Для чего проводят сельскохозяйственную перепись
В августе 2021 года по всей стране будет проходить сельскохозяйственная микроперепись.
Что это такое, для чего она нужна, как будет проходить – на эти и некоторые другие вопросы ответил руководитель Кировстата Михаил Ардышев.
В этом году проводится сельскохозяйственная микроперепись. Расскажите, что это такое, для чего и как часто она проводится?
Чтобы рассказать, что такое микроперепись, нужно начать с того, а что же такое Всероссийская сельскохозяйственная перепись.
Так вот Всероссийская сельскохозяйственная перепись – это сбор данных об объектах переписи, т.е. юридических и физических лицах, которые являются собственниками либо пользователями земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных.
Она проводится на определенную дату на всей территории России не реже, чем 1 раз в 10 лет.
В истории современной России были проведены две Всероссийские сельскохозяйственные переписи – в 2006 и 2016гг.
В межпереписной период, но не позднее чем через 5 лет после очередной переписи проводится, в соответствии с законодательством, микроперепись. «Микро», потому что в отличие от большой переписи проводится выборочным методом – в отношении не менее 30% объектов.
Сельскохозяйственная микроперепись в России будет проведена впервые, и пройдет в августе 2021 года.
В чем цель микропереписи? Для чего она нужна?
Основными целями сельскохозяйственной микропереписи являются:
— формирование официальной статистической информации об основных показателях производства сельскохозяйственной продукции и отраслевой структуре сельского хозяйства, о наличии и об использовании его ресурсного потенциала;
— получение сведений по категориям сельхозпроизводителей, которые в межпереписной период наблюдаются выборочно или по которым наблюдение не проводится;
Кроме того, на основе данных микропереписи проводится актуализация генеральных совокупностей сельхозпроизводителей для повышения качества данных текущего статистического наблюдения в межпереписной период.
Как будет проходить микроперепись?
В сплошном режиме будут обследованы сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, ИП и некоммерческие объединения граждан.
По некоммерческим объединениям граждан опросят только председателей в целом по всему садоводческому, огородническому или дачному товариществу.
Выборочное наблюдение проведем по личным подсобным и другим индивидуальным хозяйствам граждан – это 98% ЛПХ сельской местности. Малочисленные населенные пункты и ЛПХ городской местности в микропереписи участвовать не будут.
Сельхозорганизациям, фермерским хозяйствам и ИП необходимо будет самостоятельно заполнить электронные переписные листы.
Переписчики придут с опросом только в личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан, а также в некоммерческие объединения граждан, и будут использовать для заполнения электронных переписных листов планшетные компьютеры отечественного производства с российской операционной системой.
На какие вопросы предстоит ответить в ходе микропереписи?
Программа микропереписи 2021 года предусматривает сбор данных, необходимых для проведения международного сопоставления.
Предстоит ответить на вопросы о земельных ресурсах, посевных площадях сельхозкультур и многолетних насаждений, о поголовье сельскохозяйственных животных, производственной инфраструктуре и условиях ведения хозяйственной деятельности.
Все собираемые сведения имеют конфиденциальный характер, опубликованы будут только сводные данные в агрегированном виде.
Как идет подготовка к проведению микропереписи?
В каждом муниципальном образовании области работают уполномоченные по вопросам проведения микропереписи.
Сформированы списки объектов переписи по всем категориям сельхозпроизводителей.
Проведено переписное районирование. То есть все муниципальные образования поделены на счетные и инструкторские участки.
Проведено обучение уполномоченных по проведению микропереписи в районах области и городе Кирове.
Когда будут подведены итоги сельскохозяйственной микропереписи и в чем их значимость?
Предварительные итоги будут опубликованы в декабре текущего года, окончательные итоги – в 2022 году.
Материалы сельскохозяйственной микропереписи будут использованы в первую очередь для формирования аграрной политики, принятия мер по развитию сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом.
В Росстате рассказали о задачах сельхозпереписи 2021 года
Сельскохозяйственная перепись 2021 года охватит 41,9 тысячи сельскохозяйственных организаций, 144,9 тысячи крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей страны, а также 82,6 тысячи некоммерческих товариществ и 16,5 миллиона личных подсобных хозяйств, рассказали «Российской газете» в Росстате.
В ведомстве подчеркнули, что часть данных будет собираться с помощью спутников и дронов, а собственников подсобных хозяйств навестят переписчики. При этом собираемые данные будут полностью обезличенными. Информация в переписных листах не позволит даже косвенно идентифицировать участника опроса. Количество вопросов по сравнению с предыдущей переписью сократилось: среднее время заполнения переписного листа на планшете составит 10-15 минут.
Он подчеркнул, что впервые сельхозперепись в нашей стране проходит через пять лет, а не через десять, после предыдущей. Это позволит детальнее оценить ресурсную базу и потенциал агросектора страны, а также последние структурные изменения в сельском хозяйстве, выработать актуальные программы поддержки и развития села, крупных аграрных и фермерских предприятий, малых подсобных хозяйств. Итоги будут объявлены уже в ноябре.
В Росстате обратили внимание, что вся методология сбора информации основана на международном опыте. Микроперепись 2021 года входит в программу Всемирной сельскохозяйственной переписи ООН.
Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года
1. Нормативная правовая база СХМП-2021, сформированная на федеральном, региональном и полевом уровнях.
Основополагающим нормативным правовым документом для проведения сельскохозяйственной переписи является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
С изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014 г. № 411-ФЗ, которые касаются того, что необходимо проводить сельскохозяйственные микропереписи не позднее чем через пять лет после очередной широкомасштабной ревизии АПК. В 2021 году будет проведена первая сельскохозяйственная микроперепись.
В связи с этим Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.08.2020 №1315 «Об организации сельскохозяйственной микропереписи 2021 года», согласно которому на территории Российской Федерации с 1 по 30 августа 2021 г. будет проводиться федеральное статистическое наблюдение в отношении отдельных объектов сельхозяйственной переписи на основе выборки.
Региональная нормативная база представлена постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2020 № 26, создана комиссия по подготовке и проведению сельскохозяйственной микропереписи 2021 года при Правительстве Ростовской области.
Аналогичные нормативно-правовые акты сформированы во всех муниципальных районах Ростовской области.
2. Цели сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Целями сельскохозяйственной микропереписи 2021 года являются:
1. получение официальной статистической информации о произошедших структурных изменениях в сельском хозяйстве;
2. получение сведений по категориям сельхозпроизводителей, которые в межпереписной период наблюдаются выборочно или по которым наблюдение не проводится;
3. корректировка коэффициентов досчета необследуемой части хозяйств населения в межпереписной период.
4. разработка прогноза развития сельского хозяйства;
5. разработка мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
6. актуализация генеральных совокупностей сельскохозяйственных производителей для повышения качества данных текущего статистического наблюдения в межпереписной период.
Необходимость проведения промежуточной ревизии сельского хозяйства, несмотря на то, что у органов государственной статистики имеются текущие данные, которые в агрегированном виде показывают итоги функционирования всех сельхозтоваропроизводителей, вызвана тем, что в 10-летний межпереписной период в сельскохозяйственном производстве происходят значительные структурные изменения, которые продолжаются ежегодно.
3. Программа сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Программа сельскохозяйственной микропереписи 2021 г. разрабатывалась в соответствии с Программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН, а также с учетом опыта проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.
Согласно рекомендациям ФАО ООН при разработке программы переписи был использован модульный подход, при котором программой предусматривается сбор ограниченного круга данных, необходимых для проведения международного сопоставления по ключевым показателям.
Опросник для всех категорий сельхозтоваропроизводителей включает следующие сведения:
а) Общая характеристика объекта переписи;
б) Площади сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.
в) Поголовье сельскохозяйственных животных.
Кроме того, сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства дополнительно ответят на вопросы, касающиеся условий ведения хозяйственной деятельности, которые не предусмотрены в формах статнаблюдения.
Нашему государству важно знать, как строить кредитную политику, чтобы она была эффективна и доступна не только для крупных агрохолдингов, но и для субъектов малого предпринимательства.
4. Объекты сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» объектами сельскохозяйственной переписи определены юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных.
Объектами сельскохозяйственной микропереписи являются следующие категории производителей сельскохозяйственной продукции:
а) сельскохозяйственные организации, включая подсобные сельскохозяйственные предприятия несельскохозяйственных организаций;
б) крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели;
в) ЛПХ населения сельской местности – это наиболее многочисленная категория;
г) некоммерческие товарищества (садоводческие, огороднические и другие).
5. Методы сбора информации от респондентов.
Методы и способы сбора несколько отличаются от предыдущих крупномасштабных мероприятий.
Первая сельскохозяйственная микроперепись 2021 года пройдет на новом технологическом уровне. Переписчики, для проведения опроса ЛПХ населения сельской местности и интервьюирования председателей некоммерческих объединений граждан, будут использовать только планшетные компьютеры. Бумажный вариант опросника для этих категорий респондентов исключен.
Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели смогут ответить на вопросы переписного листа следующими способами:
— через специализированных операторов связи;
— через систему web-сбора официального сайта Росстата;
-на переписном участке заполнить бумажный вариант переписного листа.
6. Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Гарантии защиты сведений об объектах микропереписи, содержащихся в переписных листах, электронных и иных документах переписи, определены в статье 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
Содержащиеся в переписных листах сведения об объектах микропереписи являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются в целях формирования соответствующих государственных информационных систем.
Обязанность не разглашать сведения об объектах микропереписи, являющиеся информацией ограниченного доступа и полученные в ходе проведения сельскохозяйственной микропереписи, предусматриваются договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор сведений об объектах микропереписи, либо в отношении должностных лиц нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Полученные в ходе переписи данные не будут содержать персональную информацию респондентов. Более того, при обработке данных будут удалены и конкретные населенные пункты. При публикации итогов переписи начальным уровнем обобщения данных будут муниципальные поселения, районы и субъекты Российской Федерации.
7. Информационно-разъяснительная работа в ходе подготовки и проведения сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Цель информационно-разъяснительной работы:
1. информирование жителей Ростовской области о подготовке и проведении сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, ее целях и задачах, сроках и методах проведения, вопросах, которые будут заданы в ходе микропереписи, безопасности участия в микропереписи;
2. формирование общего положительного настроя населения по отношению к сельскохозяйственной микропереписи 2021 года;
3. снятие опасений и минимизация возможных отказов от участия в сельскохозяйственной микропереписи, а также предоставление достоверных сведений;
4. понимание жителями Ростовской области важности итогов не только для разработки мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и прогнозирования развития сельского хозяйства, но и того, что итоги микропереписи являются составной частью экономической и социально-демографической статистики, необходимой для комплексного отражения жизни населения, проживающего в сельской местности.
Опыт проведения двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей показал, что для селян Дона характерна открытость в общении. Подавляющее большинство респондентов охотно отвечало на все вопросы переписных листов. Конечно, у отдельных респондентов возникали опасения, что данные сельскохозяйственной переписи будут использованы в фискальных целях.
Некоторые фермеры опасались, что перепись вскроет нарушения, связанные с арендой земли, незаконным использованием угодий («самозахватом»). Эти же опасения присутствовали у дачников, у владельцев личных подсобных хозяйств. Существовала боязнь вскрытия фактов нерационального использования крупных сельхозугодий, неэффективных арендных отношений.
Органам государственной статистики важно получить реальную картину, отражающую фактическую ситуацию в сельскохозяйственном производстве в целом по муниципальным образованиям и области, чтобы обеспечить органы власти этой информацией, для принятия эффективных управленческих решений.
8. При проведении информационно-разъяснительной работы среди сельхозтоваропроизводителей необходимо упомянуть о принимаемых мерах, направленных на комплексное развитие сельских территории.
Так, по итогам первой Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года на государственном уровне была принята программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая способствовала повышению конкурентоспособности Российской сельскохозяйственной продукции путем ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. В дальнейшем была утверждена аналогичная программа на период с 2013 до 2020 года, позволившая развиваться сельскому хозяйству не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержке государства. Государственные субсидии были направлены на развитие растениеводческой отрасли и мясо-молочного скотоводства, инфраструктуры и логистики.
После подведения итогов второй сельскохозяйственной переписи 2016 года, стало понятно, что за 10 лет произошли колоссальные изменения прежде всего в институциональной структуре.
Продолжился процесс концентрации земли в наиболее крупных хозяйствах. Эта тенденция характерна как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на то, что общее число организаций и фермеров сократилось, объёмы производства в целом и у тех, и у других увеличились за счёт их укрупнения.
Так средний размер площади сельхозугодий на одно хозяйство увеличился по сравнению с переписью 2006 года. Если в 2006 году на одну сельхозорганизацию приходилось 2,6 тыс. гектаров, то в 2016 году – 3,4 тыс. гектаров. В среднем одно фермерское хозяйство в 2006 году имело 122,9 га, а в 2016 году – 314,6 га.
Доля сельскохозяйственных организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, снизилась с 85,3% до 81,5%; И наоборот, выросла доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – с 74% до 87,6%. Это свидетельствует о том, что в нашей области более быстрыми темпами идет развитие мелкотоварного сектора.
Доля хозяйств населения снизилась с 92,1% до 85,2%. То есть, совсем небольшие, личные подсобные хозяйства в донском сельхозтоварообороте участвовать почти перестали, они становятся всё более рекреационными, и всё меньше производят товарной сельхозпродукции. Эта тенденция характерна и для России в целом.
Так как результаты сельскохозяйственной переписи 2016 года являются важнейшим инструментом для принятия управленческих решений в области сельского хозяйства, на государственном уровне была разработана программа «Комплексного развития сельских территорий».
Сельскохозяйственная микроперепись: что это такое и зачем это нужно
С 1 августа в России началась сельскохозяйственная микроперепись, которая будет проходить до 30 августа. Планируется охватить все сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства, расположенные в сельской местности. На пресс-конференции, которая прошла в онлайн-формате 2 августа в ТАСС (г. Санкт-Петербург), обсудили начало проведения сельхозмикропереписи в Ленинградской области.
О подготовке и процедуре проведения микропереписи в регионе рассказали заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Олег Малащенко, руководитель Управления федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олег Никифоров и начальник отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Светлана Тимофеева.
Зачем нужна сельхозмикроперепись?
О том, почему важна эта перепись для Ленинградской области, рассказал Олег Малашенко.
Для чего это необходимо? Олег Малашенко напомнил, что Ленинградская область активно развивает сельское хозяйство. Изначально в регионе сохранилось крупное товарное производство. На сегодняшний день вклад крупных предприятий в этой сфере составляет 98 % от всего производства яиц, 95 % в молочной отрасли, чуть больше 90 % в производстве мяса и птицы.
В регионе осуществляется активная поддержка крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей и личных подсобных хозяйств. Всего в Ленинградской области существует 38 мер такой поддержки. Причем, как отметил Олег Малашенко, только в прошлом году в области было выиграно 68 грантов на поддержку разных форм хозяйствования, от начинающих фермеров до семейных ферм. Всего за последние пять лет Ленинградская область предоставила для малых форм хозяйствования чуть более двух миллиардов рублей. Только в прошлом году поддержка небольших хозяйств составила чуть более 540 миллионов рублей.
Изменилось действительно многое. Например, еще совсем недавно мы только начинали говорить про ягоды, а сегодня уже получаем хороший урожай, даже несмотря на погодные условия. Та же черная смородина у нас сейчас убирается автоматически с помощью комбайнов. Изменился и сам землеоборот. За прошлый год сельское хозяйство Ленинградской области показало достаточно хорошую цифру объема производства продукции — 273 млрд рублей. Поэтому для нас важно провести полный анализ того, какие изменения произошли за последние пять лет для того, чтобы переформатировать вопрос поддержки наших аграриев.
Как будет проходить перепись?
О том, как проходит перепись, и какие задачи стоят перед ее организаторами и исполнителями, рассказал Олег Никифоров.
Как рассказал Олег Никифоров, все объекты переписи будут охватываться двумя способами.
Крупные сельхозпроизводители, крестьянско-фермерские хозяйства или индивидуальные предприниматели представляют отчеты в электронном виде. На основе этих данных формируется сводная информация. Некоммерческие объединения граждан и личные подсобные хозяйства граждан в сельской местности обойдут переписчики, которые будут собирать материал на планшетные компьютеры.
В Ленинградской области к работе привлечены 568 переписчиков, причем максимальное количество их будет работать в Гатчинском районе (80 человек). Все они прошли предварительное обучение.
Как можно отличить переписчика? Все переписчики будут одеты в зеленые жилеты и бейсболки с логотипом микросельхозпереписи. Узнать их можно будет также по удостоверению и одновременно предъявляемому паспорту. У переписчиков с собой будет планшетный компьютер с программным обеспечением, которое позволит в течение 20 минут получить ответы на вопросы по программе микросельхозпереписи.
Как подчеркнул Олег Никифоров, проведение микропереписи на территории Ленинградской области в условиях пандемии предполагает дополнительные меры для защиты переписчиков. Все они будут снабжены средствами индивидуальной защиты. В том случае, если владельцы подсобных хозяйств захотят побеседовать в определенное время, это может быть согласовано и обеспечено всеми мерами безопасности.
Насколько открыто население для работы с переписчиками? Нет ли опасения, что вслед за переписчиками нагрянут ревизоры, налоговые службы и контролирующие органы?
По словам Олега Никифорова, опыт двух первых сельхозпереписей показывает их отличие от переписи населения, где также предполагается обход переписчиков, включая владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров.
О чем будут спрашивать?
О том, какие сведения и показатели будут собираться во время сельхозмикропереписи, рассказала Светлана Александровна Тимофеева.
По ее словам, для каждой из обследуемых категорий хозяйств разработан отдельный опросник. Большая часть вопросов для трех категорий хозяйств (сельхозорганизации, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства) совпадает. Это вопросы по данным и характеристикам сельскохозяйственных угодий, о посевных площадях и их структуре по видам продукции, о площадях закрытого грунта и многолетних насаждениях. Будут спрашивать о видах и количестве сельскохозяйственных животных. Для сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств будут подготовлены вопросы о наличии складов для хранения продукции, а также о полученных ими кредитных средствах и субсидиях.
Все данные, полученные во время опросов, поступят на обработку после 30 августа. Результаты сельхозмикропереписи будут опубликованы в конце 2022 года.
Всероссийская сельскохозяйственная перепись в вопросах и ответах
Всероссийская сельскохозяйственная перепись в вопросах и ответах
Для чего проводится перепись?
1. Почему нужна перепись?
В некоторых государствах сельскохозяйственная перепись проводится ежегодно, в большинстве государств она проводится каждые пять—десять лет. В нашей стране общероссийская сельскохозяйственная перепись проводилась последний раз в 1920 году. В советское время периодически проводились переписи посевных площадей и поголовья скота в хозяйствах населения.
С тех пор во всех сферах жизни России произошли кардинальные изменения. Произошли они и в сельском хозяйстве.
Осуществлены земельная и аграрная реформы, что сделало наше сельское хозяйство многоукладным, базирующимся на разных формах собственности.
Быстрое развитие получил индивидуальный сектор. Если до начала 90-х годов три четверти продукции сельского хозяйства производили крупные сельскохозяйственные предприятия, то в последние годы их доля составляет порядка 43%. Более половины общего объема сельскохозяйственной продукции производится хозяйствами населения. Так, в 2004 году ими выращено 92% всего картофеля, 80% овощей, 89% плодов и ягод, произведено 53% скота и птицы, 52% молока.
Возникла новая категория сельскохозяйственных производителей — крестьянские (фермерские) хозяйства. В 2004 году на их долю приходилось 17% производства зерна, 10% сахарной свёклы, 24% подсолнечника.
Растёт число крупных интегрированных агропромышленных компаний, осуществляющих весь цикл сельскохозяйственного производства — от посева сельскохозяйственных культур, выращивания скота и птицы до доставки и продажи готовой продукции потребителям.
Таковы общие тенденции происходящих структурных изменений. Вместе с тем государство и общество не располагают достаточным массивом информации, которая бы в полной мере отражала современное состояние каждой категории хозяйств, поскольку текущие статистические наблюдения не доходят до каждого хозяйства, каждого двора, каждого садоводческого или огороднического объединения. Получаемые с помощью проводимых выборочных обследований данные не дают полной картины положения дел на территории конкретного региона, муниципального образования. Между тем в результате реформы местного самоуправления, начинающейся с 1 января 2006 года, муниципалитеты обретут широкие и значимые полномочия в решении насущных вопросов жителей сельской местности, что также потребует точного знания о реальных ресурсах, которыми располагают сельхозпроизводители.
Таким образом, государство и общество не имеют сегодня по-настоящему полного представления о состоянии аграрного сектора. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года (ВСХП) призвана предоставить в распоряжение российского государства, российского общества информацию, которая воссоздаст картину положения дел в аграрной сфере во всей её реальности и существенных подробностях.
2. Что является объектом переписи? Какие категории хозяйств она должна охватить?
Согласно закону «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» объектом ВСХП выступают юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных. Исходя из этого определения, переписи подлежат следующие категории хозяйств:
— личные подсобные хозяйства и другие индивидуальные хозяйства населения;
— садоводческие, огороднические, животноводческие и дачные некоммерческие объединения граждан.
Представление о масштабах ВСХП-2006 дают следующие цифры. Перепись должна охватить примерно:
— 50 тыс. крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций;
— 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;
— 40 тыс. индивидуальных предпринимателей;
— 24 млн. личных подсобных хозяйств;
— 75 тыс. садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.
Как видим, это в полном смысле огромная работа, успешное осуществление которой требует огромных организационных усилий, значительных финансовых средств, привлечения большого числа людей, хорошо проработанного методологического обеспечения. А главное — требуется понимание государственной и общественной необходимости переписи, как можно более полное участие в ней тех, кого она непосредственно касается, — сельскохозяйственных производителей.
3. Каковы цели переписи?
Предназначение ВСХП — получение статистической информации, которая бы в совокупности давала полную картину положения дел в сельском хозяйстве нашей страны и тем самым служила основой для принятия обоснованных политических и управленческих решений, направленных на ускорение экономического и социального развития российского села, повышение качества жизни сельских тружеников.
Получение такой информации обеспечивается посредством реализации следующих целей.
2) Перечисленные данные собираются и сводятся на уровне не только субъектов Российской Федерации, страны в целом, но и муниципальных образований. Это позволит создать современную систему статистического учёта в области сельского хозяйства, которая охватит каждое муниципальное образование.
3) Собранные в ходе переписи характеристики российского сельского хозяйства явятся базисом для проведения статистических наблюдений, статистических обследований, позволяющих отслеживать и оценивать динамику последующих изменений. Тем самым государство будет постоянно располагать сопоставимыми данными о ситуации в аграрном секторе вплоть до проведения очередной Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
4) Система статистических показателей, созданная в ходе переписи, будет соответствовать международным стандартам. Она сделает более корректными и точными сопоставления статистических данных, касающихся отечественного сельского хозяйства, с аналогичными показателями других стран, статистическими выкладками и оценками международных организаций.
4. Региональные и местные власти знают положение дел в сельском хозяйстве на своих территориях. Разве не было бы проще и дешевле получить нужную информацию от них, а не затевать дорогостоящую всероссийскую перепись?
Не следует переоценивать осведомлённость администраций. Более или менее надёжными сведениями они располагают по сельскохозяйственным организациям. Ощутимо меньше объём и надёжность их сведений по крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям. Ещё меньше — по личным подсобным хозяйствам, объединениям садоводов, огородников, дачников. В том, что ситуация такова, убеждают результаты пробной переписи, которая прошла в четырёх субъектах Российской Федерации, опыт многих других регионов.
Так что единственным инструментом получения объективных и полных данных является сельскохозяйственная перепись. Ничего лучшего мировая практика предложить не в состоянии.
5. Является ли сельскохозяйственная перепись политической акцией? Если да, то кому она выгодна, какие политические цели преследует?
Ни в вопросах переписи, ни в самом этом мероприятии нет абсолютно ничего, что ущемляло бы жизненно важные интересы одних социальных групп и давало бы преимущества, выгоды другим социальным группам. Перепись свободна от политической борьбы, конкуренции партийных программ, платформ. Создание процветающего аграрного сектора, — а именно на это в конечном счёте направлена перепись, — отвечает коренным интересам всех жителей нашей страны, каковы бы ни были их идейные и политические позиции. В этом смысле Всероссийская сельскохозяйственная перепись находится вне политической борьбы.
Благодаря Всероссийской сельскохозяйственной переписи политические силы, структуры гражданского общества впервые за многие десятилетия получат возможность участвовать в формировании и осуществлении аграрной политики, контролировать действия власти на данном направлении, опираясь на знание действительного положения дел на всех уровнях — общероссийском, региональном, муниципальном. Это позволит свести к минимуму издержки, связанные с бюрократизмом и политиканством.
Таким образом, перепись — это акция, в успешном проведении и умелом использовании результатов которой объективно заинтересованы все социальные слои, все общественно-политические силы России.
6. Нужна ли перепись населению страны?
Когда государство, общество плохо знают или неверно представляют состояние того или иного сектора своей экономики, тогда неизбежны ошибочные управленческие решения, долгосрочная стратегия подменяется «латанием дыр» и «авральными работами», возникает реальная угроза деградации отрасли. За последние пятнадцать лет российский аграрный сектор не раз оказывался в подобной ситуации. А ведь такая огромная по размерам территории и величине населения страна, как наша, не может рассчитывать на прорыв в экономике, социальной сфере, улучшении качества жизни людей, не сделав своё сельское хозяйство высокотехнологичным, продуктивным, конкурентоспособным.
Вот почему намечаемая перепись — не только статистическое мероприятие, которое нужно лишь самому сельскому хозяйству и власти. Она необходима всему российскому обществу.
Граждане должны знать, с каким аграрным сектором наша страна вступила в XXI век, каковы его структура, ресурсный и технологический потенциал, социальные характеристики, на что можем реально рассчитывать в части насыщения рынка качественными и доступными по цене продуктами питания, обеспечении продовольственной безопасности страны. Наконец, что нужно сделать, чтобы российское сельское хозяйство стало высокопроизводительным и конкурентоспособным, труд в нём — привлекательным и престижным.
7. Проводились ли социологические исследования, призванные выяснить отношение граждан к предстоящей сельскохозяйственной переписи? Если проводились, что они показали?
Да, подобные исследования проводились. Они показали, что большинство населения рассматривает предстоящую перепись как мероприятие, которое нужно не только власти, но и всему обществу. По данным социологов (июль-август 2005 года, т. е. еще до начала информационно-разъяснительной работы), проведение сельскохозяйственной переписи поддерживают 50% жителей города и 51% жителей села, а ненужной её считают лишь 16% всех опрошенных.
Социологи отмечают настроенность большинства граждан на участие в переписи. Так, среди тех, кто имеет личное подсобное хозяйство, почти 83% с той или иной степенью уверенности заявили о готовности отвечать на вопросы переписчиков.
Словом, большинство российских граждан сознают не только административное, но и общественное значение предстоящей переписи, готовы участвовать в ней.
8. Получит что-либо от переписи каждый её участник в отдельности?
Успешное проведение переписи будет способствовать улучшению качества жизни тружеников сельского хозяйства. Но при условии, что те из них, кто подпадает под перепись, дадут полные и точные ответы на вопросы переписных листов. Тем самым участники переписи станут соавторами будущих законов, федеральных, региональных и муниципальных программ, решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на развитие сельского хозяйства.
Так, ответы на вопросы, касающиеся возраста, уровня образования, профессиональной подготовки, занятости сельскохозяйственных производителей, помогут властям разработать адресные программы, направленные на создание новых рабочих мест, осуществление мер, делающих труд в сельском хозяйстве привлекательным для молодёжи, развитие сети учебных заведений, курсов, готовящих квалифицированные кадры для аграрных отраслей экономики.
Данные о наличии машин и оборудования, построек производственного назначения, закупки, хранения, переработки и сбыта позволят вооружить более точными количественными и качественными ориентирами производителей сельскохозяйственной техники. В кредитную и лизинговую политику государства будут внесены изменения, основанные на более точном знании реальных потребностей аграрного сектора, тех экономических и финансовых проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные организации, фермеры и т. д.
Зная действительные размеры и структуру посевных площадей, государство, бизнес в состоянии разработать меры, стимулирующие сельхозпроизводителей к восстановлению плодородия земель, включению их в интенсивный хозяйственный оборот с учётом требований рынка.
Перепись позволит уточнить обеспеченность хозяйств различных типов, садоводческих, огороднических, дачных объединений дорогами, водоснабжением, электроэнергией, газом, телефонной связью и т. п. Благодаря этому государственные и муниципальные власти смогут решать эти проблемы, составляя адресные программы, обеспеченные необходимыми ресурсами.
И так — по каждому направлению аграрной политики. Чем полнее и точнее ответы сельскохозяйственных производителей на вопросы переписных листов, тем ощутимее и весомее её результаты для страны, для каждого отдельного труженика аграрного сектора, жителя села.
9. В выступлениях представителей российской власти, материалах средств массовой информации говорится о том, что перепись поможет повышению конкурентоспособности нашего сельского хозяйства на внешних рынках. Разве это невозможно сделать без переписи?
Конечно, и без переписи сельское хозяйство России постепенно поднимается. За последние годы Россия стала продавцом зерна, тогда как в годы советской власти оно в нашу страну ввозилось, экспортёром некоторых других видов сельскохозяйственной продукции.
Однако, по большому счёту, реализована лишь малая часть аграрного потенциала нашей страны. Важным шагом к дальнейшей интеграции российского сельского хозяйства в мировую экономику, укреплению его позиций на внутреннем и внешних рынках, снятию административных барьеров на пути российских товаров станет вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО ООН). Эти международные организации ожидают от своих членов открытости информации о сельском хозяйстве. Да и для нас самих важно лучше знать как свои возможности, конкурентные преимущества, так и слабые места в этой сфере.
Проведение в нашей стране сельскохозяйственной переписи поможет более эффективно решать задачи, связанные с интеграцией отечественного сельского хозяйства в мировую экономику.
10. Ответственность за проведение, обработку и опубликование результатов сельскохозяйственной переписи несёт федеральная власть. А какова роль в подготовке и проведении переписи субъектов Российской Федерации?
Россия — федеративное государство не только по форме, но и по существу. Это значит, что никакая стратегия, никакая политика, никакое мероприятие в ней не могут рассчитывать на успех, если они задумываются и осуществляются без поддержки и участия субъектов Российской Федерации.
Эту истину в полной мере подтвердила Всероссийская перепись населения 2002 года, в проведении которой роль регионов была очень значимой. Не является исключением и Всероссийская сельскохозяйственная перепись. В её проведении роль субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, пожалуй, ещё значительней, поскольку сельское хозяйство особенно тесно «завязано» на региональные и муниципальные органы власти.
Задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении переписи определены статьёй 9 Федерального закона «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи». Согласно закону региональные органы власти осуществляют следующие функции:
— представляют имеющиеся у них сведения об объектах сельскохозяйственной переписи;
— предоставляют помещения для работы лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи, и хранения переписных листов, обеспечивают транспортными средствами;
— помогают подбирать на местах людей, способных выполнять работу по сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи;
— наделяют региональные и муниципальные переписные комиссии, органы местного самоуправления полномочиями, определяющими их функции в подготовке проведения сельскохозяйственной переписи.
Как видим, на региональные и муниципальные органы возложены задачи, от успешного выполнения которых в очень большой степени зависит успех всей переписи. Поэтому не будет преувеличением сказать, что именно их активность, добросовестность, организованность во многом решают дело.
11. Из каких источников финансируется сельскохозяйственная перепись? Не станут ли расходы на её проведение дополнительным бременем для региональных и местных бюджетов, которые и без того не всегда сводят концы с концами?
Перепись действительно финансируется за счёт бюджета, но бюджета исключительно федерального. Все расходы, связанные с подготовкой и проведением переписи, подведением и опубликованием её итогов, хранением переписных листов, оплачивает федеральная власть. В том числе расходы субъектов Российской Федерации, связанные с переписью. Средства, выделенные на её подготовку и проведение, субъекты Российской Федерации имеют право расходовать только на эти цели.