Для чего птице нужны перья
Зачем птицам оперение?
Ответ на вопрос, почему птицы покрыты перьями, совершенно очевиден — для того, чтобы они могли летать. Но для этого перышки должны бить практически невесомыми. Расправленные перья способсвуют взлету и дает способность парить.
Расправленные крылья позволяют птице подниматься вверх и выбирать направление полета. Перья на хвосте помогают поддерживать баланс во время полета. Туловище покрыто совсем короткими перьями. В холодное время года птица может их распушивать для сохранения тепла. А специальный состав, которым пропитаны перья, не пропускает влагу. Да перья для птиц просто незаменимая вещь!
Из чего состоят перья?
Основная составляющая птичьих перьев — это кератин, белок, являющийся строительным материалом для перьев, волос, когтей и рогов, он входит в состав и человеческой кожи и волос. Точно также, как у людей выпадают волосы, отживие свое, так и у птиц выпадают отслужившие свой срок перья, но перьевой покров обновляется. Так выглядит линька у птиц.
Однако, из существующих на планете более 8650 видов птиц летать умеют совсем не все. К примеру, большие величественные птицы, проживающие в основном на просторах Антарктиды — пингвины — не летают. Зато благодаря обтекаемой форме тела прекрасно плавают. Страусы — тоже нелетающие птицы, зато невероятно длинные и сильные ноги делают их отличными бегунами. А самая быстрая из всех птиц на планете — сокол-сапсан. По подсчетам специалистов его скорость может достигать 380 км/ч в пикирующем полете.
Некоторые виды птиц обладают недюжинной выносливостью и проводят огромное количество времени в небе. Например, пеночки-веснички находятся в полете над пустыней Сахара более 96-ти часов без отдыха. А стриж в небе и ест, и пьет, и даже спит. Эта маленькая птичка наматывает практически полмиллиона километров за год.
Птицы — не единственные существа на Земле, которые умеют летать. Эта функция еще доступна насекомым, а также летучим мышам (они не птицы, а млекопитающие). Летучие мыши теплокровные и имеют шерстяной покров.
С помощью клюва птицы собирают червей и захватывают и дробят зернышки, а также ухаживают за своим оперением — разглаживают, чистят, выбирают старые перья. У разных видов птиц разное и строение клюва. Например, клюв попугая ара специально предназначен для раскалывания орехов и измельчения фруктов. Насекомоядные птицы обладают клювом значительно меньших размеров.
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему «Зачем птицам перья?»
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт
«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»
школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Конспект ООД исследовательской деятельности
«Для чего птицам нужны перья».
Воспитатели средней группы №4:
с. Выльгорт 2020-2021 у.г.
Тема: «Зачем птицам перья»
Цель: Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц. Задачи:
— Расширить знаний детей о птицах, дать понятие «водоплавающие», «неводоплавающие»; изучить строение пера; выяснить отличие перьев водоплавающих и неводоплавающих птиц.
Познакомить детей с видами перьев.
Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к птицам, любознательность.
-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Развивающие:
-Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
-Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью,
-развивать познавательный интерес к жизни птиц;
-Совершенствовать практические навыки работы с лупой и с микроскопом.
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Приветствие гостям, друг с другом.
Воспитатель вносит коробку для исследований
— Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).
Загадываю загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
— Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
В: Правильно, сегодня мы снова поговорим о птицах.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением птиц.
В:Вспомните, как разнообразен мир птиц. Чем птицы радуют людей?
(Красотой, изяществом, пением).
В: Давайте послушаем, как птицы красиво поют.
В:Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах. И все же как не богат мир птиц, но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Это перья, крылья, клюв и размножение.
В:Ребята, почему мы называем птиц «пернатыми друзьями»?
(Потому, что у них есть перья).
В:Для чего они нужны?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
В: А давайте мы сегодня побудем учёными и будем изучать перья птиц. Понаблюдаем, проведём опыты и уж точно ответим на вопрос: для чего же нужны перья птицам?
— третий вид пера называется «рулевое». Как вы думаете почему? Рулевые перья крепятся к хвосту, и помогают изменять направление при полёте.
Давайте сделаем вывод, для чего птицам перья.(для полёта, тепла, для управления в полёте)
— продолжим наше исследование. Возьмите самое большое перо и рассмотрите разрыв в лупу, Увидели маленькие крючки? Попробуйте соединить разрыв, на что это похоже? На молнию.
Возьмите среднее перо и аккуратно отрежьте кончик, рассмотрите срез, что там внутри? (Пусто)
— А что это значит? (Оно легкое)
— Тихо встаньте, положите перо на руку и тихонько подуйте, так, чтобы оно далеко не улетело.
— Как вы понимаете поговорку «Как с гуся вода»
Физминутка «Не урони пёрышко».
В:Знакомство с птицами мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные исследования, а сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Дома обязательно расскажите, что нового вы узнали на занятии,
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
Наталья Буюклыу
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
Конспект открытого занятия
Экспериментальная, исследовательская деятельность
Подготовительная группа № 5 («Кораблик»)
«Зачем нужны перья?»
— Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают,потому что у них:
1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как скелет птиц состоит из полых костей (едят понемногу и часто).
— Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
— Воспитывать заботливое отношение к птицам.
— Установить связь между строением пера и образом жизни.
— Познакомить со строением махового и пухового пера.
— Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, классифицировать птиц на зимующих и перелетных, сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.
— Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавающих птиц загрязнения водоемов, рек, морей.
Объект исследования:
Перо (легкое, воздушное, проводит тепло, не пропускает воду, держится на плаву).
Чтение художественной и познавательной литературы.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Беседы о птицах; сравнивание перелетных, оседлых, зимующих и водоплавающих птиц.
Игры подвижные и дидактические.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? Назовите все осенние месяцы.
Гости приходят весной,
Правильно, молодцы! Ребята, вы обратили внимание, что птиц стало гораздо меньше, и мы уже не слышим веселого птичьего гомона. Как вы думаете, почему?
Как называются птицы, которые улетают от нас с наступлением холодов? (перелетные). Почему они улетают?
Как называются птицы, которые зимуют с нами? (оседлые, зимующие)
Воспитатель: Ребята, вспомните,пожалуйста: какая птица высиживает птенцов зимой? (клест) Какая температура воздуха в это время в гнезде? (+ 38)
Посмотрите на доску.Вы видите значки: снежинка, солнышко, вода. Как вы думаете, каких птиц мы можем прикрепить под каждым из этих значков?
Ответы детей: (Несколько детей подходят к доске и развешивают картинки с изображением птиц, в соответствии с условными обозначениями)
Молодцы! Вы уже довольно много знаете о птицах. Какие перелетные птицы улетают от нас одними из последних? Скажите, пожалуйста, а все ли водоплавающие птицы в нашем регионе являются перелетными? Почему? Какие характерные отличительные особенности во внешнем виде есть у водоплавающих птиц? (форма клюва и лап)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из части». Дети собирают разрезные картинки водоплавающих птиц.
Как одним словом можно назвать этих птиц?
Ребята, нам написала письмо девочка из другого детского сада, послушайте, пожалуйста. (Видеописьмо)
«Однажды мы с мамой возвращались из детского сада домой. В это время мимо нас пролетела какая – то красивая птичка. В полете от неё упало перышко. Оно такое легкое, так изящно кружилось в воздухе, тихо падая вниз, что я даже решила попросить маму остановиться, понаблюдать за ним.Мне стало интересно: как оно, такое маленькое, а согревает птиц от холода, ветра, дождя? Мы подошли поближе, взяв в руки перышко, я попросила маму рассказать мне об этих удивительных перьях. Оказалось, что перо необходимо не только птицам, но и нам, людям оно приносит огромную пользу. Ребята, а вам интересно было бы узнать об этих удивительных перьях?»
Люди уже в глубокой древности, наблюдая за полетом птиц, думали о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Существует древняя греческая легенда о величайшем художнике и скульпторе Дедале (который из белоснежного мрамора высекал такие дивные статуи, что они казались живыми) и сыне его Икаре. Будучи пленником могущественного царя Миноса, он не мог освободиться из плена ни по суше, ни по морю. Оставался только один способ, как птице взмыть в небо. Он собрал много птичьих перьев, скрепил их прочными нитками и воском,и сделал из них четыре крыла: для себя и для своего сына Икара. Когда крылья были готовы, Дедал привязал их на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. (Слайд 1)
Весной, 1 апреля мы будем отмечать Международный День птиц.На свете много разных птиц: огромных и маленьких, ярких и не очень, певчих и не очень. Одни живут в теплых краях, другие на севере, одни летают высоко в небесах, а другие ходят по земле или плавают в водоемах.
Воспитатель: Так зачем же нужны перья?
Перья служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Некоторые птицы, например страусы и пингвины, прекрасно обходятся без умения летать. Прочные и легкие перья удерживают тепло настолько хорошо, что при достаточном количестве пищи птицы способны выжить в сильные холода.
Людям птичье перо так же приносит огромную пользу. Когда еще не было пишущих ручек и карандашей, маховое гусиное перо затачивали и писали им при помощи чернил. (Слайд 2)
С давних времен птичьим пухом набивают подушки, одеяла и перины, на которых мы спим, а так же используют его при пошиве теплых вещей («пуховиков»). Стрела, пущенная из лука, летит куда лучше, благодаря прикрепленному к ней перу. Волан, для современной игры в бадминтон с птичьим пером; веники для выметания мусора; используют связку перьев в пчеловодстве (аккуратно смахивают пчел с сот, чтобы не повредить их, и собирают мед) и в рыболовстве (поплавок из птичьих перьев); а так же перо используют для украшений, и мн., мн. другое. (Слайд 3, 4, 5, 6)
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам почувствовать себя маленькими исследователями. Приглашаю вас пройти в мини-лабораторию профессора «Всезнайки». Давайте посмотрим, как же устроено перо птицы? (Слайд 7)
Воспитатель показывает рисунок пера.
У вас на столах вы видите разные виды перьев: маховые гусиные перья, пуховые, индюшачьи. Виды перьев (Слайд 8)
Найдите самое длинное перо.
Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. (Слайд 9)
Где оно находится у птицы?
Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Интересно, легкое оно или тяжелое? Давайте сравним.
Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое.
Воспитатель: Подбросьте перо. Что вы видите?
Дети: Падает медленно, плавно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему оно не падает вниз, а плавно планирует? Возьмите перо, давайте рассмотрим его. Посмотрите на край срезанного пера, что вы видите?
Дети: оно пустое внутри.
Воспитатель: почему птица не падает вниз, а держится на воздухе, плавно планируя, расправив крылья?
Можно показать на примере двух листов бумаги – одно смять в комок, другое оставить в расправленном виде и отпустить их одновременно с высоты вытянутой руки.
Воспитатель: Помашите пером перед собой, что вы ощущаете?
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу (или схема пера под увеличительным стеклом).
Посмотрите, на бородках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, «застегивая» поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. (Сначала птица трет клювом о сальную железу у основания хвоста и размазывает жир по какому-либо пучку перьев, а затем пробегает по ним клювом, пощипывая. Эта процедура, помимо удаления грязи распрямляет смявшиеся бородки и «застегивает» расстегнувшиеся крючочки. Особое внимание птица обращает на маховые и рулевые перья).
Воспитатель: Помимо маховых у вас на столах лежат и пуховые перья.Давайте сравним их Дети: водят по руке – оно мягкое, пушистое.
Воспитатель: Зачем такое перо птице?
Ответы детей: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Воспитатель: Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Воспитатель: Как называются перья на хвосте птицы и для чего они нужны?
Дети: Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.
Воспитатель: Так зачем птицам перья?
Дети: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
Воспитатель: а как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают?Ответы детей: у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Воспитатель: возьмите пипетку, наберите немного воды и капните на перо. Что произошло?
Воспитатель: то же самое происходит и у водоплавающих птиц – перо не намокает и птица может долгое время находиться в воде, а потом легко взлетать.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что может произойти с птицей в загрязненном водоеме? (Слайд 11)
Воспитатель: птицы, попавшие в такой водоем, загрязняют себе перья. Перья слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Наберите в пипетку растительное масло и налейте в емкость с водой (растительное масло можно подкрасить в черный цвет, бросаем перо.
Ответы детей: перо стало тяжелое, слиплись волоски.
Воспитатель: Поэтому нужно беречь природу, не загрязнять водоемы, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию и не погибали. (Слайд 12)
О каких видах перьев вы узнали на нашем занятии? Какую роль они играют в жизни птиц? Почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Что может произойти с птицами в загрязненных водоемах? Что делает человек, чтобы птицы не погибали и не исчезали?
Пух и перо птицы является натуральным природным материалом,которые для птиц и людей выполняют одни и те же функции: сберегают тепло, не пропускают воду, привлекают ярким окрасом. Перо обладает массой положительных качеств и свойств, которые человек научился использовать для улучшения собственных бытовых условий. Ну, а существование птиц без этого природного материала стало бы просто невозможным.
(Если останется время) Интересные факты. Цвет перьев у птиц зависит:
1. От питания (у розовых фламинго. Чтобы в неволе у птицы сохранялся розовый цвет перьев, их нужно кормить креветками, так же почти у всех птиц с желтым, красным или оранжевым оперением.
2. Природная пигментация (меланин, цвет перьев черных и коричневых оттенков– у птиц, так же как и волосы у человека.
3. Приятные голубые оттенки обусловлены рассеянием света, а не пигментами. Зеленый получается в том случае, если поверх участка, имеющего синий цвет, лежит слой желтого пигмента.
У многих видов птенцы внешне отличаются от родителей. Но и взрослые птицы не всегда выглядят одинаково. Тундряная куропатка зимой белая, что соответствует заснеженной среде обитания, к лету она становится пестро-коричневой, сливаясь по цвету с камнями и растительностью.
Список используемой литературы:
2. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова, Москва 2014.
3. «Юный эколог» С. Н. Николаева, Москва, 2010.
4. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ», Сп, 2016.
5. «Весна, насекомые, перелетные птицы» О. А. Скоролупова, Москва 2015.
6. «Атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, Москва 2006.
7. «Зеленые страницы» А. А. Плешаков, Москва 2015.
8. Великолепная энциклопедия животных. Москва. «Махаон». 2013 г.
9. Энциклопедия в вопросах и ответах. Живая природа. Москва. «Омега». 2010 г.
10. «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Кун
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Для чего птицам перья?» группы общеразвивающей направленности детей 4–5 лет
Елена Скуратова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Для чего птицам перья?» группы общеразвивающей направленности детей 4–5 лет
Конспект нашла на просторах интернета, изменив кое-что для себя.
Образовательные задачи: Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Ход занятия:
Мотивация: дети заходят в группу и видят следы птиц и перья. –
Кто оставил следы? (птицы) –
Как догадались? (по перьям и по следам) –
(Просмотр картинок : разнообразие птиц) на телевизоре
Ребята, посмотрите, а все птицы одинаковые
Просматривая картинки, дети играют в дидактическую игру «Скажи наоборот».
Все птицы разные, а что у них общего?
Что отличает их от остальных животных? (Перья) –
Посмотрите ребята, нам пришло видеообращение. Давай его откроем и узнаем от кого оно. (На экране появляется Незнайка, и просит ребят рассказать ему для чего птицам нужны перья)
Воспитатель: Ну что, ребята расскажем Незнайке для чего нужны перья птицам?
Ребята, а куда нам с вами нужно отправиться, чтобы узнать для чего птицам перья? (в лабораторию)
А чтобы мы стали настоящими исследователями нам для этого нужно специальная одежда, давайте оденем ее. Ну, вот теперь можно отправляться в лабораторию.
Набор для исследования: (перья маховые и пуховые, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное перо, лупы, проволока, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка, кисточки).
Основная часть. Опыты.
Ну вот мы и в нашей лаборатории. Все, что мы с вами узнаем о том, Для чего нужны перья птицам, мы будем зарисовывать на этом листе бумаги, а потом отправим Незнайке в цветочный город. Договорились?
Давайте внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики)
— Правильно у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бороздок.
— Давайте повторим эти слова и запомним их.
— Так какой мы с вами можем сделать вывод?
— Правильно у всех перьев одинаковое строение.
— Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует маркером схематично перо).
— Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они стояли в стаканчике, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по столу.
— Как вы думаете, почему они разлетелись?
— Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло?
— Как вы думаете, почему?
— А как еще можно доказать, что перо легкое?
— Попробуем? Злата, положи на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)
— А теперь ты, Дима, положи.
— Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.
— Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)
— Правильно все перья очень легкие.
Воспитатель: А знаете, почему они такие легкие и воздушные? Посмотрите внимательно на перо. Из каких частей состоит перо? Из бороздок и стержня, как вы думаете, что находится внутри стержня?
Правильно, потому что внутри стержня пустота, в которой находится воздух.
— Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? Что такое же легкое, как и это перышко? (воздушный шарик)
— Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.
— Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).
Опыт с молнией и с маховым пером.
— Для следующего опыта нам нужно сесть за столы, прошу (на столе перья, лупы, стул для воспитателя).
— Давайте внимательно рассмотрим большое птичье перо на свет и через лупу. Что вы видите? Скажите бороздки плотно расположены или далеко друг от друга? (бороздки плотно друг к другу, соединены)
— Видите ли вы просветы между бородками? (нет)
— Действительно они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?
— Потому что между бородками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Показ картинки.
Иногда они разъединяются, появляется промежуток. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро «застегнуть» этот промежуток клювом, как замочком «молнии», а мы с вами это сделаем пальчиками.
Дети пальчиками чинят перышки.
Когда то, очень давно это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию. Обозначим этот опыт таким рисунком.
— Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?
— Точно, Леша, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо. Обозначим это стрелочками.
А какие перья лежат у вас ещё? –
Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым. (водим по руке – мягкое, пушистое) –
Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах). Как мы обозначим это? С помощью пушистого перышка и солнца.
Воспитатель: Мы немножечко устали, я предлагаю вам поиграть в игру «Где живут птицы»
По команде «Птицы» дети передвигаются, взмахивая руками.
Воспитатель: Ну что, ребята отдохнули? Тогда возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт «Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?»
— А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?
Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведем эксперимент.
— У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.
— Так какой мы с вами можем сделать вывод?
— Правильно, перья водоплавающих птиц покрыты жировой смазкой, что позволяет им не намокать и легче двигаться по поверхности воды.
— Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды, зачеркнутая крест на крест).
— А где в быту нам может пригодиться перо?
— Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)
— Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).
Ими украшают шляпы, одежду.
— Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
— А рисовать можно? Давайте попробуем.
Обводим силуэт птицы (гуашью).
Ну вот мы с вами и
Рефлексия: О чем узнали мы сегодня в лаборатории? Давайте посмотри на нашу схему и вспомним, что мы сегодня с вами узнали?
Ребята, как вы думаете, птицам трудно приходиться?
А как мы с вами можем помочь птицам?
Скажите, а вам понравилось занятие, а что было для вас особенно интересным? Что нового вы узнали на занятии? О чем расскажите маме и папе?
Ну вот я думаю, Незнайка будет доволен, очень много мы сегодня с вами узнали и все зарисовали для чего же птицам нужны перья, отправим наш рисунок Незнайке, пусть своим друзьям тоже об этом расскажет.
Конспект ОД детей средней группы по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Домик для гнома» Конспект образовательной деятельности детей средней группы по опытно- экспериментальной деятельности Тема: «Домик для гномика». подготовила.
Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у профессора Всезнайкина» Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у профессора Всезнайкина» Цель: Закрепить и расширить.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Эти загадочные камни!» Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Эти загадочные камни!» Автор-составитель воспитатель: Кислухина.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Вода и ее свойства» Тема: «Вода и ее свойства». Педагогическая цель: Воспитывать у детей интерес к окружающему миру через экспериментирование. Интеграция образовательных.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности старшей группы «Здорово жить» Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе: «Здорово жить!» Цель опыта: исследовать вредное влияние.
Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Веселая лаборатория профессора Эйнштейна» Цели и задачи: • привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми.