можно написать название вида собранного растения или по крайней мере род, если они известны, а также какую-нибудь дополнительную информацию о данном растении, замеченные в полевых условиях.

Сушка растений.

Собранные образцы вкладывают в приготовленные «рубашки», при этом наполняют 8-10 листов. Потом, чтоб сборы не мялись и растения в них не двигались, их обворачивают сверху еще несколькими листами газетной бумаги, перевязуют шпагатом в виде отдельного пакета и дальше сохраняют в ботанической папке.

Заполненные листы для сушки позже надо пересмотреть и переложить сборы в ботанический пресс. Перед этим для удобства сушки отделить крупностебельные от мелкостебельных растений, растения с сочными органами от обыкновенных и положить в пресс эти группы растений отдельно. Растения, содержащие много воды следует прокладывать несколькими пачками газетной бумаги, которую необходимо ежедневно менять. Высушенные растения должны сохранять нормальный цвет (естественный, без бурых пятен) и характерный вид.

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Закладывают собранные растения в пресс так: на внутренний бок одной из рамок кладут прокладку (сложенные вместе в одну обвертку 3-4 газетных листа), сверху кладут заполненный гербарный лист, потом снова прокладку и так далее, пока не будут уложены все гербарные листы.

Сушка растений осуществляется комбинированием нескольких способов: 1. Замена влажных прокладок, 2. Проветривание, 3. Нагревание.

Окончательное (чистовое) этикирование.

Пока каждый собранный гербарный экземпляр не получит чистовой этикетки, он не может называться гербарием. Чистовая этикетка может быть оформлена даже до определения растения, т.к. чистовой этикетаж является обязанностью коллектора. Растение может быть определено и переопределено другими авторами, а конкретную информацию о условиях сбора может дать только коллектор. Для этикеток используются качественные, но не очень плотные сорта бумаги. Размер этикетки лучше делать 10×7 (реже 14×9) см. На этикетке обозначают ниже упоминаемые параметры.

ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж»

Место и время сбора__________________

Собрал и определил__________________

Монтирование гербария.

Перенося растение из сушильной бумаги на бумагу, самые толстые части растения размещают ближе к верхнему краю. Допускается расположение растения корнем вверх, но этикетка никогда не должна быть расположена основанием вверх. Этикетку лучше располагать возле нижнего края листа. Лучшим способом прикрепления растений к бумаге является пришивание их самых толстых и самых жестких частей крепкими нитками. Недопустимым является прикрепление гербарного образца «намертво», избавляя его какой-нибудь подвижности. Не фиксируются также кончики побегов и листочков, т.к. они при первом сгибе сломаются.

Источник

Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушки).

Методика сбора и сушки растений для гербария.

1) Гербарная папка с бумагой. Она изготовляется из 2-х листов толстого картона или фанеры (размером 43х30 см).

Для сбора растений пользуются корзинками, сумками, полиэтиленовыми мешочками. Собирать растения для гербария в виде букета тоже не рекомендуется, поскольку растения быстро вянут и становятся непригодными для гербаризации. В папку кладется 40-50 двойных листов бумаги (газетной, не проклеенной), хорошо впитывающей воду, размером в % часть газетного листа;

2) Ножницыдля срезания побегов травянистых растений.

3) Секатордля срезания побегов деревьев и кустарников или перочинный нож;

4)Небольшиеэтикетки, в которых пишут название растения, если оно известно, место обитания, дату сбора;

5) Карандаш;

6) Запас сушильной бумаги (газета или оберточная бумагу) из двойных листов размером 42х30 см;

7) Плотная бумага или тонкий полукартон для монтировки (приклеивания или нашивания) высушенных растений не менее 120 листов;

8)Гербарные сетки (прессы) или листы фанеры с отверстиями для сушки растений (рисунок 38);

9) Лупа, пинцет, препаровальные иглы;

10)Определитель растений

Обучающиеся при оформлении гербария должны помнить следующие правила:

•Запрещается собирать редкие декоративные и исчезающие растения;

•Запрещается собирать любые растения в растительных сообществах, занимающих небольшие территории;

•Запрещается собирать растения на территориях заповедников, заказников, ботанических садов, в парках, лесопарках, а также местах, объявленных памятниками природы.

Для гербария собирают растения в фазу цветения, начиная с ранней весны и кончая поздней осенью (рисунок 39). Растения некоторых семейств: мотыльковые (бобовые), капустные (крестоцветные), астровые (сложноцветные), сельдерейные (зонтичные), осоковые собирают с цветками и плодами; они должны быть совершенно сухими, без следов влаги от дождя, росы, полива, иначе при сушке они буреют. Цветки и листья должны быть хорошо расправленными.

Собранные растения кладут в лист сушильной бумаги («рубашку»), тщательно расправляют все органы, вкладывают черновую этикетку, в которой указывают название растения (если оно известно), местообитание, место и дату сбора.

Листы с растениями чередуют с пустыми листами сушильной бумаги (прокладка), и все это помещают в папку. Количество бумаги в папке определяется количеством растений, которое предполагается собрать.

В домашних условиях весь собранный материал еще раз просматривается и обращается внимание на правильность расположения органов. Желательно, чтобы части растения не налегали друг на друга. Между налегающими листьями и цветками следует прокладывать кусочки сушильной бумаги.

Пачку бумаги с заложенными растениями помещают в пресс, который туго перевязывают тесьмой или веревкой, или между двумя листами фанеры с отверстиями. Для ускорения сушки прессы вывешивают или кладут вертикально в теплое, сухое место. Через каждые 12-24 часа меняют пустые прокладки, оставляя растения «в рубашках». Чем чаще меняется бумага, тем быстрее сохнут растения и лучше сохраняется окраска. Влажная бумага сушится и используется повторно.

Обычно растения высыхают за 3-4 дня. Если растение высохло, то при поднятии его над листом все органы растения располагаются горизонтально. Если растение высохло не полностью, то сырые его части свешиваются вниз. Сухое растение следует удалить из пресса в «рубашке». Нельзя допускать пересушивавния растения, так как оно при прикосновении начинает ломаться. Недосушенный материал быстро портится, буреет, покрывается пятнами. Хранят сухие растения в помещении, недоступном для проникновения сырости и пыли. Однако излишняя сухость воздуха также отрицательно действует на растения, так как они становятся хрупкими, ломкими.

После определения растения все данные записываются и в дальнейшем их используют для написания гербарной этикетки. На этикетке (размер этикетки 13х7 см., наклеивается в правом нижнем углу гербарного листа) пишут следующие данные:

• на первой строчке пишут латинское название семейства;

• на второй – русское название семейства;

• на третьей – латинское название вида с указанием сокращенной фамилии или инициалов автора, предложившего данное латинское название. В этикетках нет слова: род, вид;

• на четвертой строчке пишут русское название вида (или ряд названий);

• на пятой строчке указывают местообитание, где собрано растение (лес, степь, луг, пашня, болото);

Этикетку приклеивают к гербарному листу, причем клей наносится лишь на правый край ее изнанки.

Оформление гербария с помощью фотоаппарата.

Фотографировать растения в природных условиях можно любым фотоаппаратом. Фотографировать лучше всего цифровым фотоаппаратом. В дождливую и пасмурную погоду фотографировать не рекомендуется. Лучше всего фотографировать или изолированное травянистое растение, или краевые экземпляры при групповом расположении. У растения должны быть хорошо видны все надземные органы. Фотографии должны быть пронумерованы и снабжены картотекой. По каждому виду растения пишется карточка, на одной ее стороне этикетка, на другой – краткое описание. Фотографировать можно не только распространенные, но и известные редкие виды.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 5297 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение Коленовская средняя общеобразовательная школа

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Занятие1

Собираем гербарий: как сделать это правильно

Умеете ли вы сушить листики-травинки? «Конечно! Что в этом сложного?», – скажете Вы, увидев в дневнике запись «Принести засушенные листья и цветы». Вышли на улицу, нарвали что попало, прогладили утюгом – готово! Держи, вот, неси на урок труда. Стоп! Не все так просто, давайте разберемся без спешки.

Что такое гербарий?

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

С детства знакомое слово «гербарий» в дословном переводе с латинского звучит как «трава» и подразумевает засушенные растения. «Википедия» рассматривает и более широкий смысл этого слова – это здание, в котором хранят коллекции засушенных растений или даже учреждение, которое занимается организацией и обработкой засушенных коллекций. Крупнейшие гербарии мира находятся на базе музеев, ботанических садов.

Гербарий – это не совсем простая коллекция засушенных растений, заготовленных методом высушивания между листами бумаги (сплющенных) и закрепленных на плотной основе.

Классические гербарии создают на гербарных листах – плотной бумаге. Но сегодня ее меняют на самые разнообразные предметы, которые выступают в качестве основы для украшения сушенными цветами. Зародившись в 16 веке в Италии, гербарии на долгие столетия стали основным средством исследования и хранения данных о растениях, который использовали ученые-ботаники. В качестве частного увлечения и одного из видов рукоделия гербарии распространились значительно позже.

Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:

В научных целях сохраняют полные гербарии, в «домашних» — наиболее привлекательные части растения, ориентируясь на его размер и конкретные особенности листьев и цветков.

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Зачем нужны гербарии?

Гербарии создают не только для научных целей и не только как «живые» иллюстрации к растениям. Конечно, если вы обнаружили редкий вид и решили помочь ботаническому сообществу, то ученые с благодарностью откликнуться не только на фотографии, но и на высушенный по всем правилам даже несмонтированный на лист экземпляр. Но сегодня гербарии также:

Какие бывают гербарии?

Как используют гербарии?

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Условия для просушки того или иного растения

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Как сделать гербарий самостоятельно, используя метод плоская сушка.

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Кроме привычной книги, можно применить горячий утюг. Как правильно сушить им? На лист бумаги ровно выложить растение и покрыть его другим листом. Прижать утюгом, а потом прогладить

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Как оформить гербарный альбом

Оформление гербария начинается с усвоения главного правила: все растения крепятся на листы альбома, а их покрывает калька (есть специальные альбомы для гербария, которые можно купить в книжном магазине, в отделе канцтоваров).

Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч. Сколько должно быть растений, составляющих коллекцию? Какой величины будет сборник, решать вам. Можно даже составить много томов. Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Каждый экземпляр должен сопровождаться специальной карточкой, сделать которую можно самостоятельно. Например:

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Но, чтобы все красиво оформить, желательно, чтобы на одном листе был один вид растений. Если он больше по размеру, чем страница, материал можно подрезать в нескольких местах. Важно! Каждая страница должна быть подписана. Можно креативно все оформить, добавив рисунки.

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Советы и секреты

Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть фото Для чего проводят гербаризацию растений. Смотреть картинку Для чего проводят гербаризацию растений. Картинка про Для чего проводят гербаризацию растений. Фото Для чего проводят гербаризацию растений

Задание для участников

Создать с помощью подготовленного природного материала (листья, травы, цветы) картину/ панно на любую тему. Фото ваших работ присылать на школьную почту : kolenovo@list.ru

Ваши работы будут размещены на данной странице

Источник

Гербаризация растений

с сохранением их естественной окраски и формы
Полный текст книги

Введение 3
Способы гербаризации растений 5
Оборудование для работы
Сбор растений и предварительная их обработка 6
Засушивание растений под прессом 8
Засушивание растений в гербарных сетках 10
Засушивание листьев горячим утюгом 15
Объемное засушивание растений
Хранение гербария 18
Оформление гербария
Художественные композиции (вторая жизнь цветов) 19

PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.

ВВЕДЕНИЕ
Во время туристских походов, в дни лагерной жизни среди природы школьники могут сделать большое полезное дело — собрать гербарий для своей школы.
Гербарий (от латинского слова herba — трава) — это коллекция засушенных и определенных растений. Определить растение — значит узнать, к какому семейству, роду и виду оно относится.
Не всякое засушенное растение можно назвать гербарным. Травянистое растение, взятое для гербария, должно быть засушено целиком, то есть с корнем, стеблем, листьями, цветками и плодами. У растений, имеющих корневища (вороний глаз, купена и др.), луковицы (лук, чеснок, лилии и др.), клубни (полевой хвощ, хохлатка, таволга и др.), должны быть засушены и эти органы.
Растение, взятое для сушки, должно быть типичным для данной местности. Не следует собирать уникальные растения исключительной высоты, махровости.
Каждый гербарный лист должен быть снабжен подробной этикеткой (об этикетке см. стр. 19).
Школьники могут засушить самые разнообразные растения для гербария. Можно составить гербарии полезных растений (пищевых, кормовых, лекарственных, каучуконосных, красильных и др.); вредных (ядовитых, сорных, паразитных и др.); растении леса, луга, болота; огородных и садовых растений. Можно собрать образцы листьев различной формы, различного жилкования, разных способов прикрепления их к стеблю, разнообразных стеблей, цветков и соцветий.
Работа по засушиванию растений дает возможность учащимся познакомиться с деталями и окраской данного растения. Естественные цвет и форма растения действуют на развитие эстетического вкуса учащихся. Кроме того, составляя систематизированный гербарий, учащиеся получают реальное понятие о систематике растений.
Гербарий должен давать полное представление о растительных формах. Засушенное растение должно сохранять не только все специфические элементы внешней формы и строения, по также естественную окраску цветков и листьев. Можно ли этого достигнуть? Безусловно, можно. В подавляющем большинстве случаев правильно засушенное растение полностью сохраняет свои характерные формы и цвет. При засушке растений нужно учитывать высоту и сочность растения, форму цветков и соцветий, поверхность венчиков и листьев, химическую специфику растения. При неудачах не следует делать вывода о невозможности получения положительного результата, а, вдумываясь в причины неудачи, найти ошибку и исправить ее. Побурение засушенного растения — чаще всего ошибка в работе, а не видовое свойство (химическая специфика) растения. Повторяя опыты и приобретая навыки правильного засушивания, можно надолго сохранить чудесные растительные формы.
Опыты засушки растений показали, что у большинства дикорастущих, культурных и оранжерейных видов и сортов окраска цветка сохраняется достаточно долго.

СПОСОБЫ ГЕРБАРИЗАЦИИ РАСТЕНИЙ

ЗАСУШИВАНИЕ РАСТЕНИЙ ПОД ПРЕССОМ
На фанерку укладывают слой бумаги (две-три газеты, сложенные вчетверо), на него помещают лист с растениями. Лист раскрывают, измятые листочки растений расправляют, им придают нужное положение. Не следует трогать уже прикрытые ватой на месте закладки в бумагу цветки и соцветия; снимая вату, можно легко повредить цветок. Лист закрывают и прикрывают сверху таким же слоем бумаги. Сверху помещают второй лист с растением и снова слой бумаги и т. д. Верхний слой бумаги прикрывают фанеркой, на которую укладывают несколько (два — четыре) кирпичей.
Некоторые растения, например дурман, вьюнки, нельзя засушивать под одним общим прессом. Общий большой пресс раздавит нежный цветок, общий легкий пресс задержит высыхание листьев и вызовет их побурение. Поэтому в таких случаях перед засушкой растения расчленяют, а при монтировке соединяют цветки и побеги
вместе. Чтобы не было никаких ошибок при монтировке, можно засушивать контрольный экземпляр нерасчленен-ным. Для зеленых частей растений тяжесть пресса должна быть 32 — 40 кг, для цветков — 0,5 — 1 кг.
Эту работу обычно делают в конце дня. С утра, прежде чем начать новые сборы, снимают пресс со вчерашнего материала, заменяют отсыревшие прокладки сухими, а влажную бумагу развешивают или раскладывают для просушки.
С этого момента и до конца сушки листы с растениями не раскрывают, и растения ни в коем случае не вынимают из своих все менее влажных листов бумаги, заменяют сухими только отсыревшие прокладки. Лишь очень грубые растения можно переложить в сухой лист бумаги.
Замену прокладок производят так. Слои влажной бумаги снимают и укладывают с одной стороны, закрытые листы с растениями — с другой. Когда весь материал разложен, на фанеру укладывают слой сухой бумаги, сверху — лист с растением, снова слой бумаги и т. д. Следующую перекладку производят вечером. Далее до конца сушки перекладку растений нужно производить один раз в сутки, желательно в одно время — утром или вечером.
Так засушивают папоротники, хвощи, плауны; травянистые растения с мелкими цветками и простыми соцветиями (клевера, лютики, лапчатки, подорожники, различные виды крестоцветных, зонтичных); лиственные побеги древесных и кустарниковых пород и т. д.
Нужно твердо помнить, что при сушке этим способом ежедневная замена сырых прокладок сухими обязательна, в противном случае неизбежно побурение.

ЗАСУШИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ГЕРБАРНЫХ СЕТКАХ
При засушивании растений в сетках при повышенной температуре подавляющее большинство цветков всевозможных окрасок вполне сохраняет свой цвет (рнс. 2, 3). При сушке под прессом окраска цветков изменяется чаще.
Перед засушиванием в сетках растения сначала в течение нескольких часов (двух — восьми) держат под прессом (16 кг), а затем помещают в термостат или сушат на солнце. Обычно растение закладывают в бумагу на тонкий слой ваты, которая не даст листочкам съеживаться при быстром высыхании. Короткое пребывание под прессом разглаживает увядающие листочки.
Некоторые растения помещают в термостат сразу после закладки в бумагу, без предварительного выдерживания под прессом (под прессом марьянник и погремок буреют, синий василек обесцвечивается).
При ускоренной сушке легко пересушить растение; оно тогда становится хрупким, ломким. Поэтому необходимы наблюдение и проверка. Обычно не очень сочные растения высыхают в течение одних-полутора суток при температуре 25 — 35°С.
Обработка цветков вагой. Цветки прокладывают ватой по-разному, в зависимости от формы, поверхности и махровости венчика.
Если цветок плоский, с гладкой верхней поверхностью венчика, от которой вата легко отделяется после засушки, его укладывают на клочок ваты и таким же клочком прикрывают (лютики, ветреницы, шиповника, простые пионы).
В тех случаях, когда от верхней поверхности венчиков вата после засушивания отделяется плохо, ватой прикрывают только нижние поверхности лепестков. Так засушивают анютины глазки: цветки укладывают на бумагу верхней поверхностью лепестков; нижнюю поверхность их прикрывают клочками ваты; обязательно клочком ваты отделяют цветоножку от нижнего лепестка, чтобы она на нем не отпечаталась.
При засушивании цветков с чашевидно-изогнутым венчиком (мальва, годеция, пеларгония) ватой заполняют углубление цветка, стараясь не повредить тычинки и пестики. Цветки укладывают верхней поверхностью лепестков на тонкий слой ваты, чашечку окружают слоем ваты разной плотности в зависимости от ее массивности.
При засушивании цветков с колокольчатыми, воронковидными, трубчатыми венчиками (колокольчики, вьюнки, табак) внутрь иветка заостренной спичкой вводят клочок ваты, равномерно, но не плотно заполняя весь объем. Спайнолепестные венчики снизу и сверху прикрывают тонким слоем ваты.
При засушивании растений семейства сложноцветных (подсолнечник, поповник, гелениум и др.) их соцветия-корзинки плоской стороной укладывают на тонкий слой ваты. С выпуклой стороны язычковые цветки и чашечку окружают плотным слоем ваты разной толщины в зависимости от высоты корзинки, чтобы обеспечить равномерное давление пресса на все части соцветия.
При засушивании махровых пионов, маков, мальв, георгин (декоративных, кактусовых, хризантемовидных), бархатцев, цинний изолируют отдельные ряды лепестков друг от друга. Стебли пионов, мальвы, роз засушивают под прессом отдельно под тем же номером.
Цветки лилий, ирисов, гладиолусов очень хрупки. Их нельзя сразу зажимать в гербарные сетки: они изломаются. Эти цветки сначала прикрывают стопкой бумаги (до 1 кг) и в таком виде оставляют на несколько часов или на ночь. Увядая под таким давлением, они постепенно приобретают эластичность. Далее их помещают в сетки и засушивают при температуре 35°С. Цветки этих
растений засушивают отдельно от стеблей. Перед закладкой в бумагу цветки ирисов и гладиолусов вынимают из чашечки и удаляют завязь. После окончания засушивания при монтировке цветки вкладывают снова в чашечки. Расчленять цветки лилий, ирисов на отдельные лепестки не нужно. Все цветки засушивают целыми. При засушивании ирисов вату не применяют, так как она плохо отделяется от лепестков. Их прокладывают клочками бумаги так, чтобы все лепестки и лопасти рыльца были изолированы друг от друга. Цветки гладиолусов заполняют ватой и укладывают верхней поверхностью венчиков на тонкий слой ваты. Отдельные лепестки изолируют друг от друга клочками ваты. Нижнюю сторону цветка окружают плотным кольцом ваты.
Цветки тюльпана очень упруги, поэтому их обрабатывают ватой только после некоторого увядания. Цветки тюльпана засушивают в разных положениях: при закрытом и открытом венчике (рис. 4). В первом случае после удаления тычинок и пестика внутрь цветка вкладывают небольшое количество ваты, ватой цветок окружают и снаружи. Во втором случае срезают заднюю грань пестика; между срезом и лепестком прокладывают кусочек бумаги; пыльники прикрывают бумажками и помещают цветок между слоями ваты.
Стебли ирисов, гладиолусов, тюльпанов засушивают отдельно. Их разрезают вдоль, кладут на одну ночь под большой пресс (16 — 20 кг) и далее засушивают при температуре 40°С. При более низкой температуре может произойти загнивание.
Листья нарциссов, гиацинтов, эремурусов обычными способами засушить невозможно: они теряют окраску и не высыхают. Перед засушкой нужно соскоблить бритвой эпидермис (кожицу) с той стороны листа, которая ляжет на бумагу, и далее сушить любым способом.
Рис. 4. Тюльпаны садовые.
Закладка растений в сетки. В сетки надо закладывать не больше шести или даже четырех листов с растениями, не считая прокладок из одного листа бумаги между листами с растениями и стопки бумаги в центре для равномерного давления.
При засушивании махровых пионов н георгин в сетки надо закладывать всего по два листа с цветками. Мощные махровые георгины в одном листе бумаги помещают в сетки без бумажной прокладки или с прокладкой в пол-газеты.

ЗАСУШИВАНИЕ ЛИСТЬЕВ ГОРЯЧИМ УТЮГОМ
Этим способом рекомендуется засушивать листья некоторых оранжерейных и комнатных растений, не поддающихся засушке обычными способами.
Техника работы проста: на стопку газет или пористой бумаги укладывают лист растения, прикрывают его двойным листом бумаги и быстро проглаживают горячим утюгом. Затем лист продвигают по бумаге, проветривают и опять проглаживают. В течение двух-трех минут лист высыхает, сохраняя окраску.
Этим способом хорошо засушиваются листья драцены, ландыша и других растений.

ОБЪЕМНОЕ ЗАСУШИВАНИЕ РАСТЕНИИ
Когда растение невозможно хорошо высушить плоскостным засушиванием или когда самая форма растения требует объемного показа, применяют объемную засушку растений в песке.
Так засушивают густо-махровые цветки (помпонные георгины, пионы, бархатцы, шаровидные соцветия луков); цветки с грубой поверхностью лепестков (лилии, тюльпаны); соцветия дельфиниума, сирени, гортензии и т. д.
Для этой работы требуется мелкий кварцевый песок. Можно заменить его речным, тщательно просеянным,
промытым до полного удаления глины и хорошо просушенным.
Растения засушивают в картонных коробках, размер которых зависит от величины засушиваемого материала. Схема изготовления одной из таких коробок приведена на рисунке 5. Для изготовления коробки вырезают кусок плотного картона нужного размера (в данном случае 50X40 см), отмеряют от каждого угла по обеим сторонам прямоугольни-Рис. 5. Схема изготовления ка п0 Ю и проводят каран-картонной коробки для объ- дашом линии, как показано на емного засушивания расте- рисунке. По линиям, которые нии- на схеме проведены жирной
чертой, делают прорезы и по пунктирным линиям сгибают картон. Все углы получившейся коробки скрепляют толстыми нитками или скрепками.
В коробку насыпают небольшой слой песка (1 см) и на него укладывают растение. Осторожно, стараясь не повредить цветки, коробку доверху заполняют песком.
Некоторые растения (дельфиниум, лук и др.) могут деформироваться (изменяться) под тяжестью песка во время сушки. Чтобы этого не случилось, делают 2 — 3 картонные подпорки (образец приведен на рисунке 6), на них укладывают растение и после этого насыпают песок.
Коробку с растением ставят в термостат с температурой 25 — 35°С в зависимости от сочности засушиваемого материала (сирень — 20°С, розы — 25°С, тюльпаны — 35°С).
Рис. 6. Подпорка для растений, вставляемая в коробку при засушивании цветов в песке.
Объемная засушка растения требует постоянной температуры, поэтому другие источники тепла (русская печь, солнце) для этого вида сушки непригодны.
Когда процесс высыхания закончится (два-три дня), коробку осторожно вынимают, снимают скрепки, и она под тяжестью песка раскрывается. Подставив руку под картон, осторожно стряхивают песок. Освободившийся от песка цветок помещают в плотно закрытую коробку или ящик. В сухой среде растение долго сохраняет живой облик; при доступе влаги оно становится ломким и буреет. Оформление должно быть живописным, чтобы создавалось впечатление живого растения.
ХРАНЕНИЕ ГЕРБАРИЯ
Гербарий нужно хранить в сухом помещении, тогда окраска растений в течение многих лет остается неизменной. Влажность окружающей среды вызывает ускоренное побурение засушенных растений.
Гербарный материал может портиться вредителями — жучком-притворяшкой (Ptinus fur) и его личинками и личинками мельничной огневки (Ephestia kuhniella).
Для предохранения растений от вредителей применяют порошки ДДТ или гексахлорана. Их насыпают па плотную глянцевую бумагу, в которую завертывают папку с растениями. Нельзя утверждать, что это всегда даег положительный результат. Поэтому гербарий необходимо часто пересматривать.

ОФОРМЛЕНИЕ ГЕРБАРИЯ
Для оформления гербария предварительно заготавливают куски плотной бумаги нужного размера (например, 42 X 28 см), на которых будут укрепляться засушенные растения.
Растения размещают на листе таким образом, чтобы можно было видеть расположение листьев, цветков, плодов. Крупные растения перед сушкой разрезают на две части, и при оформлении гербария одну часть располагают в левой части листа, другую в правой, оставив место для этикетки. При работе с мелкими растениями на один гербарный лист можно помещать по нескольку экземпляров.
Растения пришивают к бумаге нитками серого, защитного, коричневого цвета, двумя-тремя стежками.
В правой нижней части листа помещают этикетку с обозначением семейства; названия растения (латинского и русского); местонахождения (область, район, село); местообитания (лес, луг, болото); времени сбора; фамилии человека, собравшего и определившего растение.
Сем сложноцветных Compositae Centaurea су anus L.
Василёк синий
Близ с. Дединово Луховицкого р-на Московской обл.. правый берег р Оки, окраина ржаного поля. Изредка
20 июля 1950 г Собр. И Зайцева Опр П А Иванов
Для обеспечения лучшей сохранности растений к верхней или левой стороне гербарного листа приклеивают лист тонкой бумаги такого же размера, которым закрывают растение. Гербарный лист с прикрепленным растением можно также вкладывать в «рубашку» — сложенный вдвое лист тонкой бумаги.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ (вторая жизнь цветов)
Цветы. Сколько радости приносят они людям.
В воскресный вечер улицы, поезда метро, троллейбусы заполняются множеством людей, везущих с собою букеты цветов. Поставленные в воду, они далеко не все оживают. Видеть это умирание живых цветов всегда грустно.
Рис. 7. Композиция в виде букета. Ажурные побеги перекати-поля на черном фоне в сочетании с крупными голубыми цветками скабиозы кавказской и бархатно опушенными листьями чнстеца шерстистого.
Рис. 8. Композиция в виде виньетки.
На фоне торфяного мха крупные соцветия борщевика кавказского в сочетании с пурпурно-желто-коричневыми листьями малины, сиренево-синими, желтыми, белыми соцветиями кермека и розовыми цветками космеи.
Цветение кратковременно, а хочется любоваться цветами изо дня в день, из года в год.
Удалось установить, что 99% растений можно засушить с сохранением их формы и цвета.
Открылись неограниченные возможности художественного творчества с засушенными растениями. Ведь богатейшее «сырье» — растения — всюду: у дорог, в канавах, па болоте, в лесу, на лугах, в посевах.
Нужно брать самое простое и обычное и в нем находить красоту.
Разные растения в разных сочетаниях (композициях) воспринимаются различно, но всегда доставляют радость, потому что каждое растение прекрасно.
Композиции могут быть самыми разнообразными: букет цветов; пучок осенних листьев; мотив для ковра, ткани, обоев, фарфора; орнамент и пр. (рис. 7, 8, 9, 10).
Сложность композиций зависит от умения и навыков исполнителей и от разнообразия засушенного «сырья».
Рис. 9. Композиция из буреющих во время засушивания цветков и листьев ломоносов садовых разных сортов.
Рис. 10. Декоративный орнамент.
Крупные соцветия сныти, мелкие соцветия бедрепца в сочетании с рудбекпей пурпуровой; дополнением композиции служат соцветия розового дельфиниума и листья малины.
Навыки по созданию композиций вырабатываются в процессе работы.
Использование листьев и мхов в художественных композициях. Засушенные листья и мхи разнообразной поверхности и окраски можно с успехом применять при создании композиций. Из них можно готовить самостоятельные композиции (рис. 11, 12) и использовать их как фон для других растений.
В разные дни золотой осени листья одного дерева, куста окрашены различно. Собрать все оттенки — значит получить богатый материал для работы. Этот материал доступен всем.
В октябре можно собирать листья мать-и-мачехи. Их заросли всюду: у ручьев, на откосах железнодорожных путей, па лесных полянах, в затененных и солнечных местах. Листья — желтовато-зеленые сверху, снизу — замшевые, белые, иногда сероватые. Осенью можно найти листья интенсивно лиловые, иногда пятнистые лилово-желто-зеленые, тогда с нижней стороны они серо-сиреневые.
Рис. И. Листья бегонии Рекс на фоне торфяного мха.
Вот листья клена остролистного. Их окраска очень разнообразна: обычный желтый цвет переходит в розовый, пурпурный, оранжевый, коричневый. Листья клена татарского в конце сентября становятся яркими, киноварно-красными. Среди желтых листьев клена ясенелистного попадаются листья лососево-красных, лососеворозовых оттенков. Листья горного клена с нижней стороны сиренево-серого или лилового цвета. Поздней осенью верхняя сторона их желтеет, а с нижней стороны они становятся розовыми.
Листья боярышника разных видов осенью имеют разнообразную переливчатую окраску. Очень красивыми могут быть листья вяза, лещины; желто-коричневые, пурпурные и алые листья дикого винограда; киноварнокрасные, блестящие, а после падения с дерева коричневые, листья дуба красного и бежевые или коричневые листья дуба других видов.
Исключительно живописен фон из крупных листьев и молодых побегов тополя душистого. Высушенные, они становятся темно-бежевыми, блестящими сверху и матовыми, светлыми снизу; их частичное почернение очень декоративно.
Неисчерпаемы творческие возможности в использовании этого, казалось бы, бросового материала. Его собирают в больших количествах в сумки, чемоданы; дома закладывают в бумагу и сушат под прессом 16 — 24 кг.
Зеленые мхи (кроме кукушкина льна) и торфяной мох (сфагнум) собирают в любое время. Желательно брать однородный мох, не засоренный мхами других видов. Принесенный домой в мешке, чемодане, сухой мох на ночь завертывают в мокрую тряпку. Утром увлажненный мох тонким слоем укладывают внутри половины газеты. Пласты мха в газетах, прослоенные 6 — 10 сложенными вдвое газетами, прикрывают фанерой и прессуют 10 — 20 кирпичами. Прокладку ежедневно заменяют сухой.
Цвет зеленых мхов со временем становится золотистым, что очень красиво. Торфяной мох, сначала светлый, изумрудно-зеленый, постепенно меняет зеленую окраску на светло-бежевую, отчего фон очень выигрывает.
Нижние части побегов торфяного мха, имеющие бурую окраску, не выбрасывают, а засушивают в отдельных листах. Фон из этого материала очень интересен не только цветом, но и поверхностью.
Чем разнообразнее по цвету, формам, линиям собранный материал, тем больше творческих возможностей для работы.
Перед монтировкой композиции листья, выбранные для фона, укладывают на куске плотной бумаги от ее краев к центру или к одному из углов. Нижнюю часть каждого листа прикрывают верхней частью следующего наподобие чешуи, следя за тем, чтобы жилки листьев располагались параллельно или под определенным углом, а не беспорядочно. Листья прикрепляют к бумаге одним или двумя стежками ниток нейтрального цвета в направлении сосудистых путей.
Спрессованные мхи укладывают на листе плотной бумаги и пришивают крупными стежками по краю.
В обоих случаях желательно листья и мхи темного цвета укладывать на темной бумаге, а светлые мхи и листья — на светлой, тогда не будут видны просветы. Клочки мхов и листьев, выступающие за края листа бумаги, обрезают ножницами, и на этих фонах укладывают композиции.
Оформление композиций. Сначала подготовляют тонкую фанеру соответствующего размера, плотную бумагу или другой материал, который будет служить фоном для композиции (ткань, мхи, листья), стекло. Цвет и поверхность выбранного фона должны гармонировать с подобранными для композиции растениями. Работу начинают с прикрепления металлических колечек к фанере. Для этого стамеской или острым концом ножниц пробивают в фанере прорези, в которые продевают полоски жести с надетыми на них колечками. На обратной стороне фанеры полоски жести загибают и уплощают ударами молотка.
Собранную из цветов и листьев композицию пришивают к фону минимальным количеством стежков нитками нейтрального цвета и сверху прикрывают чистым стеклом. Перевертывать композицию, если она не прикрыта стеклом, нельзя. Окантовывают композицию тканью, применяемой в переплетных мастерских, например дермантином или техническим коленкором. Бритвой по линейке отрезают по долевой нитке полоску ткани шириной 4 — 5 см. Полоска, срезанная по поперечной нитке, для работы не годится, так как ткань растянется, нарушится прямая линия обрамления.
Перед окантовкой на стекло, под которым на фанере находится композиция, кладут груз, например кирпич, который удерживает стекло и фанеру в нужном положении.
Окантовочную ткань смазывают тончайшим слоем столярного клея и приклеивают сначала к стеклу, затем к фанере. Клей разбавляют, если это нужно, водой, обязательно кипяченой. Конторский клей в этом случае применять не рекомендуется, потому что он быстро кристаллизуется и полоски ткани отклеиваются от стекла. Композиция может быть заключена и в багетную рамку.
При развешивании композиций нужно помнить, что в сыром помещении растения буреют, а на солнце обесцвечиваются.
Описание композиции, наиболее простой по видовому составу. В качестве примера композиции, которую могут выполнить учащиеся, более подробно описывается композиция в виде букета из широко распространенных цветковых растений и папоротников на фоне торфяного мха (рис. 13).
Для данной композиции собраны и засушены следующие растения:
Дербенник (плакун-трава) — многолетнее растение с мелкими малиновыми цветками, собранными в рыхлую шероховато-пушистую, колосовидную кисть; стеблевые листья продолговатые; цветет с июня до сентября; встречается по сырым местам.
Горец (раковые шейки) — многолетнее растение с мелкими розовыми цветками, собранными в удлиненный плотный колос; цветет в мае и июне; встречается по сырым местам.
Рис. 13. Композиция-букет.
Кровохлебка лекарственная — многолетнее растение с плотными овально-округлыми колосками из мелких цветков кроваво-красной окраски; встречается по сыроватым лугам, кустарникам, вырубкам; цветет с июня до августа.
Тысячелистник обыкновенный — многолетнее растение с розовыми или белыми (реже малиновыми и желтыми) мелкими цветками, собранными в щитки; листья продолговатые, дважды перисто-рассеченные; цветет с начала июня до глубокой осени; встречается по лугам, разреженным лесам, полям, обочинам дорог.
Нивяник обыкновенный (поповник) — очень распространенное многолетнее растение, в обиходе неправильно называемое ромашкой; в крупных соцветиях-корзинках средние цветки обоеполые, трубчатые, желтые, краевые — пестичные, ложноязычковые, белые; растет по лугам, полянам, опушкам; цветет с июня до августа.
Кроме того, для композиции взяты васильки синие, колосья ржи, засушенные до начала цветения, и листья мужского папоротника подходящих размеров.
Сочетание этих цветов и листьев, уложенных живописно на определенном фоне (в нашем примере на торфяном мхе), и образует композицию.
Строить композицию рекомендуется в определенном порядке.
Сначала на фон из торфяного мха укладывают два листа папоротника под острым углом к основанию будущего букета. Эти папоротники дадут как бы теневую штриховку в глубине композиции, а их верхушки дадут верхние штрихи букета. Частично папоротники прикрывают кистями дербенника, взвивающимися к верху букета.
Несколько раковых шеек заполняют фон верхней части букета, а темные красно-пурпурные цветки кровохлебки, уложенные в верхней части и середине букета, подчеркнут контуры и объем композиции.
Нижнюю часть букета заполняют цветками нивяника, частично прикрывая соседние растения; самые крупные цветки, уложенные на первом плане внизу, тоже создают впечатление объемности букета.
С цветками нивяника чередуют соцветия тысячелистника, ими заполняют среднюю и нижнюю часть букета, которая всегда бывает плотнее ажурной легкой верхушки.
Лазоревые васильки и колоски ржи, размещенные в разных точках композиции, также подчеркнут некоторую ее объемность.
Направление побегов внизу букета должно быть согласовано с их направлением вверху.
Не нужно считать, что первый опыт уже закончен и совершенен. Композицию следует прикрыть бумагой на несколько часов. Нужно, чтобы глаза автора отдохнули от напряжения, тогда ошибки, допущенные на первом этапе творчества, будут сразу обнаружены и исправлены. Чем требовательнее к себе будет автор, тем совершеннее будет созданная им композиция.
Первые самостоятельные творческие опыты могут показаться трудными; навыки и желание сделать как можно лучше облегчат в дальнейшем творческую работу.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *