Для чего проводят патентные исследования
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?
Если вы решили запатентовать свою разработку, то одним из этапов регистрации, возможно, самым важным, является проведение патентного исследования. Известны случаи, когда на одинаковые изобретения было подано несколько заявок на патентование. В таких случаях патент получает заявка с более ранней датой приоритета. Поэтому если вы хотите получить патент, то огромную значимость имеет проведение патентного исследования, которое позволяет определить возможность получения патента на изобретение и его востребованность на рынке в данной области.
Таким образом, основной целью проведения патентного исследования технического уровня и тенденций развития является предотвращение разработки непатентоспособного продукта и экономия средств заказчика.
Помимо всего прочего, проведение патентных исследований с предоставлением отчета является одним из условий договоров на выполнение НИОКР.
Существует несколько видов исследований, рассмотрим подробнее, что представляет собой каждое из них.
Исследование технического уровня. Обычно данный вид исследования проводится на подготовительных этапах и его основной задачей является оценка перспектив и направления разработки новых продуктов и технологий в определенной области техники. Для определения технического уровня выявляются и анализируются патентные документы, имеющие близкое отношение к исследуемому объекту. Для определения тенденций развития анализируется изобретательская активность в исследуемой области техники в заданный период времени. На основании полученных данных проводится оценка актуальности создания разработок и целесообразности их патентования.
Исследование патентоспособности. Когда подготовительный этап завершен, и новый продукт или технология разработаны, то необходимо определить возможность их патентования. Задачей исследования является определение соответствия предлагаемого решения условиям патентоспособности. По-другому данный вид исследования еще называется патентно-информационным поиском. По опубликованным патентным документам выявляются аналоги анализируемого объекта, далее предлагаемое решение сравнивается с аналогами и делается вывод о его патентоспособности.
Исследование патентной чистоты производится также после завершения разработки, если необходимо определить возможность беспрепятственного использования продукта или технологии на территории определенной страны. Для определения патентной чистоты выявляются и анализируются действующие на исследуемой территории патенты, права на которые могут быть нарушены при использовании объектов техники. Затем сравниваются независимые пункты формулы отобранных патентов с характеристиками объекта. По результатам такого исследования можно определить, существует ли вероятность нарушения патентных прав третьих лиц при реализации новой разработки.
Необходимость проведения того или иного вида исследования зависит от этапа разработки или производства продукции, а также от конкретной задачи. Об отличии патентоспособности от патентной частоты подробнее можно прочитать в нашей статье «Патентоспособность и патентная чистота. В чем разница?».
Как проводятся патентные исследования?
Первым этапом является составление технического задания, с целью установления объектов патентного поиска, глубины и стран поиска, выполняется подбор ключевых слов для поиска и индексов международной патентной классификации (МПК).
Далее в рамках патентного исследования проводится патентный поиск. В процессе работы используются самые полные патентные базы: банк данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС), Европейская патентная база (Espacenet), база всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO), базы данных США, реферативная патентная база данных Японии (PAJ).
Анализ отобранных патентов позволяет выявить уровень техники, определить основные требования потребителей в исследуемой области, выделить наиболее эффективные решения технической проблемы, известные на сегодняшний день, и определить тенденции развития.
После этого составляется отчет в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» и ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Сотрудники нашей компании имеют большой опыт проведения патентных исследований. Оставьте заявку прямо сейчас.
Стоимость наших услуг:
Патентные исследования | от 49 000р. |
Патентный поиск в целях выявления аналога | от 14 900р. |
Патентные исследования ГОСТ Р 15.011-96
Патентные исследования служат важным маркетинговым инструментом для анализа научной, коммерческой и производственной деятельности организации в динамике, определения бизнес-стратегий, а также для решения более узких задач. Различают 4 основных вида патентных исследований. Результаты экспертизы оформляют в соответствии с государственным стандартом.
Что такое патентное исследование?
Согласно ГОСТ Р 15.011-96, патентное исследование – это изучение технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности.
Такую экспертизу проводят на всех этапах проектирования и производства технических объектов:
Патентным исследованиям подвергаются результаты интеллектуальной деятельности, перечисленные в четвертой части раздела VII ГК РФ.
Задачи патентных исследований
Основными целями патентной экспертизы являются:
В рамках производственных предприятий задачами патентного исследования являются:
Виды патентных исследований
Согласно стандартизированного определения, различают следующие виды патентных исследований:
Общий порядок осуществления патентных исследований заключается в следующем:
Исследование технического уровня объектов и тенденций развития
Методика изучения технического уровня объектов и направлений развития их производства заключается в следующем:
Данное исследование проводится поэтапно:
Ретроспектива, или глубина исследования, выбирается для оценки объектов из интервала 3-15 лет, в зависимости от изучаемой отрасли. Этот вид патентной экспертизы характеризуется самым широким кругом используемых источников информации. Исследование может проводиться не только по описаниям изобретений и стандартам, но и по реферативной документации, техническим условиям, проспектам, каталогам, фирменным справочникам.
Исследование патентоспособности
Исследование патентоспособности объекта проводится в целях выявления возможности правового признания его изобретением, полезной моделью, товарным знаком или другим видом интеллектуальной собственности. Анализ проводится поэтапно:
Ретроспектива в этом случае составляет 50 лет, но она может быть скорректирована в соответствии с возможностью доступа к источникам информации.
Применяется 3 основных типа стратегии поиска технических объектов в массиве документов:
Особенностями методики исследования патентоспособности являются:
Исследование патентной чистоты
Поиск на патентную чистоту проводится с целью определения юридических свойств объекта, не нарушающих права на интеллектуальную собственность в данной стране. Результатом исследования становятся выявленные охранные документы, под которые подпадает предлагаемое техническое решение, а также определение необходимых мер для возможности коммерциализации продукта.
Экспертиза включает 3 этапа работ:
1. Разработка программы проведения исследования:
2. Обработка технической документации:
3. Заключительный этап экспертизы:
Глубина поиска определяется с учетом сроков действия охранных документов в соответствии с законодательством конкретной страны. Объект хозяйственной деятельности обладает патентной чистотой, если подпадает под патенты с истекшим сроком действия.
Экспертиза патентной чистоты – трудоемкая работа, так как необходимо оценить все элементы продукции. Если хотя бы на один из них действует зарегистрированный правоохранный документ, то все изделие в целом не отвечает требованиям патентной чистоты.
Патентный ландшафт
Патентный ландшафт наглядно показывает сложившуюся в стране, регионе или мире патентную ситуацию по данному техническому решению с учетом временных интервалов и территориальных признаков. Преимуществами такого анализа является возможность быстрой оценки лидирующих технологий и перспективных участников в изучаемой области деятельности.
Его разработка производится по следующей методике:
Результатом исследования является отчет в наглядной визуальной форме с построением графиков, диаграмм, чартов, таблиц, сетевых графов, ландшафтных карт, удобных для восприятия широкому кругу лиц. Ретроспектива исследования, как и при экспертизе на патентную чистоту, определяется законодательно установленным сроком действия правоохранных документов (с учетом возможности его продления). В большинстве стран сроки действия патентов находятся в пределах 20 лет.
География патентных исследований
География патентной экспертизы, или определение стран для поиска технической и правоохранной информации, зависит от задач исследования:
Различают 3 группы стран, отличающихся принципами требований к новизне изобретений:
Отчет о странах поиска оформляется по ГОСТ Р 15.011-96 (таблица В.6.6).
Можно ли провести исследование самостоятельно?
Патентное исследование могут самостоятельно осуществлять изготовители, исполнители НИОКР (подрядчики), основные потребители продукции, а также физические лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью.
Такая работа сопряжена со следующими трудностями:
Патентный поиск можно проводить по открытым базам документов «Федерального института промышленной собственности», однако следует учесть, что свободный доступ к полнотекстовым статьям имеется только к бюллетеню за последний месяц. Для получения информации по предшествующим изданиям требуется заключить договор с данным учреждением.
Необходимость использования услуг сторонних организаций для выполнения патентного поиска определяет субъект хозяйственной деятельности. В договорной документации указывают права и обязанности обеих сторон, условия соблюдения конфиденциальности, регламент проведения экспертизы согласно вышеуказанного государственного стандарта.
Бондарева Ольга
Патентные исследования в IT. Курс молодого бойца. Часть I. Как понять требования заказчика и подготовить шаблон отчет
Перед вами первая статья из цикла для тех, кто хочет узнать, как правильно делать и оформлять патентные исследования и отчитываться с их помощью перед заказчиком. Разбираемся в терминах, готовим шаблон отчета о патентных исследованиях.
1. Мой тернистый путь к правильным патентным исследованиям
У нас в научно-исследовательском департаменте ЦРТ при подготовке отчетной документации по НИР, ОКР и другим проектам для госзаказчика проводятся патентные исследования. Это мероприятие обычно фиксируется отдельным пунктом ТЗ, закрыть который можно, предоставив отчет о патентном исследовании, оформленный по ГОСТ 15.011-96 “Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения”. Иногда для выполнения такой работы привлекаются специализированные организации, но чаще всего мы проводим патентные исследования сами: так удобнее и быстрее. В случае с уникальными и наукоемкими продуктами ЦРТ научным сотрудникам проще провести исследование, чем растолковать постороннему юристу тонкости биометрии по лицу и голосу, принципы распознавания и синтеза речи.
Полтора года назад я активно включилась в процесс патентных исследований и вместе с научными сотрудниками стала проводить патентный поиск, анализировать патентную информацию и оформлять отчеты о патентных исследованиях. За это время я поняла, что представители государственного заказчика патентные исследования внимательно читают. Причем не только читают, но и неслабо придираются к заполнению обязательных и рекомендуемых приложений и таблиц. Проверяющая сторона скрупулезно изучает отчеты о патентных исследованиях и требует уточнений даже в тех случаях, когда разрабатывается принципиально новый для российского и мирового рынка продукт.
Я решила рассказать о своем опыте работы с патентами в нескольких статьях. Этот текст посвящен подготовке к проведению патентных исследований и государственному стандарту, по которому они выполняются — ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. Если в ТЗ на проект указаны патентные исследования, то будет указан и этот ГОСТ. Если данный стандарт в требованиях заказчика не упоминается, добейтесь того, чтобы он там был назван. ГОСТ Р 15.011-96 — опора патентного исследователя. Правда, опору эту написали еще в прошлом веке, поэтому некоторые приложения и таблицы вводят в ступор, а некоторые требования и термины нуждаются в подробном пояснении.
Если вы планируете читать мой пост дальше, обязательно откройте ГОСТ Р 15.011-96
2. ГОСТ Р 15.011-96. Читаем вместе
Патентные исследования определяются в стандарте следующим образом: “Патентные исследования — исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации” [1].
Это определение говорит о том, что в отчете о патентных исследованиях должны быть отражены исследования:
— технического уровня,
— тенденций развития объекта,
— патентоспособности,
— патентной чистоты,
— конкурентоспособности.
Понятие технический уровень толкуется в юридической и методической литературе как степень реализации в данном объекте патентования наиболее прогрессивных технических решений, обеспечивающих достижение его оптимальных показателей, параметров или характеристик [2]. Не стоит путать с уровнем техники, под которым понимаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
Патентоспособность — совокупность свойств объекта техники, без наличия которых оно не может быть признано изобретением. Эти свойства перечислены в ст. 1350 Гражданского кодекса РФ: “Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо” [3].
Что значит “является новым”? Всё просто — оно не должно быть известным из уровня техники (см. определение выше). То есть никто и никогда не изобретал такой же точно продукт до вас. Похожие, подобные объекты техники существовать могут и скорее всего будут, но у них обязательно будут отличия.
Что такое изобретательский уровень? Это неочевидность из уровня техники для специалиста. По каким критериям отбираются “специалисты” и как они оценивают изобретательский уровень нигде не поясняется. Означает это свойство, что изобретение получено не в результате механического соединения известных ранее объектов, но в результате творческой работы.
С промышленной применимостью всё просто. Она означает, что изобретение может применяться в промышленности и других областях экономики или социальной сферы.
Разберемся теперь с патентной чистотой. Это юридическое свойство объекта техники заключается в том, что он может свободно использоваться в конкретной стране в конкретный момент времени без нарушения исключительного права третьих лиц. В патентных исследованиях патентная чистота всегда определяется на конкретную дату для конкретного списка стран. Список стран должен указывать в ТЗ на проект ваш заказчик. Если списка нет, значит вы определяете патентную чистоту только для России на текущую дату. Если список стран приводится, то Россия в нем должна быть обязательно.
Обратите внимание, насколько широко толкуется объект патентных исследований, это и объект хозяйственной деятельности (товар), и сама хозяйственная деятельность субъекта. Такое широкое толкование, с одной стороны, свидетельствует о том, что ГОСТ на патентные исследования предназначен не только для создания отчетности, но и для облегчения принятия управленческих решений. С другой стороны, при проведении патентных исследований следует рассматривать и отражать в отчете всю деятельность организации, включая все принадлежащие ей объекты интеллектуальной собственности, научную деятельность, позицию на рынке, перспективы развития.
Конкурентоспособность поясняется в тексте стандарта как способность объекта хозяйственной деятельности в определенный период обеспечить коммерческий или иной успех на конкретном рынке в условиях конкуренции или противодействия. Остальные термины, входящие в определение, в ГОСТе не толкуются.
3. Чего хочет заказчик?
Как видим, определение патентных исследований, данное в ГОСТе, включает в себя довольно много свойств, которые нужно исследовать. Столь широкое определение позволяет заказчику формулировать пункт ТЗ о патентных исследованиях достаточно кратко. Например, заказчик в этом пункте может написать, что ему нужно провести патентные исследования с целью определения патентной чистоты. Это отнюдь не значит, что патентную чистоту такое исследование определяет, а технический уровень никак не описывает. Патентное исследование по определению включает в себя определение технического уровня, тенденций развития объекта, патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности. Указание в ТЗ на какой-то отдельный аспект патентных исследований лишь обозначает то, чему нужно уделить пристальное внимание. Как это пристальное внимание продемонстрировать в отчете о патентных исследованиях? Заполнить обязательные и рекомендуемые формы ГОСТа, относящиеся к тому свойству, которое интересует заказчика.
В пункте 5.1 ГОСТа приводятся другие аспекты содержания патентных исследований в общем случае. Они носят рекомендательный характер, дополняют и раскрывают приведенный выше список. Важно понимать, что перечисленные в п. 5.1 тезисы делать отдельными пунктами отчета о патентных исследования ни в коем случае не следует. Структуру отчета о патентных исследованиях задает п. 7 ГОСТа.
4. Структура отчет о патентных исследованиях: готовим шаблон
Проводить патентные исследования просто, если шаблон уже готов. В пункте 7 ГОСТа указаны структурные элементы отчета и их краткое содержание. Я советую подготовить шаблон со всеми структурными элементами и рекомендациями по их заполнению из п. 7.2:
— Титульный лист
— Список исполнителей
— Содержание
— Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов
— Общие данные об объекте исследований
— Технический уровень и тенденции развития объекта хозяйственной деятельности
— Использование объектов промышленной (интеллектуальной) собственности и их правовая охрана
— Исследование патентной чистоты объекта техники
— Анализ деятельности хозяйствующего субъекта и перспектив ее развития
— Заключение
— Приложение А Задание на проведение патентных исследований*
— Приложение Б Регламент поиска*
— Приложение В Отчет о поиске*
— Приложение Г. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта и перспектив ее развития*.
* означает, что в ГОСТе есть шаблон оформления
Полужирным шрифтом в списке выделены разделы, которые в отчете должны быть обязательно, если заказчик не требует иного.
Полужирным курсивом в тексте выделена так называемая основная (аналитическая) часть, то есть часть, которую исследователь пишет на основе полученной информации.
Обычным шрифтом в списке выделен необязательный раздел.
В приложении Д ГОСТа даны образцы оформления форм, которые не выносятся в отдельное приложение, а служат для оформления разделов аналитической части. О том, как заполнять эти формы, я расскажу в следующих статьях своего цикла.
Источники:
1. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
2. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. — М.: Инфра-М, 2003.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая, ст. 1350)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)
Ваш велосипед уже кто-то придумал: зачем нужны патентные исследования
Как патентному поверенному и сотруднику агентства интеллектуальной собственности, уже 22 года помогающего бизнесу и корпорациям получать патенты, регистрировать товарные знаки в России и за рубежом и отстаивать авторские права, мне зачастую доводилось сталкиваться с полным непониманием вопросов, касающихся IP. В этой статье я хочу рассказать и показать на примере наших кейсов, о таком понятии как патентные исследования, заблаговременное проведение которых может помочь компаниям избежать больших проблем.
Определение патентных исследований мы найдем в ГОСТе Р 15.011-96, который регламентирует, как такие исследования должны проводиться:
Патентные исследования — это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.
Говоря простыми словами, патентные исследования — это поиск и анализ информации. Анализируя патентные, научно-технические, экономические или даже рекламные источники информации, мы делаем какие-то выводы, составляем заключение. Опираясь на него, компания может, например, строить свою стратегию внедрения нового продукта на рынок или быть уверенной в том, что не нарушит чьи-то исключительные права.
У любого патентного исследования есть цель или, говоря языком ГОСТа, назначение. В зависимости от этой цели и содержания исследования, ГОСТ подразделяет их на виды.
Вот самые распространенные:
Зачем нужно: «Определить уровень техники» с языка ГОСТ — узнать, существует ли где-то в мире в общедоступных источниках описание подобного продукта. Т.е. это исследование проводится, чтобы понять, существуют ли похожие решения и в каком направлении наиболее перспективно развивать свой продукт.
Когда проводить: на ранней стадии разработки нового продукта.
Зачем нужно: Патентная чистота означает, что ваш продукт действительно уникален и его использование не нарушает исключительных прав другой компании. Пожалуй, это самое важное из исследований. Патентная чистота всегда определяется на конкретную дату для конкретного списка стран.
Когда проводить: когда решение уже разработано и планируется запуск в производство или вывод на рынок.
Зачем нужно: в начале разработки исследование помогает понять, стоит ли тратить время и деньги на разработку продукта, насколько он новый и полезный, т.е. определяется патентоспособность изобретения, полезной модели или промышленного образца. Когда продукт практически готов, патентоспособность проверяют, чтобы получить на него патент и правовую охрану, т.е. возможность защищать свои права на это изобретение.
Когда проводить: можно и на начальной стадии разработки, и на этапе, когда продукт практически готов.
Зачем нужно: менее затратная альтернатива исследованию на патентоспособность. Исследование на новизну покажет соответствие разработанного продукта условию патентоспособности «новизна» и укажет на ближайший аналог, который нужно прописать в заявке на патент.
Когда проводить: идеально — перед принятием решения о подаче заявки на получение патента.
В целом, конечная цель любого патентного исследования — помочь компании увеличить прибыли и избежать неприятностей.
Закон РФ не обязывает никого проводить патентные исследования. Поэтому некоторые компании не проводят патентный поиск или относятся к нему очень формально. Но это чревато неприятными последствиями.
История из нашей практики: одна инновационная компания из Сколково, которую мы не можем назвать, разработала продукт, связанный с технологией виртуальной реальности. Они обратились к нам, чтобы подготовить и подать заявку на получение патента на территории РФ. В дальнейшем они предполагали получит патент и в других странах.
От проведения полноценного исследования патентоспособности компания отказалась, уверенная, что их техническое решение уникально и аналогов не имеет. Более того, они не проводили никаких исследований и на ранних стадиях разработки.
Когда Роспатент проводил экспертизу по заявке, оказалось, что патент на практически полностью идентичное изобретение уже существует в США. Новизна — это одно из условий патентоспособности любого изобретения. Экспертиза Роспатента новизны не обнаружила и поставила патентоспособность технологии под сомнение.
Что компания имеет в итоге: весьма туманные перспективы вывода продукта на зарубежные рынки и дополнительные расходы по заявке на патент.
Что можно сделать в такой ситуации: сейчас мы помогаем компании отстоять заявку и получить патент в РФ. К сожалению, получение патента в США на изобретение очень сомнительно.
Как этого можно было избежать: просто провести патентное исследование или на ранней стадии разработки, или на стадии получения патента. Тогда похожее изобретение было бы выявлено, и разработчик скорректировал бы свое техническое решение заранее, обеспечив его патентоспособность.
Из примера выше понятно, что при выпуске любого изобретения или продукта нужно провести хотя бы исследование патентной чистоты. Или в крайнем случае просто проконсультироваться с патентным поверенным.
Как выбрать специалиста для проведения патентного исследования или для консультации:
1. Желательно обращайться именно к патентным поверенным, а не к патентоведам или юристам по интеллектуальной собственности.
Патентовед может быть высококлассным специалистом в своей области, но зачастую его практика ограничена оформлением и подачей заявок в Роспатент и административными вопросами выявления объектов интеллектуальной собственности на предприятии.
К слову, в Германии для получения статуса патентного поверенного по изобретениям и полезным моделям, помимо опыта работы, необходимо наличие высшего технического образования у кандидата
У патентного поверенного есть регистрация в Роспатенте, он прошел аттестацию по своему направлению и проведет патентное исследование качественно, а не поверхностно. Проверить специалиста можно в Реестре патентных поверенных РФ.
2. Выбирайте поверенного с нужной вам специализацией.
Всего 5 специализаций:
товарные знаки и знаки обслуживания;
наименования мест происхождения товара;
изобретения и полезные модели;
программах для ЭВМ, базах данных, топологии интегральных схем.
Узнать специализацию конкретного патентного поверенного также можно на сайте Роспатента в реестре на его странице. Патентный поверенный может иметь одну или несколько специализаций.
3. Обращайте внимание на опыт патентного поверенного. Попросите рассказать, сколько исследований уже было им проведено и сходны ли они с вашей тематикой.
Если специалист обещает золотые горы: проведение исследований в кратчайший срок «за недорого», и при этом, например, не оформляет отчеты по ГОСТу, стоит насторожиться. Патентный поиск — это долгая и кропотливая работа, которая в принципе не может быть выполнена одновременно быстро, дешево и качественно. Помимо сбора и анализа информации почти всегда требуется отчет по патентному исследованию, правильно оформленный по ГОСТ. Быстро нарисовать такой отчет не получится.
Если специалист утверждает, что может провести проведение исследование самостоятельно и ему не понадобятся консультации разработчиков — это тоже тревожный звонок. Ни один поверенный не может знать всех нюансов технологии, пояснения разработчиков необходимы. Без консультацией с ними риск того, что выводы исследования будут неверными, велик.
Для проведения исследования, касающегося именно технических решений выбирайте патентного поверенного со специализацией «изобретения и полезные модели» и, очень желательно, с высшим техническим образованием. Такой специалист проведет исследование, учитывая и технические нюансы, и юридические тонкости.
Обычно мы следуем такому алгоритму:
Для начала выясняем, что заказчик хочет от исследования. Важные пункты технического задания: патентная чистота, уровень техники и т.д., мы оформляем по форме Приложение А ГОСТа. Уже на этом этапе идет совместная работа с заказчиком.
Согласовываем с заказчиком области и географию поиска (т.е. базы, по которым будет проводиться исследование), а также ключевые слова, по которым будем искать информацию. Это называется регламентом поиска, он также оформляется по форме ГОСТа, Приложение В.
Затем проводим собственно патентный поиск — это самый длительный и сложный этап. Мы изучаем результаты выдачи в базах данных изобретений стран, выбранных на втором этапе.
После того, как поиск проведен и получены предварительные результаты, мы анализируем их и отбираем наиболее релевантные цели исследования. К анализу мы обычно привлекаем разработчиков для консультации.
По итогу заказчик получает от нас оформленный по всем требованиям ГОСТа отчет о патентных исследованиях с выводами и заключением о результатах поиска. Кроме того, могут появиться какие-то идеи, не вошедшие в отчет. В этом случае мы отдельно даем рекомендации, например, о возможной доработке изобретения, предлагаем стратегию патентования и т.п.
Выше мы расписали основные этапы проведения патентного исследования. Конечно, на деле все немного сложнее, чем на словах. Вот трудности, с которыми мы иногда сталкиваемся.
Как решаем: составляя календарный план проведения исследования, обычно планируем 2-3 дня только на подбор и согласование ключевых слов. И непременно обращаемся за консультациями к специалистам, если возникают сомнения.
Как решаем: тщательно очерчиваем области поиска согласно иерархии Международной патентной классификации (МПК). Плюс к этому мы уточняем у специалиста или заказчика специфические, оригинальные черты изобретения.
Как решаем: очень внимательно подходим как к содержанию, так и к оформлению отчета, с учетом целей и потребностей заказчика
Иногда заказчик сам не понимает, для чего ему патентное исследование. Он в принципе может не знать, зачем они вообще нужны.
По опыту знаем, как важно выяснить у заказчика, почему вообще возникла необходимость провести исследования. Свежий пример: к нам обратилась компания-производитель систем оповещения и громкой связи. На вопрос, зачем им патентное исследование, они ответили: «Чтобы просто было. Главное — сделайте по ГОСТ».
После предварительной беседы выяснилось, что они собираются участвовать в конкурсе на поставку оборудования. Одно из обязательных условий — наличие отчета о патентных исследованиях. Опираясь на это, мы определили задачи патентного поиска:
— выявляем технический уровень и тенденции развития рынка подобной продукции;
— анализируем, соответствует ли технология компании современным тенденциям.
Проще говоря, надо было понять, насколько конкурентоспособен продукт компании.
Во время работы мы обращались к заказчику, чтобы уточнить кое-какие технические детали. Специалисты компании не были от этого в восторге. Пришлось объяснять, что это не наша прихоть, а исключительно в их интересах.
В итоге мы выяснили, что техническое решение заказчика не только соответствовало современному уровню развития систем оповещения и громкой связи, но и превосходило его: технических решений такого уровня на мировом рынке не было. Более того, оно вполне патентоспособно. А ведь до проведения исследования заказчик вообще не рассматривал получение патента. Сейчас подаем от имени этой компании две заявки на патент.
Возможно, вы слышали, что патентные исследования нужны только, чтобы получить патент. Это не так. Они могут быть полезны и для молодых стартаперов, и для небольших инновационных компаний. С помощью патентного поиска можно:
— исследовать рынок, находить перспективные рынки сбыта;
— узнавать о конкурентах или партнерах и анализировать их успехи;
— оценивать патентоспособность изобретения;
— определять уровень техники, соответствует ли изобретение современным тенденциям развития.
Если не проводить патентный поиск, то возможные риски: претензии в нарушении исключительных прав, затраты на разработку неконкурентоспособного продукта и на заявку, которую в итоге отклонит Роспатент — приводят к гораздо большим потерям, чем расходы на исследования.
Иногда компания не осознает, насколько уникально и ценно ее техническое решение, и либо вообще не патентует свои инновации, либо делает это неумело, теряя прибыли и долю на рынке. Может быть и обратная ситуация: убедитесь, что ваш велосипед не изобретен кем-то другим, и продукт стоит того, чтобы производить и выводить его на рынок.
Разумеется, решение о проведении патентного исследования всегда остается за компанией, но опыт показывает, что затраты на грамотно проведенное исследование окупаются всегда