Для чего проводятся уроки декоративно прикладного искусства в начальной школе

Доклад Теория обучения основам декоративно-прикладного искусства в начальной школе

Данная тема выбрана в связи с ее актуальностью и значимостью.

В современном мире остро стоит проблема эстетического развития, которое тесно связано со всеми сторонами воспитания. Через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания. Все это помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей [1, с.10].

О том, что образование школьников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических качеств, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).

Необходимо уже с младшего школьного детства учить ребенка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей. Одним из способов эстетического развития школьников является обучение школьников основам декоративно-прикладного искусства.

Проблематика исследования. Вопрос обучения учащихся техникам декоративно-прикладного искусства является одним из основных проблем методики обучения детей эстетической деятельности. Это связано с тем, что именно техники декоративно-прикладного искусства лежат в основе передачи красоты окружающего мира Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству не проводится систематическая работа по развитию эстетических навыков [2].

Цель исследования : разработать теорию обучения младших школьников основам декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что тема «Русская матрешка», изучаемая в рамках декоративно-прикладного искусства, будет способствовать эстетическому воспитанию первоклассников.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования.

2. Раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся 1 класса.

3. Разработать теорию обучения школьников основам декоративно-прикладного искусства.

4. Представить методику обучения учащихся 1 класса основам декоративно-прикладного искусства на основе изучения темы «Русская матрешка».

В результате анализа литературных источников, нами были выделены следующие основные теоретические положения, которые легли в основу нашей работы:

Декоративно-прикладное искусство оказывает эстетическое, нравственное, преобразующее воздействие на человека [2, с.33].

Ряд ученых отмечают положительное воздействие декоративно-прикладного искусства на сознание и психику человека: оно способствует расслаблению, снятию усталости, глубинной релаксации, позволяет отвлечься от повседневных проблем и заглянуть в самые потаенные уголки своей души. Декоративно-прикладное искусство оказывает оздоровительное воздействие на организм, снимает стресс, излишнюю эмоциональную нагрузку, предотвращает эмоциональное выгорание, хронический стресс, синдром хронической усталости, некоторые психические и неврологические расстройства [3, с.9].

Применение техник декоративно-прикладного искусства в школе, связано с необходимостью развивать детей всесторонне, обеспечивать высокий уровень культуры, способствовать гармоничному развитию общества в целом и каждого отдельного ребенка [4, с.45].

Декоративно-прикладное искусство обладает способностью пробуждать и воспитывать в человеке глубокие человеческие чувства и эмоции, осознанность, чувство ответственности. С самого раннего возраста внутренний мир ребенка необходимо обогащать чувством прекрасного, добра, любви. При этом происходит развитие личности ребенка, форми рование различных качеств.

Далее нами были проанализированы основы теории обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству :

Программа обучения школьников декоративно-прикладному искусству перед учителем ставит следующие учебно–воспитательные задачи: воспитание у учащихся практических навыков, по памяти, по представлению, выполнение декоративных изделий. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к декоративно-прикладному искусству.

Всего этого можно достичь при условии использования основных принципов обучения детей декоративно-прикладному искусству.

Дидактические принципы обучения.

В ходе реализации непосредственно учебного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий. Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств [12, с.120].

Целесообразно проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс –конференций, круглых столов, семинаров, что позволяет существенно повысить уровень открытости учащихся не только для общения, но и для получения новых знаний.

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе не только учебных, но и воспитательных задач [16, с.56].

Преподаватель должен сам вести деятельность в сфере декоративно-прикладного, либо других видов искусства, и стремиться преподнести школьникам собственный практический опыт. Собственный опыт, переданный учащимся, является наибольшей ценностью, поскольку он исходит собственно от исследователя, из «первых уст», не искажен ничьим субъективным мнением и основывается сугубо на фактах.

Преподаватель должен уметь эффективно сочетать педагогические приемы и собственный опыт, внедрять передовые разработки.

Систематичность и последовательность в обучении.

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловлен как логикой изучаемого материал, так и закономерностями умственного и физического развития детей.

Сознательность и активность в обучении.

Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания. Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся. Это могут быть нетрадиционные формы организации занятия. Например [16, с.56]:

4. Урок – путешествие

7. Интегрированный урок

9. Комбинированный урок

10. Урок – деловая игра.

Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала.

Прочность усвоения учебного материала.

Прочность усвоения материала зависит от сознательности учебных заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке [18, с.56].

Один из важнейших дидактических принципов – принцип наглядности обучения – обусловлен необходимость чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т.е. способствует к развитию абстрактного мышления. Это положение обуславливается особенностями развития мышления детей.

Предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросам [19, с.47].

Психологические основы обучения.

Особенности педагогического процесса при обучении изобразительному искусству заключаются в том, что роль педагога в образовательном процессе существенно меняется. Важно осуществить переход от преподавателя-транслятора или интерпретатора общеизвестных истин к оказанию психологической и педагогической поддержки школьникам в освоении новых знаний и овладении новыми умениями, навыками.

Далее нами была выполнена методическая разработка на тему «Русская матрешка»

Начинается урок с того что в классе звучит классическая музыка. В самом кульминационном моменте входит учитель, одетый в русский народный костюм. Приветствует детей.

Из ларца достается матрешка.

Учитель рассказывает сказку о матрешке.

Потом учитель говорит:

— А сейчас ребята, я расскажу вам о истории возникновения Русской Матрёшки.

— Но, главное, эта куколка – с секретом! В нутрии её прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.

Первая русская матрёшка состояла из восьми куколок.

— Из чего сделана матрешка? (из дерева)

-Сейчас ребята мы с вами посмотрим какие же разнообразные бывают наряды у матрешки.(презентация)

А хотели бы вы ребята попробовать сами раскрасить матрешку?

Тогда мне придется превратиться в волшебника.Вы готовы?

Также нами было проведено экспериментальное исследование по оценке роли «Русской матрешки» в эстетическом воспитании младших школьников

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. Целью исследования было определение эффективности использования темы «Русская матрешка» на уроках по декоративно-прикладному искусству с целью развития эстетических чувств у младших школьников. В исследовании приняли участие первоклассники, а также их родители. Исследование проходило в 3 этапа [2, с.51]:

1 этап – констатирующий эксперимент, который дал возможность определить начальный уровень развития эстетических навыков детей.

2 этап – формирующий эксперимент, в ходе которого был проведен эксперимент с использованием темы «Русская матрешка» на уроках по декоративно-прикладному искусству.

3 этап – контрольный эксперимент, в ходе которого оценивали изменения в уровне эстетических навыков, которые возникли после проведения эксперимента.

После диагностики проводили анализ, сравнивали результаты констатирующего и формирующего экспериментов, проводили контрольный срез [22].

На констатирующем этапе из беседы с учителем и собственных наблюдений было выявлено, что практически все ребята старательны и ответственны, увлекаются различными видами прикладного, изобразительного искусства. Уровень сформированности нравственных понятий у класса средний. На уроках активны, однако некоторые дети испытывают затруднения в понимании сущности декоративно-прикладного искусства [3, с.67].

По итоговому показателю констатирующего среза видно, что у большинства учащихся уровень понимания эстетического и нравственного содержания произведений искусства средний.

Затем была реализована работа с использованием возможностей темы «Русская матрешка» на уроках по декоративно-прикладному искусству

После реализации формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика по тем же методикам, которые применялись на констатирующем этапе.

Сопоставив данные первой и второй серии эксперимента, мы видим, что в результате проведенной работы, все дети улучшили свои показатели по сравнению с началом года. Также уровень эстетического воспитания показывает, что дети имеют более высокий уровень эстетических чувств.

Вывод: все это подтверждает гипотезу о том, что тема «Русская матрешка», изучаемая в рамках декоративно-прикладного искусства, будет способствовать эстетическому воспитанию первоклассников.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Место декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы

Место декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их назначению существует классификация отраслей декоративно-прикладного искусства, которая обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Представим данную классификацию в виде рис. 5.

Рис. 5. Классификация декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство решает практические и художественные задачи, а также создает материальные и духовные ценности. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с укладом жизни, с этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями [35].

Составляя органическую часть предметной среды, произведения декоративно-прикладного искусства постоянно воздействуют на душевное состояние и настроение человека, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому значимость произведений декоративно-прикладного искусства может быть понята лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) о взаимосвязях предмета со средой и человеком.

В декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т.п.). Декор изделия также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением декоративно-прикладного искусства, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями. Например, простая форма и нарядная, праздничная роспись поверхности хохломских изделий различны по своему эмоциональному звучанию; декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе [35].

Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы (порознь или в различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт — стилизованных пальмообразных листьев, волют — спиралевидных завитков с «глазком» в центре; звериных лап и голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).

Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.

Декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе начальной школы может выступать как в урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность – это учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме. Для успешной профессиональной самореализации педагогу декоративно-прикладного искусства необходимо обладать массой качеств. Сформировать новые компетенции в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обучить современным методикам преподавания декоративно-прикладного искусства – это основные цели программы декоративно-прикладного искусства. Обучение школьников происходит с учётом действующих образовательных программ и стандартов. Отдельной задачей является обучение организации внеурочной деятельности, подготовке и проведению мероприятий с участием детей.

Внеурочная деятельность – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка [31]. Таковыми являются:

1. Разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

2. Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

3. Разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной деятельности.

4. В различных формах внеурочной деятельности дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Внеурочная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и саморегулируемое явление, т.к. происходит в рамках школы и за ее пределами. Она чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и различными направлениями: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Такое разнообразие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего и определяющегося школьника. Во внеурочной деятельности важно формирование новых контактов, умение слушать, поддерживать отношения с людьми разного возраста и круга. Упражнения во внеурочной деятельности и поддержание контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и работниками различных служб), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками влияют на развитие способностей учащегося, закрепляют интерес в коллективе, совершенствует разностороннее развитие личности, происходит взаимосвязь «субъект – саморазвитие [31].

Особенность воспитания во внеурочной деятельности проявляется в следующем (таблицы 1).

Особенности воспитания во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя и осуществляется во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Так как внеурочная деятельность является составной частью воспитательной работы младших школьников, она направлена на достижение общей цели – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей общества.

Специфика внеурочной деятельности проявляется на уровне следующих задач, представленных на рис. 6.

Перечисленные задачи определяют основные стадии формирования внеурочной деятельности в достижении ее основной цели. Рассмотрим их с помощью таблицы (таблица 2).

Таким образом, в результате проведения внеурочной деятельности учащиеся:

— приобретают большой организаторский опыт;

Источник

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

1.Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования……………………………………………………………………5

2.Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству………………………………………………………………………..7

3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста …………. 10

4. Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………. 13

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным.

Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности. В кружки при центрах детского творчества нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.

К сожалению, с возрастом способность детей к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. Поэтому необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи. Занятия в системе дополнительного образования детей организуются в соответствии со следующими принципами:

создание благоприятного социально-психологического климата для отличающегося, психологической безопасностью, взаимным доверием;

проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;

обеспечение возможности создавать множество решений творческих задач;

Объект: Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с детьми младшего школьного возраста.

Предмет: Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми младшего школьного возраста.

Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми младшего школьного возраста.

1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.

2. Выявить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми младшего школьного возраста.

1. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования

Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой природой, определяя ученику место творца и создателя, способного созидать и создавать. Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «Искусство» состоит из трех ступеней:

2 ступень обучения – школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.

3 ступень обучения – это элитарное обучение – творческая мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных училищах и вузах.

2. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста на занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста, она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Следующий шаг знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение воспитанников к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе.

Далее, что вполне закономерно — знакомство воспитанников с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного творчества даёт возможность воспитанникам сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника.

Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная, групповая и работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству особое значение приобретает включение в них драматургии активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие воспитанниками изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность образовательного процесса. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного творчества помогают детям глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлечённость работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства воспитанники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого ребёнка перерыв в работе может быть индивидуальным.

Воспитанники приходят в творческое объединение с настроением поработать. Поэтому, когда педагог начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От педагога требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени.

Много зависит от первого задания, которое педагог предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объёму и его можно было бы выполнить за одно, два занятия. При объяснении первого задания педагог акцентирует внимание воспитанников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед детьми в процессе исполнения задания. Это способствует развитию самостоятельности воспитанников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от педагога, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить с воспитанниками экскурсии в поле, лес, парк, на улицы города или поселка для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их, ребята проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций.

Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов. И для этого недостаточно только оценки педагогов, родителей или одноклассников. Необходимо, чтобы детские работы увидела более широкая аудитория. Очень важно, чтобы и сам ребёнок, и его педагог, и родители видели его произведения в ряду других.

К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.

Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах декоративно-прикладного искусства. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных нотах.

Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в Декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Детей младшего школьного возраста знакомят с разными видами народного искусства, учатся различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным признакам.

В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев. Соединяя круги, овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу.

Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча с разными видами искусства.

Таким образом, знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме. Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Младший школьный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Ш кольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Д екоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их на практике эстетического и нравственного формирования личности младшего школьника.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

1.Рондели Д. Л. «Народное декоративно-прикладное искусство», 1984г.

2.Логвиненко Г. М. «Декоративная композиция». М. издательство «Владос»,2004г.

3.Бардина Р.А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М. издательство «Высшая школа», 1986г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *