Для чего проводят наблюдения 3 класс естествознание
Урок по естествознанию. Тема урока «Наблюдение»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Все учащиеся смогут:
Объяснять значение наблюдения для человека
Называть некоторые признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат)
Проводить наблюдения по предложенному плану
Фиксировать результаты наблюдения с помощью условных знаков
Большинство учащихся смогут:
Называть объекты наблюдения учёных разных научных областей
Проводить наблюдения согласно составленному плану и формулировать выводы
Некоторые учащиеся смогут:
Давать определение понятию «наблюдение»
Самостоятельно составлять план своего наблюдения
Номер материала: ДБ-1430531
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок » Мир деятельности» по теме: » Учусь наблюдать»
Конспект внеурочного занятия по курсу «Мир деятельности» в 3 классе на тему «Учусь наблюдать».
Цель: Сформировать представление о методе наблюдения как общенаучном методе познания окружающего мира. Построить простейший алгоритм проведения наблюдения в учебной деятельности и сформировать положительный опыт его применения.
Основные структурные элементы урока:
Новое знание урока заключается в понятии «наблюдать» и в алгоритме наблюдения.
Задание на пробное действие: составить алгоритм для проведения наблюдения.
Фиксация затруднения: «Я пока не могу составить алгоритм наблюдения» или «Я пока не могу обосновать, что составленный мной алгоритм – правильный»
Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма наблюдения».
Цель деятельности учащихся: «Построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться».
Фиксация нового знания осуществляется с помощью эталона «Алгоритм наблюдения», в котором зафиксирован сам алгоритм и карта фиксации результатов.
Наше занятие мы как всегда начнем с оценки своих достижений на «лесенке успеха». Вспомните, над какой темой мы работали и оцените свои умения.
-Кто поставил себя на 4 ступеньку? Почему?
Закройте пока ваши тетради и послушайте меня внимательно.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Наше новое занятие я начну стихотворением:
В беленькое платьице:
— А как по- вашему, чтобы написать такое стихотворение, автору нужно быть каким человеком? (наблюдательным).
—А зачем в жизни мы пользуемся наблюдением? (чтобы узнать что-то новое)
-Верно, с помощью этого метода можно открыть для себя много нового. В жизни случаются ситуации, которые не описаны в учебниках и энциклопедиях, и некуда посмотреть. Один из способов получения знаний в этом случае – пронаблюдать.
—Как вы думаете, кто пользуется методом наблюдения? (ученые)
-Сегодня, мы вновь будем в роли ученых и, как вы уже догадались, будем узнавать что-то новое о наблюдении. Но сначала нам нужно вспомнить то, что мы изучали на предыдущих занятиях.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Мы сейчас уточним, что значит наблюдать и вспомним алгоритм сравнения. (слайд )
-Попробуйте продолжить предложение: «Наблюдать – это значит…» (ответы учащихся)
-Спасибо за ваше мнение. Вспомните, где мы можем узнать точную формулировку значения слова? (в словаре)
-Верно. Давайте уточним наше понимание этого слова в словаре _Т.Ф Ефремовой. (Наблюдать – внимательно следить глазами… или воспринимать, замечать какое-либо свойство… или исследовать, изучать). (слайд…)
-Для учеников, также как и для ученых, важны все 3 значения данного слова. Особенно, когда вы проводите исследование!
Что означает слово «наблюдать», мы выяснили, а сейчас вспомним алгоритм сравнения объектов, т.к. сегодня на занятии вам пригодится умение сравнивать. Но наш алгоритм рассыпался, вам нужно его восстановить. Проверим по слайду. (слайд…)
Мысленно анализирую объекты
Фиксирую названия свойств, по которым буду сравнивать.
Сопоставляю свойства объектов.
Устанавливаю различные и одинаковые свойства.
Алгоритм сравнения мы повторили, а теперь, пользуясь этим алгоритмом, выполните задание №1 в вашем учебном пособии. Прочитаем задание. Как вы поняли, что надо сделать в задании?( Провести сравнение, выбрать правильные ответы, дописать необходимое).(слайд..) работаем сначала в 1 таблице. (проверка по слайду) А сейчас давайте запишем во вторую таблицу различные и одинаковые свойства. ( проверка ) Сделайте вывод о сравнении.
-У кого задание выполнено верно? Поднимите руку.
-Кто ошибся? Какие ошибки вы допустили?
-Молодцы! мы уточнили что значит «наблюдать» и вспомнили как сравнивать объекты. А теперь я предложу вам новое задание. Как оно называется? (пробное действие)
-Давайте вспомним предыдущие занятия: «Учусь сравнивать», «Учусь обобщать», «учусь моделировать». В каждом из занятий вы составляли новый алгоритм.
— А как вы думаете, для проведения наблюдения нужен алгоритм? (да)
— Кстати, а что такое алгоритм? ( Алгоритм- это последовательность действий для достижения цели) (на доску)
—Значит, для чего нужен алгоритм наблюдения? (чтобы правильно провести наблюдение и чтобы понимать, что необходимо сделать)
-Поднимите руки те, кто не смог выполнить задание? В чем ваше затруднение? ( Мы не можем составить алгоритм наблюдения)
-Поднимите руки те, кто выполнил задание?
-А ваше затруднение в чем? ( Мы не можем обосновать, у нас нет эталона)
При ответах учащиеся опираются на эталон, изученный во 2 классе, который есть на доске.
3.Выявление причины затруднения.
У вас у всех возникло затруднение. (анимация)
-Что вы не можете сделать? (мы не можем составить алгоритм наблюдения)
(, мы этого не изучали)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель перед собой поставим? (построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться) (вывешиваю на доску)
-Какова будет тема урока? (Учусь наблюдать) Учитель прикрепляет тему урока на доску.
5. Реализация построенного проекта.
Открытие вы будете делать необычным образом. Я сегодня буду в роли помощника, а вы в роли ученых-наблюдателей.–Хотите узнать, за кем вы будете сегодня наблюдать? (да) Отгадайте загадку:
В цветочек превратится! (бабочка)
Молодцы! Вы будете наблюдать за развитием бабочки. В 1 классе мы ходили на экскурсию и видели много разных видов бабочек. А ккак развивается бабочка, мы пока не знаем.
Предлагаю вам следующие ключи для открытия: мультфильм о жизни бабочки, заполненную карту наблюдения нашего знакомого ученого-профессора Ивана Гермагеновича Енотова и шаги алгоритма наблюдения.
-Скажите, а как мы будем действовать, чтобы достичь цели? (по плану)
Давайте прочитаем план нашей работы: (слайд…)
Какой 1 пункт плана? ( Выполняю наблюдение за развитием бабочки. (на доску вывешиваю) Т.е. вам надо просмотреть мультфильм о жизни бабочки)
-А ученый Енотов просто так начал смотреть за бабочкой или у него была цель? (была цель) Верно. Для учебного наблюдения всегда ставится цель.
-Предположите какую цель он перед собой поставил? ( изучить как появляется на свет бабочка )
-У нас будет эта же цель при просмотре фильма? (да)
-Давайте ее проговорим.
-Ученые наблюдают этот процесс в жизни в среднем 2-3 недели. Вы же будете наблюдать за процессом в ускоренном режиме.
.-Выполнили 1-ый шаг плана? (да)
-Поставим + напротив 1 пункта.
-Какой 2-ой шаг необходимо реализовать? (Соотнести шаги алгоритма с картой наблюдения).
Работать вы будете в группах. У каждой группы есть таблица с шагами алгоритма и описанием увиденного в фильме. Вы должны выстроить эти шаги в логической последовательности и наклеить их в пустые ячейки. После выполнения задания учащиеся озвучивают свои результаты.
изучить, как появляется на свет бабочка
РЕЗУЛЬТАТЫ:
2-я стадия: гусеница
Бабочка проходит 4 стадии в развитии для того, чтобы появиться на свет.
После выполнения задания представитель каждой группы озвучивает рез-т.
— Какой шаг алгоритма вы приклеили первым?
-Какой шаг второй? (провожу наблюдение и фиксирую результаты)
-Какие результаты зафиксировали ученые в нашем наблюдении? (стадии развития бабочки) Назовите их.
-Как звучит последний шаг нашего алгоритма? (формулирую вывод)
-Какой вывод сделали ученые? (бабочка проходит 4 стадии в развитии для того, чтобы появиться на свет)
-Молодцы! Вы справились с заданием. Поставим + напротив 2 пункта плана.
Остался лишь последний шаг нашего плана. Как он звучит? (составляем эталон)
-Теперь вам будет легче составить эталон, опираясь на восстановленные шаги.
-С чего началось наблюдение? (поставили цель)
— Какой 1 шаг алгоритма? (выбираю объект наблюдения ) щелчок
-2-ой шаг? (Провожу наблюдение и фиксирую результаты )
-3-ий шаг: (Формулирую вывод )
— Кто догадался, что мы с вами только что составили? (Эталон Алгоритм наблюдения) (слайд…) Молодцы! Поставим + напротив 3 пункта плана.
-Теперь мы попробуем этот алгоритм запомнить. Игра « Кто найдет ошибку» (слайд… анимация)
— Вы были внимательны,Теперь приклейте наклейки в вашей тетради, составьте эталон. (на доску вывешиваю)
-Давайте проговорим наш эталон друг другу.
Алгоритм наблюдения мы запомнили, но нам нужно научиться пользоваться этим алгоритмом. Работать вы будете в парах.
— Как настоящие ученые-исследователи, мы проведем опыт. В процессе опыта вам необходимо все очень внимательно наблюдать и заполнить карту наблюдения по записанному вами алгоритму. Вы готовы принять участие в исследовании?
Объект, который мы выберем для наблюдения, скрыт в загадке. Давайте ее разгадаем и узнаем, что это за объект.
В ярко рыжей кожуре
Круглый, вкусный «витамин»,
Верно, мы будем наблюдать за апельсином.
-С какого шага алгоритма начнем? ( Что наблюдаю, т. е. выбираю объект)
-Что вы будете наблюдать?
-На третьем шаге? (вывод )
Учитель ставит перед учениками миску с водой. Далее в прозрачный сосуд с водой опускается апельсин в кожуре. Апельсин плавает на поверхности.
Далее в воду опускается такой же по размеру апельсин без кожуры. Он тонет.
-Ваша задача, зафиксировать результат наблюдения, выполняя задание №2 в учебном пособии, и сделать вывод. Работаете в таблице.
-Кто озвучит свой результат?
(Вывод: в воде плавает лишь апельсин в кожуре)
-Все пришли к такому выводу?
7. а теперь вас ждет- самостоятельная работа.
Предлагаю вам выполнить задание №3 в вашем пособии.
-Что нужно выполнить в этом задании? (прочитать, как проводила наблюдения ученица, и определить, какие шаги алгоритма она выполнила.)
-Каким эталоном вы будете пользоваться? («Алгоритм наблюдения»)
Проверка задания ( слайд…)
-Назовите слова, которые указывают на объект наблюдения.( тюльпан)
-Какие слова указывают на то, что 2 шаг алгоритма выполнен? (девочка отмечала результаты, фиксировала этапы роста тюльпанов)
-И 3 шаг? (Аня узнала, сколько времени нужно, чтобы зацвели тюльпаны, т.е. сделала вывод)
-А ее вывод совпал с поставленной целью?
-Какая была цель у Ани?
7.Включение в систему знаний.
Мы сегодня все занятие учились наблюдать. Где вам пригодится умение наблюдать?
-Для ученых – это один из методов сделать новое открытие.
-Смогли ли мы проверить гипотезу о плавающем апельсине, если бы не провели наблюдение? (нет)
-Это очень нужный способ открытия нового знания.
Я вам приведу один замечательный пример. Ученый-биолог Александр Флеминг учился в маленькой сельской школе, с детства любил наблюдать за природой. Но он был очень рассеян. Однажды он забыл вымыть чашки с исследуемыми бактериями. А сделанное им по этой причине наблюдение помогло открыть пенициллин – вид плесени, который в 1928 году стал сенсацией медицины ХХ века. Это был антибиотик. С его помощью спасено немало жизней людей.
8.Рефлексия деятельности на уроке.
А сейчас давайте вспомним
-Какую цель мы поставили вначале занятия? (узнать алгоритм наблюдения и научиться им пользоваться)-Мы узнали? да. Докажите. (мы составили эталон) Научились им пользоваться? Значит, добились цели? да-Оцените свой результат на «Лесенке успеха»
Введение
Одновременно с процессом развития и становления человека формируется познавательное отношение к миру. Во все формы духовно-практического освоения мира человеком органически включен познавательный компонент. Наравне с научно-теоретическим познанием мира мы можем говорить о религиозном, художественном, обыденном, моральном и других способах познания окружающей действительности. Философское же познание представляет собой особый вид познавательной деятельности, полностью не совпадающей с конкретно-научным познанием, хоть и близким к нему по своей понятийной, рациональной природе.
Но, если в других формах духовной деятельности познавательный компонент является лишь одним из составляющих моментов процесса духовного освоения мира, то для научной и философской деятельности этот компонент является основным, определяющим.
Новым для начального общего образования является выделение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) такого предметного результата, как освоение доступных способов изучения природы и общества, в том числе и древнейшего способа — наблюдения. При этом необходимо отметить, что осуществляется переход от наблюдения как метода в деятельности педагога к наблюдению как способу действий ученика. Значимость данного результата определяется особенностью предмета «окружающий мир», которая заключается в том, что ученики в процессе его изучения познают природный и социальный мир. Для осуществления самостоятельного познания они должны овладеть способами (методами) познания окружающей действительности.
Цель: изучить наблюдение как основной метод познания природы и общества.
1.1 Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира
Все дети стремятся к активной деятельности. Поэтому такой вид деятельности как наблюдение наиболее естественный и близкий для ребенка младшего школьного возраста.
По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой в единый и целостный акт умственной работы соединяются речь, восприятие и мышление. Доступной ее детям младшего школьного возраста делают широкие сенсорные основы деятельности наблюдения.
Анализируя литературу, мы выявили, что преимущества метода наблюдения заключаются в:
-отборе фактов естественного поведения человека;
-восприятии человека как целостной личности;
-отражение контекста жизни субъекта.
Среди недостатков выделяются:
1) сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями;
2) пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;
3) отсутствие возможности повторного наблюдения;
4) фиксация результатов в описательной форме.
Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации, наблюдаемых явлений. В возрастной психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.
1.2. Виды наблюдений
Можно выделить следующие виды педагогических наблюдений.
При данном наблюдении исследователь выступает наблюдателем происходящего явления.
Это наблюдение, когда к их проведению привлекаются другие лица.
По дидактической направленности:
По технической “оснащенности” восприятия:
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:
В зависимости от поставленных целей наблюдение бывает
Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.
1.3. Содержание наблюдений в курсе «Окружающий мир»
Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования изучение окружающего мира имеет решающее значение. Достижению предметных результатов способствует изучение курса «Окружающий мир»:
— представление об особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за сою родину;
— формирование уважительного отношения к России, к природе, к родным, семье, родителям;
— освоение основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира, правил нравственного поведения;
— освоение доступных способов изучения природы и общества;
— развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.
В ФГОС НОО в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, не всегда осознаваемое педагогами. Речь идет об овладении младшими школьниками доступных способов изучения окружающего мира. Данное требование во ФГОС НОО имеет такую формулировку: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, запись, опыт, классификация, сравнение и др. с получением информации от членов семьи, от окружающих людей, в открытом доступе). Вроде бы нет ничего нового: педагоги и раньше применяли в своей деятельности: наблюдения, опыты, измерения, сравнения и классификацию. Только здесь появляется новый аспект. А именно, если раньше эти способы познания мира считались методами обучения, то теперь этими методами должны овладеть сами ученики.
В учебном процессе наглядные методы применяются по всем предметам и во всех классах, в разных организационных формах обучения, широко переплетаясь со словесными методами. При изучении окружающего мира наглядные методы имеют особое значение.
Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.
Использование разных методов предусматривает различные виды деятельности учащихся и педагога, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. Остановимся на характеристике метода наблюдения, который в настоящее время не так часто применяется в учебном процессе начальной школы.
Наблюдение – это естественнонаучный метод познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить задания на наблюдение в природе. Обычно такие задания организовываются в виде систематических наблюдений за сезонными изменениями в жизни природы и человека. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Мы провели анализ УМК «Школа России» по теме исследования. Данный УМК также предлагает задания, в которых необходимо выполнить наблюдения.
I класс. Необходимо провести наблюдение за облаками и отметить в тетради какие облака сегодня видны на небе. Пронаблюдать в течении месяца за луной, можно один раз в неделю и зарисовать в альбоме ее внешний вид. Вести в тетради наблюдение за погодой, прописать в ней осадки, ветер, облачность. Целесообразно такие наблюдения проводить в разные времена года.
II класс. С помощью собственных наблюдений предлагается проверить народные приметы (например, ««Ласточки летают низко — к дождю», «Шишки хвойных растений раскрываются — к сухой погоде»). Во 2 классе можно ввести Научный дневник, где дети записывают свои наблюдения за сезонными явлениями. Они могут понаблюдать за небом в разное время суток и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба» и др.
В III и IVклассах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при желании это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вклеенных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими изменениями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями.
1.4. Требования к организации проведению наблюдений
Наблюдение – один из важных источников знаний об окружающем мире. Он является фундаментом на которой в дальнейшем строятся мыслительные операции. Многие авторы считают, что является средством развития мышления. Построение наблюдения начинаются с постановки цели и определения объекта. Особо важным условием наблюдения является осмысленный отбор объектов.
Также необходимо соблюдать следующие этапы наблюдения:
1) Для того, чтобы сформировать целостное представление об объекте, рассмотреть объект в целом.
2) Провести работу по изучению частей объекта.
3) Сделать вывод об увиденном.
После проведенного наблюдения педагог закрепляет полученные данные:
1) еще раз рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить перед собой.
2) провести иммитацию.
4) поработать с иллюстрацией.
5) далее самостоятельно провести наблюдение [1,2].
В ходе освоения данного метода младшие школьники обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется обонянием, зрением, слухом, осязанием и вкусом; что восприятие животных отличается от восприятия человека. Главным условием эффективности этого метода считается предварительное составление программы наблюдения. Такая программа обязательно задается учителем. Для того, чтобы младший школьник овладел наблюдением как способом познания окружающей действительности необходимо формирование соответствующего умения.
Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана или программы наблюдений. Например, на уроке перед учащимся ставится задача: рассказать о диком животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (особенности строения головы, туловища, размер, наличие хвоста, шерсть и т.д.).
Примерная схема наблюдения животного.
Данный подход можно использовать при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.
Представим примерную схему наблюдения растения.
В связи с этим следует обратить внимание на формирование у младших школьников умения упорядочивать результаты наблюдений. Для того, чтобы достичь конечную цель наблюдений – найти ответ на предварительно заданный вопрос, необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, например, заполнить таблицу, «Виды комнатных растений». Такие таблицы, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, дают возможность сравнивать полученные данные, упорядочивают информацию.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны учителя. Приведем общие требования к организации наблюдения.
Посредством наблюдения за предметами и явлениями природы младшие школьники накопляют фактический материал, который необходим для установления закономерностей в природе. Данный метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.
Заключение
Но есть и недоставки, это сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями; пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию; отсутствие возможности повторного наблюдения; фиксация результатов в описательной форме.
Существуют несколько видов педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, непрерывное, дискретное, монографическое, узкоспециальное.
При изучении предмета «Окружающий мир» наглядные методы имеют особое значение. Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана, соблюдение требований.