Для чего проводятся научные исследования

Научное исследование

Для чего проводятся научные исследования. Смотреть фото Для чего проводятся научные исследования. Смотреть картинку Для чего проводятся научные исследования. Картинка про Для чего проводятся научные исследования. Фото Для чего проводятся научные исследования

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

Содержание

История

В XVI-ом веке Франсисом Бэконом высказана идея, о том, что наука может и должна организовываться для изучения природы и для развития наций. Утверждая таким образом экономический и политический интерес научного достижения, и необходимость для правителей не недооценивать стоимость их учёных, Бэкон закладывает основы научного исследования, институционализированного, окружённого научной политикой, принимающей участие в организации работ учёных, чтобы использовать лучше экономическое и военное достижение нации.

Но если Бэкон может символизировать значительный момент институционализации поиска, он — тем не менее не единственный учредитель.

В течение XVII-го века и именно XVIII-го века развиваются Академии, которые являются первой настоящей демонстрацией институционализации поиска, организованной по воле меценатов.

Первые исследователи-специалисты появляются в XIX-ом веке.

Исследователи

Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Например, Пржевальский и Д.Кук — в географии, Д. Менделеев — в химии и т. д. Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи — это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе. Например,А.Эйнштейн, И.Ньютон, Дарвин, Магеллан….

Публикации

Научные исследователи публикуют свои работы в:

Финансирование

Финансирование играет важную роль в научных исследованиях. В основном научные исследования финансирует государство, но этим также занимаются частные лица и организации.

Научно-исследовательские учреждения

Научно-исследовательский институт — учреждение, занимающееся исследованиями в области науки и техники, разработкой НИР и НИОКР, разновидность института. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру.

Научная этика

Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.

Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов.

Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.

Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и к возникновению учёных в средствах массовой информации.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Научное исследование» в других словарях:

научное исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN scientific research Systematic investigation to establish facts or principles concerning a specific scientific subject. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [24, c. 54; 82, c. 301] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ… … Исследовательская деятельность. Словарь

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на… … Профессиональное образование. Словарь

Научное исследование — это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях … Социологический словарь Socium

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, непосредственно направленное на объект и основанное на результатах наблюдения и эксперимента. Вместе с теоретическим исследованием эти оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру… … Философия науки и техники: тематический словарь

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — – это действие, направленное на развитие понятийного аппарата науки и связанное с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оно представлено идеальными объектами в виде абстракций или теоретических конструктов.… … Философия науки и техники: тематический словарь

Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия

Исследование — Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование научный метод (процесс) изучения чего либо[1].… … Википедия

ИССЛЕДОВАНИЕ — научное, процесс выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и… … Философская энциклопедия

Источник

Электронная библиотека

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование – это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Занимаются научными исследованиями, как правило, ученые, которые профессионально к этому подготовлены; работают они в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства. Для построения научных теорий ученые используют понятийный и категориальный аппарат науки, владеют системой научной информации. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как средство, либо как результат научного исследования.

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта. Занимаются эмпирическим исследованием, как правило, практики – профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные работники, психологи и др.).

Теоретическими исследованиями, как было уже отмечено, занимаются специально к тому подготовленные люди: профессора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях или в высших учебных заведениях.

В эмпирическом исследовании используются такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами, используются методы абстрагирования, идеализации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпирическом и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ – синтез, индукция – дедукция и др. Подробнее о них будет сказано ниже.

Отличаются эмпирические и теоретические исследования также полученными результатами. В первом случае они фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором – это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др.

Сравнение эмпирического и теоретического познания представим в табл. 1.1

1. Эмпирическое исследование осуществляется практическими работниками, занятыми профессиональной деятельностью.

2. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера.

3. Методы познания – наблюдение, описание, эксперимент и др.

4. Полученные знания фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций

1. Научное исследование проводится специально подготовленными к этому учеными.

2. Научная деятельность носит систематический и целенаправленный характер.

3. Специальные методы познания: абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование и др.

4. Полученные знания отражаются в виде научных концепций, законов и закономерностей, открытий и изобретений

Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности.

Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, формулировать законы, на основе которых возможно предсказать развитие будущих событий. Это лишь общая схема научных исследований.

Типы научного исследования

Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные.

Фундаментальное исследование – исследование, которое направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладное исследование – исследование, проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Для чего проводятся научные исследования. Смотреть фото Для чего проводятся научные исследования. Смотреть картинку Для чего проводятся научные исследования. Картинка про Для чего проводятся научные исследования. Фото Для чего проводятся научные исследования

Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся исследования в социальной работе: на стыке социологии и социальной работы, психологии и социальной работы.

Комплексные исследования – исследования, которые проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Аналитическое или однофакторное исследование – исследование, которое направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично, под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследования «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение новых результатов в малоисследованной области.

Второй тип – критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. Большинство исследований, проводимых в науке, относятся к уточняющим. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

1.4. Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. «Актуальность» следует понимать так: насколько автор правильно понимает выбранную тему и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить …, описать…, установить …, выяснить…и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов научной работы.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Предмет и объект исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

Следующий этап хода научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях выпускающей кафедры, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности дипломной работы.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Важность исследования 10 причин

Важность исследования в науке это нельзя и не следует переоценивать. Каждый студент знает, что его учат думать как ученый, который должен исследовать.

Врач, например, рассматривает пациента в своей повседневной практике и на основании собеседования, физического обследования и лабораторных тестов формулирует диагноз и план лечения. Если бы врач не имел возможности критически оценить информацию, здоровье пациента было бы в опасности.

Для чего проводятся научные исследования. Смотреть фото Для чего проводятся научные исследования. Смотреть картинку Для чего проводятся научные исследования. Картинка про Для чего проводятся научные исследования. Фото Для чего проводятся научные исследования

Проведение исследований является фундаментальной составляющей развития научного мышления. Это исследование будет добавлено к совокупности знаний и, таким образом, будет стимулировать будущие исследования. Этот процесс также позволяет ученому лучше понять исследования и легко определить их сильные и слабые стороны..

Во время научного исследования студент должен предвидеть трудности, особенно в начале исследования. Чтобы их избежать, необходимо разработать исследовательский вопрос. Затем необходимо выполнить поиск в уже опубликованном научном корпусе. Далее следует тщательно спланировать методологию для ответа на первоначальный вопрос..

Это самый важный момент в любом расследовании, потому что, если расследование не удастся, результаты будут неточными, а выводы неверными. Наконец, выводы результатов извлекаются и все предыдущие компоненты синтезируются и представлены в специализированной книге или журнале.

Ученые, которые развивают свои исследования в неакадемических условиях, также сталкиваются с серьезными проблемами при проведении исследований, включая время, деньги и персонал. Тем не менее, эти барьеры могут быть преодолены с энтузиазмом и фундаментальным пониманием процесса исследования.

Вам также может быть интересно посмотреть полевые исследования: что это такое, характеристики и этапы или эмпирические исследования: характеристики, методы и критерии.

10 причин, почему исследования важны

1- Это инструмент для накопления знаний

Исследования требуются не только для студентов и преподавателей, но и для всех специалистов. Это также важно для писателей, художников, торговцев и т. Д..

Среди профессионалов поиск интересной темы для обсуждения и / или написания должен выходить за рамки вашего личного опыта..

Несомненно, крайне важно найти возможные лекарства от болезней и информацию о том, как их предотвратить. Таким образом, исследование становится необходимостью, чтобы определить, поддерживаются ли чьи-либо идеи предыдущими исследованиями или же эти идеи все еще нуждаются в доказательстве, чтобы считаться знанием..

2- Помощь для éуспех в бизнесе

Исследования играют жизненно важную роль в бизнесе. Многие успешные компании, такие как те, которые производят потребительские товары или массовые товары, инвестируют в исследования и разработки (известные как НИОКР).

Различные компании имеют такие научные процессы, как сельское хозяйство, продукты питания и напитки, медицинские и фармацевтические продукты, компьютерное программное обеспечение, полупроводники, информационные и коммуникационные технологии, строительство, робототехника, авиакосмическая промышленность, авиация и энергетика. Все они имеют высокие расходы на НИОКР, потому что важно развивать свой бизнес.

R & D также помогает иметь представление о конкурентах. Открытие того, как добиться успеха и как отличить их от других компаний, предлагающих аналогичные продукты и услуги, может повысить рыночную стоимость бренда. Кроме того, НИОКР необходимы для поддержки и поддержания экономики страны..

3- Важно понимать несколько вопросов

Телесериал и фильмы хорошо уживаются со следствием. И писатели, и актеры используют научные методы для выполнения своих работ. Некоторые нанимают и доверяют своим исследователям, но есть и те, кто делает собственный опыт.

Некоторые актеры кино и телевидения берут интервью у детективов, боксеров, ученых, бизнесменов, преступников и профессоров. Другие даже погружаются в ситуации, которые могут помочь им понять социальные и личные проблемы, например, в тюрьме или в центре реабилитации наркоманов..

Многие также проводят исследования в литературе, биографиях или журналах, чтобы иметь лучшее представление или контекст истории..

4- Это способ доказать ложь и поддержать правду

Исследования, направленные на выявление лжи или правды, помогают поддерживать рабочие отношения или нарушать работу.

Ученые также занимаются исследованиями, чтобы проверить обоснованность и достоверность своих или других заявлений. Это потому, что их честность и компетентность зависят от качества их расследований..

Профессиональные журналисты также проводят тщательное расследование, чтобы установить правдивость их историй..

5- Важно знать, как анализировать и делиться

Исследование включает в себя как чтение, так и письмо. Без этих навыков менее вероятно, что кто-то оценит и примет участие в расследовании. Чтение открывает разум обширному горизонту знаний, в то время как письмо помогает преобразовать то, что вы понимаете, в более конкретную идею.

Кроме того, слушание и говорение также являются неотъемлемой частью расследования. Проведение интервью, посещение мероприятий и случайные беседы с кем-либо, безусловно, помогает в формулировании тем исследования. Это также необходимо для процесса критического мышления.

6- Обеспечивает питание для ума

На самом деле, исследования побуждают людей исследовать свои возможности, понимать существующие проблемы и разоблачать сфабрикованные истины. Без исследований, технического прогресса и других разработок было бы фантастикой.

Чтение, письмо, наблюдение, анализ и взаимодействие с другими облегчают пытливый поиск знаний и эффективное обучение. Исследования служат инструментом для достижения этой цели.

7- Решать проблемы и помогать принимать решения

Если знание бренда уменьшается или продажи падают, анализ доступных данных служит для определения возможных альтернатив текущей стратегии и преодоления слабых сторон компании..

Исследования имеют решающее значение не только для выявления проблем, но и для разработки решений и принятия решений относительно лучших стратегий.

8- Служит для научных исследованийчистая природа

Некоторые научные отрасли, часто называемые «чистой наукой», пытаются объяснить мир вокруг нас и понять, как работает Вселенная. Речь идет о выяснении того, что уже существует без какой-либо важной исследовательской цели, кроме самого объяснения..

Эти ветви происходят непосредственно от философии, где философы и ученые были одним и тем же и пытались понять основополагающие принципы существования. Чистые исследования вносят значительный вклад в развитие человечества, хотя его преимущества не всегда ощутимы..

9- Генерация вероятных данных

Исследование служит для создания теории, которая объясняет, почему что-то происходит, и для этого используется набор научных инструментов и методов. Этот процесс открывает новые области для дальнейших исследований и постоянного уточнения гипотез.

Ученые могут даже быть противниками, как и любой другой человек, и они часто придерживаются своих собственных теорий, даже если доказательства доказывают обратное.

Целью исследования является достижение непрерывного процесса исправления и уточнения гипотез, что должно привести к принятию определенных научных истин..

10- Применяет научные исследованияFICA

Ученые могут искать ответы на конкретные вопросы, которые помогают человечеству, такие как медицинские исследования или экологические исследования. Они, как правило, берут конкретный вопрос и пытаются найти окончательный и полный ответ.

Прикладные научные исследования могут быть связаны с поиском ответа на конкретную проблему, такую ​​как «Можно ли избежать глобального потепления?» Или «Действительно ли новый тип лекарств помогает пациентам?»

Источник

Проведение научных исследований в современных условиях

Введение

Я писал эту статью, работая в государственном предприятии — научно-производственного характера. Данная статья нацелена на обобщение текущего состояния и структуры исследовательских работ РФ, указать слабые стороны и предложить решения по оптимизации организации развития науки в масштабах Государства.

1 Текущее состояние вопроса

1.1 Осуществление научно-исследовательских работ сегодня

Научные исследования являются источником технологий, материалов и механизмов, при помощи которых становится возможным создавать продукты лучшего качества, меньшей стоимости, создавать методы лечения болезней, бороться со стихийными бедствиями и т.д.

Однако заниматься наукой является большой роскошью, так как вероятность получения практического результата из результатов исследований весьма невелика, а стоимость исследований может достигать колоссальных величин в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Таким образом, позволить себе содержать собственные исследовательское подразделение могут лишь немногие коммерческие компании.

Подавляющая часть научных исследований финансируется Государством через различные фонды (РФФИ, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития ОПК и др.).

1.2 Что является научной работой

За все время существования споров по поводу того — является ли математика наукой, является ли наукой литература, история или искусствоведение, было сформулировано множество различных определений термина Наука. С точки зрения авторов данной статьи наиболее логичным является определение К.Поппера, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии:

1) Постановку вопроса;
2) Формулирование теории;
3) Проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего теорию.

Такое определение является функциональным с точки зрения государства, являющегося основным источником финансирования научных работ и требующего максимальной эффективности затраченных средств. Если работа прошла три указанных стадии, то отчет по работе позволяет:

— наглядно увидеть то — на решение какой проблемы направлена исследовательская работа (по пункту «Формулирование вопроса»);
— использовать теорию или аналитическую модель, которая получила подтверждение в ходе проверочного эксперимента (пункты «Формулирование теории» и «Проведение эксперимента»), в других работах и изысканиях, экономя при этом средства на локальные опыты;
— исключать теорию и модель, опровергнутую в ходе подтверждающих экспериментов, при анализе рисков;
— использовать сведения о результатах эксперимента (пункт «Проведение эксперимента») при апробации других теорий и гипотез, экономя средства на проведение дублирующих опытов.

На практике же в наше время финансирование получают научно-исследовательские работы (НИР), в которых и речь может не идти о выдвижении и, уж тем более, о проверки каких-то теорий. Такие НИР могут быть направлены на систематизацию знаний, разработку методик исследований, изучение свойств материалов и особенности технологий. Такие НИР могут иметь принципиально разный характер результатов. Попробуем классифицировать результаты, которые могут нести НИР:

— справочный результат. Когда в результате исследовательской работы были получены данные по конкретным процедурам или материалам. Например, справочным результатом являются значения физико-механических характеристик какого-то материала или характеристики качества детали, полученной при определенных технологических параметрах;
— научный результат. Когда в результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута какая-то теория. Теория может выступать в виде полученной формулы или математические модели, позволяющие получать аналитические результаты с высокой степенью сходимости с реальным экспериментом;
— методический результат. Когда в результате исследований были выведены оптимальные методики проведения исследований, экспериментов, выполнения работ. Оптимальные методики могут вырабатываться как вторичный продукт при разработке рациональных методов подтверждения теории;

1.3 Особенности выполнения исследовательских работ сегодня

Дублирование результатов исследований. В связи с тем, что формирование тематик и направление в разных фондах и агентствах ведется независимо друг от друга, часто возникает дублирование работ. При чем речь идет как о дублировании выполняемых работ, так и о дублировании результатов исследований. Также может встречается дублирование выполняемых работ с работами, выполненными в период существования СССР, когда было произведено большое количество научных работ.

Труднодоступность результатов исследований. Результаты исследований оформляются техническими отчетами, актами и другой отчетной документацией, которая, как правило, хранится в печатном виде на бумаге в архивах заказчика и исполнителя. Для получения того или иного отчета необходимо проводить длительную переписку с исполнителем или заказчиком отчета, но, что важнее — информацию о том, что тот или иной отчет существует в большинстве случаев практически невозможно найти. Научные публикации по результатам исследований в профильных журналах выпускаются не всегда, а накопленное число исследований и широкий спектр различных изданий делает поиск данных, не опубликованных в сети Интернет, невероятно сложным.

Отсутствие регулярного финансирования выполнения поисковых экспериментов. Для создания опытного образца инновационной техники или разработки новой технологии (в т.ч. в рамках ОКР) предприятие исполнитель должно иметь результаты исследований, подтверждающих возможность реализации нового эффекта. Однако и для проведения исследований необходимо финансирование, которое необходимо обосновывать и подкреплять предварительными опытами. Однако научные кафедры ВУЗов, научные институты и исследовательские предприятия не имеют регулярного финансирования для проведения предварительных и поисковых экспериментов, в результате чего темы для выдвижения новых работ приходится черпать из литературы, в т.ч. зарубежной. Следовательно, инициированные подобным образом работы всегда будут позади аналогичных зарубежных разработок.

Низкое взаимодействие между научными предприятиями. Низкое взаимодействие между ВУЗами и научными предприятиями обусловлено тем, что организации воспринимают друг друга не только в качестве конкурентов, но и как потенциальных заказчиков — потребителей научной продукции. Последнее вызвано тем, что научные организации пока что, в подавляющем большинстве, зарабатывают деньги не на результатах научной деятельности, а на ее осуществлении.

Использование в создании новых технологий и решений различных отраслей знаний и наук. Технологии и знания, которые можно было получить, работая только в одном направлении, уже известны и разработаны, о чем можно говорить с большой уверенностью. Сегодня, новые технологии получаются на стыке различных методов и наук, что требует взаимодействия ученых различных областей, тогда как активного трудового взаимодействия между институтами не наблюдается.

2 Условия для повышения эффективности выполнения научных работ

Система проведения и организации научных работ, существующая в наше время в РФ, была заимствована от СССР и с момента образования Российской Федерации не подверглась особым изменениям. На сегодняшний день существуют следующие аспекты модернизации системы выполнения научных работ:

— Повсеместное использование персональных компьютеров и сети Интернет, для доступа к справочной информации;
— Большое количество накопленных научных отчетов, существующих в печатном виде;
— Использование достижений различных отраслей при создании инновационной техники;
— Развитый рынок материалов и услуг, позволяющий реализовать практически любой поисковый эксперимент с небольшими затратами, до открытия полномасштабной НИР.

3 Оптимизация системы научных исследований

Исходя из п.2 можно принять следующие меры по повышению эффективности научных работ:

1) Создание единой формы «Результаты научного исследования», с обязательной публикацией в сети Интернет на специальном портале после выполнения НИР.
2) В техническом задании (ТЗ) на выполнение НИР описывать результат, который должен быть получен в ходе работы.
3) Внедрять оптимизированную структуру организации научно-исследовательских предприятий, основанную на функционировании трех подразделений: подразделения постановки проблем и вопросов, подразделения выдвижения научных теорий/гипотез и подразделения реализации экспериментов (технического подразделения).
4) Периодические выделения средств научным организациям на реализацию поисковых экспериментов.

Ниже опишем подробнее о каждой мере.

3.1 Создание единой формы результата исследования

При наличии большого количества накопленных в советский и постсоветский период научных отчетов, разобщенности фондов и исследовательских организаций, и повсеместном использовании сети интернет, рационально создать единый портал результатов научных исследований для осуществления удобного и быстрого поиска отчетов о выполненных работах, который был бы доступен как сотрудникам научных и исследовательских организаций, так и чиновникам, осуществляющим проверку актуальности той или иной работы.

Как было указано в п.1.2, форму результата научного исследования рациональнее составить по трем пунктам:

1) На решение какой проблемы было направлено исследование;
2) Какая гипотеза была выдвинута;
3) Каким способом гипотеза была проверена.

На каждую проверенную гипотезу должна составляться своя индивидуальная форма (отдельный файл), которая, при этом, дополняется сведениями об авторах исследования и организации, которую представляют авторы, ключевыми словами для быстрого и удобного поиска. При этом система будет позволять оставлять отзывы от других ученых о достоверности того или иного исследования и оценивать рейтинг авторов и организаций. Стоит повторить, что большое значение также будут представлять формы не подтвердившихся теорий, позволяя другим исследователям не идти по ложному пути.

Бланк справочного исследования, в котором проверялась не какая-то гипотеза, а «что мы получим» (свойства, эффект) при заданных параметрах (свойства, режимы, т.д.), должна иметь отличительную форму, отражающую то — количественные или качественные характеристики были получены.

При создании данной системы большую роль будет играть стимулирование пополнения базы данных уже выполненными и сохранившимися в печатном виде отчетами. При этом формулы и модели, не подтвержденные экспериментальным исследованием, не представляют интереса для системы.

Дополнение такой базы исследованиями классиков физики и механики будет нести большое образовательное значение.

3.2 Регламентация результата НИР в ТЗ

Результатом НИР, как правило, является итоговый отчет о научно-исследовательской работе, который, при этом, имеет довольно произвольную форму, и может включать от 20 до 500 и более страниц, что делает анализ такого отчета другими учеными и практиками затруднительным.

Если будет создана единая система формирования результатов НИР, описанная в пункте 3.1., то целесообразно в ТЗ на НИР предъявлять требования к результатам работы согласно стандарту системы в виде:

— Справочный результат в виде определенных в ходе работы характеристик, параметров, свойств заданного объекта или процесса;
— Научный результат в виде результатов проверки комплекса теорий, оговоренных в ТЗ или выдвинутых исполнителем в ходе работы над проблемой (вопросом), сформулированном в ТЗ.

При этом методики исследований и организации работ не корректно ставить конечной целью НИР. Методики и программы должны быть результатом разработки квалифицированных по данному направлению специалистов в рамках организационных работ или работ по стандартизации и систематизации, или же являться побочным продуктом НИР при достижении научного или справочного результата.

Также в ТЗ на НИР, финансируемую государством, описывать обязательность публикации результатов исследований в единой базе.

3.3 Оптимизированная структура научно-исследовательского предприятия

Исходя из рациональности составления научной мысли из трех компонентов вопрос-теория-проверка, можно предложить структуру организации научно-исследовательской организации, состоящую из трех основных подразделений: подразделения поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки.

3.3.1 Подразделение поиска актуальных задач

Данному подразделению должна быть поручена работа по обзору и постоянному мониторингу актуальных задач по заданной отрасли или области деятельности.

Подразделение должно будет выполнять как аналитическую работу, заключающуюся в изучении специальной литературы, статистических исследований, заявок от предприятий на выполнение какой-то разработки, так и творческую работу, заключающуюся в самостоятельном поиске проблем, решение которых может принести коммерческую прибыль и пользу обществу.

Подразделение должно включать людей с аналитическим складом ума с опытом работы в различных областях.

3.3.2 Подразделение постановки теорий

Данное подразделение ответственно за выработку решений и теорий, которые должны давать ответы на поставленные вопросы или предлагать варианты решений озвученных трудностей.

Подразделение должно включать людей с широким кругозором по различным технологиям, а также большими теоретическими знаниями. Сотрудники подразделения должны постоянно изучать научные публикации и статьи.

Двумя основными типами работ, которое должно производить данное подразделение, являются генерация новых теорий или решений, и анализ и проверку выдвинутых решений на предмет дублирования с уже проверенными или на предмет противоречия с уже подтвержденными теориями.

3.3.3 Подразделение экспериментальной проверки

Данное подразделение ответственно за проверку: подтверждение или опровержение поступающих теорий. Подразделение должно включать лаборантов, квалифицированных на работу с имеющимся лабораторным оборудованием, а также мастеров модельного производства и металлообработки, способных изготовить необходимое экспериментальное оборудование или оснастку.

Унификация научно-исследовательских организаций по вышеуказанному принципу будет способствовать их большей кооперации и взаимодействию. Проверка научной теории, сформулированной на одном предприятии, может быть проведена в подразделении экспериментальной проверки другой организации, обладающей необходимым лабораторным оборудованием, по унифицированной заявке.

3.4 Финансирование поисковых экспериментов

Небольшое, но регулярное финансирование научных организаций по статье «Выполнение поисковых экспериментов», выделяемое из собственных фондов предприятия или государством, создаст необходимую почву для реализации экспериментальных идей и предварительной проверки гипотез.

В ходе мало затратных поисковых экспериментов происходит отсев ошибочных гипотез, которые могут быть заложены в заявку на получения финансирования по контракту или гранту; в результате получаемого опыта рождаются новые и оригинальные решения, использующиеся для создания инновационной техники.

Выводы

Для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:

— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: вопрос, в направлении которого была предложена теория, теория или решение, которое предложено и результат проверки теории;
— регламентация результата НИР в ТЗ в части определения какого типа результат должен быть получен: справочный или научный;
— приводить организацию научных предприятий к структуре, включающей три отделения: подразделение поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки;
— производить регулярное финансирование поисковых экспериментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *