Для чего проводят наблюдения 3 класс
Наблюдение как метод изучения природы в начальной школе
В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них:
Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения [4, 137].
Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания [3, 142].
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.
В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.
Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.
В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:
1) окружающий мир реально существует и познается человеком;
2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].
Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
Выводы и сообщения.
Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др.
Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка.
Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.
Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.
Урок познания мира в 3 классе. Тема: Как человек изучает природу. Наблюдение. Эксперимент
Учитель начальный классов Горбачева Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г.Караганда
Урок познания мира в 3 классе.
Тема: Как человек изучает природу. Наблюдение. Эксперимент
Цель: Знать, как с помощью наблюдения человек познает окружающий мир.
Перечислят и объяснят различные методы изучения природы.
Выделят основные составляющие метода наблюдения.
В группе выберут объект наблюдения, определят цель наблюдения, составят план наблюдения.
C могут сравнить метод наблюдения с опытом.
Установят, в каком случае необходимо проводить наблюдение, а в каком лучше провести эксперимент.
В группах проведут анализ, с помощью какого метода люди преобразовали окружающий мир.
Проверка домашнего задания. Обсуждение вариантов ответов.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
«Мозговой штурм». Как человек изучает окружающую природу? Какие органы ему в этом помогают?
5. Работа над новым материалом.
Сообщение темы и цели урока.
– На все ли вопросы можно найти ответ в книгах?
– На некоторые вопросы вы можете ответить самостоятельно. Для этого проведём опыты и наблюдения.
– Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе слева. (Сосна и ель.)
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем: как расположены иголочки у сосны? (Они сидят парами.)
– Какие они по длине? (Длинные, узкие.)
– А что скажете про иголочки у ели? (Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие.)
– Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. (Душистые, смолистые.)
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? (Да.)
– Сбрасывают ли ель и сосна хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? (Они не сбрасывают хвою. Но всё же листопад у них идет понемногу и постепенно. На месте опавших хвоинок вырастают новые.)
В гладкую деревянную дощечку вобьём два гвоздика так, чтоб монетка могла пройти между ними. Возьмём монету щипцами и нагреем её на огне. Теперь монета не проходит между гвоздями. От нагрева она расширилась, Посмотрим, что произойдет с монетой дальше. Через несколько минут монета остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями.
– Какой можно сделать вывод? Не только монета, но и все другие твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
– А что произойдет с водой? Возьмём колбу, наполним её подкрашенной водой. Закроем ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На трубочку приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустим колбу в горячую воду. Что произошло? (Вода в трубочке поднимается.)
– Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется.
– Поставим теперь колбу в тарелку со льдом. Что происходит с водой? (Вода в трубке начнет опускаться.)
– Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.
– Какой сделаем вывод?
Жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
– Мы провели опыт и наблюдение. Что же такое опыт и наблюдение? Откройте тетрадь и запишите.
– Чем опыт отличается от наблюдения? (Наблюдение происходит с расстояния, без личного контакта. А опыт мы проводим сами.)
Работа по учебнику.
1. Рассматривание рисунка.
— Назовите, объекты живой и неживой природы.
— Как вы думаете, для изучения живой и неживой природы используются одни и те же методы или разные?
— Приходилось ли вам наблюдать за чем-нибудь? Как это происходило? Что вы заметили?
2. Чтение текста. По ходу чтения на доску выносятся основные понятия данного урока: метод наблюдения, объект наблюдения, цель наблюдения, план наблюдения.
— Как вы думаете, обязательно ли определять цель наблюдения? Для чего это нужно?
— Подумайте и скажите, для чего составлять план наблюдения и нужно ли его придерживаться?
— Составляли ли вы план, когда наблюдали за чем-нибудь или кем-нибудь? Что из этого вышло?
3.Рассматривание схемы. Объяснение последовательности проведения наблюдения.
Работа по учебнику.
— Объясните, почему люди начали проводить эксперименты.
— Найдите в тексте и прочитайте, для чего служит опыт? (для познания и исследования)
Выполнение практической работы.
Коллективное составление цепочки проведения эксперимента. Запись на доске и в тетрадях. Обсуждение каждого этапа.
Цель—план—время—предмет или явление
6. Рефлексия. Работа в группах. Задание: выбрать объект, продумать цель наблюдения, составить план. Учителю необходимо для этого этапа урока приготовить материал: стакан с водой и сахар, картинку с животным, стакан с водой и кофе, камень, комнатный цветок и т.д.
Время на работу 4-5 минут. Учащиеся на листе записывают, за каким объектом наблюдали, какую цель преследовали, по какому плану шло наблюдение, что обнаружили в ходе наблюдения.
Презентация работы. Демонстрация полученного результата.
Урок познания мира в 3 классе «Методы исследования природы. Наблюдение»
Методы исследования природы. Наблюдение
учить детей наблюдать за красотой и разнообразием окружающего мира;
развивать умение наблюдать;
приобретение навыков и умений исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: тетрадь, карандаши, ручка, папка для сбора природного материала.
Любите родную природу —
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе.
Мы к ней относиться добрей.
И доверяли повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь Планету!
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
— Какова главная мысль этого стихотворения?
а) Ставится цель и определяются задачи экскурсии.
б) Учащиеся делятся на группы, выбирают себе объект для исследовательской работы.
План наблюдения растений, насекомых. Группы выбирают себе объект наблюдения.
— Какие органы чувств помогают наблюдать за природой, чувствовать ее, видеть красоту?
— Как вы должны вести себя во время исследования?
— Как нужно относиться к окружающему миру?
Результаты исследовательской работы учащиеся записывают в тетрадь.
— Почему нужно записывать ход наблюдения?
Чтение текста в группах.
— О каких наблюдениях идет речь в тексте?
— Что тебя порадовало из увиденного на экскурсии, а что огорчило? Можешь ли ты быть хорошим другом окружающего мира?
Привести свои записи в порядок. Подготовить рассказ о своих исследованиях. Прочитать текст, выполнить задания в рубрике «Проверь себя».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-525702
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по познанию мира для 3 класса «Методы исследования природы.Наблюдение. Использование математики при проведении исследований природы»
3 А, СОШ №7, город Уральск, Республика Казахстан
Немич Валентина Юрьевна
26 октября 2016года
Методы исследования природы. Наблюдение. Использование математики при проведении исследований природы.
Изучение нового материала
Общие цели и задачи:
расширить знания учащихся о методах изучения природы, научить применять теоретические знания на практике;
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
прививать практические навыки логического мышления, коммуникативного общении;.
обеспечить понимание особенностей проведения опыта, как очень действенного метода восприятия явлений природы и ее объектов.
— закрепить знания о методах изучения природы, научить применять теоретические знания на практике
— уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой ;
— научиться проводить опыты.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познание мира 3 класс. Авторы К.Жунусова, Н.Жапанбаева, под редакцией Алматы «Атамура», 2014
Календарь природы, фотографии осени, стикеры сердечки, тема урока, кружочки, исследователь фото.
-Добрый утро, всем гостям и учащимся, которые пришли к нам на урок. Ребята как вы сегодня прекрасно выглядите, подтянуты и элегантны. Садитесь. А сейчас, давайте используем прием «Я желаю». Перед каждым из вас лежит стикер. Вы должны написать своему соседу по парте пожелание на сегодняшний урок. Кто хочет сказать, что вам пожелали? А можем мы все это пожелать нашим гостям?
3. Минутка календаря
(звучит музыка из кинофильма «Служебный роман» У природы нет плохой погоды).
Выходит ученица и поет 1 куплет песни «У природы нет плохой погоды» Лиза
— Дильназ, скажи какая была погода в октябре?
Весна, осень – погод восемь. Почему так говорят?
— Рома, что обозначает сегодняшний день 26 октября по народному календарю.
26 октября устраивали большой Банный день.
В этот день принято было париться с лечебными травами. Считалось, что вся хворь и болезни выйдут и всю зиму человек болеть не будет.
Ксюша, почему осенняя погода обманчива?
Потому что кажется, что еще тепло. Но на самом деле дует уже прохладный ветерок и погода обманчива. Можно легко заболеть. Надо одеваться по погоде.
На протяжении тысяч лет люди наблюдали за погодой и делали выводы. Так же как и мы с вами на минутке календаря.
Формирование новых знаний и умений. Мозговой штурм
Великий немецкий поэт Гёте сказал: «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как вы понимаете эти слова?
(на доске слово СЛЕД).
-Ребята, образуйте однокоренные слова (следопыт, следствие, слежка, исследование).
-Какое из предложенных вами слов подойдет к познанию мира? Почему?
(Исследование-это поиск истины, познание неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека).
-Как называется человек, который занимается исследованием? (исследователь)
-Какими качествами он должен обладать?
Слайд 3 (наблюдательный, ответственный, внимательный, любознательный, грамотный).
-А что должен уметь исследователь?
Слайд 4. Уметь: Наблюдать
Работать с литературой
Отбирать нужный материал
— Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Слайд 5. « Тема урока»
Тема урока на доске. « Методы исследования природы. Наблюдение. Использование математики при проведении исследований природы ».
— Мы узнаем, как можно исследовать природу и как можно использовать математику при изучении природы.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой и понаблюдать за ней?
Видеоролик о природе.
А сейчас ребята отгадайте загадки.
Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.
Как человек придумывает загадки?
Сценка о жизни животных Птица, Рыба, Змея (на трех языках)
— Я – ласточка. Я – очень красивая. Я питаюсь комарами и мошками. Наблюдая за нами птицами, человек придумал самолет.
— Я – Змея. Я могу быстро передвигаться по суше. Наблюдая за мной, человек придумал поезд.
Вопрос: Так как использует человек свои наблюдения для облегчения своей жизни?
Какие способы изучения природы вам знакомы?
Слайд 6 Способы изучения природы. Наблюдение. Опыт. Измерение.
Слайд 7. Наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.
Наши предки наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы. Эти наблюдения дошли к нам через много лет в виде примет, предсказаний.
При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.
Слайд 9. Измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.
при помощи часов, весов, линейки, градусника и т.д.
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников и т.д.
Конверт №3 Опыт. Исследование.
Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой – кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 4-ой группе. Налейте в один стакан воды, в другой стакан молоко. Положите в оба стакана ложки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 5-ой группе. Нарежьте тонкие полоски из алюминиевой фольги. Расчеши волосы расческой. Поднеси расческу к алюминиевым полоскам. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
8. Групповая работа
Конверт №5 Измерение.
Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный стакан.
Задание 2-й группе. Проведите измерения длины и ширины стола с помощью измерительной ленты.
Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры тела с помощью градусника.
Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.
Задание 5-ой группе. Проведите измерения пульса с помощью секундомера.
9. Работа с учебником
*Групповая работа Заполнить таблицу
Схема «Основные методы изучения природы»
Гномы помогут вам быть внимательными и наблюдательными. Когда вы будете на них смотреть вы будете вспоминать наш урок.
12. Итог урока. Что изучали на уроке? Что поняли? Сделайте вывод. Каким должен быть исследователь? Нам сегодня это удалось?
13. Самооценивание (Заполнение анкет). Оценивание учителя.
Лист оценивания на уроке
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свою цифру кружком
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Домашнее творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение).